Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Техническая вода нужна ли лицензия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Исполнение государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов осуществляется на основании и в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371, в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2019 г. № 140, с учетом Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора 30 ноября 2020 г. № 471».
Когда нужна лицензия на эксплуатацию тепловых сетей
К теплосетям, для эксплуатации которых требуется лицензия, относятся ОПО I, II и III класса опасности, на которых используются трубопроводы пара и горячей воды:
- t рабочей среды не более 450ºС и внутренним диаметром не более 70 мм, при избыточном давлении более 8,0 МПа;
- t рабочей среды не менее 250ºС, но не более 450ºС и внутренним диаметром не более 100 мм, при избыточном давлении 0,07 – 1,6 МПа;
- t рабочей среды не менее 115ºС, но не более 450ºС и внутренним диаметром не более 100 мм, при избыточном давлении 1,6 – 8,0 МПа;
- t рабочей среды до 250ºС, внутренний диаметр которых не более 100 мм, при избыточном давлении 1,6 МПа;
Почему котельные являются опасными производственными объектами
Котельная и тепловые сети, это общее название объекта, который может являться или не являться опасным производственным объектом. Если котельная новая, только построенная, то на этапе проектирования определяется опасный объект данная котельная или нет. Если же объект официально эксплуатируется какое-то время, то понять по чему он является опасным производственным объектом, можно из сведений характеризующих ОПО.
Существует ряд факторов влияющих на необходимость получения лицензии на котельную. К ним относятся оборудование и вещества использующиеся или хранящиеся на территории котельной:
1. В котельной используется оборудование работающее под избыточным давлением 1,6 МПа и более или при температуре рабоче среды 250 ºС и более. За исключением оборудования указанного в пункте 4 ФНП «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» от 25.03.2014 г.
2. В котельной имеется запас резервного топлива, которое относится к горючим жидкостям в объеме 1000 и более тонн;
3. Котельная работает на природном газе (газовая котельная);
4. Котельная осуществляет теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей.
ВАЖНО: Если котельной присвоен 4 класс опасности, лицензию на котельную получать не нужно.
1.2.1. Правила обязательны для исполнения руководителями и специалистами, занятыми проектированием, изготовлением, монтажом, наладкой, ремонтом, техническим диагностированием (освидетельствованием) и эксплуатацией трубопроводов пара и горячей воды.
1.2.2. За выбор рациональной схемы трубопровода и его конструкции, правильность расчетов на прочность и на компенсацию тепловых удлинений, соответствие рабочих параметров установленным пределам применения выбранных материалов (труб, отливок, поковок и др.), размещение опор, выбор способа прокладки и системы дренажа, а также за проект в целом и соответствие его требованиям Правил отвечает организация, разработавшая проект трубопровода.
1.2.3. Руководители и специалисты организаций, занятые проектированием, конструированием, изготовлением, наладкой, техническим диагностированием (освидетельствованием) и эксплуатацией, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.1. Проекты трубопроводов и их элементов, а также проекты их монтажа и реконструкции должны выполняться специализированными организациями.
2.1.2. Расчеты трубопроводов на прочность с учетом всех нагружающих факторов (давление, вес, температурное расширение и т.п.) должны производиться по нормам, утвержденным в установленном порядке.
На основании данных расчетов специализированная организация устанавливает расчетный срок службы для трубопроводов всех категорий, а также расчетный ресурс для трубопроводов I и II категорий (при условии, что число их пусков из холодного состояния за расчетный срок службы не превысит 3000). Для всех остальных трубопроводов должно быть установлено расчетное число пусков из холодного состояния. Установленные расчетные характеристики должны быть внесены в паспорта трубопроводов (приложение 2).
2.1.3. Трубопроводы должны быть спроектированы так, чтобы имелась возможность выполнения всех видов контроля, требуемых Правилами.
2.1.4. Все изменения в проекте, необходимость в которых может возникнуть в процессе изготовления, монтажа, ремонта и эксплуатации трубопровода, должны быть согласованы со специализированной организацией — разработчиком проекта.
2.1.5. Соединение деталей и элементов трубопроводов должно производиться сваркой.
Применение фланцевых соединений может быть допущено только для присоединения трубопроводов к арматуре и деталям оборудования, имеющим фланцы.
Резьбовые соединения допускаются для присоединения чугунной арматуры на трубопроводах IV категории с условным проходом не более 100 мм.
2.1.6. Тройниковые соединения, изготовляемые из труб с продольным швом, допускается применять для трубопроводов III и IV категории; при этом должна быть выполнена проверка качества всех сварных соединений радиографией или ультразвуковым методом (УЗК).
2.1.7. Трубопроводы и несущие металлические конструкции должны иметь надежную защиту от коррозии.
2.1.8. Все элементы трубопроводов с температурой наружной поверхности стенки выше 55 °С, расположенные в доступных для обслуживающего персонала местах, должны быть покрыты тепловой изоляцией, температура наружной поверхности которой не должна превышать 55 °С.
На трубопроводах I категории в местах расположения сварных соединений и точек измерения ползучести металла должны быть установлены съемные участки изоляции.
2.1.9. Вварка штуцеров, дренажных труб, бобышек и других деталей в сварные швы, а также в колена трубопроводов I и II категории не допускается.
2.5.1. Каждый участок трубопровода между неподвижными опорами должен быть рассчитан на компенсацию тепловых удлинений, которая может осуществляться за счет самокомпенсации или путем установки компенсаторов. Применение чугунных сальниковых компенсаторов не разрешается.
2.5.2. На паропроводах с внутренним диаметром 150 мм и более и температурой пара 300 °С и выше должны быть установлены указатели перемещений для контроля за расширением паропроводов и наблюдения за правильностью работы опорно-подвесной системы. Места установки указателей и расчетные значения перемещений по ним должны быть указаны в проекте паропровода. К указателям перемещений должен быть свободный доступ. В необходимых случаях следует устраивать площадки и лестницы.
1.4.1. Трубопроводы и их элементы, а также полуфабрикаты для их изготовления, приобретаемые за границей, должны удовлетворять требованиям Правил.
1.4.2. Расчеты трубопроводов на прочность должны выполняться по нормам, утвержденным или согласованным с Госгортехнадзором России, за исключением случаев, для которых специализированной организацией будет подтверждено, что расчеты, выполненные по методике, принятой поставщиком, удовлетворяют требованиям указанных норм.
Соответствие материалов иностранных марок требованиям Правил или допустимость их применения в каждом конкретном случае должны быть подтверждены специализированной организацией. Копии указанных документов должны быть приложены к паспорту трубопровода.
1.4.3. Паспорт трубопровода должен быть составлен на русском языке по форме, приведенной в приложении 2.
2.1.1. Проекты трубопроводов и их элементов, а также проекты их монтажа и реконструкции должны выполняться специализированными организациями.
2.1.2. Расчеты трубопроводов на прочность с учетом всех нагружающих факторов (давление, вес, температурное расширение и т.п.) должны производиться по нормам, утвержденным в установленном порядке.
На основании данных расчетов специализированная организация устанавливает расчетный срок службы для трубопроводов всех категорий, а также расчетный ресурс для трубопроводов I и II категорий (при условии, что число их пусков из холодного состояния за расчетный срок службы не превысит 3000). Для всех остальных трубопроводов должно быть установлено расчетное число пусков из холодного состояния. Установленные расчетные характеристики должны быть внесены в паспорта трубопроводов (приложение 2).
2.1.3. Трубопроводы должны быть спроектированы так, чтобы имелась возможность выполнения всех видов контроля, требуемых Правилами.
2.1.4. Все изменения в проекте, необходимость в которых может возникнуть в процессе изготовления, монтажа, ремонта и эксплуатации трубопровода, должны быть согласованы со специализированной организацией — разработчиком проекта.
2.1.5. Соединение деталей и элементов трубопроводов должно производиться сваркой.
Применение фланцевых соединений может быть допущено только для присоединения трубопроводов к арматуре и деталям оборудования, имеющим фланцы.
Резьбовые соединения допускаются для присоединения чугунной арматуры на трубопроводах IV категории с условным проходом не более 100 мм.
2.1.6. Тройниковые соединения, изготовляемые из труб с продольным швом, допускается применять для трубопроводов III и IV категории; при этом должна быть выполнена проверка качества всех сварных соединений радиографией или ультразвуковым методом (УЗК).
2.1.7. Трубопроводы и несущие металлические конструкции должны иметь надежную защиту от коррозии.
2.1.8. Все элементы трубопроводов с температурой наружной поверхности стенки выше 55 °С, расположенные в доступных для обслуживающего персонала местах, должны быть покрыты тепловой изоляцией, температура наружной поверхности которой не должна превышать 55 °С.
На трубопроводах I категории в местах расположения сварных соединений и точек измерения ползучести металла должны быть установлены съемные участки изоляции.
2.1.9. Вварка штуцеров, дренажных труб, бобышек и других деталей в сварные швы, а также в колена трубопроводов I и II категории не допускается.
Какие котлы регистрируются в ростехнадзоре
Статья 22.1. Разрешение на допуск в эксплуатацию объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок
(введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 141-ФЗ)
2. Разрешение на допуск в эксплуатацию выдается:
1) в ходе подключения (технологического присоединения) объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки к системе теплоснабжения;
2) в случае ввода в эксплуатацию нового или реконструированного объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки, подключение (технологическое присоединение) которых к системе теплоснабжения не осуществляется.
3. На период проведения испытаний и наладки объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки выдается временное разрешение на допуск в эксплуатацию.
4. Подача тепловой энергии, теплоносителя на теплопотребляющую установку и выдача тепловой энергии, теплоносителя объектом теплоснабжения осуществляются после получения разрешения на допуск в эксплуатацию, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, в порядке, в случаях и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
5. Категории объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок, для которых требуется получение разрешения на допуск в эксплуатацию, определяются Правительством Российской Федерации.
6. Порядок, случаи и условия выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию определяются Правительством Российской Федерации. Выдача разрешения на допуск в эксплуатацию осуществляется без взимания платы.
7. Положения настоящей статьи распространяются на атомные электростанции с учетом особенностей их функционирования, установленных законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии.
Вопрос: Имеет ли право ответственный за осуществление производственного контроля после проведения технического освидетельствования оборудования, работающего под избыточным давлением, установить разрешённое давление, величина которого превышает паспортное значение, но меньше расчётного?
Ответ: В соответствии с п. 4 ТР ТС 032/2013, под рабочим давлением понимается максимальное избыточное давление, возникающее в оборудовании при нормальном протекании рабочего процесса.
Разрешённое давление – максимально допустимое избыточное давление для оборудования (элемента), установленное на основании оценки соответствия и (или) контрольного расчёта на прочность.
Согласно требованиям п. 415 ФНП ОРПД, расчёт на прочность оборудования, работающего под избыточным давлением, с оценкой остаточного ресурса и (или) остаточного срока службы проводится в рамках технического диагностирования.
Пунктом 365 ФНП ОРПД установлено, что техническое диагностирование оборудования, работающего под избыточным давлением, с применением методов неразрушающего контроля должно быть проведено в порядке, предусмотренном ФНП ОРПД, в случае если при освидетельствовании будут обнаружены дефекты, для установления их характера и размеров.
Учитывая изложенное сообщаем:
1. Установление разрешённого давления, отличного от указанного изготовителем в паспорте рабочего давления, возможно только на основании результатов технического диагностирования оборудования, работающего под избыточным давлением, в случае выявления при проведении технического освидетельствования дефектов.
2. Установление величины разрешённого давления, превышающей значение рабочего давления, указанного изготовителем в паспорте, фактически означает, что эксплуатирующая организация планирует использовать оборудование, работающее под избыточным давлением, в рабочем процессе, для которого оно не предназначено.
Таким образом, величина разрешённого давления, установленного по результатам технического освидетельствования, не может превышать рабочее давление, установленное изготовителем и указанное в паспорте оборудования, работающего под избыточным давлением.
Вопрос: При постановке на учёт трубопровода 2007 г. ввода в эксплуатацию возник вопрос необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) технического устройства до начала применения на ОПО в соответствии со ст. 7 ФЗ № 116 (ред. от 13.07.2015 г.). Но на момент ввода в эксплуатацию трубопровода в 2007 г. такая норма в законодательстве отсутствовала (Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ (ред. от 18.12.2006 г.). Трубопроводы, материалы и арматура, применённые при монтаже трубопровода, имели необходимые сертификаты и разрешения. Управление Ростехнадзора на данный трубопровод в 2007 г. на основании предоставленных документов выдало разрешение на допуск в эксплуатацию. В настоящий момент трубопровод не отработал 20 лет.
На основании вышеизложенного, прошу пояснить необходимость проведения ЭПБ техническому устройству – трубопроводу, введённому в эксплуатацию в 2007 г., если на момент ввода его в эксплуатацию требований о проведении экспертизы до начала применения на ОПО в законодательстве отсутствовали, ТР ТС 032/2013 вступил в силу с 01.02.2014 г. и с учётом ст. 4 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.), где сказано, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В ФЗ № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) положений об особенности его применения на отношения, возникшие до его вступления в силу, нет.
Ответ: Порядок учёта оборудования, работающего под избыточным давлением, используемого на ОПО, установлен п. 214 ФНП ОРПД.
В отношении оборудования, введённого в эксплуатацию до вступления в силу ФНП ОРПД и не подлежавшего ранее регистрации в органах Ростехнадзора, процедура учёта осуществляется территориальными органами Ростехнадзора в соответствии со сведениями, характеризующими ОПО, представленными эксплуатирующей организацией при регистрации ОПО в государственном реестре согласно требованиям приложения № 7 Регламента Ростехнадзора по регистрации ОПО.
В случае недостаточности имеющейся в территориальном органе Ростехнадзора информации Вам необходимо обеспечить её уточнение путём направления соответствующих писем.
При отсутствии в сведениях, характеризующих ОПО, информации об указанных в обращении трубопроводах Вам надлежит направить в территориальный орган Ростехнадзора, выдавший свидетельство о регистрации ОПО в государственном реестре, заявление о внесении изменений в сведения, характеризующие ОПО, в части дополнения информации об используемых в составе ОПО технических устройствах.
Одновременно сообщаем, что проведение экспертизы промышленной безопасности трубопровода, имеющего разрешение на ввод в эксплуатацию и не отработавшего расчётный срок службы, установленный изготовителем, не требуется.
Новые правила по котлонадзору: Экспертиза промышленной безопасности трубопроводов и теплосетей
Вопрос:
При постановке на учет трубопровода 2007 г. ввода в эксплуатацию возник вопрос необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) технического устройства до начала применения на опасном производственном объекте в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015).
Но на момент ввода в эксплуатацию трубопровода в 2007 году такая норма в законодательстве отсутствовала (Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 18.12.2006). Трубопроводы, материалы и арматура, примененные при монтаже трубопровода, имели необходимые сертификаты и разрешения. Управление Ростехнадзора на данный трубопровод в 2007 году на основании предоставленных документов выдало разрешение на допуск в эксплуатацию. В настоящий момент трубопровод не отработал 20 лет.
На основании вышеизложенного, прошу пояснить необходимость проведения ЭПБ техническому устройству – трубопроводу, введенному в эксплуатацию в 2007 году, если на момент ввода его в эксплуатацию требований о проведении экспертизы до начала применения на опасном производственном объекте в законодательстве отсутствовали, технический регламент Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013) вступил в силу с 01.02.2014 и с учетом ст. 4. Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) где сказано что, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) положений об особенности его применения на отношения, возникшие до его вступления в силу, нет.
В отношении оборудования, введенного в эксплуатацию до вступления в силу ФНП ОРПД [новый документ] и не подлежавшего ранее регистрации в органах Ростехнадзора, процедура учета осуществляется территориальными органами Ростехнадзора в соответствии со сведениями, характеризующими ОПО, представленными эксплуатирующей организацией при регистрации ОПО в государственном реестре согласно требованиям приложения № 7 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606, зарегистрированным Минюстом России 01.10.2007, рег. № 10224 [новый документ].
В случае недостаточности имеющейся в территориальном органе Ростехнадзора информации Вам необходимо обеспечить ее уточнение путем направления соответствующих писем.
При отсутствии в сведениях, характеризующих ОПО, информации об указанных в обращении трубопроводах Вам надлежит направить в территориальный орган Ростехнадзора, выдавший свидетельство о регистрации ОПО в государственном реестре, заявление о внесении изменений в сведения, характеризующие ОПО, в части дополнения информации об используемых в составе ОПО технических устройствах.
Одновременно сообщаем, что проведение экспертизы промышленной безопасности трубопровода, имеющего разрешение на ввод в эксплуатацию и не отработавшего расчетный срок службы, установленный изготовителем, не требуется.
Вопрос от 20.10.2016:
Проведение экспертизы промышленной безопасности трубопроводов, на которые не распространяются требования технических регламентов и федеральных норм и правил (ФНП)
Ответ Ростехнадзора: Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение, поступившее 20.09.2016 по информационным системам общего пользования, и сообщает следующее.
В случае, если на трубопровод пара и горячей воды не распространяется действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» ТР ТС 032/2013, а также Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденными приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 (далее — ФНП ОРПД) [новый документ] не установлены требования безопасности к объекту, связанные эксплуатацией указанного трубопровода (характеристики указанного трубопровода не являются основанием для распространения области ФНП ОРПД на объект), то до начала применения указанного трубопровода не требуется проведения оценки соответствия требованиям ТР ТС 032/2013 или проведения экспертизы промышленной безопасности.
Обращаем Ваше внимание на то, что возможна ситуация, в которой, согласно проекту, указанный трубопровод является частью трубопровода, на который распространяется требование ТР ТС 032/2013 и, соответственно, подлежащего оценке соответствия требованиям ТР ТС 032/2013. При проведении работ по подтверждению соответствия это должно учитываться и отражаться в документах.
Также, если в отношении технического устройства идентифицированы риски и опасности, меры к устранению которых предусмотрены иными техническими регламентами, то техническое устройство подлежит оценке соответствия требованиям таких технических регламентов.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 5 октября 2017 г. N 09-00-06/12099 О ТРЕБОВАНИЯХ К ТРУБОПРОВОДАМ
Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело обращение и сообщает.
В соответствии с пунктом 3 ФНП ОРПД трубопроводы являются одним из видов оборудования, работающего под избыточным давлением, относящегося согласно определениям статьи 1 ФЗ N 116 к понятию «технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, — машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта».
Аналогично указанному выше в Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (зарегистрирован Минюстом России 02.04.2003, рег. N 4358), приведено определение понятия «тепловая сеть», согласно которому тепловая сеть — совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии.
Пунктом 2 статьи 7 ФЗ N 116 установлена необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, до начала применения в случае, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству.
Одновременно сообщаем, что при проектировании участка трубопроводов тепловой сети вне зданий проектом прокладки в его составе могут быть предусмотрены несущие конструкции (опоры, фундаменты, эстакады и т.д.), которые воспринимают нагрузку от трубопровода, а также здания насосных и (или) тепловых пунктов, павильоны и иные сооружения для размещения арматуры, насосов, теплообменных аппаратов и иных видов машин и оборудования.
В отношении данных зданий (сооружений) статьей 13 ФЗ N 116 предусмотрена необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности, если они предназначены для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Пройти программу «Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются трубопроводы пара и горячей воды»
Обучение проходит в форме лекций с использованием нормативно-технической документации и компьютерных обучающих систем. Занятия проводят преподаватели УЦ «ЦОПО», а также специалисты других организаций с профильным образованием.
По окончании обучения слушатели должны знать:
- методы монтажа, регулировки, наладки и ремонта трубопроводов и оборудования тепловых сетей;
- постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные документы по вопросам выполняемой работы;
- правила охраны труда при эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей;
- правила передачи оборудования и трубопроводов на ремонт и приема после ремонта
- основы теплотехники и гидравлики.
Приказ Ростехнадзора от 02.03.2018 N 94
3.1. Подготовка трубопроводов к наружному осмотру выполняется предприятием-владельцем или организацией, эксплуатирующей тепловые сети.
3.2. Трубопроводы холодного водоснабжения и водоотведения могут подвергаться наружному осмотру, в том числе толщинометрии, без отключения.
3.3. Вскрытие непроходных каналов и бесканальной прокладки для наружного осмотра трубопроводов производится, в первую очередь, в местах, где присутствуют признаки опасности наружной коррозии трубопроводов, в соответствии с Типовой инструкцией по защите трубопроводов тепловых сетей от наружной коррозии РД 153-34.0-20.518-2003, утвержденной приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 ноября 2002 года N 284, и распоряжением Департамента энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности Министерства энергетики Российской Федерации от 5 февраля 2003 года N 5-р [9] (Москва, Издательство «Новости теплоснабжения», 2002).
Для тепловых сетей подземной прокладки, проложенных в каналах, признаками опасности наружной коррозии трубопроводов являются:
— наличие воды в канале или занос канала грунтом, когда вода или грунт достигают изоляционного слоя;
— увлажнение теплоизоляционной конструкции капельной влагой с перекрытия канала или влагой, стекающей по щитовой опоре;
— наличие на поверхности труб следов коррозии в виде язв или пятен с продуктами коррозии на отдельных участках поверхности металла труб.
Для подземных тепловых сетей канальной прокладки при наличии в канале воды или грунта, достигающих изоляционной конструкции, наличие опасного влияния постоянного или переменного блуждающего тока увеличивает скорость коррозии наружной поверхности труб.
Раскопки для осмотра трубопровода производятся, в первую очередь, в местах просадки почвы и (или) подтопления близлежащих строений.
—> Статья обновлена с учетом нового Приказа Ростехнадзора № 536.
В январе 2018 года Ростехнадзор напомнил организациям, которые эксплуатируют трубопроводы пара и горячей воды (в т.ч. тепловые пункты и тепловые сети), что их объекты относятся к категории ОПО и подлежат регистрации в госреестре.
Служба подготовила Письмо от 25.01.2018 № 09-03-06/582, которое:
- разослала руководителям компаний, эксплуатирующих такие объекты;
- включила в «Информационный бюллетень ФСЭТАН» (№1, 2018);
- опубликовала в журнале «Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве» (№3, 2018).
Ростехнадзор обеспокоен, потому что растет число аварий и инцидентов на объектах с трубопроводами, транспортирующими под давлением более 0,07 МПа пар и горячую воду с температурой более 115 С. Это касается и тепловых сетей (пунктов), предназначенных для теплоснабжения населения и социально значимых категорий потребителей.
При этом расследования причин аварий и инцидентов проводят неправильно – без привлечения Ростехнадзора, без Положения о расследовании инцидентов и т.д.
Письмо вышло давно. Но вопрос идентификации и регистрации тепловых сетей (пунктов) в качестве ОПО по-прежнему вызывает сложности у эксплуатирующих организаций. Наша статья поможет в нем разобраться.
Ростехнадзор в своем письме от 25.01.2018 № 09-03-06/582 ссылается на:
- ФЗ №116 о промышленной безопасности (Приложение №1 и т.д.);
- ФНП «Правила промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (утв. Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116);
и констатирует, что владельцы ОПО с трубопроводами пара и горячей воды (в т. ч. тепловых сетей и тепловых пунктов):
- неправильно толкуют законодательство;
- не относят свои объекты к ОПО (не идентифицируют согласно п. 2 Приложения №1 к ФЗ №116);
- не соблюдают требования статей 2, 7, 9, 12, 13 ФЗ №116 о промышленной безопасности.
Важно: с вступлением в силу Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» трубопроводы пара и горячей воды также остались поднадзорными.
1. При вводе объекта в эксплуатацию вместо требований промбезопасности (ст. 7 ФЗ №116, раздел IV ФНП по сосудам и т.д.) применяют требования энергетической безопасности:
- Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (нарушая п. 1.4 данного НПА, согласно которому эксплуатировать оборудование под давлением, к которому предъявляются требования промбезопасности, нужно по правилам промышленной безопасности).
- Порядок организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утв. Приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 № 212.
2. При авариях и инцидентах:
- Не соблюдают требования ст. 10 ФЗ №116 и Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов, утв. Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480.
- Неправильно идентифицируют происшествия, относя явные аварии и инциденты на ОПО к технологическим нарушениям (авариям) в области теплоэнергоснабжения.
- Не расследуют или неправильно расследуют причины аварий на ОПО, подменяя процедуру расследованием причин аварий в электроэнергетике либо причин аварийной ситуации при теплоснабжении.
- Не допустимо используют при расследовании аварий и инцидентов Правила расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.10.2015 № 1114 (нарушая п.п. «б» п. 1 этого документа, согласно которому нельзя применять Правила в отношении аварий и инцидентов, которые регулируются законодательством в области промбезопасности).
- Не допустимо используют при расследовании аварий и инцидентов Правила расследования причин аварий в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2009 № 846 (нарушая п. 1 и п. 5 указанных Правил).
- Не информируют Ростехнадзор об аварии на ОПО, не привлекают ведомство к расследованию ее причин, нарушая закон и не заботясь о правах потерпевших (если объект не ОПО, то нет страховых выплат по ОСОПО согласно ФЗ №225).
Ростехнадзор приводит и другие аргументы, призывая владельцев тепловых пунктов/сетей соблюдать требования промышленной безопасности и регистрировать свои объекты в реестре ОПО.
В состав тепловых пунктов и тепловых сетей могут входить:
- трубопроводы пара и горячей воды, работающие под давлением более 0,07 мегапаскаля и при температуре нагрева рабочей среды более 115 градусов Цельсия;
- иное оборудование (сосуды), работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (теплообменники и т.д.).
Согласно п. 2 Приложения № 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», к категории ОПО относятся объекты, на которых:
«2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:
а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
Обратимся к ФНП « Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением » ( утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 ).
Согласно п. 3 ФНП по сосудам, учету в органах Ростехнадзора подлежат:
1. Трубопроводы пара и горячей воды, за исключением ( см. п.п. «и», «к», «м» п. 223 ФНП по сосудам ) :
- трубопроводы пара и горячей воды эксплуатационной категории Iэ с внутренним диаметром 70 мм и менее;
- трубопроводы пара и горячей воды эксплуатационных категорий IIэ, IIIэ, IVэ с внутренним диаметром 100 мм и менее;
- участки трубопроводов, временно смонтированные на основании: — проектной документации ОПО для обеспечения предпусковой продувки новых систем трубопроводов и иного оборудования ТЭС после монтажа;
— документации на ремонт в соответствии с пунктом настоящих ФНП для обеспечения бесперебойной подачи теплоносителя в обход отключенного на период ремонта или реконструкции участка в составе находящегося в эксплуатации трубопровода. Устройство и расположение таких трубопроводов должно отвечать разработанной на них проектной (конструкторской) документации с учетом требований настоящих ФНП, а эксплуатация осуществляется в соответствии с пунктом 218 ФНП.
2. Сосуды, работающие под избыточным давлением пара, газов, жидкостей, за исключением (см. п.п. «а» п. 223 ФНП по сосудам):
- сосуды, работающие со средой 1-й группы (согласно ТР ТС 032/2013) при температуре стенки не более 200 °C, у которых произведение значений рабочего давления (МПа) и вместимости (м3) не превышает 0,05, а также сосуды, работающие со средой 2-й группы (согласно ТР ТС 032/2013) при указанной выше температуре, у которых произведение значений рабочего давления (МПа) и вместимости (м3) не превышает 1,0.
Объекты, на которых используют оборудование под давлением, подлежащее учету в органах Ростехнадзора, подлежат регистрации в госреестре ОПО (см. п. 227 ФНП по сосудам).
Таким образом, тепловые сети и тепловые пункты, на которых есть:
- трубопроводы с внутренним диаметром более 100 мм, транспортирующие воду (пар) под давлением более 0,07 мегапаскаля и при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия (подробнее о параметрах давления и температуры см. выше);
- участки трубопроводов пара и горячей воды с внутренним диаметром более 100 мм (даже если есть участки с меньшим диаметром);
- иное оборудование под давлением, подлежащее учету в органах Ростехнадзора;
являются ОПО и попадают под действие законодательства о промышленной безопасности (ФЗ №116, ФНП по сосудам и т.д.).
Какие документы потребуются для обращения к госорганам
Лицензия на холодное водоснабжение, водопользование оформляется после подачи обширного пакета документов, куда входит:
- договор водопользования, заключенный с собственником скважины;
- заполненное заявление унифицированного образца;
- учредительная документация (устав предприятия, свидетельства о постановке на учет в налоговых органах);
- бумаги, подтверждающие полномочия генерального директора;
- заключение Роспотребнадзора о том, что компания соблюдает санитарно-эпидемиологические нормы;
- заключение геологического надзора;
- расчет лимитов добычи воды;
- генеральный план будущей застройки.
Точный перечень предоставляемых документов зависит от специфики конкретной ситуации. Чтобы не тратить время и денежные средства впустую, обратитесь к нам за консультацией. Мы имеем богатый опыт решения практических задач разной сложности, поэтому поможем собрать все необходимое для скорейшего оформления разрешения.
О правилах подачи и отведения воды
В статье 7 ФЗ РФ о водоснабжении, определены общие правила, по которым и должно осуществляться снабжение водой. Во главе любых отношений стоит договор о соответствующем предоставлении услуг, и в настоящей статье закона чётко прописано, с кем его следует заключать.
Обратите внимание! Для централизованного подключения к системе, подающей холодную воду, абонент, в ведении которого есть капитальные объекты, заключает договор с организацией, которую настоящий закон определяет, как гарантирующую. В городах и поселениях, местные органы самоуправления наделяют данным статусом такое снабжающее предприятие, к сетям которого присоединено больше всего абонентов.
- Что касается горячей воды, подаваемой из закрытых систем, то абоненты, имеющие на балансе капитальные объекты, заключают договоры непосредственно с эксплуатирующими их предприятиями.
- Для получения горячей воды из открытой системы, абонент заключает договор уже с организацией, осуществляющей теплоснабжение. Этот документ регламентируется ФЗ-190.
- Когда абонент подключен к централизованной системе, договор на отведение воды так же заключается с гарантирующей организацией.
- Если же подсоединение к центральному водоснабжению есть, а к системе водоотведения нет, то договор может быть заключен и с предприятием, осуществляющим вывоз ЖБО (жидких отходов).
Что является результатом проведения экспертизы ПБ?
Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является:
- заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы.
- заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления;
- заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.
Рассмотрим процесс получения лицензии на добычу подземных вод
- Получение лицензии на геологическое изучение подземных вод. Документ, который даёт право на поиски и оценку запасов подземных вод. Первый этап работы после принятия решения о водоснабжении предприятия за счёт подземных вод из скважины. Документ выдаёт Департамент по недропользованию субъекта РФ.
- Разработка и согласование проекта геологического изучения участка недр. Проект необходим для геологического изучения подземных вод. Согласовывается в территориальном органе Роснедра.
- Разработка и согласование проекта ЗСО. Проект устанавливает границы территории с особым режимом пользования. Соблюдения границ обеспечивает защиту качества подземных вод скважины. Согласовывается в Роспотребнадзоре.
- Разработка оценки запасов подземных вод/подача подсчёта на государственную экспертизу. Документ, который позволяет оценить эффективность работы скважины при определенном режиме и сроке её эксплуатации с учетом качества воды. Отчёт предоставляется в территориальный геологический фонд и Росгеофонд.
- Получение лицензии на подземные воды. Документ позволит получить законное право на добычу подземных вод. Выдаётся Департаментом по недропользованию субъекта РФ.
- Разработка технического проекта разработки месторождения подземных вод. Технический проект на эксплуатацию (разработку) месторождения подземных вод содержит структуру и технологическую схему разработки месторождения подземной воды.Технологическая схема является проектным документом, обеспечивающим использование подземных вод для технических целей, охрану недр, окружающей среды и безопасное ведение работ. Согласовывается с территориальным органом Роснедра.