Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Система налогов и сборов в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Финансовая политическая линия Российской Федерации есть совместность методик и событий страны, направленных на внедрение денежных средств для упрочнения собственного запаса резервов (экономического, политического, военного, экологического, социального).
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ/подоходный)
1 | ПФР обяжут предоставлять налоговым органам сведения:
Цель – для автоматизации контроля за правомерностью предоставления имущественных налоговых вычетов. |
2 | Увеличат предельный возраст детей налогоплательщика до 24 лет для социального налогового вычета – в сумме расходов на оплату медицинских услуг и приобретение лекарств для детей, обучающихся по очной форме. |
3 | Предоставят право на стандартный вычет, если на обеспечении налогоплательщика находятся дети или подопечные, признанные недееспособными |
4 | ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) обяжут передавать в налоговые органы информацию о выплаченных вкладчикам процентах в случае ликвидации банка или при удовлетворении требований вкладчиков к банку в ходе конкурсного производства.
Причина – отсутствие возможности передачи таких сведений самими банками. |
5 | При продаже семьями с детьми жилого помещения, приобретенного с использованием средств государственной поддержки, предоставят право при определении налоговой базы учета понесённых одним или несколькими членами семьи расходов на его покупку пропорционально доле каждого члена семьи в собственности на указанное помещение.
Право на учет указанных расходов будет, если законодательством, в т. ч. региональным, в качестве условия предоставления господдержки определено выделение долей членам семьи. В частности, детям. |
6 | Букмекерские конторы и тотализаторы наделят функциями налоговых агентов при выплате выигрышей до 15 000 рублей |
7 | Возможность уменьшения налогооблагаемого дохода распространят на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением имущественных прав.
Это вместо получения имущественного вычета (в пределах полученного дохода от продажи соответствующих прав). |
8 | Для освобождения от НДФЛ установят предельные величины (нормативы) компенсационных выплат при оплате дистанционным работникам расходов, связанных с использованием ими собственного или арендованного:
|
9 | Установят право налогоплательщика при продаже доли в уставном капитале общества, при выходе из состава участников, при получении имущества (имущественных прав) в случае ликвидации организации на уменьшение в целях налогообложения:
|
10 | Закрепят особенности налогообложения операций с цифровыми финансовыми активами |
11 | В налоговом законодательстве закрепят особенности налогообложения вознаграждений при исполнении трудовых обязанностей дистанционно за пределами РФ.
Выплачиваемые российскими организациями-работодателями вознаграждения за исполнение таких обязанностей отнесут в целях налогообложения к доходам от источников в России. |
12 | Иностранных юрлиц наделят функциями налоговых агентов по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых физлицам, выполняющим работы и услуги на территории РФ, в т. ч. в области IT через Интернет. |
1 | Введут обязанность предоставления банковской гарантии в таможенный орган для организаций, которые ввозят в РФ алкогольную продукцию с территории ЕАЭС, подлежащую маркировке федеральными специальными марками. Такая банковская гарантия должна предусматривать обязанность банка выплатить суммы акциза, неуплаченные налогоплательщиком или уплаченные не в полном объеме.
Введение такого требования необходимо для исключения рисков неуплаты акциза, которые возникли после отмены требования представлять при приобретении федеральных специальных марок обязательство об их использовании исключительно по назначению и документ, подтверждающий его исполнение. |
2 | Предоставят возможность уплаты акциза по маркируемой алкогольной и табачной продукции, ввозимой в РФ с территории ЕАЭС, путем распоряжения авансовыми платежами, предусмотренными российским законодательством о таможенном регулировании.
Это упростит для бизнеса процедуру уплаты акциза. |
Основные признаки и элементы налога
Опираясь на определение налога, можно выделить несколько ключевых признаков и элементов налога. К основным признакам налога относятся:
- Императивность или абсолютная обязательность уплаты налога.
- Индивидуальная безвозмездность, т.к. налогоплательщик в отличие от плательщика сборов не рассчитывает на получение конкретной пользы от государства.
- Законность, поскольку налог устанавливается исключительно государством и взимается на законных основаниях.
- Налог взимается регулярно
- Налог представляет собой финансирование государственной деятельности.
Налог устанавливается в законе благодаря следующим элементам:
- Субъекту налогообложения, здесь подразумевается налогоплательщик или плательщик сбора.
- Объекты налогообложения и единицы обложения.
- Налоговой базе.
- Налоговой ставке.
- Налоговому окладу, иными словами той сумме налога, которая получена с единицы обложения.
- Налоговому периоду.
- Налоговым льготам.
Рыночные модели разных стран существенно отличаются друг от друга. Но в целом выделяют две модели рыночной экономики: либеральную модель и модель социально ориентированного рынка.
Суть либеральной модели в том, что государство незначительно вмешивается в хозяйственную жизнь и социальные процессы. Нет огромного государственного сектора предприятий, а для хозяйствующих субъектов предоставляется максимальная свобода действий. Государство мало участвует в решении социальных проблем, заботясь лишь о незащищённых слоях населения, а также регулирует монетарную политику и участвует в макроэкономических процессах. Либеральная модель характерна для США, Канады, Англии и Франции.
Стоит заметить, что классическая либеральная модель скорее свойственна прошлому этих стран, поскольку в настоящее время они активно движутся в сторону социально ориентированной модели.
Для социально ориентированной модели характерна высокая степень государственного регулирования экономики. Здесь внушительных государственный сектор, предпринимательская деятельность обязательно регламентируется, государство даёт гарантии на определённый уровень удовлетворения потребностей. Такая модель свойственна Германии, Австрии Нидерландам, Швеции, Норвегии, а также очень близка Японии.
Логично предположить, что либеральная и социально ориентированная модели требуют наличия у государства финансовых ресурсов. Очевидно, что налоги в странах с социально ориентированной экономикой должны быть выше. Уровень этих налогов должен соответствовать целям и задачам, которые государство ставит перед собой.
А. Лэффер – сторонник либеральной модели, говорит о 30% налогов.
Задачи, которые в настоящее время ставятся перед Россией, требуют проведения адекватной налоговой политики. В стране давно созрели предпосылки для модернизации экономики, внедрения новейших технологий, решения крупных социальных проблем. Эти и многие другие задачи опубликовал в своей предвыборной кампании В. В. Путин.
Налоговая политика на данном этапе развития страны имеет особое значение, поскольку выступает как инструмент для решения важнейших стратегических задач в России.
Документ, содержащий основные направления налоговой политики на данный временной промежуток, представленный Минфином России, был одобрен Правительством РФ 13.10.2016. Называется он «Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Раздел «Основные меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2017 году и плановом периоде 2018-2019 годов» начинается с исполнения Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ. [14]
С целью стимулирования малого и среднего бизнеса предполагается, что:
— Физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями и при этом оказывают некоторые виды услуг другим физическим лицам, освободить от уплаты НДФЛ и страховых взносов до 31.12.2018 при условии, что они добровольно подадут уведомление об осуществлении ими такой деятельности. Эта мера реализована с 01.01.2017 с принятием закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ.
— ИП на ПСН и ЕНВД предоставят возможность уменьшения налога на сумму приобретения онлайн-кассы в размере 18 000 руб. за 1 аппарат. Эта мера реализована с принятием закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 27.11.2017 № 349-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2018.
— ИП на патенте предоставят возможность уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов (по аналогии с плательщиками на ЕНВД и УСН).
— Несвоевременная уплата патента будет исключена из оснований для прекращения ПСН. Эта мера реализована с 01.01.2017 с принятием закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ.
Физических лиц предполагалось освободить от налогообложения купонного дохода по облигациям (с 01.01.2018 доходы от облигаций, эмитированных российскими организациями в рублях с 01.01.2017, облагаются НДФЛ по аналогии с банковскими вкладами, закон «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 03.04.2017 № 58-ФЗ). То есть с 01.01.2018 в налоговую базу попадает не вся сумма купонного дохода, а разница между суммой выплаты процентов (купона) и суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход.
В качестве других мер в области налоговой политики в 2017-2019 годах планировалось:
— Выявить неналоговые платежи, имеющие налоговую природу, и включить их в Налоговый кодекс.
— Совершенствовать трансфертное ценообразование, исключив из-под налогового контроля цены по сделкам между лицами, которые находятся и осуществляют деятельность на территории одного субъекта РФ.
— По налогу на прибыль — сбалансировать бюджет субъектов РФ в части перераспределения ставок налога на прибыль, предоставление льготы для налогоплательщиков, создающих в Дальневосточном регионе объекты внешней инфраструктуры, переноса на будущее убытка в сумме, не превышающей 50% от налоговой базы текущего периода. [7]
— По НДС — совершенствовать порядок налогообложения.
— По акцизам — увеличить акцизы на вина, табачную продукцию. Внести изменения в ст. 193 НК РФ, позволяющие предупредить манипулирование запасами готовой продукции и снижение бюджетных расходов, когда в преддверии повышения ставок акциза налогоплательщики на конец года накапливают запасы подакцизной (табачной) продукции, при производстве которой акциз уплачивается по ставкам текущего года.
— По НДПИ — уточнить понятийный аппарат НК РФ в части определения термина «участок недр», рассмотреть механизмы увеличения доходов бюджета, не предполагающие увеличение налоговой нагрузки на добычу нефти, увеличить ставки НДПИ при добыче природного газа для организаций — собственников Единой системы газоснабжения и аффилированных с ними лиц.
— По имущественным налогам — включить в базу по налогу на имущество физических лиц, являющихся собственниками земельных участков, объекты капитального строительства, поставленные на кадастровый учет, но права собственности, на которые не зарегистрированы.
— Совершенствовать налоговое администрирование в части увеличения размера пени для юридических лиц; внесения в НК изменений, не предполагающих увязку уплаты налога (сбора, страхового взноса) и характеристик лица, которые осуществляют их уплату; урегулирования порядка уплаты госпошлины в МФЦ без взимания комиссии; предоставления возможности заблаговременного переноса срока уплаты налога, уменьшение штрафа для физических лиц в случае уплаты недоимки и пени до вступления в силу решения о привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.
— Оптимизировать действующие налоговые льготы путем их поэтапной отмены.
Часть из этих мер в настоящее время уже реализована, часть только готовится к реализации.
Прочитать, как осуществляется налоговый контроль в РФ, можно в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».
Налоговая политика государства на 2018-2020 годы
Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.
См. также «Бюджетно-налоговая политика — понятие и виды».
В проекте этого документа декларируется:
— не повышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
— завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей; [См. материалы:«Изменения в администрировании сборов: Минэкономразвития заступилось за бизнес»;«Правительство решит вопрос по неналоговым платежам».]
— сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет:
— полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС;
— интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов;
— создание системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и запуска пилотного проекта по внедрению этого проекта на территории ЕАЭС;
— постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы;
— интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
— запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;
— автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
— предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);
— включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).
— расширение круга лиц, имеющих право на применение ставки НДС 0% при экспорте за счет отказа от признака иностранного покупателя экспортируемых товаров как условия подтверждения вычета;
— установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);
— уточнение правил взимания таможенного НДС при ввозе товаров физическими лицами;
— признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров (лома и отходов цветных металлов, вторичных алюминиевых сплавов, сырых шкур) (действует с 01.01.2018);
— пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);
— ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;
— уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;
— закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;[О планах Минфина РФ по налогообложению ИП и самозанятых лиц смотрите в материале «Нас ждет новый налоговый режим?».]
— предоставление возможности налоговому агенту уведомлять налогоплательщика НДФЛ о невозможности удержать налог как письменно, так и посредством электронных сервисов;
— снятие ограничения по возрасту инвалида 1-й или 2-й группы, который находится на обеспечении родителя (усыновителя, попечителя, опекуна) для применения налогового вычета по НДФЛ;
— уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;
— уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;
— предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;
— продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;
— изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;
— совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;
— сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;
— установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности. [18]
Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.[См. материал «С 2019 года появится новый налог».]
Основные направления налоговой политики на 2018 год
Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:
- Совершенствования налогового администрирования.
- Создания кодекса неналоговых платежей.
- Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
- Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.
В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.[13]
В добавление, для наиболее совершенного осмысливания сущности мнения «налоговая политика» целесообразным представляется различение последующих признаков:
Существенной целью налоговой политики — выражается самый важный ориентир, какой-никакой следует достичь субъекту вследствие разработки и исполнения личной налоговой политики.[3]
Следует напомнить, что цель налоговой политики не выражается чем-то замершим и бездвижным. Как известно, налоговая политика создается под воздействием нескольких факторов, основными из которых служат экономические и социальные обстоятельства как единое по стране, так и в отдельном регионе; разброс социально-политических сил в обществе.
Субъектами налоговой политики выступают:
— государственной — Российская Федерация;
— региональной — субъекты РФ (республики в составе РФ, области, края, автономные области, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург);
— муниципальной — города, районы, районы в городах.
Можно отметить, что любой субъект налоговой политики подключает в себя налоговое подчинение в пределах возможностей, поставленных Налоговым Кодексом. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты владеют преимуществом гипнотизировать и аннулировать налоги в пределах списка региональных и местных налогов, веденного ФЗ НК. Вместе с тем, им представляются необъятные способности по снижению налоговых ставок, в определении распорядка и временных отрезков уплаты налогов.[4]
В процессе налоговой политики, субъекты владеют всеми шансами воздействовать на экономические пристрастия налогоплательщиков, формировать такие состояния их хозяйствования, которые максимально доходны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.[17]
Основами налоговой политики выступают:
1) Научно доказанный подход к налоговой политике в согласовании с закономерностями публичного развития и заключениями экономической и финансовой наук.
2) Учет и специфика теоретических исторических внешних и внутренних условий, географическое расположение, истинные экономические вероятности страны.
3) Исследование происхождения налоговой политики, прославленного опыта, вскрытие передовых тенденций, применимых на должном историческом этапе созревания экономической стратегии конкретной страны.
4) Учет многоотраслевой структуры и многоуровневого характера (в условиях бюджетного федерализма) российской экономики.
5) Применение многовариантных расплат при формировании концепции налоговой политики и предвидение вероятных положительных и отрицательных результатов наложения должных налоговых сценариев на конкретную экономическую обстановку в государстве на основе обширного использования разнообразных экономико-математических методов.[16]
Цели налоговой политики складываются под влиянием цельного ряда обстоятельств, важными из которых являются по экономике индустриально индустриальная и общественная обстановка в государстве, расстановка социально-политических сил в обществе.
В нынешних обстоятельствах страны с раскрученной рыночной экономикой воплощают в жизнь налоговую политику для достижения вытекающих главных целей:
-·участливость государства в урегулировании экономики, устремленной на поощрение или ограничение хозяйственного занятия, а также и в общем воспроизводстве;
— снабжение нужд уровней власти в финансовых ресурсах, неполных для провидения экономической и общественной политики, а также для выполнения должными органами власти и правления, порученных на них функций;
— снабжение государственной политики урегулирования доходов.
В теории налогообложения принято выделять:
— фискальную,
— экономическую,
— стимулирующею,
— экологическую,
— контрольную,
— международную цели налоговой политики.
Подводя итог, налоговая политика — одна из главных частей финансовой политики, направление воздействий, система мер, обходимых государством в области налогов и налогообложения. [12]
Налоговая политическая линия отыскивает личное выражение в видах используемых налоговых пошлин, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов обложения налогом, в налоговых льготах.
Налоговая политическая линия создается и воплощается на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции.
Таблица 1.1
Уровни налоговой политики
Наименование уровня |
Характеристика |
Федеральный уровень |
Налог на добавленную стоимость( НДС); Налог на доходы физических лиц(НДФЛ); Налог на прибыль организаций ; Сборы за использование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; Водный налог; Налог на добычу полезных ископаемых; Акцизы. |
Региональный уровень |
Транспортный налог; Налог на игорный бизнес; Налог на имущество организаций. |
Местный уровень |
Земельный налог; Налог на имущество физических лиц. |
Налоговая политика России и её типы
Переход России к новым условиям потребовал и новой налоговой политики, нового налогового законодательства.
Налоговая политика — это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и эффективное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.
Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
Можно выделить три типа налоговой политики, сложившиеся в мировой практике.
Первый тип — политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Подобный метод не оставляет как налогоплательщику, так и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие, например, как экономический кризис, война. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г. При этом экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям: укрывательству от налогообложения, развитию «теневой» экономики.
Методы реализации налоговой политики
Для эффективного проведения налоговой политики на государственном уровне необходимо выполнение следующих условий:
- Формулировка и постановка целей с указанием приоритетных задач на текущий календарный год и на будущее (от 2 до 5 лет);
- Определение оптимальных направлений для достижения целей и задач, разработка форм и методов организации фискальных отношений.
- Планирование бюджетных показателей по уровням, видам и группам налогов;
- Подбор высококвалифицированного персонала;
- Проведение налогового анализа и контроля по результатам бюджетных ассигнований для последующей корректировки форм и методов налоговой политики.
Параметры налоговой системы во многом зависят от проводимой государством налоговой политики, под которой понимается совокупность мероприятий, осуществляемых государством для обеспечения своевременной и полной уплаты налогов и сборов на уровне, позволяющем обеспечить его необходимыми финансовыми ресурсами.
Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и роста общественного богатства. Отправной точкой в реализации налоговой политики является не только обеспечение законного порядка взимания налоговых платежей с налогоплательщиков, но и комплексная оценка экономических отношений, которые складываются под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика — это не автоматическое выполнение положений налогового законодательства, а его совершенствование.
Налоговая политика осуществляется Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями. Министерство финансов Российской Федерации несет прямую ответственность за проведение единой налоговой политики в Российской Федерации, а Министерство по налогам и сборам Российской Федерации отвечает за разработку и реализацию этой политики.
Налоговая политика осуществляется ими с помощью:
- Менеджмент;
- Информирование;
- Обучение;
- Консалтинг;
- Преференциальный режим;
- Контроль;
- Принуждение.
Управление заключается в организации и распоряжении деятельностью и налоговых органов, направленной на создание совершенной системы налогообложения, основанной на знании и применении объективных законов ее развития.
Налоговое управление осуществляется государственными органами, которые несут прямую ответственность за реализацию налоговой политики. Например, Минфин России совместно с ФНС России и другими федеральными органами исполнительной власти разрабатывает предложения по налоговой политике развитию налогового законодательства и совершенствованию налоговой системы в Российской Федерации.
В настоящее время структура Федеральной налоговой службы России выглядит следующим образом:
- Центральный аппарат Федеральной налоговой службы (26 управлений).
- Управление Федеральной налоговой службы в субъектах Российской Федерации
- Межрайонные инспекции (МРИ) Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации;
- Территориальные инспекции;
- Межрегиональные инспекции (МИ) для крупных налогоплательщиков;
- Межрегиональные инспекции (МИ) для центральной обработки данных;
- Другие структуры:
- Главный научно-исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы (ГНИВЦ);
- Государственный научно-исследовательский институт развития налогов и сборов (ГНИИРС);
- 5 учебно-методических центров;
- Печатные издания: «Российский налоговый курьер», Налоговая практика.
В отличие от традиционных инспекций, которые осуществляют контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, МРИ и МИ строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.
Информирование (пропаганда) — это деятельность финансовых и налоговых органов по предоставлению налогоплательщикам информации, необходимой им для надлежащего выполнения своих налоговых обязательств.
Информирование направлено на осознание налогоплательщиками необходимости добросовестного исполнения своих налоговых обязательств и предполагает просветительскую работу по разъяснению государству и обществу необходимости налогообложения.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Собрание законодательства РФ. — N31ст -1998, ст. 3824.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
- Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: учебник. М.: Магистр, 2012. — 304с.
- Гринкевич Л.С. «Налоговые маневры», деффшоризация экономики и другие направления современной налоговой политики России // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2015. №1 (29)
- Залибекова Д.З. Правовые формы и методы реализации налоговой политики в Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. — 2013. — №12
- Карп М. В. Налоговый менеджмент: учебник для вузов. М., 2013. — 352с.
- Марчева И.А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2012. — 122 с.
Цели налоговой политики
Выполнение социальных задач — не единственная цель, которую предопределяет бюджетно-налоговая политика, проводимая государством. Есть и другие. В числе важнейших с точки зрения поддержания суверенитета страны — это финансирование в достаточных объемах национальных вооруженных сил, правоохранительных органов и других институтов исполнительной власти, важных с точки зрения качества политического управления государством. Ресурсы для пополнения бюджета в требуемых объемах нужны государству с точки зрения решения приоритетных задач на международной арене. Если инструменты налоговой политики, используемые властями, в достаточно мере эффективны, то монетарные власти страны с минимальной вероятностью будут зависеть от иностранных кредиторов. Суверенный бюджет — одно из ключевых условий выстраивания успешного, независимого государства.
Налоговая политика предприятия (если условиться, что данный термин в полной мере применим к деятельности субъектов вне государственной сферы) или политических институтов, так или иначе, базируется на совокупности неких принципов, которые, в свою очередь, становятся частью налогового механизма, в функционировании которого принимает участие непосредственный субъект финансовых отношений. Каковы его характеристики и особенности?
Налоговый механизм, реализуемый на уровне национальной экономики, хозяйственной системы региона, муниципалитета или отдельного предприятия — это совокупность методов, с помощью которых тот или иной субъект правоотношений в финансовой сфере достигает своих целей. Для государства это увеличение налогов (не в ущерб интересам бизнеса), для предприятий — уменьшение сборов (без негативного влияния на бюджет). Основные элементы механизма, о котором идет речь — это планирование, регулирование, а также контроль.
Особенности и направления совершенствования налоговой политики России на современном этапе
На сегодняшнем этапе налоговая политика выступает одним из наиболее важных звеньев экономической политики в целом, регулирующим экономические процессы в обществе.
Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.
Успешное функционирование налоговой политики может достигаться за счет соотношения ее функций и интересов государства и налогоплательщиков. Налоговая политика не может оставаться неизменной на протяжении длительного периода. Это обусловлено тем, что происходят изменения на уровне экономики страны и это приводит к соответствующим изменениям в налоговой политике. Для того, чтобы добиться эффективного функционирования налоговой политики, необходимо адаптировать ее к действующим условиям экономики.
Одной из первостепенных задач государства является решение проблемы стимулирования системы налогообложения на экономическую деятельность организаций, развития производства и экономического развития страны.
Правильно выбранная налоговая политика позволит справиться с поставленными целями и задачами государства. Для страны в целом эффективность системы налогообложения сводится первостепенно к увеличению доходов за счет налоговых поступлений, а также к развитию базы налогообложения. Для хозяйствующих субъектов эффективность заключается в следующем — получить максимально возможную прибыль и минимизировать налоговые платежи. Для граждан страны эффективность налогообложения сводится к получению социальных льгот и услуг при уплате обязательных налоговых платежей.
Основные направления совершенствования налоговой системы
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25.05.2009 г. «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» определено, что налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач — модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы. В трехлетней перспективе приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач и направлены на создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени.
Основные задачи развития современной российской налоговой системы :
поддержка российских товаропроизводителей путем создания благоприятных налоговых условий для инвестиций и повышение их конкурентоспособности как на внутреннем так и на мировом рынках;
совершенствование принципов федерализма, развитие в стране муниципальных налоговых систем;
обеспечение льготного налогового режима для привлекаемых иностранных капиталов;
в результате решения вышеперечисленных задач — ускорение процесса интеграции российской экономики в мировую
Помимо этого планируется внесение изменений в действующее законодательство о налогах и сборах последующим направлениям.
Налоговая система должна быть адекватной развитию экономики и формам предпринимательской деятельности. Налоговая реформа в настоящее время «пробуксовывает» потому, что она проводится в период производственного спада, снижения инвестиционной активности, бюджетного дефицита, кризиса взаимных неплатежей предприятий. Тем важнее найти оптимальный путь экономического развития и налогового реформирования .
Налоговая реформа должна стать коллективным делом, наиболее рациональные и эффективные идеи отразятся в Налоговом кодексе, которому предстоит стать основным федеральным законодательным актом, регулирующим все проблемы налогообложения. Он призван установить принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных налогов. Налоговый кодекс должен определить правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Перед Налоговым кодексом стоит задача разработать основные положения по определению объектов налогообложения, ведению учета поступающих финансовых ресурсов, привлечению налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения, обжалованию действий должностных лиц Государственных налоговых органов .
Другой вариант состоит в снижении налогового гнета на предприятия и организации и переносе его на физических лиц.
Еще один вариант предусматривает резкое снижение налогов на добавленную стоимость и на прибыль и замену их рентными платежами за использование природных ресурсов, повышением налогообложением добывающих отраслей промышленности.
Есть сторонники замены налога на прибыль на доход предприятий и организаций.
Предлагаются смешанные системы, состоящие из данных вариантов, и совсем уникальные, не апробированные нигде в мире, системы налогов. Наконец, есть сторонники простого снижения налогов без увязки с расходной частью бюджета в расчете на то, что такая мера автоматически разовьет и расширит налоговую базу и принесет потребные доходы.
На третьем месте заметно сниженный НДС. Затем налог на имущество предприятий не только с увеличенной ставкой, но и с ежеквартальной корректировкой на индекс инфляции. Следующее место занимает экологический налог, но, к сожалению, и у екатеринбургских авторов он провозглашен, но не разработан, как и ныне функционирующей налоговой системе .
Далее идут: плата за пользование землей, она существует, акцизный сбор — тоже. Налог на вывоз капитала, с одной стороны, может оказаться полезным, но с другой — затруднит международные экономические отношения нашей страны. И, наконец, плата за трудовые ресурсы и за сокращение числа рабочих мест.
На первом этапе главным налогом для внесения изменений становится налог на прибыль. При этом ставка налога повышается до 45 — 55 %, но НДС и налог на заработную плату отменяется. На последующих этапах можно было бы применить более эффективные формы налогообложения прибыли. Например, фиксированные, не зависящие от объема выпускаемой продукции, отчисления от прибыли в бюджет. Использование системы фиксированных платежей подготовит базу для перехода к рентному налогообложению. В будущем потребности бюджета будут удовлетворять главным образом за счет ренты с природных ресурсов, которая и создает основную массу народнохозяйственной прибыли .
Однако следует иметь в виду, что налоги на природные ресурсы в виде рентных или иных платежей окажутся заложенными в цену продукции, в том числе обрабатывающей промышленности, ибо сырье она получает от добывающих отраслей, т.е. по данной теории от главных плательщиков налогов. И когда произойдет их всеобщее подорожание, то это войдет в себестоимость продукции и повысит розничные цены.
Многовариантность развития налоговой системы поставила перед разработчиками Налогового кодекса очень непростые задачи. Главная из них решить: по какому пути идти. Или перечеркнуть все созданное за последние годы и разработать принципиально новую налоговую систему с иными видами налогов. Или совершенствовать действующую систему налогов, приближая ее и далее к мировой практике, но с учетом специфических условий российской экономики .
Предполагается решить ряд проблем по взиманию НДС при внешнеторговых операциях со странами ближнего и дальнего зарубежья. Не сразу, а постепенно стереть различия между зарубежными странами, бывшими таковыми и в прошлом, и странами СНГ.
В целом речь идет о максимальном приближении российского НДС к европейскому. Также к европейским меркам приближается количество подакцизных товаров и механизм взимание акцизов. Началось их сокращение и постепенный переход от процентных надбавок к розничным ценам к абсолютным суммам на единицу изделий в натуральном выражении .
В налоге на прибыль предприятий и организаций предполагается трансформировать налогооблагаемую базу. Вывести из нее все затраты, связанные с осуществлением экономической деятельности, с получением прибыли. Сюда относятся в полном объеме расходы на рекламу, на обучение персонала и ряд других затрат, ограниченных нормативами.
Налоги, связанные с использованием природных ресурсов, не включают поземельное налогообложение, налог на воду и лесной налог. Их взимание не относится к прерогативе федеральных органов власти.
Среди местных налогов особое место занимает налог на недвижимость. По замыслу авторов проекта Налогового кодекса налог на недвижимость может вводиться в действие по совместному или согласованному решению органа местного самоуправления и соответствующего регионального органа власти. Одновременно они принимают решения о прекращении действия местных налогов на землю и на имущество предприятий .
Можно ликвидировать некоторые налоговые льготы, но это не должно коснуться льгот по налогу на прибыль, стимулирующих инвестиционную активность, не должно коснуться малого бизнеса, противостоящего бывшим государственным монополиям, еще и сегодня удерживающим товарный рынок. Что касается научных исследований, поисковых работ, то льготы следует не прекращать, а расширять.
Учитывая нерешенность жилищной проблемы, нужны льготы по НДС для организаций, строящих жилые дома, и по подоходному налогу — для граждан-застройщиков. А также по налогу на имущество для владельцев жилья, кроме тех, кто использует его для извлечения дохода. Следует говорить о разумной налоговой политике, в том числе с помощью льгот, а не о всемерном их сокращении .
Некоторые предложения требуют уточнения. Вместо федерального налога на прибыль предприятий и организаций планирует введение двух налогов: федерального налога на доход (прибыль) предприятий и регионального налога с тем же названием. Здесь возникают два вопроса.
Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономич ских отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.
Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, – это налоговая стратегия, а на текущий момент – налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:
-
экономические – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
социальные – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;
фискальные – повышение доходов государства;
международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.
Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном тоге – к экономическому кризису.
Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения
-
Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма
Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правов х норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал
Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в
Налоговый механизм – это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-эконо ической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительны и отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.
Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные начала:
-
планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;
стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, – к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара с его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.
Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.
В налоговой политике проявляется относительная
Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличие от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виды интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.
В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции проверяется практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, то ее заменяют новой.
-
Налоговая система России.
Налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством видов и ставок налога, принципов, форм и методов их постановления.
Налоговый кодекс РФ установил строгую иерархию нормативных актов по налогам и сборам, включающую следующие уровни:
- Законодательство РФ;
Законодательство субъектов РФ;
Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления;
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов.
- Итак, перечислим виды налогов и сборов, выделенные Налоговым кодексом РФ.
К федеральным налогам и сборам относятся:
- Налог на добавленную стоимость;
Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
Налог на прибыль (доход) организаций;
Налог на доходы от капитала;
Налог на доходы физических лиц;
Единый социальный налог;
Государственная пошлина;
Таможенная пошлина и таможенные сборы;
Налог на пользование недрами;
Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
Лесной налог;
Водный налог;
Экологический налог;
Федеральные лицензионные сборы.
К региональным налогам и сборам относятся:
- Налог на имущество организаций;
Налог на недвижимость;
Дородный налог;
Транспортный налог;
Налог с продаж;
Налог на импортный бизнес;
Региональные лицензионные сборы.
К местным налогам и сборам относятся:
- Земельный налог;
Налог на имущество физических лиц;
Налог на рекламу;
Налог на наследование или дарение;
Местные лицензионные сборы.
Налоговая и таможенно-тарифная политика
Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:
- Совершенствования налогового администрирования.
- Создания кодекса неналоговых платежей.
- Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
- Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.
В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.
Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.
Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.
Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.
Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:
- федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
- регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
- нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.
Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.
Базовая структура налоговой политики
Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.
В базовом варианте налоговая политика может содержать два раздела:
- Общий блок.
- Правила формирования и оптимизации налоговой базы.
В общей части указываются сведения о:
- лицах, ответственных за ведение учета;
- принципах учета в сфере налогов;
- установленных сроках представления сводных данных для их анализа, в том числе обособленными подразделениями (при их наличии).
Во втором блоке прописываются элементы налоговой оптимизации:
- правила расчета налоговой базы в разрезе по видам налогов;
- прогнозный налоговый бюджет;
- составленный с учетом индивидуальных особенностей деятельности компании налоговый календарь;
- принципы и цели отслеживания дебиторской задолженности, выделение долгов с истекшим сроком давности;
- анализ целесообразности создания резерва по сомнительным долгам, возможности уменьшения с его помощью платежей по налогу на прибыль;
- пути обеспечения оперативности бухгалтерского учета и систематизации данных;
- описание текущей и перспективной налоговой оптимизации, реализуемых при помощи льгот;
- анализ продолжительности производственного цикла с целью его дальнейшей оптимизации для уменьшения облагаемой базы при исчислении налога на имущество;
- перечень применяемых налоговых регистров с их кратким описанием.
Предприятиям, работающим на упрощенной системе налогообложения, достаточно описать во втором блоке документа объект налогообложения (общий доход или разность между доходами и расходами), указать используемый способ оценки реализованных ценностей. При необходимости акцентируется внимание на порядке применения форм раздельного учета расходов и доходов, схема их утверждения. Это актуально для организаций, совмещающих ЕНВД и УСН.
Создание и применение на практике налоговой политики предприятия – неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности организации. Не стоит им пренебрегать, это важно не только в целях соблюдения требований законодательства, но и для внутренней оптимизации финансовых потоков компании.