Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый контроль и взаимодействие с налоговыми органами во время пандемии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В связи с развитием информационных технологий взаимодействие налогоплательщиков с налоговой инспекцией заметно упростилось. Теперь для отправки документов или отчетности предлагается использовать телекоммуникационные каналы связи. С их помощью можно не только быстро представить документы, но также иметь подтверждение, что они получены сотрудниками ИФНС.
Налоговый контроль и взаимодействие с налоговыми органами во время пандемии
Правительством Российской Федерации, в связи с распространением коронавирусной инфекции, предпринят ряд мер, направленных на стабилизацию неблагоприятной экономической ситуации.
В данной статье мы разберем основные изменения относительно налоговых проверок и мероприятий налогового контроля в условиях кризиса и распространения инфекции.
Мораторий на назначение ВНП, и не только.
Итак, отвечая на главный вопрос бизнеса относительно назначения выездных налоговых проверок и сроков их приостановления, сообщаем, что вынесение решений о проведении ВНП, проведение назначенных ВНП (запрет на проведение всех мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках таких проверок), а также течение сроков ВНП приостановлено до 31 мая 2020 года включительно.
Органы, осуществляющие налоговый контроль
Официальное понятие органов налогового контроля закреплено в законе РФ «О налоговых органах Российской Федерации» N943-1 от 21.03.1991 г.:
Налоговые органы РФ – это единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Органы налогового контроля в разнообразных формах взаимодействуют с иными органами исполнительной власти, что регулируется в более 60 нормативно-правовых актах. В частности, предусмотрены совместные мероприятия органов таможенного и налогового контроля, а также ЦБ РФ в отношении участников внешнеэкономической деятельности. Органы налогового контроля взаимодействуют с правоохранительными органами для проведения оперативно-розыскных мероприятий, выявления схем уклонения от налогообложения, розыска физических лиц и допроса их в качестве свидетелей и т.п. С другой стороны сотрудники ОВД направляют в налоговые органы сведения о возможных нарушениях налогового законодательства, о которых стало известно в ходе проведения оперативных или следственных действий с целью рассмотрения целесообразности проведения выездных налоговых проверок.
Органы, осуществляющие налоговый контроль, в рамках соответствующих правоотношений осуществляют непосредственные действия в лице должностных лиц, которыми являются работники налоговых органов, выполняющие функции представителя власти.
Организационные формы налогового контроля
С точки зрения организации, надзор за соблюдением НК может быть:
- Предварительным, и состоять из разъяснительной работы, учета и анализа информации об объектах налогообложения, планирование дальнейших этапов.
- Текущим или оперативным. Данная форма контроля является частью ежедневной работы налоговых органов и заключается в проверке за определенный налоговый период отчетности, правильности исчисления налоговой базы и своевременности уплаты налогов и сборов, достоверности сведений и их сравнения с другими данными учета.
- Последующий — является следствием текущего и представляет собой осуществление налоговых проверок.
Эти три вида организационных форм контроля не являются обособленными, а скорее взаимосвязанными и вытекающими одна из другой.
Процедура налогового контроля за расходами физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации — является одним из способов установления факта неуплаты налогов. Если согласно финансовым документам у физического лица задекларированные доходы небольшие, а лицо производит несопоставимые с ним расходы на приобретение дорогостоящего имущества, то это может свидетельствовать об уходе от налогообложения. Имеет место совершение либо налогового правонарушения, либо экономического преступления.
Объектом контроля со стороны государства в лице налоговых органов может быть приобретение следующего имущества[19]:
– недвижимость, за исключение многолетних насаждений;
– механические транспортные средства;
– акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
– культурные ценности;
– золото в слитках[20].
Необходимо отметить, что объект налогового контроля является факт передачи в собственность вышеуказанных объектов, а не соответствие цены приобретенного имущества с реальной стоимостью приобретенного имущества[21].
Законодательство о налогах и сборах не устанавливает нижнего предела цены приобретаемого имущества, поэтому основным критерием назначения налоговой проверки по данной ситуации будет несоответствие доходов физического лица с его расходами за определенный налоговый период.
Рассмотрим, каким же образом, налоговые органы получают информацию о расходах того или иного физического лица. Дело в том, что данную информацию им предоставляют учреждения, которые осуществляют регистрацию подобного рода сделок. В этом отношении для регистрирующих органов установлена обязанность предоставлять налоговым органам подобную информацию об изменении права собственности физического лица на определенный объект имущества[22].
Законодательство возлагает на физическое лицо обязанность в течение не более 60 дней сообщить и донести информацию до сведения налогового органа о том имуществе, которое было приобретено, в виде декларации. В данном документе необходимо указать источники дохода, на которые было приобретено данное имущество, а также размер денежных средств, которые были израсходованы на приобретение данного имущества. Таким образом, цель подачи данной декларации – это доказать, что денежные средства, которые были потрачены на приобретение того или иного имущества, заработаны легальным путем.
Как правило, к представляемой декларации прилагаются копии документом, заверенные в установленном порядке, подтверждающее достоверность указанных сведений[23].
Последствием установления несоответствия доходов физического лица произведенным им расходам является начисление с выявленной разницы налоговой задолженности по налогу на доходы физических лиц, а также пени за неуплату этого налога[24].
При наличии достаточных оснований физическое лицо, расходы которого не соответствуют его доходам, может быть привлечен к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации (ст.119 НК РФ), грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ), неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 НК РФ)[25].
Таким образом, был рассмотрен порядок налогового контроля расходов физического лица. Цель подобного контроля – это не допустить злоупотреблений физических лиц в части получения нелегальных доходов, которые не могут быть учтены при расчете и уплате налогов государственный бюджет.
Начало сотрудничества
Сотрудничество с налоговиками начинается еще до открытия компании или ИП, поскольку они регистрируются именно в налоговой инспекции. Для этого необходимо подать соответствующий пакет документов, после обработки которого ИФНС включит компанию в государственный реестр. Однако только при условии, что процедура регистрации полностью соответствует требованиям законодательства.
На этом этапе выбирается юридический адрес компании, который не должен быть массовым. Именно на него налоговая инспекция будет присылать документы в бумажном виде, а потому он должен быть действующим.
В последующем можно организовать электронный документооборот через оператора передачи данных. В одних случаях — это обязательная процедура, а в других — личная инициатива руководства организации.
Налоговый контроль и взаимодействие с налоговыми органами во время пандемии
Правительством Российской Федерации, в связи с распространением коронавирусной инфекции, предпринят ряд мер, направленных на стабилизацию неблагоприятной экономической ситуации.
В данной статье мы разберем основные изменения относительно налоговых проверок и мероприятий налогового контроля в условиях кризиса и распространения инфекции.
Мораторий на назначение ВНП, и не только.
Итак, отвечая на главный вопрос бизнеса относительно назначения выездных налоговых проверок и сроков их приостановления, сообщаем, что вынесение решений о проведении ВНП, проведение назначенных ВНП (запрет на проведение всех мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках таких проверок), а также течение сроков ВНП приостановлено до 31 мая 2020 года включительно.
При этом ФНС России в письме от 09.04.2020 № СД-4-2/5985@ разъясняет, что приостановление течения сроков ВНП распространяется на сроки:
- проведения и приостановления ВНП;
- составления и вручения акта ВНП;
- представления возражений на акт ВНП;
- рассмотрения материалов ВНП и проведения дополнительных мероприятий налогового контроля;
- составления и вручения дополнения к акту ВНП;
- представления возражений на дополнение к акту ВНП;
- составления акта, предусмотренного статьей 101.4 НК РФ, представления на него возражений, а также рассмотрения дела о соответствующем налоговом правонарушении.
Однако, на данный момент налоговыми органами активно проводится аналитическая работа, предпроверочный анализ налогоплательщиков, а также камеральные налоговые проверки, в рамках которых направляются требования о предоставлении документов (информации) и пояснений, заменяющие такие мероприятия, как налоговые комиссии и допросы свидетелей.
Ответы на требования и порядок взаимодействия с налоговыми органами.
Срок представления налогоплательщиками документов, пояснений и иных сведений по требованиям налоговиков увеличен на двадцать рабочих дней. Срок представления документов и пояснений на требования, направляемые в рамках камеральной проверки деклараций по НДС увеличен на десять рабочих дней.
Однако следует учитывать, что данное увеличение срока предоставляется только при условии получения налогоплательщиком требования с 1 марта до 31 мая 2020 года включительно.
Также до 31 мая 2020 года налоговым органам запрещено проведение вне рамок ВНП мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками.
Кроме того, предусмотрена возможность обеспечения участия налогоплательщика в рассмотрении дел о налоговых правонарушениях с использованием телекоммуникационных каналов связи, а также каналов видеоконференцсвязи, то есть без необходимости посещения налоговой инспекции. Для использования такой возможности налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган до даты рассмотрения дела о налоговом правонарушении копии документов, удостоверяющих личность и полномочия лиц, планирующих принять участие в рассмотрении.
В случае необходимости налогоплательщик имеет право направить ходатайство об отложении рассмотрения дела о налоговом правонарушении для обеспечения участия в рассмотрении.
Проверки валютного законодательства.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» до 31 мая 2020 года приостановлено проведение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации.
Исключение составляют случаи, когда по таким проверкам выявлены нарушения, срок давности привлечения к ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 года. В таких случаях проведение проверок будет продолжаться только в части таких нарушений.
Дополнительные мероприятия налогового контроля.
В случае если в качестве дополнительного мероприятия налогового контроля назначено проведение допросов свидетелей, вместо проведения допроса в текущей ситуации налоговики могут истребовать у свидетеля документы (информацию). Состав информации в данном случае не ограничивается информацией о конкретных сделках, поэтому проверяющие направят свидетелю перечень отдельных вопросов.
Ответственность за нарушения налогового законодательства.
Кроме того, вышеуказанным Постановлением Правительства установлен мораторий на применение налоговые санкций за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 НК РФ, совершенных в период с 1 марта 2020 года до 31 мая 2020 года включительно. Производство по таким нарушениям не осуществляется.
Таким образом, в области налогового законодательства наблюдается ряд значительных послаблений для бизнеса в период распространения коронавирусной инфекции, но при этом остается открытым вопрос усиления налогового контроля после стабилизации экономической ситуации.
Поэтому имеет смысл использовать данный период для проведения профилактических мер, направленных на снижение налоговых рисков.
Источники:
- Приказ ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@;
- Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»;
- Письмо ФНС России от 09.04.2020 № СД-4-2/5985@ «О постановлении Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409».
Совершенствование налогового контроля в РФ
Вопросы совершенствования налогового контроля в современных условиях экономического развития России сопряжены с внедрением принципиально новых форм налоговых отношений. Ключевыми аспектами является совершенствование налогового контроля и повышение его эффективности.
В этих целях была разработана и утверждена Дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования», в которой закреплены следующие направления совершенствования налогового контроля:
- формирование оптимальной для Российской Федерации модели института предварительного налогового разъяснения на основе проведенного анализа. Повышение прозрачности правоприменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (п. 3 раздела II «Взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов» Дорожной карты);
- выработка критериев оценки эффективности заключенных соглашений о расширенном информационном взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части внедрения режима «расширенного информационного взаимодействия». Повышение эффективности существующего порядка налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков;
- повышение эффективности деятельности налоговых органов за счет обеспечения более грамотной работы налогоплательщиков и сохранения добровольности института налогового консультирования;
- повышение объективности рассмотрения результатов налоговых проверок. Снижение нагрузки на систему арбитражных судов в Российской Федерации.
Также необходимо выделить другие направления совершенствования налогового контроля:
- Расширение налогового мониторинга позволит повысить эффективность налоговых проверок, снизить риски крупных налогоплательщиков.
- Усиление аналитической работы налоговых органов, что стимулирует собираемость налоговых платежей.
- Внесение изменений в Налоговый кодекс в части организационно-правовых основ работы органов налогового контроля, развития форм и методов контрольной деятельности.
- Совершенствование налоговых процедур по применению административно-налоговых санкций.
- Совершенствование проверочных процедур налогового контроля.
- Повышение эффективности досудебного и судебного урегулирования в контексте налогового контроля.
- Совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и осуществление налогового контроля.
- Устранение проблем в рамках налогового контроля в сфере налоговых пошлин за ввоз и вывоз определенных товаров, ликвидация способов обойти закон и не платить налоги, которыми пользуются недобросовестные предприниматели.
В настоящее время налоговый контроль в Российской Федерации осуществляется системой государственных органов, в число которых входят налоговые органы, таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. В сфере организации налогового контроля государственными органами существуют проблемы. Прежде всего, необходимо отметить тот факт, что качество контроля и его оперативность по-прежнему страдает. До сих пор есть место для коррупционных схем и теневых проверок.
В настоящее время значительно повысилась, но по прежнему недостаточна эффективность контрольной работы налоговых органов. Для того чтобы результат был максимальным она предполагает не только определенный объем выявленных налоговых правонарушений законодательства о налогах и сборах; строго регламентированную в соответствии с нормами права организацию налогового контроля, но и рациональное соотношение затрат (финансовых, трудовых и др.) на осуществление налоговых проверок и полученных результатов.
Так проведение налоговой проверки осложняется проблемами как правового, так и практического характера. Для преодоления данных проблем в соответствующие нормативно-правовые акты следует внести изменения.
Виды налогового контроля:
Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного государственного органа.
Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.
Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.
Субъекты имеют полное право на представление возражений службе, если они не согласны с теми результатами, которые удалось получить после любой формы налогового контроля по их деятельности.
Законодательство дополнительно не устанавливает чётко формы, в которой представляются такие возражения налоговым органам. Потому форму можно использовать свободную, регулирование отсутствует.
Лучше выделить конкретные положения органов налогового контроля, с которыми представители организации не согласны. Обязательна обоснованность дополнительными актами законодательства для решения задачи.
Далее выносится просьба о том, чтобы исключить акты, вызывающие больше всего возражений после мероприятия.
К письменным возражениям инспекции можно прикладывать документы, подтверждающие обоснованность противоположной позиции, они выполняют функции доказательств. Тогда проблем не возникнет.
Решение о правонарушении предполагает осуществление несколькими формами и методами.
- В судебном порядке, но только после обжалования результатов налогового финансового контроля деятельности в вышестоящей судебной службе.
- Можно подать жалобу в вышестоящий орган налогового контроля на решение, которое уже обжаловано в апелляционном порядке, по НК РФ. Это можно сделать не более, чем за один год с момента вынесения решения, чтобы решить задачу.
- Подачей апелляции в вышестоящие органы налогового контроля согласно НК РФ.
Федеральная таможенная служба
ГИТ и налоговые органы используют следующие формы взаимодействия:
-
взаимный обмен информацией о хозяйствующих субъектах, не осуществивших налоговые отчисления за начисленную заработную плату и страховые взносы в установленные сроки;
-
совместная реализация согласованных мероприятий в целях обеспечения контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и законодательства РФ о налогах и сборах, выявления, устранения и предупреждения их нарушений, в пределах компетенции;
-
формирование совместных рабочих групп.
Территориальные органы Роструда в лице ГИТ при установлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий фактов неосуществления хозяйствующими субъектами налоговых отчислений – НДФЛ и страховых взносов – направляют в территориальные налоговые органы по адресу места нахождения организации (филиала, представительства или иного обособленного подразделения) сообщение и соответствующие материалы.
Направляемые материалы должны содержать все необходимые сведения о юридическом лице, о нарушении обязательных требований, а также подтверждающие их документы (копии).
В свою очередь, территориальные налоговые органы используют поступившие материалы при осуществлении полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах. Налоговики направляют в ГИТ сведения о нарушениях хозяйствующими субъектами НК РФ, выявленных налоговыми органами на основании поступивших сообщений, а также мерах ответственности за эти нарушения.
Проверки ГИТ бывают плановыми и внеплановыми, а также документарными и выездными.
Плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденным планом, который можно найти на официальном сайте Роструда на текущий год.
Внеплановые проверки проводятся только при наличии соответствующих оснований:
-
истечение срока исполнения работодателем выданного ранее предписания;
-
поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе работников организаций, информации от органов государственной власти, из средств массовой информации;
-
распоряжение руководителя Роструда, требования прокурора.
Обратите внимание: по данным Роструда, в 2016 году территориальными органами ГИТ было проведено более 136 000 проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Из общего количества проверок в плановом порядке было проведено 18 000 проверок, или 13,2%, все остальные проверки проводились во внеплановом порядке и составили 86% от общего количества осуществленных проверок.
В ходе проведенных в 2016 году всех надзорных мероприятий, в том числе расследований несчастных случаев на производстве, было выявлено свыше 478 000 случаев нарушения трудового законодательства.
По общему правилу срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. Для субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем в два раза.
Написать комментарий