Аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК: в каких случаях необходимо

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК: в каких случаях необходимо». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Вне зависимости от разновидности аудита, всегда используется единая форма аудиторского заключения. Заключение о бухгалтерском состоянии предприятия должно составляться на русском языке, все денежные операции — отображаться в российских рублях. Аудиторы, работающие с вашей бухгалтерией, отвечают за правильную и объективную оценку достоверности работы проверяемого предприятия.

  • Руководство ООО МФК «ИнкассоЭксперт» выражает благодарность Аудиторской компании «Камертон-АК» за проведение аудита за 2017 год. Аудиторская проверка показала, что специалисты «Камертон-АК» обладают высоким профессиональным уровнем, доброжелательны, дисциплинированы и ответственны Ясаков С.С Генеральный директор ООО МФК «ИнкассоЭксперт»
  • Специалисты компании «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы бухгалтерского учета и финансового обеспечения нашего учреждения; разъяснили требования действующего законодательства, провели качественный правовой анализ заключенных учреждением хозяйственных договоров; оказали необходимую консультационную помощь администрации учреждения в организации и учета финансово-хозяйственной деятельности. Майоров А.Н. Директор ГБУ ЦД «Личность»
  • При оказании услуги по разработке проектов Учетной политики, специалисты «Камертон- АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности. Прохорова Н.Д. Главный бухгалтер ФБУЗ «Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации»
  • Консультационные услуги в сфере организации бухгалтерского учета и налогообложения. оказывались специалистами ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» своевременно и на высоком качественном уровне. Учитывая результаты анализа качества и своевременности оказания консультационных услуг, мы предлагаем продолжить сотрудничество с ООО Аудиторская компания «Камертон-АК», заключив консультационный договор на 2013 год Урин В.Г. Генеральный директор ГБУК г. Москвы «МАМТ»
  • В процессе осуществления аудиторских мероприятий специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» оказывали необходимую консультационную помощь в организации бухгалтерского учета нашего автономного учреждения, разъясняли положения и требования действующего законодательств, недостаточно четко прописанные в нормативных документах, давали полезные советы по решению текущих проблем финансово-хозяйственной деятельности. Дытынис Г.Д. Директор ГАУ НО «Управление госэкспертизы»
  • В период аудиторской проверки специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы налогового и бухгалтерского учета нашего учреждения. Оказали необходимую консультационную помощь, разъяснили требования действующего законодательства, недостаточно четко прописанные в нормативных документах. Османов С.П. Начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России»
  • Специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» провели детальный анализ остатков по счетам бухгалтерского учета КП «Спортивный комплекс «Крылатское» с целью качественного и полного переноса их на счета бухгалтерского учета созданного на его базе ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта Будилин В.Г. И.О. Генерального директора ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта
  • В период аудиторской проверки специалисты Аудиторской компании «Камертон- АК» на достаточно высоком уровне произвели все необходимые аудиторские процедуры в отношении системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности нашего учреждения. По результатам проверки отмечаем высокий профессиональный уровень специалистов ООО «Камертон-АК», а также достойное качество оказанных ими аудиторских услуг Молодкин К.А. Генеральный директор ООО «Лидера»
  • Сотрудники «Камертон-АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; определили и порекомендовали наиболее оптимальные в условиях нашей финансово-хозяйственной деятельности методики организации и ведения бухгалтерского учета и налогообложения оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности Домогарова Т.В. ФГБУ «ФНИЦЭМ им Н.Ф. Гамалеи»
  • В период аудиторской проверки, несмотря на определенные сложности в получении необходимой информации в связи со сменой руководства бухгалтерией нашего учреждения, а также периодической смены в проверяемом периоде применяемых нами бухгалтерских баз данных, специалисты ООО Аудиторскакя компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы финансового обеспечения, бухгалтерского и налогового учета. Мазур А.И., Московский драматический театр имени А.С.Пушкина

Пользователи аудиторского заключения

В первую очередь, аудиторское заключение предназначено для руководства и собственников компании. Если же компания подлежит обязательному аудиту, заключение необходимо предоставить в органы статистики (ст. 18 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете»).

Нужно ли сдавать аудиторское заключение в налоговые органы — вопрос неоднозначный. С одной стороны, оно не упоминается в ст. 14 закона № 402-ФЗ как составная часть бухгалтерской отчетности. Но с другой стороны, в п. 41 ПБУ 4/99 указано, что итоговая часть заключения при обязательном аудите должна прилагаться к отчету. Поэтому на практике компании, подлежащие обязательному аудиту, чтобы избежать споров, обычно предоставляют итоговую часть заключения и налоговикам.

