Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Развод, или талак – легко, но затратно и мучительно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.
Как предотвратить развод в исламе
В Коране прямо говорится, что развод ненавистен Богу. Нельзя разорвать священные узы брака только из-за того, что жена надоела или просто перестала нравиться. Мусульманин должен уважительно относиться к своей жене, запрещено проявлять к ней агрессию, а тем более физическое насилие. Женщине в случае возникновения конфликтов в семье не рекомендуется отказывать мужчине в близости.
Ислам требует от супругов приложить все усилия для сохранения семьи, потому что в случае развода страдают не только они, но и дети, друзья, родственники. Недаром у мусульман придумана процедура с тремя разводами. Она дает мужчине и женщине дополнительное время на обдумывание. Если один из супругов подрывает брак, то второй – обязан приложить все силы, чтобы сохранить его.
Но если примирение все же невозможно, то расставаться следует мирно, не усугубляя развод ссорами. Нередко в исламе талак называют «развязыванием узла». Также предписывается после развода позаботиться о детях.
Развод при наличии детей
– Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?
– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.
Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.
– Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?
– Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.
Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.
– Могут родители договориться и оставить ребенка с матерью?
В зависимости от обстоятельств, сопровождающих разлад в семье, могут быть некоторые особенности, связанные с распадом семейных уз в исламе.
Развод по мусульманским обычаям
Веселая песенка гайдаевской троицы из «Кавказской пленницы», калым и многоженство – сложившиеся атрибуты для среднестатистического россиянина неисламской культуры, дополненные с недавних пор сомнительной информацией из уст египетских и турецких гидов. Восполнить некоторые пробелы в тонкостях брачной жизни исламских сограждан мы и попробуем на примере некоторых историй, по-своему весьма характерных и определяющих. На первый взгляд подобное положение вещей может показаться весьма жестоким и несовременным, однако сговор родителей – не аксиома, а, скорее, дань старой традиции, которая вовсе не требует обязательного исполнения.
— Родители могут объявить очень дорогой выкуп, если не хотят этого брака – поясняет Гуля, — но чаще всего идут навстречу молодым, и делают его посильным.
За мою маму давали, к примеру, телевизор и годовой запас сена для коровы. — С ним всегда можно договориться – лукаво поясняет Гульнара — как с гаишником. Но все эти брачные пасторали не всегда предполагают создание долговечной ячейки общества.
И в тот момент, когда супругам не остается ничего, кроме развода, отчетливо проявляется лояльность и полное отсутствие формализма Ислама в вопросах брака. Однако, как и в большинстве, подобных случаев, простота процедуры со стороны религиозной, всецело компенсируется сложностью народных традиций. Наталья, вопреки ожиданиям и мрачным прогнозам подруг стала вполне полноправным членом уважаемого семейства, а единственным поводом для разногласий остался привитый ей прежней жизнью дух материализма.
Однако, и с книгой Пророка она познакомилась очень скоро.
Именно тогда, когда подувядший за время совместной жизни красавец-брюнет вознамерился завезти вторую супругу. Нельзя сказать, чтобы Наталья не была готова к такому повороту событий.
За годы, прожитые в чужой стране, она смирилась с обычаем полигамной семьи, но реальная перспектива делить мужа с другой женщиной стала причиной глубокой депрессии. -Я не могла готовить, не могла разговаривать – я все время осознавала, что меня использовали, как вещь, что я больше никому не нужна.
На счастье Натальи, супруг предпочел сохранить отношения. Не согласись он на это – условия были бы теми же, что и в татарской деревне в России – махр, как средство к существованию и дети – как безраздельная собственность мужа.
Перспектива не самая радужная для людей европейской культуры, но закономерная в русле исламской традиции.
Брак и развод в мусульманских странах
Что же касается семейного права, то в начале 19 века начался процесс кодификации норм мусульманского права.
Материально обеспечивать в эти месяцы — обязан. В вашем же случае, когда нет желания думать о перспективе и все уже решено, можно ограничиться одним разводом, после которого через три менструальных цикла вы имеете полное право выйти замуж за другого желанного вам мужчину.
Иногда указывается, что свидетели должны быть мусульманам. Что касается форм традиционного брака в раннем исламе, то основными были: гарем султана, временный брак, левират, сорорат, умыкание, обменный брак. Семейное законодательство здесь содержит немало положений, заметно отличающихся от традиционных принципов мусульманского права и более полно отражающих потребности нынешнего этапа общественного развития этих стран.
Российское законодательство запрещает полигамию, в отличие от мусульманского семейного права. Российское законодательство считает развод личным делом супругов. Российским правом не ограничено число разводов.
Мусульманским правом число разводов ограничено тремя (со своими особенностями).
Как ислам относится к разводу?
Брак в исламской религии – это договор о совместной жизни, обеспечивающий стабильность, уверенность, спокойствие супругам и их детям. Разрыв супружеских отношений считается самым ненавистным Аллаху из разрешенных им действий. Развод (талак, хиллюль акди) объявляется письменно, словесно, знаком для немого.
Талак бывает:
- Обязательным — иля, когда муж дает клятву о невступлении в близость с женой больше 4 месяцев. По истечении определенного срока жена может потребовать у мужа половой близости. Супруг обязан дать развод, если не удовлетворит требование.
- Желательным – сунна, когда муж не может обеспечить жену, или жена совершила большие грехи.
- Неразрешенным – харам, если ущемляются права женщины.
У мужчин в мусульманских странах больше прав, поэтому чаще разводы инициируются именно с их стороны — им проще исполнить процедуру и получить одобрение официальных органов. Фактически, чтобы избавиться от жены, мужу следует трижды произнести «талак», что значит «я развожусь с тобой». Но слова должны прозвучать не сразу, а через промежутки: 1 раз в цикл менструации у женщины, то есть примерно раз в месяц (в итоге как раз и проходит тот самый трехмесячный период, отведенный на раздумья).
В исламе предусмотрено два вида развода по инициативе мужа: талак раджгий и талак баин. В первом случае супруги после прекращения брака имеют право снова сойтись со временем, а потом развестись (и сойтись снова) еще два раза. Во втором случае расставание будет уже окончательным.
Серьезность и ответственность в семейных делах мусульман
Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
ثَلَاثٌ جَدُّهُنَّ جَدٌّ، وَهَزْلُهُنَّ جَدٌّ: النِّكَاحُ، وَالطَّلَاقُ، وَالرَّجْعَةُ
«Три вещи действительны вне зависимости от того, всерьёз они совершаются или нет. Это заключение брака, развод и возвращение жены после развода» (Абу Дауд 2194).
Тоже самое относится и к гневу. Давать талак или возвращать жену нужно хорошо всё обдумав, с холодной головой.
Чего должна избегать женщина,разведенная с возвратом или разведенная окончательно ?
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Вопрос: Я только что развелась со своим мужем и хотела бы знать свои права на время трех месяцев идды. Значит ли это, что мне нельзя разговаривать с мужчинами даже по интернету и можно ли, чтобы за мной приехали друзья моих родителей и забрали меня домой?
Ответ: Хвала Аллаху
Во-первых: женщина не имеет права давать развод своему мужу. Только муж может давать развод. Слова из Корана, повествующие о вопросах и положениях развода, адресованы мужьям, а не женам. Всевышний Аллах говорит:«Если в ы развелись с вашими женами и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях»(Корова 2:231)
«На вас не бу греха, детесли вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое)» (Корова 2:236)
«О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок» (Сонмы 33:49)
«О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа» (Развод 65:1)
Передается, что Ибн Аббас (да будет Аллах доволен ими обоими) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, развод принадлежит тому, кто взял за ногу (т.е. мужу, который имеет право вступать в интимную близость с женой). Ибн Маджа, 2081; шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в «Ирва аль- Галиль», 7/108.
Когда муж оставляет жену, а она взамен дает ему деньги, то это называется хула. Подразумевается, что жена освобождается от мужа, возвращая ему махр или то, что он попросит, а затем он оставляет ее, если хочет. Это аннулирование брака, но не развод (таляк). В этом случае идда женщины составляет один менструальный цикл.
Об этом подробно рассказано в ответе на вопрос №14569
Если супруги расстались посредством хулы, то они незамедлительно становятся немахрамами друг для друга. Им запрещено оставаться наедине и возвращение жены возможно только посредством нового брачного контракта и махра.
Когда проходит один менструальный цикл или женщина рожает ребенка, если она была беременна во время развода, то идда заканчивается и ей снова дозволено выходить замуж, соблюдая шариатские условия, а именно: наличие опекуна и двух свидетелей.
Но если муж развел жену первым или вторым разводом, то ей не разрешено покидать свой дом во время идды, а мужу запрещено выгонять жену из дома, пока не закончится ее срок выжидания и они станут немахрамами друг для друга. Мудрость в том, что совместное проживание может побудить мужа вернуть жену, что всячески поощряется Исламом. Всевышний говорит:«Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, что Аллах, возможно, после этого решит иначе» (Развод 65:1)
Во время идды жене не нужно покрываться перед мужем, она может украшаться для него, разговаривать и оставаться с ним наедине. Но муж не имеет права на интимную близость с женой пока он не вернет ее или не совершит интимную близость с намерением вернуть ее обратно.
Если муж развел жену в последний третий раз, или он развел ее в первый или второй раз и ее идда закончилась, то они становятся немахрамами друг другу и ему запрещено оставаться с ней наедине, прикасаться к ней и смотреть на нее.
См. подробнее ответ на вопрос №36548
Следует отметить, что идда женщины после развода мужем составляет три менструальных цикла, а не три месяца. Для женщин, у которых нет менструации, идда длится три месяца.
В-третьих: женщине непозволительно проводить время и разговаривать с мужчинами немахрам. Доказательства и фетвы ученых на этот счет приведены в ответе на вопрос №34841
Основываясь на вышесказанном, женщине не запрещено использовать украшения, парфюмерию, драгоценности и т.п., которые запрещены женщине во время идды после смерти мужа. Если женщина разведена с возвратом, то ей запрещено уезжать из дома мужа. Времяпрепровождение и разговоры с чужими мужчинами запрещены всегда.
И Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджжид
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Развод по инициативе жены
Первостепенно считаю уместным привести следующее высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Если какая-либо женщина попросит у мужа развода, не имея на то причин (серьезных причин), райского аромата ей не почувствовать (она не вкусит его, будет лишена этого)»[1]. То есть легкомысленное прошение, навеянное капризами, или необоснованное требование развода категорически не приветствуется. Также напомню, что «самое ненавистное пред Господом, но дозволенное [когда нет иных путей разрешения конфликта] — развод»[2].
О разводе, инициируемом женою, в Священном Коране говорится в двух местах:
«Недопустимо для вас [мужей] брать обратно что-либо [даже незначительное] из того, что вы дали (даровали) им [женам своим ранее], кроме как если есть обоюдное опасение нарушить Божьи заповеди [то есть в случае нарастания напряженности, появления конфликтов и ссор, когда жена просит, требует расторгнуть брак и при этом ведет себя аморально[3]]. И если вы опасаетесь нарушения Божьих заповедей [когда накаляется внутрисемейная обстановка, разрушаются нормы взаимоуважения и жена уже не видит перспективы семейного счастья и благополучия со своим мужем, например возненавидела его], тогда нет греха на них обоих, если супруга попросит расторгнуть брак, «откупившись» чем-то[4] [освободив себя от семейных уз и обязательств возвращением мужу полностью или частично того свадебного подарка (махра), который был передан ей во время (а также до или после, если его передача была отсрочена) бракосочетания]. Таковы границы, определенные для вас Богом, не переступайте же их! Кто же переступает границы [благородства в поведении и правильности во взаимоотношениях, особенно внутри семьи], те — грешники (притеснители, тираны)» (см. Св. Коран, 2:229).
«И не чините [о мужья] препятствий [не затрудняйте женам бракоразводный процесс, инициируемый ими; не притесняйте их, не подвергайте насилию] ради завладения частью того, что вы передали им [то есть свадебный подарок (махр), который обычно представляет собой значительную денежную сумму или комплект ювелирных украшений, а порой и дорогостоящую недвижимость]. [Если вы и можете лишить их махра, то] только тогда, когда жена совершит явно непристойный (развратный поступок) [прелюбодеяние].
Живите с женами в соответствии с общепринятыми морально-нравственными нормами. А если что-то вам не понравится в них [например, тяжелый характер, вредные привычки, наклонности; обнаружатся физические недостатки и т. п.], то [учтите, примите во внимание], что в том или ином, порицаемом вами, Аллах (Бог, Господь) может заложить много блага. [Никоим образом не спешите разрушать семью, проявите терпение и благоразумие, ведь вы и сами не идеальны.]» (см. Св. Коран, 4:19).
Итак, Священное Писание призывает мужа и жену жить в соответствии с общепринятыми нормами порядочности, не притесняя, не ограничивая права друг друга. И если жена просит развод, имея на то соответствующие обоснования, то муж не вправе ущемлять ее интересы и ограничивать свободы, не давая развода или затягивая расторжение брака, вынуждая ее вернуть махр (свадебный подарок) обратно. Все должно быть в рамках благоразумия и обоюдного согласия. В то же время те или иные изменения в характере, поведении мужа или жены не должны становиться причиной скоропалительного разрушения семьи, ведь «в том или ином, порицаемом вами, Аллах (Бог, Господь) может заложить много блага». Супруги обязаны обсудить возникшие разногласия и, проявив терпение, чем-то пожертвовав, прийти к согласию.
Притеснение жены, а тем более с желанием разрушить имеющуюся семью и создать новую, крайне греховно и порицаемо:
«А если пожелает кто-либо из вас (мужей) развестись с супругой и жениться на другой, тогда как был передан [в качестве свадебного подарка (махра)] жене кантар (примерно 44,928 кг) [золотом][5], то не имеет никто из вас [мужья] права забрать [у жены] даже малую часть этого! Желаете вы забрать это неправдой, совершая явный грех [притесняя и обижая жен для того, чтобы они просили у вас развод и возвратили вам свадебный подарок (махр)]?! Как же вы можете забрать это, ведь вы [по воле и с благословения Всевышнего] вступили в супружеский союз, и жены взяли с мужей своих серьезный обет (договор) [пред Творцом о супружеской верности, порядочности и надежности]?!» (Св. Коран, 4:20, 21).
Муж и жена должны отдавать себе отчет, что они создали семейный союз не для того, чтобы временно пожить, присмотреться друг к другу, а затем разрушить священные узы, а для сохранения и приумножения на протяжении всей оставшейся жизни внутрисемейной гармонии, чувства взаимоуважения и любви.
Принимая во внимание все ранее цитированное, можно перейти непосредственно к вопросу о разводе, инициированном женой. На этот счет имеется достоверное повествование о случае, произошедшем при самом Пророке (да благословит его Всевышний и приветствует), раскрывающее нам практические аспекты разрешения такого рода внутрисемейного конфликта.
«Супруга Сабита ибн Кайса пришла однажды к Пророку и сказала: «О посланник Божий! [Супруг мой] Сабит ибн Кайс. У меня нет претензий к его религиозности или нравственности. Однако я не могу больше терпеть его [у меня непреодолимое чувство неприязни к нему; боюсь, что не смогу уже больше оставаться покорной и послушной ему]»[6]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) спросил: «Ты вернешь ему сад [финиковый сад, переданный тебе в качестве свадебного подарка]?»[7]. Она ответила: «Да». Пророк, обращаясь к Сабиту, сказал: «Прими обратно сад и разведись с нею, дав один развод»[8].
После того как жена возвращает мужу свадебный подарок (махр) или то, на чем обоюдно сошлись (из того, что по ценности своей меньше махра либо равно ему[9])[10], а муж говорит, что дает развод, они перестают быть мужем и женой[11]. Временных ограничений на то, когда именно можно производить такой процесс[12], нет: он может проходить и во время месячных, и в чистый период, когда супруги уже имели интимные отношения[13]. Крайне важно, чтобы на процессе расторжения брака, инициируемого женой, присутствовало два свидетеля-мужчины, на случай, например, возникновения разногласий по обещанным обязательствам.
Если в течение примерно одного месяца[14] они не передумают, то становятся совершенно чужими друг для друга. И женщина получает полное право выйти замуж за другого[15]. На протяжении данного месяца бывший муж не имеет никаких привилегированных, преимущественных прав вернуть супругу обратно[16].
Если вдруг разведенные таким образом муж и жена заново решат пожениться, то это будет возможно только с проведением нового бракосочетания (никяха) при наличии всех условий, необходимых для действительности и полноценности брака[17].
Жена имеет полное право требовать развода. Если родные никак не могут положительно повлиять на сохранение семьи или спокойное, бесконфликтное расторжение брака, тогда это необходимо сделать с помощью местного религиозного руководителя (имама, муфтия) или подав заявление в загс. Никто не имеет права насильно заставлять женщину оставаться женой, если она не желает того.
Случаи инициирования развода женой могут быть самыми разными, например обнаружение у мужа физических или иных изъянов, о которых не было известно до бракосочетания и которые препятствуют ведению супружеской жизни, отсутствие материального обеспечения со стороны супруга (в случае, когда он здоров и может обеспечивать, но пренебрежительно и халатно относится к данному вопросу)[18], притеснение, избиения, измены и т. д. Возможна ситуация, когда жена обращается в суд, в загс с просьбой о расторжении брака с мужем, который продолжительное время отсутствует.
Для того, чтобы состоялся развод, в Исламе достаточно только слов мужчины, поэтому муж мусульманин должен следить за тем, что он говорит, поскольку слова, которые положат конец семейной жизни, могут быть как прямыми, так и иносказательными – к разводу могут привести слова, сказанные случайно, в гневе.
Муж-мусульманин может давать развод жене всего два раза, после каждого раза он должен прерывать с ней интимные отношения, талак данный три раза с коротким промежутком времени или даваемый в течении всей супружеской жизни является окончательным. Наличие свидетелей при даче развода не нужны.
У каждого народа – своя традиция и культура, и если у мусульманских народов произнесение слов «Я развелся с тобой» означают развод, то у некоторых других мусульманских народностей могут стать сигналом к завершению семейной жизни даже такие слова, как «Иди, куда хочешь, ты свободна!». И если у семейной пары действительно было намерение прекратить свои супружеские отношения, то эти слова сделают развод действительным. Также могут стать свидетельством состоявшегося развода объявление об этом, сделанное мужем жене по телефону или посредством интернета.
Когда развод в исламе не имеет силы
Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.
Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.
Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.
Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.
Коранические принципы [ править ]
Согласно Корану, брак должен быть неограниченным во времени, на что указывает его характеристика как «прочная связь» и правила, регулирующие развод. В идеале отношения между супругами должны быть основаны на любви ( мавадда ва рахма , 30:21), а важные решения, касающиеся обоих супругов, должны приниматься по обоюдному согласию. Когда гармония в браке не может быть достигнута, Коран разрешает и даже советует супругам положить конец браку (2: 231), хотя это решение не следует воспринимать легкомысленно, и община призвана вмешаться назначение арбитров из двух семей для попытки примирения (4:35). Коран устанавливает еще два способа избежать поспешных разводов. Для менструирующей женщины Аль-Бакара 2: 228 предписывает период ожидания ( идда ) до завершения развода, как три ежемесячных периода. Точноже для не менструация женщин,том числе пост- менопаузе женщин и пре- менархе девочек, Ат-талака 65: 4 прописывает периоды ожидания. Это нужно для того, чтобы муж пересмотрел свое решение. Более того, мужчине, который дает клятву не вступать в половую связь со своей женой, что приведет к автоматическому разводу, предоставляется четырехмесячный период для нарушения своей клятвы (2: 226).
Коран существенно изменил гендерное неравенство в практике развода, существовавшее в доисламской Аравии, хотя некоторые патриархальные элементы сохранились, а другие процветали в последующие века. До ислама развод между арабами регулировался неписаным обычным правом, которое варьировалось в зависимости от региона и племени, а его соблюдение зависело от авторитета вовлеченных лиц и групп. В этой системе женщины были особенно уязвимы. Коранические правила брака и развода предусматривают фиксированный набор норм для всех мусульман, подкрепленных божественной властью и соблюдаемых сообществом. Ранние исламские реформы включали в себя предоставление жене возможности инициировать развод, аннулирование права мужа на собственность своей жены, осуждение развода без веских причин, криминализацию необоснованных заявлений о неверности со стороны мужа и установление финансовой ответственности мужа перед его разведенная жена. В доисламские времена мужчины держали своих жен в состоянии «неопределенности», постоянно отвергая их и забирая их обратно по своему желанию. Коран ограничил количество отказов до трех, после чего мужчина не может забрать свою жену, если она сначала не выйдет замуж за другого мужчину. Кроме того, доисламский брачный выкуп ( махр), выплачиваемая женихом семье невесты, была преобразована в приданое , которое стало собственностью жены, хотя некоторые ученые полагают, что практика отдавать невесте хотя бы часть махра началась незадолго до прихода ислама.
Тема развода рассматривается в четырех различных сурах Корана, включая общий принцип, сформулированный в 2: 231:
Развод в чрезвычайных и критических ситуациях
Существуют в исламе чрезвычайные случаи, при которых происходит развод супругов:
- Супруг произнес слова о разводе в шутку. Брак в исламе святое, поэтому шутить об этом крайне не советуется. Более того, такие слова, произнесенные несерьезно, учитываются и процесс талака запускается.
- Мужчина произнес слова о расторжении брака в пьяном состоянии. А вот в этом случае, ситуация не является серьезной и разрушение семьи не произойдет. Мусульманам даже молитвы читать в пьяном состоянии нельзя, это считается огромным грехом.
- Обещание развестись, данное по принуждению. Если мужчину заставили с помощью манипуляций, угрозами или физической расправы отказаться от жены, то такое решение признается недействительным.
- Решение, принятое незадолго или при смерти. Если человек знает, что скоро умрет и решает развестись, его просьба не будет принята. Это защищает женщину от оставления без наследства, а также влияет на юридический статус вдовы. В результате чего ей полагаются пособия или льготы, в зависимости от законов страны, гражданкой которой она является.