Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанность управляющей компании по раскрытию информации в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Делегирование полномочий по управлению многоквартирным домом (МКД) специальной организации – это один из способов организации контроля за общим имуществом владельцев объектов недвижимости в здании. Другой формой такого управления является создание товарищества собственников жилья (ТСЖ).
Как отвечать на запросы населения
Граждане могут направлять письменные запросы обычной или электронной почтой в адрес своей управляющей компании, чтобы получить сведения о ее деятельности или своем доме. Управляющая компания, в свою очередь, должна отвечать на эти запросы граждан в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса. Все запросы, полученные обычной или электронной почтой, хранятся УК в течение 5 лет.
В электронном ответе управляющая компания должна продублировать текст самого запроса, а также предоставить запрашиваемую информацию. Обязательно укажите ФИО и должность сотрудника УК, который отвечал на запрос.
Если запрос поступил к вам по обычной почте, то его необходимо зарегистрировать в день поступления, присвоить ему регистрационный номер и проставить штамп УК. В письменном ответе необходимо указать ту же самую информацию, что и в электронном виде.
Гражданин, который направляет вам письменный запрос, должен указать название вашей управляющей компании, свои ФИО, почтовый адрес, изложить суть своего обращения, а также указать желаемый способ получения ответа: посредством почтового отправления или выдачи лично на руки.
Как правило, УО используют четыре стратегии защиты в случае привлечения к административной ответственности за нарушение Стандарта.
Выявление процессуальных нарушений. Следует знать, что на проверку по исполнению УО требований Стандарта не распространяется действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Соответственно проверяющие не должны уведомлять УО о грядущей проверке, о чем говорится в постановлении ФАС Московского округа от 16.11.2012 № А40-59198/12-72-406: «В связи с тем, что правонарушение выявлено в ходе осмотра общедоступных помещений УО, и ввиду отсутствия непосредственного взаимодействия с заявителем не требовалось уведомление и участие представителя УО согласно Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, равно как и наличие оснований для проведения проверки», а также в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 № 09АП-39776/2012. Однако при выявлении факта нарушения проверяющий обязан придерживаться установленного порядка привлечения к административной ответственности, в т. ч. правил составления протокола и вынесения постановления об административном правонарушении (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 № А31-4735/2011). Так, например, постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 № А26-6455/2012 суд отменил постановление о привлечении к административной ответственности, поскольку представители юридического лица к участию в осмотре информационного ресурса не привлекались, осмотр был осуществлен сотрудником инспекции без привлечения понятых, протокол об административном правонарушении составлен с существенными нарушениями требований закона.
Информация понятна, если она выражена языком, на котором говорят те, кому она предназначена.
Сама по себе проверка исполнения требований Стандарта заключается в осмотре страниц сайта и общедоступных помещений УО. Факт отсутствия подлежащих размещению сведений на момент проведения проверки подтверждается актом проверки, фотоматериалами или скриншотами страниц интернет-сайта (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2013 № А07-16008/2012).
Оспаривание по материальным основаниям в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Производство по делу об административном правонарушении на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Несоблюдение требований Стандарта является длящимся правонарушением. Поэтому следует знать, что срок давности исчисляется не с момента совершения правонарушения, а с момента его обнаружения (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.02.2013 № А27-12064/2012).
В соответствии с п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Следовательно, длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном, непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Кроме того, к правоотношениям в сфере управления МКД подлежит применению законодательство о защите прав потребителей, в связи с чем срок давности за совершение административного правонарушения, выразившегося в невыполнении обязанности по раскрытию информации, составляет один год (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013 № А32-37320/2012, решение Свердловского областного суда от 27.02.2013 № 72-92/2013). Именно к такому выводу стали приходить суды с момента принятия постановления Верховного Суда РФ от 25.03.2013 № 3-АД13-2. Ранее при рассмотрении дел о нарушении Стандарта суды руководствовались общим сроком привлечения к административной ответственности – два месяца.
Оспаривание по малозначительности правонарушения. Как показывает судебная практика, это наиболее часто используемый аргумент со стороны УО, однако труднодоказуемый. Рекомендуется особо тщательно выстраивать позицию защиты с учетом сформировавшейся судебно-арбитражной практики.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 5). При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд всегда исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10). Например, суд признал обоснованной позицию о том, что в действиях УО нет злонамеренного и пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на нее обязанностей, последствия правонарушения были устранены немедленно. Составлением протокола об административном правонарушении была достигнута предупредительная цель административного производства, и применение в данном случае штрафа в размере 250 тыс. руб. будет носить неоправданно карательный характер (постановление ФАС Поволжского округа от 13.11.2012 № А12-9107/2012).
Каков порядок раскрытия информации управляющими компаниями?
Процедуру раскрытия информации устанавливает пятый пункт Стандарта, где говорится, что сведения размещаются:
- на официальном интернет-портале, который организован муниципальным органом для этих целей;
- на официальном сайте УК;
- на сайте регионального органа исполнительной власти;
- на сайте органа местного самоуправления, на территории которой действует управляющая организация;
- в печатных изданиях, которые сотрудничают с органами местного самоуправления;
- на стендах в офисе управляющей компании или в помещении МКД — для ТСЖ и ЖСК.
Важно подчеркнуть, что собственники помещений в МКД имеют право знакомиться с информацией в любой момент. Таким образом, собственник может направить запрос в письменном или электронном виде для получения перечня оказываемых услуг, информации о тарифах и так далее.
Если собственник запрашивает информацию, которая есть в открытом доступе, то УК может не копировать эти данные в ответном письме, а предоставить информацию о том, где можно ознакомиться с интересующими сведениями.
Сроки информирования
В соответствии с пунктом 9 Постановления № 731 управляющая организация должна разместить информацию об обслуживании конкретного МКД в течение 30 суток с момента заключения договора об управлении. Сведения о финансовых и хозяйственных работах должны публиковаться каждые 3 месяца.
Ответы на письменные и электронные запросы отправляются в течение 10 дней после поступления запроса. Принятые запросы и копии ответов хранятся не менее пяти лет в электронном или письменном виде в зависимости от формы запроса.
Список предоставляемых услуг регулярно демонстрируется на стенде с учётом последних изменений.
Список предоставляемых услуг должен регулярно отображаться на стенде с учетом последних изменений. Изменения подлежат опубликованию:
- на официальном сайте — в течение 7 дней;
- на информационных стендах — в течение 10 дней;
- в официальных печатных изданиях — в течение 30 дней.
Как отвечать на запросы жителей
Ужесточение обязательств по раскрытию информации для УК во многом происходит в результате борьбы за права жильцов. Они оплачивают услуги управляющей компании, и поэтому должны получать достоверные данные о ее работе. Реализовать такое право собственники могут в любой момент. Им не обязательно дожидаться очередного годового отчета, чтобы уточнить интересующие сведения.
Жилец обслуживаемого управляющей организацией дома может подать ей письменный или электронный запрос относительно списка предоставляемых услуг, их стоимости, качества и регулярности проведения.
Если УК ранее уже в каком-то из используемых источников раскрыла запрашиваемую информацию, то ей не обязательно письменно дублировать ее. В такой ситуации достаточно указать потребителю адрес сайта или иное место, где сведения находятся в публичном доступе.
Если же информация ранее нигде не размещалась, то на запрос обязательно нужно отвечать. При его подаче заявителем в письменной форме управляющей организации на это дается пять дней, в электронном виде – десять дней.
Не нужно забывать и о том, что раскрытие информации управляющими организациями предполагает ее регулярное обновление. Например, на сайтах это нужно делать в течение 7 дней, а в официальной периодике на ту же процедуру дается 30 дней.
Последствия нарушения стандарта
Законодательные изменения, в соответствии с которыми управляющие компании обязаны предоставлять информацию на основании Стандарта, произошли в 2010 году, но многие организации в своей работе допускают значительные нарушения, скрывая сведения о своем функционировании.
За такие нарушения предусмотрена серьезная ответственность.
А именно, Кодекс об административной ответственности РФ установил штрафы в размере от 30 до 200 тысяч рублей, которые могут быть наложены как на конкретного сотрудника, так и на компанию в целом. Помимо всего, регулярно осуществляется надзор в лице прокуратуры и жилищной инспекции. Если в ходе проверки будут выявлены грубые нарушения, то организация может лишиться лицензии через судебное разбирательство.
Сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности УК, ТСЖ, ЖК представляются за отчетный период – календарный год, следовательно, дата начала отчетного периода – 01.01.2015, дата конца отчетного периода – 31.12.2015.
Прежде всего, управляющему необходимо прикрепить сканированную копию документа годовой бухгалтерской отчетности за отчетный период в виде файлов в электронной форме (строка 4). Это значит, что все страницы годовой бухгалтерской отчетности в объеме, предусмотренном бухгалтерским законодательством и учетной политикой, следует сканировать и как единый документ разместить в соответствующем поле при заполнении формы. Отчетность может быть размещена сразу после составления (то есть после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта[1]), без утверждения участниками компании. Это касается как УК, так и некоммерческих объединений граждан.
Исходя из приказа Минфина от 27.11.2020 № 287н, под раскрытием информации в бухотчетности в ограниченном объеме понимается информация, которая может быть раскрыта в ограниченном объеме. То есть, согласно перечисленным выше ПБУ:
- о доходах организации;
- о связанных сторонах;
- о договорах строительного подряда;
- по сегментам.
Ситуация, в которой допустимо ограниченное раскрытие информации, — это когда раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приведет или может привести к потерям экономического характера и/или урону деловой репутации организации и/или ее контрагентов, и/или связанных с ней сторон.
Пример
Раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приводит или может привести к введению мер ограничительного характера (в т. ч. санкциям) иностранным государством и/или государственным объединением, союзом, государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и/или союза, в отношении отчитывающейся организации, ее контрагентов, связанных с ней сторон.
Круг организаций, которые вправе раскрывать информацию в ограниченном объеме, — это все организации, составляющие бухотчетность в соответствии с законодательством РФ и на которые распространяется действие указанных ПБУ. Исключений нет.
Часть бухотчетности, в которой допустимо раскрытие информации в ограниченном объеме, — это:
- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (коммерческие организации);
- пояснения к бух. балансу и отчету о целевом использовании средств (некоммерческие организации);
Допустимый характер ограничения — это ограничение объема раскрываемой информации, предусмотренного конкретным ПБУ.
УК могут не представлять собственникам информацию, не предусмотренную Стандартом раскрытия
И такое подтверждение мы находим в , а также в .Непредоставление собственникам информации, не предусмотренной Стандартом раскрытия, не является для управляющей организации нарушением. За это её нельзя оштрафовать. Полный перечень информации, подлежащей обязательному раскрытию, указан .
Перечислим его:общая информация об УК, основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (годовая бухгалтерская отчётность и баланс с приложениями к нему, сведения о доходах и расходах, полученных и понесённых в связи с оказанием услуг по управлению МКД по данным раздельного учёта доходов и расходов);перечень МКД в управлении УК с указанием их адресов и основания управления по каждому дому;перечень МКД с расторгнутыми в прошлом году договорами управления с указанием их адресов и основания расторжения;общая информация об МКД в управлении с характеристиками дома (адрес, год, серия и тип постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества, уровень благоустройства, кадастровый номер (при наличии)
Ответственность и обязанности управляющей компании
Делегирование полномочий по управлению многоквартирным домом (МКД) специальной организации – это один из способов организации контроля за общим имуществом владельцев объектов недвижимости в здании. Другой формой такого управления является создание товарищества собственников жилья (ТСЖ).
Многоквартирный дом является системой из нескольких объектов недвижимости, которые могут принадлежать как физическим, так и юридическим лицам, а также муниципалитету. При этом квартиры или коммерческие помещения в здании являются отдельными объектами, каждому из них присвоен свой кадастровый номер, и каждый из них зарегистрирован в реестре недвижимого имущества за собственником. В самом доме, помимо квартир, комнат, коммерческих помещений, есть также другое имущество, к примеру, несущие конструкции, лифты, лестницы, которые возведены для комфортного проживания граждан. Эти имущественные объекты находятся в собственности всех владельцев недвижимости в здании одновременно. При этом нельзя говорить о том, что одному из собственников принадлежит, к примеру, лестница, а другому лифт. Доля каждого из владельцев есть в любом общедомовом имуществе. Измеряется она соразмерно количеству квадратных метров, принадлежащих гражданину или организации, а выражается в весе голоса при распоряжении общей собственностью.
Учитывая то, что владельцев объектов недвижимости в здании, как правило, много, при этом решения, касающиеся общего имущества, они должны принимать сообща, наладить их взаимодействие между собой достаточно тяжело. По этой причине законодательством предусмотрено несколько способов управления общим имуществом жильцов в многоквартирных домах, одним из которых является делегирование полномочий УК (управляющей компании) посредством договора за определенную плату.
Одной из основных и главнейших функций подобной организации является обеспечение комфортного проживания собственников в здании. Однако не редки случаи, когда организация своими обязанностями пренебрегает. Зачастую УК пользуется тем, что жильцы в доме не знают, какие именно обязанности относятся к компетенции подобных компаний, вследствие чего не могут эффективно отстаивать свои права.
Ответственность за нарушение закона о персональных данных
Лицам, нарушившим требования закона о персональных данных, в зависимости от конкретных обстоятельств и серьезности деяния может грозить не только административная и уголовная ответственность, но также гражданско-правовая и даже дисциплинарная (таблица 1). При этом административная ответственность с 1 июля 2017 года ужесточилась – вместо одного состава правонарушения ст. 13.11 КоАП РФ теперь предусматривает семь, а максимальный штраф составляет 75 тыс. руб.
Таблица 1. «Виды ответственности за нарушение закона о персональных данных»
Вид ответственности
[3]
Нарушение
Санкция
Норма
Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено законом, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации
Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
Поделитесь с коллегами и друзьями
Все вы, конечно же, наслышаны о Стандарте раскрытия информации по 731 Постановлению Правительства РФ в действующей редакции от 27.09.2014 года. Но законодательный акт написан довольно сложным языком, которые многие (включая даже юристов) трактуют двояко. Чтобы избежать кривотолков, мы попытаемся рассказать о Стандарте раскрытия информации простым языком.
Что нужно размещать УК на информационных досках в подъездах МКД.
Как показывает практика и поступающие к нам вопросы от управляющих организаций, не все УК в курсе, что определённый перечень информации они должны доводить до сведения собственников посредством размещения её на досках объявлений в подъездах МКД. А между тем, за отсутствие информационных досок в подъездах жилых домов или за неразмещение на них информации УК могут оштрафовать. О том, какую информацию нужно размещать на этих досках, сегодня и поговорим.
Требования к раскрытию информации управляющими компаниями
Собственники квартир в МКД хотят знать, чем занимается управляющая компания и куда уходят выплаченные денежные средства. По этой причине были приняты правовые нормы, закрепляющие обязанность управляющих организаций по раскрытию информацию о своей деятельности. Такая обязанность ложится не только на управляющие компании, но и на жилищные кооперативы, и товарищества собственников жилья.
В пункте 11 статьи 162 Жилищного кодекса РФ говорится, что управляющая компания обязана предоставлять ежегодный отчёт о проделанной работе и о затраченных средствах. Пункт 10 статьи 161 закрепляет за управляющими организациями обязанность раскрывать информацию по стандарту. Речь идёт о нормативно-правовом акте под названием «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», который регулирует процедуру, способы и сроки предоставления сведений управляющими организациями. Стандарт утверждён Постановлением Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года.
Все рассмотренные в настоящей статье новые нормы КоАП РФ предусматривают существенные штрафы, к примеру, для юридических лиц «ценник» начинается от 150 000 руб. С 1 января 2015 года практически за все незаконные действия УК последует административное наказание. При этом к должностным лицам и ИП будет часто применяться дисквалификация, что повлечет занесение их в реестр дисквалифицированных лиц, а это повод для аннулирования квалификационного аттестата, что указывает на несоблюдение лицензионных требований, что, в свою очередь, рассматривается как административное правонарушение. Вот такой получился замкнутый круг. Цель законодателя — предупредить злоупотребления в сфере управления МКД. Но чтобы реализовать ее, штат надзорных органов придется увеличить.
Статья КоАП РФ |
Диспозиция |
Санкция |
Примечание |
|
Статья 7.23.3 «Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД» |
1. Нарушение организациями и ИП, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению МКД на основании договоров управления МКД, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД |
Административный штраф на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет |
За административные правонарушения, предусмотренные настоящими статьями, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица |
|
Административный штраф на юридических лиц — от 150 000 до 250 000 руб. |
||||
2. Невыполнение указанными в ч. 1 настоящей статьи лицами обязанностей, предусмотренных правилами осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД, в период прекращения действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД или ее аннулирования, если указанные лица обязаны надлежащим образом осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению МКД |
Административный штраф на должностных лиц — от 100 000 до 200 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет |
|||
Административный штраф на ИП — от 150 000 до 500 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет |
||||
Административный штраф на юридических лиц — от 150 000 до 500 000 руб. |
||||
Статья 14.1.3 «Осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии» |
1. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна |
Административный штраф на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет |
||
Административный штраф на ИП — от 150 000 до 250 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет |
||||
Административный штраф на юридических лиц — от 150 000 до 250 000 руб. |
||||
2. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 настоящего кодекса |
Административный штраф на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет |
|||
Административный штраф на ИП — от 250 000 до 300 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет |
||||
Административный штраф на юридических лиц — от 250 000 до 300 000 руб. |
||||
Статья 19.5 |
24. Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД, об устранении нарушений лицензионных требований |
Административный штраф на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет |
За административные правонарушения, предусмотренные настоящей нормой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) |
|
Административный штраф на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 руб. |
||||
Статья 19.6.2 «Нарушение лицензионной комиссией субъекта РФ требований законодательства РФ о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД» |
Необоснованное принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии членами лицензионной комиссии, созданной в соответствии с требованиями ЖК РФ |
Административный штраф на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб. |
Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.6.2 настоящего кодекса, несут административную ответственность как должностные лица (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) |
По закону управляющие компании должны сообщать по запросу сосбтвенников помещений в МКД адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация. Если управляющая компания отказывается предоставить информацию по запросу жильцов МКД, то это может быть обжаловано в судебном порядке.
Если у вас в полной мере раскрыта информация во всех требуемых законодательством источниках, то при поступившем к вам устно, обычной или электронной почтой запросе, вы можете просто указать в своем ответе адрес, где можно получить все сведения. Им может быть адрес вашего сайта в Интернете. (о том, как создать свой сайт, читайте в нашей статье)
Управляющие компании, которые не соответствуют Стандарту раскрытия информации, будут оштрафованы по статьям 7.23.3. и 14.1.3. КоАП РФ на сумму от 50 до 500 тысяч рублей. За грубые или повторные нарушения лицензионных требований грозит дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет (подробности в нашей статье).
Если у вас возникают какие-либо сложности с размещением информации на сайтах Реформа ЖКХ или ГИС ЖКХ, если у вас еще нет своего сайта, обращайтесь за помощью к нам. Мы всегда рады помочь с решением вашей проблемы!