Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание недоимки налоговыми органами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налогообложение — важная составляющая деятельности не только России, но и всех остальных государств в мире. Эти средства формируют бюджеты различных уровней и после перераспределяются в зависимости с расходными статьями, в том числе и на социальные нужды. Не каждый с этим согласен и выполняет исправно свою обязанность, поэтому предусмотрен механизм взыскания. Любой налогоплательщик, своевременно не рассчитавшийся, рискует, что его банковские счета и имущество может попасть в поле зрения сотрудников инспекции, а иногда в особо запущенных случаях, судебных приставов. При этом требуется соблюсти определенную процедуру.
Порядок взыскания задолженности с физических лиц по налогам
Действия налогового органа при неуплате налога физлицом:
- Выставление требования.
Если размер задолженности не более 3 000 рублей, то налоговая служба направляет плательщику требование не позже трех месяцев после обнаружения неуплаты. При меньшей сумме срок направления уведомления не может превышать один год (п. 1 статьи 70 НК РФ). Допускается продление предельного срока направления требования на 6 месяцев.
- Уплата налога физическим лицом.
Человеку дается 8 рабочих дней на погашение задолженности. Срок начинает исчисляться с даты получения уведомления. Исключение: если другой срок добровольной уплаты налога не предусмотрен в тексте требования.
- Обращение за взысканием налоговой задолженности с физических лиц в суд.
Если в установленный срок физическое лицо не закрыло задолженности, то налоговая служба вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога (сбора), а также пени, штрафа за счет имущества физлица. Срок обращения определяется суммой всех долгов.
Налоговый (таможенный) орган вправе подать заявление в суд на протяжении:
- полугода с даты, когда общая сумма недоимки составила более 10 000 рублей;
- полугода с даты истечения трехлетнего срока выполнения самого раннего требования о погашении задолженности, когда общая сумма (налогов, сборов, штрафов, пени) составляет менее 10 000 рублей.
Трехлетний срок давности начинает исчисляться со дня оплаты налога, указанной налоговым органом в самом первом требовании.
- Рассмотрение дела о взыскании задолженности с физлица по налогам и сборам
Судья рассматривает заявление в течение пяти дней с даты поступления и выносит судебный приказ без вызова сторон (ст. 123 КАС РФ). Затем он направляет налогоплательщику копию судебного приказа, который может предоставить свои возражения по поводу его исполнения в двадцатидневный срок с даты направления.
Чаще всего несогласие с судебным приказом выражают должники, с которых пытаются взыскать «старые» налоги. Так, безнадежной считается задолженность по налогу на имущество физлиц, транспортному, земельному налогам, которая числится за человеком по состоянию на 1 января 2015 года, незакрытая полностью или частично на протяжении 2015-2017 гг. Такие задолженности налоговые органы должны списывать сами, но это происходит не всегда.
Если физическое лицо успело выразить несогласие с судебным приказом должным образом, то он будет отменен. В дальнейшем налоговый орган сможет предъявить свои требования повторно в течение шести месяцев с даты вынесения судом определения об отмене судебного приказа, но уже в порядке искового производства. Такое дело будет рассматриваться дольше, чем в приказном порядке. Например, районный суд обязан рассмотреть дело не более, чем в течение трех месяцев с даты поступления заявления (ст. 289 КАС РФ, п. 1).
Если должник не предоставит возражения (это нужно сделать в установленный срок), то налоговая инспекция получит второй экземпляр судебного приказа, на котором будет гербовая печать суда.
- Выдача исполнительного листа.
Решение вынесено — готовьте деньги
После вынесения решения о взыскании инспекция оформляет поручение на списание и перечисление задолженности в бюджет и направляет его в банк. Поручения могут выставляться к нескольким счетам, но в пределах суммы взыскиваемой недоимки (п. 54 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Взыскание производят последовательно: с рублевых счетов, с валютных счетов, со счетов в драгметаллах, за счет электронных денежных средств. Каждый следующий вид счета подключается при недостаточности средств на предыдущем. Запрещено взыскание налога со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума.
Срок, в который должно быть направлено поручение, НК РФ не установлен. Но Президиум ВАС РФ разъяснял, что и с решением, и с поручением налоговики должны уложиться в двухмесячный срок, отведенный на вынесение решения (постановление от 04.02.2014 № 13114/13). Так что и здесь нужно следить за сроками. Списать деньги банк должен в следующие сроки:
- с рублевых счетов — не позднее следующего операционного дня после получения поручения;
- с валютных и счетов в драгметаллах — не позднее двух операционных дней.
Если денег не хватает, поручение пойдет в картотеку, и списывать деньги банк будет по мере их зачисления на счет, соблюдая установленную гражданским законодательством очередность (п. 2 ст. 855 ГК РФ). Списание продолжится до полного исполнения поручения или его приостановления либо отзыва налоговиками.
Как происходит взыскание задолженности с юридических лиц?
Уплата платежей с юридических лиц происходит самостоятельно. Если взносы с юридических лиц не уплачены, налоговая служба использует способы взыскания налогов:
- согласно ст. 46 НК, если налог не уплачен или уплачен не полностью, то платеж с юридических лиц взыскивается принудительно. Обращается взыскание на деньги на счете или электронные деньги предприятия;
- на основе решения инспекции о списании в бюджет средств со счета компании принимается налоговое поручение;
- Кодекс отводит два месяца на принятие решения о взыскании с момента, как закончится срок, указанный в требовании уплатить платеж. Нарушение срока означает, что решение можно не исполнять;
- если закончился срок принятия решения — инспекция подает иск в суд. На подачу иска есть 6 месяцев, с момента, как закончится срок исполнения требования для выплаты налога с юридических лиц (п. 3 ст. 46 НК);
- деньги списываются с лицевых счетов компании, если на расчетном счете их недостаточно. Списать можно не больше 5 млн. рублей.
Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора
Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый публичноправовой характер. В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения — обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет.
Статьей 44 НК РФ установлено правило, согласно которому обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Способы уплаты налогов
В настоящее время исполнить налоговые обязательства можно самыми разными способами. Рассмотрим наиболее распространенные варианты:
- Банковская касса. Этот способ оплаты удобен тем, что все операции по заполнению квитанции и проведению платежа осуществляет оператор. Плательщику необходимо предоставить реквизиты для оплаты и паспорт. После оплаты гражданину выдается квитанция с отметкой банка о проведении платежа.
- Терминал. Многие граждане предпочитают оплачивать налоги в платежных терминалах. Это удобно и быстро; нет необходимости стоять в очереди в кассу. При использовании терминала физлицу придется, однако, ввести свои данные в форму самостоятельно. Кроме того, ему нужно будет заплатить комиссию за проведение платежа. Как правило, это не очень большая сумма.
Пояснения по вопросам восстановления сроков давности
Период, закрепленный ст. 48 НК, может быть пропущен по тем или иным обстоятельствам. При этом в статье закреплена возможность его восстановления по ходатайству контролирующего органа. Разъяснения по вопросам применения этой возможности неоднократно давались Высшими инстанциями.
Так, в частности, в пленарных постановлениях от 11.06.1999 ВС № 41 и ВАС № 9 указано, что судам общей юрисдикции при рассмотрении дел, связанных с обращением взыскания на имущество граждан, не являющихся предпринимателями, с целю погашения неисполненных перед бюджетом обязательств по уплате сборов, налогов, взносов, пеней и штрафов, необходимо тщательно проверять, не истек ли срок давности по указанным претензиям. Имеются в виду не только периоды, предусмотренные п. 3 ст. 48, но и закрепленные в п. 1 ст. 115 НК. Необходимо учитывать, что указанные сроки являются пресекательными, т. е. не подлежащими восстановлению.
В результате на практике суда отказывают контролирующим органам в удовлетворении ходатайств о восстановлении пропущенных сроков по требованиям о взыскании налогов, взносов, пеней, штрафов и сборов с физлиц. Эта позиция обуславливается стремлением установить баланс между публичными интересами и защитой прав плательщиков. Такой подход признается дополнительной гарантией для физлиц, не являющихся предпринимателями. Кроме того, он позволяет компенсировать упрощенный порядок приказного судопроизводства в таких делах.
Отчисление установленных Налоговым кодексом платежей в бюджетную систему – обязанность каждого физлица, имеющего объект обложения. По некоторым налогам ИФНС формирует уведомление и направляет его плательщику. Так происходит, к примеру, с платежами с имущества, земельным налогом. Во всех других случаях физлицу необходимо самостоятельно следить за своевременностью исполнения обязательств. Подтвердить уплату установленных налогов можно квитанциями. В установленных законодательством случаях налогоплательщик должен сдать декларацию. В ней должны присутствовать достоверные и полные сведения о поступивших доходах. На основании этих сведений производится уплата налогов.
Стоит подчеркнуть, что порядок привлечения к ответственности нарушителей налоговых и таможенных норм, установленный в ст. 48 НК, распространяется исключительно на граждан, не являющихся предпринимателями. Меры для ИП и организаций регламентируются другими нормами Кодекса.
Взыскание налогов за счет имущества
Если же решение все-таки вступило в действие, осуществится взыскание налоговой задолженности за счет денежных счетов неплательщика, в первую очередь в национальной валюте, а если ее недостаточно, то и в иностранной, которая может находиться, к примеру, на счету в заграничном банке, и прочих ценностей. Может возникнуть, вполне логический, вопрос – а что же, если нет у гражданина или организации денег?
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика возможно в том случае, когда денежных средств вовсе нет, или же их недостаточно для покрытия всей суммы. Вот в таком случае и изымается имущество, которое принадлежит должнику. Задолжавший гражданин может самостоятельно и добровольно указать то имущество, которое можно изъять первым, точнее «посоветовать», а принимать во внимание его «советы» или нет, решать органам судебной власти и приставам, которые будут приводить решение суда в исполнение.
Пояснения по вопросам восстановления сроков давности
Период, закрепленный ст. 48 НК, может быть пропущен по тем или иным обстоятельствам. При этом в статье закреплена возможность его восстановления по ходатайству контролирующего органа. Разъяснения по вопросам применения этой возможности неоднократно давались Высшими инстанциями.
Так, в частности, в пленарных постановлениях от 11.06.1999 ВС № 41 и ВАС № 9 указано, что судам общей юрисдикции при рассмотрении дел, связанных с обращением взыскания на имущество граждан, не являющихся предпринимателями, с целю погашения неисполненных перед бюджетом обязательств по уплате сборов, налогов, взносов, пеней и штрафов, необходимо тщательно проверять, не истек ли срок давности по указанным претензиям. Имеются в виду не только периоды, предусмотренные п. 3 ст. 48, но и закрепленные в п. 1 ст. 115 НК. Необходимо учитывать, что указанные сроки являются пресекательными, т. е. не подлежащими восстановлению.
В результате на практике суда отказывают контролирующим органам в удовлетворении ходатайств о восстановлении пропущенных сроков по требованиям о взыскании налогов, взносов, пеней, штрафов и сборов с физлиц. Эта позиция обуславливается стремлением установить баланс между публичными интересами и защитой прав плательщиков. Такой подход признается дополнительной гарантией для физлиц, не являющихся предпринимателями. Кроме того, он позволяет компенсировать упрощенный порядок приказного судопроизводства в таких делах.
Компания не заплатила недоимку, указанную в требовании. Каков дальнейший порядок взыскания?
В этом случае у налоговой есть два месяца на вынесение решения о взыскании недоимки. В течение шести дней после принятия решения инспекция должна направить его компании.
Если инспекция в течение двух месяцев не приняла решение о принудительном взыскании, значит, срок на внесудебное взыскание — упущен. Теперь налоговики могут взыскать недоимку только через арбитражный суд.
Бывает и так, что одновременно с решением о взыскании налоговая блокирует счёт компании, чтобы деньги нельзя было вывести. Есть вариант и ареста имущества. Но для этого инспекция должна получить разрешение прокурора. А для его получения нужно иметь достаточные аргументы, доказывающие, что компания сможет скрыть имущество.
Решение о взыскании исполняется следующим образом. Сначала налоговая отправит в банк поручение на перечисление денег в счёт недоимки со счета компании в бюджет. Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего дня. Если средств на счету недостаточно, налоговики «трясут» компанию дальше (электронные, валютные счета и т. д)
Глава 7 Принудительное исполнение налогового обязательства, взыскание пеней
Если налогоплательщик не получил налоговое уведомление, он не считается обязанным платить налог (часть 4 статья 57 Налогового кодекса РФ: в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления).
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. По всем вышеуказанным налогам обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье — заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
Согласно п. 4 ст. 45 Кодекса неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом. Как установлено в п. 1 ст. 45 Кодекса, взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном комментируемой статьей.
7. В случае поступления от ФССП России постановления о наложении ареста на имущество должника, сумма задолженности которых составляет более 50 тыс.рублей — по имущественным налогам, более 250 тыс.рублей — по НДФЛ, и отсутствия информации о произведенной оценке, налоговый орган направляет судебному приставу-исполнителю запрос о причинах непредставления информации либо отсутствии оценки арестованного имущества должника.
Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант
Неуплата налогов в бюджет может повлечь за собой ответственность, вплоть до уголовной. А между тем, она далеко не всегда бывает связана со злым умыслом руководства компании.
Зачастую недоплаты вызваны ошибками в расчете налогов или при заполнении платежных поручений, невнимательностью бухгалтера к срокам уплаты налогов. Когда возникает недоимка и чем она грозит? Какие меры предпримет ИФНС, чтобы заставить компанию уплатить налоги? Что делать, чтобы избежать досадных оплошностей? Об этом – в нашей статье.
ВС высказался о сроке судебного взыскания налоговой задолженности
Для взыскания недоимки (пеней, штрафов) налоговый орган подает в суд заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (п. 1 ст. 48 НК РФ).
По общему правилу налоговый орган вправе обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если задолженность по нему превышает 3000 руб. (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Если суммарная задолженность определяется по нескольким требованиям об уплате налога, пеней, штрафов, налоговая инспекция должна подать заявление о взыскании в следующие сроки (абз. 2, 3 п. 2 ст. 48 НК РФ):
- в течение шести месяцев со дня, когда суммарная задолженность превысила 3000 руб.;
- в течение шести месяцев после истечения трехлетнего срока со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, если суммарная задолженность не превысила 3000 руб.
Налогоплательщику, с которого взыскивается недоимка (пени, штрафы), налоговый орган должен направить копию заявления о взыскании не позднее даты подачи его в суд (абз. 5 п. 1 ст. 48 НК РФ).
Порядок взыскания налоговым органом недоимки (пеней, штрафов)
Налоговый орган подает заявление о взыскании задолженности по налогу, пеней, штрафов в порядке административного судопроизводства (п. 3 ст. 48 НК РФ; ст. 286 КАС РФ).
По заявлению налоговой инспекции мировой судья по месту жительства налогоплательщика без судебного разбирательства и вызова сторон может вынести судебный приказ. В течение трех дней с даты издания приказа его копию направляют налогоплательщику (ст. 17.1, ч. 3 ст. 123.5 КАС РФ).
Íàïðàâëåíèå òðåáîâàíèÿ îá óïëàòå íåäîèìêè
Ïåðâûì ýòàïîì ïðèíóäèòåëüíîãî âçûñêàíèÿ íåäîèìêè ÿâëÿåòñÿ íàïðàâëåíèå íàëîãîïëàòåëüùèêó òðåáîâàíèÿ îá óïëàòå íàëîãà â ñðîêè, óñòàíîâëåííûå ñò. 70 ÍÊ ÐÔ. Ñ 1 ÿíâàðÿ 2007 ã. òðåáîâàíèå îá óïëàòå íàëîãà äîëæíî áûòü íàïðàâëåíî íàëîãîïëàòåëüùèêó íå ïîçäíåå òðåõ ìåñÿöåâ ñî äíÿ âûÿâëåíèÿ íåäîèìêè, à òðåáîâàíèå îá óïëàòå íàëîãà ïî ðåçóëüòàòàì íàëîãîâîé ïðîâåðêè äîëæíî áûòü íàïðàâëåíî íàëîãîïëàòåëüùèêó â òå÷åíèå 10 äíåé ñ äàòû âñòóïëåíèÿ â ñèëó ñîîòâåòñòâóþùåãî ðåøåíèÿ. Óêàçàííûå ïðàâèëà ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ íà ñðîêè íàïðàâëåíèÿ òðåáîâàíèÿ îá óïëàòå ñáîðà, à òàêæå ïåíåé è øòðàôà.
Íàïîìíèì, ÷òî â íàñòîÿùåå âðåìÿ òðåáîâàíèå îá óïëàòå íàëîãà äîëæíî áûòü íàïðàâëåíî íàëîãîïëàòåëüùèêó íå ïîçäíåå òðåõ ìåñÿöåâ ïîñëå íàñòóïëåíèÿ ñðîêà óïëàòû íàëîãà.  ñâÿçè ñ ýòèì îïðåäåëåííîå Çàêîíîì îò 27.07.2006 N 137-ÔÇ èñ÷èñëåíèå òðåõìåñÿ÷íîãî ñðîêà ñî äíÿ âûÿâëåíèÿ íåäîèìêè â öåëîì óõóäøàåò ïîëîæåíèå íàëîãîïëàòåëüùèêà, òàê êàê ìîìåíò «âûÿâëåíèÿ íåäîèìêè» çàêîíîäàòåëåì òî÷íî íå îïðåäåëåí.
Ñëó÷àè âçûñêàíèÿ íàëîãà, ïåíè è øòðàôà èñêëþ÷èòåëüíî ÷åðåç ñóä
Ñ 1 ÿíâàðÿ 2007 ã. âçûñêàíèå íàëîãà, ïåíè è øòðàôà èñêëþ÷èòåëüíî â ñóäåáíîì ïîðÿäêå ïðîèçâîäèòñÿ â ñëåäóþùèõ ñëó÷àÿõ:
ñ îðãàíèçàöèé, êîòîðûì îòêðûòû ëèöåâûå ñ÷åòà, ïðè÷åì ñ÷åòà, îòêðûòûå â îðãàíàõ Ôåäåðàëüíîãî êàçíà÷åéñòâà (èíûõ îðãàíàõ, îñóùåñòâëÿþùèõ îòêðûòèå è âåäåíèå ëèöåâûõ ñ÷åòîâ) â ñîîòâåòñòâèè ñ áþäæåòíûì çàêîíîäàòåëüñòâîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè;
â öåëÿõ âçûñêàíèÿ íåäîèìêè, ÷èñëÿùåéñÿ áîëåå òðåõ ìåñÿöåâ çà îðãàíèçàöèÿìè, ÿâëÿþùèìèñÿ çàâèñèìûìè (äî÷åðíèìè) îáùåñòâàìè, ñ ñîîòâåòñòâóþùèõ îñíîâíûõ (ïðåîáëàäàþùèõ, ó÷àñòâóþùèõ) îáùåñòâ â ñëó÷àÿõ, êîãäà íà ñ÷åòà ïîñëåäíèõ â áàíêàõ ïîñòóïàåò âûðó÷êà çà ðåàëèçóåìûå òîâàðû (ðàáîòû, óñëóãè) çàâèñèìûõ (äî÷åðíèõ) îáùåñòâ, à òàêæå çà îðãàíèçàöèÿìè, ÿâëÿþùèìèñÿ îñíîâíûìè (ïðåîáëàäàþùèìè, ó÷àñòâóþùèìè) îáùåñòâàìè, ñ çàâèñèìûõ (äî÷åðíèõ) îáùåñòâ (ïðåäïðèÿòèé), êîãäà íà èõ ñ÷åòà â áàíêàõ ïîñòóïàåò âûðó÷êà çà ðåàëèçóåìûå òîâàðû (ðàáîòû, óñëóãè) îñíîâíûõ (ïðåîáëàäàþùèõ, ó÷àñòâóþùèõ) îáùåñòâ;
ñ îðãàíèçàöèè èëè èíäèâèäóàëüíîãî ïðåäïðèíèìàòåëÿ, åñëè èõ îáÿçàííîñòü ïî óïëàòå íàëîãà îñíîâàíà íà èçìåíåíèè íàëîãîâûì îðãàíîì þðèäè÷åñêîé êâàëèôèêàöèè ñäåëêè, ñîâåðøåííîé òàêèì íàëîãîïëàòåëüùèêîì, èëè ñòàòóñà è õàðàêòåðà äåÿòåëüíîñòè ýòîãî íàëîãîïëàòåëüùèêà.
О процедуре принудительного взыскания недоимки
Согласно п.
1 ст. 30 НК РФ и ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в том числе за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджет налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов. На контролеров возложены обязанности по применению мер принудительного исполнения обязанности по уплате налогов. В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (если иное не предусмотрено налоговым законодательством), что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком названных обязанностей инспекция направляет ему требование об уплате налога. Именно с этого момента начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога.
В ходе проведения налоговых проверок (камеральных (ст.
88 НК РФ) и выездных (ст. 89 НК РФ)), а также по результатам мероприятий налогового контроля проверяющим должностным лицом выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов.
По результатам проверки выносится решение, в котором (в случае ненадлежащего исполнения обязанностей) указывается размер выявленной недоимки (п. 8 ст. 101 НК РФ). Недоимка – сумма налога, которую организация не уплатила в установленный законодательством срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Право налогового органа взыскивать недоимку с налогоплательщика предусмотрено ст.
31 НК РФ. При наличии недоимки и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику выставляется требование об уплате налога. Требованием признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст.
69 НК РФ). Документ содержит сведения о сумме задолженности по налогу (размере пеней, начисленных на момент направления требования), сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются в случае его неисполнения. По общему правилу п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
К сведению: решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено (п.
9 ст. 101 НК РФ). В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.