Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коммерческие и некоммерческие организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли учредителей (участников) уставным капиталом. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
Появление конституции юридического лица было обусловлено рядом важных потребностей, возникавших у людей при осуществлении хозяйственной и иной общественной деятельности, таких как:
— Потребность в объединении усилий и имущества.
— Потребность в аккумуляции (накоплении) крупного капитала.
— Потребность в юридическом обособлении имущества.
— Потребность в ограничении предпринимательского риска.
Для решения всех указанных задач весьма удобной и эффективной оказалась выработанная юриспруденцией конструкция нового самостоятельного субъекта права, получившего название лица юридического.
Актуальность данной темы состоит в том, что Россия на протяжении последнего десятилетия переживает сложный переходный период. Люди получили широкие возможности для реализации своих интересов не только индивидуально, но и объединившись в коллективные образования – юридические лица. Становление юридических лиц оказалось весьма не простым делом, поскольку старой законодательной базы оказалось недостаточно для регулирования общественных отношений с новым самостоятельным субъектом права. Все это привело к необходимости разработки новой законодательной базы, которая с течением времени и с эволюцией юридических лиц, требовала периодически изменений и дополнений в законодательстве. Этот процесс изменений и дополнений продолжается и по настоящее время, поскольку с изменением жизни меняются и сами юридические лица.
Актуальность исследуемого института обусловлена рядом причин. В частности тем, что институт юридического лица в России стал бурно развиваться с переходом к рыночным отношениям. В результате чего законодательство регулирующее данный правовой институт стало стремительно развиваться. Тем не менее отсутствие наработок и опыта регулирования института юридического лица в сфере рыночных отношений привело к изданию ряда несовершенных законодательных актов.
Цель курсовой работы – проанализировать труды цивилистов; исследовать правовой статус отдельных видов юридических лиц.
Задачи:
— рассмотреть классификацию юридических лиц;
— провести сравнительно – правовой анализ коммерческих и некоммерческих организаций;
— изучить правовые особенности реорганизации юридических лиц .
Объект исследования — общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации норм законодательства о юридических лиц.
Предмет исследования — нормы 4 главы подраздела 2,1 раздела ГК РФ и специальное федеральное законодательство.
Исследуя данную тему были изучены труды Шершеневича Г.Ф., Елесеева И.В., Козлова Н.В., Ломакин Д.В., Макарова Е.В. и др.
По структуре курсовая работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена коммерческим юридическим лицам. Вторая рассматривает некоммерческие юридические лица. В третьей главе рассматриваются особенности реорганизации юридических лиц.
Глава1. Коммерческие юридические лица
Полные товарищества сосредоточены преимущественно в сельском хозяйстве и сфере услуг и представляют собой, как правило, небольшие по размерам предприятия, деятельность которых достаточно легко контролируется их участниками.
Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается всеми его участниками. Учредительный договор полного товарищества содержит, условия о размере и составе складочного капитала товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов и др.
Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников.
Как уже было отмечено, каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников. При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества. Если ведение дел товарищества поручается его участниками одному или некоторым из них, остальные участники для совершения сделок от имени товарищества должны иметь доверенность от участника (участников), на которого возложено ведение дел товарищества.
Полномочия на ведение дел товарищества, предоставленные одному или нескольким участникам, могут быть прекращены судом по требованию одного или нескольких других участников товарищества при наличии к тому серьезных оснований, в частности вследствие грубого нарушения уполномоченным лицом (лицами) своих обязанностей или обнаружившейся неспособности его к разумному ведению дел. На основании судебного решения в учредительный договор товарищества вносятся необходимые изменения.
Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если другой порядок распределения не предусмотрен учредительным договором или иным соглашением участников[1].
Если вследствие понесенных товариществом убытков стоимость его чистых активов станет меньше размера его складочного капитала, полученная товариществом прибыль не распределяется между участниками до тех пор, пока стоимость чистых активов не превысит размер складочного капитала.
Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества,возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.
Изменение состава участников полного товарищества может произойти в результате выхода или смерти кого-либо из участников полного товарищества, признания одного из них безвестно отсутствующим, недееспособным, или ограниченно дееспособным, либо банкротом, открытия в отношении одного из участников реорганизационных процедур по решению суда, ликвидации участвующего в товариществе юридического лица либо обращения кредитором одного из участников взыскания на часть имущества, соответствующую его
доле в складочном капитале.
Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами. Вкладчики не имеют права участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, выступать от его имени иначе, как по доверенности. Они не вправе также оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.
Права и обязанности. Вкладчик товарищества на вере обязан внести вклад в складочный капитал. Внесение вклада удостоверяется свидетельством об участии, выдаваемым вкладчику товариществом.
Учредительным договором товарищества на вере могут предусматриваться и иные права вкладчика.
Товарищество на вере ликвидируется при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков. Однако полные товарищи вправе вместо ликвидации преобразовать товарищество на вере в полное товарищество.
Товарищество на вере ликвидируется также по тем основаниям, что и полное товарищество. Однако товарищество на вере сохраняется, если в нем остаются по крайней мере один полный товарищ и один вкладчик.
При ликвидации предприятия или в случае банкротства, вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение вкладов из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворения требований его кредиторов.
Оставшееся после этого имущество товарищества распределяется между полными товарищами и вкладчиками пропорционально их долям в складочном капитале товарищества, если иной порядок не установлен учредительным договором или соглашением полных товарищей и вкладчиков.
Хозяйственные общества в нашей стране могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью. Акционерные общества могут быть открытого и закрытого типа. Они являются самой распространенной формой организации бизнеса в нашей стране.
Участниками хозяйственных обществ могут быть граждане и юридические лица.
Вкладом в имущество хозяйственного общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права или иные права, имеющие денежную оценку.
Общество с ограниченной ответственностью.
Обществом с ограниченной ответственностью осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом(Об обществах с ограниченной ответственностью).
Общество с ограниченной ответственностью с момента регистрации приобретает право собственности на имущество, переданное ему учредителями в качестве вкладов. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Участник ООО вправе продать или другим образом уступить свою долю в УК или ее часть одному или нескольким участникам данного общества. Участник ООО вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия его участников. При этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующей его доле в УК[2].
Общество с дополнительной ответственностью.
Обществом с дополнительной ответственностью создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом. Общество с дополнительной ответственностью является, по сути, разновидностью общества с ограниченной ответственностью, поэтому Гражданский Кодекс предусмотрел, что к ОДО применяются правила Кодекса об ООО. В постановлении № 90/14 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 9 декабря 1999 г. «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» также установлено, что к ОДО соответственно применяются нормы ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общество с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, УК которого разделен на доли определенных учредителями размеров; участники такого общества несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладов, определяемом учредительными документами общества.
Фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью». В остальном общество с дополнительной ответственностью похожа на ООО.
1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗот 30.12.2008 № 6-ФКЗ.
2. Гражданский кодекс РФ: Ч. 1 от 30.11.1994 г. №51-ФЗ: принят Гос. Думой РФ 21.12.1994, в ред. от 30.12.2015. // РГ. – 1994г. – 12 декабря.
3.Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О сельскохозяйственной кооперации» //»Собрание законодательства РФ», 11.12.1995, N 50, ст. 4870.
4. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» ( в ред. от 29.06.2015г.)//СЗ РФ 1996.№1. №1.Ст.
5. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» ( в ред. от 30.03.2016г.) .)//СЗ РФ 29.09.1997, N 39, ст. 4465.
6. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (в ред. от 13.07.2015) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3302
7. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(ред. От 15.02.2016) // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
8.Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 30.03.2016) « О некоммерческих организациях» // СЗ РФ.- 1996 г. № 3 ст. 145
9. Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. — 1996. — N 9.
10. Бурыкин Д.А Изменение в законодательстве об ООО и государственной регистрации юридических лиц: Цели и вероятные последствия реформы корпоративного законодательство//Российский юридический журнал,2015,№5 – 19с.
11. Гражданское право. Учебник. Ч.1. // Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Волтерс Клувер. – 2012 г. – 488 С.
12.Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности // Журнал российского права. – 2014. — № 9. — с. 80-81.
13. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный) // Под ред. О.Н.Садикова. – М.: Статут. –2013. – 614 С.
14. Коробкин Н.А. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления и потребительская кооперация // Юрист,2014. №5. С.19
15.Рыбаков В.А. О функциях гражданско-правового регулирования//Гражданское право.-2014.№1.С.10-15
16. Суханов Е.А. О концепции развития законодательство о юридических
лицах//Российское право,2012.№1.С.5-12
17.Тарасенко Ю.А О развитии коммерческих организационно правовых форм в России(на примере хозяйственных товарищств и обществ). Корпорация и учреждение: Сб.ст./ Отв. ред. М.А. Рожков.- М.:Статут,2014-С.41-43
18. Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2010 года: Утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010г. // Бюллетень Верховного Суда РФ.- 2010.- № 9.
В чем отличия правового статуса коммерческих и некоммерческих организаций
Как субъект права, коммерческие и некоммерческие организации имеют обособленное имущество или материальную базу для осуществления своей деятельности. Это недвижимость, техника, средства производства, интеллектуальные права, денежные средства, гранты и так далее. Когда все это объединяется в рамках одного юридического лица, то на свет появляется его имущественная обособленность. Она свойственна НКО и КО в одинаковой мере.
Этот принцип сформулирован в ст. 56 ГК РФ. Его суть заключается в том, что участники и учредители любого юрлица не отвечают (кроме случаев, оговоренных в законе!) по его обязательствам, а оно, в свою очередь, не отвечает по их обязательствам. Кстати, данный постулат проистекает из имущественной обособленности организации: раз у нее есть собственность, то она может сама нести ответственность перед кредиторами.
Еще одна общая черта для коммерческих и некоммерческих организаций. Каждое юрлицо обязано иметь наименование и местонахождение. Название позволяет индивидуализировать его и считается необходимой предпосылкой для гражданской правосубъектности. Соответственно, любая коммерческая и некоммерческая организация от своего имени заключает и исполняет договоры, отвечает по обязательствам, выступает истцом или ответчиком в суде, несет гражданскую или административную ответственность.
Все без исключения юрлица находятся на каком — нибудь налоговом режиме. Иными словами, они являются налогоплательщиками и обязаны платить налоги и страховые взносы. Это требование относится и к некоммерческим организациям. Другой вопрос, что государство предоставляет им различного рода преференции и даже освобождает от ряда налогов. Например, НК РФ освобождает некоторые виды НКО от уплаты земельного налога (ст.395 НК РФ) или от начисления страховых взносов на выплаты волонтёрам (ст. 420 НК РФ). Однако они (то есть НКО) всё равно находятся на общем режиме налогообложения (ОСНО), либо на упрощенной системе налогообложения (УСН), как и многие другие коммерческие фирмы.
Все коммерческие и некоммерческие компании обязаны вести бухгалтерский учет. Правда, в отличии от коммерческих фирм, НКО ведут его в упрощенной форме (ст.6 закона о бухгалтерском учете № 402 – ФЗ от 06.12.2011 года). Впрочем, это исключение не распространяется на иностранных агентов, ЖСК, различные партии, адвокатские и нотариальные платы, а также некоторые виды кооперативов.
Здесь происходит главный водораздел между коммерческими и некоммерческими компаниями. Основная цель коммерческих юрлиц заключается в работе, направленной на извлечении прибыли/дивидендов и распределении ее между собственниками. НКО же не может поставить перед собой такую цель. Её деятельность не связана с получением дохода от ведения бизнеса. Она создаётся для решения культурных, благотворительных, социальных, образовательных и других задач, оговоренных в законе (ст. 2 закона о НКО № 7 — ФЗ от 12.01.1996 года).
Впрочем, закон всё же позволяет некоммерческим компаниям вести деятельность по извлечению дохода для достижения своих целей (ст. 50 ГК РФ). О нюансах такой деятельности мы поговорим чуть ниже.
Принцип создания ООО и АО схож – они создаются одним или несколькими учредителями, которые, приобретая статус участников общества, образуют его высший орган управления (общее собрание). В этом заключается корпоративный характер обоих типов обществ.
Количество участников ООО не может превышать 50. Максимальное количество участников АО не ограничено. В обществах обоих типов может быть единственный участник (однако таким участником не может быть другое ООО или АО, состоящее из одного лица).
Участники (в ООО) и акционеры (в АО) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале (для ООО) или акций (для АО).
Участники ООО вправе принимать участие в распределении прибыли общества. Аналогичным образом, акционеры АО имеют право на получение дивидендов.
Как участники ООО, так и акционеры АО могут заключать корпоративные договоры (договоры об осуществлении прав участников ООО либо акционерные соглашения).
Отличие коммерческих организаций от некоммерческих
Итак, принято решение регистрировать Фонд. Но чем же фонд отличается от благотворительного фонда, спросите Вы.
Первое — это цели. Благотворительный фонд вправе реализовывать цели, которые предусмотрены статьей 2 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Цели создания Фонда шире целей создания Благотворительного фонда, но есть и свои минусы. Так в наименовании Благотворительного фонда может не содержаться указание на характер деятельности, то есть наименование может быть следующим: Благотворительный фонд «Вера в чудо» или Благотворительный фонд «Радость», при этом в наименовании не требуется указывать какую деятельность будет осуществлять фонд, так как может он реализовывать все цели, предусмотренные статьей 2 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Обычный Фонд должен иметь в своем наименовании обязательно указание на характер деятельности, например, Фонд развития спорта, Фонд развития культуры и искусства, Фонд помощи инвалидам, Фонд поддержки молодежи.
Обычный Фонд может создаваться для достижения социальных, культурных, научных целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, содействия в защите прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Потребительские кооперативы
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем ооъединения его членами имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК)
Правовое положение потребительского кооператива (далее — кооператив) определяется ГК (ст. 116) и федеральными законами об отдельных видах кооперативов — 1) жилищных и жилищно-строительных (раздел V ЖК); 2) кредитных (ФЗ о кредитной кооперации); 3) жилищных накопительных (ФЗ о ЖНК); 4) садо-водческих, огороднических и дачных (ФЗ о садоводческих объединениях); 5) сельскохозяйственных потребительских кооперативах (ФЗ о сельхозкооперации); 6) потребительских обществ и их союзов (Закон о потребкооперации).
Из всех некоммерческих организаций потребительские кооперативы являются наиболее коммерциализованными. Им всем разрешена предпринимательская деятельность в пределах, допускаемых законом и уставом. Многие из них занимаются исключительно либо преимущественно предпринимательской деятельностью (сельскохозяйственные потребительские кооперативы и потребительские общества). А некоторые из кооперативов создаются специально для занятия строго определенным видом предпринимательской деятельности (кредитные и жилищно-накопительные кооперативы).
Потребительские кооперативы являются разновидностью кооперативных товариществ и потому имеют много общего с кооперативами производственными в институте членства, учреждении кооператива, управлении кооперативом, его имущественной обособленности и т.д. Однако основной целью их деятельности является не получение прибыли, а удовлетворение материальных и иных потребностей их членов (в жилых помещениях, финансовых средствах, товарах, работах и услугах и др.).
Вместе с тем этот признак оказывается нерешающим в отграничении потребительского кооператива от производственного. Потребительские кооперативы необычайно разноообразны. Сегодня в составе потребительских кооперативов, которые в России переживают не лучшую пору в своей истории и во всем уступают своим коллегам на Западе, можно различать, во-первых, кооперативы, которые создаются для приобретения и эксплуатации общего имущества (жилищные, жилищно-строительные, садовые, огороднические, дачные, гаражные); во-вторых, кооперативы для приобретения имущества для своих членов (жилищно-накопительные); в-третьих, кооперативы для оказания своим членам финансовой помощи — удовлетворения потребности в денежных средствах путем предоставления займов на выгодных условиях (кредитные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные кооперативы); в-четвертых, кооперативы для продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг своим членам на условиях более выгодных по сравнению со всеми иными лицами (потребительские общества, сельскохозяйственные потребительские кооперативы).
Только кооперативы первой и второй группы можно уверенно отличать от производственных кооперативов по признаку извлечения прибыли. Они все получаемые от своих членов средства вкладывают в приобретение (строительство) имущества, которое передается в пользование, а затем и в собственность их членам. Разница между ними очень незначительная. Первые, утрачивая со временем право собственности на имущество, которое переходит к их членам, постепенно превращаются в лиц, занятых обслуживанием общих потребностей членов кооператива — эксплуатацией их общего имущества (организацией ремонта и обслуживания здания и коммуникаций, оказания коммунальных услуг, обслуживания придомовой территории, водо- и энергоснабжением садовых, огородных, дачных и гаражных хозяйств и т.д. и т.п.). Вторые (жилищно-накопительные кооперативы) ограничиваются только оказанием содействия своим членам в приобретении жилых помещений и жилых домов в собственность на льготных условиях, после чего членство в кооперативе прекращается. Однако ни первые, ни вторые, исходя из главных особенностей их организационно-правовой формы, не должны ставить основной своей целью извлечение прибыли.
Совсем другое дело кооперативы третьей и четвертой группы. Они не только заняты извлечением прибыли, но вообще не могут существовать, этой прибыли не извлекая (потребительские общества, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, жилищно-накопительные кооперативы).
Но и это еще не все. Главный признак, отличающий некоммерческие организации от коммерческих, в потребительских кооперативах перестает действовать: доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности (а значит, прежде всего прибыль), осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами (п. 5 ст. 116 ГК).
Общественные и религиозные организации (объединения)
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 117 ГК).
Основу общественных и религиозных организаций (далее просто общественные объединения) составляет объединение граждан (физических лиц) на основе общности интересов. Целью объединения является удовлетворение нематериальных потребностей. Причем совершенно не обязательно, чтобы это были потребности какого-то узкого круга лиц (например, учредителей или членов). Напротив, чаще всего речь идет об удовлетворении потребностей неопределенного круга лиц. Эти два системных признака дают право именовать все эти организации общественными объединениями и предопределяют следующие отличительные особенности некоммерческих организаций данного вида.
Во-первых, они не требуют от учредителей и участников обязательной передачи имущества, необходимого для их деятельности и служащего обеспечением требованиям их кредиторов. Хотя участники во многих случаях принимают на себя обязанность уплаты вступительного и членских взносов (политические партии, общественные организации).
Во-вторых, общественные объединения обладают специальной правоспособностью. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Это означает, что право на занятие такой деятельностью должно быть предусмотрено их учредительными документами. Общественные объединения вправе создавать другие юридические лица — все равно — некоммерческие или коммерческие — или быть их участниками, если это не противоречит предмету и целям их деятельности, предусмотренным в уставе.
В-третьих, имущество организации полностью отделено от имущества ее участников (учредителей). Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Это означает, что участники не имеют никаких прав на имущество, остающееся при ликвидации организации после расчетов с ее кредиторами.
В-четвертых, полностью самостоятельной является и имущественная ответственность организации. Участники не отвечают по обязательствам организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а организации не отвечают по обязательствам своих членов (п. 2 ст. 117 ГК).
К общественным объединениям относятся творческие союзы, добровольные общества, политические партии, другие аналогичные объединения граждан по интересам как относительно ограниченного, так и полностью неопределенного круга лиц.
Особенности правового положения отдельных видов организаций в гражданском обороте предусматриваются законами. К их числу сегодня относятся ФЗ о некоммерческих организациях, ФЗ о политических партиях, ФЗ о религиозных объединениях, ФЗ о национально-культурной автономии, ФЗ о профессиональных союзах, ФЗ об инвалидах, ФЗ о благотворительных организациях, ФЗ об общественных объединениях, Закон о защите прав потребителей.
Пестрый характер общественных объединений не позволяет дать их полную характеристику в рамках данного учебника.
Так, ФЗ об общественных объединениях предусматривает следующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественную организацию; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическую партию. Все они отличаются друг от друга, а особенности правового положения некоторых из них даже урегулированы специальными законами (ФЗ о политических партиях, ФЗ о профсоюзах, ФЗ об инвалидах, ФЗ о молодежных объединениях, ФЗ о национально-культурной автономии, ФЗ о науке и научно-технической политике, ФЗ о благотворительных организациях, Закон о защите прав потребителей).
Однако основные элементы их гражданско-правового статуса могут быть сведены к следующему.
1. Общественные объединения могут быть основаны на членстве и иметь неопределенный состав участников либо могут не иметь членства. В первом случае речь идет о политических партиях, профессиональных и творческих союзах, добровольных обществах, которые являются открытыми организациями, участие в которых оформляется приемом всякого, кто разделяет цели объединения и признает его учредительные документы. Во втором случае имеются в виду прежде всего религиозные организации (объединения), участие в которых никак не оформляется по соображениям свободы совести. К такого рода объединениям относятся также общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение и орган общественной самодеятельности.
2. Членство в общественных объединениях дает право участвовать в деятельности объединения, в том числе в работе его высшего органа, избирать и быть избранными в исполнительные органы объединения, право на получение информации о деятельности объединения. Обязанностями членов объединения являются уплата вступительного и членских взносов, относящихся по закону к основным источникам финансирования деятельности объединения. Выход из членов (исключение) не порождает никаких имущественных последствий ни для вышедшего, ни для объединения.
3. Общественные объединения создаются по инициативе не менее чем трех граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами об отдельных видах общественных объединений. Религиозные организации, например, должны иметь в своем составе не менее 10 граждан. В число учредителей (членов) общественных объединений допускаются юридические лица, созданные в форме общественных объединений (ст. 6 ч. 2 ст. 8 Закона об общественных объединениях).
Организационное единство. Единственным учредительным документом общественного объединения является устав. Наряду с данными, подлежащими включению в устав любого юридического лица, устав общественного объединения должен содержать сведения о целях его деятельности, порядке принятия и выхода членов из его состава, о структуре, порядке избрания и компетенции органов управления, источниках образования его имущества и другие сведения, предусмотренные законами об отдельных видах общественных объединений (ст. 20 ФЗ об общественных объединениях).
Органы общественного объединения делятся на волеобразующие и исполнительные.
Высшим волеобразующим органом объединения, основанного на членстве, является общее собрание членов или его разновидности — съезд, конференция. Законом и уставом определяется круг вопросов, относящихся к исключительной компетенции этого органа. Именно он формирует исполнительные органы объединения — коллегиальные и единоличные, носящие совершенно разные названия (центральный комитет, совет, правление, президиум, председатель, секретарь и т.д.). Исполнительный орган руководит текущей хозяйственной деятельностью объединения, а его единоличный исполнительный орган представляет интересы объединения без доверенности, совершает от его имени любые сделки, принимает и увольняет сотрудников, распоряжается денежными средствами на банковских счетах и т.д.
В компетенцию исполнительных органов общественного объединения входит решение всех вопросов, не относящихся к исключительной компетенцию его высшего органа (п. 2 ст. 30 Закона о некоммерческих организациях). При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица общественного объединения в совершении сделки от его имени такая сделка подлежит предварительному одобрению коллегиальным органом под страхом признания ее недействительной как оспоримой сделки (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).
Государственные корпорации и государственные компании
Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма госкорпорации появилась в России в 1999 г., когда было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) для помощи проблемным банкам. Возвращение к этой форме произошло в связи с тем, что существуют сферы, в которые частному бизнесу невыгодно вкладывать свои средства, или прибыль возможна, но только в долгосрочной перспективе. А также потому, что не было иной организационно-правовой формы юридических лиц, подходящей для эффективной деятельности в выполнении функций, осуществляемых госкорпорациями: открытые акционерные общества являются коммерческими организациями и, следовательно, преследуют цель извлечение прибыли, а для государственных унитарных предприятий характерна недостаточная оперативность и гибкость в принятии решений, что не способствует эффективной деятельности.
Государственные корпорации создаются на основании федерального закона. В настоящее время в России ведущими госкорпорациями являются Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Российская корпорация нанотехнологий, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой), Государственная корпорация «Ростехнологии», Агентство по страхованию вкладов.
Организационное единство. По своему правовому статусу государственная корпорация ближе всего стоит к государственному учреждению. Но у нее нет учредительных документов. Каждая госкорпорация создается на основании специального федерального закона, устанавливающего особенности ее правового положения. Закон должен определять ее наименование, цели деятельности, место нахождения, порядок управления, в том числе органы государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения и освобождения должностных лиц корпорации, порядок реорганизации и ликвидации корпорации, порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.
Имущественная обособленность. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В случаях, установленных законом (ст. 18 ФЗ о банке развития), за счет части имущества государственной корпорации может быть сформирован уставный капитал, который определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Самостоятельная имущественная ответственность. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
Государственные компании введены в российскую систему юридических лиц сравнительно недавно, в июле 2009 г.
Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона (ст. 7.2 ФЗ о некоммерческих организациях).
Как и государственные корпорации, государственные компании создаются на основании имущественного взноса Российской Федерации, а учреждаются на основании федерального закона. Они могут быть признаны несостоятельными (банкротами), только если такая возможность предусмотрена федеральным законом об их учреждении.
Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.
Главное отличие государственной компании от государственной корпорации состоит в том, что государственная компания ориентирована на оказание государственных услуг. В настоящее время учреждена Государственная компания «Российские автомобильные дороги».
Определение некоммерческой организации
Организационное единство состоит в строгой иерархии и соподчиненности органов управления. Последние могут быть единоличными или коллегиальными: директор, управляющий, президент, председатель, правление, собрание, президиум и так далее. Юрлица (независимо от направления деятельности) должны иметь хоть какие — нибудь органы управления. В противном случае, они просто не смогут выполнять свои функции.
У некоммерческих организаций нет основной цели, характерной для иных фирм — получение прибыли. Цели у неё другие, нематериального характера.
Далее следует приступить к обработке прочитанного материала, систематизировать его и подготовить вывод. Следующий этап планирование плана доклада и его написание. Последний этап – выступление с подготовленным материалом перед публикой. Безусловно важно найти материал, обработать его и изложить в рамках доклада, но не маловажно само выступление перед публикой.
Информация о франшизах, размещённых на сайте не является офертой. Конечные условия уточняйте при прямом общении с франчайзерами. Мы не несем ответственность за полноту и достоверность содержащейся в них информации. Сайт не принадлежит финансовой организации и на нем не оказываются финансовые услуги.
В коммерческих организациях всю работу выполняют штатные нанятые сотрудники, исполнители по договорам гражданско-правового характера.
Все без исключения юрлица находятся на каком — нибудь налоговом режиме. Иными словами, они являются налогоплательщиками и обязаны платить налоги и страховые взносы. Это требование относится и к некоммерческим организациям. Другой вопрос, что государство предоставляет им различного рода преференции и даже освобождает от ряда налогов.
Минимальный размер уставного капитала для ООО и непубличных АО составляет 10 000 рублей, для ПАО – 100 000 рублей.
Реорганизация некоммерческой организации может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Отсюда, регистрация ООО обычно рекомендуется компаниям малого или среднего бизнеса, а АО – среднего или крупного.
Животное было очень благодарно старику за заботу. Собака часто помогала своему спасителю, делая все, что было в ее силах, когда старик занимался сельским хозяйством. Пожилой мужчина и собака всегда были рядом. Они очень привязались друг к другу.
Финансы коммерческой организации
Финансы организаций, относящихся к коммерческим – это главное звено финансовой системы. Ими охвачено большинство процессов, направленных на производство, распределение, использование ВВП в денежной оценке. Есть другое определение, по которому финансы предприятий представляют собой денежные или иные взаимоотношения, возникающие при осуществлении разных видов предпринимательства, в результате формирования личного капитала, целевых денежных фондов, их использования, дальнейшего перераспределения.
С экономической точки зрения, финансы КО подлежат группировке между следующими лицами и группами:
- учредителями при создании предприятия;
- организациями и предприятиями при производстве, дальнейшей реализации товаров, работ, услуг;
- подразделениями предприятия – при определении источников финансирования;
- организацией и работниками;
- предприятием и вышестоящей организацией;
- предприятием и КО;
- финансовой государственной системой и предприятием;
- банковской системой и предприятием;
- инвестиционными институтами и предприятием.
При этом финансы КО обладают теми же функциями, что государственные или муниципальные финансы – контроль и распределение. Обе функции тесно связаны между собой.
Распределительная функция предполагает формирование начального капитала, его дальнейшее распределение таким образом, чтобы максимально учитывать интересы всех хозяйственных подразделений организации, производителей товаров и государства.
Общественные объединения
1. Понятие общественного объединения
Общественные объединения представляют собой корпоративные (основанные на членстве) объединения граждан, созданные с целью совместного удовлетворения различных нематериальных, прежде всего духовных, потребностей.
К числу общественных объединений относятся разного рода творческие союзы, добровольные общества, политические партии, другие аналогичные объединения граждан по интересам и пр. Юридическая личность названных организаций, которая дает им возможность участвовать в гражданском обороте, составляет лишь одну, причем не главную, сторону их правового статуса. Не случайно действующее законодательство допускает существование общественных объединений, например общественного движения или органа общественной самодеятельности, без государственной регистрации и без прав юридического лица (ч. 4 ст. 3 и ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях»; п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Общественные объединения обладают правоспособностью, имеющей строго целевой характер. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение уставных целей и соответствующую этим целям (абз. 2 п. 1 ст. 117 ГК; п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Вместе с тем они могут выступать учредителями (участниками) коммерческих организаций, на которые указанные ограничения не распространяются. Например, профсоюзы вправе учреждать фонды (страховые, культурно-просветительские и пр.), а также коммерческие банки, если их деятельность будет соответствовать уставным целям профсоюзов (п. 6 ст. 24 Закона о профессиональных союзах). По смыслу закона деятельность таких коммерческих организаций должна не только служить укреплению материальной базы их деятельности, но и соответствовать уставным задачам конкретной организации.
Доходы, полученные общественным объединением, предназначаются лишь для целей, указанных в его уставе, и не могут распределяться между его участниками или работниками (п. 3 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях). Общественные объединения должны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества либо обеспечивать свободный доступ к таким сведениям (ст. 29 Закона об общественных объединениях), т.е. обязаны к публичному ведению своих имущественных дел.
Общественные объединения создаются по инициативе не менее чем трех граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами об отдельных видах общественных объединений. Так, религиозные организации должны иметь в своем составе не менее 10 граждан. В число учредителей (членов) общественных объединений допускаются юридические лица, созданные в форме общественных объединений (ст. 6, ч. 2 ст. 8 Закона об общественных объединениях).
Учредительным документом общественного объединения является его устав. Помимо данных, подлежащих включению в устав любого юридического лица, устав общественного объединения должен содержать сведения о целях его деятельности, порядке принятия и выхода членов из его состава, о структуре, порядке избрания и компетенции органов управления, источниках образования его имущества и др. сведения, предусмотренные законами об отдельных видах общественных объединений.
Источниками образования имущества общественного объединения являются вступительные и членские взносы его участников, добровольные пожертвования, доходы от разрешенной законом и уставом предпринимательской деятельности, например издательской, проведения выставок, лотерей, других общественно полезных мероприятий, продажи предметов символики и пр.
Как правило, собственником имущества является само общественное объединение как юридическое лицо. Однако крупным общественным объединениям, состоящим из первичных и (или) иных звеньев с правами юридического лица, закон предоставляет возможность самостоятельно решить в уставах вопрос о субъекте права собственности на соответствующее имущество. Собственником может быть признано каждое правосубъектное звено объединения в отношении имеющегося у него имущества, как это имеет место в профсоюзах, либо объединение в целом, которое может наделять свои правосубъектные звенья ограниченным вещным правом на закрепленное за ними имущество.
Общественные объединения реорганизуются и ликвидируются по общим правилам, установленным для юридических лиц. Законодательство предусматривает как добровольную, так и принудительную, т.е. по решению суда, ликвидацию общественных объединений. Остаток имущества объединения, образующийся в результате его ликвидации, подлежит направлению на цели, предусмотренные его уставом или решением его высшего органа, а при их отсутствии — на цели, определенные решением суда (ч. 2 ст. 26 Закона об общественных объединениях). Он не может распределяться между участниками организации, которые также не вправе претендовать ни на какие доходы от его деятельности. Согласно п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве общественные объединения, за исключением политических партий и религиозных организаций, могут быть признаны несостоятельными (банкротами).
2. Управление общественным объединением и права и обязанности его членов
Высшим (волеобразующим) органом общественного объединения является съезд (конференция) или общее собрание членов, которые избирают его исполнительные (волеизъявляющие) органы и обладают исключительной компетенцией, определенной законом и уставом объединения. Из числа своих членов общественные объединения в обязательном порядке избирают коллегиальный исполнительный орган (совет, президиум, правление и т.п.), руководитель которого является единоличным исполнительным органом данного юридического лица. В компетенцию исполнительных органов общественного объединения входит решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию его высшего органа (п. 2 ст. 30 Закона о некоммерческих организациях). При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица общественного объединения в совершении сделки от его имени такая сделка подлежит предварительному одобрению коллегиальным органом под страхом признания ее недействительной как оспоримой сделки (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).
Все члены общественных объединений имеют равные права и обязанности, предусмотренные их уставами. Каждый член объединения вправе принимать участие в управлении его деятельностью в порядке, предусмотренном уставом, обладая одним голосом при решении вопросов его деятельности. Уставом общественного объединения для его членов может быть предусмотрено корпоративное право пользования имуществом объединения. Это означает, что в процессе осуществления деятельности объединения все его члены вправе безвозмездно пользоваться его имуществом в порядке и на условиях, определенных уставом объединения.
Члены общественного объединения несут и равные обязанности, в том числе по уплате членских взносов. В соответствии с уставом объединения за нарушение своих обязанностей его члены могут быть исключены из состава объединения.
Выход участника из состава объединения не влечет для него никаких имущественных последствий, а потому осуществляется беспрепятственно. Никакой взаимной имущественной ответственности объединения и отдельных его членов не существует (п. 2 ст. 117 ГК).
1. Понятие учреждения как юридического лица
Учреждением признается не имеющая членства организация, созданная и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного вещного права под его дополнительную ответственность для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций (п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).
Подобно фондам, учреждения не относятся к числу корпораций, поскольку не имеют строго фиксированного участия. Это единственная разновидность некоммерческих организаций, которым имущество принадлежит не на праве собственности, а на праве оперативного управления (ст. 296 ГК). Они полностью или частично финансируются их учредителями-собственниками, имеют строго целевую правоспособность, в силу чего обладают весьма ограниченными возможностями самостоятельного участия в гражданских правоотношениях.
Как и унитарные предприятия, учреждения не свойственны развитому товарному обороту, а представляют собой остатки прежней социалистической системы. Однако опасность их участия в обороте для третьих лиц значительно смягчается правилом о неограниченной дополнительной ответственности собственника-учредителя по долгам созданного им учреждения. Поэтому закон сохранил данную конструкцию не только для публичных, но и для частных собственников.
Вместе с тем государство испытывает известные трудности в связи с необходимостью нести субсидиарную ответственность по долгам своих учреждений, тем более в условиях постоянного недостатка их бюджетного финансирования. В связи с этим имеются проекты определенного расширения возможностей госбюджетных учреждений по получению дополнительных доходов от собственной деятельности и установления их самостоятельной имущественной ответственности по собственным долгам (при исключении субсидиарной ответственности учредителя и одновременном запрете обращения взыскания кредиторов на находящееся у учреждений недвижимое и иное ценное имущество собственника).
Правоспособность учреждений носит узко специальный характер, в рамках которого законом или учредительными документами учреждению может быть разрешено осуществление некоторых видов приносящей доходы, т.е. предпринимательской деятельности. Как правило, речь идет о предоставлении платных услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения в сфере образования, воспитания, медицины, спорта, организации досуга, проведения научных исследований и пр. Учреждение не вправе самостоятельно создавать другие юридические лица, ибо это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника, если только речь не идет о доходах от разрешенной учреждению предпринимательской деятельности и приобретенном за счет этого имуществе, получающем особый правовой режим (п. 2 ст. 298 ГК).
Учреждениями являются органы государственной и муниципальной власти и управления, а также организации образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта и др. (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки и т.п.), особенности правового положения которых во многих случаях устанавливаются специальным законодательством.
В зависимости от состава учредителей можно выделить публичные (государственные и муниципальные) учреждения, учредителями и собственниками имущества которых являются соответствующие публично-правовые образования: Российская Федерация, субъекты РФ либо муниципальные образования. Иные виды учреждений являются частными, поскольку создаются одним или несколькими физическими и (или) юридическими лицами.
Строго говоря, частным является также общественное учреждение, которое Закон определяет как не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного рода услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения (ст. 11 Закона об общественных объединениях). Согласно ст. 6 данного Закона участниками общественного учреждения признаются физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного учреждения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без оформления условий своего участия. Очевидно, что такие участники ни при каких обстоятельствах не могут являться членами общественного учреждения, поскольку оно вообще не имеет членства.
2. Создание и управление учреждением
Учреждение создается по решению собственника либо уполномоченного им органа, а также нескольких собственников. Как правило, его учредительным документом является устав или положение, которое утверждается учредителями. Учреждение может действовать на основании общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида, например типового положения о вузе, примерного положения об учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость. В учредительных документах собственник должен определить задачи и цели деятельности учреждения, поскольку оно имеет ограниченную, целевую правоспособность.
Решение собственника о создании учреждения не является его учредительным документом, как ошибочно указано в п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях, отождествившего учредительные документы с документами, представляемыми для регистрации некоммерческой организации. Не требуется также заключения никаких договоров учредителя с созданным им учреждением, о чем по недоразумению говорится в п. п. 6 и 12 ст. 39, п. 1 ст. 41 и п. 5 ст. 43 Закона об образовании, ибо собственник самостоятельно определяет условия использования своего имущества. Вместе с тем при создании учреждения несколькими собственниками они могут заключить между собой договор о совместной деятельности (простого товарищества), определяющий взаимоотношения учредителей в процессе создания и деятельности учреждения, в том числе по поводу его финансирования (ст. 1041 ГК). Данный договор также не относится к учредительным документам.
Обычно учреждение финансируется собственником по смете, в которой строго фиксируются направления расходования и размер сумм, выделяемых ему собственником. Поэтому права учреждения на закрепленное за ним имущество собственника носят ограниченный характер и определяются непосредственно законом (ст. 296 ГК), а отчуждение или иное распоряжение данным имуществом без согласия собственника невозможно (п. 1 ст. 298 ГК). Любые доходы учреждения, а также приобретенное за их счет имущество остаются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения (п. 2 ст. 298 ГК).
В отличие от других видов юридических лиц учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная субсидиарная ответственность их учредителей-собственников (п. 2 ст. 120 ГК; п. 2 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). Поэтому учреждения не могут быть объявлены банкротами.
Учреждение в принципе не может стать собственником своего имущества, поскольку это противоречило бы существу данной юридической конструкции. Иной подход, закрепленный нормами п. 7 ст. 39 Закона об образовании, п. 2 ст. 27 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании, необоснованно расширяет рамки участия учреждений в обороте (ср. п. 2 ст. 47 Закона об образовании) и одновременно сужает условия ответственности их учредителей (п. 9 ст. 39 названного Закона), прямо превращая учреждения в подобие предприятий (ср. п. 4 ст. 47 названного Закона).
Отличие коммерческой организации от некоммерческой: правовые формы, характеристики, основные цели деятельности
Им необходимо вести бухгалтерские книги для целей налогообложения и аудита; налог взимается с прибыли бизнеса по фиксированной ставке.
Некоммерческая организация, как следует из названия, является юридической организацией, основной целью которой является максимизация общественного блага, а не прибыли.
Согласно 7 ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая – та организация, основная цель которой заключается не в получении прибыли от основной деятельности и распределении ее между участниками. Такие организации основаны группой людей, которые собираются для достижения общей цели, то есть предоставления услуг членам общества.К ним относятся: спортивные клубы, государственные больницы, религиозные учреждения, кооперативные общества и многие другие. Неприбыльные организации также получают прибыль, но прибыль, полученная ими, используется для продвижения цели организации.
Они собирают средства
На все эти нужды необходимы финансовые ресурсы, которые либо получаются некоммерческими организациями извне (от учредителей или меценатов), либо зарабатываются самостоятельно, в основном за счет предпринимательской деятельности.
[2, 6] Учредителями некоммерческих физкультурно-спортивных организаций, в зависимости от избираемых организационно-правовых форм, могут выступать граждане и юридические лица. Естественно, между участниками предприятия они не распределяются.
Услуги и товары. Для коммерсантов производство или перепродажа происходит по индивидуальному направлению, то есть фирма делает это для себя.
У некоммерческих компаний направление — это общественные блага и нужды социального характера. Аудитория. Для любой предпринимательской деятельности — конечный потребитель.
Внимание Тот, кто купит товара или услугу.
В соответствии с действующим законодательством некоммерческие организации создаются для удовлетворения духовных и иных потребностей граждан, их участники решают в рамках этих организаций социальные, благотворительные и другие общественно-значимые задачи.
Приведенный в ГК РФ перечень видов коммерческих организаций является закрытым, а некоммерческих — открытым. В то же время, перечень форм некоммерческих организаций ограничен ГК РФ и другими законами, регулирующими деятельность некоммерческих организаций. Следовательно, до принятия нового законодательного акта, позволяющего говорить об открытом перечне, этот перечень тоже можно считать закрытым. Таким образом, коммерческая организация может быть создана только в одной из форм, предусмотренных ГК РФ, а некоммерческая — в одной из форм, предусмотренных ГК РФ или Законом № 7-ФЗ.
Возможные организационно-правовые формы некоммерческих организаций приведены и в ГК РФ (п. 3 ст. 50 ГК РФ)1, и в Законе № 7-ФЗ (п. 3 ст. 2)2 (см табл. 1):
— общественные и религиозные организации (объединения);
— потребительские кооперативы;
— фонды;
— государственные корпорации;
— учреждения;
— объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);
— некоммерческие партнерства;
— автономные некоммерческие организации.
— общественный фонд (например, Фонд культуры, Фонд поддержки отечественного производства и управления, фонд содействия реабилитации, Фонд социальной адаптации и медицинского обеспечения детей, подростков, ветеранов военной службы и членов их семей, гуманитарный фонд «Знание» и т.п.);
— общественное учреждение (например, образовательное, медицинское и т.п.);
Таблица 1
Вид некоммерческой организации в зависимости от вида (цели) ее деятельности
№ п/п | Вид организации | Вид (цель) ее деятельности | Основание |
1 | Общественные объединения | Общественная организация создается на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан | ст. 117ГКРФ; ст. 8 Закона № 82-ФЗ |
Общественное движение преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения | ст. 117ГКРФ; ст. 9 Закона № 82-ФЗ | ||
Цель деятельности общественного фонда заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели | ст. 117ГКРФ; ст. 10 Закона № 82-ФЗ | ||
Общественное учреждение ставит своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения | ст. 117ГКРФ; ст. 11 Закона № 82-ФЗ | ||
Целью органа общественной самодеятельности является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Решение этих проблем должно быть направлено на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания | ст. 117ГКРФ; ст. 12 Закона № 82-ФЗ | ||
Политическая партия создается в целях участия граждан России в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления | ст. 117 ГК РФ; п. 1 ст. 3 Федерального закона от 11. 07.2001 №95-ФЗ «0 политических партиях»; | ||
| Религиозные объединения |
| ст. 117ГКРФ; п. 1 ст. 6 Закона № 125-ФЗ; п. 1 ст. 18 Закона № 125-ФЗ; п. 2 ст. 18 Закона № 125-ФЗ; п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ |