Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 12.19 — Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При выявлении нарушений правил остановки-стоянки, за которые Кодексом предусмотрено применение задержания транспортного средства, должностное лицо уполномоченного органа (ГИБДД, МАДИ), принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении и составляет протокол задержания транспортного средства.
Комментарии к ст. 12.19 КОАП РФ
1. Объектами рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения. Статья состоит из четырех частей.
2. С объективной стороны комментируемое административное правонарушение выражается в нарушении правил остановки и стоянки, определенных разделом 12 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).
3. Часть 1 рассматриваемой статьи устанавливает ответственность в случае, если водитель в нарушение запрета (п. 12.4 Правил) осуществляет остановку на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, создавая при этом помехи движению трамвая; на мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними; на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними; на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении и др. Стоянка запрещается в местах, где запрещена остановка, а также вне населенных пунктов на проезжей части дороги, обозначенных знаком 2.1 (см. приложение 1 к Правилам дорожного движения) и ближе 50 м от железнодорожных переездов.
4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность водителей за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов.
5. По ч. 3 данной статьи водители несут ответственность за остановку или стоянку транспортных средств на пешеходном переходе (за исключением вынужденной остановки), а равно за нарушение правил остановки и стоянки на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов.
Пункт 12.2 Правил хотя и разрешает стоянку на тротуаре, но с условием, что это не будет препятствовать движению пешеходов. Под препятствием здесь следует понимать расположение транспортного средства на тротуаре, делающее невозможным проход пешеходов по тротуару и вынуждающее их выходить на проезжую часть дороги.
6. В ч. 4 рассматриваемой статьи предусмотрена ответственность за нарушение правил остановки и стоянки, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле. Под препятствием здесь следует понимать создание ситуации, затрудняющей, а порой и прекращающей процесс бесперебойного движения других транспортных средств (стоянка посередине дороги, стоянка на выезде с прилегающей территории и т.п.). Остановка и стоянка в тоннеле запрещены Правилами дорожного движения.
Учитывая опасность правонарушения, законодатель счел необходимым применять к нарушителям наряду со штрафом и такую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как задержание транспортного средства (см. ст. 27.13 Кодекса).
7. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются водители транспортных средств.
8. С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется прямым умыслом.
9. Дела о правонарушениях рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание (ст. 23.3).
Протоколы по указанным нарушениям составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
Можно ли избежать штрафа
Главный способ — следовать ПДД и не парковаться в неположенных местах.
Если вы оставили машину в неположенном месте и ушли, то увы — всё будет сделано без вашего участия. Но если вы находитесь в автомобиле, то есть варианты развития событий.
Бывают ситуации, когда человеку становится дурно. От этого никто не застрахован. Вы вправе остановиться даже в неположенном месте и «отдышаться». Выставите знак аварийной остановки. Если страж порядка уточнит, почему вы стоите в неположенном месте, скажите, что переутомились, и чтобы не подвергать угрозе других людей, решили на минуту остановиться. В этом случае ваши действия не могут быть квалифицированы как противозаконные, и вам удастся избежать штрафа. Не ссылайтесь на болезнь. Полиция предложит вызвать скорую, а ваш отказ будет понят как обман. Ориентируйтесь на усталость и переутомление.
Также эвакуация незаконна в случае, если автомобиль стоит без номеров. Однако если водитель специально укрывает номера, от штрафа его это не спасёт.
Состояние опьянения и отсутствие права управления
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
---|---|---|
12.7 ч.1 | Управление ТС водителем, не имеющим права управления ТС (за исключением учебной езды) | 5000 — 15000 руб. |
12.7 ч.2 | Управление ТС водителем, лишенным права управления ТС | 30000 руб. или административный арест до 15 суток либо обязательные работы 100 — 200 часов |
12.7 ч.3 | Передача управления ТС лицу, заведомо не имеющему права управления ТС (за исключением учебной езды) или лишенному такого права | 30000 руб. |
12.8 ч.1 | Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Примечание. Употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 12.8 и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека | 30000 руб., лишение прав на 18 — 24 месяца (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
12.8 ч.2 | Передача управления ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Примечание. Употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 12.8 и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме челове ка | 30000 руб., лишение прав на 18 — 24 месяца (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
12.8 ч.3 | Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления ТС либо лишенным права управления ТС, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Примечание. Употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 12.8 и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека | Административный арест на 10 — 15 суток или 30000 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
12.32 | Допуск к управлению ТС водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления ТС | На граждан штраф не распространяется |
12.32.1 | Допуск к управлению ТС водителя, не имеющего в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, российского национального водительского удостоверения | На граждан штраф не распространяется |
Определения и правила
Слово “Парковка” обозначает специальный участок, выделенный для долгой стоянки транспортного средства. Другими словами, правилами установлено, что остановка должна в этом случае превышать 5 минут.
Неопытный водитель, недавно получивший права, может путать данное понятие с определениями остановки и парковки. Чтобы этого не происходило, надо знать, в чем между ними разница:
- Парковка предполагает возможность оставить автомобиль с выключенным двигателем на длительное время,
- Остановка — преднамеренное прекращение передвижения, чтобы выполнить разгрузочно-погрузочные работы, высадить пассажиров,
- Стоянка — остановка, длящаяся больше 5 минут.
Вполне естественно, что каждому автолюбителю хочется припарковать свое ТС поближе к дому. Однако в ПДД нашей страны до сих пор нет четкого указания действий в данной ситуации.
Главные сведения, на основании которых, водитель может законно припарковать автомобиль, содержатся в санитарных нормах 2008 года.
- Если Санэпиднадзор выполнил требования, относящиеся к устройству придомовых территорий, разрешается размещение не более 50 машин.
- Расстояние от жилого здания до ближайшей к нему крайней точки стоянки должно превысить 10 метров. При этом величина парковки оговаривается отдельно. Ее территории должно хватить для 10 и более машин.
Помимо вышеперечисленных требований, существуют и другие, при соблюдении которых на парковку во дворе накладываются определенные ограничения:
- Стоянка с заездом на газон — настоящий бич современных городов.
- Нельзя оставлять во дворе транспортные средства, превышающие 3,5 тонны. Это правило не распространяется на территории, специально выделенные под парковку таких автомобилей.
- Парковка машины около контейнера ТБО создаст препятствие для специализированной машины. Коммунальные службы не смогут вовремя выполнить свою работу и вывезти его. Наименьшее расстояние – больше 5 м для беспрепятственного маневра мусоровоза.
- Нельзя стоять с работающим двигателем. Наиболее часто данное нарушение встречается зимой. Именно в это время года автолюбители вынуждены длительное время прогревать автомобиль, прежде чем покинуть дворовую территорию.
- Любые инициативы водителя, касающиеся обустройства парковочного места, наказуемы. Шлагбаум, цепочка, столбики — незаконные сооружения.
- Нельзя припарковаться на тротуаре, но есть отдельные места, где стоянка разрешена.
- Если автомобиль загораживает проезд других ТС. Это может оказаться причиной, по которой Скорая помощь не сможет доехать до больного, а Пожарная машина — к месту пожара.
Штраф за парковку не по правилам
Необходимо помнить, что в КоАП РФ предусмотрены не только денежные взыскания, но и эвакуация автомобиля. Рассмотрим штрафы более подробно:
- там, где действует знак “Инвалид” — 5000 р.
- на территории газона в Москве — 300 тыс. р. организациям, 30000 р. должностным лицам и 5000 р. физическим лицам,
- на территории газоне в Санкт-Петербурге — до 500 тыс. р. организациям, до 50 тыс. р. должностным лицам и до 5000 физическим лицам.
- за неправильную парковку в придомовой территории — до 3000 руб.,
- на зебре, тротуаре — до 3000 руб.,
- стоянка в тоннеле — до 3000 руб.,
- стоянка не на первом ряду дороги или на трамвайных путях — до 3000 руб.,
- в местах действия разметки (знаков) — до 3000 руб.,
- на остановках, предназначенных для общественного транспорта — до 3000 руб.,
- при остановке на полосе, выделенной для передвижения общественного транспорта — до 3000 руб.,
- при наличии парковки, которая не была оплачена — 2500 р.,
- при стоянке на переездах — 1000 руб.,
- при стоянке на магистрале — 1000 руб.,
- за иные нарушения предусмотрен штраф, до 2500 руб.