По решению собственников аудиторское заключение может быть предоставлено и другим внешним пользователям — банкам, инвесторам, контрагентам при подписании крупных контрактов и др.

Прибыль каждой КИК по отдельности приравнивается к прибыли организации, полученной налогоплательщиком-контролирующим лицом этой КИК, и учитывается при определении её налоговой базы по налогу на прибыль. При этом прибыль КИК признается как доход у контролирующей компании, полученный 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, за который была составлена финансовая отчетность КИК.

Как определить прибыль (убыток) КИК?

По российскому законодательству прибыль (убыток) КИК определяется одним из следующих способов:

  • По данным финансовой отчетности КИК, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, если постоянным местонахождением этой КИК является иностранное государство, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, за исключением государств, включенных в , либо в отношении финансовой отчетности такой КИК представлено аудиторское заключение, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения.
  • По правилам главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» для налогоплательщиков — российских организаций.

В каких случаях выгодно уплачивать налог с фиксированной прибыли КИК?

Главное преимущество применения режима уплаты налога с фиксированной прибыли КИК: Контролирующему лицу не надо представлять финансовую отчётность и аудиторское заключение по каждой из своих КИК, т.е. налицо экономия административных ресурсов.

Отсутствуют и риски получить штраф до 1,5 млн.руб. за непредоставление этих документов по каждой КИК.

Финансовая отчетность и аудиторское заключение по ней являются стандартными документами в большинстве иностранных государств, поэтому каждому бенефициару решать — сложно ли их предоставить.

Главный недостаток применения режима уплаты налога с фиксированной прибыли КИК: уплаченный налог с фиксированной прибыли нельзя зачесть при последующем распределении дивидендов в адрес физического лица, т.е. фактически будет происходить двойное налогообложение части прибыли, распределяемой в адрес физического лица.

Для ответа на вопрос о целесообразности режима «фиксированной прибыли» в конкретной ситуации следует отталкиваться от того, насколько прибыльна КИК и как бенефициар планирует распоряжаться прибылью:

А) Если вся прибыль КИК распределяется в виде дивидендов контролирующему лицу, то экономического смысла в уплате налога с фиксированной прибыли КИК нет.

Так, при условной прибыли с единственной КИК в 100 млн рублей сначала контролирующее лицо заплатит 5 млн рублей НДФЛ с фиксированной прибыли, а впоследствии заплатит еще 15 млн рублей НДФЛ при распределении фактической прибыли в виде дивидендов. В случае применения общего режима налогообложения прибыли КИК начисленный НДФЛ с прибыли КИК составит также ~ 15 млн, при этом его можно будет уменьшить на налог у источника, уплаченный в стране регистрации КИК.

Б) Если бенефициар планирует длительное время реинвестировать эту прибыль (Как минимум 3 года или 5 лет — в зависимости от того, в течение какого времени обязан применять режим), а не распределять дивиденды, то можно задуматься об уплате налога с фиксированной прибыли КИК.

Так, при условной прибыли с единственного КИК в 100 млн рублей налогоплательщик заплатит ~ 5 млн. рублей НДФЛ при применении режима фиксированной прибыли. В случае применения общего режима налогообложения прибыли КИК начисленный НДФЛ составит ~ 15 млн.рублей, при этом его можно будет уменьшить на налог, уплаченный в стране регистрации КИК.

В) Если КИК ведет активную деятельность, то с ее прибыли по общим правилам налог в России не уплачивается. Поэтому фиксированный налог — это также лишь способ оградить компанию от внимания со стороны российский контролирующих органов. При последующем распределении дивидендов необходимо будет уплатить НДФЛ.

Г) Если у бенефициара много КИКов, то уплата фиксированного налога может сэкономить время и административные затраты на подготовку отчетности. В этом случае это может быть «отступным» платежом, освобождающим от рутинной бумажной работы.

Д) Если КИК убыточна (убыточны), то убытки нельзя зачесть в период применения налога с фиксированной прибыли, но можно учесть в будущем, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщик отказался от уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК. В то же время, для учета таких убытков все равно придется составлять финансовую отчетность, чтобы их подтвердить.

Что будет за непредставление уведомления о КИК

Неправомерное непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых иностранных компаниях за прошедший календарный год является основанием для привлечения физлица к налоговой ответственности по п. 1 ст. 129.6 НК РФ. Согласно данной норме, нарушение срока представления уведомления о КИК повлечет взыскание с физлица штрафа в размере 500 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не были представлены.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет за проценты по ипотеке

Такой же штраф могут взыскать и за представление физлицом уведомления о КИК, содержащего недостоверные сведения.

При этом в отношении ряда физлиц, являющихся контролирующими лицами, данная ответственность в настоящее время не применяется. Так, штрафы за непредставление уведомлений о КИК не назначаются в отношении мобилизованных лиц и организаций, в которых такие лица являются руководителями и одновременно единственными участниками (постановление Правительства РФ от 20.10.2022 № 1874).

Изменение законодательства о КИК с 2021 года

Наличие у российского гражданина подконтрольной иностранной компании накладывает ряд обязательств. Во-первых, это уведомление налогового органа в следующем порядке:

1) Однократное уведомление об участии в иностранной компании (учреждении иностранной структуры без образования юридического лица (ИСБОЮЛ)).

Уведомление об участии в иностранной организации подаетcя в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения доли участия в такой иностранной организации п. 3 ст. 25.14 НК РФ.

Если это не сделано вовремя, уведомление может быть подано в любой момент. Штраф за нарушение срока относительно небольшой — 50 000 руб. в отношении каждой иностранной компании (структуры), взимаемый однократно (п. 2 ст. 129.6 НК РФ).

2) Ежегодное уведомление о наличии контролируемых иностранных компаний (КИК), ИСБОЮЛ. Если у налогового резидента РФ была КИК (ИСБОЮЛ) в 2019 году, то уведомление подается в 2021 году — не позднее 20 марта организацией и не позднее 30 апреля физическим лицом (ст. 25.14 НК РФ, п. 1.1. ст. 223 НК РФ, пп. 12 п. 4 ст. 271 НК РФ и письма Минфина России от 20.10.2015 г. № 03-03-06/60105). В аналогичном порядке подаются уведомления и за последующие года.

За непредоставление или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, штраф уже выше — 500 000 рублей (п. 1 ст. 129.6 НК РФ).

Дополнительно к уведомлению подается:

  • финансовая отчетность КИК за тот финансовый год, по итогам которого резидент РФ подает уведомление (пп.1 п.5 ст. 25.15 НК РФ);
  • аудиторское заключение по этой финансовой отчетности КИК, если аудит является обязательным в стране резидентства КИК или осуществляется добровольно (пп.2 п.5 ст. 25.15 НК РФ).

Документы должны быть переведены на русский язык.

Финансовая отчетность подается физическим лицом — вместе с уведомлением, организацией — вместе с декларацией по налогу на прибыль (срок предоставления которой — не позднее 28 марта).

За непредоставление этих документов предусмотрен такой же значительный штраф, как и за неподачу самого уведомления о КИК, — 500 000 рублей (п.1.1 ст. 126 НК РФ).

Налоговый орган также вправе в таком случае истребовать у резидента РФ эти документы, а резидент РФ обязан предоставить их в течение одного месяца с даты получения соответствующего требования (п.1, п.2 ст. 25.14-1 НК РФ).

Непредставление финансовой отчетности КИК и аудиторского заключения даже после требования налогового органа влечет взыскание еще одного штрафа, уже в размере 1 000 000 рублей (п. 1.1-1 ст. 126 НК РФ).

Таким образом, даже если прибыль КИК не облагается налогом в России, контролирующее лицо должно представить финансовую отчетность КИК, аудиторское заключение этой финансовой отчетности и любыми документами подтвердить, что прибыль КИК освобождается от налогообложения в России.

Как избежать обязанности по предоставлению этой информации?

1. Избавиться от контролируемой иностранной компании.

2. Перейти на уплату налога с фиксированной прибыли КИК.

С 2021 года физические лица, имеющие одну или несколько КИК, могут снять с себя обязанность по раскрытию финансовой отчетности своих иностранных компаний, не обосновывать размер полученной ими прибыли, а уплачивать налог с «фиксированной прибыли». Своеобразный патент для КИК.

Суть режима заключается в следующем:

  1. Ежегодно физическое лицо подает только уведомление о своих КИК (без финансовой отчётности, аудиторского заключения, без каких-либо дополнительных документов).
  2. При этом необходимо уплатить налог с фиксированной прибыли. С 2021 года фиксированная прибыль составляет 34 млн рублей за все КИК, т.е. НДФЛ к уплате с такой прибыли составит ~ 5 млн.руб.
  3. Применять данный режим налогоплательщик обязан непрерывно в течение минимум пяти лет или в течение минимум трех лет, если налогоплательщик перейдет на данный режим в 2021 году.

В течение указанных пяти или трех лет можно прекратить применять режим налогообложения фиксированной прибыли КИК только в ситуациях, когда налогоплательщик перестал быть контролирующим лицом в отношении всех своих КИК либо если размер фиксированной прибыли будет увеличен в законодательном порядке.

Так просто?

Да и нет.

Уплата налога с фиксированной прибыли КИК:

  • не освобождает контролирующее лицо от уплаты НДФЛ при последующем распределении дивидендов КИК;
  • не зачитывается в счет этого НДФЛ при последующем распределении дивидендов КИК;
  • не дает возможность зачесть в счет НДФЛ с дивидендов КИК налоги, уплаченные в стране регистрации КИК.

Чтобы стало совсем понятно, рассмотрим стандартный порядок уплаты налогов с прибыли КИК.

Презюмируется, что прибыль КИК — это почти что доход бенефициара и с него нужно уплатить налог в России.

При этом налог, уплаченный самой иностранной компанией со своей прибыли на территории государства своего резидентства, подлежит вычету из налога, уплачиваемого бенефициаром с ее прибыли в России. То есть, суммарно налоговая нагрузка с нераспределенной прибыли КИК, учитываемой в доходах российского бенефициара — физического лица, составит 13-15 %.

Комментарий к закону «о контролируемых иностранных компаниях (КИК)»

Аудиторское заключение представляется организациями в ФНС (сейчас ФНС ведет реестр ГИР БО), а также в Федресурс, как правило, одновременно с представлением годовой бухгалтерской отчетности.

Срок предоставления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности — в течение трех месяцев после окончания отчетного периода, но не позднее 31 марта.

Если к этому моменту, аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности еще не готово, то его надо сдать в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным периодом.

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 352-ФЗ, вступающим в силу с 01 января 2022 года уточнено, что указанные сроки представления аудиторского заключения действуют в тех случаях, когда другими федеральными законами не установлены иные сроки (ранее — такая оговорка отсутствовала).

Принятый закон предусматривает введение нового режима налогообложения «фиксированной прибыли КИК» для контролирующих лиц – владельцев КИК. Этот режим позволяет уплачивать НДФЛ в размере 5 млн рублей с «фиксированной прибыли» КИК без учёта фактических финансовых результатов. Одобренный законодателем режим является российским аналогом режима так называемого паушального налогообложения, существующего в зарубежных правопорядках.

Для перехода на новый режим[2] контролирующее лицо получает право представить в налоговые органы уведомление о переходе на новый режим до 31 декабря 2021 г., если контролирующее лицо планирует перейти на новый режим по налогу за 2021 г. Если контролирующее лицо примет решение перейти на новый режим уже по итогам 2020 года, то уведомление должно быть подано не позднее 1 февраля 2021 г.

Согласно нововведениям, фиксированная сумма прибыли КИК устанавливается в размере 38 460 000 рублей за 2020 год и 34 000 000 рублей за следующие налоговые периоды[3] по всем КИК одновременно. Иными словами, фиксированная сумма прибыли КИК устанавливает общую вменённую налоговую базу для всех КИК контролирующего лица, вне зависимости от фактического финансового результата каждой отдельной КИК в соответствии с ее финансовой отчётностью.

Переход на новый режим означает его применение контролирующим лицом с учётом следующих особенностей:

  • режим должен быть использован не менее чем на протяжении трех налоговых периодов подряд (если уведомление о переходе будет подано в 2020 или 2021 гг.) или
  • не менее, чем на протяжении пяти налоговых периодов подряд (в случае перехода с 2022 г. или повторного применения режима после отказа от его применения).

Если контролирующее лицо утратит контроль над всеми КИК в течение периода нахождения на новом режиме налогообложения «фиксированной прибыли КИК», такое контролирующее лицо будет освобождено от уплаты налога за последующие налоговые периоды. Однако если контроль будет утрачен лишь частично, за контролирующим лицом сохраняется обязанность уплаты фиксированного налога в прежней сумме.

Контролирующее лицо не вправе произвольно досрочно отказаться от нового режима в период его применения, кроме случая изменения условий данного режима налогообложения по инициативе органов публичной власти РФ. Отказ от применения режима возможен исключительно по истечении трех либо пяти летнего срока и только при подаче соответствующего уведомления до 31 декабря года, начиная с которого налогоплательщик планирует отказаться от применения режима налогообложения «фиксированной прибыли КИК».

Согласно принятым изменениям, контролирующее лицо будет обязано представлять документы, подтверждающие размер прибыли/убытка КИК. Такими документами являются:

  • финансовая отчетность КИК;
  • при отсутствии финансовой отчетности КИК – иные документы, подтверждающие прибыль/убыток КИК за финансовый год (например, управленческая отчетность или бухгалтерские регистры);
  • аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК (при обязательном или добровольном аудите).

Эти документы представляются независимо от финансовых показателей КИК (в том числе при наличии убытка и нулевом финансовом результате):

  • для юридических лиц – совместно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций;
  • для физических лиц – совместно с уведомлением о КИК.

Непредставление данных документов повлечет для контролирующего лица ответственность в виде штрафа в размере 500 тыс. рублей[5].

Также согласно новой ст. 25.14-1 НК РФ налоговый орган получает право по своему усмотрению истребовать любые дополнительные документы, но не более, чем за три прошедших налоговых периода. Данная возможность истребования не распространяется на контролирующих лиц – участников нового режима налогообложения на основании «фиксированной прибыли КИК».

В случае получения требования о предоставлении финансовых документов контролирующее лицо будет обязано в течение одного месяца представить необходимые для обоснования освобождения документы с переводом на русский язык (в части, подтверждающей освобождение, или в части размера прибыли КИК).

Непредставление истребуемых документов или представление документов, содержащих недостоверные сведения, повлечет наложение штрафа в размере 1 млн рублей[6].

  • При определении эффективной и средневзвешенной налоговых ставок для целей освобождения от налога прибыли КИК не учитывается удержанный у источника выплаты налог на дивиденды от российских компаний, а сами дивиденды не учитываются в составе прибыли для целей такого расчета. Указанные корректировки возможны только при условии подтверждения наличия у контролирующего лица фактического права на доход.
  • Изменяется определение «иностранной холдинговой компании» и «иностранной субхолдинговой компании», а также дополняются критерии определения их «активности» для целей освобождения прибыли КИК.
Читайте также:  Как признать в расходах компенсацию за задержку выплаты заработка?

Иностранной холдинговой компанией для целей правил КИК признается иностранная компания, если доля участия контролирующего лица в ней составляет не менее 75 %, а сама иностранная компания участвует в другой иностранной компании не менее, чем на 50% (хотя бы в одной) и не менее 15 % в остальных иностранных организациях (при их наличии). Также важным условием является срок участия (владениями долями), а именно не менее чем 365 последовательных календарных дней на дату окончания финансового года в соответствии с личным законом иностранной организации. Все условия должны выполняться одновременно.

Иностранной субхолдинговой компанией для целей правил КИК признается иностранная компания, доля участия иностранной холдинговой компании в которой составляет не менее 75 %, а собственное участие в иных иностранных организациях также составляет не менее 50% (хотя бы в одной) и не менее 15 % в других. Условие о сроке участия аналогично условию для холдинговой компании.

При определении критерия «активности» в части критерия 5 % «пассивных» доходов вышеуказанных иностранных компаний не учитываются:

  • дивиденды от активных иностранных компаний или активных иностранных субхолдинговых компаний при условии участия получателя дивидендов не менее 50 % на протяжении 365 последовательных календарных дней в уставном капитале выплачивающей дивиденды иностранной организации;
  • дивиденды от иностранных компаний, удовлетворяющих хотя бы одному критерию для освобождения от налогообложения прибыли КИК, кроме критерия международной холдинговой компании, также при условии участия получателя дивидендов не менее 50% на протяжении 365 последовательных календарных дней в уставном капитале выплачивающей дивиденды иностранной организации;
  • доходы от реализации или иного выбытия акций (долей) в вышеуказанных организациях.

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Подробно о способах определения величины прибыли КИК

  • она является некоммерческой организацией, которая в соответствии со своим личным законом не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами;
  • она образована в соответствии с законодательством государства — члена Евразийского экономического союза и имеет постоянное местонахождение в этом государстве;
  • эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации, определяемая в соответствии с настоящей статьей по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75 процентов средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций;
  • она является одной из следующих контролируемых иностранных компаний: активной иностранной компанией; активной иностранной холдинговой компанией; активной иностранной субхолдинговой компанией;
  • она является банком или страховой организацией, осуществляющими деятельность в соответствии со своим личным законом на основании лицензии или иного специального разрешения на осуществление банковской или страховой деятельности;
  • она является одной из следующих иностранных организаций: эмитентом обращающихся облигаций, организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;
  • она участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или иными соглашениями (контрактами) на условиях риска;
  • она является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья;
  • контролируемая иностранная компания признается международной холдинговой компанией.

Физические лица в отношении всех принадлежащих им КИК вправе применить специальный порядок налогообложения: уплачивать ежегодно фиксированный налог с КИК в размере 5 млн. руб., без предоставления в налоговый орган финансовой отчётности КИК. Для этого, необходимо до 31 декабря года, за который налогоплательщик осуществляет уплату налога с фиксированной прибыли, подать уведомление в налоговый орган. Такой режим налогообложения КИК должен применяться не менее 5 последовательных налоговых периодов. Что хорошего в этом — фиксированная сумма прибыли КИК не зависит от количества КИКи нет необходимости прикладывать копию финансовой отчетности. Но при этом нельзя сумму уплаченного фиксированного налога зачесть в счет налога с полученных дивидендов, нельзя воспользоваться льготами освобождающими прибыль КИК от налогообложения.

Мы обещали рассказать, как уменьшили штрафы. Какое-то время понадобилось на изучение материалов дела. На налоговые требования существуют ограниченные сроки ответа, пришлось вникать в документы очень быстро. Клиент сообщил нам факты, представил документы. В своей позиции мы обратили внимание на то, что:

  • совершение административного правонарушения в области контролируемых иностранных юридических лиц допущено впервые с момента государственной регистрации общества, ранее налогоплательщик не привлекался к налоговой ответственности за подобное и аналогичных нарушения в области налогового законодательства Российской Федерации;
  • выразившееся в непредставлении в установленный срок налоговому органу уведомления о контролируемых иностранных компаниях налоговое правонарушение не повлекло за собой причинение вреда правам и законным интересам третьих лиц, охраняемым общественным отношениям, причинение имущественного ущерба, в том числе бюджетной системе Российской Федерации, а равно иным образом негативно не отразилось на поддержании законности и правопорядка в области налогового регулирования по причине освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения в Российской Федерации;
  • налогоплательщик с даты государственной регистрации при создании и до настоящего момента является добросовестным налогоплательщиком, не допускает в хозяйственной деятельности совершения действий, направленных на уклонение от уплаты налогов, занижение налоговой базы, злоупотребление правом, а также избегает совершения иных действий, влекущих за собой нарушение норм действующего налогового законодательства Российской Федерации;
  • налоговое правонарушение допущено налогоплательщиком с неумышленной формой вины, по неосторожности, общество не сознавало противоправного характера своего действия (бездействия), не предвидело вредных последствий и не желало наступления таких последствий, а равно сознательно не допускало их и не относилось к ним безразлично;
  • самостоятельное исправление налогоплательщиком нарушения срока представления уведомления о контролируемых организациях, а также непродолжительный период пропуска такого уведомления;
  • несоразмерность налоговой санкции в виде налогового штрафа в размере 100 тыс. руб. характеру, обстоятельствам и последствиям допущенного налогоплательщиком правонарушения.

Конечно, дополнительно мы подробно описали, как было получено требование, как предоставлен ответ. В результате удалось снизить штраф со 150 (ста пятидесяти) тысяч рублей до 35 (тридцати пяти) тысяч рублей по конкретному случаю.

Как было указано выше, аудиторское заключение в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, необходимо сдать в налоговый орган. За непредставление аудиторского заключения в установленные сроки предусмотрены следующие штрафы (статья 19.7 КоАП РФ):

  • для юридических лиц — от 3 000 до 5 000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

В отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций и др. непредставление или нарушение порядка и сроков представления информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа (статья 15.19 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года;
  • на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 руб.

Ответственность наступает в случае неопубликования аудиторского заключения в установленный срок.

Таким образом, непроведение обязательного аудита и непредставление заключения по его итогам всегда влечет наказание для руководителя организации.

Чтобы избежать ответственности и выполнить требования законодательства, вовремя проходите аудит. Эксперты КСК могут оказать множество дополнительных услуг от восстановления учета до подготовки к налоговым проверкам и их сопровождению.

  • Критерии обязательного аудита, действующие в 2021 году.
  • Описание изменения порога дохода, при котором необходимо проведение обязательного аудита
  • Кому в 2021 нужен обязательный аудит.
  • Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения
  • Каким НКО можно не проводить обязательный аудит
  • Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита
  • Выгода от получения аудита
  • Почему Umbrella Group

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности представляет собой независимую проверку порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, других аспектов финансово- хозяйственной деятельности компании и включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику.

Законодательством установлены требования к экспертам — аудиторское заключение может выдать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. (ст.3 Федерального Закона № 307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ)).

В нормативных правовых актах установлено правило проводить аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям.

Ответственность налогоплательщиков

Закон предусматривает ответственность:

  1. за неуплату или неполную уплату контролирующим лицом сумм налога в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу, но не менее 100 000 рублей (Статья 129.5);
  2. за неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, в виде штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения (п. 1 Статья 129.6);
  3. за неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, в виде штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения (п. 2 Статья 129.6)
Читайте также:  Страховая часть пенсии в 2023 процент

Штраф именно за неуплату или неполную уплату сумм налога не взимается в переходный период с 2015 по 2017 гг., а начинает применяться в отношении налоговых периодов, начиная с 2018 года, т.е. в 2019 г. Однако обязанность уплатить полную сумму налога при этом сохраняется.

В целом отметим, что предусмотренные Законом правила достаточно сложны, и на данный момент уже было внесено несколько блоков достаточно обширных поправок. Не исключено, что потребуется дальнейшая корректировка. Кроме того, при разработке закона были использованы многие положения, принятые в международной налоговой практике, в том числе в рамках ОЭСР. Основная проблема, которая может возникнуть в этой связи, состоит в отсутствии практического опыта применения данных положений налоговыми органами и судами, что может привести, например, к произвольному и расширенному толкованию некоторых понятий.

Виды аудиторского заключения

Существует безоговорочно положительное (немодифицированное) и модифицированное аудиторское заключение. Первый тип аудиторского заключения дается только в том случае, когда аудитор полностью уверен, что финансовая отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица. В том случае, если не соблюдается что-то из ниже изложенное, а именно:

  • предъявляются ограничения объема работы аудитора;
  • есть разногласия относительно выбранной учетной политики;
  • есть сложности в раскрытии информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
  • Аудитор предоставляет модифицированное аудиторское заключение. При этом данный тип заключения в обязательной порядке должен содержать:
  • факторы, влияющие на мнение аудитора;
  • отказ от выражения мнения;
  • мнение с оговоркой (выражается в том случае, когда отказ предъявить невозможно, но разногласия относительно выбранной учетной политики исключают выдачу немодифицированного аудиторского заключения);
  • отрицательное мнение относительно финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Что такое контролируемая иностранная компания?

Согласно НК РФ, контролируемой иностранной компанией (далее — КИК) будет являться любая компания, зарегистрированная в любой форме за рубежом, но владельцы, управляющие или выгодоприобретатели которой являются налогоплательщиками (налоговыми резидентами) Российской Федерации.

Что здесь важно понимать, что под компанией понимается не только юридическое лицо но и юридические структуры без образования иностранного лица, как такового, т.е. ЮСБОИЛ. О чем конкретно идет речь? КИК может быть: партнерством, фондом, трастом, или любой иной формой коллективной деятельности.

Что значит контролируемая? Это значит, что российский налоговый резидент либо владеет более 25% акций данной компании в случае, если в составе акционеров больше нет резидентов РФ, либо более 10% в случае, если общий пакет акций или прав собственности находится у российских резидентов.

КИК будет также признан таковым, если осуществляется контроль любым способом за решением таких вопросов, как:

  • распределение прибыли или доходов;
  • управлением имуществом иностранной компании:
  • распоряжение активами компании.

Таким образом лицом, контролирующим иностранную компанию могут быть признаны не только владельцы, но и управляющие лица: директора, управляющие банковскими счетами, ключевые менеджеры.

Виды доходов, с которых снимается налог для нерезидентов, не имеющих представительства

Большинство граждан понимает, что, даже не имея компании, есть очень много возможностей для получения дохода. Конечно же, правительство не может пропустить это мимо ушей, и уравнивает иностранцев в обязанностях платить налог. Так, есть список всех видов доходов, с которых им тоже придется выплатить налоги. Забираются эти суммы, правда, еще у источника выплат, и до иностранцев они просто не доходят. Такие доходы включают в себя:

  1. Дивиденды, получаемые участником российских АО
  2. Получаемые суммы после деления имущества
  3. Поступающие проценты от третьих лиц по долгам
  4. Суммы, после использования в России объектов интеллектуальной собственности. Наиболее очевидным примером есть кинотеатры, которые показывают зарубежные фильмы, а существенная часть выручки все равно переходит производителям продукта (за рубеж).
  5. Прибыль, получаемая от продаж своих акций.
  6. Получаемые суммы по международным перевозкам (по России), но только если здесь находится хотя бы один из пунктов (отправления-доставки).
  7. Переводы от продаж или передачи в аренду собственного имущества – оно должно быть собственностью этой организации и находиться в РФ.

Аудиторское заключение по КИК

В определенных случаях Вам также потребуется приложить и аудиторское заключение к финансовой отчетности. Таким образом, положительное заключение аудитора будет подтверждать факт достоверности информации в финансовой отечности, на базе которой высчитывается прибыль КИК и налог НДФЛ к уплате в бюджет.

Срок подачи — 30 апреля. Штраф — 500 000 рублей.

Однако, понять и разобраться обязаны Вы делать аудит или нет — это целый квест. Я рекомендую делать аудит абсолютно всем, так как есть высокая вероятность того, что налоговый инспектор усомнится в представленных Вами документах и запросит у Вас аудиторское заключение. Если Вы его не предоставите в течение 30 дней, то Вас могут оштрафовать уже на 1 000 000 рублей.

Когда и за что нужно платить НДФЛ с КИК?

Уведомления уведомлениями, а вопрос с налогами заслуживает отдельного внимания. Если вы являетесь контролирующим лицом КИК, то на вас ложится обязанность уплачивать налог c «неполученного дохода = нераспределенная прибыль КИК». Невероятно, но факт — вы обязаны платить налог даже тогда, когда компания не распределила прибыль на дивиденды. То есть, по сути, сами ничего не получили, но заплатить должны, так как Ваш КИК имеет прибыль, и Вы можете контролировать процесс распределения этой прибыли на дивиденды.

Но не все так грустно. Есть исключения, когда Вы не обязаны платить НДФЛ:

1) Ваш КИК — некоммерческая организация, которая не может иметь прибыли и не имеет право ее распределять.

2) Ваш КИК находится на территории Евразийского экономического союза и имеет постоянное местонахождение в этом государстве.

3) Эффективная ставка налогообложения Вашего КИК превышает 75% от ставки налога на прибыль в РФ. Эта льгота доступна только для юрисдикций, которые имеют договор с РФ об обмене данными и имеется соглашение об избежание двойного налогообложения.

4) Вам не нужно платить налог, если прибыль КИК меньше 10 миллионов рублей.

5) КИК характеризуется как активная компания и получает доход не с пассивной деятельности. Звучит странно, понятнее на примере. Если КИК занимается производством и получает с этого основной доход, то Вам лично налог платить в РФ не надо. Если КИК является собственником недвижимости и зарабатывает сдачей в аренду, то налог НФДЛ платится в РФ. Вообще, трактовка активности компании очень расплывчатая. Например, в сфере IT деление компаний на активные и пассивные сделать очень сложно. Нужно смотреть каждый индивидуальный случай.

Однако хочу отметить важный факт: наличие у Вас льготы не освобождает от обязанности отчитываться о своем КИК.

Также рекомендую каждому владельцу КИК детально проанализировать и проговорить с профессионалами свою конкретную ситуацию, так как если Вы что-то не правильно поняли, то налоговая Вам аннулирует льготы и выпишет штрафы.

Кто является контролирующим лицом КИК?

Для целей КИК, российский гражданин — налоговый резидент контролирует иностранную организацию, если:

  • Доля его прямого или косвенного участия в организации более 25%, или;
  • Доля его прямого или косвенного участия в организации более 10%, и при этом доля участия налоговых резидентов России в этой организации более 50% (п.3 ст. 25.13 НК РФ), или;

  • У него есть контроль над организацией в своих интересах или в интересах супруга и несовершеннолетних детей (п.6 ст. 25.13 НК РФ).

Российский гражданин — налоговый резидент контролирует иностранную структуру без образования юридического лица (ИСБОЮЛ), если:

  1. Он является учредителем (основателем) и:
  • имеет право получать прибыль (доход) этой структуры полностью или частично, или;
  • имеет право распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры, или;

  • имеет право на имущество, переданное этой структуре (п.10 ст. 25.13 НК РФ)

2. Осуществляет контроль при выполнении любого из следующих условий:

  • имеет фактическое право на доход, получаемый такой структурой, или;
  • вправе распоряжаться имуществом такой структуры, или;

  • вправе получить имущество такой структуры в случае её прекращения (ликвидации) (п.12 ст. 25.13 НК РФ).

То есть, если к вам относится хоть одно из вышеперечисленных условий, вам нужно подавать уведомление о КИК.

Штрафы за непредоставление уведомления о КИК или ошибки в уведомлении

Обратите внимание, что за нарушение законодательства о КИК предусмотрены очень серьёзные штрафы:

  • За не поданное вовремя уведомление о КИК предусмотрен штраф в размере 500 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не были представлены (п.1 ст. 129.6 НК РФ). Таким образом, если бы герой из моего пример не подал вовремя уведомление о КИК, сумма штрафа составила бы 500 000 рублей * 3 = 1 500 000 рублей.
  • За непредоставление подтверждающих документов по КИК (финансовой отчетности и аудиторского заключения) предусмотрен штраф в 500 000 рублей (пп.1.1 ст. 129.6 НК РФ)
  • За ошибки, допущенные при заполнении уведомления о КИК, предусмотрен штраф в размере 500 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании в отношении которой представлены недостоверные сведения (п.1 ст.129.6 НК РФ).
  • За неуплату физическим лицом налога с прибыли КИК предусмотрен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей (ст.129.5 НК РФ)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *