Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводится возврат субсидий в бюджет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно п. 41 Положения № 640 при досрочном прекращении выполнения государственного задания неиспользованные остатки субсидии в размере, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанных государственных услуг (невыполненных работ), подлежат перечислению в установленном порядке бюджетными или автономными учреждениями в бюджет и учитываются в порядке, предусмотренном для учета сумм возврата дебиторской задолженности.
Если средств субсидии для возврата не хватает.
Встречаются случаи, когда не хватает средств субсидии для возврата необходимой суммы в бюджет. Тогда в целях погашения задолженности перед бюджетом учреждение вправе использовать средства, полученные от приносящей доход деятельности (письма Минфина РФ от 11.04.2016 № 02-04-09/20394, от 12.04.2016 № 02-01-09/20629). Хотя в указанных письмах речь идет о возврате субсидии на госзадание, по нашему мнению, аналогичный подход можно применять в отношении целевых субсидий.
Разъяснения по отражению в бухгалтерском учете возврата субсидий в бюджет за счет привлечения средств из собственных доходов учреждения содержатся в Письме Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-10/84803. Приведем пример отражения таких операций.
Отражаем в учете возврат неиспользованных субсидий
Средства субсидии на госзадание возвращаются в бюджет в следующих случаях:
-
при невыполнении госзадания (недостижении целевых показателей, установленных в госзадании);
-
при досрочном прекращении выполнения госзадания по установленным в нем основаниям.
Согласно п. 41 Положения № 640 при досрочном прекращении выполнения государственного задания неиспользованные остатки субсидии в размере, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанных государственных услуг (невыполненных работ), подлежат перечислению в установленном порядке бюджетными или автономными учреждениями в бюджет и учитываются в порядке, предусмотренном для учета сумм возврата дебиторской задолженности.
Основания досрочного прекращения выполнения госзадания отражаются в самом госзадании (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). К ним относятся:
-
ликвидация учреждения;
-
принятие в установленном порядке решения о реорганизации учреждения, в результате которой учреждение прекращает свою деятельность в качестве юридического лица;
-
перераспределение полномочий, повлекшее исключение из компетенции учреждения полномочий по оказанию государственной услуги (выполнению государственной работы);
-
изменение действующих нормативных правовых актов, в результате которого дальнейшее выполнение государственного задания будет противоречить указанным актам;
-
возникновение (выявление) в ходе выполнения государственного задания обстоятельств, не позволяющих его выполнить по не зависящим от учреждения причинам;
-
некачественное выполнение государственного задания или нарушение условий такого задания;
-
иные случаи, предусмотренные законодательством РФ.
По нашему мнению, в бухгалтерском учете операции по возврату в бюджет неиспользованных средств субсидии отражаются аналогично возврату субсидии при невыполнении госзадания.
При досрочном прекращении выполнения госзадания в связи с реорганизацией бюджетного или автономного учреждения неиспользованные остатки субсидии подлежат перечислению соответствующим бюджетным и автономным учреждениям, являющимся правопреемниками (п. 41 Положения № 640).
Проверка целевого использования средств субсидирования нужна государственным структурам для своевременного выявления нарушителей бюджетного процесса и остановки их незаконной деятельности на начальном этапе. Для решения этой задачи и предотвращения финансовых махинаций применяется система контрольных проверок. Одним из ее элементов является акт проверки на соответствие направлений расходования средств заявленным целям.
Как на ОСНО отразить поступление и расход субсидии по Постановлению N 576?
Учет субсидий в бухгалтерском учете
На какой счет оприходовать канцтовары
Бухгалтерские проводки для начинающих
Внесение уставного капитала на расчетный счет
Оприходование излишков при инвентаризации: проводки и налоговый учет
Целевые средства требуют особого учета. Только при соблюдении условий получения таких средств плательщику не придется их возвращать и платить налоги. Однако возникают ситуации, когда субсидия используется не по назначению. Как оформить возврат субсидии прошлых лет, расскажем в этой статье.
В зависимости от цели расходования средств возвращение средств в бюджет или иному источнику отражается по-разному:
По капитальным расходам |
|
По текущим расходам |
|
В корреспонденциях по учету субсидий участвует счет 86 – «Целевое финансирование».
В заключение отметим, что бюджетные и автономные учреждения в случаях, установленных ч. 17 и 18 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ, п. п. 3.17 и 3.18 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, перечисляют в доход бюджета остатки средств субсидий. Возвращаются остатки не только сумм неизрасходованных целевых субсидий, но и сумм субсидий:
- предоставленных на выполнение задания учредителя, образовавшихся в связи с недостижением учреждением установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ);
- в случае выявления в ходе проверки нарушений в части расходования средств целевых субсидий.
Операции по возврату средств в доход бюджета отражаются с помощью счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Бухгалтерские записи по отражению таких операций приведены в Письме Минфина России N 02-06-07/19436.
Пакет документов для получения субсидии
Процедура взаимодействия органа-учредителя и подведомственного учреждения, претендующего на субсидию, должна быть прописана более детально.
Первый этап — подача учреждением пакета документов, на основании которого орган-учредитель будет принимать решение (пп. «а» п. 4 Общих требований). В комплект необходимо включить пояснительную записку, где учреждение здравоохранения должно обосновать необходимость выделения из бюджета средств на ту или иную цель. Приложить потребуется и расчет суммы субсидии (в том числе предварительную смету на выполнение работ или оказание услуг, проведение мероприятий, приобретение движимого имущества), предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные.
Помимо пояснительной записки в зависимости от цели предоставления субсидии в пакет документов, в частности, войдут:
- перечень объектов, подлежащих ремонту, акт их обследования и дефектная ведомость, предварительная смета расходов;
- программа мероприятий (конференций, симпозиумов и др.);
- информация о планируемом к приобретению имуществе.
Некоторые органы-учредители уже включили в свои порядки требования к пакету документов, который собирает учреждение.
К примеру, подавать заявку и финансово-экономическое обоснование запрашиваемого размера субсидии необходимо учреждениям Республики Алтай[5]. В качестве обоснования может выступать:
- информация о стоимости планируемого к приобретению особо ценного движимого имущества, подтверждаемая, как минимум, тремя коммерческими предложениями поставщиков;
- либо информация о сроках и стоимости ремонтных работ, подтверждаемая предварительными сметами расходов.
Отражение возврата субсидий и дебиторской задолженности прошлых лет в учете и отчетности бюджетного (автономного) учреждения.
Вопрос:
Просим Вас проконсультировать по вопросу оформления документов по возврату субсидий прошлых лет и дебиторской задолженности прошлых лет. Какие забалансовые счета участвуют в данных операциях? Отображение возвратов в ф. 0503737 и ф. 0503723?
Отразили операции по возврату субсидий прошлых лет и дебиторской задолженности прошлых лет в соответствии со статьей «Формирование квартальной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений в 2016 г.» .
Однако в Теханализе ошибка.
Помогите устранить ошибку.
Ответ:
По общему правилу поступление (возврат) доходов на счет 201 00 (210 03) отражается параллельно на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (пункт 365 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н). Перечисление (выплаты) денежных средств со счета 201 00 (210 03) и восстановление выплат отражается параллельно на счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (пункт 367 Инструкции № 157н).
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» поступление доходов отражается по дебету счета 17 по кодам доходов, возврат доходов – по кредиту счета 17 по тем же кодам доходов. Выплаты отражаются по кредиту счета 18 по кодам расходов, восстановление расходов – по дебету счета 18 по тем же кодам расходов.
В текущей редакции приказа Минфина России от 17.12.2015 № 199н пункт 44.1 не содержит подобных рекомендаций, поскольку данное положение включено приказом Минфина России от 01.03.2016 № 16н в Инструкцию № 157н ( подп. «а» п. 2.3 ). Согласно абзацу 2 пункта 365 Инструкции № 157н счет 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» применяется «и для учета учреждениями операций по возврату дебиторской задолженности по расходам прошлых лет».
По аналогии в Учетной политике учреждения можно закрепить, что счет 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» применяется для отражения возврата субсидий прошлого года, поскольку нет другого аналитического признака, по которому можно выделить обороты по возврату доходов текущего года от возвратов доходов прошлых лет.
Для составления Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737 ) в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» применяется регламентированный отчет «Ф. 0503737, Отчет об исполнении плана ФХД (действует с 01.01.2016)». Для автозаполнения отчета по данным бухгалтерского учета в 2016 г. применяется Правило 737 (2016).
Возврат межбюджетных трансфертов прошлых лет
Наступил очередной финансовый год, и перед работниками финансовых органов встал вопрос отражения операций по возврату неиспользованных межбюджетных трансфертов прошлых лет. Ниже будут даны рекомендации по отражению возврата остатков субсидий и субвенций.
Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации определено, что поступление в доход бюджетов средств от возврата остатков ранее предоставленных субвенций, субсидий отражается по соответствующим кодам группы доходов 000 1 18 00000 «Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет», одновременно операции по возврату отражаются по кодам группы доходов 000 1 19 00000 «Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет».
Пример. Из бюджета муниципального района осуществляется возврат в бюджет субъекта РФ остатков субсидии, полученной в 2006 г.
В бюджете муниципального района операция по возврату будет отражена по коду 000 1 19 05000 05 0000 151 «Возврат остатков субсидий и субвенций из бюджетов муниципальных районов».
Например, в типовой форме соглашения, установленной Постановлением правительства Московской области от 18.10.2016 № 758/38[1], нет ссылок на то, что в соглашении с подведомственным учреждением необходимо проставить конкретную дату возврата остатков. А вот в типовой форме, утвержденной для федеральных АУ и БУ Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 198н[2], указание на необходимость проставить в качестве срока возврата число, месяц и год, следующий за годом предоставления субсидии, имеется. Впрочем, органы-учредители, как правило, не могут произвольно выбрать дату, до наступления которой подведомственные учреждения должны осуществить возврат. Учредители ориентируются на сроки, установленные в «вышестоящих» актах, принятых на федеральном, региональном либо муниципальном уровне.
В частности, конкретный срок может быть определен в законе о бюджете, правовом акте, содержащем меры по реализации закона
Отражение возврата денежных средств прошлого года.
, полученного от администратора доходов бюджета).
Если учреждению переданы полномочия администратора доходов бюджета, перечисление в доход бюджета отразите проводками: Дебет 1.210.02.130 Кредит 1.210.03.660 — зачислены средства на лицевой счет администратора (на основании выписки со счета).
Обоснование Как учитывать межбюджетные трансферты Как отразить возврат остатков межбюджетных трансфертов Возврат остатка неиспользованного целевого трансферта является доходом того бюджета, который ранее выдал этот трансферт. Источники доходов соответствующего бюджета по возврату остатков указанных целевых средств закрепляются за главными администраторами. Коды доходов бюджетов от возврата остатков трансфертов из других бюджетов приведены в приложении № 1 к указаниям, утвержденным приказом Минфина от 01.07.2013 № 65н.
Не использованные на 1 января целевые трансферты из федерального бюджета администратор доходов возвращает, даже если есть потребность потратить их в текущем году на те же цели.
Возврат остатков целевых субсидий прошлых лет
Опубликовано 30.08.2022 Порядок определения объема и условия предоставления целевой субсидий устанавливаются Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти, органами местного самоуправления (). Как правило, в нормативно-правовых актах, регулирующих порядок и условия предоставления целевой субсидии, указана необходимость возврата неиспользованных остатков субсидии в бюджет. Порядок отражения данных операций рассмотрим в данной статье.
Руководствуясь Указаниями, утв. приказом доходы от поступления средств целевой субсидии отражаются по статье 180 «Прочие доходы» КОСГУ.
Операции по возврату остатков целевых субсидий, предоставленных в прошлом финансовом году, были рассмотрены специалистами Минфина России в письме от .
В соответствии с данным письмом операции по начислению задолженности по возврату остатков целевых субсидий, а также отражение перечисления данных средств в бюджет, отражается в корреспонденции со счетом 030305000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» следующими бухгалтерскими записями:
Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления. Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть. Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств.
Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.
Возврат субсидии, полученной в прошлые годы, оформляется так:
Операции
Д/т
К/т
По капвложениям
Отражена задолженность по возврату субсидии
Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа
Восстановлена сумма субсидии
По текущим затратам
Задолженность по возврату ранее предоставленной субсидии
Размер субсидии восстановлен в сумме реально понесенных расходов
При образовании остатков от целевых субсидий, которые были предоставлены учреждению в предыдущем периоде, невостребованные суммы должны быть возвращены на счета бюджета. Порядок отражения таких операций описан в Письме Минфина от 1 апреля 2021 г. №02-06-07/19436. Алгоритм действий направлен на реализацию таких этапов:
- Определение фактического объема остатка средств, которые остались неиспользованными по целевым программам в закончившемся финансовом периоде.
- Отражение субсидированных ресурсов в сумме их остатка, подлежащего возврату или взысканию в бюджет, в составе задолженности.
- Перечисление средств на казначейский счет бюджета.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Предприятие, не использовавшее в полном объеме целевую субсидию, должно вернуть остаток в текущем периоде. Если этого не будет сделано, сумма будет взыскана принудительно в следующем году.
При самостоятельном возврате неизрасходованных ресурсов до даты окончания текущего финансового срока бюджетное учреждение отражает операцию корреспонденцией между Д5.205.81.560 и К5.201.11.610. Кредитуется и 17 счет забалансового типа (по КОСГУ 180). Автономные организации в учете формируют такие записи:
- Д5.205.80.000 – К5.201.11.000;
- в забалансовом учете К17 (по КОСГУ 180).
В ситуациях с переходом остатков на новый финансовый год эти суммы должны быть показаны не только проводками, но и в отчетной документации. Точный объем остатков денег по этому виду финансирования надо отразить в балансовой форме 0503730 и занести в финансовые результаты бланка 0503721.
В отчете для обобщения информации об исполнении плана по ФХД унифицированной формы 0503737 данные приводятся в соответствии с нормами Приказа Минфина от 25 марта 2011 г. № 33н. Остатки средств из числа целевого субсидирования, осуществленного в прошлых периодах, заносятся в третий раздел в ячейку по строке 592. Характерная особенность – значение суммы вписывается со знаком «минус». Данные дублируются в графе по строку 910, которая находится в 4 разделе отчета.
В учетной документации бюджетные организации формируют записи:
- между Д5.205.81.560 и К5.303.05.730 – проводка составляется в момент начисления задолженности перед бюджетом по нереализованному возврату средств из полученного в прошлом году объема субсидий;
- при перечислении остатков через казначейство средства будут зачислены в доход определенного уровня бюджета, отправитель остатков оформляет операцию через дебетование 5.303.05.830 и кредитование 5.201.11.610, по кредиту будет проходить сумма и в забалансовом 18 счете (по КОСГУ 610).
Для автономных учреждений обязательство по перечислению субсидий целевого типа в сумме их остатка с прошлых лет отражается корреспонденцией с участием Д5.205.80.000 и К5.303.05.000. После перевода средств этот факт фиксирует дебетовый оборот по 5.303.05.000 и кредитовое движение по 5.201.11.000, кредитование на сумму операции 18 счета забалансового типа (по КОСГУ 610).
В данных бухгалтерского учета распределение целевых субсидий на счетах производится с учетом их предназначения:
- по КФО 5 показываются суммы субсидий для других целей;
- по КФО 6 отражаются операции по субсидиям, выделенным на капитальные вложения.
Общие правила возврата сумм целевых субсидий
Согласно положениям п. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (в этом абзаце говорится о средствах целевых субсидий), подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
С учетом изложенного перечислению в бюджет подлежат только те остатки целевых субсидий, в отношении которых органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (далее — учредитель), не принято решение о наличии потребности в указанных остатках.
Возврат целевой субсидии в доход бюджета осуществляется при нецелевом ее расходовании. Обычно в положении о предоставлении из бюджета целевой субсидии устанавливаются правила ее возврата. Например, может быть указано, что в течение срока действия соглашения о предоставлении субсидий, заключаемого между учредителем и учреждением, как получатель субсидии учредитель вправе принимать участие в проверках выполнения условий предоставления субсидий и осуществлять контроль за целевым использованием субсидий. В случае выявления нарушений условий предоставления субсидий, в том числе нецелевого использования субсидий получателем субсидий, учредитель составляет акт о нарушении условий предоставления субсидий и (или) нецелевом использовании субсидий, в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения. На основании обозначенного акта учредителем принимается решение о возврате в бюджет сумм субсидий, составляется требование о возврате целевой субсидии и устанавливается срок возврата .
При возникновении такой ситуации учреждение, в отношении которого проводилась проверка и был установлен факт нецелевого использования средств целевой субсидии, может обратиться в суд и в судебном порядке доказать правомерность своих действий, опровергнув факт нецелевого расходования сумм субсидий.
Проведение учредителем проверки правильности расходования средств целевых субсидий является его полномочиями, обусловленными нормами ст. 160.2-1 БК РФ. Из положений названной статьи следует, что главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный:
- на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
- на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
В рамках мероприятий внутреннего финансового контроля учредитель и проводит проверку правильности использования средств субсидий.