При этом разрешается выплатить штраф со значительной скидкой, если с момента его наложения не прошло еще 20 дней. Однако данная поблажка действует не всегда. Это касается нарушений, произошедших в Москве или в Питере.
Если же инспектор во второй раз зафиксировал остановку на переезде, его на год лишат водительского удостоверения.
При неоплаченном штрафе водителю в худшем случае грозит:
- арест на 15 суток,
- двукратный штраф,
- 50 часов работ на социальных объектах.
Другой комментарий к статье 12.19 КоАП РФ
1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, носит общий характер и заключается в нарушении правил остановки или стоянки транспортных средств, причем следует заметить, что состав данного правонарушения формируется по остаточному принципу путем изъятия из него предмета правового регулирования иных норм настоящего Кодекса. Объективная сторона иных предусмотренных настоящей статьей деяний более конкретна и сводится к нарушению правил остановки и стоянки на отдельных участках дороги или иных объектах:
— в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов;
— на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, кроме случаев вынужденной остановки;
— на тротуаре;
— в местах остановки маршрутных транспортных средств или ближе 15 метров от мест их остановки, кроме случаев вынужденной остановки;
— на трамвайных путях либо далее первого ряда от края проезжей части;
— на проезжей части, при условии создания препятствий для движения других транспортных средств;
— в тоннеле, где ограниченная видимость не позволяет водителю своевременно заметить стоящее транспортное средство, чем многократно увеличивается риск столкновения.
Особое место в системе нарушений, предусмотренных настоящей статьей, занимает нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на территории городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.
2. Субъектом деяний, регламентированных комментируемой статьей, являются водители транспортных средств, совершившие нарушения указанных в объективной стороне требований Правил дорожного движения. Следует заметить, что субъективная сторона характеризуется не только умышленной формой вины, но, как правило, речь идет только о прямом умысле.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 13-П ч. 5 ст. 12.19 признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку установленное ей регулирование основано на объективных критериях и учитывает специфику дорожно-транспортной обстановки на территориях данных субъектов Российской Федерации как крупнейших городских населенных пунктов Российской Федерации.
Часть 6 статьи 12.19 также признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку установленное ей регулирование основано на объективных критериях и учитывает специфику дорожно-транспортной обстановки на территориях данных субъектов Российской Федерации как крупнейших городских населенных пунктов Российской Федерации.
Какой статьей КоАП РФ регламентируется штраф за неправильную парковку, остановку, стоянку
Все что вы хотели знать, о неправильной парковке, сведено в статьях 12.10 КоАП РФ часть 1 ««Нарушение правил движения через железнодорожные пути»», 12.16 (часть 4 и 5) КоАП РФ «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» и статье 12.19 КоАП РФ «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств».
В статье 12.10 КоАП РФ приведены примеры для остановки на ж/д переездах, в статье 12.16 КоАП РФ можно найти критерии которые необходимо выполнять согласно требований дорожных знаков, а вот статья 12.19 КоАП РФ, предусматривает уже частные случаи, когда остановка (стоянка) выполнена не там где положено, но не под знак «Остановка запрещена». Скажем на пешеходных переходах, путях трамвая, остановках общественного транспорта…
Более подробно все варианты мы разберем далее, для каждого конкретного случая.
Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств
Постановление Верховного Суда РФ от 15.01.2019 N 5-АД18-95 Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Дягилевой Татьяны Владимировны на вступившие в законную силу постановление инспектора ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве от 14 июля 2021 года N 18810177170714192248, решение судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 22 сентября 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 26 октября 2021 года и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 23 мая 2021 года, вынесенные в отношении Дягилевой Татьяны Владимировны (далее — Дягилева Т.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2019 N 78-АПГ18-24
Административный истец указал, что общественные отношения в области охраны окружающей среды, а также связанные с размещением и движением транспортных средств, урегулированы федеральными нормами, ответственность за нарушение которых установлена статьями 12.19 и 6.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Решением Санкт-Петербургского городского суда от 26 сентября 2021 года в удовлетворении требований отказано.
Постановление Верховного Суда РФ от 06.05.2019 N 48-АД19-3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Филиппова Сергея Николаевича на вступившие в законную силу постановление инспектора ДПС полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Челябинску от 25 февраля 2021 года N 18810074170004012662, решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 06 апреля 2021 года, решение судьи Челябинского областного суда от 10 мая 2021 года и постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 16 ноября 2021 года, вынесенные в отношении Филиппова Сергея Николаевича (далее — Филиппов С.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 27.05.2019 N 4-АД19-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Безручкина С.А. на вступившие в законную силу решение судьи Щелковского городского суда Московской области от 07 декабря 2021 года, решение судьи Московского областного суда от 17 апреля 2021 года и постановление заместителя председателя Московского областного суда от 03 октября 2021 года, вынесенные в отношении Безручкина Сергея Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2019 N 2164-О
1. Гражданка А.В. Мадьярова оспаривает конституционность части 2 статьи 12.19 КоАП Российской Федерации, устанавливающей административную ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов. Как следует из представленных материалов, постановлением должностного лица органа ГИБДД А.В. Мадьярова была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.19 КоАП Российской Федерации, и ей было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей. Суды двух инстанций оставили данное постановление без изменений, отклонив доводы заявительницы о том, что она использует автомобиль для перевозки своего ребенка-инвалида и для этих целей ее транспортное средство оборудовано детским креслом, а потому она имела право припарковать автомобиль на месте, отведенном для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов. Такое решение судов было обусловлено тем, что на транспортном средстве заявительницы не был установлен опознавательный знак «Инвалид» и в реестре города Москвы парковочных разрешений инвалидов отсутствовала соответствующая запись.
Решение Верховного Суда РФ от 06.09.2019 N 81-ААД19-22
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Карпова Юрия Петровича на определение судьи Кемеровского областного суда от 3 июля 2021 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Карпова Юрия Петровича,
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.09.2019 N 69-АПА19-5
Статья 12.19 КоАП РФ, предусматривая административную ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, содержащихся в разделе 12 Правил дорожного движения РФ, указывает в частях 2 — 4 конкретные места совершения правонарушения, среди которых газоны и территории, занятые зелеными насаждениями, отсутствуют.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.02.2017 N 2-АПГ16-26
Исходя из положений пункта 1 статьи 6, пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункта 1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, статей 1.3, 1.3.1, 2.1, 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд правильно указал, что общественные отношения, связанные с размещением транспортных средств, урегулированы на федеральном уровне федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения, а ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может быть установлена лишь федеральным законом.
Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2017 N 1757-О
Как следует из представленных материалов, постановлением уполномоченного должностного лица, оставленным судами без изменения, заявитель привлечен к административной ответственности за остановку транспортного средства на тротуаре в городе Москве (часть 6 статьи 12.19 КоАП Российской Федерации) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей. Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении заявителя послужила фиксация совершенного им административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами. При этом суды отклонили доводы заявителя о том, что фотоматериалы являются недопустимыми доказательствами ввиду использования для их получения специальных технических средств, которые, в свою очередь, имеют в своем составе оборудование, к разработке которого причастен заявитель и которое изготовлено и используется с нарушением его интеллектуальных прав.
Определение Конституционного Суда РФ от 23.11.2017 N 2523-О
Как следует из представленных материалов, постановлением должностного лица органа ГИБДД, оставленным без изменения решением вышестоящего должностного лица, Ю.В. Родина была привлечена к административной ответственности за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов (часть 2 статьи 12.19 КоАП Российской Федерации).
Комментарии к ст. 12.19 КОАП РФ
1. Объектами рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения. Статья состоит из четырех частей.
2. С объективной стороны комментируемое административное правонарушение выражается в нарушении правил остановки и стоянки, определенных разделом 12 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).
3. Часть 1 рассматриваемой статьи устанавливает ответственность в случае, если водитель в нарушение запрета (п. 12.4 Правил) осуществляет остановку на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, создавая при этом помехи движению трамвая; на мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними; на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними; на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении и др. Стоянка запрещается в местах, где запрещена остановка, а также вне населенных пунктов на проезжей части дороги, обозначенных знаком 2.1 (см. приложение 1 к Правилам дорожного движения) и ближе 50 м от железнодорожных переездов.
4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность водителей за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов.
5. По ч. 3 данной статьи водители несут ответственность за остановку или стоянку транспортных средств на пешеходном переходе (за исключением вынужденной остановки), а равно за нарушение правил остановки и стоянки на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов.
Пункт 12.2 Правил хотя и разрешает стоянку на тротуаре, но с условием, что это не будет препятствовать движению пешеходов. Под препятствием здесь следует понимать расположение транспортного средства на тротуаре, делающее невозможным проход пешеходов по тротуару и вынуждающее их выходить на проезжую часть дороги.
6. В ч. 4 рассматриваемой статьи предусмотрена ответственность за нарушение правил остановки и стоянки, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле. Под препятствием здесь следует понимать создание ситуации, затрудняющей, а порой и прекращающей процесс бесперебойного движения других транспортных средств (стоянка посередине дороги, стоянка на выезде с прилегающей территории и т.п.). Остановка и стоянка в тоннеле запрещены Правилами дорожного движения.
Учитывая опасность правонарушения, законодатель счел необходимым применять к нарушителям наряду со штрафом и такую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как задержание транспортного средства (см. ст. 27.13 Кодекса).
7. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются водители транспортных средств.
8. С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется прямым умыслом.
9. Дела о правонарушениях рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание (ст. 23.3).
Протоколы по указанным нарушениям составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
Какие штрафы предусмотрены за нарушение остановки и стоянки
ПДД полностью посвящён правилам остановки и стоянки транспортных средств. Водителям необходимо придерживаться ряда требований:
- Автомобиль может быть оставлен по правой стороне на обочине, а если она отсутствует, то на проезжей части, но не ближе 3 метров к разделяющей полосе сплошной линии (п. 12.1 ПДД).
- Остановка и стоянка по левой стороне разрешена для дорог с одной полосой движения на территории населённых пунктов, участков с односторонним движением, при отсутствии трамвайных путей. Транспорт свыше 3.5 тонн может останавливаться, на левой стороне одностороннего движения, только для погрузки-разгрузки (п. 12.1 ПДД).
- Ставить транспорт можно только в один ряд, параллельно краю (п. 12.2 ПДД). Исключение – двухколёсный транспорт без прицепа, такие средства допускается останавливать в два ряда.
Остановка вторым рядом – это парковка транспорта параллельно уже оставленному средству, то есть ближе к середине проезжей части. Законодатель ( КоАП РФ) запретил такой вариант, так как парковка вторым рядом может существенно помешать проезду по дороге, загородив полосу движения. Такой манёвр также перекроет путь автомобилю, который был припаркован ранее.
Комментарий к Статье 12.19 КоАП РФ
1. Непосредственным объектом правонарушения являются правила остановки и стоянки транспортных средств. Стоянка и остановка транспортных средств разрешается на правой стороне дороги, на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края или на тротуарах.
2. Объективная сторона правонарушения складывается из ряда противоправных действий: несоблюдение требований остановки или стоянки транспортных средств, остановка или стоянка транспортного средства на тротуаре, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, остановка или стоянка транспортного средства в местах, отведенных для остановки транспортных средств инвалидов.
3. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.
4. Субъектом правонарушения по данной статье является водитель транспортного средства, нарушивший правила остановки или стоянки транспортных средств.
Комментарий к статье 12.19 КоАП РФ
1. Непосредственным объектом правонарушения являются правила остановки и стоянки транспортных средств. Стоянка и остановка транспортных средств разрешается на правой стороне дороги, на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края или на тротуарах.
2. Объективная сторона правонарушения складывается из ряда противоправных действий: несоблюдение требований остановки или стоянки транспортных средств, остановка или стоянка транспортного средства на тротуаре, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, остановка или стоянка транспортного средства в местах, отведенных для остановки транспортных средств инвалидов.
3. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.
4. Субъектом правонарушения по данной статье является водитель транспортного средства, нарушивший правила остановки или стоянки транспортных средств.
Другой комментарий к статье 12.19 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. См. п. 3 комментария к ст. 12.15.
О понятиях стоянки и остановки см. п. 2 комментария к ст. 12.10.
2. Согласно п. 12.4, 12.5 Правил дорожного движения (п. 12.4 в ред. Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. N 595) остановка запрещается:
— на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
— на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
— в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
— на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
— на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
— на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
— ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств);
— в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов.
Стоянка запрещается:
— в местах, где запрещена остановка;
— вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;
— ближе 50 м от железнодорожных переездов.
Нарушение указанных правил остановки или стоянки квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи.
3. Согласно п. 19.3 Правил дорожного движения при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни.
4. В соответствии с п. 12.2 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. N 595) стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 5.15, с одной из табличек 7.6.2, 7.6.3, 7.6.6 — 7.6.9. Нарушение указанных требований водителем транспортного средства, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов, квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи.
5. Согласно п. 12.2 Правил дорожного движения ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация (местное уширение проезжей части) которых допускает иное расположение транспортных средств. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда. Нарушение указанных требований водителем транспортного средства, повлекшее создание препятствий для других транспортных средств, квалифицируется по ч. 4 комментируемой статьи.
6. Остановка или стоянка на железнодорожном переезде квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.10 КоАП.
7. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 5 комментария к ст. 12.12.
8. О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных ч. 1 и 2 рассматриваемой статьи, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.
Статья 12.19. КоАП РФ. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств
1. Объектами рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения. Статья состоит из четырех частей.
2. С объективной стороны комментируемое административное правонарушение выражается в нарушении правил остановки и стоянки, определенных разделом 12 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).
3. Часть 1 рассматриваемой статьи устанавливает ответственность в случае, если водитель в нарушение запрета (п. 12.4 Правил) осуществляет остановку на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, создавая при этом помехи движению трамвая; на мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними; на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними; на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении и др. Стоянка запрещается в местах, где запрещена остановка, а также вне населенных пунктов на проезжей части дороги, обозначенных знаком 2.1 (см. приложение 1 к Правилам дорожного движения) и ближе 50 м от железнодорожных переездов.
4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность водителей за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов.
5. По ч. 3 данной статьи водители несут ответственность за остановку или стоянку транспортных средств на пешеходном переходе (за исключением вынужденной остановки), а равно за нарушение правил остановки и стоянки на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов.
Пункт 12.2 Правил хотя и разрешает стоянку на тротуаре, но с условием, что это не будет препятствовать движению пешеходов. Под препятствием здесь следует понимать расположение транспортного средства на тротуаре, делающее невозможным проход пешеходов по тротуару и вынуждающее их выходить на проезжую часть дороги.
6. В ч. 4 рассматриваемой статьи предусмотрена ответственность за нарушение правил остановки и стоянки, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле. Под препятствием здесь следует понимать создание ситуации, затрудняющей, а порой и прекращающей процесс бесперебойного движения других транспортных средств (стоянка посередине дороги, стоянка на выезде с прилегающей территории и т.п.). Остановка и стоянка в тоннеле запрещены Правилами дорожного движения.
Следующий комментарий к статье 12.19 КоАП РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 12.19 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
1. Непосредственным объектом правонарушения являются правила остановки и стоянки транспортных средств. Стоянка и остановка транспортных средств разрешается на правой стороне дороги, на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края или на тротуарах.
2. Объективная сторона правонарушения складывается из ряда противоправных действий: несоблюдение требований остановки или стоянки транспортных средств, остановка или стоянка транспортного средства на тротуаре, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, остановка или стоянка транспортного средства в местах, отведенных для остановки транспортных средств инвалидов.
3. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.
4. Субъектом правонарушения по данной статье является водитель транспортного средства, нарушивший правила остановки или стоянки транспортных средств.