Предрейсовый медосмотр. Необходимость, лицензия, кто имеет право проводить.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предрейсовый медосмотр. Необходимость, лицензия, кто имеет право проводить.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Заступая на работу, до выхода на линию, водители должны пройти медосмотр и поставить отметку контролера о техосмотре ТС. Независимо от того сколько времени занимает дорога до медорганизации и обратно, включая сам осмотр, оно засчитывается в рабочие часы. Работодатель не имеет права возлагать эту обязанность только на водителя, тем более, вычитать этот период из трудового дня.

Контроль предрейсовых осмотров на предприятиях часто не оптимизирован

Для управления транспортными процессами и контроля предрейсовых осмотрах на предприятиях используются системы мониторинга и учёта, такие как Виалон и 1С и т.п. Они дают широкие возможности для отслеживания автомобилей, контроля водителей и позволяют автоматизировать многие действия по учёту работы. Однако очень часто эти системы не интегрированы, и сотрудникам приходится работать с двумя системами по отдельности.

Несогласованность существует и при учёте предрейсовых и послерейсовых осмотров. Например, если водитель не проходит предсменный контроль, об этом уведомляют руководителя, далее он сам или через диспетчера снимает с линии технику в системе мониторинга и указывает неявку в системе учёта. Затем нужно проверить, есть ли у водителя запланированные на эту смену поездки, уведомить заказчиков и переназначить транспорт. Такой многоэтапный процесс сверок тормозит и срывает выполнение производственных задач.

Также руководители транспортных отделов, механики, диспетчеры, кадровые работники тратят много времени на перенос данных из одной системы в другую: ручное заполнение путевых листов и отчётов. Это увеличивает риск ошибок.

Административная ответственность за нарушения Порядка предрейсовых медицинских осмотров

КоАП РФ Статья 12.32

Допуск к управлению водителя, находящегося в состоянии опьянения
либо не имеющего права управления тс

1 на ответственных за техсостояние и эксплуатацию тс 20 000 р.
2 на юридических лиц 100 000 р.

КоАП РФ Статья 11.32

Нарушение порядка проведения предрейсовых или послерейсовых
медицинских осмотров

1 на граждан 1000 – 1500 р.
2 на должностных лиц 2000 – 2500 р.
3 на юридических лиц 30 000 – 50 000 р.
4 на индивидуальных предпринимателей 30 000 – 50 000 р.

КоАП РФ Статья 12.27 ч. 3

Невыполнение требования о запрещении употреблять алкоголь, наркотические
или психотропные вещества после ДТП

1 на водителя, нарушившего ПДД (ТС подлежит аресту) 30 000 р. + лишение на 1,5-2 года вод. прав

КоАП РФ Статья 5.27.1

Допуск к упр. ТС без знаний требований охр. труда, обязательных предрейсовых медосмотров в начале раб. дня (смены), психиатрических освидетельствований, при наличии противопоказаний

1 на должностных лиц 15 000 – 25 000 р.
2 на ИП 15 000 – 25 000 р.
3 на юридических лиц 110 000 – 130 000 р.

КоАП РФ Статья 12.31.1 ч. 2

Перевозока пассажиров и багажа, грузов с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

1 на граждан 3 000 р.
2 на должностных лиц 5 000 р.
3 на юридических лиц 30 000 р.

КоАП РФ Статья 12.31.1 ч. 3

Перевозка пассажиров и багажа, грузов с нарушением требований о проведении предрейсового контроля тех. состояния ТС

1 на граждан 3 000 р
2 на должностных лиц 5 000 р.
3 на юридических лиц 30 000 р

Вопрос: В нашей организации используют алкотестер. Существуют ли требования к подобным приборам?

Ответ: Чтобы не возникло проблем с контролирующими органами, соблюдайте нормы эксплуатации мед. изделий и эл. приборов. Используют оборудование, зарегистрированное в реестре, которое отвечает определенным стандартам.

В сертификате на алкотестер указаны характеристики, к какому типу приборов он относится: к медицинским или измерительным. В первом случае проводят периодическую калибровку (смотрите инструкцию к изделию). Во-втором — необходима поверка (обычно раз в год).

За пропуск срока калибровки медицинского прибора предусмотрен штраф, как за нарушение порядка предрейсового осмотра. Отсутствие своевременной поверки измерительного изделия влечет наказание за необеспечение единства измерений.

Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Требовать от руководителя организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.3. На повышение квалификации по вопросам организации проведения предрейсовых медицинских осмотров.

3.4. Вносить руководителю предложения по вопросам, касающимся исполнения должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

3.5. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т. п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

Читайте также:  Как правильно оформить наследство

3.6. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

Порядок отстранения водителя от управления автотранспортом

При выявлении противопоказаний и отсутствии допуска на управление транспортом медработник сообщает об этом руководителю организации в письменной форме. Факт непрохождения медосмотра или уклонения от него должен быть зафиксирован документально.

Сам больной может быть отправлен домой, направлен в больницу или поликлинику по месту жительства для лечения. Ему выдается уведомление о не допуске к работе, в котором прописаны:

  • ФИО и должность;
  • информация о необходимости пройти периодический медосмотр;
  • дата, с которой работник будет отстранен;
  • возможность лишения зарплаты на период отстранения водителя от управления ТС, когда такое предвидится.

Также выдается справка, где указано время освобождения, причина отстранения, основание: состояние опьянения, болезнь, полученная травма или симптомы простудного (вирусного) заболевания. Пишется документ в свободном изложении или по форме.

Срок действия путевого листа

Путевой лист выдается не более, чем на 24 часа. Исключением может быть командировка водителя длительностью более суток. Но даже в этом случае сотрудник должен придерживаться нормативов рабочего времени и иметь возможность полноценно отдохнуть. Поэтому желательно указывать продолжительность смены. Инспекторы ГИБДД и контролирующие органы обращают внимание на фактический срок нахождения в рейсе.

Правила заполнения путевого листа

  1. Путевой лист заполняют на каждый автомобиль до начала движения (выезда из гаража).
  2. Если водитель уже оформленного ТС сменился, заполняется новая путевка.
  3. При проставлении даты и времени медосмотра штамп о допуске водителя не требуется, если бланк содержит специальную графу. Достаточно указать ФИО и подпись врача, можно в электронном виде.
  4. Контролер, проводящий предрейсовый техосмотр ТС на месте парковки, делает соответствующую запись в журнале учета. Время ТО должно отличаться от указанного при медосмотре, и времени в путевках других водителей, если они обслуживаются одним механиком.
  5. В п/л ставится штамп-допуск, заверенный подписью (фамилия + инициалы) медсотрудника.
  6. Путевые листы являются отчетными документами. Информация о них храниться владельцем ТС не менее пяти лет (в электронном формате — год).

Послерейсовый медосмотр

Водители, занимающиеся перевозкой пассажиров и опасных грузов, проходят дополнительные медосмотры. Их проверяют не только перед рейсами, но и после них. Процесс проведения послерейсового медосмотра не отличается от процедуры предрейсовой проверки здоровья.

Обязанность по проведению предрейсовых медицинских осмотров установлена Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно п. 1 ст. 20 этого документа компании, осуществляющие на территории России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей. Причем делать это должны медицинские работники.

Если компании занимаются перевозкой пассажиров или багажа по договору с третьими лицами (не для собственных нужд), то контроль должен быть не только предрейсовый, но и послерейсовый (п. 4 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Иногда организации, для которых перевозка не является видом коммерческой деятельности и которые используют автотранспорт только для передвижения своих сотрудников, пытаются доказать, что предрейсовые медосмотры они проводить не обязаны. Однако действующая судебная практика подтверждает необходимость таких осмотров для любых организаций, эксплуатирующих автотранспорт (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2010 по делу № А72-4961/2009, ФАС Уральского округа от 28.12.2011 № Ф09-8630/11).

В то же время существуют и противоположные решения, хотя и принятые в более ранний период. Например, ФАС Центрального округа в постановлении от 23.11.2009 по делу № А36-706/2009 указал, что действие ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» распространяется только на организации и водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов.

Возможно, наличие такой позиции судей поможет компании отстоять свои интересы, если она по каким-либо причинам не проводила предрейсовых осмотров. Однако руководствоваться данным решением и, основываясь на нем, не проводить осмотры вообще все же не стоит. Ведь их цель – определение противопоказаний к управлению автомобилем по состоянию здоровья, а также предупреждение дорожно-транспортных происшествий (ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»). Именно поэтому проводить осмотры необходимо всем, раз уж законодатель прямо не указал, что такая обязанность возлагается только на транспортные предприятия.

Кроме того, следует учитывать и требования ч. 3 ст. 213 ТК РФ, которая указывает, что выполнение работодателем требований нормативных актов о проведении обязательных медицинских осмотров отдельных категорий работников в течение рабочего дня является обязательным.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО КОНТРОЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ

По закону, все водители должны проходить медицинские осмотры как перед сменой, так и после нее. Это обязательно для таких категорий сотрудников как водители такси, перевозчики, занятые транспортировкой опасных грузов, лица, относящиеся к группе риска по здоровью. Кроме того, прохождение медицинского осмотра может стать обязательным условием для допуска к работе для определенных сотрудников, перечень которых утверждается руководством транспортной компании.

Обследование проводится для достижения следующих целей:

  • Уменьшение рисков, связанных с дорожными происшествиями.
  • Охрана здоровья и жизни всех участников дорожного движения.
  • Выявление нарушений, мешающих сотруднику приступить к выполнению своих обязанностей. К таким может относиться плохое самочувствие, сопутствующие заболевания, алкогольное или наркотическое опьянение.
Читайте также:  5 ключевых ошибок при досрочном погашении кредита и ипотеки

В кабинете предрейсового осмотра работает медицинский сотрудник, имеющий соответствующее разрешение на проведение освидетельствования. Он должен пройти профессиональное обучение в компании работодателя или на базе стороннего учебного центра. Его рабочее время исчисляется теми часами, которые он проводит за организацией медосмотра.

ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕТУ ПРЕДРЕЙСОВОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА ВОДИТЕЛЕЙ

При подготовке выбранного помещения необходимо учитывать, что лицензию и техническую документацию на оборудование в дальнейшем придется подтверждать. Поэтому все сведения о закупаемом оборудовании, материалах и прочем необходимо хранить, предоставляя во время проведения проверки объекта.

Сам стандарт оснащения кабинета предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров выглядит следующим образом:

  • Минимальные размеры помещения составляют 12 м2, его высота должна быть не менее 2,6 м, обязательно наличие лаборатории и санузла.
  • Присутствие комбинированного способа освещения: сочетание естественного солнечного света с искусственным, регламентированным правилами КЕО.
  • Наличие гладких стен и полов, которые будут легко отмываться.
  • Присутствие в комнате мебели в виде кушетки, столов, стульев, телефона, лампочек и т.д.

Нормативные требования СанПин добавляют к этому еще ряд положений, уточняющих правила оснащения кабинета предрейсового и послерейсового осмотра:

  • Необходимо использовать жалюзи, помогающие предотвратить проникновение яркого света в помещение.
  • Все поверхности в кабинете должны быть гладкими без выступов и шероховатостей. Это должно обеспечивать возможность быстрого проведения влажной уборки и дезинфекцию помещения.
  • Рекомендуется наличие отдельного входа с улицы, позволяющего быстро попасть в комнату ожидания.
  • Покрытие пола должно плотно состыковываться с основанием, стыки линолеума нужно сделать запаянными.
  • При установке раковин нужно использовать керамическую плитку, отличающуюся высокими влагостойкими свойствами.

ОБОРУДОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО КАБИНЕТА ДЛЯ ПРЕДРЕЙСОВОГО МЕДОСМОТРА

Оборудование кабинета для предрейсового медицинского осмотра водителей и требования к его использованию прописываются на законодательном уровне. Отсутствие необходимых медицинских изделий или их несоответствие регламентируемым стандартам приводят к отказу в получении лицензии.

При организации работы медицинского кабинета формируется перечень предметов, относящихся к повседневному использованию. В их число входит:

  • Психрометр — прибор, предназначенный для оценки уровня влажности в помещении.
  • Ультрафиолетовый облучатель.
  • Инвентарь для ежедневной уборки: ведра, тряпки, перчатки, швабры.
  • Сменные медицинские халаты.
  • Контейнер, содержащий пакеты для мундштуков из-под алкотестера.
  • Одноразовые мундштуки.
  • Раствор для дезинфекции для оборудования и проведения работ в помещении.
  • Контейнеры для складирования отходов.

Оснащение кабинета предрейсового осмотра водителей предполагает возможность проведения тестирования и исследования на месте без необходимости вывоза полученных образцов в другие лаборатории.

Основные требования к используемому оборудованию в медицинском кабинете предполагают приобретение следующих предметов:

  • Медицинской кушетки.
  • Рабочего стола и стульев к нему.
  • Настольного светильника.
  • Шкафа для размещения одежды.
  • Вешалок.
  • Напольного коврика.
  • Сейфа.
  • Стола, предназначенного для размещения медицинского оборудования.

Среди обязательных приборов можно выделить следующие устройства:

  • Тонометры.
  • Термометры
  • Фонендоскопы.
  • Алкотестеры.
  • Экспресс-тесты, проверяющие нахождение наркотических веществ в организме.
  • Медицинские шпатели.
  • Аптечка, содержащая медицинские препараты для оказания первой помощи.

Если медкабинет находится на территории компании, получившей лицензию как медицинское учреждение, ей необходимо иметь собственную лабораторию.

Для организации работы кабинета в рамках предприятия необходимо не просто подготовить кабинет, но и привлечь квалифицированных сотрудников, имеющих доступ к подобной работе. Для руководителя по медицинской части предъявляемые требования выглядят следующим образом:

  • Высшее образование по специальности «Лечебное дело».
  • Прохождение интернатуры.
  • Документы, подтверждающие повышение квалификации по специальности.
  • Свидетельство о повышении квалификации в рамках «Организации здравоохранения…».
  • Опыт работы от 5 лет.

Для осуществления работы медицинской сестры или фельдшера требуется удовлетворение следующих условий работы:

  • Среднее образование со специализацией «Сестринское дело» или наличие профильной квалификации.
  • Сертификат, подтверждающий повышение квалификации по специальности.
  • Удостоверение о прохождении профессионального обучения, связанного с вопросами организации предсменных и послесменных осмотров.

По окончанию осмотра выносится заключение. Если не выявлено никакой патологии, препятствующих работе, в путевой лист водителя ставится штамп, в котором отмечено, что «предрейсовый осмотр пройден, к работе допущен». Аналогичный штамм ставится и при прохождении послерейсовго осмотра. Штамп заверяется личной подписью медицинского работника. Результаты осмотров заносятся в специальный журнал.

В случае выявления в ходе осмотра какого-либо заболевания или состояния, препятствующего выполнению трудовых функций, водителю выдается справка соответствующего образца. С этой справкой он направляется в лечебное учреждение для решения вопроса о признании его нетрудоспособным. В справке указывается предварительный диагноз, объем оказанной помощи.

1.1. К работе в должности медсестры допускаются лица, имеющие специальное образование и соответствующее удостоверение, прошедшие медицинскую комиссию и инструктаж по охране труда на рабочем месте:
— вводный инструктаж;
— инструктаж по пожарной безопасности;
— обучение безопасным методам и приемам труда по 10-часовой программе;
— инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.
1.2. Медсестра должна:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
— соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
— использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам защиты.
1.3. Медсестра при выполнении работ должна:
— уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
— знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;
— выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения мастера или начальника цеха;
— во время работы быть внимательной, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
— содержать рабочее место в чистоте и порядке.
1.4. Медсестра должна знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.5. Медсестра должна быть обеспечена СИЗ в соответствии с Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.10.2008 N 541н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики»; выдаваемые работникам средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы и обеспечивать безопасность труда. Не допускается приобретение и выдача работникам средств индивидуальной защиты без сертификата соответствия.
Характеристика выданных СИЗ (номенклатура, срок выдачи и нормы соответствия) устанавливается из личных карточек работников, занятых на определенном рабочем месте.
Нормативные номенклатура и сроки выдачи СИЗ определяются согласно Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ.
1.6. При работе на медсестру возможно воздействие следующих опасных факторов:
— термические ожоги при неаккуратном использовании спиртовки;
— химические ожоги при попадании на кожу или глаза растворов кислот, щелочей;
— порезы рук.

Особенности проведения медосмотров

Регулярные медобследования помогают на ранних стадиях выявить серьезные хронические заболевания и расстройства, проблемы со здоровьем, которые сказываются на концентрации внимания, управлении ТС, что приводит к происшествиям. Это минимизирует количество ситуаций, когда сотрудник управляет ТС в состоянии опьянения после употребления спиртного или наркотиков, что часто становится причинами ДТП с пострадавшими и/или погибшими.

Сотрудники транспортных компаний и организаций должны проходить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Они могут быть организованы в клинике или с выездом медработника на предприятие.

  1. Предрейсовые медицинские осмотры водителей должны проходить все, кто работает на ИП или компании, оформленные в качестве юрлица, если у них в штатном расписании есть водители. Также это касается предпринимателей, которые сами являются водителями, осуществляют предпринимательскую деятельность, управляя ТС. Такие медобследования организуют перед выходом на линию. Их прохождение — ежедневная обязанность на всем протяжении работы в компании.
  2. Послерейсовые осмотры водителей должны устраиваться на протяжении всего периода работы водителя в компании, если в обязанности сотрудника входят пассажирские перевозки или транспортировка опасных грузов.

Порядок проведения медосмотра

Главная цель проведения предрейсового осмотра — оценить здоровье сотрудника, получить точное представление о его физическом и психологическом состоянии. Это гарантия безопасности при использовании автотранспорта, снижения числа аварийных дорожных ситуаций. Для этого медицинский работник совершает следующие действия:

  • проверяет, как зрачки реагируют на свет;
  • оценивает походку;
  • производит осмотр кожных покровов на предмет обнаружения расчесов или следов от уколов;
  • измеряет частоту пульса и давление;
  • отмечает, какой фон настроения преобладает (необходимо на ранних стадиях выявлять явные признаки тревожности, апатии, повышенной раздражительности, если то или иное состояние сильно проявляется, соответствующая информация вносится в журнал);
  • наблюдает, как разговаривает пациент, оценивает, насколько четкая и складная речь.

Кто должен проводить медосмотры?

Контроль за организацией предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей — обязанность руководства компании. Порядок их действий прописан в региональном руководстве, которое можно получить в местных учреждениях здравоохранения, при необходимости проконсультироваться в надзорных органах.

Юрлица и ИП практикуют зачисление в штат медработника. На эту должность можно взять не любого доктора, а только медика, успешно закончившего обучение по данному направлению. Он должен иметь специальное удостоверение, подтверждающее это. Дополнительно на предприятии требуется организовать медпункт, который будет соответствовать минимальным требованиям, которые указаны в ТК РФ и соответствующих регламентах.

Если работодатель решает не брать специалиста в штат, требуется оформление официального договора с медицинской организацией, которая возьмет на себя обязанности по предрейсовому и послерейсовому осмотру водителей. В такой ситуации медработник самостоятельно выезжает на предприятие, чтобы в установленное время провести обследование. Если нет возможности это организовать, сотрудники должны регулярно приезжать в клинику.

За качество проведения медосмотра отвечает врач, в случае обнаружения нарушений он будет нести дисциплинарную ответственность. Правила, по которым организовано проведение послерейсовых осмотров и предрейсовых проверок, определены в ФЗ №196 и приказе федерального минздрава №835н.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *