Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Водитель трамвая: плюсы и минусы профессии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Преждевременный выход на заслуженный отдых с вытекающими материальными компенсациями положен работникам, занятым на опасных заводских участках и имеющим нужный стаж. Последний для них начисляется по определенной формуле (например, «год за два» и пр.). Порядок оформления пенсионного обеспечения регламентирован несколькими перечнями специальностей (из правительственного постановления РФ).
Порядок подсчета стажа водителя городского пассажирского транспорта
В связи с работой в тяжелых, опасных и вредных условиях труда, за которые работодатели уплачивают страховые взносы по дополнительным тарифам, отдельные категории граждан имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, сообщает пенсионный фонд Тверской области.
Работа на городских пассажирских регулярных маршрутах может организовываться с полуэкспрессным, экспрессным, обычным режимом движения или сочетать в течение дня указанные режимы.
Обстоятельства: Не учтены периоды работы истца в должности водителя лесовоза на лесопромышленном комбинате.
Работа на городских пассажирских регулярных маршрутах может организовываться с полуэкспрессным, экспрессным, обычным режимом движения или сочетать в течение дня указанные режимы.
Требование: О признании незаконным решения органа Пенсионного фонда РФ, об обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначить страховую пенсию по старости.
К таковым относятся перевозки, организованные с установленной периодичностью и по определенному маршруту, с осуществлением посадки и высадки пассажиров на остановках.
Рабочее время и время отдыха
Режимы рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса устанавливаются отдельным Положением, утвержденным Приказом Минтранса России от 18.10.2005 N 127. В рассматриваемом Соглашении уделяется внимание работникам с вредными и опасными условиями труда. Для них может быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю, в то время как нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю.
В организациях, занимающихся регулярными пассажирскими перевозками, вследствие необходимости постоянного непрерывного обслуживания населения транспортными услугами выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно графикам сменности. То есть, сократив выходные дни работника на одной неделе, на другой работодатель должен их компенсировать: увеличить продолжительность последующих выходных. При работах, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части.
Что касается отпусков, то работникам наземного электротранспорта помимо основных могут быть предоставлены и дополнительные отпуска в связи с рождением ребенка, с собственной регистрацией брака, регистрацией брака детей, с Днем знаний (1 сентября) — матерям (отцам) либо другому лицу, воспитывающему ребенка — учащегося 1-го класса. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, связанными с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных факторов. Водитель трамвая и водитель троллейбуса значатся в Списке профессий с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день .
См. Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22.
К сведению. Время нахождения в отпусках в связи с вынужденным временным прекращением работы квалифицируется как простой по вине работодателя и включается работникам в стаж работы, дающий право на ежегодный отпуск.
Как обучиться профессии
Человек, который собирается управлять трамваем, должен быть старше 21 года и иметь водительское удостоверение с категорией Tm. Пройти обучение можно непосредственно у будущего работодателя. Чтобы выйти на рейс, нужно обязательно сдать экзамен в ГАИ.
Курсы длятся не более 6 месяцев. Все это время выплачивается стипендия в размере до 17 000 руб. Ученики проходят теоретические вопросы, изучают технику и правила вождения. 50 часов отводится на непосредственное управление трамваем без пассажиров. Далее еще 210 часов — на стажировку под руководством наставника. Если профподготовка проходила в специальном учебном учреждении, то оно обеспечивает выпускника рабочим местом в его городе.
Трудовой день делится на 2 смены. Первая начинается в 4 утра и заканчивается в 15 дня. Вторая длится до 12 ночи. В неделю — 5 рабочих дней и 2 выходных. Чтобы больше заработать, нужно брать дополнительные смены. Но их количество ограничено правилами и трудовыми нормами. Поэтому чаще всего в данной профессии люди задерживаются из-за любви к рельсовому транспорту или из-за отсутствия других вариантов заработка.
Стимулирующие выплаты
В отличие от премий, такие выплаты полагаются за дополнительный объем выполняемой работы, например это доплаты:
- за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
- за руководство бригадой бригадирам из числа рабочих, производителям работ, не освобожденным от основной работы, — в размере 10% и более тарифной ставки (или в фиксированном размере);
- за интенсивность труда водителям, кондукторам и рабочим, занятым ремонтом подвижного состава (как правило, доплаты устанавливаются в размере 24% тарифной ставки);
- за классность — водителям 1-го класса в размере 25%, водителям 2-го класса — 10% определенной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.
Соглашение обязывает работодателей не допускать необоснованного сокращения рабочих мест. Минимизации сокращения численности или штата работников способствуют естественный отток кадров (собственное желание, выход на пенсию и др.), а также переподготовка кадров, их перемещение внутри организации.
Документ также обязывает предоставлять высвобождаемым работникам возможности переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора с сохранением средней заработной платы на весь срок обучения. Работникам, потерявшим трудоспособность в связи с увечьем или профессиональным заболеванием, в соответствии с медицинскими рекомендациями должна быть предоставлена возможность переподготовки, трудоустройства и установлены льготные условия и режим работы.
Можем ли мы принять на работу водителем автобуса инвалида 3 группы
Сама по себе инвалидность не является препятствием для устройства на работу, в том числе на должность водителя автобуса. Какая бы то ни было дискриминация сотрудников по причине инвалидности запрещена. Сотрудники-инвалиды пользуются трудовыми правами в полном объеме, в том числе правом использования своих способностей к труду без дискриминации (ст. 5 Конвенции о правах инвалидов).
- предварительные медицинские осмотры, которые проводят в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств;
- периодические медицинские осмотры, которые проводят в течение всего времени работы водителем транспортного средства, но не реже чем один раз в два года;
- предрейсовые медицинские осмотры, которые проводят в начале рабочего дня в течение всего времени работы водителем транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб;
- послерейсовые медицинские осмотры, которые проводят в конце рабочего дня в течение всего времени работы водителем транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Что нужно, чтобы стать водителем трамвая?
Будущие водители трамвая обучаются в Учебных Комбинатах. Вместе с ними готовят водителей другого наземного транспорта. Обучение проводится в течение 6 месяцев. Ученик проходит экзамен, чтобы получить нужную категорию прав.
Следующий этап — поездки с наставником, без пассажиров. На это уходит 15 часов. После этого водитель трамвая получает право возить пассажиров, пока что под контролем наставника: так продолжается следующие 205 часов. Обучение бесплатное. Его достаточно, чтобы стать водителем трамвая.
К вождению этого транспорта допускают с 21 года вне зависимости от пола. Медицинских противопоказаний мало: профессия недоступна людям с амнезией, деменцией, слепотой, эпилепсией, депрессией и некоторыми другими заболеваниями.
- Мало возможностей для карьерного роста. Водитель трамвая может повышать разряд, но не поднимается вверх по карьерной лестнице.
- Штрафы, наказания. За опоздание и любое другое дисциплинарное нарушение могут наказать, лишить премии, оштрафовать или уволить. Мелкие недочеты в работе неизбежны, потому штрафы — не редкость. Сотрудника могут отправить чистить ремонтные канавы и в этом чувствуется желание унизить.
- Неудобный график. У водителей трамвая бывают утренние и вечерние смены. Обычно они чередуются каждую неделю, поэтому приходится перестраиваться с одного времени сна на другой. Утренняя смена заставляет вставать водителей в 4, а иногда и в 3 утра, потому спать по 8 часов в день и высыпаться с такой работой невозможно. Кроме того, водители работают по выходным и праздникам.
- Опасность ДТП. Работает водитель с пониманием постоянной опасности ДТП. Он ответственен за жизнь пассажиров. Часто под рельсы бросаются автомобилисты или прохожие: быстро остановить трамвай невозможно и рискованно, поэтому водитель не чувствует себя в безопасности, не расслабляется и не отвлекается.
- Частые поломки. Водителям иногда приходится ездить на старых моделях, которые ломаются довольно часто. Мелкие поломки устраняет водитель: из-за этого опрятная одежда быстро превращается в грязную, руки до конца смены — в машинном масле. Результат поломок – недобор по количеству часов, который заставляет выходить в чужие смены или вместо запланированного отпуска, выходного.
- Недобор плана. Происходит из-за частых поломок и вынуждает работать в выходные.
- Ссоры и скандалы с пассажирами. Водитель решает проблемы не только с техникой: ему приходится успокаивать недовольных пассажиров, следить за соблюдением приличий в вагоне, решать конфликты. Грубость и вспыльчивость пассажиров — не редкость;
- Психическая нагрузка. Все перечисленное приводит к тому, что работники устают, чувствуют себя выжатыми.
- Малоподвижность работы. Водители устают и физически: сложно большую часть времени сидеть в одном положении. Нагружаются одни и те же мышцы, а устает все тело. На здоровье это сказывается отрицательно: рано появляются проблемы с сердцем, развивается сколиоз.
- Зарплата устроит не каждого. Если многих людей из старшего поколения, у кого нет ипотек и серьезных обременений зарплата может вполне устраивать, то некоторым молодым людям, особенно у кого нет своего жилья или есть дети она может показаться недостаточной.
Идет ли вредность водителю трамвая?
Стояли в пробке, рядом с трамвайными рельсами (0,5 м). Сзади справа бок нашего автомобиля проскреб трамвай и проехав вперед остановился в 2,5 метрах. Водитель трамвая утверждает, что мы ее протаранили, но на трамвае осталась царапина, проехавшая вместе с трамваем вперед. Инспектор сказал, что трамвай всегда прав, не учитывая наши доводы. Так ли это?
ДТП участники автомобиль и трамвай. Суд постановил что водитель трамвая нарушил ПДД и проехал перекресток на красный сигнал светофора, страховая выплатила 120, оставшуюся часть денег надо взыскивать с кого? Водителя трамвая всю жизнь по 50 руб или с МОСГОРТРАНСА.
Вчера стала участницей ДТП. Пресечение дороги, я убедившись, что никому не мешаю, спокойно поворачиваю. Сзади меня, на остановке, метров 20 сзади стоит трамвай, высаживает пассажиров. Повернув, впереди пешеходный переход, идёт толпа людей, я их пропускаю, начинаю движение, ступает девушка, я опять останавливаюсь. Трамвай начинает путь в попутном направлении. Девушка, видя трамвай, начинает идти назад, я стою на месте. Слышу скрежет, потом тишина, потом опять скрежет. Трамвай снес мн бампер и крыло. Водитель трамвая говорит полиции, что видел машину и был уверен, что по габаритам пройдёт. Но не прошёл. Намекая, что машина покатилась и виновата я. На передней стойки трамвая полоски красной краски, видимо от моей машины. Но водитель отрицает, говорит Что они были на этом трамвае. Могут ли меня обвинить в этом ДТП? В гаи на разбор аварии ещё не вызывали.
Нарушил Правила — до свидания!
Сначала Алексей проходит медосмотр. Давление в норме, признаков опьянения с помощью алкотестера не выявлено. Теперь медицинский работник должен поставить соответствующий штамп в путевом листе, где прописывается номер сегодняшнего маршрута и номер вагона. Вообще, к медосмотру водителей в депо подходят очень серьезно — все-таки они ответственны за жизнь не одного десятка людей. Опоздание и уж тем более — появление на рабочем месте с запахом перегара — грубейшие нарушения трудовой дисциплины. В последнем случае водителя отстраняют от работы и ставят на его место дежурного. Наказать за проступок могут рублем. К примеру, лишить 13-й зарплаты и премии, которые составляют внушительную часть заработка водителя трамвая. Кроме того, руководство депо может наложить на сотрудника дисциплинарное взыскание. Бывали случаи, когда подгулявших накануне водителей на месяц отправляли чистить ремонтные канавы. Впрочем, как правило, с безответственными сотрудниками долго не церемонятся: раз нарушил, два нарушил, а на третий — извините, до свидания.
Методические рекомендации устанавливают цели, порядок проведения аттестации рабочего места водителей (РМВ) по условиям труда, а также порядок оформления и использования результатов аттестации.
Основные термины и их определения, используемые в Методических рекомендациях, приведены в Приложении 1.
Аттестация рабочих мест по условиям труда водителей проводится с целью:
обоснования предоставления компенсаций водителям, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда в предусмотренном законодательством порядке;
решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;
рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) дальнейшей эксплуатации транспортного средства в связи с возникшей угрозой здоровью водителя;
ознакомления водителей с условиями труда на рабочем месте;
планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;
сертификации работ по охране труда;
составления статистической отчетности о состоянии условий труда по форме N 1-Т (условия труда);
включения в трудовой договор условий труда водителей.
При аттестации рабочего места по условиям труда водителей проводятся инструментальная и экспертная оценки условий труда. Инструментальная оценка измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляется лабораторными подразделениями самой организации, аккредитованной или аттестованной на компетентность и право проведения указанных измерений для оценки условий труда на рабочих местах водителей.
При отсутствии в организации аккредитованной испытательной лаборатории для проведения оценки условий труда привлекаются центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных работ.
При экспертной оценке проверяется травмобезопасность и оснащение рабочего места водителей, обеспеченность средствами индивидуальной защиты, а также эффективность этих средств.
Рабочее место по условиям труда водителей существенно отличается от других рабочих мест, так как в это понятие входит не только рабочее место в кабине автомобиля, но и оборудование автомобиля, его оснащение, инструмент и приспособления, которыми пользуется водитель, и т.п. В связи с этим для оценки условий труда на рабочем месте водителей выбраны требования, обеспечивающие безопасные условия его труда, из действующих нормативных документов, которые приведены в таблице 1.
Какие виды отдыха водителя существуют
Вид отдыха | Продолжительность |
---|---|
Перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня | От 30 минут до 2 часов. |
Ежедневный (междусменный) отдых | Минимум в 2 раза дольше рабочей смены. В исключительных случаях — минимум 9 часов. |
Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) | Общая продолжительность — не менее 45 часов. |
Ежегодный отпуск | Минимум 28 календарных дней. |
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Есть ли льготы и бонусы
Вагоновожатые трамвайной сети получают определенные льготы и бонусы. Одна из привилегий — это возможность бесплатно ездить на всех видах городского транспорта (метро в том числе). Стандартный оплачиваемый отпуск длится 28 календарных дней, но дополнительно к нему предоставляют еще 12 суток отдыха. Если кандидат на должность приехал из другого города, то ему могут предложить место в общежитии. Также сотрудники имеют право оформить бесплатную путевку в летний лагерь или на базу отдыха для своих детей.
Помимо этого, предприятия гортранса обеспечивают стандартный набор условий. Это трудоустройство по ТК РФ, пакет социальных гарантий и ежемесячное вознаграждение. Занятость, как правило, полный день. График — сменный.
Состояние здоровья женщин-водителей трамваев по данным углубленного медицинского осмотра
Были рассчитаны интенсивные показатели заболеваемости (на 100 работниц). Учитывая неоднородность обследуемых групп по заболеваемости, была проведена стандартизация показателей. Было выявлено, что показатели заболеваемости на 100 работниц и стандартизированные показатели сопоставимы. Обращает на себя внимание, что воспалительные заболевания женских половых органов имеют более высокий показатель заболеваемости на 100 работниц у женщин второй группы — 21,4 случая, тогда как у женщин первой группы этот показатель составляет 20,5 случая. Среди воспалительных заболеваний преобладают вульвовагинит и хронический сальпингоофарит (таблица 5.3.3). Кроме того, другие заболевания женских половых органов у женщин второй группы имели более высокий показатель заболеваемости на 100 работниц, чем в группе женщин первой группы (25,4 случая и 19,5 случая соответственно).
При анализе структуры гинекологической заболеваемости женщин-водителей с учетом стажа у женщин со стажем менее 10 лет воспалительные заболевания женских половых органов составляют 51,7%, а другие болезни женских половых органов составляют 48,3%. У женщин со стажем работы более 10 лет воспалительные болезни женских половых органов составляют — 46,3%, а другие болезни составляют 53,7% (таблица 5.3.4).
Были рассчитаны интенсивные показатели заболеваемости на работниц. Учитывая неоднородность обследуемых групп, по заболеваемости была проведена стандартизация показателей. Было выявлено, что показатели заболеваемости на 100 работниц и стандартизированные показатели сопоставимы. Более высокий показатель заболеваемости на 100 работниц отмечается у женщин со стажем работы более 10 лет и составляет 50,5 случая, а у женщин-водителей со стажем работы менее 10 лет — 34,5 случая. Обращает на себя внимание, что воспалительные заболевания женских половых органов имеют более высокий показатель заболеваемости на 100 работниц у женщин-водителей со стажем работы более 10 лет и составляют 23,4 случая, тогда как у женщин со стажем менее 10 лет этот показатель составляет 17,9 случая. Кроме того, другие заболевания женских половых органов у женщин-водителей со стажем работы более 10 лет имели более высокий показатель заболеваемости на 100 работниц, чем в группе женщин со стажем работы менее 10 лет (27,1 случая и 16,6 случая соответственно).
Развитию воспалительных процессов женских половых органов способствуют заболевания внутренних органов, инфекции, переохлаждения, прием антибиотиков, несоблюдение личной гигиены, длительное пребывание в позе «сидя», что приводит к застою в малом тазу и др. (Кира Е.Ф., 1999). В условиях труда женщин-водителей трамваев присутствуют неблагоприятные профессиональные факторы, которые могут способствовать развитию, в т.ч. воспалительных заболеваний половых путей: нагревающий микроклимат в теплый период года, длительное пребывание в рабочей позе «сидя» (более 78% всего рабочего времени), психоэмоциональное напряжение, неблагоприятные условия труда для соблюдения личной гигиены в рабочее время (наличие туалетов только в депо и диспетчерских пунктах) и т.д.
Таким образом, данные углубленного гинекологического осмотра женщин-водителей трамваев указывают, что: в структуре гинекологической патологии у женщин-водителей трамваев преобладают воспалительные заболевания; второе место среди заболеваний женских половых органов занимают предопухолевые заболевания и доброкачественные новообразования; выявлена зависимость распространенности гинекологической заболеваемости от возраста и стажа работы в профессии, при этом взаимосвязь стажа и гинекологической патологии выражена сильнее.
Учитывая неблагоприятные условия труда и высокий уровень заболеваемости женщин-водителей трамваев, была проведена оценка профессионального риска для здоровья этого контингента работающих и выявление возможных профессионально обусловленных заболеваний.
В настоящее время многими авторами (Молодкина Н.Н., Попова Т.Б. и др., 1997; Измеров Н.Ф., Суворов Г.А. и др., 1997) в качестве маркеров профессионального риска рассматриваются заболеваемость с ВУТ и хроническая патология, которые имеют тенденцию к росту распространенности по мере увеличения стажа работы в неблагоприятных условиях труда и превышают таковые в профгруппах, не контактирующих с вредными факторами. Такая динамика заболеваемости в определенной степени отражает профессиональную обусловленность заболеваемости (Молодкина Н.Н., Попова Т.Б. и др., 1997). При этом наиболее информативным подходом при определении возможности профессиональной обусловленности ЗВУТ является сопоставление показателей числа дней нетрудоспособности на 100 работающих с показателями оценочной шкалы, предложенной Радионовой Г.К., Жаворонок Л.Г. (Радионова Г.К., Жаворонок Л.Г., 2003) По нашим данным, величина соответствующего показателя ЗВУТ женщин-водителей трамваев соответствует градации «высокая» (таблица 6.1). При этом число дней заболеваемости с ВУТ у женщин-водителей из группы со стажем работы менее 10 лет значительно меньше, чем в группе женщин с большим стажем. В первой группе стажированных обследованных этот показатель, по оценочной шкале попадает в градацию «выше среднего», во второй, у более стажированных, в градацию — «высокая», что может явиться подтверждением значимости пролонгированного влияния неблагоприятных условий труда на показатели здоровья женщин-водителей трамваев.
Каким должен быть водитель троллейбуса?
Перед тем, как стать водителем троллейбуса, человеку нужно узнать, соответствует ли он требованиям, предъявляемым к представителям этой профессии. Например, водитель должен:
- иметь права требуемой категории (их можно получить, пройдя специальные курсы);
- обладать определёнными характеристиками (усидчивость, внимательность, сосредоточенность, пунктуальность, осторожность, умение ладить с людьми и адекватно реагировать на конфликтные моменты, быстро разрешать форс-мажорные ситуации);
- пройти медкомиссию и получить справку, о том, что он может заниматься водительской работой;
- знать и соблюдать ПДД, сроки движения при выезде на маршрут, а также требования, выдвигаемые работодателем.