Штраф за езду без тахографа и карты водителя в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за езду без тахографа и карты водителя в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?

В 2022 году все транспортные средства коммерческого назначения должны быть в обязательном порядке оборудованы тахографами.

Тахограф должен быть установлен на всех транспортных средствах коммерческого назначения, чья масса находится в интервале от 3,5 до 12 т. В данную группу попадают такие категории ТС, как:

  • М2, предназначенные для перевозки пассажиров (количество посадочных мест не менее 8 и массой не более 5т);
  • М3, предназначенные для транспортировки пассажиров (массой более 5т с количеством посадочных мест не менее 8 );
  • N2 — транспортные средства грузового назначения, масса которых колеблется в интервале от 3,5 до 12т;
  • N3 — транспортные средства грузового назначения, имеющие массу свыше 12т.

Отсутствие тахографа в автомобиле коммерческого назначения в 2022 году ведет к наложению штрафа, размер которого определен законодательной базой РФ (КоАП ст. 11.23) и составляет 1000 руб. — 3000 руб. для водителей и 5000 руб. — 10000 руб. для должностных лиц выпустивших на линию автомобиль с нарушением.

Какой режим работы должен соблюдать водитель?

  • Ежедневная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 9 часов. Она может быть увеличена максимум до 10 часов не более двух раз в течение недели.
  • Еженедельная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 56 часов.
  • Общая продолжительность управления автотранспортным средством в течение любых двух последовательных недель не должна превышать 90 часов.
  • После периода управления в течение четырех с половиной часов водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха.
  • Этот перерыв может быть заменен перерывом продолжительностью не менее 15 минут, за которым следует перерыв продолжительностью не менее 30 минут. В течение этих перерывов водитель не выполняет никакой другой работы.
  • Перерывы, соблюдаемые на основании пунктов 4 и 5 настоящих Правил, не могут рассматриваться в качестве ежедневных периодов отдыха.
  • Ежедневная продолжительность общей работы, в том числе управления транспортным средством не должна превышать 13 часов. Продолжительность общей работы может быть продлена до 15 часов в сутки. Водитель может иметь не более трех рабочих дней продлённых до 15 часов общей работы между любыми двумя еженедельными периодами отдыха.
  • Максимальная продолжительность непрерывной другой работы (молотки) и управления транспортным средством не должна превышать шести часов, после чего водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха.
  • Водитель использует ежедневные и еженедельные периоды отдыха.
  • В течение каждых 24 часов водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее 11 часов. Если часть ежедневного периода отдыха, которая попадает на этот 24-часовой период, составляет, как минимум, 9 часов, но менее 11 часов, то данный ежедневный период отдыха рассматривается в качестве сокращенного ежедневного периода отдыха. Ежедневный период отдыха может использоваться на автотранспортном средстве, если на нем имеется спальное место и автотранспортное средство находится на стоянке.
  • В отступление от пункта 8 настоящих Правил в течение 30 часов после окончания ежедневного или еженедельного периода отдыха водитель, входящий в состав экипажа из нескольких человек, имеет новый ежедневный период отдыха продолжительностью, не менее 9 часов.
  • Ежедневный период отдыха может быть увеличен до нормального еженедельного периода отдыха или сокращенного еженедельного периода отдыха.
  • Водитель может иметь не более трех сокращенных ежедневных периодов отдыха между любыми двумя еженедельными периодами отдыха.
  • В течение каждой рабочей недели водитель должен иметь еженедельный отдых, который должен составлять 45 последовательных часов. Этот период отдыха может быть сокращен до 36 часов, если он используется в месте приписки автотранспортного средства или в месте приписки водителя, или до 24 часов, если он используется в любом другом месте. Любое сокращение продолжительности отдыха должно быть компенсировано предоставлением соответствующего времени отдыха целиком до конца третьей недели. Еженедельный период отдыха начинается не позднее, чем по окончании шести 24-часовых периодов, начинающихся после завершения предыдущего еженедельного периода отдыха.
  • Отдых, который используется в качестве компенсации за сокращение еженедельного периода отдыха, присоединяется к другому периоду отдыха продолжительностью не менее девяти часов.
  • По усмотрению водителя ежедневные периоды отдыха и сокращенные еженедельные периоды отдыха за пределами места приписки могут использоваться на транспортном средстве, если на нем имеются специально установленные приспособления для сна каждого водителя, предусмотренные конструкцией транспортного средства, и если это транспортное средство находится на стоянке.
  • Водители экипажа, состоящего из нескольких человек, имеют нормальный еженедельный период отдыха, не менее 45 часов каждую неделю. Этот период может быть сокращен не менее чем до 24 часов (сокращенный еженедельный период отдыха). Однако каждое сокращение компенсируется эквивалентным периодом отдыха, если он используется целиком до конца третьей недели, следующей за рассматриваемой неделей.
  • Еженедельный период отдыха, попадающий на две недели, может быть отнесен к любой из этих недель, но не к обеим сразу.
  • В случаях, когда водитель на участке маршрута сопровождает автотранспортное средство, перевозимое на пароме или по железной дороге, он должен располагать спальным местом, и его нормальный ежедневный отдых может прерываться не более двух раз. Этот перерыв не должен превышать одного часа до погрузки или после выгрузки. При этом операции по таможенному оформлению включаются в операции по погрузке или выгрузке.
  • Для того, чтобы не ставить под угрозу безопасность дорожного движения и достичь удобного места стоянки, водитель может отходить от положений настоящих Правил в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности находящихся на автотранспортном средстве лиц, автотранспортного средства или находящегося на нем груза. Водитель указывает характер и причину отхода от этих положений в регистрационном листе, диаграммном диске или на распечатке контрольного устройства не позднее чем в момент прибытия в подходящее место стоянки.
  • Перевозчик организовывает автомобильные перевозки и инструктирует членов экипажа таким образом, чтобы они могли соблюдать положения настоящих Правил.
  • Перевозчик постоянно контролирует время управления, часы другой работы и время отдыха, используя личные контрольные книжки. В случае обнаружения нарушений настоящих Правил он устраняет их и принимает меры к недопущению их в будущем.
  • Перевозчик обеспечивает, чтобы при составлении согласованных договорных графиков перевозки соблюдались положения настоящих Правил.
  • Водители автотранспортных средств обеспечивают правильную эксплуатацию тахографа, своевременное включение и переключение тахографа на соответствующие режимы работы.
Читайте также:  Заявление о незаконном увольнении: образец, как написать и подать

Собираюсь продавать автомобиль с наличием тахографа с блоком СКЗИ. Имею ли право не вносить тахограф в сделку продажи?

Да, так как тахограф – это ваше имущество и Вы вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Если будете продавать автотранспортное средство, то Вам необходимо обратиться в мастерскую для демонтажа блока СКЗИ, т.к. он хранит личную информацию владельца.

В случае если Вам необходимо переустановить тахограф на другое транспортное средство выполните его демонтаж и заменить блок СКЗИ.

Блок с СКЗИ нужно хранить 2 года, затем утилизировать его в соответствии с действующим Законодательством. Хранение и утилизация активированного блока СКЗИ — лицензируемый вид деятельности (лицензия ФСБ). ООО «РДЦ» может оказать услуги по демотажу, хранению и утилизации блока СКЗИ.

Кому не надо ставить тахограф

Также этот список можно продолжить следующими видами машин:

  • Автомобили городского общественного транспорта: троллейбусы.
  • Автотранспорт, использующийся с целью международного сообщения с аппаратами «Европейского образца».
  • Машины военнослужащих.
  • Личные авто полиции, ФСБ, ФСИН.
  • Трактора.
  • Машины, которые «на ходу» длительное время, более 30 лет.
  • Автотранспорт автошкол.
  • ТС, необходимые для проведения дорожных испытаний.

Это далеко не весь перечень транспортных средств, предусмотрен еще один подраздел, организующий машины в группы по различным выполняемым работам:

  • Гудронаторы и краны с автоматическим механизмом управления.
  • Машины для экстренной медицинской помощи населению.
  • Эвакуаторная техника.
  • ТС для уничтожения очагов возгорания.
  • Транспортные средства для коммунальных служб и транспорт для целей нефтяных и газовых скважин.
  • Машины служб инкассации.
  • Автомобильные устройства с подъемниками и рабочими платформами.
  • Медицинские агрегаты на шасси.
  • Автолавки.
  • Микроавтобусы для целей обслуживания ритуальных услуг.
  • Автодома.
  • Машины с функцией бронирования салона.
  • Специализированные машины.
  • Грузовики категории С, которые необходимы производителям товаров сельскохозяйственного назначения.
  • Мобильные лаборатории, мастерские.
  • Подвижные машины для съемок репортажей и фильмов на колесах.
Читайте также:  Могут ли приставы удерживать средства с больничного листа

Устройство и принцип работы тахографа

Регистрация требуемых параметров осуществляется тахографом благодаря связи с системами спутникового мониторинга автотранспорта. Прибор работает в том числе и при выключенном двигателе. Сейчас в Российской Федерации разрешено использование только цифровых тахографов. Их основными компонентами являются:

  1. Датчик перемещения.
  2. Приемник GPS/ГЛОНАСС для мониторинга местоположения автомобиля.
  3. Модуль GPRS для передачи данных.
  4. Резервная аккумуляторная батарея для поддержания бесперебойного энергопитания.
  5. Энергонезависимый модуль криптографической защиты для записи, шифровки и сохранения информации (в центральной памяти устройства — 365 суток, а на ключе-карте водителя — 28 суток) в любых условиях.

В зависимости от того, где эксплуатируется транспортное средство (ТС), в опломбированный корпус тахографа устанавливают блок памяти одного из двух типов:

  • СКЗИ (система криптографической защиты информации). С этим устройством можно перемещаться только по территории России. Перечень моделей устройств, разрешенных к установке, определяется Росавтотрансом.
  • ЕСТР. Такой тахограф, произведенный в Европе и сертифицированный согласно европейскому соглашению о работе экипажей ТС, позволяет выезжать за границу. Для передвижения по территории России водители зарегистрированных в РФ автомобилей с ЕСТР-тахографами должны иметь допуск к поездкам за рубеж. В противном случае будет считаться, что такой тахограф не соответствует требованиям законодательства.

Типы приборов, цены и установка

Существуют как аналоговые модели, так и цифровые контролирующие приборы. Последние считаются более современными и надежными, поэтому такой тахограф для водителя предпочтительнее. Данные в цифровом устройстве имеют надежную защиту, они более точные, и такое устройство практически невозможно обмануть.
Аналоговые модели сняты с производства, их использование запрещено законом и найти работающее устройство такого типа уже практически невозможно.
В России чаще всего устанавливают тахографы таких брендов как:

  • Меркурий (~30 000 рублей),
  • КАСБИ (~35 000 рублей),
  • ШТРИХ-ТахоRUS (~30 000 рублей),
  • АТОЛ (~30 000 рублей),
  • VDO DTCO (~40 000 рублей) и других.

Правила пользования тахографом для водителей

Все, что требуется от водителя (если он не является одновременно и собственником ТС) – проверить, что прибор включен и соблюдать нормы движения. Остальное (настройки, поверки, монтаж и пр.) лежит на плечах хозяина автомобиля.

Расскажем, как пользоваться картой. Для включения, перед началом движения, водитель грузового автомобиля должен:

  1. Вставить карту водителя в специальный слот тахографа.
  2. Ввести пин-код.
  3. Проверить на экране регистрационную информацию (Ф. И. О. и т.п.).
  4. Выбрать вид деятельности: отдых или работа. В некоторых устройствах режим «работа» включается автоматически при старте двигателя, и сохраняется в т.ч. при стоянке с включенным мотором.

По окончанию смены карту водителя необходимо извлечь из устройства.

Приказ Минтранса России №440 заменит Приказ №36 с 01 января 2021 года

27 ноября 2020 года Министерством Юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ Минтранса России № 440 от 28 октября 2020 года «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортных средствах» (далее по тексту Приказ № 440).

Приказ № 440 пришел на смену утрачивающему силу приказу Минтранса России № 36 от 13 февраля 2013 года, вступает в силу с 01 января 2021 года.

