Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надо ли платить за вывоз мусора в частном доме в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Верховный суд России отказался признать незаконным подход к оплате услуг по вывозу ТКО для собственников, в квартирах или домах которых никто не живёт и по факту услуга не оказывается. Владелец такого жилья пытался через суд принудить регоператора сделать перерасчёт платы за ТКО, но проиграл дело.
Главная причина заключается в том, что закон (от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ) прямо обязывает собственников жилых помещений заключать договор на вывоз ТКО с регоператором.
Согласно п. 8.17 Правил № 1156, если регоператор опубликовал предложение о заключении договора на своем официальном сайте, то этот договор вступает в силу на 16-й рабочий день вне зависимости от того, подписал его потребитель, или нет.
Это один из случаев обязательного заключения договора, предусмотренный Гражданским кодексом РФ (ст. 445).
Но если при заключенном договоре регоператор не выполнял свои обязанности (т.е. не вывозил мусор) — тогда и платить ему жильцы не обязаны.
Факт вывоза мусора подтверждается прежде всего данными спутниковой системы ГЛОНАСС, которые должны быть установлены на всех мусоровозах. Затребовать эти сведения может суд по ходатайству стороны процесса.
Доказывая, что мусор не вывозится, в суде можно также ссылаться на свидетельские показания, фото- и видеозаписи.
Как видно по предыдущему примеру, регоператор добровольно сделает перерасчет платы за вывоз ТКО за период временного отсутствия жильцов только в том случае, если в регионе плата начисляется по количеству проживающих (а не по метражу жилья).
Но и здесь не все так гладко. Согласно п. 148 (36) уже упомянутых Правил № 354, если в жилом помещении никто не зарегистрирован (ни постоянно, ни временно), то плата за вывоз мусора начисляется по числу его собственников.
С этим правилом пришлось столкнуться жительнице Алтайского края, когда за принадлежащую ей на праве собственности квартиру выставили задолженность по оплате вывоза мусора за целый год.
Это при том, что квартира пустовала (собственница подтвердила, что все это время проживала по другому адресу). Регоператор ссылался на тот самый п. 148 (36) Правил № 354 и отказывался делать перерасчет.
Тогда женщина обратилась в Верховный суд РФ, требуя отменить действие спорного пункта как противоречащего закону. В высшей инстанции не усмотрели нарушения закона, но сделали важное заявление:
Отказ регоператора можно обжаловать в суде (ВС РФ, дело № АКПИ19-967).
Таким образом, в указанных случаях можно освободиться от платы за вывоз мусора. Но, к сожалению, пока только через суд.
Мусорная реформа: результат для жителей страны
2019 год принес россиянам немало сюрпризов. Один из них — мусорная реформа. Предполагается, что после ее реализации с территории страны исчезнет большая часть полигонов для захоронения ТБО. Мусор планируется перерабатывать или сжигать для получения тепла.
В областях, краях и республиках выбраны региональные операторы. Они имеют право собирать отходы, сортировать и перевозить на свалки или специализированные предприятия. Но жителей страны взволновало многократное повышение цен на услуги. Ранее с квартиры площадью 50-60 метров за вывоз ТКО платили 100-150 рублей, теперь такая сумма взимается с человека.
Чем руководствовались регионы и операторы, поднимая цены, непонятно. По маленьким и большим городам России прошли многочисленные митинги противников реформы. Но ничего не изменилась. В почтовые ящики опускаются квитанции с суммами по 500-600 рублей на семью, на контейнерных площадках стоят те же баки. О раздельном сборе мусора речь не идет.
Как заключить договор на вывоз отходов из частного домовладения
Типовая форма договора на оказание услуг по вывозу ТКО представлена в пункте 5 статьи 24.7 закона №89-Ф3. В договоре обязательно должны быть указаны:
- Название и реквизиты организации, являющейся региональным оператором по вывозу коммунальных отходов, её юридический адрес.
- Паспортные данные заказчика услуги – фамилия, имя, отчество, место регистрации и адрес проживания.
