Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю (ст. 44-56)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю (ст. 44-56)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Приведенный в статье перечень оснований прекращения права собственности на земельные участки в целом соответствует норме ст. 235 ГК РФ об общих основаниях прекращения права собственности. Однако в ГК РФ упоминается также о прекращении права собственности в случае гибели или уничтожения имущества — по отношению к земле такая ситуация невозможна: даже в случае деградации земли, нарушения почвенного покрова непосредственно земельный участок никуда не исчезает. Кроме того, в упомянутой статье ГК РФ названа возможность установления законодательством иных случаев утраты права собственности на имущество. ЗК РФ такой возможности не предусматривает. Таким образом, установленный им перечень оснований прекращения права собственности на земельные участки является исчерпывающим.

Основания прекращения сервитута

Действующее законодательство различает частный и публичный сервитута. Частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, он может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым сервитут был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута (ст. 276 ГК РФ).

Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. Данный сервитут может прекратиться также при изъятии органа- Ф ми государственной власти или местного самоуправления земельного участка (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Права и обязанности субъектов, использующих землю.

Собственники земельных участков имеют право:

1) самостоятельно хозяйствовать на земле:

2) использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды:

3) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

4) собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;

5) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;

6) участвовать в решении вопросов мелиорации их земель;

7) на получение стоимости земельного участка в случае его выкупа при предоставлении для государственных и общественных нужд, а также на возмещение убытков в соответствии со статьей 97 настоящего Кодекса;

8) не действует.

Землевладельцы, землепользователи и арендаторы обладают всеми правами собственников земельных участков, за исключением случаев, установленных пунктами 7 и 8 настоящей статьи, а также правом на компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, в случаях, предусмотренных пунктом 12 статьи 39 настоящего Кодекса (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. — Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 52, cm. 5085).

Статья 53 Обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны:

1) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

2) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель в порядке, установленном статьями 100 и 101 настоящего Кодекса;

3) своевременно вносить земельный налог или арендную плату;

4) не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

5) своевременно представлять в соответствующий Совет народных депутатов установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель;

6) вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами.

При аренде земли у местных Советов народных депутатов возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земли, указанным в договоре, а при аренде земли у собственника — с согласия собственника. В случае досрочного расторжения договора аренды по инициативе собственника он обязан возместить арендатору в полном объеме все нанесенные им убытки, включая упущенную выгоду. Статья 54.

Статья 46 ЗК РФ. Основания прекращения аренды земельного участка

  1. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
  2. Наряду с указанными в пункте 1 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса.
  3. Прекращение аренды земельного участка по основаниям, указанным в абзаце втором подпункта 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, не допускается:
    1) в период полевых сельскохозяйственных работ;
    2) в иных установленных федеральными законами случаях.

Статья 54 ЗК РФ. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка

  1. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

  2. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка).

  3. Порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

  4. В случае выявления при осуществлении государственного земельного надзора предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса нарушений требований земельного законодательства федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, выдают землепользователям, землевладельцам предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
    Форма предписания об устранении выявленного нарушения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

  5. В случае неустранения указанных в предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи предписании нарушений в установленный срок федеральный орган исполнительной власти, выдавший такое предписание, направляет копию акта проверки выполнения землепользователем, землевладельцем такого предписания с приложением копии такого предписания и иных связанных с результатами проверки документов в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

  6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, после получения материалов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, направляет в суд требование об изъятии земельного участка или в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, принимает решение об изъятии земельного участка самостоятельно.

  7. В случае наличия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения такого права на земельный участок с приложением копии решения об изъятии земельного участка или копии вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка либо со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

  8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, обязан сообщить о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, записи о которых не внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения указанного земельного участка и в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, в течение семи дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка или со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

  9. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

Читайте также:  Освобождение от обязанности уплаты НДС

Прекращение права частной собственности на земельные участки

Прекращение права частной собственности на земельный участок — это совокупность юридических и фактических действий, а также событий, совершаемых собственником или органом публичной власти, с которыми законодательство связывает утрату права собственности лица на земельный участок, в результате чего данное право либо перестает существовать вообще, либо возникает у другого субъекта земельных правоотношений. Существует несколько классификаций прекращения права частной собственности. Согласно наиболее распространенной из них право собственности прекращается, во-первых, добровольно и по воле собственника, во-вторых, по объективным причинам, независимо от воли собственника, и, в-третьих, принудительно, т.е. против его воли.

Добровольное прекращение права собственности происходит в результате следующих действий: добровольного отказа от права собственности (ст. 53 ЗК РФ); отчуждения участка в результате совершения сделки (купли-продажи, дарения, мены); добровольной ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 61 ГК РФ).

Нюансы изъятия за выкуп

Государственные или муниципальные органы имеют право изымать у граждан землю с последующей компенсацией в целях реализации различных программ по размещению значимых объектов. Ликвидация прав лица при этом осуществляется посредством актов федеральных законов или актов субъектов Российской Федерации. При этом невозможно изъять землю граждан в черте города для проведения застройки.

Органы власти обязаны предупредить собственника участка за год до изъятия. Решение о проведении подобного мероприятия должно быть зарегистрировано в Росреестре. Собственник сохраняет свои права до вынесения соответствующего судебного решения или добровольного подписания документа об изъятии c компенсацией.

Государственный или муниципальный орган выкупает землю по рыночной стоимости, при этом оплачиваются также строения на участке. Из суммы, полученной собственником, исключаются расходы, которые он понесет на постройку и другие действия, способствующие увеличению рыночной стоимости и проведенные после получения уведомления об изъятии.

При определении рыночной стоимости участка необходимо обращаться к специалистам, производящим независимую оценку. Собственник вправе не согласиться с условиями, предоставленными государственными или муниципальными органами. В таком случае выкупающая сторона инициирует судебное разбирательство, в ходе которого определяется правомерность выкупа и достаточность предложенных собственнику условий.

Если эта страница была вам полезна, посоветуйте её своим знакомым:

Обладание землей порождает юридический нюанс, обусловленный возможностью потери права собственности на нее. Главное основание такого поворота событий установлено ст. 44 ЗК РФ – желание владельца добровольно отдать надел родственнику или передать третьему лицу. Но изъятие имущества может произойти и принудительно независимо от воли собственника.

Каждый владелец земельного участка наделен правом собственности на него, являющегося юридической гарантией возможности распоряжения этим имуществом (эксплуатировать, продавать, менять) на свое усмотрение. Недвижимость может принадлежать одному или сразу нескольким лицам, частному или государственному собственнику.

Право собственности на землю прекращается в случае дарения участка или смерти его обладателя. Существуют и иные основания прекращения такого права, предусматривающие компенсацию за добровольный отказ от надела или полную утрату без возмещения средств.

Читайте также:  Ветеран труда для сотрудников МВД как получить в 2023 году

Проблемы приватизации земельных участков могут возникнуть, если не все документы в порядке.

Как происходит раздел земельного участка — читайте в этой статье.

Основные законодательные положения

Законом Российской Федерации предусмотрено, что гражданин имеет право на распоряжение своей собственностью, а также имеет полное право на приобретение участков и дальнейшее пользования их. Все основные аспекты прописаны в Земельном Кодексе РФ.

В Конституции РФ (основополагающем законе) также прописаны права всех граждан на распоряжение своей собственностью:

  • каждый имеет право владеть земельным участком;
  • владелец земли может распоряжаться ею в рамках, установленных законодательством Российской Федерации. Его действия не должны нарушать законы в отношении данного участка и третьих лиц.
  • Условия и порядок пользования земельным участком прямо прописан в законодательстве.

Все нормативно-правовые акты не должны перечить главному закону – Конституции.

Данный принцип соблюдается и в процедуре ликвидации прав гражданина на земельные участки. Основные правила прописаны непосредственно в Земельном Кодексе и имеют следующую процедуру:

  1. право владения земельным участком прекращается по воле его владельца;
  2. право собственности может быть принудительно прекращено, если владельцем были нарушены законы;
  3. способы ликвидации прописаны в Гражданском и Земельном Кодексах, а также в Федеральных Законах РФ.
  4. Право собственности на земельные участки может быть аннулировано.

Отказ собственника от права собственности на участок

Чтобы в законном порядке осуществить добровольный отказ от земельного участка, собственнику земли стоит подать соответствующее заявление, в котором будет изложено желание. Обращаться с таким документом нужно в государственный орган, который проводит государственную регистрацию прав на любое недвижимое имущество и контролирует проведение любых сделок с недвижимостью.

В случае полного соблюдение процедуры право собственности на конкретный участок полностью будет прекращено с момента государственной регистрации факта прекращения права собственности на участок. Для принятия исполнительным или судебным органом решения о прекращении собственности на любой земельный участок владельцу земли стоит подать следующий пакет документов в государственный или муниципальный орган:

  • заявление с выражением отказа от прав собственности на конкретный участок;
  • копию документов, подтверждающих личность заявителя или факт государственной регистрации юридического лица в специальном реестре;
  • кадастровый паспорт участка земли, если в государственном земельном кадастре присутствуют данные о конкретном участке;
  • если присутствуют в наличии у собственника документы, которые подтверждают права собственности на участок;
  • если документов о собственности на участок нет, то нужно предоставить документы, которые свидетельствуют о предоставлении земельного участка муниципальным или государственным органом.

Основания для прекращения права на землю

Какие же основания прекращения права собственности на земельные участки?

  1. На добровольной основе. В данном случае собственник земли сам желает прекратить право собственности на землю и передать её другому лицу. Обычно владелец продаёт земельный участок, сдаёт его в аренду или дарит. Также гражданин может совершить добровольный отказ от права собственности на участок земли в пользу третьего лица или государства.
  2. Принудительная ликвидация прав собственности на участок земли. В данном случае гражданина лишают права собственности без его согласия или учёта его мнения. Основания, по который возможна принудительная ликвидация прописаны законом РФ.

Добровольный отказ от прав

Каждый из владельцев недвижимости может самостоятельно инициировать прекращение прав собственности на земельный участок, то есть отказаться от него по доброй воле. По сути, эта процедура состоит из ряда фактических и юридических процессов, поэтапных действий и определённых обстоятельств. Это утрата прав владения имуществом признается официально. В результате прекращения прав, земельные участки могут быть переданы в собственность другим лицам или вовсе прекратить своё существование.

Различают два варианта, при которых основания и порядок прекращения права собственности на земельный участок признаются законными. Одним из них является факт добровольного прекращения. Это может быть отказ, в соответствии с 53 статьёй Земельного кодекса, отчуждение при заключении сделок или ликвидация юридически лиц, согласно 61 статье Гражданского кодекса.

В качестве основания для прекращения собственнических прав порой служат обстоятельства, которые не зависят ни от владельца, ни от чьего-либо ещё решения. К таким основаниям относится смерть правообладателя или перевод земли в другую категорию, в связи с чем, её больше нельзя использовать в прежних целях.

Дополнительные основания

В качестве дополнительных оснований на лишение прав собственности и прекращение права аренды земельного участка служит выставление взысканий на недвижимый объект в соответствии с 237 статьей Гражданского кодекса.

Для примера можно привести ситуацию, когда земля приобреталась в ипотеку, заём не был выплачен, и объект находится у банка в залоге. Несмотря на наличие такого ограничения, недвижимость может находиться в пользовании до полной выплаты кредита. Однако банковское учреждение, являясь залогодержателем, имеет право взыскать на заложенный объект, указанный в договоре ипотеки, чтобы за счёт данной недвижимости вернуть задолженность заёмщика, который перестал выполнять свои обязательства, то есть, перестал вносить ежемесячные платежи с процентами или вносит частичные суммы несвоевременно длительный период времени, что договором не оговаривалось.

Принудительно прекратить права собственности могут и для юридических лиц по причине их банкротства. Такое решение выносит арбитражный суд, выставляя имущество банкрота на торги. Для сельскохозяйственных структур действуют точно такие же правила.

Примеры из судебной практики.

Примеры из судебной практики помогут лучше понять, каким образом прекращается право собственности на землю в конкретных случаях. Ниже представлены примеры с указанием номера дела, даты решения и наименования суда.

  • Пример изъятия земельного участка для государственных нужд: Дело № А05-11704/2018, решение от 15.06.2019, Арбитражный суд Московской области. В данном случае земельный участок был изъят для строительства федеральной трассы.
  • Пример оспаривания сделки в суде: Дело № А41-1181/2019, решение от 20.04.2020, Арбитражный суд Свердловской области. В данном случае продажа земельного участка была признана недействительной в связи с тем, что продавец не имел права на собственность на данный участок земли.
  • Пример прекращения права собственности на землю через переход прав в Росреестре: Дело № А76-2815/2019, решение от 05.03.2020, Арбитражный суд Республики Карелия. В данном случае право собственности на земельный участок было прекращено в связи с тем, что участок был зарегистрирован в Росреестре на другого собственника.
Читайте также:  Оператор крана, управляемого с пола, ИОТ

Прекращение права собственности на земельный участок может осуществляться через переход прав в Росреестре, изъятие земельного участка для государственных нужд, оспаривание сделки в суде, если она уже совершена. В каждом из этих случаев существуют свои особенности и порядок действий. Важно учитывать законодательство и судебную практику при решении вопросов, связанных с прекращением права собственности на землю.

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

В статье 49 ЗК определен порядок принудительного изъятия земельных участков, в том числе путем их выкупа для государственных или муниципальных нужд.

Принудительное изъятие допускается только в исключительных случаях:

— если это необходимо для выполнения международных обязательств РФ.

Правовым основанием для изъятия является международный договор.

— для размещения объектов государственного или муниципального значения.

Для этих целей изъятие допускается только при отсутствии других вариантов возможного размещения объектов, если какой-либо объект нельзя разместить, не изымая земли, находящиеся в пользовании, владении, аренде или собственности граждан или юридических лиц.

Иные случаи необходимости изъятия земельных участков могут быть прямо предусмотрены в федеральных законах или в законах субъектов РФ. Законами субъектов РФ могут быть установлены такие случаи только в отношении земель, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности.

Статьей 79 ЗК РФ установлены ограничения изъятия земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с п.3 ст.83 ЗК РФ земельные участки в городах и иных поселениях могут быть изъяты (выкуплены) для государственных или муниципальных нужд под застройку только в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки. Процедура изъятия установлена ст.55 ЗК РФ Принудительное изъятие возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения и только по решению суда.

Убытки должны быть возмещены до момента фактического изъятия. Размер возмещенных убытков должен быть равноценным, т.е. соответствующим рыночным ценам на данный земельный участок.

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд регулируются статьями Гражданского кодекса:

В соответствии со ст.279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника путем выкупа. Выкуп допускается только с согласия собственника. Выкуп осуществляется РФ или субъектом, или муниципальным образованием, в зависимости от того, для чьих нужд изымается земля. Решение об изъятии земельного участка принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Собственник земельного участка должен быть предупрежден не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно

Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением

Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства

Статья 286. Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

Статья 287. Прекращение прав на земельный участок, принадлежащих лицам, не являющимся его собственниками

Реквизиция, конфискация, национализация земельного участка:

В соответствии со статьей 50 ЗК РФ предусмотрена конфискация земельного участка. Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).

В соответствии со ст.51 ЗК РФ предусмотрена реквизиция земельного участка. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.

В соответствии со статьей 54 предусмотрено принудительное прекращение прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.

Перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, безвозмездного (срочного) пользования, сервитута и права аренды земельным участком закреплены в ст. 45- 48 ЗК РФ.

Нюансы принудительного прекращения прав

Принудительное прекращение права на землю

Принудительное прекращение прав на землю – это более сложный юридический процесс. Порядок принудительного прекращения прав на землю устанавливается законодательством РФ.

Как было отмечено ранее, суть подобного вида лишения прав заключается в том, что собственника земельного участка не спрашивают о его желании расстаться со своей собственностью.

Решение о принудительном прекращении прав принимается соответствующими госорганами.

Лишить прав собственности на землю в принудительном порядке гражданина могут в следующих ситуациях:

  • при нарушении условий договора со стороны текущего собственника земли, по которому он получил ее в собственность (прекращение прав осуществляется через судебные прения, инициатор которых, как правило, оппонент собственника земли по конкретной сделке);
  • при необходимости государства изъять земельный надел для государственных или муниципальных нужд (прекращение прав осуществляется решением уполномоченных госорганов);
  • при решении суда, по которому собственник земли обязуется отдать ее в качестве оплаты за совершенные деяния, иначе данный процесс называется «конфискация» (прекращение прав осуществляется черед суд);
  • при необходимости государства изъять землю с целью защиты общества, граждан страны и в целом национальной безопасности, иначе — «реквизиция» (прекращение прав осуществляется решением уполномоченных госорганов).

ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Согласно ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается:

  • при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам;
  • при отказе собственника от права собственности на земельный участок;
  • в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *