Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предварительное расследование и соотношение его форм». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.
Отличия следствия от дознания
Следствие является основной формой предварительного расследования, применяемой для расследования преступлений, характеризующихся повышенной общественной опасностью, тогда как дознание представляет собой упрощенную форму предварительного расследования, допустимую лишь по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, не представляющих большой сложности в расследовании. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК РФ дознание проводится по тем же правилам, что и следствие, но за исключением ряда процессуальных особенностей (изъятий).
Основное «различие, — отмечал М.С. Строгович, — между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что предварительное следствие есть высшая и более сложная форма расследования, применяемая по делам о более серьезных преступлениях. Дознание — это форма расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий, с тем чтобы полнее и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии».
Субъект расследования. Дознание по уголовным делам осуществляет дознаватель. И лишь в исключительных случаях, предусмотренных п. п. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание может проводиться следователем. Следствие по уголовным делам осуществляет следователь. И лишь при необходимости быстрого обнаружения и закрепления следов преступления, незамедлительного собирания доказательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает также и орган дознания (ч. ч. 1 — 3 ст. 157 УПК РФ). Дознаватель вправе обжаловать любое указание прокурора, но и в этом случае обязан немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения. Следователю указания может дать руководитель следственного органа. Указания прокурора могут быть адресованы следователю только после рассмотрения последним обвинительного заключения (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Сроки дознания и следствия. Срок дознания меньше, чем срок предварительного следствия. Он составляет 30 суток, а у предварительного следствия первоначальный срок — 2 месяца. Срок дознания не может быть продлен более чем на 12 месяцев, пределов же продления срока предварительного следствия нет. Срок дознания, осуществляемого органом дознания, продлевает прокурор, а срок предварительного следствия — руководитель следственного органа. Имеются отличия и в основаниях продления такового. Таким образом, для дознания характерны менее длительные процессуальные сроки, которые имеют свои пределы, регламентированные ч. ч. 4 и 5 ст. 223 УПК РФ. Для следствия законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК РФ).
Процессуальное положение лица, подвергающегося уголовному преследованию. Так, в ходе следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем переходит в статус обвиняемого. Вместе с тем лицо может быть привлечено в качестве обвиняемого и без предварительного нахождения в статусе подозреваемого. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, приобретает статус обвиняемого лишь во время окончания предварительного расследования — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта или обвинительного постановления. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя человек пребывает в статусе подозреваемого.
Степень прокурорского надзора и ведомственного контроля. Так, полномочия прокурора по надзору за дознанием весьма широки. Дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств. Помимо этого, в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования; дача обязательных для исполнения письменных указаний о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и многие другие. Степень прокурорского надзора за предварительным следствием менее существенна и сводится лишь к некоторым полномочиям, тогда как большая часть вопросов контроля качества следствия находится в полномочиях ведомственного контроля.
Форма окончания предварительного расследования. Для предварительного следствия характерны такие формы окончания расследования, как прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением (гл. 30, 31 УПК РФ). Помимо этого, предварительное следствие может оканчиваться еще одной специфической формой — направлением материалов уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК РФ). В свою очередь, дознание может оканчиваться прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и его направлением в суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением (ст. ст. 225, 226 и 226.7 УПК РФ). Кроме этого, дознание может быть окончено посредством смены формы предварительного расследования, т.е. путем передачи уголовного дела для дальнейшего производства следствия.
У дознания и предварительного следствия имеются также иные отличия.
Чем отличается следствие от дознания
Определение 1
Предварительное следствие и дознание — это следственные органы, которые проводят досудебное расследование в разном порядке и с разными полномочиями.
Органы дознания и предварительного следствия в процессе производства расследования решают общие задачи, подчиняются единым нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу
тема подробнее , а также единые последствия их работы (информация – материалы по делу рассматриваются в суде). При этом необходимо учесть, что данные органы являются самостоятельными органами расследования, орган предварительного расследования занимает более значимую роль. Любое уголовное дело может быть раскрыто в процессе предварительного расследования.
Понятие и общая характеристика стадии предварительного расследования
Современная форма осуществления правосудия, обусловленная действием принципа состязательности сторон, предполагает такие механизмы рассмотрения и разрешения судом уголовного дела, при которых движущим началом судебного разбирательства является выражение четкой и обоснованной позиции стороны обвинения, сформулированной в обвинительном заключении, обвинительном акте или обвинительном постановлении. Именно эта позиция, согласно ст. 252 УПК, в последующем становится предметом судебного разбирательства первой инстанции, т. е. сущностью уголовно-правового спора, возникающего между обвинением и защитой, который рассматривается и разрешается судом в установленном процессуальным законом порядке.
Следовательно, после получения первоначальной информации о совершенном или готовившемся преступлении и возбуждения уголовного дела и до проведения судебного разбирательства необходимо осуществление целого комплекса различных процессуальных действий и решений, направленных на установление всех имеющих значение для данного уголовного дела обстоятельств, на установление личности обвиняемого и предъявление ему стороной обвинения уголовно-правовой претензии (обвинения). В данной претензии выражается позиция стороны обвинения, которая впоследствии становится предметом судебного разбирательства по уголовному делу. И именно для этого в системе российского уголовного судопроизводства существует стадия предварительного расследования.
Общие условия предварительного расследования
Общие условия предварительного расследования — это закрепленные в уголовно-процессуальном законе основные правовые нормы, действующие при производстве предварительного следствия и дознания и отражающие его характерные черты, а также обеспечивающие осуществление в этой стадии принципов уголовного судопроизводства.
Общие условия находят свое отражение во всех действиях и решениях органов дознания и предварительного следствия, а их соблюдение является одним из существенных элементов обеспечения законности производства по уголовному делу. Регламентации общих условий предварительного расследования посвящена гл. 21 УПК. В число общих условий входит и рассмотренный выше вопрос о формах предварительного расследования (ст. 150 УПК). Кроме того, в систему общих условий предварительного расследования законодатель включает следующие правовые нормы.
Подследственность. Распределение уголовных дел между органами дознания и предварительного следствия осуществляется в соответствии с установленными УПК правилами подследственности. Подследственность — это юридическое свойство уголовного дела, в соответствии с которым предварительное расследование отнесено к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.
Уголовно-процессуальный институт подследственности имеет существенное организационно-правовое значение. Он позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предвари тельного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами; способствует определению штатной численности каждого из них и т. д.
Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного и территориального (схема 1).
Общие условия предварительного расследования
Замечание 1
Общие условия предварительного расследования – это определенные правила, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе
, отображающие характерные черты предварительного расследования и определяющие самые значительные требования к порядку следственных действий и последующего принятия решений.
Общие условия предварительного следствия базируются на общих принципах уголовного законодательства, их соблюдение является обязательным по всем уголовным делам.
Общие условия предварительного расследования включают предписания Уголовно-процессуального кодекса
, которые определяют:
- уполномоченные осуществлять предварительное расследование органы;
- подследственность уголовных дел;
- обязательность предварительного следствия;
- место и начало проведения предварительного следствия;
- производство следственной группой предварительного следствия;
- срок предварительного следствия;
- деятельность органов дознания;
- общие правила следственных дел;
- окончание производства предварительного расследования;
- протоколирование следственных действий;
- удостоверение факта невозможности подписания или отказа от подписания протокола следственных действий;
- меры попечения об иждивенцах и детях, по сохранности имущества обвиняемого или подозреваемого;
- обязательность рассмотрения ходатайств;
- соединение и выделение дел;
- использование научных и технических средств при расследовании преступлений;
- недопустимость разглашения информации, касающейся предварительного расследования;
- принятие мер по выявлению нарушений закона, их устранение, выявление условий и причин, которые способствуют совершению преступлений;
- участие понятых, переводчика, специалиста.
Подследственность – это комплекс признаков уголовного дела, с помощью которого определяется, какой орган расследования (начальник следственного подразделения, следователь, прокурор) вправе или должен производить расследование по делу.
Подследственность обеспечивает распределение уголовных дел между органами расследования так, чтобы к судебному разбирательству все было подготовлено максимально быстро и качественно.
Подследственность уголовных дел Следственного комитета
, следователей, органов государственной безопасности разграничены законодательно.
Понятие и значение общих условий предварительного расследования
Приступая к изучению главы 21 УПК РФ «Общие условия предварительного расследования», есть все основания вести речь об общих условиях как предварительного следствия, так и дознания.
Общие условия предварительного расследования – это установленные уголовно-процессуальным законом правовые требования, определяющие порядок производства предварительного расследования, основанный на принципах уголовного процесса и выражающий собой наиболее важные и специфические черты предварительного расследования как самостоятельной стадии уголовного процесса.
Общими условиями они названы потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок.
Будучи связаны между собой, они обеспечивают всестороннее полное, объективное и своевременное расследование преступлений, соблюдение законных прав и интересов граждан. Общие условия не допускают ни малейшего отступления от содержащихся в них требований.
Только строжайшее соблюдение их позволяет успешно выполнить важные задачи в ходе расследования преступлений.
- К системе общих условий предварительного расследования, закрепленных в главе 21 УПК, относятся правила:
- 1) формы предварительного расследования;
- 2) подследственность;
- 3) соблюдение места производства предварительного расследования;
- 4) соединение и выделение уголовных дел;
- 5) определение начала производства предварительного расследования и его окончания;
- 6) производство неотложных следственных действий, а также правила производства следственных действий;
- 7) составление и оформление протокола следственного действия;
- 8) обязательность рассмотрения заявленных ходатайств;
- 9) меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого, обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;
- 10) недопустимость разглашения данных предварительного расследования;
- 11) участие специалиста, переводчика и понятых.
- Характеристика этих общих условий дается ниже.
- Формы предварительного расследования, их характеристика (ст.150 УПК РФ)
Формы предварительного расследования
Предварительное расследование по УПК РФ как стадия уголовного процесса находит свое проявление в двух формах:
- предварительное следствие (гл. 22, ст. 162 — 170 УПК РФ);
- дознание (гл. 32, ст. 223 — 226 УПК РФ).
Следствие и дознание являются формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования. Они направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Порядок осуществления и следствия и дознания имеет общие черты, которые выражаются, в частности, в следующем:
- единые для следствия и дознания способы собирания и проверки доказательств;
- одинаковые требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц;
- идентичные средства государственного принуждения;
- дознаватель и следователь наделены очень близким кругом процессуальных полномочий;
- деятельность и следователя и дознавателя осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора;
- доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.
Первое, что нужно знать о дознавателе — он является должностным лицом и входит в штат сотрудников органов дознания. Основная их часть находится в подчинении у Министерства внутренних дел, основными представителями какового являются работники таких правоохранительных органов, как полиция.
Также работать на должности дознавателя могут сотрудники, относящиеся к таким службам, как органы таможенного контроля или ФСБ. Также эту должность можно встретить в налоговой службе или органах, занимающихся пожарным надзором.
Дознаватели участвуют в расследованиях и разбирательствах, которые касаются мелких уголовных дел. Также их часто назначают на разбор административных нарушений. В общем, в их компетенцию входят дела, которые не могут повлечь за собой общественный резонанс и не создают высокой опасности для социума в целом.
Важно
Когда дознаватель проводит расследование, то он имеет право вызывать на разговор людей, причастных к рассматриваемому делу. Но подозреваемый, если он есть, выступает там как один из свидетелей, а не как обвиняемый. Также у дознавателей нет возможности делать обвинительное заключение. В его компетенцию входит только составление документа под названием обвинительный акт.
Понятие и общая характеристика стадии предварительного расследования
Современная форма осуществления правосудия, обусловленная действием принципа состязательности сторон, предполагает такие механизмы рассмотрения и разрешения судом уголовного дела, при которых движущим началом судебного разбирательства является выражение четкой и обоснованной позиции стороны обвинения, сформулированной в обвинительном заключении, обвинительном акте или обвинительном постановлении. Именно эта позиция, согласно ст. 252 УПК, в последующем становится предметом судебного разбирательства первой инстанции, т. е. сущностью уголовно-правового спора, возникающего между обвинением и защитой, который рассматривается и разрешается судом в установленном процессуальным законом порядке.
Следовательно, после получения первоначальной информации о совершенном или готовившемся преступлении и возбуждения уголовного дела и до проведения судебного разбирательства необходимо осуществление целого комплекса различных процессуальных действий и решений, направленных на установление всех имеющих значение для данного уголовного дела обстоятельств, на установление личности обвиняемого и предъявление ему стороной обвинения уголовно-правовой претензии (обвинения). В данной претензии выражается позиция стороны обвинения, которая впоследствии становится предметом судебного разбирательства по уголовному делу. И именно для этого в системе российского уголовного судопроизводства существует стадия предварительного расследования.
Другие отличия предварительного следствия и дознания
Следователь имеет право по необходимости поручать органу дознания произвести следственное, розыскное или оперативно-розыскное мероприятие в других районах или в месте предварительного следствия. В этом случае следователь вправе ознакомиться с оперативными розыскными материалами, которые можно отнести к расследуемому делу. Также он имеет право дачи письменных, обязательных для исполнения поручений с указанием и требованием их содействия в производстве определенных следственных мероприятий. Прокурор, который должен осуществлять контроль процессуальной деятельности, вправе отстранять дознавателей от последующего расследования, изъять любые уголовные дела у органа дознания, указать на проведение оперативных и розыскных действий, утвердить решение дознавателя о прекращении производства по делу и др. Это отражает тройное подчинение дознавателя. Он подчиняется начальнику органа дознания, который дает полномочия органа дознания и в соответствии с утверждением которого происходит принятие важных решений по делу, прокурору и следователю.
Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, если сравнивать с процессуальной самостоятельностью следователя.
Формы дознания сходства и различия
Следствие и дознание являются формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования. Они направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Порядок осуществления и следствия и дознания имеет общие черты, которые выражаются, в частности, в следующем:
Если собирание и закрепление доказательств, предварительное расследование в целом будет произведено ненадлежащим органом или должностным лицом, то результаты будут являться полученными с нарушением закона и поэтому признаются ничтожными, не имеющими в соответствии со ст. 75 УПК РФ юридической силы.
По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе знакомиться с материалами дела (ст. 200 УПК). По окончании дознания указанные участники процесса лишь извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются (ст. 120 УПК).
Предварительное расследование; что нужно знать
Этот вид следственных действий предоставляет возможности для расследования преступления, формирования максимально полной доказательной базы, определения мотивов преступления и соблюдения гражданских прав подозреваемых в его преступлении. На этом этапе хороший уголовный адвокат, сможет проконтролировать правильность действий правоохранительных и отстоять права подозреваемого в нем гражданина.
- уведомить подозреваемого, что он имеет право ознакомится с делом лично, либо в присутствии адвоката. Сообщение об этом составляется письменной форме под протокол;
- уведомить всех иных участников дела, среди которых потерпевший или потерпевшие, истец, ответчик, адвокат и т.п.
Соотношение предварительного следствия и дознания. К общим чертам этих форм предварительного расследования относятся:
• единое предназначение (задачи, цель) — ст. 6 УПК РФ;
• равная обязанность осуществления уголовного преследования (ст. 21 УПК РФ);
• соблюдение единой процессуальной формы при расследовании уголовных дел (ст. 164, 166 УПК РФ);
• равное доказательственное значение установленных по делу фактов;
• как следователь, так и дознаватель наделены необходимыми процессуальными полномочиями, которые носят властный характер (ст. 38, 41 УПК РФ);
• как следователь, так и дознаватель наделены в основном процессуальной самостоятельностью и независимостью при принятии решений по уголовному делу и несут полную ответственность за законное своевременное и обоснованное проведение предварительного расследования;
• правила, закрепленные в гл. 21 УПК РФ, распространяются как на предварительное следствие, так и на дознание.
Как правило, различие дознания и следствия производится по следующим основаниям:
1. По органам и должностным лицам.
Например, в органах внутренних дел это: участковый инспектор, сотрудник уголовного розыска и ОБЭП, работник ГИБДД и другие должностные лица органов внутренних дел с учетом требований, изложенных в ч. 2 ст. 41 УПК РФ.
3. По степени процессуальной самостоятельности
Предварительное следствие, в отличие от дознания, проводится в более сложной процессуальной форме, как правило, следователем, имеющим более высокий процессуальный статус, чем дознаватель.
Дознание и предварительное следствие: общие черты и различия
В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения. Производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема по постановлению начальника органа дознания может осуществляться группой дознавателей. По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания.
К подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях: кража, грабеж, уничтожение или повреждение имущества по неосторожности и др.
Как правило, это преступления небольшой и средней тяжести, по которым максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы. По письменному указанию прокурора эти дела могут быть переданы для производства в форме предварительного следствия.
данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;Следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.
В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или производство следствия по этому делу поручается другому следователю. Закон не устанавливает предельных сроков расследования. Тем не менее они определяются моментом истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности, поскольку наступление этого обстоятельства влечет за собой прекращение производства по уголовному делу.
Вопрос 2. Формы предварительного расследования и их соотношение
Уголовно-процессуальный закон предусматривает, что дознание является формой предварительного расследования преступлений, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК). В УПК РФ дознание — процессуальная деятельность по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие. Теперь дознание функционирует только как одна из форм предварительного расследования по уголовным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (ст. 15 УК РФ). В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную и укороченную по срокам форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл. 32 УПК РФ). При этом действия и решения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производстве предварительного следствия.
начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов — по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
Предварительное следствие, согласно ст. 151 и 434 УПК РФ, обязательно по наиболее сложным делам и по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; по делам в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. Приведенный здесь перечень не исчерпывающий.
Производство дознавателями расследования в форме дознания по уголовным делам заключается в осуществлении уголовно — процессуальной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, указанных в ч.3 ст.151 УПК РФ, для выяснения обстоятельств совершения которых закон не требует проведения предварительного следствия.
Следует иметь в виду, что в юридической литературе высказы¬ваются мнения о существовании в отечественном уголовном про¬цессе третьей формы расследования — смешанной. Предварительное следствие — основная, ведущая форма расследования, поскольку оно проводится по большинству преступлений.
Дознание проводит назначенный дознаватель в случаях, когда в полномасштабном предварительном расследовании нет необходимости. Его проводят:
- когда правонарушение имеет среднюю или низкую степень тяжести;
- когда нет необходимости в проведении большого объема следственных мероприятий (например, установлен гражданин, совершивший преступное деяние).
Дознание имеет следующие особенности:
- ведущий дело дознаватель имеет меньший, чем следователь уровень самостоятельности;
- срок проведения дознания не может превышать 20 календарных дней, однако его можно продлить еще на тридцатидневный срок;
- отсутствуют правоохранительные структуры, имеющие право привлекать к ответственности подозреваемого, выносить обвинительное заключение, отправлять подозреваемого в спецлечебницу и т.п.
Участие адвоката в уголовном деле позволит контролировать правильность проведения дознания на всех его этапах.
Согласно действующему законодательству структурами, имеющими право осуществлять следственные мероприятия, являются следственные подразделения МВД, Прокуратуры, ФСБ, Следственная структура службы по контролю за обращением наркотиков, СК РФ.
Никакие иные структуры принимать участие в предварительном расследовании не имеют права.
Цель данной работы состоит в том, чтобы усвоить нормы уголовно — процессуального права, регулирующие общие положения производства предварительного расследования. Задача состоит в том, чтобы уяснить понятие этой стадии, ее формы, организации, органы, осуществляющие ее, сроки расследования уголовных дел, а так же общие условия, которые должны соблюдаться при расследовании любого дела.
- Дознание и предварительное следствие как формы предварительного расследования. 8
- Полномочия следователя. 10
- Обязанности органов дознания. 14
- Общие условия производства предварительно следствия. 17
Огурцов А. П., Юдин Э. Г. Деятельность // Большая советская энциклопедия. — М., 1970.
Клир Дж. Системология.
Автоматизация решений системных задач. — М., 1990.
Гончан Ю. А. Функциональный анализ уголовного судопроизводства: постановка проблемы // Пятьдесят лет кафедре уголовного процесса УрГЮА (СЮИ): мат-лы междунар. науч,-практ. конф. — Екатеринбург, 2005. — Ч. 1.20. Сроки дознания и предварительного следствия порядок исчисления и продления? Шакуров Р. X. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. Исходя из анализа главы 22 УПК РФ, которая регламентирует производство предварительного следствия, можно сделать вывод о том, что систему предварительного следствия составляют следующие действия и решения процессуального характера: принятие следователем уголовного делак производству; выполнение следственных и иных процессуальных действий; привлечение лица в качестве обвиняемого; применение мер процессуального принуждения, приостановление предварительного следствия; окончание предварительного следствия.
Формами предварительного расследования являются предварительное следствие и дознание. Термин соотношение предполагает, с одной стороны, выделение черт, признаков, объединяющих какие-либо явления, являющихся общими для них, а с другой — определение черт, признаков, которые различают соответствующие явления. Предварительное следствие и дознание обладают следующими общими характерными признаками:
- 1) предварительное следствие и дознание являются формами предварительного расследования;
- 2) в рамках предварительного следствия и дознания разрешаются единые общие и непосредственные задачи;
- 3) процессуальными основаниями производства предварительного следствия и дознания являются единые нормы уголовно-процессуального законодательства Республики Беларусь;
- 4) для предварительного следствия и дознания характерны единые правовые последствия: их материалы служат основанием рассмотрения уголовных дел в судебном разбирательстве.
Дознание и предварительное следствие — формы процессуальной деятельности, которые выстраиваются с помощью общих принципов и требований уголовно-процессуального законодательства РФ.
Единство между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что органы, которые их осуществляют, принимают к руководству единые принципы процесса, единое процессуальное законодательство, решая общие и единые задачи уголовного судопроизводства.
Предварительное следствие и дознание представляют собой виды одной и той же стадии процесса (предварительное расследование), но для них характерны определенные отличия:
- Предварительное следствие проводится следователем, то есть специальным лицом, для которого расследование преступления представляет собой единственную и основную обязанность. Дознание может производиться законодательно устанавливаемыми органами, включая их должностных лиц. Для них ведение дознания является одной из возложенных обязанностей при исполнении задач, которые относятся к управлению и обеспечению порядка в определенной области социальной жизни.
- Выполняя обязанности по расследованию преступления, следователь органов предварительного следствия должен использовать лишь следственные и процессуальные действия. Как дознаватели, так и дознавательные органы в своей работе могут сочетать следственные или прочие процессуальные действия с ОРМ, проводимые посредством специального вспомогательного аппарата, оперативной техники, научно-технических средств, а также с помощью личного сыска. Подобные действия способны дополнять друг друга, обеспечивая своевременное раскрытие преступлений, розыск лиц, которые их совершили, и лиц, которые уклоняются от дознания, суда и следствия, включая уголовное наказание.
- Еще одно различие состоит в органах, которые входят в соответствующие ведомственные системы. По количеству органов дознания намного больше, чем органов предварительного следствия. Именно они способны отражать разнообразие социальных сфер, которые требуют правовое вмешательство государственных силовых структур.
Рассматривая вопрос, чем отличается следствие от дознания, нельзя не отметить, что для них характерна разная подследственность уголовных дел. В число компетенций органов дознания включены дела, касающиеся преступлений средней и небольшой тяжести. Чаще всего подобные типы преступлений совершаются в управленческой сфере и охране общественного порядка. Они могут являться менее сложными и опасными для расследований и вскрываться в случае обеспечения общественного порядка и осуществления административных функций.
В компетенцию следователя включены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, которые представляют собой большую опасность для общества, трудоемки и сложны в расследовании.
Следователь имеет право по необходимости поручать органу дознания произвести следственное, розыскное или оперативно-розыскное мероприятие в других районах или в месте предварительного следствия. В этом случае следователь вправе ознакомиться с оперативными розыскными материалами, которые можно отнести к расследуемому делу. Также он имеет право дачи письменных, обязательных для исполнения поручений с указанием и требованием их содействия в производстве определенных следственных мероприятий. Прокурор, который должен осуществлять контроль процессуальной деятельности, вправе отстранять дознавателей от последующего расследования, изъять любые уголовные дела у органа дознания, указать на проведение оперативных и розыскных действий, утвердить решение дознавателя о прекращении производства по делу и др. Это отражает тройное подчинение дознавателя. Он подчиняется начальнику органа дознания, который дает полномочия органа дознания и в соответствии с утверждением которого происходит принятие важных решений по делу, прокурору и следователю.
Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, если сравнивать с процессуальной самостоятельностью следователя.
Основным видом расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относитк этому виду производство по большинству уголовных дел (ст.
151 УПК РФ), а, во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор (п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК РФ).
Осуществление всей этой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных органов.
Дознание представляет собой собственно дознание, т.е. «ускоренное» (упрощенное) расследование преступлений в порядке и сроках, указанных в гл. 32 УПК РФ (ст. 223–225). В соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ дознание проводится по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.
«Ускоренное» расследование преступлений производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела в порядке гл. 32 УПК РФ. Этот срок при необходимости может быть продлен прокурором до 30 суток изаканчивается составлением обвинительного акта. Максимальный срок дознания — 60 суток.
В необходимых случаях, например, связанных с проведением судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района (города) и их заместителями — до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи (ст.
453 УПК РФ), срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ — до 12 месяцев.
Все вопросы, которые не нашли отражения в гл. 32 УПК РФ, решаются по общим правилам, установленным уголовно-процессуальным законом для предварительного следствия (гл. 21, 22, 24–29 УПК РФ), но с некоторыми исключениями, указанными в ст. 223–225 УПК РФ. Перечень дел о преступлениях, расследование которых осуществляется в форме «ускоренного» дознания, закреплен в ч. 3 ст. 151 УПК РФ.
При этом дознаватель наделен меньшей, чем следователь, процессуальной самостоятельностью и независимостью. Особо ответственные процессуальные решения и действия дознаватель принимает с согласия и по поручению начальника органа дознания (п. 17 ст. 5 УПК РФ) или начальника подразделения дознания (ст. 40.
1 УПК РФ) и не обладает правом приостанавливать исполнение указаний прокурора и начальника органа дознания и подразделения дознания в случае несогласия с ними. Он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).
Таким образом, при производстве дознания права ряда субъектов уголовно-процессуальной деятельности в определенной мере ограничены по сравнению с их правами при производстве предварительного следствия.
Соотношение предварительного следствия и дознания. К общимчертам этих форм предварительного расследования относятся:
• единое предназначение (задачи, цель) — ст. 6 УПК РФ;
• равная обязанность осуществления уголовного преследования (ст. 21 УПК РФ);
• соблюдение единой процессуальной формы при расследовании уголовных дел (ст. 164, 166 УПК РФ);
• равное доказательственное значение установленных по делуфактов;
• как следователь, так и дознаватель наделены необходимымипроцессуальными полномочиями, которые носят властныйхарактер (ст. 38, 41 УПК РФ);
• как следователь, так и дознаватель наделены в основном процессуальной самостоятельностью и независимостью при принятии решений по уголовному делу и несут полную ответственность за законное своевременное и обоснованное проведение предварительного расследования;
• правила, закрепленные в гл. 21 УПК РФ, распространяютсякак на предварительное следствие, так и на дознание.
Предварительное расследование – это деятельность уполномоченных органов к розыску обвиняемого, установлению причин и фактов случившегося происшествия и изобличению виновного.
Существует два вида предварительного расследования:
- Дознание. Его назначают по делам небольшой или средней тяжести.
- Предварительное следствие. Установленный нормами процесс расследования, который ведет следователь. Начинается с момента открытия уголовного дела.
Приступив к производству, следователь собирает доказательства по уголовному делу.
Следственный орган имеет полномочия самостоятельно осуществлять следующие действия:
- осматривать место преступления;
- проводить следственный эксперимент;
- обыск (с разрешения прокурора);
- производить изъятие улик;
- запрашивать сведения о телефонных разговоров и почтовых переписок;
- проводить допросы и очные ставки;
- предъявлять опознания личности;
- назначать судебную экспертизу.
К общим условиям предварительного расследования относятся основные правовые нормы, закрепленные в уголовно-процессуальном законодательстве, применяемые в ходе предварительного следствия и дознания, отображающие его основные характерные черты, обеспечивающие реализацию принципов уголовного судопроизводства.
Общие условия отражены во всех действиях органов предварительного следствия и дознания, их соблюдение – один из необходимых элементов обеспечения законности по уголовному производству.
Правовые нормы общих условий предварительного расследования:
Подследственность. Юридическое свойство уголовного дела согласно которому предварительное расследование относится к компетенции определенных органов предварительного следствия или дознания. Подследственность определяется на основании ведомственного и территориального критериев (рисунок 1).
Ведомственный критерий характеризует определенную отраслевую принадлежность органов предварительного следствия или дознания и определяться персональным, родовым, предметным или альтернативным признаком.
Территориальный критерий характеризует территориальную компетенцию органа предварительного следствия или дознания.
Говоря об общей характеристике предварительного следствия, прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос о его сроках, установленных законом, поскольку несоблюдение сроков предварительного следствия является одним из существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства.
Так, в ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ законодатель констатировал, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4).
По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть окончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.
Предварительное следствие связано с проведением следственных действий.
Следственные действия – это производимые в строгом соответствии с законом процессуальные действия, направленные на собирание (обнаружение, фиксацию и изъятие) и проверку доказательств.
Как правило, следственные действия проводятся по инициативе следователя, но могут быть проведены и по указанию руководителя следственного органа.
К числу следственных действий УПК РФ относит:
- осмотр (места происшествия, животных и их трупов, предметов и документов) и освидетельствование (осмотр живого лица);
- эксгумация (извлечение трупа из места захоронения) и осмотр трупа;
- обыск (в том числе, личный обыск) и выемку;
- допрос (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, специалиста, эксперта) и очную ставку;
- предъявление для опознания:
- следственный эксперимент;
- проверку показаний на месте;
- контроль и запись переговоров;
- получение информации о соединениях между абонентами;
- назначение и производство судебной экспертизы
Ряд из этих следственных действий можно проводить не только в ходе предварительного следствия, но и до возбуждения уголовного дела. К ним относятся: осмотр и освидетельствование, назначение и производство судебной экспертизы.
Предварительное расследование преступлений осуществляется в двух формах: предварительного следствия и дознания (в общем порядке / в сокращенной форме). Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением УД о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК.
Дознание производится:
а) по делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК (например, ст. 112, 115, 116, ч. 1 ст. 158 и др.);
б) по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести – по письменному указанию прокурора.
По письменному указанию прокурора уголовные дела, расследование по которым производится в форме дознания, могут быть переданы для производства предварительного следствия.
Предварительное следствие считается основной формой расследования, так как в ней наиболее полно представлены все процессуальные возможности досудебного производства и гарантии прав участвующих лиц. Поэтому расследование большинства уголовных дел осуществляется именно в форме предварительного следствия. Осуществляется по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.
В свою очередь, дознание является упрощенной формой расследования. Его проведение возможно лишь по некоторым уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК и не представляющих большой сложности в расследовании. Т. е. в основу подразделения кладется тяжесть совершенного преступления.
Эти две формы соотносятся как две части одного целого.
Термин соотношение предполагает, с одной стороны, выделение черт, признаков, объединяющих какие-либо явления, являющихся общими для них, а с другой — определение черт, признаков, которые различают соответствующие явления.
Различия между дознанием и предварительным следствием.
Предварительное расследование – это деятельность уполномоченных органов к розыску обвиняемого, установлению причин и фактов случившегося происшествия и изобличению виновного.
Существует два вида предварительного расследования:
- Дознание. Его назначают по делам небольшой или средней тяжести.
- Предварительное следствие. Установленный нормами процесс расследования, который ведет следователь. Начинается с момента открытия уголовного дела.
Приступив к производству, следователь собирает доказательства по уголовному делу.
Следственный орган имеет полномочия самостоятельно осуществлять следующие действия:
- осматривать место преступления;
- проводить следственный эксперимент;
- обыск (с разрешения прокурора);
- производить изъятие улик;
- запрашивать сведения о телефонных разговоров и почтовых переписок;
- проводить допросы и очные ставки;
- предъявлять опознания личности;
- назначать судебную экспертизу.
Субъектное разделение проведения розыска и субъектное разграничение имеет значение в процессе предварительного расследования. Следователи не занимаются оперативно-розыскной деятельностью, они уполномочены давать указания и инструкции органам дознании по проведению оперативно-розыскных мероприятий.
Предварительное расследование должно гарантировать соблюдение законных прав и интересов в досудебной стадии. Предварительное следствие обязательно по всем сложным делам, особенно, по преступлениям совершенным должностными лицами.
Предварительное следствие длится два месяца, по окончанию выносится обвинительное заключение.
К общим условиям предварительного расследования относятся основные правовые нормы, закрепленные в уголовно-процессуальном законодательстве, применяемые в ходе предварительного следствия и дознания, отображающие его основные характерные черты, обеспечивающие реализацию принципов уголовного судопроизводства.
Общие условия отражены во всех действиях органов предварительного следствия и дознания, их соблюдение – один из необходимых элементов обеспечения законности по уголовному производству.
Правовые нормы общих условий предварительного расследования:
Подследственность. Юридическое свойство уголовного дела согласно которому предварительное расследование относится к компетенции определенных органов предварительного следствия или дознания. Подследственность определяется на основании ведомственного и территориального критериев (рисунок 1). Ведомственный критерий характеризует определенную отраслевую принадлежность органов предварительного следствия или дознания и определяться персональным, родовым, предметным или альтернативным признаком. Территориальный критерий характеризует территориальную компетенцию органа предварительного следствия или дознания.
- Проблемные стороны правового положения прокурора в досудебном уголовном процессе
- Криминологическая характеристика несовершеннолетнего осужденного
- Проблемы уголовной ответственности за незаконный оборот древесины в связи с изменениями в лесном законодательстве
- Специалист как субъект уголовного процесса
- Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц при их создании