Реестр недобросовестных поставщиков: всё, что нужно знать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реестр недобросовестных поставщиков: всё, что нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Самый лучший способ: не конфликтовать с заказчиком, а убедить его расторгнуть контракт по соглашению сторон. В этом случае у заказчика не будет оснований обращаться в ФАС по поводу включения участника в РНП.

Какие есть основания для включения в черные списки поставщиков?

Законодательство указывает, что для признания нарушения обязательна умышленность деяния. Действия, попадающие в списки нарушений, но которые были совершены неумышленно, могут быть оперативно исправлены до применения карающей меры. Это также относится к действиям, которые заказчик или представитель совершили по неосторожности, либо по не зависящим от них причинам.

Перечислим частые нарушения, за которые ФАС имеет право занести участников торгов в РНП:

  • Если участник торгов одержал победу в торге, но в дальнейшем отказался от подписания контракта
  • Если по результатам победы в закупке был подписан контракт на поставку, но исполнитель уклонился от своих обязанностей и не выполнил договорные условия
  • Если победивший участник предоставил ложную или недостоверную информацию о себе, либо о предоставляемом товаре или услуге
  • Если плательщик не выполнил денежное обеспечение предстоящей сделки, предусмотренное законодательством , то есть не внес обеспечение исполнения контракта

Кто ведет учет недобросовестных поставщиков в реестре?

Законодатель не включил в свод текущих законов Российской Федерации точного определения понятия “недобросовестный поставщик”. Также отсутствует четкое определение, как вести их учет. Это не значит, что в стране отсутствует законодательная база по этому направлению. Ниже приводим список подзаконных актов, согласно которым Правительством РФ определено, что ведение РНП отнесено к ведомству Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации (ФАС РФ).

Именно ФАС является официальным государственным органом, уполномоченным вести РНП. Соответственно ФАС рассматривает от заинтересованных или пострадавших организаций все заявления с обращениями или жалобами о внесении, либо об исключении из этого реестра. В регионах России информацию в РНП вносят по представлению территориальных органов антимонопольной службы.

Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков?

Главная причина этих проблем — пренебрежение законом и правилами проведения государственных торгов. Сюда же относится игнорирование требований, которые государство предъявляет к участникам госзакупок, обеспечениям или к предоставляемой ими документации. Часто игнорирование происходит по причине недостаточной компетентности персонала, который готовит документы для участия тендерах. Здесь у каждого претендента есть два пути для улучшения ситуации:

  • Первый путь: постоянно обучать своих сотрудников. Подстраиваться под изменения законов и требований. Но не факт, что сотрудник, получив необходимые навыки со знаниями, не уйдет за лучшей долей к конкуренту или в длительный декретный отпуск.
  • Второй вариант: заключить договор на постоянное сопровождение с компанией, которая успешно занимается ведением дел по участию в государственных или коммерческих торгах. Расходы на сотрудника вместе с рисками в этом случае нивелируются.

Реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП-615 и как в него не попасть

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) наводит ужас на участников всех без исключения закупок. В самом деле организация (ИП), угодившая в данный реестр не сможет два года участвовать в тендерах.

Сам факт включения в РНП не является препятствием для участия в торгах, однако закон даёт право заказчикам прописать в документации запреты на участие в торгах как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.

И участник, угодивший, скажем в РНП, в соответствии с законом 223-ФЗ не сможет участвовать в торгах, проводимых как по 44-ФЗ, так и в соответствии с 223-ФЗ. Закон 44-ФЗ такого перекрестного ограничения не устанавливает.

А если участник в основном занимается торгами, его организация (ИП) может закрыться. Да и сменить вывеску будет не так-то просто. Ведь в РНП вносятся сведения о учредителе и генеральном директоре учредительного лица, а не только название участника.

И придется ему привлекать своих родственников или посторонних людей на замещение вакансий учредителя и генерального директора новой организации, если он хочет возобновить участие в торгах быстрее, чем через два года после включения в РНП. И неизвестно еще окажутся ли они порядочными людьми. В общем, включение в РНП может похоронить тендерный бизнес организации, особенно если она небольшая.

Читайте также:  Как оплачивается больничный по уходу за ребенком

Реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) представляет собой черный список ненадежных участников закупок. Он размещен в открытом доступе на сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС).

Для участников занесение в такой реестр означает одно – они лишаются возможности участия в закупочных процедурах на два года. Конечно же, это негативный момент, и довольно часто участники закупок пытаются оспорить их внесение в РНП в суде.

Для заказчиков РНП – возможность избежать заключения контракта с недобросовестным поставщиком, подрядчиком или исполнителем. Это связано с тем, что Законом № 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений в РНП как по названному закону, так и по Закону № 44-ФЗ[1].

Причем можно использовать и оба названные реестра, и любой из них. Соответственно, можно отклонить заявку от участника, сведения о котором включены в данные реестры.

С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестра по законам № 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, – ФАС в ЕИС.

Решение о включении победителя или участника в РНП.

При получении копии документов от автономного учреждения ФАС проверяет их и в случае отсутствия каких-либо сведений из названных выше приостанавливает рассмотрение обращения о включении сведений о недобросовестном участнике закупки, поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр. Одновременно с этим в течение трех рабочих дней со дня поступления обращения ФАС направляет заказчику уведомление о необходимости предоставления недостающих сведений. На подачу недостающих сведений у заказчика есть три рабочих дня со дня получения уведомления от ФАС.

Согласно Приказу ФАС РФ от 18.03.2013 № 164/13 [3] проверка сведений, представленных учреждением, проводится комиссией в течение десять дней с даты их поступления. По результатам проверки составляется соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в РНП, которое оформляется приказом.

Подтвержденные по результатам проверки сведения включаются в РНП не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения руководителем ФАС.

Итак, реестр недобросовестных поставщиков ведется ФАС, а заказчики направляют в данный орган информацию и сведения о победителях закупок, уклонившихся от заключения договоров, а также об участниках, недобросовестно исполняющих условия договора, если в связи с этим договор был расторгнут по решению суда. Представлять сведения нужно в течение 30 календарных дней с момента истечения срока подписания договора или в течение 10 рабочих дней со дня расторжения договора в судебном порядке (со дня вступления в силу решения суда). За нарушение указанных сроков, как и за несообщение в ФАС о недобросовестных поставщиках или «уклонистах», для заказчиков предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.


[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков.

[3] «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Чем опасно попадание в реестр

В РНП включается информация не только о компании, но и данные об учредителях и единоличном исполнительном органе — генеральном директоре (п. 2 ч. 3 ст. 104 закона № 44-ФЗ).

Следовательно, такая компания, а также организации, в которых учредители или генеральный директор внесены в РНП, не сможет два года принимать участие в закупках (только в тех, где установлен запрет на участие лиц, внесенных в РНП (ч. 9 ст. 104 закона № 44-ФЗ) ).

Помимо этого, заказчик может потребовать от исполнителя, чтобы сведений о его компании, учредителях или руководстве не было в РНП (ч.1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ). Последствиями такого ограничения может стать:

  • отстранение исполнителя от участия в процедурах по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • отказ заказчика от заключения контракта с победителем в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта.

Как работать с реестром недобросовестных поставщиков с 01.07.2021

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ — это своеобразный «черный список». Если компания попадает в него, то участие в закупках в течение последующих двух лет для нее становится практически невозможным, так как большинство заказчиков включают в закупочную документацию требование, чтобы участника не было в РНП. С июля 2021 года вступили в силу серьезные изменения.

Читайте также:  Бесплатные участки земли в Новосибирске в 2022 году

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Скачать постановление Правительства № 1078 от 30.06.2021 из КонсультантПлюс

В каких случаях внесение в РНП незаконно

Даже если формально поставщик может быть занесен в реестр недобросовестных поставщиков, есть ряд нюансов, которые могут изменить решение в его пользу:

  • Если поставщик однократно опоздал с предоставлением обеспечения по договору, то это нарушение не является веской причиной для включения в РНП. Заказчик не может знать, является ли данное нарушение у контрагента первым, зато ФАС об этом известно. Если ранее на поставщика не жаловались, то в реестр он включен, вероятно, не будет, и даже если включение в РНП состоится, решение может быть обжаловано контрагентом в судебном порядке.
  • Заказчик отказался от контракта в одностороннем порядке, но оснований для этого не имел. Если договором не прописано, что заказчик имеет право расторжения в одностороннем порядке, то причина должна быть серьезной: продукция не по ТЗ либо превышение сроков контракта на 30 дней. Но если в задержке виновен заказчик, то причиной для расторжения она являться не может.

В этих ситуациях поставщик может оспорить решение ФАС о включении в РНП.

Порядок исключения из РНП

Срок нахождения нарушителя в реестре — 2 года (минута в минуту). По истечении времени организация или предприниматель исключаются из «черного списка». Досрочно покинуть опалу нельзя, это не предусмотрено законодательством. Но если предприниматель не согласен с тем, что ему вынесли «красную карточку», он имеет право добиться пересмотра дела в Арбитражном суде. Для этого придется доказать:

  1. Свою добросовестность.
  2. Отсутствие намерений уклониться от договорных обязательств.
  3. Факты нарушений со стороны заказчика или технические причины.
  4. Обстоятельства форс-мажорного характера или чрезвычайной ситуации.
  5. Неправомерные действия заказчика, повлекшие срыв сдачи работы или передачи товара в срок.

Как избежать попадания в РНП

Проверяя репутацию партнеров, с которыми вы вступаете в сотрудничество, важно не забывать о собственной. Чтобы избежать реестра недобросовестных участников закупок, руководствуйтесь следующими принципами:

  1. Подавайте заявку на участие, если твердо уверены в своих силах. Убедитесь в том, что у вас достаточно ресурсов для исполнения всех обязательств.
  2. Проверьте, нет ли на предприятии неисправностей. Проверьте оборудование, состояние транспорта, компьютеры и т.д.
  3. Отслеживайте сроки. Вы должны подписать соглашение за пять дней после того, как его разместит заказчик.
  4. Если вы нарушили сроки, не паникуйте. Мы уже выяснили, что в список не вносят без весомой причины. Свяжитесь с заказчиком и обратитесь к специалистам, которые помогут подготовить аргументы для ФАС.
  5. Старайтесь исправно выполнять условия контракта. Если вы понимаете, что это скоро станет невозможным, обсудите это с заказчиком. Возможно, у вас получится прекратить сотрудничество по взаимному согласию. Тогда в реестр не внесут.
  6. Если ФАС все же назначил заседание, подготовьте все доказательства того, что у вас не было намерений обманывать заказчика. А лучше представьте подтверждение того, что вы готовились к сделке и намеревались ее исполнить — наняли сотрудников, закупили транспорт и т.д.
  7. Если антимонопольная служба вынесла решение не в вашу пользу, это еще не повод отчаиваться. Обратитесь к специалистам и подавайте заявление в суд.

Какая информация включается в РНП?

Согласно части 3 статьи 104 44-ФЗ в реестр включается следующая информация:

  1. Наименование организации (для юридического лица), Ф.И.О. (для физического лица);
  2. Место нахождения организации (для юридического лица), место жительства (для физического лица);
  3. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
  4. Наименование, ИНН юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог ИНН, являющегося учредителем юридического лица, сведения о котором вносятся в РНП;
  5. Ф.И.О. (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, сведения о которых вносятся в РНП;
  6. Даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  7. Объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  8. Идентификационный код закупки (с 1 января 2017 года);
  9. Основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
  10. Дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

Основания и сроки включения в реестр

Общие условия, согласно которым субъекты предпринимательства могут быть квалифицированы под санкции антимонопольной службы, прописаны в части второй статьи 104 правил контрактной системы:

  • В первую очередь в регистре учитываются организации, которые выразили отказ в исполнении условий, выставленных государственным заказчиком. Так часто бывает, когда победители провели некачественную подготовку (провели неверные расчеты) или взяли в работу слишком много заказов. В такой ситуации продолжение деятельности становится экономически невыгодным. По этой причине организации, обеспечившие себе загрузку производства, могут год не участвовать в конкурсах;
  • Второй тип ситуаций, в которых происходит дополнение РНП,— расторжение контрактов с организаторами исполнения по решению суда. Обычно иски подаются компаниями, разместивших заказы в рамках действующего законодательства, но не получившие должного качества работ или услуг. Это может быть срыв сроков поставок, ухудшение одной или нескольких партий продукции, несвоевременное документальное обеспечение сотрудничества.

Какая информация присутствует в РНП

Учет недобросовестных поставщиков осуществляется таким образом, чтобы обеспечить доступ к таким данным со стороны всех участников государственных закупок. В отличие от других аналогичных регистров, базы являются общедоступными и бесплатными. Уточнить нерадивых контрагентов может любой желающий (специалист контрактной службы). Что можно узнать из реестра:

  • Полные реквизиты организации, по которым ее можно идентифицировать. Это наименование, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика. Если включить иностранное предприятие, отражается альтернативное отечественному ИНН обозначение;
  • Даты, в которые были совершены соответствующие нарушения правил заключения контрактов, добавления в банк данных «выбывшей» организации. Это соответственно периоды уклонения от подписания договоров или от поставок согласно утвержденных графиков, внесения новой записи в реестр;
  • Данные для идентификации контракта, по которому было проведен разбирательство. В этом разделе также указывается причина завершения сотрудничества.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

Эта запись содержит следующую информацию об этих компаниях или физических лицах:

  1. Номер и дата внесения сведений о компании (физическом лице) в реестр.
  2. Уполномоченный орган, включивший недобросовестного исполнителя в реестр.
  3. Сведения о поставщике, подрядчике и их местонахождении, а именно: наименование юридического лица или Ф.И.О лица; страна, почтовый индекс, наименование территориальной единицы, город, населенный пункт, улица, номер корпуса, дома, отдела или конторы; НИФ физического или юридического лица.
  4. Сведения о проведенном аукционе: дата проведения аукциона, его добавления или объявления несостоявшимся и реквизиты документа, подтверждающего это.
  5. Детали контракта:
    — дата заключения нарушенного договора (при наличии);
    — наименование товаров, работ или услуг, на которые рассчитан контракт;
    — код товара (работы или услуги) по ОКВЭД);
    — цена контракта и валюта;
    срок, в течение которого договор должен быть исполнен.
  6. Причины, по которым было принято решение о расторжении договора.
  7. Дата окончания контракта.

Регистрация в реестре недобросовестных поставщиков грозит подрядчику значительным снижением в тендере, в котором он сможет участвовать в течение 2-х лет с момента включения его в список. Но кроме торгов по 44-ФЗ есть еще коммерческие торги и закупки по 223-ФЗ. Те если заказчик в документации не указал четкого ограничения для участников РНП по 44-ФЗ, то исполнитель может запросить такую ​​закупку.

Важно: если организатор или учредитель компании, входящей в РНП, подаст заявку на участие в качестве физического лица или индивидуального предпринимателя, то на основании указаний Минфина указанная заявка должна быть отклонена.

Это касается только случаев, когда заказчик устанавливает требование об отсутствии контрагента в реестре недобросовестных поставщиков.

Особенности ведения РНП по Закону № 223-ФЗ

С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения учета по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ достаточно схожи. Однако эти записи отличаются друг от друга порядком, в котором они хранятся.

Общий вывод состоит в том, что своевременное направление в РНП сведений об участниках договора, уклонившихся от исполнения договора, а также о поставщиках, с которыми они заключены договором, по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ), были расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, ответственность за них несут заказчики (как государственные, так и корпоративные). Информация направляется в письменной или электронной форме в головной офис ФАС России или ее территориальные органы по месту нахождения заказчика.

По Закону № 223-ФЗ клиенты вправе устанавливать требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в регистрации Закона № 223-ФЗ, так и в регистрации Закона № 44-ФЗ. В этом случае можно использовать оба регистра и любой из них.

Включение сведений о человеке в РНП является, по сути, санкцией за недобросовестное поведение поставщика, предполагающей необходимость учета степени его вины. Закон № 223-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать предоставленные клиентом сведения о провайдере в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае, без выяснения фактических обстоятельств дела в его целостность и взаимосвязь. Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении сведений о хозяйствующем субъекте в РНП, не должен ограничиваться формальным заявлением о принятии судом решения о расторжении договора7.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *