Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГИБДД или ГАИ — как правильно?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Эпоха переименований стала актуальна в 1998 году, когда 15 июня президент подписал Указ № 711, смысл которого заключается в смене названия ГАИ в ГИБДД. Основная причина изменений была озвучена как стремление создания положительного имиджа организации в глазах простых граждан ввиду формирования на тот период плохой репутации сотрудников ГАИ. Инициаторы также считали, что новое название точнее отражает функциональность подразделения.
История образования дня ГАИ.
В 1920 году появились первые московские светофоры, которые регулировали движение людей и транспорта.
Через 2 года на перекрестках появились женщины регулировщики.
В 1925 году был учрежден отдел по регулированию уличного движения (ОРУД).
В 1936 году СНК Советской Республики издает указ о формировании первой организации, называемой ГАИ, которая разрешала аварийные дорожные ситуации.
В их обязанности входит:
- контроль и регулирование движения транспорта на дорогах;
- проверка прав вождения и технического паспорта автомобиля;
- контроль и обучение на водителя;
- поиск украденного транспорта;
- уменьшение риска аварий.
Уже в июне 1998 году Борис Ельцин поменял название ГАИ на ГИБДД. Ее обязанности остались прежними. Через 4 года название дорожного патруля вернули на ГАИ.
Официально день ГАИ, как праздничный день, утвердили 3 июля в 2009 году. Главный министр внутренних дел Российской Федерации принял приказ о назначении праздника службы дорожного движения. Этот день отмечают во всех частях страны, хотя его не признали официальным выходным на государственном уровне.
В это же время была создана автомобильная инспекция, которая обучала водителей, следила за исправностью и состоянием транспорта.
Сроки оформления ДТП в ГИБДД
На практике водители не всегда обращаются в ГИБДД незамедлительно. Обычно срок откладывают, если произошла небольшая авария без пострадавших. Хотя теоретически происшествие можно оформить и через несколько дней после ДТП, лучше не откладывать процедуру на потом. Срок обращения в ГИБДД после ДТП нигде не зафиксирован. Однако в п. 2.5 ПДД РФ говорится:
При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Покидая место происшествия без оформления ДТП, водитель нарушает вышеуказанную норму. За это его могут привлечь к ответственности. В ст.12.27 КоАП РФ говорится:
Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Чтобы не столкнуться с проблемами, оформить аварию нужно в течение ближайших нескольких часов с момента её возникновения.
ГИБДД, ДПС и ГАИ — что это значит и чем отличается?
Расшифровка госоргана ДИоД – этот орган – Дорожная инспекция и организация движения.
ДИоД осуществляет контроль над тем, чтобы соблюдались правила по технормам и стандартам – например, контролирует эксплуатацию и ремонтные работы дорожных полотен, а также различных дорожных сооружений и переездов железнодорожных путей.
Эта же служба помогает согласовывать маршруты автотранспорта, занимающегося пассажирской перевозкой, определяют направления для перевозки опасных и негабаритных грузов.
Решение о создании государственной автомобильной инспекции было вынесено Совнаркомом СССР в 1934 году. Изначально целью создания структуры была борьба с хищением автомобильного транспорта, а также с его неправильным использованием. Задачей сотрудников ГАИ стало предупреждение аварийности, контроль обучения и подготовки шоферов, а также разработка правовых норм относительно эксплуатации машин и их учета. До создания структуры, ее функции были в компетентности милицейского отдела регулирования движения. В 40-ых годах уполномоченные сотрудники ГАИ провели систематизацию ПДД, был разработан и внедрен единый образец прав на вождение авто и утверждены правила проведения его учета и технического осмотра.
Основными задачами сотрудников ГИБДД является контроль деятельности в сфере обеспечения безопасности участников дорожного движения и, в случае необходимости, применение санкций. Для их реализации работники структурных подразделений оказывают ряд государственных услуг. В их компетенции прием экзаменов, проверка усвоения студентом практических навыков, а также оформление и выдача водительских удостоверений.
Права и обязанности сотрудника ГИБДД закреплены в административном регламенте, хотя основные ведомственные нормативные акты носят закрытый характер и не доступны обычным гражданам, многие даже имеют определенный гриф секретности.
Права и обязанности сотрудника ГИБДД должны им четко разграничиваться, в противном случае существует возможность неисполнения обязанности и привлечение к дисциплинарной ответственности.
благодарю за помощь в написании статьи источник юрист-онлайн.
На службу ГИБДД возложено множество обязательств. Для качественного выполнения поставленных задач было сформировано несколько самостоятельных функциональных подразделений. Каждая структура ведомства ориентирована на отдельную сферу деятельности. Основными подразделениями Государственной автомобильной инспекции являются:
- Автотехническое;
- Организационное;
- Регистрационно-экзаменационное;
- Информационного обеспечения;
- Дорожно-патрульная служба .
Автотехническая инспекция осуществляет контроль соблюдения нормативов технического состояния транспортного средства, а также выполнения водителем правил, обеспечивающих безопасность на дорогах. Подразделения организации дорожного движения контролируют соблюдение стандартов и нормативов при проведении проектных, строительных и реконструктивных работ в отношении дорог и применяемых сооружений. Регистрационно-экзаменационные подразделения контролируют подготовку водителей и принимают экзамены на знание ПДД и приобретение навыков вождения. В их компетенции регистрация транспортных средств, их учет и розыск.
Гибдд и гаи — в чем разница и как правильно называется
В полицейской терминологии обычному человеку разобраться бывает непросто. В органах внутренних дел нет подразделения, название которого не включало бы сложную аббревиатуру. Очень много вопросов у граждан возникает по поводу того, как правильно именовать стражей порядка, следящих за безопасностью дорожного движения. Почему в обиходе применяются сразу три термина: ГИБДД, ГАИ и ДПС? Может, это три разных структурных единицы ведомства?
Государственная автомобильная инспекция первоначально была учреждена в 1936 году прошлого столетия в СССР. До этого момента за обстановкой на дорогах страны следило подразделение милиции, носившее название ОРУД (отдел регулирования уличного движения). Несмотря на создание новой службы, этот отдел продолжал существовать еще почти 15 лет – до его упразднения в 50-х годах. Через несколько лет после появления ГАИ были сведены в единый документ существовавшие до этого в разрозненном виде правила дорожного движения.
В 1998 году Указом президента страны № 711 подразделение было переименовано. Тогда ГАИ получила название “ГИБДД” (Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ). Законодатели посчитали, что эта аббревиатура более четко отражает назначение службы. Также предполагалось, что данная мера поможет смягчить негативное отношение, сформировавшееся у водителей за долгие годы существования ГАИ.
Прошло некоторое время и оказалось, что новое название в повседневной жизни “не прижилось”. В разговорной речи автомобилисты по-прежнему продолжали пользоваться старым. А самих сотрудников службы, как и раньше, именовали “гаишниками”. Президент России принял решение об устранении возникших противоречий на законодательном уровне. В 2002 году он подписал Указ № 679 о внесении изменений в действующую нормативную базу. В результате аббревиатуры “ГИБДД” и “ГАИ” признали тождественными. В настоящее время допускается именовать ведомство “Госавтоинспекцией”.
Сокращается до двух количество этапов прохождения экзамена. Начинается испытание по-прежнему с теоретической части, а далее в этот же день новичкам предстоит пройти вторую часть – тест на навыки вождения. Такие элементы, как параллельная парковка, заезд в бокс, разворот в узком пространстве и въезд на горку придется все-таки выполнять, но не на площадке.
Практический экзамен будет объединять автодром и улицу, и осуществлять его предстоит на проезжей части с небольшой интенсивностью движения. Навыки будущих водителей будут проверять по старым критериям – обязательные элементы, которые ранее выполняли на площадке, кроме змейки, а затем на усмотрение инспектора – разворот на перекрестке, проезд пешеходных переходов, пересечение трамвайных путей, выбор остановки и т.д.
Экзамен по управлению легковым автомобилем будет длиться не более 30 минут, ранее предоставлялось такое же время для испытаний по городу и 10 минут на автодром. Сейчас машина должна выехать в город по маршруту, который задает инспектор ГИБДД.
Улицы и другие проезды не должны быть заранее известны ученикам автошколы, представитель дорожной инспекции выбирает их хаотично. Новшеством также станет нахождение инспектора на переднем пассажирском кресле. На заднем сидении разместится инструктор, другие экзаменуемые и наблюдатели от МВД или автошколы.
Первую часть практического экзамена на закрытой площадке оставили для кандидатов управления мопедами, мотоциклами, квадрициклами и квадроциклами. Для категории В1 включены новые опции экзамена – проезд задним ходом, а также проверка по торможению и остановке.
Водителям, претендующим на управление автобусом и грузовиком, также не потребуется прохождение испытаний на автодроме. Но само время проведения практического экзамена на получение профессии водителя будет более длительное, чем для категории А и будет длиться 50 минут. Для транспорта с прицепом время увеличили до 40 минут. У кандидатов в водители автобусов добавилось новое испытание – показ навыка для безопасной посадки и высадки пассажиров.
Какие подразделения включены?
МРЭО является одной из структур МВД. Они ориентирована на оказание услуг субъектам, в собственности которых находятся транспортные средства. Информационные и технические возможности службы позволяют дать профессиональное заключение о соответствии регистрационных знаков машины, приобретенной на вторичном рынке, прилагаемым к ним документам. МРЭО ГИБДД состоит из нескольких структур, в число которых входит:
Для обращения в любое структурное отделение с целью решения возникших проблем, необходимо заранее подготовить список документации. О том, какие бумаги входят в пакет, следует узнавать у уполномоченного специалиста в телефонном режиме или на сайте, где размещена необходимая информация для конкретной административной процедуры. Услуга будет оказана только в том случае, когда вид документов и их содержимое актуальны на момент их подачи.
МРЭО является структурным подразделением ГУОБДД, находящимся в подведомстве центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ. Вышестоящие органы координируют деятельность структуры и вырабатывают предложения по формированию и реализации основных направлений поддерживаемой политики в области организационного и реализационного обеспечения безопасности дорожного движения. В своей деятельности МРЭО руководствуется правовыми актами и официально оформленными распоряжениями вышестоящего руководства
Что такое регистрация в ГИБДД и зачем она нужна
Регистрация — постановка на учет — нужна для того, чтобы у автомобиля был допуск к участию в дорожном движении. По общему правилу срок действия регистрации не ограничен, продлевать ежегодно ее не нужно. Однако есть ряд случаев, когда регистрация делается на определенный срок. Например, если у человека нет постоянной прописки, автомобиль ставится на учет на срок временной регистрации.
При регистрации государство проверяет, не находится ли автомобиль в угоне, нет ли какого-нибудь запрета на регистрационные действия. Это важно для покупателя: если автомобиль был похищен, на учет его не поставят.
Постановка на учет автомобиля дает государству гарантию, что автомобиль соответствует своей конструкции, а установленное в нем оборудование, например газовое, безопасно для окружающих. А также что владелец авто следит за его техническим состоянием.
Регистрация также нужна, чтобы выявлять преступления и пресекать правонарушения, которые связаны с использованием транспортных средств. Если, например, грабители банка уехали на машине, их проще отследить по специальным сервисам.
Регистрировать автомобиль в ГИБДД может собственник лично или его доверенное лицо. В основном собственники автомобиля — это физические лица. На учет машину могут ставить владельцы, которым исполнилось 16 лет. Если собственнику меньше 16 лет, автомобиль регистрируют на родителей, опекунов, усыновителей или попечителей.
Также собственником авто может быть юридическое лицо. Это относится, например, к автомобилям каршеринга, грузовикам предприятия, инкассаторским фургонам банка, автомобилям такси, которые принадлежат транспортной компании.
Пошаговая инструкция оформления ДТП с сотрудниками ГИБДД
Участие в аварии нескольких автомобилей, серьезное нанесение вреда имуществу или здоровью – основания для вызова инспектора ГАИ. Порядок оформления ДТП с сотрудниками ГИБДД:
- Осмотр места столкновения.
- Огораживание аварийного участка с сохранением следов.
- Сбор сведений об участниках ДТП, свидетельских показаний.
- Описание повреждений автотранспортных средств.
- Проведение медицинской экспертизы на предмет алкогольного, наркотического опьянения водителей.
- Составление протокола осмотра, схемы места происшествия в присутствии двух понятых или участников ДТП.
- Фото и видеофиксация аварии.
- Сбор пояснительных записок от участников ДТП.
- Освобождение дороги от поврежденных автомобилей.
- Вынесение постановления о мере наказания.
Первый этап оформления ДТП – осмотр места происшествия. После исследования территории инспектор обязан допросить участников и свидетелей аварийной ситуации, зафиксировав их показания. Основной этап работы сотрудника ГАИ после общения с водителями, посторонними гражданами, осмотра поврежденных транспортных средств – оформление документов, в которых отражены сведения и объяснения участников аварийной ситуации, схема ДТП. Для дальнейшего расследования происшествия инспектор может снять на фото- или видеокамеру место инцидента. Во время бюрократических процедур сотрудник ГИБДД обязан регулировать движение автомобилей на аварийном участке. После беседы и осмотра, инспектор ГАИ составляет протокол ДТП, просит написать объяснительные участников и выносит заключение о наказании.
Составление расписки при ДТП
Расписка оформляется на месте аварии, когда у одного участника дорожно-транспортного происшествия нет действующего полиса обязательного страхования. Отсутствие обоюдных претензий, урегулирование убытков без сотрудников ГАИ тоже являются причинами составления документа. Не существует унифицированного вида заполнения расписки. Документ должен содержать максимально полную информацию о ДТП и выплаченной денежной компенсации. Этапы составления расписки при ДТП в свободной письменной форме:
- Указать вид документа: отсутствие претензий к виновнику аварии, выплаченный материальный ущерб.
- Дата, время, место составления расписки.
- Паспортные данные участников аварийной ситуации.
- Персональная информация очевидцев ДТП.
- Сообщить причины аварии.
- Описать повреждения автотранспортных средств.
- Указать сумму полученной компенсации в случае оформления расписки о выплаченном материальном ущербе.
- Написать о самостоятельном урегулировании конфликта без сотрудника ГИБДД.
- Указать на отсутствие претензий к другому участнику происшествия.
Гибдд или гаи как правильно сейчас
Наконец, у ГИБДД должна появиться возможность активнее привлекать к ответственности водителей автомобилей, зарегистрированных за пределами России. О мерах по ужесточению неотвратимости наказания для нарушителей из-за границы говорят не первый год, но в 2020-м власти постепенно приступили к реализации данного плана. В частности, между МВД и Федеральной таможенной службой (ФТС) уже налажен обмен данными о владельцах временно ввезенных транспортных средств. Таким образом, ГИБДД уже может получить информацию об автомобиле с иностранными номерами, наличии у него неоплаченных штрафов и т. д. Более того, в некоторых регионах — например в Москве — камеры уже фиксируют нарушения «зарубежных» автомобилей.
«Комплексы фотовидеофиксации распознают иностранные государственные знаки всех стран, — пояснили Дрому в пресс-службе московского ЦОДД. — Обработка проходит в несколько этапов. Сначала система сама автоматически отсеивает часть материалов, на которых нет признака нарушений. Затем материалы попадают в ЦОДД, где проходят первичную обработку. Она также автоматическая. Проверенный фотоматериал попадает сотруднику, который удостоверяется, что техника не совершила ошибки. Затем материалы передаются в ГИБДД или МАДИ, где и принимается решение о вынесении постановления», — отметили в ЦОДД, добавив, что сведения о принадлежности машины приходят от ФТС, а письма с постановлениями отправляются по международным каналам почтовой связи.
Тем не менее иностранцы, в отличие от россиян, могут спокойно ездить по территории РФ даже при наличии долгов по штрафам.
Хотя инспекторы ГИБДД эпизодически проверяют водителей ТС с иностранными номерами на наличие задолженности, срок привлечения к ответственности составляет лишь два месяца. К тому же если водитель не является собственником машины, он всегда может потребовать привлечь к ответственности за задолженность именно последнего. А вот наказать собственника, проживающего за границей, уже будет проблематично. К тому же у ФТС нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС, — т. е. в Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстане.
До сих пор экзамен в ГИБДД делился на три крупных части, оценивающихся отдельно. Это теоретический курс, состоящий из вопросов по правилам дорожного движения, набор фиксированных упражнений на автодроме и городская езда. Такой порядок существовал многие десятилетия, но сейчас ситуация меняется. Решено отказаться от «площадки» в пользу более тщательной оценки навыков молодых водителей.
«Площадка» уходит в прошлое. Как изменятся экзамены на права
За перевозку ребёнка без детского кресла, в том случае если его использование обязательно, будут наказывать строже.
- Нарушение
- Будет
- Сейчас
- Нарушение правил перевозки грузов или правил буксировки
- 500 ₽
- 500 ₽
- Нарушение правил перевозки людей
- 500 ₽
- 500 ₽
- Нарушение требований к перевозке детей
- 3000 ₽
- 3000 ₽
- Нарушение требований к перевозке детей с обязательным использованием удерживающих устройств
- 5000 ₽
- —
- Нарушение
- Будет
- Сейчас
- Нарушение ПДД, повлекшее причинение легкого вреда здоровью
- 2500-5000 ₽ или лишение прав на 1–1,5 года
- 2500-5000 ₽ или лишение прав на 1–1,5 года
- Нарушение ПДД, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью
- 10000-25000 ₽ или лишение прав на 1,5–2 года
- 10000-25000 ₽ или лишение прав на 1,5–2 года
- Оставление места ДТП
- Лишение на 1–1,5 года
- Лишение на 1–1,5 года
- Невыполнение требования о запрещении употреблять алкоголь или наркотические вещества после ДТП либо после остановки ТС по требованию полиции до проведения освидетельствования
- 30000 ₽ и лишение прав на 1,5–2 года
- 30000 ₽ и лишение прав на 1,5–2 года
Сейчас проект нового Кодекса об административных правонарушениях находится на стадии общественного обсуждения, затем его должны внести на утверждение в Госдуму. Между тем увеличение штрафов, прежде всего за превышение скорости, уже успели раскритиковать и депутаты, и новый премьер-министр.
Таким образом, в случае остановки авто водителю не следует забывать о своих законных правах и обязанностях. В числе ошибок, которые чаще всего совершают водители, значатся:
- Выходят из машины, когда инспектор об этом их не просил.
- Не пользуются своим законным правом на проведение аудио- и видеосъемки.
- Не интересуются основанием для остановки транспортного средства.
- Забывают проверить удостоверение в развернутом виде.
- Открывают багажник по первой просьбе.
- Хамят или заискивают с инспектором.
- Отвечают на все вопросы инспектора.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Правила сдачи экзамена в ГИБДД в 2023 году
Основные составляющие экзамена в ГИБДД в 2023 году не изменились, но внесены некоторые поправки в нормативную базу, регулирующую правила его сдачи:
- подать заявление на сдачу экзамена на получение прав можно теперь и через сайт Госуслуг, заполнив электронную форму;
- срок обучения увеличен до 190 часов, только при наличии которых претендент будет допущен до экзамена;
- в программу обучения включены вопросы безопасности грузо- и пассажироперевозок;
- пересдать экзамен или любую из его частей допустимо уже после недельного перерыва;
- положительные оценки по результатам сдачи любой из частей экзаменов действительны в течение полугода;
- проблемные моменты поможет разрешить прибор видеофиксации, который обязательно должен быть установлен в транспортном средстве, на котором сдается экзамен;
- сдавать и пересдавать экзамен разрешено в любом из подразделений ГИБДД, не ограничивая претендента регионом прохождения обучения;
- если претендент сдал на права с правом управления ТС, оборудованным автоматической трансмиссией, то ему запрещено водить автомобиль с механической коробкой передач;
- практическую часть экзамена планируется усложнить, объединив площадку и город. Но пока законопроект на стадии рассмотрении.
Подуйте в трубочку
Ведущий, который играет роль автоинспектора, раздает участникам конкурса шарики и предлагает подуть в них вместо алкотестера. Участники начинают надувать шары, пока они не лопнут. Побеждает тот, кто первым справится с заданием.
Собери дорожный знак
Перед проведением конкурса необходимо нарисовать и вырезать из картона два набора деталей дорожных знаков (около 10 штук в каждом наборе). Для участия в конкурсе выбираются две команды с одинаковым количеством участников. На скорость участники должны собрать знаки. Побеждает самая быстрая команда.
Аббревиатуры
ГАИ, ГИБДД, ПДД – аббревиатуры, которые знакомы всем автоинспекторам. Ведущий предлагает участникам конкурса придумать смешные интерпретации для этих аббревиатур. В конкурсе побеждает самый креативный участник.
Составляйте 3 экземпляра договора
Итак, вы подыскали себе машину с безупречным пакетом документов и отсутствием юридических ограничений. Пришло время заключать сделку. Для этого придётся составить договор купли-продажи или заполнить шаблонный бланк. В нём необходимо обязательно прописать следующее:
- Дата и место покупки автомобиля.
- Марка, модель, тип кузова и год выпуска.
- Пробег ТС на момент передачи авто покупателю.
- Техническое состояние авто (рабочее или нерабочее).
- Идентификационные данные (номера кузова, агрегатов и документов).
- Полная стоимость автомобиля (цифрами и прописью).
- Персональные данные продавца и покупателя.
Договор купли-продажи составляется в 3-х экземплярах:
- продавцу;
- покупателю;
- в МРЭО ГИБДД.
Составьте акт приёма-передачи авто
Акт-приёма передачи ТС – «железная» бумага. Документ гарантирует обеим сторонам юридическую защиту от мошеннических посягательств. Поскольку он удостоверяет, что сам договор купли-продажи исполнен в полном соответствии с гражданским кодексом. Унифицированной формы бланка для физ. лиц не существует. Поэтому документ можно составить в рукописном формате. Главное в нём прописать:
- Акт – приложение к договору купли-продажи ТС от такого-то числа.
- Марку, модель, год выпуска, VIN, параметры двигателя, цвет, номер ПТС.
- Есть ли на автомобиле дополнительное оборудование (перечислить при наличии).
- Какая сумма передана покупателем продавцу. Наличным или безналичным способом.
- Претензии к состоянию автомобиля: имеются или не имеется. И что вся информация о транспортном средстве сверена.
Не занижайте стоимость автомобиля
Часто продавцы уговаривают покупателей согласиться на снижение стоимости автомобиля в договоре. Таким образом они хотят максимально снизить сумму налога (13%), который им предстоит заплатить, если машина была во владении менее 3-х лет. Но такая схема очень опасна для покупателя и вот почему:
Допустим, вы купили машину за 2 млн руб, в договоре указали 500 тыс., а через год решили её продать за те же 2 млн. В налоговой инспекции видят, что вы заработали 1,5 млн руб. Поэтому попросят заплатить налог 13% (1 500 000 х 13% = 195 000 руб). Хотя фактически вы доход не получали.
Другой вариант – расторжение сделки. Если окажется, что машина пребывает в залоге у кредитной организации (таких историй бессчётное количество), то залогодержатель имеет право её забрать. Добросовестному покупателю ничего не останется, как требовать возврат денег с продавца. А согласно ДКП он вернёт всего 500 тыс. руб, прописанные в договоре.
Если продавец настоятельно просит оформить ДКП по заниженной стоимости, то просите его написать расписку на недостающую сумму. Эта бумага хоть как-то гарантирует полный возврат средств в случае расторжения сделки.