Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Миграционная статистика России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многие жители соседних государств хотят переехать в России на ПМЖ. Для упрощения взаимодействия с ФНС необходимо получить гражданство РФ. К подданным разных стран предъявляются разные требования, зависящие в первую очередь от отношения между государствами.
Изменения для иностранных студентов
Иностранным студентам, которые обучаются в высших учебных заведениях России, будет проще получить разрешение на проживание.
Прибывшие в Россию для получения образования в государственных организациях иностранцы теперь могут упрощенно получить разрешение на временное проживание. То есть:
иностранные граждане, прибывшие в РФ в целях обучения в государственной образовательной или государственной научной организации, смогут получить разрешение на временное проживание в целях получения образования (РВПО)
Соответствующие положения вступили в силу с 1 января 2023 года. РВПО будет выдаваться иностранцам по заявлению.
Кроме того, уточняется, что указанная категория лиц получит право в течение 3 лет после окончания обучения в упрощенном порядке получить вид на жительство в России.
Иностранцы, обращающиеся за получением РВПО, не должны подтверждать факт владения русским языком, знание истории России и основ законодательства России, а также ежегодно подавать уведомление о проживании.
Особенность получения гражданства через брак.
Главное упрощение, доступное иностранным гражданам, заключившим союз с россиянами – отсутствие необходимости ждать квоту для получения разрешения на временное проживание. Данный документ можно получить в кратчайшее время после обращения в УФМС.
По этой причине нужно как можно быстрее подготовить комплект необходимых бумаг и обратиться в ближайшее отделение МВД, в котором имеется миграционное подразделение. Получить на руки РВП можно буквально после окончания процедуры бракосочетания, в данном случае срок союза не важен.
Основная особенность – получать документы необходимо в том регионе РФ, в котором на «постоянке» прописан один из супругов. Увидеть эту информацию можно на соответствующей странице в паспорте. Данное условие указано в Федеральном законе, вышедшем в 2019 году.
Под понятием «миграция населения» подразумевается сложный социально-экономический процесс перемещения людей внутри одного государства или за его пределами. Специалистами, которые занимаются миграционными проблемами, в зависимости от признаков были выделены разные виды миграции населения и создана ее примерная классификация.
В зависимости от направления:
- внутренняя – когда смена места жительства происходит внутри одного государства (из сельской местности в города, из одних регионов в другие);
- внешняя, когда граждане перемещаются из одной страны в другую.
По продолжительности:
- временная – при которой переезд осуществляется на определенный период времени (маятниковая, сезонная, вахтовая);
- постоянная – когда человек переезжает с целью обосноваться на новом месте навсегда.
В зависимости от причин. Побудить к переезду могут такие мотивы:
- экономические (когда человек стремиться улучшить свое благосостояние);
- семейно-бытовые (переезд к родителям, детям, супругу (супруге));
- политические (стремление избежать политических преследований);
- этнические (возвращение на историческую родину);
- военные (когда территория проживания людей становится зоной военных действий).
Миграционная ситуация в РФ
Согласно предварительным данным, которые предоставила Федеральная служба государственной статистики, на 1 января 2021 года численность населения РФ составила 146,8 млн человек. В прошлом году количество жителей сократилось на 316 тыс. человек. Среди причин – уменьшение числа прибывших в РФ граждан и рост числа уехавших из страны в связи с эпидемией COVID-19.
Для миграционной ситуации в Российской Федерации на начало 2021 года характерно увеличение количества людей, сменивших место жительства в пределах страны. К миграционно привлекательным регионам относятся Северо-Западный (Санкт-Петербург, Ленинградская область) и Южный федеральные округа. Центральный федеральный округ, в состав которого входит столица и Московский регион, стал территорией, где традиционно отмечается наиболее интенсивная внутренняя миграция в России. К субъектам Федерации, которые теряют население, относятся Сибирский, Уральский, Приволжский федеральные округа.
Кому и зачем нужна статистика
Статистика является основой для анализа направлений международной и внутренней миграции, состава мигрантов по социально-демографическим признакам, групп населения, так или иначе связанных с переселением. Масштабные обследования проводят национальные статистические системы и крупные международные организации. Среди них:
- Верховный Комиссариат ООН по делам беженцев.
- Всемирный Банк (The World Bank).
