Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 15 мая вступление в гражданство упростили. при чём здесь сво?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для иностранных граждан в России с 1 января 2023 года вступили в силу изменения, предусмотренные приказом министерства внутренних дел Российской Федерации от 16.11.2022 № 867, который был опубликован 20.12.2022. Приказ вносит изменения в приложения № 1 и № 4 к приказу МВД России от 10 декабря 2020 г. № 856.
Появился новый документ — РВПО
С 1 января 2023 года принимать на работу иностранцев, которые учатся по очной форме в государственных образовательных или научных организациях можно вне квоты (п. 5 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 357-ФЗ).
В целях получения образования, иностранцы-студенты могут получить разрешение на временное проживание в РФ, а также возможность оформить вид на жительство вне зависимости от времени нахождения в России на основании разрешения на временное проживание.
Поскольку право на временное или постоянное проживание в РФ позволяет иностранным работникам трудоустраиваться вне квоты (ч. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ), то для привлечения их к работе не потребуется разрешение от МВД.
При приёме на работу иностранцы-студенты могут представить новый документ — разрешение на временное проживание в целях получения образования (РВПО). Его реквизиты нужно указать в трудовом договоре (ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 349-ФЗ).
Справка! РВПО — это разрешение на временное проживание в России в упрощённой форме для иностранцев, проходящих обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
РВПО выдаётся по заявлению иностранного гражданина на срок обучения в государственной образовательной или научной организации и последующие 180 календарных дней. По истечении срока действия РВПО или его аннулирования, трудовой договор с сотрудником следует расторгнуть.
РВПО и изменение формы уведомления
В частности, изменения коснулись формы уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение № 4 к приказу). Теперь в уведомлении можно указать вид документа «Разрешение на временное проживание в целях получения образования» (РВПО). Это новый документ, который могут получить иностранцы, которые после 1 января 2023 года прибыли в РФ с целью пройти обучение в государственной организации — научной или образовательной.
Получить новый документ можно благодаря внесению изменений в статью 6.2. Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Основная информация о РВПО:
- получить могут иностранные студены, которые обучаются очно в российских государственных ВУЗах или научных организациях на программах, аккредитованных государством;
- срок выдачи равен сроку обучения + 180 дней;
- получить можно только в том регионе РФ, где обучается студент;
- для выдачи необходимо предоставить документ о зачислении в ВУЗ или научную организацию.
Подать заявление необходимо в территориальный орган МВД по месту обучения. Рассматривать его будут 2 месяца.
Появление новых реестров
Одно из важных нововведений — это создание особого реестра иностранных сотрудников. По приезде в Россию у иностранца будет 30 дней, чтобы собрать все нужные документы (дактокарту, полис ДМС, действующую справку о медицинском освидетельствовании, ID-карту и др.) и подать их на оформление в МВД. Сведения о работнике заносятся в реестр в десятидневный срок. Данные учетной записи (карточки) из реестра должны будут указываться работодателем в трудовом договоре. Не имея записи в реестре, мигрант не сможет легально устроиться на работу. Если же иностранный работник по каким-либо причинам был исключен из реестра, он обязан покинуть Россию в течение 15 дней.
С 2021 года в России действуют дактокарты для мигрантов. Теперь при въезде в Россию иностранный работник должен будет обязательно пройти дактилоскопию и подписать соглашение о лояльности — то есть подтвердить, что он знает о своих правах и обязанностях на территории России, что не имеет неснятой или непогашенной судимости, не является членом террористической организации и что обязуется возместить государству ущерб в случае депортации. К слову, практика депортации за счет самого мигранта существует во многих странах мира, у нас же вводится только сейчас. Если мигрант не готов сразу оплатить финансовые расходы за депортацию, то в будущем он не сможет въехать в страну пока не погасит эту задолженность.
Оспаривание депортации 2023.
Если иностранец не готов смириться с тем, что ему назначили депортацию 2023 года, он может попробовать обжаловать это решение. Административное решение может быть обжаловано в трехмесячных срок (на имя руководителя МВД). Если же речь идет о принудительной высылке по решению суда, на обжалование депортации иностранных граждан из России отводится всего 10 дней.
Иск подается в районный суд по месту нахождения подразделения МВД, вынесшего решение о депортации 2023 года. На время судебных разбирательств реализация решения откладывается. Но такая отсрочка в итоге все равно закончится высылкой из страны, если иностранец не подойдет ответственно к формулировке аргументов в свою пользу.
Будет ли депортация, или нет
Как заявили власти Москвы, только в одной столице на сегодня не хватает более 300 тысяч мигрантов, как в строительстве, так и в сфере ЖКХ и т. д. Поэтому о депортации речь не стоит при одном условии: все мигранты обязаны оформить все документы, т. е. легализовать своё пребывание в России, до 15.06.21 г.
Правила легализации следующие:
- мигранты, у которых срок действия документов закончился в период с 15.03.20 г., должны продлить их по 15.06.21 г.;
- мигранты с патентом могут продлить его в упрощённом порядке;
- при наличии транспортного сообщения со страной, откуда прибыл мигрант, для урегулирования всех вопросов даётся дополнительно 90 дней;
- мигранты, имеющие административные правонарушения, обязаны добровольно покинуть нашу страну до 15.06.21 г.
В МВД России предупреждают, что те, кто не легализует своё пребывание в нашей стране до 15 июня 2023 года, будут выдворены из страны. Кроме того, выдворению из страны подлежат и бывшие заключённые, и представляющие угрозу для нашей страны лица.
Усиление контроля на границах
Одной из основных мер, принятых в России в 2023 году для борьбы с мигрантами, является усиление контроля на границах. В свете увеличивающегося потока мигрантов, правительство РФ приняло решение о повышении мер безопасности в пограничной зоне.
Введение новых технологий и оборудования позволило значительно усилить миграционный контроль. Были установлены новые системы видеонаблюдения и датчики, обеспечивающие более точное и надежное обнаружение незаконных пересечений границы. Это позволяет оперативно реагировать на любые подозрительные действия и предотвращать нелегальное проникновение в страну.
Также был усилен контроль над документами мигрантов. Созданы специальные базы данных, позволяющие быстро и точно проверять личность и статус каждого въезжающего в страну. Благодаря этому удалось снизить количество ложных документов и идентификационных ошибок.
Важным аспектом усиления контроля на границах является сотрудничество с другими странами. Обмен информацией, совместные патрулирования и оперативная помощь позволяют совмещать силы в борьбе с незаконной миграцией. Такие партнерства помогают улучшить контроль на подходящих к России границах и предотвращать проникновение нелегальных мигрантов на территорию страны.
Предоставление легальных рабочих мест
Для борьбы с незаконной миграцией в России в 2023 году важно предоставлять легальные рабочие места для потенциальных мигрантов. Это позволит понизить спрос на нелегальную занятость и создать благоприятные условия для их легализации.
Для этого государство должно активно работать в сфере трудовой миграции, привлекать иностранных работников по официальным каналам и содействовать их адаптации. Создание специальных программ и партнерств с иностранными государствами может обеспечить легальный и контролируемый доступ иностранной рабочей силы на территорию России.
Важно также осуществлять систематическую проверку и контроль за предоставляемыми рабочими местами. Создание единого реестра легальных работодателей и мониторинг их деятельности поможет исключить возможность незаконной занятости и недопущение эксплуатации мигрантов.
При предоставлении легальных рабочих мест необходимо соблюдать социальные стандарты и права работников. Это включает определение минимальной оплаты труда, условий работы, прав работников на защиту и социальное обеспечение. Такие действия способствуют созданию равных условий для всех работников и помогают предотвратить эксплуатацию мигрантов.
В целом, предоставление легальных рабочих мест является одной из ключевых мер в борьбе с незаконной миграцией в России. Оно способствует легализации иностранной рабочей силы, созданию равных условий для всех работников и предотвращению незаконной занятости. Эффективная имплементация таких мер позволит обеспечить устойчивость и безопасность трудовой миграции в стране.
Go North! Долгий путь мигранта
Собственно трудовая миграция началась только в начале 2000-х. В 1990-е миграция из бывших союзных республик шла по программе переселения соотечественников, которых стали открыто оттуда выживать. К началу нынешнего века этот ручеек, который, казалось, должен был иссякнуть, вдруг становится полноводной рекой. Экономический рост России, хорошо заметный по росту благосостояния, составлял такой наглядный контраст с положением среднего класса в странах СНГ, что по уже описанному выше механизму «рыба стала искать, где глубже». Первые трудовые мигранты вспомнили, что они «рождены в СССР», и освоили переезд по упомянутой программе возвращения соотечественников.
Но тогда это были люди, «отягощенные» советским высшим образованием, с прекрасным знанием культуры и языка, квалифицированные специалисты: обанкротился завод, негде стало работать, поехали в Россию. Системы организованного набора иностранных рабочих еще не существовало, и они осваивали любую доступную работу. Типичный монолог на АЗС в те годы был такой: «Я там был инженером на заводе, но здесь на автозаправке в разы больше получаю». Уже тогда ехали по двум основным причинам — постоянная работа для себя и хорошее образование для детей.
Государство отреагировало в 2002 году, когда был принят Закон о правовом положении иностранных граждан в России — он работает до сих пор и является одним из базовых в миграционном законодательстве. Чуть позже трудовая миграция стала массовой: гастарбайтеры заняли ниши низкоквалифицированного труда, считавшиеся у местных малопрестижными. Но даже в очевидно изменившихся условиях миграционная политика оставалась хаотичной. В 2016 году расформировали Федеральную миграционную службу, а ее функции передали ГУ по вопросам миграции при МВД. Многие специалисты считают, что это была ошибка. ФМС охватывала все сферы миграционных проблем, в то время как МВД занимается преимущественно вопросами учета и контроля, проводит депортации, то есть выполняет полицейские функции, далекие от вопросов адаптации и интеграции мигрантов.
Очевидно, что тогда не приняли в расчет главное: характер трудовой миграции изменился кардинально. Если первые трудовые мигранты из Средней Азии были типичными «вахтовиками»: приехал, отработал сезон, заработал и вернулся домой, — то с 2010-х годов гастарбайтеры уже ехали с прицелом получить гражданство РФ. В многонациональной стране против этого никто особенно не возражал, но задачи управлять потоком жизнь ставила уже другие. Если «вахтовикам» было достаточно немного знать русский язык и вести себя прилично с учетом культуры другой страны, то потенциальных новых граждан необходимо было глубоко и системно интегрировать в общество. В функции учета и контроля это никак не входило. Государство оказалось не готово на законодательном и практическом уровне вводить программы ассимиляции нового населения.
По следам «первопроходцев» ринулись их семьи, родственники, друзья и знакомые — ехали целыми аулами. Сегодня основной поток трудовых мигрантов идет из четырех стран (по убывающей): Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана. По статистике МВД, в доковидные 2017‒2019 годы количество постановок на миграционный учет выросло с 17 до 19 млн иностранных граждан — это всех, включая туристов, студентов и беженцев. Большая часть из Средней Азии: из Узбекистана — 4,8 млн, из Таджикистана — 2,8 млн человек. Из этого общего числа в 2019 году целью приезда указали работу 5,8 млн человек, но это не учитывая тех, кто не указал такой цели и работает нелегально.
Еще порядка двух миллионов приехало из Кыргызстана — сколько из них на работу, сказать трудно, так как Кыргызстан входит в ЕАЭС и для устройства на работу гражданам этой страны не нужно получать трудовой патент, достаточно трудового договора (то же касается трудовой миграции из Казахстана).
Трудовым мигрантам из безвизовых стран, в число которых входят Таджикистан и Узбекистан, необходимо получить патент, а для этого в графе «Цель прибытия в страну» указать: «работа». Если человек пишет, что прибыл для учебы или туризма, патент ему не выдадут. Но значительная часть въехавших работает нелегально, то есть трудовая миграция более массовая, чем указано в миграционных картах.
Во время пандемии, в 2020 году, количество фактов постановки на миграционный учет упало до 9,8 млн. А в послековидный период и до сих пор идет постоянный рост: в 2021 году приехало 13,3 млн, в 2022-м — 16,8 млн иностранных граждан. В прошлом году легально на работу приехало 3,5 млн человек. Руководитель ГУ по вопросам миграции МВД РФ Валентина Казакова упоминала цифру еще в 2,5‒3 млн нелегально работающих мигрантов. После принятия на работу иностранного гражданина работодатель в течение трех суток должен сообщить об этом в территориальные ведомства, подотчетные Минтруда и МВД. Но это делают не все, чтобы не платить за них налоги или недоплачивать зарплату.
В прошлом году новым гражданам страны было выдано 738 тыс. российских паспортов — это самое большое количество с 1996 года, когда был поток беженцев из бывших советских республик.
Вход на стройку — только по факту знания русского языка
Опыт Котельников и юга Москвы говорит о том, что неконтролируемая миграция представляет потенциальную опасность конфликта культур. Опыт Калужской области — что влиять на ситуацию можно и нужно, не запрещая процесс, а жестко его контролируя и направляя. Осталось только придумать правила этой игры.
Меры по усилению и систематизации контроля предложил тот же губернатор Калуги Владислав Шапша. Нужно открыть региональным властям базы данных МВД, сейчас закрытые, для оперативного анализа ситуации на местах. Нужно на законодательном уровне закрепить за субъектами федерации право утверждать перечень образовательных организаций, которые имеют право выдавать сертификаты о знании русского языка, истории и основ законодательства. Сегодня организации, которым даны эти права, открывают филиалы, которые никто не контролирует, и выдают сертификаты за деньги — уже есть уголовные дела.
Чтобы прекратить бесконтрольный въезд семей трудовых мигрантов, нужно внести изменения в Закон о гражданстве РФ и установить период для его получения (только) близкими родственниками иностранного гражданина, уже получившего гражданство. Необходима также упрощенная процедура лишения гражданства, если суд признал сертификат не соответствующим действительности или брак — фиктивным. Сегодня это два суда: сначала суд по признанию документов фиктивными и только потом суд по лишению гражданства. Год уходит, чтобы два раза подтвердить одно и то же.
Одновременно с этими контролирующими мерами социологи рекомендуют на федеральном уровне определить, для чего и, следовательно, какие группы мигрантов нужны стране. Сегодня такого понимания нет. В мире есть разные подходы к миграции, организованной и контролируемой самим государством. Некоторые государства проводят сегрегационную политику: например, в Сингапуре мигрантов селят отдельно, в изолированных районах на окраинах городов, за оградой, чтобы они не смешивались с местным населением, и под строгим контролем полиции. Но в демократических странах эту практику назвали «возвратом к апартеиду» и не приветствуют. Правда, практика свободной миграции, или «политика открытых дверей», в Европе и США в 2015‒2016 годах привела, по крайней мере Европу, к серьезному миграционному кризису.
И есть селективный метод организации миграции — когда государство четко понимает, для каких целей ему нужны мигранты и исходя из этого устанавливает правила въезда и получения гражданства. Простой пример — «строительное лобби», выразитель интересов которого вице-премьер РФ Марат Хуснуллин еще два года назад заявил, что только на стройки нужно привлечь порядка пяти миллионов трудовых мигрантов. Но удачный опыт экономической миграции существует.
«Многие страны, считающие миграцию экономически целесообразной, например арабские, именно исходя из этого выстраивают свою миграционную политику. Мигрантам там предоставляется жилье, страхование и медицинское обслуживание. Но запрещено по контракту привозить жен и детей — у него годовой контракт с одним месячным отпуском. Два года отработал, контракт закончился — работодатель покупает билет и сам сажает его в самолет обратно, — говорит Виктория Леденева. — Если лоббисты последние два года говорят, что встали стройки, нужно срочно завозить рабочих, тогда необходимо исследование: в какие регионы, какие специальности и в каком количестве нужны. Но этих подсчетов системно не ведется. И если это временные трудовые ресурсы, то ответственность за их приезд и возвращение обратно должен нести работодатель.
Существующая практика оргнабора рабочих застройщиками в странах исхода — это прекрасная основа для построения системы центров адаптации и интеграции, где перед въездом в страну мигранты несколько месяцев изучают язык и основы истории, культуры и законодательства РФ. Вопрос обсуждается уже полгода, но никак не могут решить, где такие центры строить — здесь или в странах исхода, строить их отдельно или в рамках существующих структур. В 2010 году ФМС уже пыталась сделать это, построили два центра — в Оренбурге и Тамбове. Туда привозили мигрантов, селили в общежития и обучали на курсах один-два месяца. Но идея провалилась: мигранты не хотели терять два месяца, им нужно было поскорее начать работать. Центры закрыли из-за низкой заполняемости. Главная проблема — мотивировать мигрантов послаблениями (ниже налоги, помощь в получении документов) либо жестко закрепить в законодательстве путь в Россию — или через центр, или никак.
Экономический аргумент привел глава СПЧ Валерий Фадеев: «Специалисты по строительству из Санкт-Петербургского университета подсчитали, что производительность труда в жилищном строительстве России в четыре раз ниже, чем в США, и в три раза ниже, чем во Франции. Может, что-то сделать с производительностью труда? Лучше работать, больше платить — зато понадобится меньше рабочих рук. Тогда наши соотечественники будут охотнее идти на стройки — деньги останутся в стране, а не уйдут переводами в Среднюю Азию. Нужно понять: мы организуем приток трудовых ресурсов или массовое переселение народов?»
Существует и другая точки зрения на то, зачем России мигранты. По некоторым оценкам, при сохранении нынешнего уровня рождаемости, чтобы удержать численность населения на уровне 146 млн человек необходимо привлекать в страну от 400 тыс. мигрантов в год на протяжении 80 лет.
Если одним из приоритетов миграционной политики государство избирает решение демографических проблем, то основной акцент делается на иностранных студентов и адаптацию в обществе уже приехавших с семьями детей. В этом случае нужна глубокая интеграция мигрантов с привлечением самих местных жителей: помогать им обустраиваться, обживаться и налаживать социальные связи. Во всех странах молодежь — это самый ценный ресурс: экономический, социальный, демографический. Практика показывает, что развиваются те страны, которые делают ставку на иностранных студентов, — таким путем идут США, где их 15% от общего числа мигрантов. У нас менее 5%.
Не все понимают, зачем все это нужно, рассматривая мигрантов лишь как неквалифицированную рабочую силу: «приехали, отработали на стройках и пусть уезжают обратно». Но тенденция обратная: поработав здесь, чтобы прокормить семью там, люди стремятся получить гражданство и перевезти сюда семью и родственников. Поэтому и нужно выполнять гуманитарную миссию — помогать мигрантам включаться в общество. Но только тем, кто может и хочет принести конкретную пользу новой родине.
Лояльность, надзор и высылка
Законопроект разрешает иностранцам работать в качестве самозанятых либо осуществлять деятельность в качестве предпринимателя без образования юридического лица независимо от порядка въезда в РФ.
Отслеживать трудовую миграцию планируется через два информационных ресурса: электронный реестр работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, и реестр иностранных работников, а также будет введён реестр недобросовестных приглашающих лиц.
Иностранным гражданам будет выдаваться так называемый единый документ с электронным носителем информации, который позволит получать банковские и государственные услуги через портал госуслуг с помощью электронной подписи, а также в режиме реального времени провести его идентификацию и верификацию.
Новые правила по возвращению в Россию из-за границы с 20 апреля 2021
- Перед вылетом
заполнить анкету прибывающего в РФ на сайте Госуслуг, в которой указываются персональные данные, номер рейса (или иной вид транспорта), дату возвращения и симптомы (кашель, температура и т.д.). Ее нужно заполнить до посадки в самолет, чтобы предъявить по прибытию на пункте контроля. За несоблюдение этого условия полагается штраф от 15 до 40 тысяч рублей, а если нарушитель кого-то заразит – от 150 до 300 тысяч рублей; - По возвращению в Россию
необходимо в течение 3-х дней сделать ПЦР-тест на наличие коронавирусной инфекции COVID-19 и загрузить результат на Госуслуги . Экспресс-тест можно сделать в московских аэропортах по прилете или в любой лаборатории , рекомендуемой Роспотребнадзором; - Соблюдать режим самоизоляции
до получения результата теста.
Как иностранцу работать в РФ, чтобы получить пенсию
Основное требование к иностранцу для работы в Краснодаре и крае и дальнейшему получению пенсии – легальность. Легальность подразумевает как официальное трудоустройство, так и выплату всех необходимых отчислений.
Один из способов, обеспечивающий полную легальность как для работодателя, так и для самого иностранца в Краснодаре и крае – аутстаффинг. Аутстаффинг представляет собой вывод иностранных сотрудников за штат компании-работодателя в штат кадрового агентства (аутстаффера). Аутстаффер по договору аутстаффинга становится официальным работодателем мигранта и берёт на себя:
- Ведение делопроизводства;
- Проверка и дальнейшее ведение всех миграционных и иных документов иностранца;
- Ответственность за иностранца, все риски для работодателя;
- Легальное отчисление заработной платы, взносов, налогов.
Сроки осуществления процедуры: как быстро нужно встать на миграционный учет
Сроки постановки на миграционный учет также строго регулируются. Точный период зависит от гражданства иностранца. По общему правилу все иностранные граждане должны пройти процедуру учета в течение 7 дней после прибытия в страну, однако для граждан Таджикистана и государств ЕАЭС действуют другие правила.
Если лицо прибыло в Россию для временного проживания, уведомление подается в территориальное подразделение миграционного отдела не позднее, чем через 7 дней с момента пересечения границы. То же самое касается граждан, которые намерены постоянно проживать на территории РФ.
Обязанность о таком уведомлении лежит на принимающей стороне, именно она подает правильно заполненную форму в миграционный отдел МВД, тем самым сотрудники этого отдела будут должным образом проинформированы.
Обратите внимание: уведомление о прибытии иностранного гражданина из определенных стран может быть передано в другие сроки. Для граждан Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана установлены сроки в 30 дней, именно в этот период нужно встать на учет по миграционным вопросам.
Другие сроки предусмотрены и для лиц с гражданством Таджикистана. Им для регистрации выделено 15 дней с момента пересечения государственной границы.
Если лицо участвует в программе по добровольному переселению лиц-соотечественников, то оно и члены его семьи могут встать на учет за 37 дней.
Какие документы нужны на Вид на жительство в России в 2023 году
Для получения разрешения иностранцы должны подготовить полный пакет документов. В комплекте:.
-
- Заявление в двух экземплярах, дополненное в соответствии со стандартным образцом
- Оригинал паспорта.
- Действительный временный вид на жительство,.
- Четыре фотографии размером 35×45 мм
- Медицинская справка,.
- Сертификат по русскому языку,.
- Оригиналы и ксерокопии трудовых книжек, справки 2ндфл, выписки с банковских счетов и
- Документ о проживании,.
- Получение оплаты по государственным обязательствам.
- Свидетельство о заключении брака с гражданином России, a
- документы, подтверждающие право собственности на недвижимость в России,.
- документы, подтверждающие родство с гражданином Российской Федерации.
Кто может получить ВНЖ
- Совершеннолетние иностранные граждане, использующие разрешение на временное проживание в течение 12 месяцев
- Высококвалифицированный специалист, его/ее родительский родственник, работающий в России более шести месяцев
- недееспособные иностранцы, имеющие опекунство над российским гражданством или видом на жительство
- лица, состоящие в браке с гражданами России (если союз не является виртуальным); и
- граждане Беларуси; — граждане Беларуси
- настоящие носители русского языка; — иммигранты (в контексте социального планирования); и
- иммигрантов (в контексте социального планирования),.
- беженцы из Украины, решившие переехать в Россию на постоянное место жительства, беженцы из
- Советского Союза, родившиеся на территории РСФСР; и
- Иностранцы, окончившие хорошее российское высшее учебное заведение.
Похожие записи: