Штраф за отсутствие договора на вывоз мусора — ЭКОУМВЕЛЬТ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие договора на вывоз мусора — ЭКОУМВЕЛЬТ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно п. 8(10) Правил № 1156, проект договора на обращение с ТКО составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее — типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Об определении лица, оказывающего коммунальную услугу по обращению с ТКО, при управлении МКД управляющей организацией

Частью 9 ст.157.2 ЖК РФ предусмотрено, что в случае отсутствия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного между региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, коммунальные услуги предоставляются региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемым в порядке, предусмотренном частью 6, пунктом 3 части 7 ст.157.2 ЖК РФ в соответствии с типовым договором, и с учетом особенностей, предусмотренных Правилами № 354.

Согласно п.148(8) Правил № 354. «управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в многоквартирном доме … не ранее даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному управляющей организацией с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».

До даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенному управляющей организацией с региональным оператором, региональный оператор в соответствии с п. 148(11) Правил № 354 приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Учитывая, что п.8(17) Правил № 1156 предусмотрена процедура признания заключенным договора на обращение с ТКО на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о его заключении на своем официальном сайте в случае не направления потребителем (в т.ч. управляющей организацией) заявки на заключение договора, то, как показывает складывающаяся практика, многие управляющие организации, не отследившие вовремя информацию на официальном сайте регионального оператора, и не направившие заявку на заключение договора на обращение с ТКО, оказываются «автоматически» в силу прямого указания Правил № 1156 участниками договорных отношений с региональным оператором, и соответственно, становятся исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В том случае, когда управляющая организация, ознакомившись с информацией, размещенной региональным оператором на официальном сайте, успеет направить заявку на заключение договора на обращение с ТКО до даты заключения указанного договора исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей в многоквартирном доме, по нашему мнению, будет являться региональный оператор. При этом считаем, что к рассматриваемым нами отношениям не применяется положение п. 8(18) Правил № 1156 о том, что до дня заключения договора на обращение с ТКО услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Право выбора предоставлено региональным властям. Если плата определяется по числу жильцов, то учитываются все, в т.ч. и временные жильцы (если они живут дольше 5-ти дней подряд).

А если в квартире никто не зарегистрирован, плата рассчитывается по числу собственников. Поэтому и выставляют квитанции за пустующую квартиру.

Но другой вопрос, если собственник фактически проживает в другом месте, где и платит за вывоз мусора. Правила № 354 позволяют освободиться от платы за вывоз ТКО за период временного отсутствия.

Читайте также:  Апелляционная жалоба по арбитражному делу: нюансы в главном

Для этого нужно обратиться к регоператору с документами, которые подтверждают проживание в другом месте (это может быть документ о регистрации по иному адресу, транспортные билеты, путевка в санаторий и т. д.).

Вот только здесь есть одна серьезная загвоздка: Правила № 354 предусматривают перерасчет платы за ТКО, если она начисляется по числу жильцов. Поэтому в тех регионах, где платят по общей площади жилья, отказывают в перерасчете (из-за отсутствия методики).

Правда, несмотря на это, в Московской области суд все же обязал регоператора сделать перерасчет. Истец доказал, что он не проживал на даче в зимний период (предъявил платежки об оплате вывоза мусора по своему постоянному месту жительства).

И суд признал, что гражданин не обязан оплачивать услугу, которой фактически не мог пользоваться, проживая в другом месте. Апелляционная инстанция оставила решение в силе (Мосгорсуд, определение по делу № 33-5339/2020).

Таким образом, есть возможность освободиться от платы за вывоз мусора в связи с неиспользованием жилого помещения. Но, к сожалению, добиться этого пока можно лишь в судебном порядке.

Как видно по предыдущему примеру, регоператор добровольно сделает перерасчет платы за вывоз ТКО за период временного отсутствия жильцов только в том случае, если в регионе плата начисляется по количеству проживающих (а не по метражу жилья).

Но и здесь не все так гладко. Согласно п. 148 (36) уже упомянутых Правил № 354, если в жилом помещении никто не зарегистрирован (ни постоянно, ни временно), то плата за вывоз мусора начисляется по числу его собственников.

С этим правилом пришлось столкнуться жительнице Алтайского края, когда за принадлежащую ей на праве собственности квартиру выставили задолженность по оплате вывоза мусора за целый год.

Это при том, что квартира пустовала (собственница подтвердила, что все это время проживала по другому адресу). Регоператор ссылался на тот самый п. 148 (36) Правил № 354 и отказывался делать перерасчет.

Тогда женщина обратилась в Верховный суд РФ, требуя отменить действие спорного пункта как противоречащего закону. В высшей инстанции не усмотрели нарушения закона, но сделали важное заявление:

Отказ регоператора можно обжаловать в суде (ВС РФ, дело № АКПИ19-967).

Таким образом, в указанных случаях можно освободиться от платы за вывоз мусора. Но, к сожалению, пока только через суд.

Размеры штрафов при отсутствии договора на утилизацию

Для физических лиц документ составляется типовой, это услуги по вывозу ТБО. Предприятия и учреждения формируют различные типы мусора, поэтому заключают индивидуальные договора. Часто речь идет о работе с опасными, ядовитыми веществами, токсичными и химически активными остатками. В таком случае важно легальное сотрудничество с компанией по утилизации.

Административная ответственность наступает в следующих случаях:

  • отсутствие договора на вывоз мусора в тех случаях, когда это необходимо;
  • выявлены любые нарушения, связанные с отходами, входящими в первые классы опасности;
  • есть только типовые контракты, нет легального сотрудничества по утилизации опасных веществ;
  • срок контракта истек, новый не заключен в определенное время;
  • подписаны фиктивные бумаги, условия которых не соблюдаются в реальности.

Перечисленные нарушения караются наиболее высокими штрафами. Для должностного лица размер ответственности составит 50 000 рублей. Бизнес получит от государства счет на 300 000 рублей. Такая ответственность делает невыгодным уклонение от официального вывоза и качественной утилизации промышленных отходов. Дешевле и проще подписать контракт с опытными специалистами и выполнить требования современных экологических законов.

Правила для юридических лиц

Для того, чтобы заключить договор между ИП и компанией, необходимо предоставить свидетельство о регистрации в налоговом органе и прочие необходимые документы, которые вправе потребовать исполнитель. Должностные лица должны составить заявление и подписать соглашение, которое будет включать в себя: график, адресные данные, контактную информацию.

Договор об оказании услуг по вывозу мусора заключается на добровольной основе, однако, со времени его принятия судебная практика уже столкнулась с недобросовестными заказчиками и исполнителями. Важно понимать, что каждый обязан сохранять в чистоте свое жилье и участок и принятие соответствующего законодательного решения значительно облегчает эту задачу.

Основные положения документа

В типовом соглашении обязательно должны содержаться и описываться следующие детали:

  • Периодичность оказания услуг – разовая или утвержденный график.
  • Наименование сторон, заключающих между собой договор.
  • Права, обязанности и ответственность каждой из сторон.
  • Информация о классе отходов, а также перечисление наименований.
  • Объем и количество подлежащего вывозу мусора.
  • Местонахождение объекта, откуда будет в дальнейшем осуществляться вывоз.
  • Сведения о том, кто будет выполнять сбор и предварительную сортировку ТБО.
  • Срок оказания предоставляемых услуг.
  • Стоимость и условия оплаты.

Договор на оказание услуги заключается между заказчиком и исполнителем в общей письменной форме, при этом по закону разрешено оформлять его не только в виде отдельного подписанного сторонами соглашения, но и в виде оплачиваемых квитанций, которые выдаются заказчику услуги.

Основания заключения договора

Заключение соглашения о вывозе мусора, происходит на основании следующих постановлений правительства:

  • с 1 января 2018 года введены специальные аукционы, по результатам проведения которых формируется сумма взносов на сбор строительного мусора и его дальнейшую транспортировку;
  • начиная с 2019 года, стартует модернизация свалок. Старые хранилища отходов, не соответствующие современным требованиям по хранению и переработке, должны исправиться до 2023 года. В противном случае они будут закрыты;
  • в статью под номером 29.1 «Об отходах производства и потребления» внесен дополнительный пункт. Он наделяет местные органы самоуправления полномочиями, согласно которым они имеют право назначать в качестве исполнителя компанию из другой области, если не удалось провести конкурс самостоятельно;
  • согласно статье 155 ЖК РФ, заключение соглашения и оплата услуг по вывозу мусора становится обязательным в тот момент, когда субъект Российской Федерации, в котором вы проживаете, подписывает бумаги о сотрудничестве с региональным оператором.
Читайте также:  Как работает выкуп страховых дел по ДТП?

«Я договор не заключал, платить не буду!»

Тот факт, что потребитель не заключил договор с региональным оператором, не избавляет его от обязанности оплачивать услугу. Более того, заключить договор – это тоже обязанность потребителя. Об этом написано в Жилищном кодексе (статья 30, часть 5): «Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Важно знать, что регоператор не обязан заключать договор с каждым человеком. Он должен сообщить потребителю о необходимости заключить договор. Такая публикация называется «публичная оферта». С этого момента у регоператора появляется обязанность принимать у потребителя отходы, а у потребителя – обязанность заключить договор и оплачивать услугу.

В противном случае можно накопить долги, по которым все равно придется рассчитаться. При просрочке от трёх месяцев оператор имеет право принудительно взыскать долг, причем уже с дополнительными расходами – пенями и судебными издержками.

Как отстоять право не заключать договор

В качестве примера разберем прецедент, случившийся с одним предприятием Московской области.

Компания занимается производственной деятельностью. Экологическая политика компании гласит, что отходы от производственной и хозяйственной деятельности необходимо утилизировать и обезвреживать, без передачи на захоронение. Для этого на предприятии налажена сортировка всего образующегося мусора без возможности смешения отходов.

Несмотря на то, что ТКО у компании отсутствовали, ей приходили неоднократные извещения о совершении административного правонарушения, поскольку не был заключен договор с регоператором, и дело дошло до судебных разбирательств.

Перед предприятием стояла задача — доказать, что компания действует в рамках закона и заключение договора ей не требуется. Несмотря на то, что процедура оказалась нелегкой, совместными усилиями добиться нужного результата удалось.

Еще в 2019 году, когда заключение договора с региональным оператором стало обязательным требованием, компания провела инвентаризацию всей площадки с выявлением всех отходов, образующихся от производственной и хозяйственной деятельности. В результате чего были определены отходы, среди которых входящих в список ТКО не было.

По запросу компании региональный оператор подтвердил, что необходимости заключать договор нет, так как отсутствуют отходы, которые оператор должен забирать.

Однако позже компании пришло извещение о совершении административного правонарушения в связи с тем, что не был заключен договор с регоператором. Поэтому, чтобы доказать отсутствие ТКО на площадке и, соответственно, отсутствие необходимости заключения договора, нужна была прочная доказательная база.

На территории предприятия расположено более 60 контейнеров в производственных и административных корпусах, в том числе специально отведенные под различные виды отходов:

  • бумажные стаканчики,
  • пищевые отходы,
  • пластик,
  • стекло,
  • алюминий
  • и другие.

Все контейнеры имеют маркировку и используются строго по назначению. После их заполнения накопленные в них отходы отправляются на утилизацию в специализированные компании.

Для подтверждения работоспособности всей цепочки, начиная от накопления отходов и заканчивая их утилизацией, было принято решение — зафиксировать этот путь на видеосъемку.

Видеонаблюдение велось за местами накопления, а также процессом транспортировки и передачи отходов на утилизацию. При помощи камеры контролировалось соблюдение правильности разделения образующихся отходов по видам. Съемкой было подтверждено, что все сотрудники предприятия сортируют 100% образуемых отходов.

Договор на вывоз, утилизацию, обезвреживание всех видов отсортированных отходов компанией был заключен. Дополнительно специалистами экологического отдела был проведен аудит организаций, принимающих отходы.

Для полного подтверждения того, что ТКО не остаются на площадке предприятия, камерой были зафиксированы процессы загрузки и транспортировки отходов до утилизирующих компаний, а после их передачи получены соответствующие акты с указанием наименований отходов и их объемов.

Итоговая доказательная база включала:

  1. документы, подтверждающие отсутствие отходов, входящих в список ТКО;
  2. договоры на вывоз, утилизацию и обезвреживание всех отходов, образованных на предприятии;
  3. фото- и видеоматериалы, в которых прослеживался весь процесс обращения с отходами;
  4. акты от утилизирующей компании с указанием сведений о принятых отходах.

Кто платит за переработку мусора

На 30% мусорная реформа финансируется государством. Но это лишь одна треть от расходов. Остальные обязательства оплачиваются собственниками недвижимости.

Каждый собственник недвижимого имущества должен заключить с региональным оператором договор. Сделать это можно как через товарищество собственников жилья, так и напрямую.

Сумма ежемесячно отдельной строкой включается в квитанцию за коммунальные услуги. Тарифы устанавливаются и контролируются местными органами власти.

Средние размеры оплаты с одного собственника по России составляют от 180 до 370 рублей и ежегодно индексируются. По мнению экспертов, в 2020 году тарифы могут вырасти на 10-12%.

Контейнерная площадка

Контейнерная площадка должна быть в каждом товариществе. Обустраивать придется за свой счет. Лучше заранее подготовиться к дачному сезону, чтобы внести ее в муниципальный реестр, заключить договор на вывоз мусора.

При этом одна площадка должна отвечать всем санитарным нормам: удаленность от жилых домов не менее 25 метров, отсутствие рядом водных источников и водоемов, также необходимо, чтобы контейнеры стояли не на земле, а на специально заасфальтированной или забетонированной площадке.

Кстати, контейнеры или емкость для сбора мусора нужно приобретать самостоятельно.

Читайте также:  Договор цессии: кто, кому и что уступает?

Если вы не оформите должным образом документы, то платить придется по установленным в вашем регионе нормативам. Если раньше каждый член товарищества мог заключить договор индивидуально, то по новому законодательству это запрещено.

Информация для юридических лиц: договоры по ТКО

На протяжении уже нескольких месяцев не теряет своей остроты проблема незаключения юридическими лицами договоров на вывоз мусора. С 1 января 2021 года деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Самарской области осуществляется региональным оператором — ООО «ЭкоСтройРесурс».

Собственники твердых коммунальных отходов (а это и физические, и юридические лица) согласно п. 4 ст. 24.7 федерального закона 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с регоператором. Обязанность заключения договора с региональным оператором и оплаты его услуг предусмотрена также Постановлением Правительства РФ № 1156 и Жилищным кодексом.

Таким образом, начиная с 2021 года все организации или предприниматели, производящие ТКО, оплачивают услуги по обращению с такими отходами, региональному оператору. Обращаться за услугой напрямую к транспортным компаниям или вывозить мусор самостоятельно закон отныне запрещает. Договоры по обращению с ТКО (в том числе вывоз отходов), заключенные с другими лицами и организациями, являются недействительными. Заключение таких договоров после 1 января 2021 г. влечет за собой административную и уголовную ответственность (незаконное предпринимательство).

Не секрет, что некоторые владельцы производственных предприятий, торговых точек, предприятий общепита, автосервисов, бань, и т. д. уклоняются от заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО ООО «ЭкоСтройРесурс».

Между тем, его отсутствие еще не означает освобождение от отношений с регоператором. В силу своей публичности договор с региональным оператором Самарской области считается заключенным 24.01.2019 г. вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя. Таким образом, у реоператора уже сейчас есть все права, чтобы инициировать необходимые проверки, привлечение нарушителей к ответственности и выставлять платежи за оказываемые услуги. Независимости от даты заключения договора, услуги регионального оператора (по ст. 425 ГК РФ), оказываемые потребителю, подлежат оплате с 01.01.2019 г.

К особо стойким уклонистам может применяться судебное преследование. В Самарской области к такой мере еще не перешли. Тогда как в других регионах процесс пошел. Прецедент был создан в городе Пугачев Саратовской области, где прокуратура обратилась в суд с требованием обязать двух бизнесменов, работающих в сфере общепита, заключить договор на обращение с ТКО. (Одним из них стал владелец кафе, некто ИП И.С. Долганов.) Решение должно быть исполнено в течение трех месяцев.

В муниципальных районах начинают свою работу админстративные комиссии. Эти комиссии будут проверять наличие у организаций заключенных с региональным оператором договоров по обращению ТКО. При отсутствии таких договоров организацию могут привлечь к ответственности, наложить штрафные санкции и т. д.

Добровольно заключив договор с регоператором, предприниматель имеет шанс сэкономить. В этом случае он предоставляет данные о количестве производимого мусора самостоятельно. Перепроверять цифры оператор будет только в том случае, если они вызывают обоснованные подозрения. Проверка проводится путем сопоставления сведений, полученных из различных источников: запрашиваются объемы вывоза у компаний-перевозчиков за прошлые годы, выписки из Росреестра, ФНС и другие документы, позволяющие сделать вывод о заниженных данных. В этом случае компанию ждет доначисление платежа. А организациям, которые сильно затягивает с оплатой услуг по ТКО, начисляются пени за просрочку.

Если я ИП, но работаю дома, то я должен платить за вывоз мусора и как физическое, и как юридическое лицо?

Из ответа ЦЭБа следует, что да. Мы понимаем, что с точки зрения логики в обоих случаях человек производит одни и те же отходы, при этом фактически должен платить за них дважды: и как единственный сотрудник ИП, и как собственник дома или квартиры. Регоператор объясняет это тем, что «плата за обращение с ТКО не входит в состав платежей за коммунальную услугу по обращению с ТКО, а является отдельной платой за оказанные региональным оператором услуги непосредственно хозяйствующим субъектам».Получается, что если вы работаете индивидуальным предпринимателем, не арендуя офис, а находясь у себя дома, то платить вы всё равно должны по отдельным платежным документам: и как физлицо — по квитанциям за коммунальные услуги, и как юрлицо — на основании универсального передаточного документа или счетов-фактур.

При расчетах с ИП, которые работают по месту жительства, ЦЭБ использует норматив накопления ТКО для категории объектов «административные здания, учреждения, офисы». Он равен 1,5 кубических метра в год на одного сотрудника.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *