Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт автомобиля по ОСАГО в 2023 году: процедура, сроки и нюансы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя. Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана.
Итак, в целом вся процедура возмещения ущерба состоит из следующих этапов:
- Вы собираете документы для возмещения ущерба от страховой по ОСАГО,
- обращаетесь с ними и с заявлением в страховую компанию,
- страховая по ОСАГО решает, выплатить компенсацию Вам деньгами или выдать направление на ремонт,
- выдаёт направление, с которым Вы обращаетесь за восстановлением машины в заранее утверждённый СТОА, в выборе которого Вы должны договориться со страховщиком,
- Вам ремонтируют автомобиль, Вы его забираете или оспариваете качество ремонта и далее Вам бесплатно переделывают работы либо мотивированно отказывают в этом.
Что будет за нарушение срока ремонта?
Аналогичная неустойка, как и в случае просрочки выдачи направления в СТОА. Но размер её, увы в 2 раза ниже – 0,5% за каждый день просрочки.
Требование о возмещении за просрочку по ремонту также нужно подать отдельно – автоматически Вам её никто не начислит. Претензия подаётся в страховую, но ни в коем случае не в сервис, так как возмещение осуществляет именно страховщик.
Кстати, неустойка за пропуск обоих сроков не может быть в сумме больше суммы страхового возмещения. То есть если сумму ущерба Вам насчитали в 200 000 рублей, то даже если просрочка составила более 100 дней, то максимальная сумма по неустойке, на которую Вы можете рассчитывать – ещё 200 000 рублей сверху. Но по судебной практике, к сожалению, и эта сумма чаще всего снижается судьями до так называемой «адекватной» на основании статьи 999 Гражданского кодекса, согласно которой судья может просто посчитать, что Вы необоснованно хотите обогатиться, и такой неустойки для Вас слишком много.
Но в случае, если дело дойдёт до суда, Вам положены и дополнительные «бонусы» от страховой. Речь идёт о штрафе в Вашу пользу за нарушение сроков или отказ в возмещении. Штраф этот достаточно большой в ряде случаев и он составляет 50% от суммы невыплаченного ущерба (если Вам вообще не отремонтировали машину или не выплатили – незаконно отказали прямо либо до даты подачи в суд не перечислили ни копейки), неустойки и дополнительных расходов (на почтовые отправления, услуги юриста, проведение независимой экспертизы и другие).
Плюсом для Вас является и то, что Вы можете найти для суда юриста – дёшево и достаточно легко. Большинство автоюристов имеют практический опыт и знают законодательство об ОСАГО, так как это очень распространённый спор в судах. А, благодаря высокой конкуренции, их услуги не будут стоить дорого. Кроме того, в случае выигрыша суда Вам обязаны возместить затраты на юриста, равно как и все остальные.
Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО?
Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2023 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.
В этом случае, чтобы сэкономить, можно отказаться от тюнинга и довольствоваться стандартными опциями. Второй вариант – обсудить со страховщиком возможность установления запчастей, бывших в употреблении. Это снизит общую стоимость работ, и доплату делать не придется. Третий вариант – взыскать стоимость ремонта, превышающую выплату по полису обязательного страхования, с виновника ДТП в судебном порядке. Такую возможность автовладельцам предоставил Конституционный суд.
Автомастерская, в которой будет ремонтироваться пострадавшее транспортное средство, должна входить в список разрешенных СТО, который есть у страховой компании, осуществляющей возмещение. По каждому отдельному случаю принимается индивидуальное решение, так как необходимо учитывать ряд факторов, оговоренных законодательством.
Одним из них является ограничение, что по закону техсервис, в который будет направлено пострадавшее транспортное средство, должен находиться не более, чем в 50 километрах от места ДТП или адреса проживания стороны, пострадавшей в ДТП. Однако есть некоторые нюансы, которыми можно корректировать строгость правил. Например, если страховщик берет на себя расходы по доставке автомобиля эвакуатором до автосервиса и обратно, то выбор мастерской не ограничивается километражем.
Такой вариант страховая организация чаще всего выбирает, если ДТП произошло далеко от дома пострадавшего, например, на междугородней трассе. При таком стечении обстоятельств, вероятнее всего, автомобиль будет отремонтирован на СТО, ближайшем к месту аварии, даже если его дальность превысит 50 километров.
Федеральным законом № 49-ФЗ от 28.03.17г. были внесены поправки в закон об ОСАГО, согласно которым приоритетным способом возмещение ущерба является направление транспортного средства на ремонт.
Однако по соглашению со страховой компанией можно получить компенсацию в денежном выражении.
Для этого в заявлении приоритетным способом возмещения убытков укажите денежную компенсацию, но конечный выбор остаётся за страховщиком
Если же водитель выбрал восстановление ТС, СК обязана надлежащим образом организовать его проведение.
Внимание! Станция технического обслуживания должна находиться не далее, чем в 50 км от места жительства владельца или места нахождения автомобиля. Данный критерий доступности закреплён в п. 15.2 ст. 12 ФЗ-40. Исключением считаются ситуации, когда транспортировку авто на расстояние более 50 км, оплатил сам страховщик.
Что представляет собой направление на ремонт по ОСАГО?
Направление на ремонт по ОСАГО – это документ, который официально предоставляет пострадавшему в аварии право на полную компенсацию вреда от него за счёт ремонта автотранспорта. Здесь важно, чтобы восстановление было полным, а не частичным. После выдачи направления на ремонт по ОСАГО ремонтные работы должны быть выполнены в строго оговоренные сроки. Это справедливо и к оценке ущерба, которая необходима для получения данного документа.
На сегодняшний день направление на восстановительные работы выступает прямой альтернативой страховой выплате по ОСАГО. Она предназначена упростить процесс возмещения путём удаления целого звена – эта стадия между полученными денежными средствами при выплате и до этапа оплаты сервису за проведённые ремонтные работы. На деле избежать этого не удалось как минимум по двум причинам:
- У автомобилиста отбирается выбор СТО для ремонта авто.
- Для ремонта машины приходится обращаться в страховую и получать направление на СТОА по ОСАГО. Другими словами, деньги заменены сертификатом на получение восстановительных работ для устранения ущерба.
Отказ от ремонта по ОСАГО
В соответствии с правилами поврежденный автомобиль должен восстанавливаться в сервисе, выбранном страховой компанией. Однако в законе предусмотрены случаи, когда автовладелец может отказаться от ремонта и получить материальную компенсацию. К ним относятся следующие ситуации:
- машина имеет значительные повреждения и не может быть восстановлена;
- смерть страхователя;
- инвалидность страхователя;
- стоимость ремонта больше максимально установленного лимита в 400 тыс. рублей;
- получение тяжелого или среднего вреда здоровью;
- страховщик не имеет возможности провести восстановление авто в техцентре, с которым подписан договор (например, невозможно обеспечить доставку машины в сервис);
- регулятор ограничил страховую в праве направлять на ремонт машины по причине неоднократного нарушения с ее стороны правил натурального возмещения (в этом случае восстановление выполняется только с согласия клиента).
Когда ремонт выполнен и мастерская готова вернуть автомобиль, между мастерской и хозяином машины подписывается акт приема-передачи. Если хозяин машины считает, что ремонт выполнен некачественно и дефекты не устранены, то он должен отразить все недостатки в акте. К дефектам, свидетельствующим о некачественном ремонте, относятся:
- наличие зазоров между деталями автомобиля, в том числе кузовными;
- низкое качество покраски машины, например цвет отличается от оригинального или краска нанесена неравномерно;
- посторонние звуки при включенном двигателе, которых не было до аварии;
- изменение технических характеристик автомобиля, например снизилась тяга;
- плохо отремонтированные восстановленные детали: видны неровности, сколы, элемент не покрашен;
- использование б/у запчастей для ремонта. По закону станция СТО обязана использовать только новые запчасти. При этом необязательно ставить на машину оригинальные детали.
Также обратите внимание, какой срок гарантии указан в акте. Гарантия на слесарные, механические и другие основные виды работ должна составлять как минимум 6 месяцев, а на покраску и кузовные работы — не меньше года.
Некоторые автовладельцы, обнаружив недостатки в ремонте, отказываются подписывать акт приема-передачи автомобиля. Так делать не нужно. В любом случае принимайте машину.
Но напишите в акте комментарий обо всех недостатках, которые вы обнаружили. Если есть скрытые дефекты, которые при первичном осмотре сложно обнаружить, ― ничего страшного. Их должен будет увидеть представитель страховщика во время осмотра, который будет проводиться на основании поданной вами претензии.
2. Подача претензии в страховую компанию
- свои ф. и. о.;
- наименование страховой компании;
- свое место жительства или почтовый адрес, на который страховщик должен направить ответ на претензию;
- все недостатки автомобиля после восстановительного ремонта;
- свои требования: устранить дефекты либо выплатить стоимость ремонта;
- свои банковские реквизиты.
Условия денежной компенсации
После ДТП страховая компания выплачивает деньги или отправляет на ремонт. Возмещение деньгами будет произведено в следующих случаях:
- Стоимость ремонта больше 400 000 рублей.
- Всех участников аварии признали виновными, а потерпевший не хочет проводить доплату СТО.
- Нет станции техобслуживания, которая соответствует всем условиям в конкретной ситуации.
- Потерпевшему нанесен средний или тяжкий вред здоровью и он выбрал денежное возмещение.
- Пострадавший имеет инвалидность, его авто соответствует медицинским показаниям и он хочет получить компенсацию деньгами.
- Полная гибель машины.
- Смерть водителя авто.
- Письменное соглашение между страховой компанией и пострадавшим.
Порядок обращения в суд
Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:
- Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
- Определение стоимости предмета иска.
- Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
- Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
- Получение постановления суда и его реализация.
Что делать с полисом, который был оформлен до нововведений?
Если вы оформили полис еще до того момента, когда были внесены серьезные поправки, то можете прибегнуть к определению с итоговым способом: возмещение деньгами или полное погашение счета за ремонт. Как только действие документов выйдет, то вы должны аккуратно и очень тщательно подходить к подбору того или иного специалиста.
ВАЖНО !!! Нужно присматриваться на список всех станций по предоставлению услуг, с которыми заключен договор сотрудничества у страховщиков. Следует учитывать расположение, срок на проведение процедур, а также операции с определенными марками.
Помимо этого, нужно детально обращать внимание на сбор чеков по ремонтным процедурам. Они могут понадобиться для судебного разбирательства. Когда с вами произошло ДТП, то нужно следить за оформлением всех бумаг. Это поможет возместить все убытки при помощи страховой компании.
Что делать при покупке автомобиля?
Если вы только хотите купить автомобиль и сохранить все гарантийные обязательства, то попросите у дилерского центра список всех СТО. После этого подберите тот вариант организации, которая, в последующем, предоставит возможность обслуживания на выбранной СТО. Если в страховой компании нет договора, то попытайтесь договориться либо о направлении именно на эту станцию, либо о компенсации в денежном формате. Если же вы приобретаете уже подержанный автомобиль, то попросите все чековые квитанции на приобретаемые и устанавливаемые запчасти. Если вы приобретаете дорогой автомобиль, то тогда проанализируйте, сможете ли вы погасить своими средствами разницу во время восстановления.
Как видно, новые изменения в законе принесли лишь ряд недопонимания со стороны постоянных клиентов. И для честных людей они стали некой проблемой, потому что при превышении суммы погашения человек должен доплачивать определенную сумму из своих собственных финансовых средств. Но, чтобы воспользоваться законом и правами, стоит лишь детально изучить представленную информацию и найти несколько серьезных лазеек.
Если компенсация не покрывает все расходы на ремонт
Если величина выплаты заниженная, пострадавший может подать претензию страховой компании. Если она не будет удовлетворена, тогда можно подать судебный иск. Данное требование может предъявить страховая компания пострадавшего в случае суброгации (при переходе соответствующего права). Недостающую денежную сумму можно взыскать с виновного в аварии при реализации досудебной претензии либо судебного разбирательства. В соответствии со статьёй 1079 Гражданского кодекса возместить причинённый ущерб обязан виновный в ДТП в том случае, если ему не удастся доказать, что причинённый вред не был вызван злым умыслом потерпевшего либо непреодолимой силой.
Стоимость будущего ремонта страховая компания согласует с автосервисом. Все вопросы в отношении скрытых повреждений необходимо решать при участии пострадавшего. Данный факт должен отображаться в документе при приёме транспортного средства на автосервис. Клиент не обязательно должен общаться с сотрудниками СТОА, ведь он не подписывал с ними соглашение. Он может не переживать из-за реальных расходов на ремонт по ОСАГО, поскольку оплату производит страховая компания. Однако на практике подобное случается нечасто.
В правилах автогражданки в пункте 4.17 установлено, что в направлении на восстановительные работы должна быть указана возможность доплаты страхователем. К тому же они определяют, что страховщик не отвечает, если клиент обсудил сроки передачи восстановленного транспортного средства либо принял автомобиль без своих претензий. По этой причине перед подписанием бумаг на автостанции необходимо всё тщательно проверить.
Как получить деньги по ОСАГО вместо ремонта
Важно понимать, что правила в 2022 году устанавливает приоритетность ремонта по ОСАГО перед финансовой выплатой. В большинстве случаев страховщики не компенсируют ущерб деньгами. Но в исключительных ситуациях страховщику выгоднее произвести максимальную выплату, чем производить дорогостоящий ремонт. Законодательство устанавливает основания для компенсации ущерба в денежной форме:
- полная гибель автотранспорта;
- вред здоровью средней либо тяжкой силы;
- восстановление потребует больших расходов, чем ограничения по возмещению, а пострадавший не согласен производить доплату за свой счёт;
- договор предусматривает денежную компенсацию;
- смерть пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии;
- пострадавший является инвалидом, в заявлении о страховой выплате он указал вид компенсации;
- пострадавший не предоставляет письменного разрешение на восстановление авто из-за несоответствия предложенной страховой компанией СТО, которая отвечает установленным требованиям.
В некоторых случаях денежные выплаты по автогражданке готов произвести РСА.
Это может быть сделано в таких ситуациях:
- страховая компания потеряла лицензию либо стала банкротом;
- виновник дорожно-транспортного происшествия не установлен, не имеет водительского удостоверения либо действующего полиса.
Как бы то ни было, получить компенсацию может исключительно собственник транспортного средства либо его представитель.
Оценка повреждений машины
Восстановление авто по ОСАГО начинается с оценки его технического состояния в ходе экспертизы. Для этого желательно обратиться к независимой организации, которая предлагает услуги экспертизы. Специалист, назначенный страховой компанией, может занизить стоимость ремонта. Также потребовать независимой экспертизы может и виновник ДТП, если он считает сумму завышенной.
В ходе исследования выявляет повреждения, в том числе скрытые, полученные в ходе ДТП, и определяет их тяжесть. Также он должен определить, является ли именно авария причиной повреждения той или иной детали. Эксперт должен учесть обстоятельства, которые привели к ДТП, и развитие событий во время аварии.
По результатам исследования составляется заключение, в котором обозначается стоимость восстановительного ремонта. Если водитель согласен с озвученной суммой, то он должен передать результаты в страховую компанию для дальнейшего оформления ремонта.
Для проведения независимой экспертизы требуется соблюдения ряда правил:
- Состояние автомобиля должно оставаться неизменным с момента аварии;
- Исследования можно выполнять либо в светлое время суток, либо в хорошо освещенном помещении
- У специалиста должны быть документы, подтверждающие его квалификацию