- Агентство по международному развитию США.
- Национальные статистические службы.
Интерес к статистике также проявляют:
- специалисты, исследователи и журналисты, которые работают со статистикой демографии и социальной сферы;
- чиновники, ответственные за регулирование миграции.
В РФ данные статистики используют для оценки динамики численности и структуры населения. Без них невозможен качественный анализ ситуации в экономике, трудовой и социальной сфере. Органам власти статистика позволяет строить прогнозы численности и состава населения, оценивать миграционные процессы. Количественные данные также нужны для выработки миграционной политики.
Тревожная ситуация складывается и в странах СНГ. Статистика миграции в Казахстане за 2015 год принял более 16 тыс. человек, но из страны уехало более 30 тыс. В первом квартале 2016 года количество уехавших из страны увеличилось на 20,3%, а отрицательное сальдо составило 2381 человек. Анализ статистики трудовой миграции Казахстана показывает, что основной поток уезжающих направляется в страны СНГ.
Положительную динамику показывает статистика естественного движения и миграции населения в Беларуси. По официальным данным:
- в 2016 году на заработки за пределы страны выехало 7,3 тыс. человек. В страну приехало почти в три раза больше;
- за январь-март 2017 года уехало – 1,8 тыс. человек. Прибыло – 4,3 тыс.
Сколько иностранных граждан въехало, выехало и находится на территории РФ
в 2016 году | в 2015 году | |
Въехало иностранных граждан | 16 290 031 | 17 333 777 |
Выехало иностранных граждан | 14 614 071 | 16 832 808 |
Находится на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (по стоянию на конец отчетного периода) | 9 747 621 | 9 990 267 |
Федеральная миграционная служба — орган государственной власти, регулирующий вопросы регистрационного учета российских и иностранных граждан, а также производящий оформление и выдачу различных документов, установленных законодательством России. С апреля 2016 года эти задачи выполняет Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ.
Главное управление по вопросам миграции создано в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции».
Функции и полномочия: выработка и реализация государственной политики, нормативно-правовое регулирование, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции.
Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставляет государственные услуги в части:
- оформления и выдачи разрешения на работу иностранному гражданину, направляемому для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств-членов Всемирной торговой организации;
- оформления и выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов и судов рыбопромыслового флота, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации;
- оформления и выдачи приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях обучения в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования по ходатайству федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами соответственно обороны, либо безопасности, либо таможенного дела, либо предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, если указанные органы имеют в своей структуре профессиональные образовательные организации образовательные организации высшего образования;
- лицензирования деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
С отчета за январь 2023 года вводится новые месячные формы.
И так, начиная с отчета за январь 2023 года:
- № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»;
- № 1-З «Анкета выборочного обследования рабочей силы»;
- № 1-ПР «Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов».
Начиная с отчета на 1 февраля 2023 года:
- № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате».
Одновременно с этим упраздняются аналогичные формы, действующие в настоящее время, а также отменяются представляемые 1 раз в 3 года формы:
- № 1-ГС «Сведения о составе работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по полу, возрасту, стажу государственной службы, образованию»,
- № 1-МС «Сведения о составе работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, по полу, возрасту, стажу муниципальной службы, образованию».
Парад столиц
В конкурсы принимают участие две команды, каждая из которых за отведенное время должна назвать как можно больше столиц. Побеждает та команда, которой удастся вспомнить большее количество наименований.
Ассоциации
Перед проведением конкурса необходимо подготовить карточки с названием стран и картинки, которые с ними ассоциируются. Например: Испания – гитара, США – Статуя Свободы, Россия – балалайка, Германия – кружка пива и т.д. Участникам конкурса выдаются карточки и предлагают их сопоставить. Побеждает тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.
Досмотр багажа
Ведущий объявляет конкурс с подвохом. Участникам конкурса необходимо назвать список вещей, которые им нужны для выезда в другую страну. Конкурсанты начинают перечислять предметы, а ведущий объявляет, кто проходит, а кто нет. Задача участников назвать вещь, которая начинается на первую букву ведущего. Игра продолжается до тех пор, пока все не догадаются, в чем подвох.
Россия забирает русских с Украины
По данным исследовательской украинской компании «Рейтинг», все больше украинцев готовы покинуть страну ради заработка — 40% населения Украины хотят податься за рубеж, чтобы найти там новую работу. Местные СМИ неодобрительно называют своих гастарбайтеров «людьми-банкоматами», и это еще не самая жесткая оценка тех, кто вынужден искать лучшей доли на стороне.
В Украине сложилась парадоксальная ситуация — никто толком не знает, сколько человек проживает на данный момент в стране. Точно известно лишь то, что нас уже давно не 52 млн, как гласила нашумевшая на всю страну социальная реклама. Как можно посчитать украинцев и что не так с цифрами Госстата, разбирались «Вести» в традиционной рубрике.
Климкин назвал такую ситуацию печальной и отметил, что «постоянно так продолжаться не может». «Сейчас есть определенные идеи, и мы их обрабатываем таким образом, чтобы в России постоянно три миллиона украинцев не находились», — поделился министр.
Нацбанк Украины в марте изменил методику оценки денег, переведенных трудовыми мигрантами в страну из-за границы. В 2017 году объем денежных переводов составил около 9,3 миллиарда долларов, на 2 миллиарда больше, чем считалось ранее.
Поуехавших сделают понаехавшими
6. Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения. Согласно расчету Федеральной службы государственной статистики о перспективной численности населения до 2030 года (высокий и средний варианты), учитывающему результаты Всероссийской переписи населения и динамику демографических процессов последних лет, численность населения страны на начало 2025 года составит 142,8 — 145,6 миллиона человек.
7. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.
8. В современных условиях миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах. Не случайно конкуренция за привлечение таких работников имеет международный масштаб. Одна из стратегических задач — создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.
9. В настоящее время миграционная привлекательность Российской Федерации по сравнению с другими странами, принимающими мигрантов, невысока и распространяется преимущественно на граждан государств — участников Содружества Независимых Государств. Продолжается эмиграционный отток из страны. Мигранты новых поколений, прибывающие в Российскую Федерацию из государств — участников Содружества Независимых Государств, по сравнению с их предшественниками обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки.
10. Неблагоприятные тенденции наблюдаются во внутренних миграциях. Население Российской Федерации отличается более низкой территориальной мобильностью (в том числе на локальном уровне) в сравнении с другими странами. Причины обусловлены большими издержками на переселение, неразвитостью транспортной сети, ограниченностью рынка арендуемого жилья, высокой стоимостью жилья и его аренды, низкими доходами большей части населения. Основным вектором межрегиональных внутренних миграций остается движение с Востока в Центр и в Московский регион, что усиливает дисбаланс в распределении населения по территории Российской Федерации.
11. Миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов.
12. Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.
13. За исключением Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, отсутствуют программы привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество. Сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных мигрантов.
14. Система привлечения временных трудовых мигрантов и определения потребности в иностранной рабочей силе нуждается в совершенствовании. Трудовые контракты с иностранными работниками вне зависимости от их вида деятельности ограничены сроком в один год. Непозволительно долго осуществляется формирование механизмов набора иностранных работников, дифференцированных в соответствии с профессионально-квалификационными запросами российских работодателей. Исключением является узкая категория высококвалифицированных специалистов. Отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной трудовой миграции. Действующая система квотирования несовершенна и предполагает излишне длительные сроки рассмотрения заявок работодателей, а также не обеспечивает привлечения иностранных работников на рабочие места в соответствии с заявленной потребностью работодателей.
21. Цели государственной миграционной политики Российской Федерации:
а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации;
б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации;
в) содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.
22. Принципы государственной миграционной политики Российской Федерации:
а) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
б) недопустимость любых форм дискриминации;
в) соблюдение норм национального и международного права;
г) гармонизация интересов личности, общества и государства;
д) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;
е) защита национального рынка труда;
ж) дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;
з) учет особенностей регионального развития;
и) открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации государственной миграционной политики Российской Федерации;
к) научная обоснованность принимаемых решений.
23. Задачи государственной миграционной политики Российской Федерации:
а) создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;
б) разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;
в) содействие развитию внутренней миграции;
г) содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;
д) выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;
е) содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
ж) противодействие незаконной миграции.
Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года
На этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как мероприятия разрабатываются применимо к принятой государством концепции. Поэтому рассматривать их нужно четко в рамках проводящейся политики.
Если описать мероприятия, входящие в миграционную политику, в общих чертах, то можно назвать наиболее часто встречающиеся в мире:
- Организация обучения;
- Трудоустройство;
- Формирование облегченной системы получения гражданства;
- Знакомство с культурными ценностями и традициями страны;
- Облегчение ассимиляции;
- Предоставление временного жилья и так далее.
Чаще всего мероприятия делятся на 2 группы:
- Поддерживающие – они позволяют иностранцам быстрее устроиться на новом месте и приносить пользу стране;
- Ограничивающие – в эту группу входят меры, препятствующие такому явлению как «нелегальная миграция» и четко устанавливающие правовой статус иностранца.
Сильнее всего миграционная политика влияет на 2 фактора:
- Демографическая ситуация;
- Темпы роста экономики.
В первом случае мигранты стабилизируют демографическую ситуацию в стране. В итоге рождаемость начинает превышать смертность в несколько раз. Если говорить о России, то она уверенно занимает 3 место в мире по количеству осевших мигрантов: они превышают уже 12 миллионов человек.
Кратко социальный портрет иностранцев можно составить несколькими пунктами:
- Здоровые люди трудоспособного возраста;
- Наличие среднего или средне-специального образования.
Развитые мировые державы проводят протекционистскую миграционную политику. Ее главными целями являются:
- Защита собственных граждан;
- Отстаивание своих экономических интересов.
В 21 веке приток мигрантов в развитые страны усилился, и перед главами государств остро встали вопросы изменения миграционной политики в сторону ужесточения.
Российская Федерация является многонациональной страной. Поэтому вполне закономерно, что с 90-х годов прошлого века правительство поддерживало мигрантов. Но миграционная политика не отличалась четко выстроенной линией, а законодательные акты имели размытые и противоречивые формулировки.
В последние годы миграционная политика России приобрела четкость, и в ней прослеживается тенденция к ужесточению существующих правил и законов.
Основные задачи и направления новой МП озвучены В.В. Путиным:
- Поддержание мира (межнационального и межрелигиозного);
- Приоритет интересов граждан РФ;
- Защита их интересов внутри страны и за рубежом;
- Сохранение и популяризация русского языка;
- Организация правовой помощи мигрантам;
- Препятствие маргинализации иностранцев.
В общих чертах можно сказать, что иммиграционная политика направлена на то, чтобы лица, близкие россиянам по образу жизни и языку, могли легально пересечь границу и затем стать полноправными членами общества.
Остальным иностранцам для получения необходимо будет пройти несколько этапов отбора. Подразумевается, что ужесточение отборочной системы приведет к значительному оттоку мигрантов, имеющих низкий образовательный уровень и не желающих его повысить.
Российская МП имеет множество проблем. Решаются они, по мнению политиков, крайне медленно, а принимающиеся меры – неэффективны.
К основным проблемам причисляют:
- Нелегальную миграцию – иностранцы, пополняющие теневой сектор экономики, становятся первопричиной создания напряженности в обществе;
- Коррупция в системе по управлению миграцией – сотрудники ФМС и чиновники, обличенные властью на местах, нередко в буквальном смысле слова вымогают у иностранцев деньги;
- Отсутствие эффективной системы управления – ради получения нужных бумаг мигранты вынуждены ехать в территориальные ведомства;
- Минимальное использование миграции для развития государства;
- Отсутствие реально действующих программ по интеграции и адаптации иностранцев.
Правозащитники считают, что МП нуждается в коррективах. В ее основу необходимо внести принципы гуманизма и соблюдения прав всех слоев населения, включая иностранцев, претендующих на гражданство.
«Человек не раб своего государства», — говорит директор Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский. Он считает планы правительства разумной мерой, которая упрощает жизнь людям. Возможность иметь несколько паспортов разных стран соответствует мировой практике, добавил Вишневский.
Сейчас обязательный отказ — это формальная норма законодательства, и проверить, вышел ли человек из гражданства иного государства или нет, практически невозможно, отметила заведующая лабораторией экономики народонаселения экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских. «В условиях глобализации, расширения контактов, поездок очень трудно заставлять людей выбирать что-то одно. Это мировой тренд — более лояльное отношение к наличию гражданства другого государства», — сказала РБК Чудиновских.