Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Попал в ДТП без страховки и я виноват». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Что делать, если у вас отсутствует страховка ОСАГО. Возможно решение проблемы по соглашению двух сторон, без дальнейшего судебного разбирательства. Такое может произойти, если ущерб, нанесенный автомобилю минимальный, скрытых повреждений повпопоППОеждений быть не может, пострадавшие могут самостоятельно определить стоимость проведения ремонта, оба приходят к соглашению, что им проще сразу, мирно договориться и разойтись.
Фиксируют ли камеры автофиксации вождение без ОСАГО?
Пока ещё нет. Если быть точнее, то фиксируют, но очень редко, в редких экспериментальных местах, а штрафы с таких камер водителям до сих пор (актуально на январь 2023 года) не приходят.
Вот только уже в скором времени всё может измениться. Да, вот уже почти 5 лет Российский союз автостраховщиков кормит нас обещаниями о том, что вот-вот технически будет реализована система, способная по камерам штрафовать водителей, передвигающихся без полиса на автомобиль. Вот только воз и ныне там!
Тем временем, РСА снова пообещали, что уже в первые месяцы 2023 года камеры заработают на проверку наличия на машину действующей страховки, и автовладельцам начнут приходить штрафы за езду без ОСАГО. И в этот раз есть одно уточнение – штраф с камеры будет приходить владельцу машины не чаще чем раз в сутки.
Насколько в этот раз данные слова соответствуют действительности, покажет время. Но прибавим к этому повышение штрафа хотя бы до 3 000 рублей, и на работу/с работы, например, без страховки уже не поездить!
Чем грозит, если я попаду в ДТП без страховки?
Может случиться то, о чём иногда говорят: «Кроилово ведёт к подпадалову». Говорят сторонники той же ситуации, кто считает, что экономить на страховке – то же самое, что экономить на тормозах. И доля правды в этом есть. Однако, с текущей ситуацией, когда ОСАГО выплачивает не всю сумму, когда нас постоянно пытаются обмануть и занизить стоимость ущерба, когда при этом полис дорожает из года в год, доля правды есть и в обратной ситуации.
При ДТП на автомобиле, ответственность водителя которого не застрахована, вы либо получите возмещение, либо нет. Всё будет зависеть от виновности. И здесь главное – это понимать, что ОСАГО – это страхование не имущества, а гражданской ответственности при управлении транспортным средством. То есть, отказываясь покупать полис, вы отказываетесь не от страхования собственного авто, а от страхования ответственности при виновности в аварии.
Обязательно ли делать экспертизу?
Да эта процедура обязательна, если конечно вы хотите взыскать деньги на ремонт!
Видите ли, размер причиненного ущерба необходимо подтвердить, на глаз его сложно определить, так как у вас нет знаний, да и эксперты не могут определить размер ущерба на глаз, так как это не реально. Это первый момент, а второй момент, это то, что если виновник ДТП отказывается вам возмещать ущерб, то вы должны обратиться в суд, а суд обязательно запросит документальное подтверждение размера ущерба, а такое подтверждение может сделать только эксперт и отразить свое заключение в отчете, как раз по отчету судья и будет видеть, сколько он должен будет взыскать с причинителя вреда. А если у вас не будет экспертизы, то суд вам просто откажет и все же отправит вас делать экспертизу. Как видите без нее никуда.
Снимают ли государственные регистрационные знаки, если нет ОСАГО, в 2023 году?
До 15-го ноября 2014-го года применялась такая мера административного воздействия, как запрещение эксплуатации автомототранспортного средства за отсутствие ОСАГО.
Оно заключалось в снятии ГРЗ (государственных номерных знаков) должностным работником ГИБДД (п. 144 Приказа МВД РФ № 185 от 2-го марта 2009-го года, ныне утратил свою законную силу). Изъятые знаки хранились в территориальном подразделении ГИБДД.
В течение 1 суток на машине без номеров можно было доехать до места устранения причины запрета эксплуатации (например, до офиса страховщика с целью оформления полиса ОСАГО). По истечении 1 суток движение машины без ГРЗ возможно было только при помощи другого ТС (например, эвакуатора).
В 2023-м году за отсутствие страховки, а также за иные нарушения в области автодорожного движения, снятие номеров не производится.
Попал в дтп виновник без страховки что делать?
С полисом ОСАГО у водителя появляется уверенность, что, если случайно произойдет ДТП, его ответственность застрахована, и страховая компания поможет покрыть возникшие расходы. Но как быть, если попал в ДТП без страховки я виноват какие последствия?
Согласно данным статистики, в нашей стране довольно часто водители без страхового полиса попадают в ДТП. При этом страдает не только инициатор аварии, не имеющий страхового полиса, но и потерпевший в результате его неправильных действий гражданин. Обычно при таком раскладе второму участнику ДТП довольно трудно становится получить полагающуюся страховку. Как же быть при этом? В этом случае остается только взыскание причиненного вреда с помощью суда непосредственно с виноватого в аварии человека. Для таких целей можно воспользоваться не только судебным порядком, но и мирным путем. Тем не менее, какой бы из предложенных способов взыскания ущербы вы не выбрали, вначале стоит найти подтверждения вашего ущерба с оцениванием его размера.
Как поступить в такой ситуации
Как правило, выход в такой ситуации может быть только один – необходимо добровольно возместить пострадавший стороне все причинённые убытки, а именно: взять на себя расходы по восстановлению транспортного средства.
Существует два варианта решения вопроса:
- решить вопрос на месте;
- оформить аварию в соответствии с установленным порядком привлекая сотрудников Госавтоинспекции;
- решение вопроса без привлечения сотрудников Госавтоинспекции.
Избежать вызова сотрудников Госавтоинспекции возможно лишь в определённых случаях:
- в результате аварии причинён незначительный ущерб автомобилям;
- в результате аварии нет пострадавших лиц;
- стороны договорились о сумме и порядке возмещения причинённого ущерба.
Если водитель попал в аварию, и при этом признает вину, проще всего будет договориться с пострадавший стороной. Важным моментом будет является согласие пострадавшего не привлекать сотрудников Госавтоинспекции.
Если стороны согласны решить вопрос, не оформляя аварию в установленном порядке, необходимо произвести следующие действия:
- сделать фото и видео места аварии, повреждённых автомобилей, места удара, а также необходимо отогнать машину с дороги;
- рассмотреть место повреждения, оценить причиненный ущерб;
- если есть подозрение на скрытые повреждения, можно провести диагностику автомобиля чтобы более точно оценить ущерб;
- договориться с пострадавший стороной о сумме компенсации;
- выплатить пострадавший стороне суммы причинённого ущерба и получить расписку.
Защита интересов виновника ДТП без ОСАГО в суде
Судебная практика по таким делам складывается не в пользу виновных в авариях водителей. Вместе с тем, они имеют равные с потерпевшими права в части соблюдения их финансовых интересов. Защита юристами компании «Инвест Консалтинг» в подобных случаях строится так, чтобы прийти к справедливому для всех сторон разрешению конфликта.
Итак, если у вас возникает вопрос: «Я виновник ДТП, у меня нет ОСАГО, что делать?», необходимо предпринять следующее:
- организовать независимую оценку ущерба с целью проверки обоснованности финансовых претензий истца;
- проверить обоснованность дополнительных расходов, возникших в результате ДТП (эвакуация авто, его хранение на платной стоянке и пр.);
- проконтролировать соблюдение процессуальных норм.
Начиная с 2015 года суды при рассмотрении таких исков руководствовались обзором судебной практики, предписывающим при расчете компенсации использовать Единую методику ЦБ РФ. При этом учитывался износ деталей, для их стоимости вводились понижающие коэффициенты. В результате суммы выплат оказывались меньше реальных затрат на ремонт авто, что было выгодно виновникам ДТП и невыгодно потерпевшим. В 2017-м году ситуация изменилась. Постановление Конституционного Суда РФ установило следующее:
- при рассмотрении исков потерпевший имеет право на возмещение возникшего ущерба в полном объеме. Это значит, что сумма претензий может включать в себя все затраты, связанные с восстановительным ремонтом;
- в случаях, когда при установке новых комплектующих при ремонте стоимость поврежденного в ДТП авто возрастает по сравнению с исходной, это не влияет на размер претензии, не уменьшает его;
- согласно Гражданскому кодексу РФ обязанность компенсировать возникший убыток полностью ложится на того, кто виноват в его причинении.
Договоренность на месте
При небольшом убытке это решение устроит обе стороны. Большинство водителей, экономящих на приобретении ОСАГО вопреки действующему законодательству, ездят аккуратно и редко провоцируют крупные аварии. Возмещение они готовы выплачивать сразу, договорившись о сумме на месте.
При этом владелец поврежденного авто доволен экономией времени и отсутствием необходимости оформлять убыток, а нарушитель обходится без вмешательства сотрудников ГИБДД и штрафа за езду без страховки.
Бывает, что виновник готов заплатить требуемую сумму, но просит отсрочку.
Владельцу поврежденного автомобиля лучше заручиться максимальным количеством доказательств вины другого участника столкновения:
- зафиксировать повреждения на фото/видео,
- взять расписку или сделать видеозапись с согласием данного водителя оплатить конкретную сумму,
- зафиксировать его контактные данные и, желательно, записать номер паспорта, иного документа.
Все это пригодится пострадавшему на будущее. Нередки случаи, когда человек отказывается платить и привлекает к делу опытных юристов для доказательства своей невиновности. Тогда все видео- и фотоматериалы могут стать весомыми уликами для суда.
Пострадавший может взять залог, который он обязан вернуть после оплаты причиненного убытка. Это может быть любая ценная вещь, передача которой непременно должна быть отражена в расписке. Паспорт или другой документ залогом быть не могут, это запрещено законом.
Вс обязал страховщика компенсировать ущерб по осаго водителю без полиса
Если пострадавший в аварии не застрахован по ОСАГО — это не повод отказывать ему в возмещении ущерба. В законе такого повода для отказа не предусмотрено. Казалось бы, истина очевидна. Но, как выяснилось, не для всех. Верховному суду пришлось восстанавливать справедливость, потому что суды нижестоящие придумали весьма странное основание для того, чтобы страховщик не возмещал ущерб.
Дело оказалось непростое. Незастрахованными по ОСАГО оказались оба участника аварии. Но полис на автомобиль виновника был. Правда, за рулем оказался водитель, в него не вписанный.
Авария произошла в марте 2019 года. В автомобиль некоего Салихова врезалась машина, которой управлял некто Балаов. Машина виновника была застрахована по ОСАГО, поэтому Салихов обратился за выплатой к страховщику виновника.
По идее, он должен был обращаться за прямым возмещением ущерба к своему страховщику. Но так как его ответственность не была застрахована, он подал заявление в страховую компанию виновника. И это вполне законно.
Страховщик признал случай страховым и даже выплатил Салихову чуть больше 100 тысяч рублей. Но пострадавший посчитал, что это явно заниженная сумма. Он провел независимую оценку ущерба, которая насчитала более 400 тысяч даже с учетом износа, и обратился к страховщику с требованием доплаты. Страховщик проигнорировал его обращение.
Тогда пострадавший пошел к финансовому омбудсмену, который не принял его обращение. Салихов подал заявление в суд, и Суд первой инстанции частично удовлетворил требования пострадавшего.
Он справедливо указал: страховщик признал факт наступления страхового случая, но возмещения ущерба в полном объеме в установленные сроки не произвел.
Суд обязал страховщика заплатить спорную часть суммы — 230 тысяч рублей, а также неустойку в размере 170 тысяч и штраф в размере 130 тысяч рублей. А также оплатить независимую экспертизу и почтовые расходы.
Но страховщик подал апелляцию. И апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, указав, что Балаов не был вписан в полис, оформленный на машину, причинившую ущерб. А сам Салихов «не указан ни в страховом полисе, ни в материалах о ДТП», да и полис на его имя на поврежденный автомобиль не выдавался.
Обрадованный страховщик тут же заявил, что выплаты истцу произведены отделом убытков ошибочно, в связи с чем будет заявлен иск о взыскании с него выплаченных сумм. Кассационный суд почему-то поддержал это решение.
Однако Верховный суд пришел к другим выводам. Он указал, что по закону об ОСАГО потерпевший, не застраховавший свою гражданскую ответственность, вправе направить страховщику, застраховавшему ответственность причинителя вреда, заявление о страховом возмещении в связи с нанесением ущерба его имуществу.
При этом оснований для освобождения страховщика от выплаты из-за незастрахованной ответственности потерпевшего не имеется. Доводы суда апелляционной инстанции о том, что Истец не включен в страховой полис причинителя вреда, какого-либо значения не имеют, поскольку это законом об ОСАГО не предусмотрено.
- Оснований для освобождения страховщика от выплаты ущерба из-за того, что потерпевший не застраховал свою ответственность, не имеется
- Довод о том, что водитель Балаов не включен в полис страхования в качестве лица, допущенного к управлению автомобилем, также не основание для отказа в выплате.
- В силу прямой нормы закона об ОСАГО страховщик имеет право регресса к водителю, не включенному в число допущенных к управлению по договору ОСАГО, однако не освобождается от выплаты страхового возмещения потерпевшему, подчеркнул Верховный суд.
Он также напомнил: судом первой инстанции установлено, что гражданская ответственность виновника ДТП застрахована. Этот факт был признан и страховой компанией, частично выплатившей страховое возмещение.
Поэтому ВС отменил решения судов апелляционной и кассационной инстанций и направил дело на новое рассмотрение в кассационный суд.
Нужна ли независимая экспертиза ущерба автомобиля
Когда водитель автомобиля садится за руль, не застраховав свою ответственность, а потом попадает в аварию, то получает горький опыт, который должен научить его на будущее.
Обращение к независимому эксперту после ДТП – это тоже своего рода защита от недобросовестных страховщиков и работников автосервиса.
Сумму ущерба, полученного в результате аварии необходимо выяснять не только из заключений предъявленных страховщиком. Практически в 100% случаев, независимый эксперт дает оценку, которая резко и более выгодно отличается от той, что дала страховая компания.
Независимую экспертизу следует делать всегда. Это единственный шанс на справедливость. Не жалейте денег, они во многих случаях окупятся.
Кроме того, нужно позаботиться и о справке из автосервиса с указанием стоимости произведенных восстановительных работ. Этот документ тоже никогда не окажется лишним.
Исполнительное производство в отношении виновника ДТП, у которого нет страховки
Есть вероятность, что у водителя без ОСАГО может не оказаться суммы, достаточной для погашения долга по исполнительному листу. Однако безработица, отсутствие дохода от ответственности за совершенное дорожное происшествие не освобождают, а грозят только накручиванием пени в случае неуплаты. Розыск имущества и отслеживание поступающих должникам денежных сумм – работа приставов.
Судебные приставы – исполнители имеют право как реализовать имеющуюся собственность, так и, при наличии дохода, удерживать из него в случае повреждения только имущества до 50%, а при причинению вреда здоровью – до 70 %. Но рабочая нагрузка на ФССП такова, что не до каждого исполнительного производства доходят руки, и тогда процесс возврата стоимости ремонта может затянуться надолго.
Почему ОСАГО должно быть у всех
Обязательное страхование автомобильной гражданской ответственности – точно не самое худшее, что есть в России. За относительно небольшую сумму (в среднем 3-5 тысяч рублей) водитель получает гарантию того, что не лишится всего сразу, просто по неосторожности попав в аварию. Конечно, ОСАГО покрывает только ущерб имуществу и здоровью в сумме до 400 и 500 тысяч рублей соответственно, но главное – даже попав в аварию исключительно по собственной вине, ответственность водителя будет застрахована.
Кроме того, ОСАГО – это самый зарегулированный со стороны государства вид страхования. То есть, страховая компания не может отказать оформить полис, он не может быть дороже определенной цены, ущерб по нему рассчитывается и выплачивается по определенным правилам, и т.д. По сути, даже название страховой компании не играет никакой роли – любой страховщик будет обязан компенсировать ущерб, который нанес застрахованный водитель имуществу или здоровью третьих лиц.
Однако полная защита интересов всех водителей может быть достигнута только в одном случае – когда полис ОСАГО есть у всех. Это как с коронавирусом и масками – носить ее нужно, чтобы защитить других от своей возможной инфекцией. Так и с ОСАГО, его покупают, чтобы в случае ДТП страховая оплатила ремонт тому, кто пострадает в аварии по вине другого водителя.
Направление претензии страховой
Если страховая компания начинает уклоняться от выплаты ущерба, используя различные хитрости, то следует писать претензию.
Кстати говоря, на вооружении таких организаций есть много способов, которые они с успехом применяют, надеясь на то, что потерпевший совершенно ничего не понимает в юриспруденции.
Среди таких способов отметим следующие:
- не принимают документы, в надежде на истечение срока давности обращения;
- затягивание сроков рассмотрения всех обстоятельств имеющих отношение к аварии;
- существенное занижение суммы ущерба;
- отказ в выплате по ОСАГО по различным причинам.
Эти нюансы встречаются не только при отсутствии полиса ОСАГО у потерпевшего, они преследуют и тех, кто своевременно застраховался.
Ну а в этом случае, эту трату нервов следует считать ответом на вопрос, который часто звучит так: «Если машина без страховки попала в ДТП, каковы последствия?». К сожалению, без лишних проблем обойтись не удастся, если конечно не обратиться в юридическую фирму.
Вообще, с 2014 года претензионный порядок разрешения споров по ОСАГО обязателен. И лишь грамотный юрист составит претензию так, что ответчика не останется шансов на хитрости.
Если у виновника ДТП нет страховки, не следует думать, что не можете рассчитывать на возмещение материального вреда. Вы вправе требовать полную компенсацию ущерба, которую обязано возместить виновное лицо.
При этом не нужно сразу бежать в суд, а попытаться урегулировать конфликт путем переговоров. Вполне возможно, что при незначительном ущербе, участник аварии согласен рассчитаться мирным путем.
Лишь при невозможности придти к соглашению стоит привлечь к разбирательству судебную инстанцию. При этом вы сможете требовать компенсацию не только имущественного вреда, но и всех понесенных расходов, связанных с этим делом.
Группа депутатов внесли в Госдуму законопроект, позволяющий в случае ДТП с виновником, не имеющим полиса ОСАГО, выплачивать страховое возмещение компании, с которой заключил договор пострадавший. Впоследствии страховая компания могла бы взыскать эту сумму с виновного лица через суд. Документ еще не утвержден, но его принятие существенно бы облегчило взыскание сумм с виновника аварии.