Актуализация учетной политики на 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Актуализация учетной политики на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.

Утверждение учетной политики

Сроки утверждения учетной политики для бухучета и для целей налогового учета — разные:

  1. Учетная политика для целей БУ утверждается не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юрлица (вновь созданного, либо реорганизованного). Но применяется уже с момента внесения записи в ЕГРЮЛ. Если со следующего года УП меняется, соответствующий приказ нужно утвердить до 1 января этого года (п. 9 ПБУ 1/2008).
  2. Учетную политику по НДС вновь созданные организации утверждают не позднее окончания первого налогового периода (квартала). А применяют — со дня создания (п. 12 ст. 167 НК РФ).
  3. Для утверждения УП по налогу на прибыль сроки не прописаны. Но указано, что применять ее в общем случае нужно до конца текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ).

Сроки утверждения документа

Когда фирма прошла регистрацию, ей необходимо, согласно ПБУ 1, составить и утвердить свою учетную политику не позднее 90 дней. То есть ее можно ввести сразу же вместе с регистрацией, а можно более тщательно рассмотреть все моменты и утвердить не позднее трех месяцев. При этом действовать она начинает с момента регистрации организации.

Однако, в состав учетной политики входит раздел по налогам. НК РФ требует, чтобы учетная политика для налогообложения была утверждена не позднее конца первого налогового периода. При этом ее правила будут распространяться на деятельность компании с момента постановки на учет.

Учетная политика составляется на неопределенный период. При ее формировании действует принцип последовательности применения действующих правил. То есть выбрав один раз методы и способы бухучета, их желательно использовать и в дальнейшем. Изменения в них должны быть обоснованы и нацелены на оптимизацию деятельности.

Внимание! Изменения можно вносить соответствующим приказом руководства или же путем утверждения новой учетной политики.

Методология ведения бухучета

Сюда включают:

Название подраздела

Что указать

Доходы и расходы

Порядок признания расходов, выручки, распределение прямых и косвенных расходов, критерии для управленческих расходов.

Учет ТМЦ

Единицы учета. Порядок формирования стоимости, методы, счета учета ТМЦ, списание и иные вопросы.

Резервы и фонды

Как создаются резервные фонды.

Учет налога на прибыль

Бизнес на основной системе налогообложения использует ПБУ 18/02. Малым компаниям разрешено не работать по этому документу.

Сведения о промежуточной бухгалтерской отчетности

Необходимость промежуточной отчетности (это может понадобиться для дивидендов).

Положение по бухучету ПБУ 1/2008 с последними изменениями

Скачать

Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н
(ред. от 28.04.2017)
«Об утверждении положений по бухгалтерскому учету»
(вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)»)
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 N 12522)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 6 октября 2008 г. N 106н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

Список изменяющих документов (в ред. Приказов Минфина России от 11.03.2009 N 22н, от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н, от 27.04.2012 N 55н, от 18.12.2012 N 164н, от 06.04.2015 N 57н, от 28.04.2017 N 69н).

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), приказываю:

1. Утвердить:

а) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) согласно приложению N 1;

б) Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008) согласно приложению N 2.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 11 января 1999 г.; «Российская газета», N 10, 20 января 1999 г.).

3. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2009 года.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Министр финансов Российской Федерации

А.Л.КУДРИН

Приложение N 1

к Приказу Министерства финансов

Российской Федерации

от 06.10.2008 N 106н

ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ» (ПБУ 1/2008)

Список изменяющих документов (в ред. Приказов Минфина России от 11.03.2009 N 22н, от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н, от 27.04.2012 N 55н, от 18.12.2012 N 164н, от 06.04.2015 N 57н, от 28.04.2017 N 69н).

Читайте также:  Форма №6: образец заявления на регистрацию ребенка по месту жительства

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) (далее — организации).

(в ред. Приказов Минфина России от 25.10.2010 N 132н, от 28.04.2017 N 69н)

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Учетная политика 2018 (обзор изменений в ПБУ 1/2008)

Автор: Александр Григорьевич Клышкань,

директор департамента консалтинга АФ «АВУАР»

С 6 августа 2017 г. действуют изменения, внесенные Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

Главные цели изменений приведены в Информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 N ИС-учет-9 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии»:

  • упорядочение процедуры формирования учетной политики организации;

  • активизация применения МСФО (Международных Стандартов Финансовой Отчетности) при выработке учетной политики;

  • приведение норм ПБУ 1/2008 в соответствие с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Остановимся подробнее на этих изменениях.

При самостоятельной разработке способов бухучета теперь в первую очередь следует опираться на нормы МСФО

Согласно новому п. 7.1 ПБУ 1/2008 в если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета не установлены способы в ФСБУ организация исходит из требований, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При этом она должна основываться на допущениях и требованиях, приведенных в п. п. 5 и 6 ПБУ 1/2008, и использовать указанные ниже документы в следующей последовательности:

  • МСФО;

  • положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

  • рекомендации в области бухгалтерского учета.

Таким образом, в отличие от прежнего порядка теперь установлена последовательность применения документов, которыми организация руководствуется при самостоятельной разработке способа ведения бухгалтерского учета, при этом приоритет отдан МСФО. Новшеством является и возможность использовать рекомендации в области бухгалтерского учета.

В связи с этим возникает вопрос о необходимости изменения применяемых организацией способов ведения бухгалтерского учета, например, лизинговых операций, в соответствии с требованиями МСФО.

Как было отмечено, при разработке способа необходимо учитывать требования, установленные, в частности, законодательством РФ о бухгалтерском учете. Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных этим Законом, применяются в том числе правила ведения бухгалтерского учета, утвержденные Минфином России до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ.

Пояснительную записку составлять не нужно

В «старой» редакции ПБУ 1/2008 было упоминание о пояснительной записке. Ее полагалось сдавать в составе бухотчетности и раскрывать в ней существенные способы ведения учета. Кроме того, в пояснительной записке следовало объявлять изменения учетной политики на год, следующий за отчетным.

Сейчас понятие «пояснительная записка» в ПБУ 1/2008 не используется. Что касается сведений об изменениях учетной политики и о существенных способах ведения учета, то их по-прежнему необходимо раскрывать. Но не в пояснительной записке, а в бухгалтерской отчетности. Видимо, подразумевается, что раскрывать эту информацию нужно в пояснениях, которые являются частью бухотчетности. Предоставить пояснения можно в виде таблицы или в текстовой форме (п. 4 приказа Минфина России от 02.07.10 № 66н).

Если применяется упрощенный учет

Отдельные правила предусмотрены для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность (п. 7.2 ПБУ 1/2008). В частности, к ним относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково», а также субъекты малого предпринимательства независимо от выбранной ими системы налогообложения.

Такие компании, как и все прочие, обязаны применять способы учета, установленные ФСБУ, а при наличии нескольких способов выбирать один из них. Однако если в ФСБУ ни одного способа нет, тем, кто ведет упрощенный бухучет, разрешено формировать учетную политику исходя только из требования рациональности. Другими словами, тот, кто применяет упрощенный способ бухучета, может отказаться от последовательного применения МСФО, стандартов по аналогичным вопросам и рекомендаций в области бухучета.

  1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) (далее — организации).
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.10.2010 N 132н)
    Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.
  2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
    К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
  3. Настоящее Положение распространяется:
    в части формирования учетной политики — на все организации;
    в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.
Читайте также:  Как купить дачу и не быть обманутым? Пошаговая инструкция

Пределы «рационализаторству»

В новой редакции ПБУ 1/2008 уточнено определение требования рациональности учетной политики. А именно: рациональное ведение бухгалтерского учета подразумевает выбор способов учета не только исходя из условий хозяйствования и величины организации, но также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации.

По части полезности информации и затрат на ее формирование Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобр. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997) разъясняет:

«Для того чтобы информация, формируемая в бухгалтерском учете, считалась полезной заинтересованным пользователям, она должна быть уместной, надежной и сравнимой. Особенности требований, определяющих полезность информации, формируемой в бухгалтерском учете для внутренних пользователей, устанавливает руководство организации» (п. 6.1);

Польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на подготовку этой информации» (п. 6.5.2).

А чтобы быть полезной, информация должна быть как уместной, так и правдиво представленной. Проиллюстрируем эти тезисы таблицей..

Таблица 1 Уровни «полезности» информации

Качественные характеристики информации, повышающие ее полезность:

  • сопоставимость;

  • проверяемость;

  • своевременность;

  • понятность

(п.п. QC17, QC19 Концептуальных основ финансовой отчетности).

Сопоставимость

Информация об отчитывающейся организации более полезна, если она может быть сопоставлена с аналогичной информацией о прочих организациях и со схожей информацией о той же организации за другой период или на другую дату (QC20)

Проверяемость

Проверяемость означает, что разные осведомленные и независимые наблюдатели могут прийти к общему мнению, хотя и не обязательно к полному согласию, относительно того, что определенное отображение является правдивым представлением (QC26)

Своевременность

Своевременность означает наличие доступной информации у лиц, принимающих решения, в то время, когда она может повлиять на принимаемые ими решения. Как правило, полезность информации снижается с увеличением срока ее давности (QC26)

Понятность

Четкие и лаконичные классификация, систематизация и представление информации делают ее понятной (QC30).

Финансовые отчеты составляются для пользователей, обладающих достаточными знаниями в области бизнеса и экономической деятельности, а также изучающих и анализирующих информацию с должным старанием (QC32)

Когда можно отойти от правил

Последние изменения ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» допускают, что в исключительных случаях организация вправе не соблюдать положения п. 7 и 7.1 данного ПБУ. Речь идёт о ситуации, когда формирование учетной политики, согласно им, влечёт искаженное отражение в отчётности:

  • экономического положения компании;
  • финансовых итогов ее деятельности;
  • движения ее денег.

Чтобы отойти от этих правил, должен быть налицо ряд признаков:

  1. Установлены причины, которые мешают отражению в учёте и отчётности объективной информации.
  2. Есть другой вариант ведения учета, который снимет проблему.
  3. Такой вариант исключает возникновение новых обстоятельств, которые приведут к искажению отчётности.
  4. Компания надлежащим образом раскрыла информацию о том, что отступила от правил и применяет альтернативный способ ведения бухучета.

Последний признак подразумевает раскрытие (новый п. 20.2 ПБУ 1/2008):

  • названия ФСБУ, который определяет отторгнутый компаний способ ведения учета (его краткая характеристика);
  • почему применение пунктов 7 и 7.1 ПБУ 1/2008 влечёт искажение отчетности (назвать причины);
  • сути другого способа ведения учета, который применен, и пояснения, как он ликвидирует недостоверность представления об экономическом положении компании, ее финансовых успехах и движении денег;
  • значения всех показателей отчетности, которые были изменены по причине отступления от пунктов 7 и 7.1 ПБУ 1/2008, как если бы этого не было, и размер корректировки каждого показателя.

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) (далее организации). Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

  • в части формирования учетной политики — на все организации;
  • в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Что такое учетная политика и зачем она нужна

В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.

В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.

Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Читайте также:  Запись в трудовой книжке при увольнении: шпаргалка кадровика

Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.

В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.

Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

Учетная политика для целей налогообложения: нюансы по НДС

Собранные в следующей таблице элементы учета НДС включаются в учетную политику 2020 – 2021 годов при необходимости или по желанию, на перспективу.

Налог

Элемент УП

В каких случаях включается в УП

НДС

Порядок раздельного учета входного НДС, уровень существенности

При совмещении налоговых режимов, наличии облагаемых и необлагаемых операций и операций, облагаемых по разным ставкам, ведении учета операций по совместной деятельности, исполнении функций доверительного управляющего

Порядок предъявления входного НДС к вычету

При осуществлении операций, облагаемых НДС по ставке 0%

Порядок учета предоплаты за товары, работы, услуги с длительным производственным циклом

При наличии таких операций

Использование индекса обособленного подразделения

При наличии таких подразделений

Утверждение и изменение учетной политики

Вновь созданные компании обязаны разрабатывать индивидуальную учетную политику с момента начала своей деятельности.

Принятая организацией учетная политика применяется в дальнейшем без изменений, если вносить их не требуется из-за перемен в деятельности или в законодательстве.
Если коррекция была, необходима – есть два варианта:

  1. Сформировать новый текст учетной политики.
  2. Подготовить текст дополнений или изменений в учетную политику.

Что отразить в учетной политике для целей бухучета

Универсальной учетной политики не найти даже на просторах интернета. Ее составление целиком зависит от конкретной организации. Для этого учтите все операции, которые компания проводила в прошлом и планирует в будущем. Кратко пробежимся по моментам, которые важны для бухгалтерской учетной политики.

  1. Ведение бухучета вручную или с использованием спецпрограммы. Также можно предусмотреть ведение учета на аутсорсинге.
  2. Покупка материалов с использованием только счета 10 «Материалы» или с применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Счета 15 и 16 помогают вести фактический учет затрат на заготовку материалов и определять отклонение от учетных цен, но усложняют бухучет.
  3. Выбор способа оценки материалов, отпускаемых в производство. В бухучете разрешено три способа: по средней себестоимости, по себестоимости каждой единицы, по методу ФИФО (по себестоимости первых по времени покупки).
  4. Выбор способа начисления амортизации. На выбор предложено четыре способа: линейный, уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет полезного использования, пропорционально объему работ. Выбор зависит от наличия профессионального бухгалтера и от ваших личных навыков. Самый простой вариант — линейный, он предполагает равномерное начисление амортизации в течение срока полезного использования. Все остальные способы относятся к ускоренным — в первые годы сумма амортизации превышает суммы в последующие годы. Если начисление амортизации в бухучете будет отличаться от налогового учета, то возникнут разницы, которые будут формировать налоговые обязательства и активы. В таком случае нужен профессиональный главбух.
  5. Учитывать активы стоимостью до 40 000 рублей в составе основных средств или материально-производственных запасов.
  6. Установление срока полезного использования для нематериальных активов. Выбор между сроком действия прав на НМА и сроком, в течение которого планируется получать выгоду от использования НМА.
  7. Выбор способа начисления амортизации на НМА. Это те же способы, что и с активами, кроме начисления пропорционально объему выполненных работ. Для НМА он недоступен.
  8. Выбор стоимости, по которой будут списываться товары, отпущенные в реализацию. По себестоимости каждой единицы, по средней или ФИФО.
  9. Выбор способа учета затрат на заготовку и транспортировку товаров на склад. Такие расходы можно включить в состав расходов на продажу или непосредственно отнести их на себестоимость.
  10. Выбор распределения затрат на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Первый вариант — затраты пропорционально списываются на счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживание производства и хозяйства». Второй вариант — списание сразу на счет 90 «Реализация продукции».

Утверждаем учетную политику

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя организации (п. 8 ПБУ 1/2008) и применяется организацией с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего распоряжения или приказа.

Обратите внимание! Для того чтобы с 1 января 2009 г. применять новую учетную политику, руководитель организации должен ее утвердить не позднее 31 декабря 2008 г. В то же время Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н, которым утверждено новое ПБУ 1/2008, вступит в силу только с 1 января 2009 г. Получается, что формировать учетную политику, которая будет действовать с 2009 г., организации должны по старым правилам — в соответствии с ПБУ 1/98.

Вновь созданная организация должна разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации, а применять — со дня государственной регистрации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *