Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и общие условия предварительного расследования (следствия)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.
Подследственность — это система процессуальных правил, в соответствии с которыми предварительное расследование относится к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.
Уголовно-процессуальный институт подследственности позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает такие правила подследственности, в соответствии с которыми практически каждое уголовное дело относится к компетенции одного органа предварительного расследования.
Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного (отраслевого) и территориального.
Ведомственный (отраслевой) критерий подследственности характеризует принадлежность уголовного дела к компетенции дознавателей или следователей определенного органа государственной власти, т.е. определенного ведомства.
Понятие, значение и виды общих условий производства предварительного расследования
Действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает в две формы производства предварительного расследования:
-
- дознание;
- предварительное следствие.
В целях упорядоченности расследования уголовных дел УПК РФ установлена система правил, распространяющихся на все процессуальные решения и действия дознавателя и следователя.
Данные правила, сформулированные законом в соответствии с принципами уголовного судопроизводства, регламентируют наиболее существенные стороны досудебного производства. Их принято называть общими условиями. Общие условия производства предварительного расследования закреплены в главе 21 УПК РФ с одноименным названием.
Общие условия предварительного расследования — это закрепленные в уголовно-процессуальном законе правила, исполнение которых обязательно для любой из форм предварительного расследования (за некоторым исключением, в частности, при сокращенном дознании — гл. 32.1 УПК).
Указанные условия предварительного расследования:
-
- выражают его характерные черты и
- определяют существенные требования, предъявляемые к порядку производства следственных действий и принятию решений.
Общие условия предварительного расследования распространяются на всю деятельность, именуемую расследованием.
Общие условия предварительного расследования
Замечание 1
Общие условия предварительного расследования – это определенные правила, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе
, отображающие характерные черты предварительного расследования и определяющие самые значительные требования к порядку следственных действий и последующего принятия решений.
Общие условия предварительного следствия базируются на общих принципах уголовного законодательства, их соблюдение является обязательным по всем уголовным делам.
Общие условия предварительного расследования включают предписания Уголовно-процессуального кодекса
, которые определяют:
- уполномоченные осуществлять предварительное расследование органы;
- подследственность уголовных дел;
- обязательность предварительного следствия;
- место и начало проведения предварительного следствия;
- производство следственной группой предварительного следствия;
- срок предварительного следствия;
- деятельность органов дознания;
- общие правила следственных дел;
- окончание производства предварительного расследования;
- протоколирование следственных действий;
- удостоверение факта невозможности подписания или отказа от подписания протокола следственных действий;
- меры попечения об иждивенцах и детях, по сохранности имущества обвиняемого или подозреваемого;
- обязательность рассмотрения ходатайств;
- соединение и выделение дел;
- использование научных и технических средств при расследовании преступлений;
- недопустимость разглашения информации, касающейся предварительного расследования;
- принятие мер по выявлению нарушений закона, их устранение, выявление условий и причин, которые способствуют совершению преступлений;
- участие понятых, переводчика, специалиста.
Подследственность – это комплекс признаков уголовного дела, с помощью которого определяется, какой орган расследования (начальник следственного подразделения, следователь, прокурор) вправе или должен производить расследование по делу.
Подследственность обеспечивает распределение уголовных дел между органами расследования так, чтобы к судебному разбирательству все было подготовлено максимально быстро и качественно.
Подследственность уголовных дел Следственного комитета
, следователей, органов государственной безопасности разграничены законодательно.
Дознание в общем порядке, как форма предварительного расследования проводится аналогично, как и предварительное следствие, за некоторыми особенностями. Дознание проводится быстрее, чем предварительное следствие. На его производство отведено 30 дней со дня возбуждения уголовного дела, этот срок обычно продлевается прокурором еще на 30 дней.
А если прокурор района/округа/города/области посчитает, а так зачастую и бывает, что нужно увеличить срок для проведения большого объема процессуальных и следственных действий, судебной экспертизы, то срок продлевается до 6 месяцев.
В исключительных случаях, прокурор субъекта РФ может продлить срок дознания до года. Например, в качестве исключительного случая, возможно ожидание ответа на запрос от иностранного государства.
Дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно
Дознание производится в соответствии с положениями УПК РФ в порядке, схожем с предварительным следствием, за исключением и с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ, которые можно представить по группам:
1. Сроки дознания. По общему правилу дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня составления обвинительного акта. Этот срок может быть продлен прокурором по ходатайству дознавателя, до 30 суток.
В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.
При невозможности закончить дознание в срок до 30 суток и отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда по ходатайству дознавателя с согласия прокурора района, города или приравненного к нему военного прокурора на срок до 6 месяцев (ч. 4 ст. 224 УПК РФ).
Вывод суда о невозможности отмены или изменения меры пресечения должен подтверждаться представленными дознавателем сведениями, связанными с обстоятельствами преступлений, в которых он обвиняется, данными о его личности, которые дают достаточные основания полагать, что, находясь на свободе, он может скрыться от органа дознания и суда, воспрепятствовать производству по уголовному делу.
В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.
Ходатайство о продлении срока заключения под стражей прокурором субъекта РФ или приравненным к нему прокурору должно быть представлено за 15 суток до истечения срока.
Если уголовное дело находится в производстве следователя Следственного комитета РФ, продление срока дознания (как и возобновление приостановленного дознания) осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета РФ.
Дознание в сокращенной форме
Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» введена глава 32.1 УПК РФ «Дознание в сокращенной форме».
Дознание в сокращенной форме – это вид дознания, осуществляемого дознавателем по уголовному делу, производство предварительного следствия по которому необязательно, в случае, если причастность конкретного лица к совершению общественно опасного деяния очевидна и им не опровергается.
В 2014 году существенно активизировалась данная форма расследования по сравнению с 2013 годом и составила 32 000 постановления о производстве сокращенного дознания (что составляет 12,8% от общего количества уголовных дел), в 2015 г. этот показатель составил 13,7%, в 2016 г. – 20,1%. Наиболее часто данная форма расследования применяется по уголовным делам о краже (24,1%), угрозе убийством или причинении тяжкого вреда здоровью (16,2%); умышленном причинении легкого вреда здоровью и побоям (8,4%); подделке, изготовлении или сбыте поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (6,9%); а также по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств (13,3%).
В чем разница между дознанием и следствием?
Осуществление процедур данного типа предполагает следование определенным процессуальным принципам и требованиям уголовно-процессуального законодательства.
Стоит отметить, что процедуры во многом подобны, поскольку данные процессы осуществляются в рамках общих многоступенчатых процессуальных операций.
Подобие следствия и дознания заключается еще и в том, что они представляют собой различные виды одной и той же стадии или предварительного расследования. Тем не менее, существует и большое количество различий, которые необходимо указать для разграничения этих понятий.
Основным аспектом является то, что сами специалисты, которые осуществляют соответствующую операцию, различны. Предварительное следствие реализует исключительно следователь, то есть специально назначенное на этот пост должностное лицо.
Именно данная сфера деятельности является для них основной и единственной в рамках их работы. Если говорить о дознании, то оно осуществляется предписанными законодательством органами и входящими в них сотрудниками.
В рамках дознания, это только один из видов работы, которые выполняют соответствующие специалисты. Данная сфера деятельности тесно связывается с общим поддержанием порядка в различных областях социальной жизни.
При реализации непосредственного расследования правонарушений, представители органов предварительного следствия реализуют как следственные, так и прочие процессуальные операции, которые необходимы для получения данных.
Если говорить об органах дознания, то в рамках этой деятельности сочетается не только следственная, но и прочие процессуальные операции, реализуемые при поддержке соответствующей техники, научно-технических приспособлений и путем личного сыска.
Стоит отметить, что оба действия эффективно дополняются, результатом чего является своевременное и эффективное раскрытие преступлений, выявление совершивших их лиц, поиск и поимка преступников.
Несмотря на множество подобных черт, как дознание, так и предварительное следствие имеют существенные различия по органам, которые реализуют соответствующие действия.
Они даже входят в различные ведомственные системы. Так органы дознания ввиду особенности структуры правоохранительной системы, а также поддержания характерного набора требуемых операций, существует намного больше, чем собственно органов следствия.
Также процедуры обоих типов указанной деятельности существенно отличаются в соответствии с последовательностью уголовных дел.
Органы дознания обслуживают гораздо большее количество операций, связанных с преступлениями малой и средней тяжести.
Наиболее часто дознавательным органам отделений приходится иметь дело с преступлениями в области социального взаимодействия граждан, а также охраны порядка. Данное виды преступлений классифицируются как намного менее опасные и сложные.
В сущности, дознаватель делает то же самое, что и следователь – расследует уголовные дела о преступлениях. Но, в отличие от органов следствия, дознание, как правило, занимается делами, не представляющими большой сложности. К примеру, российским дознавателям весьма часто приходится расследовать такие преступления, как повторное управление ТС в состоянии опьянения (ст. 264.1 УК РФ) или угрозу убийством (ст. 119 УК РФ).
По аналогии со следствием, дознаватели также имеются в нескольких правоохранительных ведомствах России: МВД, судебные приставы, пограничная служба ФСБ, таможня, МЧС.
К примеру, дознаватели службы судебных приставов занимаются, преимущественно, уголовными делами о невыплате алиментов. «Главный» состав преступления у дознавателей-пограничников – это незаконное пересечение границы (ст. 322 УК РФ). Дознание органов пожарного надзора занимается делами, связанными с пожарами, за исключением умышленных поджогов.
Дознание и предварительное следствие: общие черты и различия
Дознание – это форма расследования преимущественно преступлений небольшой либо средней тяжести. По результатам проверки составляется обвинительное заключение, которое утверждается начальником органа дознания или прокурором.
Предварительное следствие – это форма расследования преступлений, перечисленных в ч.2 ст.151 УПК РФ (как правило, тяжких и особо тяжких), проводимая в случаях, когда подозреваемый не установлен. По результатам расследования составляется обвинительное заключение.
Предварительное расследование – это деятельность уполномоченных органов к розыску обвиняемого, установлению причин и фактов случившегося происшествия и изобличению виновного.
Существует два вида предварительного расследования:
- Дознание. Его назначают по делам небольшой или средней тяжести.
- Предварительное следствие. Установленный нормами процесс расследования, который ведет следователь. Начинается с момента открытия уголовного дела.
Приступив к производству, следователь собирает доказательства по уголовному делу.
Следственный орган имеет полномочия самостоятельно осуществлять следующие действия:
- осматривать место преступления;
- проводить следственный эксперимент;
- обыск (с разрешения прокурора);
- производить изъятие улик;
- запрашивать сведения о телефонных разговоров и почтовых переписок;
- проводить допросы и очные ставки;
- предъявлять опознания личности;
- назначать судебную экспертизу.
Субъектное разделение проведения розыска и субъектное разграничение имеет значение в процессе предварительного расследования. Следователи не занимаются оперативно-розыскной деятельностью, они уполномочены давать указания и инструкции органам дознании по проведению оперативно-розыскных мероприятий.
Предварительное расследование должно гарантировать соблюдение законных прав и интересов в досудебной стадии. Предварительное следствие обязательно по всем сложным делам, особенно, по преступлениям совершенным должностными лицами.
Предварительное следствие длится два месяца, по окончанию выносится обвинительное заключение.
Отличительные особенности дознания от предварительного следствия
Уголовно-процессуальный закон предусматривает две формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие (ч.1 ст. 150 УПК РФ).
Предварительное следствие – это основная форма предварительного расследования, осуществляемая по большинству уголовных дел следователем (или следственной группой) в пределах установленных УПК РФ полномочий, связанных с уголовным преследованием лиц, виновных в совершении преступлений.
Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовным дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознания.
В соответствии с ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится:
- следователями Следственного комитета Российской Федерации;
- следователями органов федеральной службы безопасности;
- следователями органов внутренних дел Российской Федерации.
Отличие дознания от предварительного следствия
Дознание и предварительное следствие являются процессуальными процедурами. Они основываются на общих принципах и предписаниях УПК. Уполномоченные органы в своей деятельности реализуют единые задачи. Предварительное следствие и дознание относятся к одной стадии производства — расследованию преступлений. При всей схожести процедур, однако, между ними есть ряд существенных отличий.
К ведению дознавателей относятся дела о преступлениях средней и небольшой тяжести. Как правило, они имеют место в сфере охраны и управления общественным порядком. Такие деяния считаются менее опасными и не такими сложными для изучения. Они раскрываются в процессе выполнения административных функций и обеспечения общественной безопасности и порядка. Предварительное следствие обязательно для преступлений, относящихся к тяжким и особо тяжким. Эти деяния представляют серьезную угрозу для общества, отличаются трудоемкостью и сложностью раскрытия.
Если для преступления предварительное следствие обязательно, неотложные мероприятия проводятся в десятидневный срок. В законодательстве не предусматривается продление этого периода. Если для раскрытия преступления достаточно проведения дознания, то предварительные мероприятия проводятся в 15-дневный срок. Этот период может продлить прокурор, но не больше чем на 10 дней. Предварительное расследование (предварительное следствие) может длиться не больше двух мес. Продлить его может любой прокурор (от районного до генпрокурора).
Предварительное следствие по делу включает в себя выполнение ряда мероприятий, промедление с которыми может привести к:
- Утрате/порче следов преступления.
- Затруднениям при обнаружении и закреплении признаков деяния.
- Появлению у преступника возможности уклониться от преследования.
Действующий в настоящее время УПК не дает полный перечень неотложных действий. На практике к ним традиционно относят:
- Освидетельствование.
- Выемку.
- Осмотр.
- Допрос потерпевшего.
- Обыск и пр.
После выполнения неотложных мероприятий, но не позже 10 дней с даты начала преследования, органом дознания материалы должны быть переданы прокурору. С этого момента совершение каких-либо действий для раскрытия преступления должно быть санкционировано. Предварительное следствие и оперативно-розыскные мероприятия выполняются с уведомлением вышестоящих органов об их результатах. В особенности это касается случаев, когда в ходе неотложных действий не была установлена личность подозреваемых.
Предварительное следствие завершается составлением документа, в котором указывается:
- Место и дата оформления.
- Ф. И. О., должность служащего, составляющего акт.
- Сведения о субъекте, привлекаемом к ответственности.
- Время и место совершения деяния, мотивы, способы, цели, последствия и прочие обстоятельства, имеющие существенное значение.
- Формулировка обвинения со ссылкой на пункт, часть, статью УК.
- Список доказательств, подтверждающих виновность привлекаемого лица, перечень фактов, которые указывает сторона защиты.
- Смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства.
- Сведения о потерпевшем, размере и характере вреда, причиненного ему.
- Перечень лиц, которые должны быть вызваны в суд.
Утверждение обвинительного акта находится в компетенции начальника органа, проводившего оперативно-розыскные и прочие процессуальные мероприятия. Данный документ вместе с собранными материалами отправляется прокурору. Последний должен изучить их в течение двух дней.
Указанное должностное лицо, исследовав полученный обвинительный акт и материалы, выносит одно из следующих постановлений:
- О возвращении дела в случае несоблюдения требований ст. 225 УПК. В этом случае орган, проводивший процессуальные мероприятия, должен составить обвинительный акт надлежащим образом и вновь отправить прокурору. Последний при этом может продлить период дознания не более чем на 3 дня.
- Об утверждении акта и направлении материалов в суд для рассмотрения их по существу.
- О прекращении преследования по основаниям, установленным в ст. 24-28 УПК.
- О направлении материалов на предварительное следствие.
Предварительное расследование производится в форме предваритель-ного следствия либо в форме дознания. Производство предварительно» следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел о пре-ступлениях небольшой и средней тяжести. Расследование в форме дознания по этим делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, самостоятельно, без передачи дела следователю, устанавливает все обстоятельства дела и завершает расследование. Материалы такого дозна-ния являются основанием для рассмотрения уголовного дела в суде. Предварительное следствие производится:
* следователями прокуратуры;
* следователями органов Федеральной службы безопасности;
* следователями органов внутренних дел РФ;
* следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.