Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Максимальный срок оформление путевых листов грузового автомобиля в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Путевой лист грузового автомобиля — это важный документ, используемый для отслеживания и контроля функционирования грузовика и его водителя. Он служит основой для управления рядом процессов, включая проверку исправности грузового транспорта, прохождение водителем медицинского осмотра, учёт отработанного времени, определение маршрута и контроль пробега.
I. Обновление правил оформления путевых листов с 01.09.2023
С 1 сентября 2023 г. Минтранс уже второй раз за текущий год меняет правила оформления (формирования) путевых листов.
Главные нововведения для организаций и ИП, эксплуатирующих автотранспорт, таковы:
Реквизиты путевого листа | Правила, действующие с 01.09.2023 | Норма Приказа Минтранса России от 28.09.2022 № 390 |
---|---|---|
Сведения о водителе | Помимо ФИО и данных о проведении обязательного предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра следует указывать:
|
п. 6 Состава сведений путевого листа |
Срок действия путевого листа | Уточнено, что допустимо:
|
п. 11 Порядка оформления (формирования) путевого листа с учетом п. 3 Состава сведений путевого листа |
Данные о медосмотре | Больше не требуется указывать серию, номер, дату выдачи и срок окончания действия лицензии на проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров. Это совершенно не означает, что лицензия становится не нужна. Предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены) проводятся только медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное медицинское образование, медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым). |
п. 12 Порядка оформления (формирования) путевого листа с учетом п. 6 Приложения к приказу Минздрава России от 30.05.2023 № 266н |
Медосмотр водителя (предсменный, предрейсовый, послесменный, послерейсовый) может проводиться дистанционно методами телемедицины с внесением результатов в путевой лист. Медицинские работники, проводящие такого рода медосмотры, должны соответствовать требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ № 866, а необходимые сведения о них должны быть внесены в Федеральный регистр медработников. |
п. 12 Порядка оформления (формирования) путевого листа с учетом п. 7 -9 Особенностей проведения медосмотров с использованием дистанционных технологий, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2023 № 866 | |
Внесение изменений в данные путевого листа | Допускается внесение изменений в сведения о водителе (водителях) транспортного средства, а также о марках, моделях прицепов (полуприцепов) и их регистрационных номерах, в случае формирования электронного путевого листа. | п. 11 Порядка оформления (формирования) путевого листа |
Сроки давности привлечения к административной ответственности по перечисленным правонарушениям таковы (ст. 4.5 КоАП РФ):
Поездка без путевого листа | ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ | 60 календарных дней (при рассмотрении дела судьей – 90 календарных дней) со дня совершения нарушения |
---|---|---|
Перевозки с нарушением требований медосмотров водителей и технического контроля состояния ТС | ч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ | 60 календарных дней со дня совершения нарушения * |
Допуск водителя к работе без обязательного медосмотра | ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ | 1 год со дня совершения нарушения |
Нарушение порядка проведения обязательных медосмотров | ст. 11.32 КоАП РФ | 90 календарных дней со дня совершения нарушения |
Срок действия путевого листа в 2024 году
Правила, касающиеся периода действия п/л, отражены в новом Приказе №390. В I главе п. 2 регламентирован порядок заполнения срока действия путевки:
- заполняют число, м-ц, год, когда документ выдается на 1 день;
- если рейс длится более, необходимо указывать период (даты) с какого по какое число длится командировка.
Раньше путевой лист могли оформить максимум на 30 дней. Если поездка длилась дольше, требовалось выписывать 2 путевки. Теперь срок действия не ограничен. Вместе с тем нельзя использовать 1 путевой лист несколько дней, если график работы водителя укладывается в рамки ежедневной смены. Во II главе (пункты 8; 9; 10) норматива говорится:
- путевка оформляется на каждое ТС юрлица или ИП;
- документ выдается перед началом рейса, который может длиться более суток, или на 1 смену. Срок действия: восьми часовой день + не более 4 (в исключительных случаях — 5) часов на отдых;
- допускается на 1ТС выписывать 2 п/л, если водители работают посменно.