Приказ № 440 сохранил основные требования и структуру своего предшественника и состоит из текста самого приказа и пяти приложений к нему:

Вместе с тем, в Приказ 440 внесен ряд изменений. В частности:

Кроме того из приложения № 3 исключена норма, позволяющая водителю вносить в распечатку тахографа сведения, заверенные подписью.

Также исключен порядок действий водителя в случае повреждения карты водителя, неправильного ее функционирования, а также в случае ее потери или кражи.

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средства Срок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских 1 июня 2014
Пригородные автобусы 1 июня 2018
Городские автобусы 1 июля 2021
Грузовики для перевозки опасных грузов 1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок 1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн 1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн 1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами 1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ 1 января 2018
Читайте также:  Как бухгалтеры и кадровики прокалываются при выплате премий

Что такое СКЗИ (НКМ)?

Модуль СКЗИ (система криптографической защиты информации), он же НКМ (навигационный криптографический модуль) – устройство сбора, шифрования и хранения данных, необходимое в каждом тахографе, работающем на территории РФ. Этот блок – своего рода «черный ящик», защищенный от внешнего воздействия и вмешательства. В него входят собственный модуль памяти, модуль связи с системой ГЛОНАСС, акселерометр и хронометр.

В отличие от аналогичных устройств, сертифицированных в Евросоюзе, на СКЗИ не устанавливается датчик скорости движения благодаря возможности отслеживания транспортного средства через спутниковую систему.

Срок службы СКЗИ законодательно ограничен: каждые 3 года модуль необходимо менять, обращаясь в специализированный сервисный центр. Все манипуляции, выполняемые с тахографом сертифицированными специалистами, подтверждаются соответствующими документами.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2020 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Особенности использования

Тахографы сегодня – весьма востребованные устройства. Конечно, они не уберегут от пьяного водителя, но спасти от ряда мошеннических действий с его стороны (к примеру, слива бензина) и превышения скорости они способны.

Сегодня многие транспортные компании стараются обзавестись данными устройствами, понимая всю эффективность и перспективу направления в отношении возможного снижения расходов.

Каким образом можно сэкономить?

Есть возможность снизить затраты на штрафы за превышение скорости, предотвратить «слив» горючего водителем для дальнейшей продажи, сделать невозможной скрутку одометра и корректировку ряда других данных.

Не стоит забывать и о возможности учета средней скорости и расстояния, что может быть очень полезно для планирования дальнейших поездок.

Тахограф — что это такое

Ветер перемен к нам подул с Запада. Там ещё в семидесятые годы забили тревогу, – число аварий с участием грузового транспорта стало критичным. Было ясно, что без контроля за режимом работы водителя не обойтись. Введённые правила установки таких контрольных средств показали положительный опыт по снижению ДТП. Такой опыт перешёл и к нам, но не сразу. Обязательным, требование иметь тахограф на грузовых стало только в 2013 году.

Наша инфраструктура была не подготовлена к таким переменам. Огромное количество штрафов, выписанных предприятиям и водителям подтолкнуло общество к реформам.

Тахограф – сложное техническое устройство для непрерывной фиксации получаемых с датчиков данных. Напоминает он по виду автомагнитолу – ящичек чёрного цвета с клавишами управления и одноцветным дисплеем. Монтируется в отделение под автомагнитолу.

Проверка устройства контролирующими органами

Проверку наличия тахографа, его работоспособности и правильной эксплуатации, а также снятие показаний могут проводить контролирующие органы. В настоящее время проверять крупногабаритный транспорт имеют право сотрудники ДПС и Ространснадзора, причем как в совместных рабочих группах, так и по отдельности. Снятие показаний может проводиться в пунктах весогабаритного контроля либо просто на трассе.

В стандартную проверку входит:

  1. Осмотр тахографа на предмет повреждений, целостности пломб, следов взлома.
  2. Получение данных о рейсе с помощью карты контролера: проверка корректного использования карт водителя, соблюдение интервалов времени за рулем и отдыхом, контроль даты последней проверки.
  3. Все необходимые данные проверяющий получает на распечатке, поэтому водитель обязан иметь пару рулонов чековой ленты в салоне автомобиля.

Сколько раз транспортное средство остановят во время рейса? Никто этого не знает и знать не может, так что к любым неприятностям лучше приготовиться заранее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *