Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Признание гражданина безвестно отсутствующим». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для признания бывшего супруга или другого родственника пропавшим без вести сначала подготовьте документы, затем составьте заявление по количеству сторон. Когда все будет готово, отправьте копии документов и заявления всем участникам дела.
💼 Юридический статус пропавших лиц
Речь идет прежде всего о тех случаях, когда собственники имущества внезапно пропадают, не оставив никаких хозяйственных распоряжений. При этом срок их отсутствия затягивается настолько, что распоряжение судьбой имущества становится необходимым для сохранения ценности и качества вещей. Закон знает несколько вариантов, как родственники или иные лица могут действовать в сложившейся ситуации.
Гражданский кодекс называет два основания, по которым управление имуществом собственника может осуществляться без его волеизъявления:
- объявление лица умершим.
- безвестное отсутствие.
❓ Что нужно запомнить
- Если в течение года о пропавшем человек нет известий, то его можно признать в суде безвестно отсутствующим.
- Если нет данных о нем в течение пяти лет, суд может объявить его умершим.
- Если человек пропадает при таких обстоятельствах, которые угрожают ему гибелью, то признать лицо умершим можно через 6 месяцев после исчезновения.
- В отношении военнослужащих, участвующих в СВО, сроки сокращаются.
- Имущество лица переходит либо в доверительное управление, либо передается в порядке наследования.
- При явке гражданина, признанного отсутствующим или умершим, его имущественные права восстанавливаются по закону.
Пресненский межрайонный прокурор разъясняет особенности рассмотрения гражданских дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим
Дела данной категории рассматриваются судом с соблюдением правил подсудности (ст.276 ГПК РФ). Суд уполномочен принять и рассматривать заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим либо по месту жительства, либо месту нахождения заинтересованного лица.
Суд устанавливает в заявлении правовую заинтересованность (цель) заявителя для признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим и обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина.
В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий (ст.277 ГПК РФ).
При подготовке дела к судебному рассмотрению суд устанавливает круг лиц, которые могут иметь сведения о лице, длительное время не проживающем по месту жительства.
Суд проверяет, возбуждалось ли разыскное дело соответствующим органом внутренних дел по заявлению заинтересованного лица, имеется ли в деле соответствующая справка о результатах розыска.
Дела указанной категории рассматриваются с участием прокурора (ч.3 ст.278 ГПК РФ).
- При подготовке дела к рассмотрению суд выясняет наличие законных представителей безвестно отсутствующего лица.
- Доказательства об отсутствии гражданина, их допустимость оценивается судом с учетом ряда обстоятельств по делу:
- — времени безвестного отсутствия гражданина;
- — документов, подтверждающих время заведения разыскного дела;
- — завершение разыскных мероприятий и их результатов по делу.
В случае удовлетворения заявления в судебном решении судом должно быть указано, с какого момента гражданин признается безвестно отсутствующим или объявляется умершим. В резолютивной части указываются индивидуализированные признаки гражданина: ФИО, дата рождения, последнее место проживания и дата смерти гражданина.
По делам данной категории основанием для вынесения судом законного решения являются доказательства длительного отсутствия лица.
Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом загса записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния. Днем смерти указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти.
Решение суда, которым гражданин объявляется умершим, является основанием для внесения органом ЗАГС записи о его смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния с прекращением или переходом к наследникам всех прав и обязанностей, которые ранее ему принадлежали.
С уд, объявляя гражданина умершим, устанавливает презумпцию, но не самый факт смерти. Поэтому в тех исключительных случаях, когда гражданин, объявленный умершим, фактически жив, решение суда ни в коей мере не повлияет на его правоспособность. Если же гражданин действительно умер, то его правоспособность прекращается в силу естественной смерти независимо от того, когда будет вынесено решение суда об объявлении его умершим.
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом (п. 1 ст. 46 ГК).
При этом не требуется восстанавливать его правоспособность. Будучи живым, он остается полностью правоспособным, несмотря на решение суда об объявлении его умершим. Все юридические действия, совершенные им в то время, когда он, не зная об этом, где-то ошибочно объявлен умершим (заключенные договоры, выданные доверенности и т.д.), считаются вполне действительными и имеют полную силу. Объявление умершим не влияет и на его субъективные права, приобретенные в том месте, где было неизвестно об объявлении его умершим.
Отдел по обеспечению участия прокуроров
в гражданском и арбитражном процессе
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Порядок признания без вести пропавшим
Признать человека безвестно отсутствующим в соответствии с Гражданским кодексом РФ можно только в том случае, если в течении года в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания.
Для запуска процедуры признания нужно подать заявление в суд, указав причину, по которой заявителю нужно признать человека пропавшим. К иску следует приложить доказательства и квитанцию об уплате госпошлины.
Подать заявление может любое заинтересованное лицо:
- родственники и знакомые;
- банк;
- граждане, перед которыми у пропавшего человека накопился долг;
- потерпевшие, если пропавшего подозревают в совершении правонарушении;
- следственные органы и пр.
В качестве доказательств суд может принять:
- заявление в полицию или иные действия по розыску пропавшего;
- факт наличия личных документов – то есть, гражданин не взял их с собой;
- отсутствие ссор в семье и на работе;
- наличие болезни, которая может вызвать внезапную смерть, проблемы с памятью или ориентацией в пространстве;
- отсутствие намерения покинуть страну или сменить место жительства.
Какого гражданина можно считать безвестно отсутствующим
Безвестно отсутствующий Гражданин — это человек, о месте нахождения которого нет информации в месте его жительства в течение года. Если невозможно установить точную дату последних данных, такой датой считается первый день следующего месяца, в течение которого были получены сведения. Если же не удаётся установить точный месяц, то датой становится 1 января следующего года.
Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
О новом порядке розыска безвестно исчезнувших лиц
Новый порядок розыска безвестно исчезнувших лиц (на государственную регистрацию в Минюст России направлен приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 г. № 38/14/5, утверждающий Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц).
Вопрос: Что явилось причиной разработки приказа?
Ответ: Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнерской модели взаимоотношений с обществом.
Общественное доверие и поддержка граждан является важнейшим принципом деятельности полиции.
Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.
Прием, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.
В настоящее время вызывает достаточно серьезную обеспокоенность в обществе тема поиска без вести пропавших граждан.
Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества – несовершеннолетним.
Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определенному правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.
В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122) фактически не применялся.
В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.
Вопрос: Вы отметили, что особое значение придается розыску без вести пропавших несовершеннолетних. Это как-то связано с необходимостью издания приказа?
Ответ: Да, безусловно, для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика преступлений и иных правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних. Причем совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.
Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, является потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).
Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7 % ниже чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние 4 года в среднем только по 1 из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, предусмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбужденного уголовного дела.
Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаимодействия правоохранительных органов.
Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что дает основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14.).
Вопрос: В чем принципиальное отличие нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан?
Ответ: Несомненным преимуществом новой Инструкции является четкая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приеме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения.
Разграничена компетенция следователя СК России и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.
Существенно расширен и уточнен перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.
Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение лица с автотранспортом или со средствами мобильной связи, наличие при без вести пропавшем лице значительных денежных средств или других ценностей и т.д. Определен механизм ведомственного контроля и прокурорского надзора за указанной деятельностью.
- Данные новеллы обеспечат качественное рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении граждан, своевременное осуществление всего комплекса розыскных мер и установление местонахождения лица.
- Вопрос: На какие категории пропавших граждан распространяется действие Инструкции?
Ответ: В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Назначение полиции – незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. То есть без деления людей на какие-либо категории.
В этой связи положения Инструкции обеспечат надлежащее рассмотрение сотрудниками полиции и следователями Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.
Условия признания безвестно отсутствующим
Жена может подавать в суд заявление о признании безвестно отсутствующим, если муж:
- Не появляется по месту жительства и прописки больше 1 года;
- Никак не проявляет своё присутствие: не пишет, не появляется в соцсетях, о нём ничего неизвестно коллегам, друзьям, родственникам. Сведения о нём никак невозможно получить никакими способами.
- Его местонахождение не может установить ни полиция, ни служба судебных приставов (если он числится алиментоплательщиком).
Дополнительные основания для признания безвестно отсутствующим, которые принимает во внимание суд при вынесении решения:
- Никто не может подтвердить, что пропавший собирался сменить место жительства, переехать.
- Пропавший не забрал из дома или с работы ценные вещи и документы перед тем, как исчезнуть.
- Он уехал на своём автомобиле.
- Он не конфликтовал ни с кем, не имел проблем с законом, не преследовался коллекторами.
Порядок признания по шагам
Гражданское законодательство, в частности глава 30 ГПК РФ регламентирует порядок признания факта безвестного отсутствия. Для того, чтобы признать человека без вести отсутствующим, заинтересованное лицо должно обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Все дела по подобным вопросам рассматриваются только в присутствии представителя прокуратуры.
- Заинтересованное лицо, будь то супруг, иждивенец, родственник или организация, должно написать заявление в суд. В заявлении должна быть отражена следующая информация:
- цель признания юридического факта;
- обстоятельства и доказательства того, что связь с человеком утеряна более года;
- срок отсутствия и дата исчезновения;
- возможные причины исчезновения и если известно, то факты угрожающие жизни и здоровью пропавшего.
-
К заявлению необходимо приложить следующие документы:
- паспорт заявителя;
- документ, устанавливающий родственные, трудовые, иные отношения с пропавшим человеком;
- документация, подтверждающая отсутствие гражданина (справка с последнего места учебы или работы, документ из управляющей компании, справка из МВД, свидетельские показания);
- ксерокопии заявлений на поиск пропавшего лица;
- квитанция об оплате госпошлины (составляет 300 рублей).
- Необходимо подать заявление и документацию в суд и дождаться рассмотрения судебного процесса. Во время судебного разбирательства судья может направить запросы в различные организации, а также установить круг лиц, которым могут быть известны сведения о пропавшем или причины исчезновения. Опираясь на результаты судебного разбирательства, судья выносит решение о признании человека без вести отсутствующим или об отказе в его признании.
Особенности рассмотрения дела
После принятия искового заявления орган правосудия собирает информацию обо всех данных, касающихся места трудоустройства и проживания интересующего лица. Судья собирает сведения из органов полиции, ФССП, воинских частей и прочих структур. Параллельно делается запрос в опекунские организации, которые назначают управляющего собственностью отсутствующего лица.В процессе судебного заседания рассматривается информация, полученная от свидетелей. Если у фемиды нет оснований не доверять таким лицам, сведения принимаются во внимание и учитываются при принятии решения.Если суд подтверждает продолжительное отсутствие человека в течение года и больше, он выносит соответствующее постановление. При этом с момента начала действия решения собственность переходит под управление назначенного лица. Этот процесс подразумевает заключение соглашения с представителем органа опеки.
Страшный кошмар для любых родителей — осознать, что ребенок пропал. Чувство паники и срочности легко охватывает человека и заставляет действовать, не обдумав правильные шаги. Есть вещи, которые нужно сделать, чтобы обеспечить безопасное возвращение пропавшего ребенка. Есть правила, установленные российским законодательством, которые нужно принять во внимание, если ребенок пропал.
О новом порядке розыска безвестно исчезнувших лиц
Новый порядок розыска безвестно исчезнувших лиц (на государственную регистрацию в Минюст России направлен приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 г. № 38/14/5, утверждающий Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц).
Вопрос: Что явилось причиной разработки приказа?
Ответ: Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнерской модели взаимоотношений с обществом.
Общественное доверие и поддержка граждан является важнейшим принципом деятельности полиции.
Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.
Прием, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.
В настоящее время вызывает достаточно серьезную обеспокоенность в обществе тема поиска без вести пропавших граждан.
Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества – несовершеннолетним.
Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определенному правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.
В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122) фактически не применялся.
В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.
Вопрос: Вы отметили, что особое значение придается розыску без вести пропавших несовершеннолетних. Это как-то связано с необходимостью издания приказа?
Ответ: Да, безусловно, для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика преступлений и иных правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних. Причем совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.
Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, является потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).
Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7 % ниже чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние 4 года в среднем только по 1 из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, предусмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбужденного уголовного дела.
Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаимодействия правоохранительных органов.
Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что дает основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14.).
Вопрос: В чем принципиальное отличие нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан?
Ответ: Несомненным преимуществом новой Инструкции является четкая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приеме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения.
Условия признания безвестно отсутствующим
Жена может подавать в суд заявление о признании безвестно отсутствующим, если муж:
- Не появляется по месту жительства и прописки больше 1 года;
- Никак не проявляет своё присутствие: не пишет, не появляется в соцсетях, о нём ничего неизвестно коллегам, друзьям, родственникам. Сведения о нём никак невозможно получить никакими способами.
- Его местонахождение не может установить ни полиция, ни служба судебных приставов (если он числится алиментоплательщиком).
Дополнительные основания для признания безвестно отсутствующим, которые принимает во внимание суд при вынесении решения:
- Никто не может подтвердить, что пропавший собирался сменить место жительства, переехать.
- Пропавший не забрал из дома или с работы ценные вещи и документы перед тем, как исчезнуть.
- Он уехал на своём автомобиле.
- Он не конфликтовал ни с кем, не имел проблем с законом, не преследовался коллекторами.
Как происходит признание
Кто подаёт? Подать на объявление человека без вести отсутствующим может только заинтересованное лицо: родственники, наследники не из числа родственников, супруга.
Куда подавать? В суд по месту жительства или прописки пропавшего.
Что указывать в заявлении? Помимо персональных данных заявителя и пропавшего, нужно указать обстоятельства исчезновения: когда было последнее известие о нём, когда и где его видели последний раз. Обязательно заявитель прописывает, для чего человеку нужно признать умершим: чтобы получить статус разведённой, чтобы оформить имущество на себя или иные причины.
Чтобы ничего не забыть, заявление о признании человека безвестно пропавшим лучше заполнять по образцу.
Какие доказательства предъявить? Справки от полиции по делу о пропаже, розыске. Выписки из домовых книг. Показания свидетелей, достаточные для того, чтобы доказать факт длительного отсутствия. Иные бумаги, устные объяснения.
Как проходит суд? Судья выясняет обстоятельства дела, делает запросы в разные инстанции. Если никаких нарушений нет, и судья не усматривает корыстный умысел в действиях заявителя, он удовлетворяет просьбу. Если обнаруживаются противозаконные мотивы, судья разъяснит заявителю, почему заявление возвращается.
Признать алиментщика безвестно отсутствующим можно через суд, если он отсутствовал по месту жительства более 1 года. Это необходимо, чтобы оформить ребенку или другому получателю алиментов пенсию по потере кормильца. Она будет выплачиваться взамен алиментов.
Но это не значит, что алименты перестают начисляться. Долг продолжает формироваться, но теперь его будет взыскивать Пенсионный фонд РФ, если должник объявится.
Процедура признания должника по алиментам безвестно отсутствующим и порядок назначения пенсии вместо алиментов регулируется:
- ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
- ст. 10 ФЗ «О страховых пенсиях»;
- ст. 5 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».