Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Схема расположения мест в вагоне поезда. Нумерация мест в поездах РЖД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В плацкартном вагоне очень разнообразное расположение мест, и выбор среди них будет субъективным, потому что каждый человек сам решает, какие удобства для него важнее, а какими можно пренебречь. Существуют места, признанные самыми неудобными.
Расположение мест в вагонах
Каждому пассажирскому вагону присвоено сокращенное наименование (в скобках указаны обозначения на билетах системы «Экспресc»):
- СВ(Л) – мягкий с двухместными купе;
- СВМ(М) – мягкий с двух- и четырехместными купе;
- М – мягкий с четырехместными купе;
- К (К) – купейный с четырехместными купе;
- КБ – купейный с купе-буфетом;
- КР – купейный с радиостанцией;
- ПЛ (П) – некупейный со спальными местами (плацкартный);
- О (О) – некупейный с местами для сидения (общий);
- Обл (С) – межобластной с местами для сидения;
- Р – вагон-ресторан;
- П – почтовый;
- Б – багажный.
Пассажирские поезда делят на скорые и пассажирские, дальнего следования, местного сообщения и пригородные в зависимости от скорости движения и расстояния между конечными станциями.
- Все некупейные вагоны при использовании в плацкартном режиме имеют 54 спальных места, в общем режиме – 81 место.
- В каждом купе 4 спальных места – всего в купейном вагоне 36 мест.
- В вагонах типа СВ 16 или 18 мест (обычно все нижние), крайнее одноместное купе предназначено для проводника.
- В вагонах международного сообщения с двухместными купе 22 места, с трехместными – 33.
Какой же вагон стоит выбрать в поезде?
Если вы отправляетесь в путешествия, а чтобы доехать до него нужно воспользоваться услугами РЖД, то для начала стоит позаботиться о комфорте в поездке.
Если она будет длиться несколько часов, то отсутствие розетки (а это один из главных недостатков плацкарта, ведь там не у всех мест есть розетки и иногда пассажирам приходиться обращаться за помощью к проводнику, но об этом мы поговорим чуть позже) не будет доставлять особого дискомфорта, а вот если вам нужно ехать сутки, а то и более, то вопрос о подзарядке телефона становится крайне важным.
Существует всего несколько видов вагонов, так что вы вряд ли запутаетесь, но вот разобраться с преимуществами или недостатками того или иного вариант точно стоит.
Мы разберемся:
- как сесть у окна
- где есть кондиционер
- как не остаться без розетки
- можно ли сэкономить выбрав особое место в поезде?
Внутрироссийская нумерация
Казалось бы, что сложного? Просто присвоить вагону порядковый номер — вот и все решение проблемы. На самом деле не все так просто, как кажется. Во время поездки может произойти смена направления или же вагон могут прикрепить к другому поезду: именно поэтому нельзя их обозначить каким-либо образом.
Внутри страны система нумерации намного проще, чем на международных маршрутах, так что переживать не стоит. На каждом вагоне есть специальный номер, состоящий из четырех цифр. У каждой из них есть свое значение.
Первые две означают, к какой железной дороге «привязан» этот вагон:
От 01 до 07 – Октябрьская;
10 – Калининград;
От 17 до 23 – Московская ж/д;
От 24 до 27 – Горьковская железная дорога;
28-31 – Северная линия;
51-53 – Северо-Кавказ;
От 58 до 60 – Юго-Восток;
61 и 62 – Приволжье;
63-65 – Куйбышевская ветка;
От 76 до 79 – Свердловская дорога;
80-82 – Южно-Уральская дорога;
От 83 до 87 – Западная Сибирь;
88 и 89 – Красноярское направление;
От 90 до 93 0 Восточная Сибирь;
94 и 95 – Забайкалье;
От 96 до 98 – Дальний Восток;
99 – Сахалинская линия.
4-ая по порядку цифра отвечает за степень комфортности и назначении.
0 означает «мягкий» вагон с комфортной обивкой видений;
1 – знак купейных вагонов;
2 обозначает плацкарт;
3 стоит на вагонах межобластного значения, где есть сидячие места;
4 ставят на банковских и почтовых разновидностях;
5 входит в номера багажных и почтово-багажных вагонов;
6 – признак ресторана;
7 – технический (может содержать путеизмеритель или другое оборудование);
8 – специальный вагон;
9 – резервная единица.
Следующие три цифры в номере – это и есть порядковый номер вагона в составе. Кстати, пятая цифра выполняет дополнительную функцию при обозначении:
Если речь об обычных купейных вагонах, где имеется буфет, то им присущи цифры от 1 до 3.
Штабные вагоны, обустроенные в обычные, обозначены цифрой 4 на пятом месте номера.
При наличии радио-купе пятая цифра будет 6.
Вагоны с купе-буфетом на 5-ом месте в номере содержат цифру 7.
Чтобы понять предназначение 8-ой цифры, придется немного углубиться в математику:четную цифру умножают на единицу, а нечетную на двойку. Затем произведение складывают и полученную цифру округляют до десятков.
К слову, все пассажирские вагоны имеют номер, начинающийся с нуля.
Расположения мест в стандартном плацкартном вагоне
Дорогостоящие мягкие купе могут позволить себе далеко не все пассажиры, поэтому больше всего людей интересует расположение мест в вагоне поезда плацкарт.
В каждом купе размещено по 3 полки для багажа и 6 мест (2 боковых и 4 «поперечных»). Всего в типовом вагоне 54 спальных места и 81 сидячее. Спальные койки нумеруются от 1 до 36, а боковые с 37 по 54. Рассмотрим расположение мест в поезде (плацкарт) подробнее:
- 37 (нижняя полка) и 38 (верхняя полка). Места под этими номерами находятся в 9 открытом купе и примыкают к туалету.
- 39 и 40. Располагаются в 8 купе. Напротив этих полок находятся 29,30,31 и 32 места.
- 41 и 42. Полки седьмого купе, напротив которых 25,26,27 и 28 места.
- 43 и 44. Расположены в 6 купе, напротив них 21,22,23 и 24 места.
- 45 и 46. Полки пятого купе, напротив которых места под номерами 17,18,19 и 20.
- 47 и 48. Места в 4 купе, напротив них 13,14,15 и 16 полки.
Это стандартное расположение мест, но в зависимости от конфигурации поезда цифры могут значительно отличаться, поэтому лучше, если при покупке билета вам будет предоставлена схема мест в вагоне поезда плацкарт конкретного состава.
Если говорить о наиболее удобных плацкартных местах, то большинство людей предпочитает нижние полки, руководствуясь тем, что при движении поезда они не упадут. Однако, выбирая такое размещение, вам необходимо учитывать то, что на протяжении всего пути, скорее всего, придется терпеть общество незнакомого человека с верхней полки, у которого есть полное право сидеть на вашей койке. На верхнем месте хоть и не так комфортно, но вы останетесь одни.
Расположение сидячих мест в поезде
Нумерация в вагонах с сидячими местами нечем не отличается от общепринятых стандартов (если только речь не идет о современных скоростных поездах). В обычных составах таких вагонов обычно порядка 10-12. При этом для первого класса обычно выделяют до 28 кресел, которые нумеруются с хвоста параллельными рядами. Это означает, что 2 последних места справа имеют номера 1 и 2, а с левой стороны – 3 и 4. Таким образом, последовательная нумерация идет с конца по правой стороне, а по левой она продолжается.
Чаще всего в 1 классе устанавливается не больше 7 мест, а во втором – 8 (на 36 посадочных сидений). В этом случае нумерация производится таким же образом – с конца. Вагоны третьего класса обычно оборудованы 66 местами, из-за чего уровень комфорта в таких вагонах значительно падает.
Сидячие места в поезде РЖД фото которых вы видите ниже, не являются единственно возможными, так как компаниям, осуществляющим пассажироперевозки, разрешено вносить конструктивные изменения в составы.
Как устроен плацкартный вагон
В процессе развития железнодорожного транспорта, плацкартный вагон прошел множество этапов усовершенствований. Основная задача которых, была модернизация подвижного состава для улучшения качественных характеристик обслуживания пассажиров. Принцип устройства в целом оставался неизменным.
Общая конструкция:
- Кузова, который представляет собой каркасную конструкцию, состоящую из основания (рамы с полом), двух боковых стен и крыши. Цельнолитая кузовная часть, в зависимости от модели вагона, длиною от 23 м до 25 м. Две боковые стены, крыша изготовлены из нескольких слоев материала: литого металлического каркаса, деревянных плит, фанеры. Между слоями материалов пола и стен проложен утеплитель, пенополистирол, который сохраняет тепло. Кузов является основной частью конструкции, в котором осуществляется перевозка пассажиров, сосредоточено все оборудование для их обслуживания.
- Рама кузова устанавливается на две тележки с колесными парами. Движение вагона обеспечивает ходовая часть с тормозным оборудованием.
- Сцепление между вагонами и локомотивом, амортизацию по ходу поезда обеспечивают ударно- тягловая конструкция, прикрепленная к раме кузова.
Вагон с местами для сидения
В них есть сидения для удобства путешественников. Уровень предоставляемых услуг и комфортность поездки данного вагона связаны с конкретным составом.
1С, 2С, 3С – обозначения вагонов многочисленных ЖД составов – от пригородных электропоездов до тех, которые отправляются в дальнее следование. 1С и 2С могут похвастаться наличием системы климат — контроля, а в 3С её может не быть.
1Р – двухэтажный вагон, который следует между городами. К услугам пассажиров:
В 1В уровень комфортности практически как в 1Р, но здесь пассажиры соблюдают дистанцию при размещении.
2Р — повышенная степень комфортности. Здесь есть:
2В и 3Ж подразумевают мягкие места для сидения, разрешен провоз кошек, собак и других мелких зверушек.
2Е – мягкие сидения, система кондиционирования. Нет современного туалета.
Расположение мест в вагоне
При приобретении железнодорожного билета полезно знать о различиях цен на места, находящиеся снизу, сверху, сбоку, а также о «бюджетных» местах и причинах, повлиявших на их низкую стоимость. Всегда остаётся актуальным расположение имеющихся розеток. Немаловажно обратить внимание, есть ли в купе открывающаяся форточка или же покупаемые места находятся у аварийного выхода.
Также пассажиру имеет смысл быть проинформированным о правах пользования обеденным столом, багажной зоной и самим местом. По мнению РЖД, покупка билета является согласием пассажира на оказываемые ему транспортной компанией услуги. Это значит, что приобретая верхнее место, он не имеет права проводить время на расположенной внизу полке без согласия пассажира, едущего на нижнем месте. Приоритетные права на пользование рундуком и столом также предоставляются обладателям первых полок.
Расположение мест в вагоне
При приобретении железнодорожного билета полезно знать о различиях цен на места, находящиеся снизу, сверху, сбоку, а также о «бюджетных» местах и причинах, повлиявших на их низкую стоимость. Всегда остаётся актуальным расположение имеющихся розеток. Немаловажно обратить внимание, есть ли в купе открывающаяся форточка или же покупаемые места находятся у аварийного выхода.
Также пассажиру имеет смысл быть проинформированным о правах пользования обеденным столом, багажной зоной и самим местом. По мнению РЖД, покупка билета является согласием пассажира на оказываемые ему транспортной компанией услуги. Это значит, что приобретая верхнее место, он не имеет права проводить время на расположенной внизу полке без согласия пассажира, едущего на нижнем месте. Приоритетные права на пользование рундуком и столом также предоставляются обладателям первых полок.
Расположение мест в вагонах
Каждому пассажирскому вагону присвоено сокращенное наименование (в скобках указаны обозначения на билетах системы «Экспресc»):
• СВ(Л) – мягкий с двухместными купе;
• СВМ(М) – мягкий с двух- и четырехместными купе;
• М – мягкий с четырехместными купе;
• К (К) – купейный с четырехместными купе;
• КБ – купейный с купе-буфетом;
• КР – купейный с радиостанцией;
• ПЛ (П) – некупейный со спальными местами (плацкартный);
• О (О) – некупейный с местами для сидения (общий);
• Обл (С) – межобластной с местами для сидения;
• Р – вагон-ресторан;
• П – почтовый;
• Б – багажный.
Пассажирские поезда делят на скорые и пассажирские, дальнего следования, местного сообщения и пригородные в зависимости от скорости движения и расстояния между конечными станциями.
• Все некупейные вагоны при использовании в плацкартном режиме имеют 54 спальных места, в общем режиме – 81 место.
• В каждом купе 4 спальных места – всего в купейном вагоне 36 мест.
• В вагонах типа СВ 16 или 18 мест (обычно все нижние), крайнее одноместное купе предназначено для проводника.
• В вагонах международного сообщения с двухместными купе 22 места, с трехместными – 33.
Основные особенности и размеры
По степени комфортности плацкартные вагоны относятся к третьему классу. Согласно нормативным документам, они насчитывают по 10 открытых отсеков, то есть между купе не устанавливаются перегородки и двери. В каждом таком отсеке располагается по три верхних и нижних полки для размещения пассажиров. Всего насчитывается 54 места.
С каждой стороны должно находиться по одному туалету. Помимо унитаза, в санузле в обязательном порядке устанавливается умывальник. Также должен быть поручень, ершик и держатель для бумаги.
Полки могут быть разных размеров в вагонах разного года производства, поскольку в советские и российские времена действовали разные нормы. С того момента, как появились боковые полки, основные стали меньшими в размерах. С одной стороны, это доставило некоторые неудобства для пассажиров. С другой стороны, в каждом отсеке появилось два дополнительных места, а значит, количество пассажиров, которые могут ехать в поезде увеличилось. В тоже время боковые полки сложно назвать комфортными, поскольку мимо постоянно ходят люди.
Оформление проездных документов
Приобретают билет на поезд только при наличии документов, которые удостоверяют личность. Для взрослых — паспорт, военный билет, детям, которым нет 14 лет, — свидетельство о рождении.
Правильность заполнения входных данных документа нужно проверить. При наличии ошибки в них вас могут не пустить в вагон.
В проездном талоне указываются: ФИО, представленный документ и его данные.
Если у пассажира есть льготы, то нужно представить документ, на основании которых оформляется скидка. Эти данные тоже вносятся в информацию проездного документа.
При посадке при себе пассажир должен иметь:
- Правильно оформленный проездной документ.
- Удостоверение личности с теми данными, которые вписаны в билет.
- При наличии льгот, подтверждающие свидетельства.
- На ребенка предъявляют свидетельство о рождении.
Перед отъездом проверьте наличие всех необходимых документов.
Споры о современности вагонов
Многие скептики называют плацкартный вагон пережитком прошлого. Конечно, уровень комфорта в нем не на самом высоком уровне. Но и купейные вагоны ненамного лучше. Отсутствие возможности уединиться, посторонние шумы, храп и разговоры соседей, неприятные запахи есть везде. А вот уровень безопасности в плацкарте выше.
За закрытыми дверями купе преступнику легче совершить ограбление, изнасилование или убийство. В плацкартах все у всех на виду. Поэтому мало найдется отпетых бандитов, которые решатся на преступление в таких условиях.
Конечно, расположение плацкартного вагона в иерархии комфортных поездок не самое высокое. В то же время пассажиры выбирают его чаще всего. Места в таких вагонах дешевле, а количество получаемых услуг достаточное для того, чтобы с относительным удобством провести несколько часов путешествия.
Поэтому еще рано говорить о том, что есть достойная альтернатива плацкартным вагонам. Их эффективность доказана высоким уровнем популярности среди пассажиров среднего уровня достатка.
За окном мелькают поля, дома, города и деревни, стучат колеса, и дружелюбно беседуют попутчики – именно такая картина рисуется, если речь заходит о путешествии на поезде. Впрочем, путешествия будут принципиально отличаться в зависимости от того, какой тип вагона вы выберете – купейный, плацкартный, или общий. Рассмотрим подробнее, как выглядит плацкарт и в чем его особенности.
Какие вагоны–купе лучше выбирать, какие места в купе лучшие?
Купе в поезде, фото которого вы так же можете посмотреть на сайте РЖД, пользуется большим спросом т.к. ехать в тишине и комфорте хочется почти всегда, особенно если вам позволяют средства.
Лучше выбирать нижние места в последнем вагоне вкупе, таким образом вы снизите шанс ехать с попутчиком. Если вы планируете перевозить большой груз, то то же лучше всего брать нижние места. Постарайтесь приобрести билет заранее, а не за день до предполагаемой поездки.
Не открываются окна в мстах с 9 по 12 и с 21 по 24, а также 43,44, 49, 50.
Нижние полки – это все нечетные номера (1,3,5,7 и т.д.), а верхние полки – четные (2,4,6,8 и т.д.).
Безусловно, купе вагон- лучший вариант для поездки.
- нижние места получают более удобное место под багаж (под собой).
- купе как правило дороже, но верхние полки дешевле.
- идеально брать купе на 4х — своя компания приятнее.
- макимальный комфорт выкупить купе на 2-х.
- подходит для семейных поездок или поездок с компанией дольше 24 часов.
Выбор места в плацкарте
- Чтобы сразу определиться с местами, которые наименее комфортны, надо просто запомнить. Это места: 1-4 и 53-54 в начале вагона и 33-36 и 37-38 в конце. Эти места ближе всех расположены к туалету.
- Наиболее удобными в плацкартном вагоне можно назвать нижние полки и места в купе. Боковые места расположены в проходе и поэтому менее востребованы.
- В купе № 3 и № 6 оборудован аварийный выход. Поэтому окна в этих купе не открываются.
- Последнее по счету верхнее место 36 в купе отделено от прохода перегородкой, и поэтому для пассажиров высокого роста это место может быть неудобным. Также для этого места нет подножки, чтобы можно было подняться на полку.
- Удобные места показывает схема вагона. Плацкарт в этом плане имеет ряд особенностей.
- Также места №№ 1, 2, 35, 36 по длине короче.
Для информации:
- длина нижней полки – 177 см;
- длина верхней полки – 167 см;
- ширина полки – 60 см.