- Обязанности организации оператора (сбор, транспортировка, обработка, обезвреживание, утилизация и захоронение отходов), место сбора и объем выполняемых работ. К обязанностям оператора также относится своевременное реагирование на жалобы заказчиков на ненадлежащее выполнение услуг, контроль за сохранностью контейнеров и состоянием контейнерных площадок.
- Обязанности заказчика: оплата услуги в срок согласно тарифу, установленному местным исполнительным комитетом, складирование мусора строго в предусмотренных для этого местах, ответственность за сохранность контейнеров и т.д.
- Точное расположение место складирования отходов вместе со схемой, а также указание на тип его хранения (пакеты, урны, контейнеры, бункеры и пр.).
- Возможность для заказчика и исполнителя раз в полугодие производить поверку, учет и контроль оказываемой услуги.
- Длительность действия договора. Как правило, договор имеет силу до тех пор, пока в силе соглашение оператора услуги с муниципальными органами власти.
- Место и время заключения договора.
- Подписи всех сторон.
Как организовать сбор ТКО в частном секторе
Обращение с ТКО в частном секторе в значительной мере отличается от обращения с ТКО в МКД.
Так, лицом, ответственным за организацию и поддержание порядка в местах накопления ТКО в МКД, является управляющая компания или ТСЖ. В частном секторе вопрос решается несколькими способами:
- При наличии централизованного управления в виде ТСЖ и пр. ответственным лицом является управляющая организация, ТСЖ. Собственники ТКО осуществляют складирование ТКО в специально отведенных местах.
- При отсутствии ТСЖ или управляющей организации складирование ТКО производится:
- либо на ближайшей контейнерной площадке, утвержденной органами местной власти совместно с РО в схеме обращения с ТКО;
- либо в предоставленные РО пакеты или другие емкости (п. 10 Правил обращения с ТКО).
В отсутствии бездействия со стороны потребителя придется платить
Однако отсутствие письменного договора и даже отсутствие совершения конклюдентных действий не освободит от оплаты услуг по вывозу мусора по следующим причинам.
Во-первых, согласно п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Это означает, что оказать услугу по обращению с ТКО может лишь одна организация.
Во-вторых, согласно п. 148(11) Правил региональный оператор по обращению с ТКО приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом.
Что такое региональный оператор?
Согласно обновленному законодательству, сегодня вывоз мусора производится уже не маленькими компаниями, а регоператорами. Они определяются на тендерной основе, впоследствии отвечают за обращение с ТКО.
Вначале все регионы должны утвердить индивидуальный план управления отходами, принять соответствующую программу. В тендере обычно участвуют местные предприятия, занимающиеся сбором, перерабатыванием мусора. Контролируют деятельность отобранных организаций районные администрации, РЭО.
Региональный оператор непременно должен:
- Подписывать договора с местными жителями, различными структурами.
- Собирать, транспортировать, утилизировать ТКО.
- Обезвреживать опасные отходы.
- Внедрять раздельный сбор мусора.
- Избавляться от нелегальных свалок.
Отсутствие контейнеров для сбора ТКО
Отсутствие контейнеров для сбора ТКО.
Положением п. 150 Постановления Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что если исполнитель (в рассматриваемом случае регоператор), допустил перерывы в предоставлении коммунальной услуги, превышающие установленную продолжительность, то он обязан произвести перерасчёт платы за такую услугу вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Пункт 148(45) Правил предоставления коммунальных услуг также указывает на то, что плата за коммунальную услугу подлежит уменьшению в случае предоставления услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности. Так, в соответствии с п. 148(46) Правил при перерывах в предоставлении услуг размер платы должен быть снижен на размер платы за объем неоказанной услуги. Для определения этого объема в расчет берутся норматив накопления ТКО и продолжительность непредоставления коммунальной услуги в расчетном периоде.
При этом потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в иных местах (площадках) накопления ТКО, в схему размещения которых не входит адрес конкретного дома (см. п. 15 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами; п. 4 ст. 13.4 Закона об отходах).
Таким образом, если мусор вообще не вывозился, то и платить за эту услугу потребители не должны.
В случае если оплата за не оказанные услуги потребителями произведена, то регоператору может быть предъявлена претензия о возврате оплаченной суммы за период ее непредставления.
При этом важным элементом в разрешении данной ситуации может послужить факт обращения потребителей не только с требованием о возврате уплаченных денежных средств, но и наличие с их стороны практических действий, связанных с намерением получить данную услугу, поскольку по общему правилу собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ст. 30 ЖК РФ).
С этой целю необходимо обратиться с заявлением к региональному оператору о заключении письменного договора по типовой форме с указанием способа складирования ТКО и мест (площадок) накопления ТКО для конкретного домовладения.
Этот момент очень важен для разрешения ситуации в суде в случае его не урегулирования в претензионном порядке. Поскольку при наличии спора он может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства (ст. 11 ГК РФ, ст. 11 ЖК РФ, ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»). При этом суд, оценивая фактические обстоятельства дела, дает оценку, кроме всего, добросовестности действий участников гражданских правоотношений и их разумность, а также с точки зрения наличия/отсутствия злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ, ст. 56 ГПК РФ).
Кроме того, при наличии вышеуказанной претензии со стороны потребителей к региональному оператору с обоснованными требованиями и отсутствии со стороны регоператора практических действий, связанных с прекращением нарушений прав потребителей, граждане (собственники ТКО) могут обратиться в адрес Управления Роспотребнадзора по Саратовской области с просьбой защитить их права в судебном порядке, а также с целью применения к нарушителю мер административного воздействия в пределах компетенции и полномочий Службы.
При этом, важным моментов в этой связи имеет не только факт попытки потребителя урегулировать спор в претензионном порядке, но и сам факт нарушения прав потребителя, который связан в рассматриваемом случае с оплатой неоказанных услуг.
Обязательно ли индивидуальному домовладельцу заключать договор на вывоз мусора?
В отличие от многоквартирных домов отходами индивидуальных домовладений управляют сами жильцы. Это создает как проблемы, так и преимущества.
В многоквартирных жилых домах обязанность собственников жилья оплачивать вывоз своих отходов обеспечивается автоматически, на основании перечня коммунальных услуг. Это регламентируется «Жилищным кодексом». Индивидуальные домовладельцы на федеральном уровне такой обязанностью не обременены.
Заполнить эту правовую брешь должно было региональное законодательство. Однако, в большинстве регионов, если и были подобные законы, они копировали федеральные и не привносили ничего особенного.
Это приводило к тому, что принудить домовладельцев оплачивать вывоз своих отходов, было практически невозможно. С одной стороны, это вызывало переполнение контейнерных площадок для сбора бытового мусора. С другой стороны, плодило и без того обширные незаконные свалки.
Проблема начала решаться в последние годы, когда региональные законы стали обязывать индивидуальных домовладельцев заключать договора на вывоз твердых бытовых отходов (твердых коммунальных отходов).
Так, например, в Московской области жители индивидуальных жилых домов обязаны заключить договор на вывоз мусора. Домовладельцы, не заключившие такой договор, могут быть оштрафованы на 5000 рублей.
Однако история эта показательна. Областные законодатели вводя обязанность по заключению договора, забыли установить наказание за неисполнение этой обязанности в областном административном кодексе. В итоге, до сих пор это положение не заработало в полной мере, т.е. добрая часть домовладельцев по-прежнему не платят за вывоз мусора.
Особенно это касается владельцев домовладений с сезонным проживанием (дачников), ведь доставить им уведомление не так просто (надо знать адрес постоянного проживания, а он не всегда совпадает с адресом прописки).
Какой должна быть плата за вывоз мусора
Отдельный вопрос возникает в связи с тем, как рассчитывать плату. Изначально тариф формируется исходя из утвержденных норм накопления твердых бытовых отходов и устанавливается на одного проживающего в рублях на человека.
Плата, как правило, не зависит от метода сбора бытовых отходов, т.к. нет принципиальной экономической разницы.
Сам тариф рассчитывается исходя из затрат на вывоз и захоронение (переработку) твердых бытовых отходов, а также включает платежи за размещение отходов (если они идут на захоронение на полигоне ТБО).