Из вышесказанного следует, что водитель может находиться за рулем не более 12 часов. Время выезда с места постоянной парковки фиксируется. Поэтому за превышение трудовой нормы могут наложить штраф, как за просроченный, а значит недействующий или отсутствующий путевой лист. Если график превышен незначительно (отвозили последнего пассажира, занимались устранением поломки), наказания не будет. Но за продолжительную работу более установленной нормы могут последовать административные санкции в виде штрафа.
Водителей, совершающих длительные командировки, тем более заграничные, тоже контролируют. В таких ТС должен устанавливаться тахограф. Кто ездит в европейские страны, знает, за нарушение трудового графика (отсутствие прибора или его неисправности) налагают штрафы (от 400 €), несравнимые с нашими.
Штраф за неправильный путевой лист
Во время аудита в транспортной компании могут выявить п/л с неправильным оформлением. Когда ошибки касаются расхода топлива или указания маршрута, документ могут признать недействительным. Налог на прибыль увеличится в разы.
При отсутствии записи медика, автомеханика-контролера штрафные санкции возлагаются не только на организацию, но и должностных лиц за ст. 12.31.1. КоАП.
Вид административного правонарушения | Штраф на Граждан | Штраф на Должн. лица | Штраф на Юрлицо (ИП) |
Не соответствие требуемой квалификации ответственных сотрудников (часть 1) | — | 20 тыс. р. | 100 тыс. р. |
Отсутствие отметки о прохождении предрейсового медосмотра (часть 2) | 3 тыс. р. | 5 тыс. р. | 30 тыс. р. |
Отсутствие отметки контролера о предрейс. техосмотре ТС (часть 3) | 3 тыс. р. | 5 тыс. р. | 30 тыс. р. |
Ответственность за неподтверждение ГСМ
В статье 50 КоАП РФ предусмотрены штрафы за нарушения, связанные с заполнением и предъявлением путевых листов. Одним из таких нарушений является неподтверждение расходов на ГСМ.
Ответственность за неподтверждение государственных стандартов расходования топлива может быть применена как к водителю, так и к предприятию. В случае необоснованных расходов на ГСМ, водитель может быть оштрафован или получить другое наказание, предусмотренное законодательством.
Причины отсутствия подтверждения расходов ГСМ могут быть различными. Они включают в себя ошибки в заполнении путевого листа, неправильное оформление документов, неполное или неправильное указание данных о расходах на ГСМ.
Оформление путевых листов представляет собой важный процесс, требующий точности и внимания. Ошибки в заполнении листов или отсутствие необходимых данных могут привести к нарушению правил и получению штрафов.
Проверка предрейсовых путевых листов проводится ГИБДД. В случае выявления нарушений, связанных с неподтверждением ГСМ, водитель может быть оштрафован и ему могут быть предъявлены обязательные расходы на оформление правильных документов.
Для избежания неприятных последствий и штрафов, водителю необходимо тщательно следить за заполнением путевых листов и правильно оформлять документы, подтверждающие расходы на ГСМ. Также может быть полезно подтвердить все расходы на ГСМ с помощью документов, какие-либо расходы можно подтвердить, чтобы избежать штрафов.
В марте 2022 года в России вступили в силу новые штрафы за нарушения, связанные с заполнением путевого листа. Одним из этих штрафов является неподтверждение расходов на ГСМ. Наказание может включать оплату штрафа и обязательные расходы на оформление правильных документов.
Ошибки в заполнении путевого листа
Ошибки в заполнении путевого листа могут привести к серьезным нарушениям и получению штрафов. Как избежать таких нарушений и что нужно знать о правилах заполнения путевого листа?
Путевой лист – это документ, который заполняется водителем перед каждой поездкой, чтобы фиксировать все осмотры и расходы, связанные с использованием транспортного средства. Он является одним из обязательных документов для предрейсовых проверок ГИБДД.