Таким образом, плата устанавливается исходя из общего количества жителей в частном доме и тарифа на вывоз и захоронение ТБО. В индивидуальных жилых домах число проживающих устанавливается по количеству постоянно и временно зарегистрированных (прописанных). В домах сезонного проживания (дачах) это устанавливается в договоре на вывоз отходов, фактически со слов домовладельца.
Это приводит к тому, что в дачный сезон контейнерные площадки переполняются, т.к. хитрые дачники заключают договор на меньшее количество проживающих, чем бывает на деле, а то и вовсе уклоняются от заключения договора и оплаты вывоза мусора.
Кроме этого, городские жители, проживающие на дачах, как правило не имеют ближайшего понятия об особенностях обращения с отходами в «частном секторе». Они жгут костры из остатков рубероида, кидают в мусорные контейнеры скошенную траву и пищевые отбросы, засыпают строительным мусором водоотводные канавы.
Помимо всего, в зонах индивидуальной жилой застройки трудно организовать раздельный сбор отходов: автомобильных шин, ртутьсодержащих ламп, пластиковой тары и пр. В основном из-за того, что нет штатных дворников, которые бы поддерживали порядок на площадках для раздельного сбора отходов.
Поэтому, с особой актуальностью встает вопрос пропаганды правильного отношения к мусору среди домовладельцев и арендаторов.
Кто платит за переработку мусора
На 30% мусорная реформа финансируется государством. Но это лишь одна треть от расходов. Остальные обязательства оплачиваются собственниками недвижимости.
Каждый собственник недвижимого имущества должен заключить с региональным оператором договор. Сделать это можно как через товарищество собственников жилья, так и напрямую.
Сумма ежемесячно отдельной строкой включается в квитанцию за коммунальные услуги. Тарифы устанавливаются и контролируются местными органами власти.
Средние размеры оплаты с одного собственника по России составляют от 180 до 370 рублей и ежегодно индексируются. По мнению экспертов, в 2020 году тарифы могут вырасти на 10-12%.
Как организовать вывоз мусора из садоводческого товарищества по новым правилам?
Разбираемся, можно ли заключить договор на вывоз мусора из СНТ не с «Купритом» и платить только за фактический объём отходов.
– «Куприт» обязует ставить в СНТ контейнеры для сбора мусора с соблюдением санитарных норм и правил. Пожарная инспекция тоже рекомендует нормативы на установку контейнеров. В нашем садоводстве, образованном в 1957 году, нет возможности соблюсти эти СНИПы. Хотели поставить бункер на пустыре, за забором, но Ленинский райисполком не разрешает использовать муниципальную землю. В прошлые годы к нам приезжал самосвал, и весь мусор садоводы загружали в кузов — нам это было удобно. В «Куприте» нет машин самосвалов, только мусоровозы, которые не смогут развернуться на узких улицах в садах. Два закона вступили в противоречие. Готовим документы в суд для решения этой проблемы, так как в мае месяце уже встанет вопрос вывоза мусора. Наше предложение: пусть «Куприт» арендует самосвалы для вывоза мусора или разрешит нам самим искать лицензированные организации, занимающиеся вывозом мусора ТКО.
Как пояснил официальный представитель АО «Куприт» Станислав Куршаков, никаких других лицензированных организаций быть не может — только региональный оператор. Все остальные организации, занимающиеся в Кировской области вывозом ТКО, могут выступать исключительно в роли субподрядчика, а договор с ними может заключить непосредственно регоператор. Граждане же, как и юрлица, заключают договор только с АО «Куприт».
Однако это касается только вывоза твёрдых коммунальных отходов. Для вывоза, например, строительного мусора заключать договор именно с регоператором необязательно.
– Можно заключить договор с любой организацией, имеющей соответствующие разрешения на вывоз таких отходов. Региональный оператор тоже может оказывать эту услугу, только не по регулируемой цене, то есть не за счёт утверждённого РСТ тарифа, а по отдельному договору, — пояснил Станислав Куршаков.
По теме
Как организовать мусорную площадку возле своего дома?
5660
Установленное СанПиН расстояние до контейнерной площадки — от 20 до 100 метров — касается только жилых домов, отмечает официальный представитель «Куприт», к садовым домам они не относятся. И даже если в садоводческом товариществе есть дома, зарегистрированные как жилые, то расстояние от них до мест накопления ТКО может быть изменено комиссионно с участием собственника, теруправления и органов санэпиднадзора.
– Лучшим вариантом в вашем случае будет найти место для контейнерной площадки на территории СНТ, так как на муниципальной земле создать площадку не для общественных нужд вряд ли разрешат, — поясняет Станислав Куршаков.
Кроме того, если площадка расположена на закрытой территории (то есть к ней не должно быть доступа посторонним лицам, которые могут выкидывать туда и свой мусор), то собственники могут рассчитывать на расчёт платы за вывоз ТКО не по нормативу, а по факту. Для этого место накопления ТКО должно быть включено в реестр, который ведут органы местного самоуправления, а также нужны подтверждающие документы за предыдущие периоды — акты выполненных работ, где указаны объёмы вывезенных отходов. Проще говоря, у вас уже должен был существовать договор на вывоз мусора, заключенный до 1 января 2019 года.
Если подтверждающих документов по объёму прошлых лет нет, то плата будет рассчитываться из объёма отходов не ниже нормативного (0,35 кубометра в год на одного участника СНТ), уточняет Станислав Куршаков.
При этом вывоз мусора будет производиться по согласованному графику, прописанному в договоре. То есть, как поясняет представитель «Куприта», установленные в приложении №1 Постановления Правительства №354 (зимой — не реже одного раза в трое суток, летом — ежедневно) сроки вывоза ТКО будет действовать только в том случае, если вы не договоритесь о другой периодичности.
— Самым удобным вариантом в этом случае будет установить бункер для мусора объёмом 8 кубометров — он дольше заполняется, соответственно, и приезжать за ним нужно будет реже. Учитывая, что основная часть мусора в садах либо сжигается, либо идёт в компост, такой бункер может заполняться довольно долго, — комментирует Куршаков. — Однако имейте в виду, что если у вас нет необходимых документов для оплаты по факту, то на итоговую стоимость коммунальной услуги это никак не повлияет. Плюсом здесь будет только то, что мусоровоз, приезжая реже, будет меньше разбивать дорогу в СНТ.
Коротко о главном:
1. Заключить договор на вывоз ТКО можно только с «Купритом», другие организации могут быть только субподрядчиками.
Какие документы нужны для заключения договора
Для тех, кто не знает, какие документы нужны для заключения письменного договора на вывоз мусора с индивидуальными предпринимателями, а также юридическими лицами, представлен следующий список:
- бумагу, подтверждающую полномочия представителей со стороны заказчика;
- адрес, по которому будут располагаться необходимые для очистки от мусора контейнеры;
- копия документа, подтверждающего регистрацию юридического лица;
- банковские реквизиты, согласно которым будут перечисляться деньги;
- ИНН;
- КПП;
- информация об общей численности работников предприятия, принадлежащих ему территорий и площади рабочих помещений.
В чём проблема с мусором
Мусор — это всё, что осталось ненужным после потребления, производства, приготовления еды, оказания услуг или торговли. Это коробка от пиццы, обрезок доски, банка с остатками краски, остриженные волосы, картофельные очистки и стопка накладных от поставщика за прошлую пятилетку.
Закон называет мусор отходами. А всё, что выносят на мусорку из помещения — твёрдыми коммунальными отходами или ТКО.
Государство следит, чтобы отходы не вредили природе и человеку. Для этого специальные организации — региональные операторы по обращению с ТКО — собирают отходы из контейнеров и вывозят на свалку. Потом утилизируют или перерабатывают.
Жильцы домов, заводы и предприниматели обязаны заключить договор с региональным оператором своего города и каждый месяц платить по тарифу за очистку уличных контейнеров, в которые выкидывают мусор.
От имени жильцов в многоквартирном доме договор заключает ТСЖ и добавляет строку за вывоз ТКО в квитанцию.