Причины получения штрафов за нарушение правил заполнения путевого листа могут быть разными. Ошибки могут касаться не только самого оформления, но и неправильного заполнения данных о предрейсовых осмотрах и расходах.
Согласно КоАП РФ, за неправильное оформление или неподтверждение информации в путевом листе предусмотрена ответственность. В зависимости от вида нарушения и его тяжести, штрафы могут составлять до 50% от стоимости ГСМ или расходов.
Как не получить штраф
Неправильное оформление путевого листа может привести к наказанию в виде штрафов и проверок ГИБДД. Чтобы избежать этого, необходимо следовать правилам заполнения путевого листа и предусмотреть возможные ошибки и причины их возникновения.
Вот несколько полезных советов, как избежать штрафов:
- Внимательно ознакомьтесь с правилами заполнения путевого листа, указанными в КОАП РФ. Уточните все нюансы у своего работодателя или в ГИБДД.
- Проверяйте правильность заполнения путевого листа перед отправкой на подпись. Убедитесь, что все необходимые поля заполнены и точно указаны данные о маршруте и пассажирах.
- Не подписывайте путевой лист с неподтвержденными данными. Убедитесь, что все пункты маршрута оформлены правильно и не содержат ошибок.
- Соблюдайте правила окончания путевого листа. Он должен быть сдан и подписан в срок, указанный в правилах.
- Оплачивайте все причитающиеся сборы и расходы в связи с оформлением и использованием путевого листа.
- Не допускайте необоснованных расходов и нарушений при оформлении путевого листа. В случае нарушения правил, несанкционированного использования ГСМ или других причин возникновения необоснованных расходов, может быть применена ответственность в виде штрафов.
Помимо указанных выше правил, также необходимо соблюдать правила безопасности на дороге и регулярно проходить технические осмотры аттестованной станции.
Не соблюдение правил оформления путевого листа может привести к различным видам наказаний и штрафов. Вот некоторые из них:
- Предрейсовые проверки — ограничение в движении до устранения нарушений;
- Штрафы в размере до 50% от предусмотренной суммы штрафа;
- Ответственность по статье 153.1 КОАП РФ — за непредставление путевых листов или их неправильное оформление. В этом случае грозит штраф в размере 5000-10000 рублей;
- Проверка ГИБДД и рассмотрение дела нарушителя в суде;
- Ограничение прав на управление транспортным средством.
Чтобы не получить наказания по штрафам и рассмотрение дела, следуйте правилам заполнения путевого листа и соблюдайте все требования закона.
№ | Вид нарушения | Штраф |
---|---|---|
1 | Неправильное заполнение путевого листа | 5000-10000 рублей |
2 | Необоснованные расходы при оформлении путевого листа | 50% от необоснованных расходов |
3 | Неподтверждение пунктов маршрута | 5000-10000 рублей |
Требования к путевому листу
Образцы путевых листов в 2024 году должны будут содержать следующую информацию:
-
В течение какого срока действует документ. Обязательно указывается полная дата — год, месяц и число. В случае, если путевой лист оформляется на срок более 1 дня, обязательно указываются даты начала и окончания действия документа.
-
Кто именно оформил путевой лист. До изменений в путевых листах в формах нужно было указывать сведения о владельце транспорта. Если документ оформляет ИП, он обязательно указывает в нём свои Ф.И.О., ОГРНИП, адрес регистрации по месту жительства, телефонный номер. Если бланк выдаётся от юридического лица, то в него вносят информацию об ОГРН, полном наименовании, телефонном номере, адресе местонахождения.
-
Какое транспортное средство используется в перевозках. Прописывается информация о том, какой тип (легковой, грузовой и другие), модель и марка транспортного средства используется в перевозках, а при наличии полуприцепов и прицепов также указывается информация о них. Если законом предусмотрена обязанность предсменного или предрейсового контроля, то время (часы и минуты), а также дата проведения техосмотра. Дополнительно прописывается регистрационный и/или инвентарный номер (последний актуален для троллейбусов и трамваев), километры пробега до и после окончания рейса или смены, время и дата выезда и возвращения. Новое правило в снятии показаний одометра: необходимо также указывать их в случае, если на одно транспортное средство оформляется несколько путевых листов. Тогда указываются километры пробега при передаче транспортного средства от одного водителя другому.
-
Кто водитель или водители транспортного средства. В путевом листе прописывается Ф.И.О. водителя, а также время и дата проведения предсменного или предрейсового медосмотра.
-
Вид перевозки. Приказ выделяет 3 вида перевозок: коммерческие, для собственных нужд и в специальных транспортных средствах. В случае коммерческих перевозок дополнительно уточняется их категория — например, работа такси, заказная перевозка грузов или регулярный пассажирский рейс.
-
В форму путевого листа в 2024 году обязательно нужно включать информацию о виде сообщения. Минтранс в приказе выделяет 3 вида: междугородное, пригородное и городское.
Отметки о медосмотре в путевом листе
Много споров относительно того, может ли отсутствие в путевом листе отметки о предрейсовом медосмотре послужить законным основанием для снятия расходов. Здесь сразу отметим, что нужно отталкиваться от того, в каких случаях законодательство обязывает проходить лиц, управляющих автомобилем, такие медосмотры.
Исходя из совокупности положений п. 1 ст. 20 и п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что требования о проведении обязательных медосмотров распространяются на водителей транспортных средств. В первую очередь это непосредственно сотрудники, принятые на работу на должности «водитель». Во вторую очередь это все те, чья работа связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле. Как показывает практика, суды приравнивают к водителям тех сотрудников, чья работа была связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле, например, торговых представителей (постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Полагаем, данный вывод можно распространить на курьеров и экспедиторов, которые доставляют товары на служебном транспорте.
Бывают еще и послерейсовые медосмотры, отметки о проведении которых тоже указаны в составе обязательных реквизитов путевого листа. Такие медосмотры нужно проводить только в том случае, если работа водителя связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Соответственно, в случае, если автомобиль используется для управленческих нужд или для перевозки грузов, не относящихся к опасным, послерейсовые медосмотры водителей проводить нет необходимости.
Отсутствие отметки о медосмотре (если она обязательна) при налоговой проверке может повлечь за собой снятие расходов на ГСМ и, как следствие, доначисление налога. Таких примеров в судебной практике немало.
Также расходы могут снять, если отметку о медосмотре проставляло лицо, которое не может в силу законодательства проводить медосмотры. Отметим, что медосмотры водителей вправе проводить только медработники или медучреждения, имеющие соответствующую лицензию.
Перечень обязательных полей
Декабрь 2024 года принес изменения в оформление путевых листов, повышающие их информативность и стандартизирующие представленные данные. Новые требования включают в себя определенный перечень обязательных полей, которые должны быть заполнены при составлении путевого листа.
Обязательными полями являются:
1. Дата и время начала и окончания маршрута — эти поля указывают точное время выезда и возвращения транспортного средства, что необходимо для ведения контроля и определения пройденного расстояния.
2. Номер и марка транспортного средства — важно указать тип и идентификационный номер транспортного средства, чтобы исключить возможность путаницы или ошибочных данных.
3. ФИО водителя — полное имя и фамилия водителя, осуществляющего поездку. Это необходимо для идентификации водителя и его ответственности за транспортное средство.
4. Цель поездки — указание причины и цели поездки, например, командировка, доставка груза или пассажиров, туристический маршрут.
5. Маршрут — подробное описание маршрута движения, включая указание населенных пунктов или ориентиров, через которые проходит поездка.
6. Общее пройденное расстояние — информация о суммарном пройденном расстоянии в километрах. Это поле необходимо для контроля и учета пройденного пути.
7. Подпись водителя и руководителя — обязательное поле для подтверждения согласования и ответственности за оформленный путевой лист.
Правила оформления и ведения путевых листов
Путевые листы необходимы организациям для контроля за движением автотранспорта, расчета заработной платы водителям, фиксирования расхода ГСМ, начисления амортизации на автомобиль, учета общих затрат на транспорт. Кроме того, если водителя на служебном транспорте остановит для проверки документов инспектор ГИБДД, этот документ подтверждает:
Непосредственно перед выездом в путевом листе надо указать показания счетчика (только целые числа) и время их снятия. Далее следует вписать данные о том, какое горючее выдано, в каком количестве (если выдача топлива предусмотрена). Все данные подтверждаются подписью самого работника.
Заполнением этой формы в автотранспортных организациях занимаются диспетчеры, а в остальных компаниях — уполномоченный на выпуск автомобилей в рейс работник. Такие обязанности устанавливают приказом руководителя организации, поскольку тот, кто заполняет документ, несет ответственность за допущенные в нем ошибки. Иногда оформлением бумаг занимаются сами водители. Но по общему правилу водители обязаны заполнять только свою часть документа — записывать данные о пробеге автомобиля в соответствии с показателями приборов в машине.
В частности, как при выезде ТС из гаража, так и после его возвращения в гараж записи проверяют на соответствие показателей приборов в автомобиле, таким как датчик топлива, одометр и т. д. Техническое состояние ТС обязан завизировать уполномоченный сотрудник, например механик организации. Данные о предрейсовом медицинском осмотре обязательно заполняет медработник с указанием даты. Запись должна сообщать о том, что водитель «прошел предрейсовый медицинский осмотр и допущен к исполнению трудовых обязанностей». При необходимости ставится отметка о медосмотре после рейса.
Не всем организациям подходят унифицированные бланки, кроме того, они не для всех обязательны. Поэтому юрлицо (или ИП) вправе разработать собственный вариант, в котором учесть все обязательные реквизиты и необходимые показатели. Применение собственного измененного бланка указывают в учетной политике организации, как это определено в пункте 4 ПБУ 1/2008. Не стоит забывать, что к первичным документам строгой отчетности применяют и правила, регламентированные статьей 9 федерального закона №402-ФЗ от 06.12.2011 о бухгалтерском учете.
Что такое путевые листы?
В путевых листах указываются различные данные о поездке, включая информацию о водителе, транспортном средстве, маршруте, дате и времени начала и окончания поездки. Они предоставляют возможность контролировать скорость и местоположение транспорта, а также определять пробег и использование топлива.
Новая форма путевых листов с 15 декабря 2024 года вводится с целью улучшения системы учета и контроля движения транспорта. Это связано с использованием новых технологий, таких как электронные устройства и системы GPS.
Благодаря новой форме путевых листов будет более удобно и эффективно отслеживать выполнение заданий, управлять транспортным парком и контролировать расходы на топливо. Также это поможет снизить возможность фальсификации данных и улучшить безопасность на дорогах.
Возможность облегченной сдачи отчетности в налоговую службу
С введением новых требований к путевым листам с 1 января 2024 года, налоговая служба также предоставляет предпринимателям возможность облегченной сдачи отчетности. Теперь предприниматели смогут отправлять свои отчеты налоговой службе в электронном виде, используя соответствующую онлайн-платформу.
Это позволит:
- Сократить время и усилия, затрачиваемые на сбор и подготовку отчетности;
- Снизить вероятность ошибок при заполнении отчетов, благодаря автоматическому заполнению и проверке данных;
- Улучшить взаимодействие между предпринимателями и налоговой службой, повысить прозрачность и доступность процесса сдачи отчетности.
Для использования онлайн-платформы по сдаче отчетности необходимо зарегистрироваться на портале налоговой службы и получить соответствующие права доступа. После этого предприниматели смогут удобно и безопасно передавать свои отчеты налоговой службе в электронной форме.
Внедрение возможности облегченной сдачи отчетности в налоговую службу позволит предпринимателям сосредоточиться на своей основной деятельности, сократить временные затраты на бумажную работу и получить доступ к своим отчетам в любое удобное время.