Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Life Hack: Как правильно ликвидировать ТОО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В большинстве случаев уже в процессе выясняется, что процедура отличается от предписанной кодексами. Самостоятельно занимаясь данными мероприятиями, вы рискуете увязнуть в бесконечной волоките, с перекладыванием бумаг и штурмом то и дело возникающих бюрократических препон. Став нашим клиентом, вы сможете сократить срок решения этого насущного вопроса до 3-8 месяцев.
Итак, ваша компания фактически не работала, но вы скрупулезно вели отчетность? У вас «проблемная» фирма с долгами? Вы планируете закрыть вполне «рабочее» предприятие с рядом лицензий?
Компания «G&G Консалтинг» — ваш путеводитель в вопросе ликвидации компании. Мы знаем законы, имеем 10-летний опыт и заслужили отличную репутацию, благодаря ответственному отношению к делу и гарантии результата. Мы действуем в рамках алгоритмов, предписанных законодательством Республики Казахстан, и ведущих к закрытию товарищества с ограниченной ответственностью. А наша гибкая ценовая политика позволит вам оптимально спланировать ликвидационный бюджет. Мы готовы приступить к активным действиям! Оперативно, легально и качественно.
Как подать документы на ликвидацию через Egov?
Подать пакет документов в «Правительство для граждан» можно не только при личной явке в ЦОН, но и онлайн через портал Egov.
Для этого необходимо авторизоваться на портале и перейти по вкладкам «Главная», «Бизнесу», «Регистрация и развитие бизнеса», «Регистрация и ликвидация бизнеса». Затем необходимо выбрать услугу «Государственная регистрация прекращения деятельности юридического лица, снятие с учетной регистрации филиала и представительства».
Потребуется заполнить заявку, приложить сканированные копии документов и оплатить государственный сбор. Субъекты МСБ услугу получают бесплатно.
Срок обработки заявки на портале Egov -5 рабочих дней. Итогом оказания услуги будут:
- приказ о регистрации прекращения деятельности ТОО;
- либо мотивированный отказ.
Процедура ликвидации состоит их 3 основных этапов, в каждом из которых есть перечень обязательных к выполнению шагов.
Первый этап
Основанием для ликвидации должно стать решение, принятое участниками компании. Также им нужно подписать такой документ, как «Протокол общего собрания участников о ликвидации юридического лица». Дальше предстоят следующие шаги:
- создание ликвидационной комиссии;
- информирование сотрудников об увольнении. Об этом должно быть объявлено не позднее, чем за месяц до истечения последнего рабочего дня;
- подача информации в Минюст РК. Это можно сделать в письменном либо электронном виде, используя ЭЦП;
- на протяжении 3 рабочих дней с момента принятия решения поставить в известность УГД МФ РК;
- направить сообщение в Центр занятости об увеличении количества безработных не позднее, чем за 2 месяца;
- разместить публичную информацию о закрытии предприятия через газеты республиканского формата, в которой указать срок для принятия претензий от кредиторов;
- через 2 месяца от даты подачи объявления составляется промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационная налоговая отчетность;
- на протяжении 3 дней с момента утверждения баланса направить в УГД МФ РК заявку на проведение налогового контроля и отчетности с обязательной пометкой «ликвидационная».
Ликвидация юридического лица должна проводиться профильными специалистами, так как в этом деле есть много сложностей, справиться с которыми своими силами невозможно. Одним из таких моментов является отсутствие учредительных документов и другие нюансы, которые могут помешать закрытию предприятия.
Второй этап
На втором этапе проводится непосредственно ликвидационная проверка. От даты подачи заявления на камеральный контроль до дня начала проверочных действий должно пройти время в пределах не более 20 дней (рабочих). Именно в этот период с ТОО должен связаться инспектор, получивший задание на проверку. Чаще всего так не бывает, в результате чего проверка затягивается и может продолжаться не 6 месяцев, а 3 года. Объясняется это незаинтересованностью налоговой, так как ликвидация компании ей невыгодна по причине потери очередного плательщика налогов. Поэтому процесс ликвидации лучше поручить доверенному лицу, обладающему знаниями и опытом в данной сфере.
В ходе второго этапа выполняются следующие пункты:
- завершение всех расчетов с кредиторами, погашение всех налоговых финансовых обязательств. Средства выручаются через продажу имущества способом открытых торгов;
- если имели место операции, связанные с ВЭД, таможенные органы должны выдать справку о том, что нет задолженности по сборам;
- к концу проверки составляется итоговая форма ликвидационного баланса;
- ТОО закрывает свои счета в банках и снимается с учета ККМ;
- территориальному УГД МФ РК направляется ликвидационный баланс и справка о закрытии счетов.
Третий этап
На третьем этапе, когда полностью завершена налоговая проверка необходимо уничтожить печать предприятия. Для этого привлекается компания, имеющая лицензию, разрешающую данный вид деятельности. Одна часть печати, разрезанной на четыре доли остается у представителя компании. После уничтожения обязательно составляется акт о проведенной процедуре, все документы требуют нотариального заверения.
Далее следует подать документы в ЦОН (Центр обслуживания населения), чтобы зарегистрировать ликвидацию компании на государственном уровне. Процедура облагается государственной пошлиной. Заявление можно подать через правительственный электронный портал.
Для регистрации ликвидации ТОО необходимо предоставить:
- заявление о госрегистрации ликвидации юрлица;
- решение собственника или собрания учредителей, скрепленное печатью;
- экземпляр газеты с опубликованным объявлением о ликвидации ТОО;
- справку от организации, которая произвела уничтожение печати ТОО;
- квитанцию об оплате регистрационного сбора (МСБ квитанцию не предоставляют).
Заявление в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» подается не ранее 2 месяцев после публикации в газетах объявления о ликвидации ТОО.
После проводится проверка всех документов с двумя исходами.
- Отказ. При обнаружениях налоговой или таможенной задолженностей, нарушений в процедуре проведения ликвидации, а также если филиалы или представительства ТОО не сняты с учетной регистрации, будет вынесено решение об отказе в госрегистрации прекращения деятельности ТОО.
- Принятие. Если нарушений и задолженностей нет, то «Правительство для граждан после приема заявления» в течение 5 рабочих дней регистрирует в реестре факт прекращения деятельности компании и вносит информацию в Национальный реестр БИН. Потому что, юридическое лицо ликвидируется только при регистрации сведения в Национальном реестре БИН. После бывшему владельцу выдают копию приказа о госрегистрации прекращения деятельности юрлица. Бумажную версию копии приказа можно получить в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» или электронный вид в личном кабинете портала Egov.
Упрощенная процедура ликвидации
Помимо стандартной процедуры существует и упрощенный порядок ликвидации бизнеса. При отсутствии нарушений он позволяет сократить срок проведения ликвидации на несколько месяцев.
Ускоренная процедура доступна компании которая:
— не состоит на учете по НДС;
— не ведет отдельные виды деятельности;
— не применяет спецрежим для сельхозпроизводителей;
— не была ранее реорганизована;
— не включена в план налоговых проверок.
Такие ТОО могут обойтись без ликвидационной проверки, ограничившись прохождением камерального контроля со стороны УГД МФ РК.
Для этого нужно подать в УГД МФ РК ликвидационную отчетность и в течение 10 дней уплатить все налоги, взносы и прочие платежи.
Упрощенная процедура ликвидации: кто может воспользоваться.
Помимо стандартной процедуры, предусматривающей налоговую проверку, существует и упрощенный порядок, предусмотренный ст.59 НК РК.
Ускоренная процедура доступна компании, которая одновременно:
- не состоит на учете по НДС;
- не ведет отдельные виды деятельности;
- не применяет спецрежим для сельхозпроизводителей;
- не была ранее реорганизована;
- не включена в план налоговых проверок.
Такие ТОО могут обойтись без ликвидационной проверки, ограничившись только прохождением камерального контроля со стороны УГД МФ РК.
В течение 10 календарных дней с даты подачи в УГД МФ РК ликвидационной отчетности организация обязана уплатить все налоги, взносы и прочие платежи.
Налоговая служба в течение 3 рабочих дней с даты получения заявления запрашивает сведения у банков, таможенных органов, фондов. Сведения предоставляются в течение 20 рабочих дней. Затем у налоговой службы есть 10 рабочих дней на проведение камерального контроля. По его окончании ТОО выдается:
- заключение;
- уведомление об устранении выявленных нарушений (в течение 5 рабочих дней).
Если же ТОО не устранит нарушения, либо не согласно с ними, в этом случае инициируется стандартная налоговая проверка. Назначается она не позднее 10 рабочих дней с даты получения пояснения от ТОО о несогласии с результатами или после истечения срока исполнения уведомления.
Упрощенная процедура (при отсутствии нарушений) позволяет сократить срок проведения ликвидации ТОО на несколько месяцев. Однако, доступна она не всем налогоплательщикам.
Обращайтесь за помощью к нам
Камеральный контроль и блокировка ЭСФ
Текущая редакция |
Новая редакция |
Комментарий |
---|---|---|
Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля 2. Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом. |
Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля 2. Камеральный контроль проводится после выписки счетов-фактур в электронной форме и (или) за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом. |
Уточнено, что камеральный контроль проводится после выписки ЭСФ. |
Статья 96. Результаты камерального контроля 1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений; по нарушениям со средней степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений. Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, для сведения. Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом. Положения настоящего пункта не распространяются на нарушения с незначительной степенью риска, выявленные по результатам камерального контроля, и учитываются в системе управления рисками. |
Статья 96. Результаты камерального контроля «1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска. При этом нарушениями с высокой степенью риска являются нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, проведенного после выписки счетов-фактур в электронной форме в целях установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг;
по нарушениям со средней степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска; по нарушениям с низкой степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска. Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности для сведения. Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.»; |
Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля (после выписки ЭСФ), в целях установления фактического совершения оборота, относятся к нарушениям с высокой степенью риска. По нарушениям со средней степенью риска, будет оформляться уведомление (сейчас извещение). По нарушениям с низкой степенью риска, оформляется извещение (раньше их не было). |
Статья 96. Результаты камерального контроля 1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговый агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями – представление налогоплательщиком (налоговый агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. В пояснении должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения); идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля; номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства, являющиеся основаниями и доказательствами несогласия лица, представившего пояснение. В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению. Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется. |
Статья 96. Результаты камерального контроля «1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; отзыва, исправления или дополнения счетов-фактур, выписанных в электронной форме, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями со средней степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения об отсутствии нарушений с приложением выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учетов (учета) и (или) документов, относящихся к указанным нарушениям, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;»; «3) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями с высокой степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения с приложением копий документов, подтверждающих факт осуществления операций (сделок), указанных в нарушениях.»; «2-1. В пояснениях, предусмотренных подпунктами 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи, должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем
личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);
идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об
устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;
номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства несогласия лица, представившего пояснение,
с указанными в уведомлении нарушениями с обязательным приложением документов, указанных в подпунктах 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи.
В рамках исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем представления пояснения требование документов, не относящихся к описанным в уведомлении нарушениям, не допускается.»; |
В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями, налогоплательщик устраняет их путем отзыва, исправления или дополнения ЭСФ. Действия налогоплательщика в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями, зависят от степени их риска (прописаны отдельно для нарушений со средней и высокой степенью риска). |
Статья 96. Результаты камерального контроля |
Статья 96. Результаты камерального контроля 6-1. По нарушениям с высокой степенью риска неисполнение в установленный срок и (или) признание неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влечет ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса. |
При нарушениях с высокой степенью риска, неисполнение уведомления, влечет ограничение в выписке ЭСФ. |
Отсутствует |
Статья 120-1. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур 1. Налоговые органы по нарушениям с высокой степенью риска производят ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в случае неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля. 2. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур производится в течение одного рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, по нарушениям с высокой степенью риска, на основании решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур, вынесенного в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом. 3. Решение об ограничении выписки электронных счетов-фактур направляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 2 настоящей статьи, электронным способом в информационную систему электронных счетов-фактур, веб-приложение, личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства». 4. Налоговые органы производят отмену ограничения выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов- фактур в течение одного рабочего дня со дня исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля по нарушениям с высокой степенью риска, путем вынесения решения об отмене ограничения в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом. 5. Обжалование налогоплательщиком решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур не приостанавливает его действие. |
Добавлена новая статья по ограничению в выписке ЭСФ. Ограничение устанавливается при нарушениях с высокой степенью риска (в случае неисполнения уведомления). Ограничение накладывается в течение 1 рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения уведомления. Отмена ограничения – в течение 1 рабочего дня со дня исполнения уведомления. |
Статья 145. Виды налоговых проверок 1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска; … 2. Налоговыми проверками, проводимыми по особому порядку на основе оценки степени риска, являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). |
Статья 145. Виды налоговых проверок 1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска;»; … 2. Периодическими налоговыми проверками на основе оценки степени риска являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). Основанием для назначения периодических налоговых проверок на основе оценки степени риска является полугодовой график, утвержденный решением уполномоченного органа.
Не допускается внесение изменений в полугодовые графики проведения проверок.
Уполномоченный орган размещает полугодовой сводный график проведения проверок на интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года. |
С 01.01.2023 года Скорректированы требования по налоговым проверкам на основе оценки степени риска. Основанием для назначения проверки – является полугодовой график. Уполномоченный орган размещает полугодовой график до 25 декабря и до 25 мая. |
Статья 158. Завершение налоговой проверки
|
Статья 158. Завершение налоговой проверки «При отказе налогоплательщика (налогового агента) в получении акта налоговой проверки производится соответствующая запись в акте налоговой проверки с составлением протокола (акта), предусмотренного статьей 71 настоящего Кодекса.
При этом датой вручения акта налоговой проверки является дата составления протокола (акта). |
В случае отказа налогоплательщика в получении акта налоговой проверки, делается запись и составляется протокол. Дата вручения акта признается датой составления протокола. |
Индивидуальный подоходный налог (ИПН)
Текущая редакция |
Новая редакция |
Комментарий |
---|---|---|
Статья 319. Годовой доход физического лица 2. Не рассматриваются в качестве дохода физического лица: 1) компенсационные выплаты работникам в случаях, когда их работа протекает в пути, имеет разъездной характер, связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, – за каждый день такой работы в размере 0,35-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату начисления таких выплат; |
Статья 319. Годовой доход физического лица 2. Не рассматриваются в качестве дохода физического лица: 1) компенсационные выплаты работникам в случаях, когда их работа протекает в пути, имеет разъездной характер, связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, – в пределах норм, установленных коллективным, трудовым договорами и (или) актом работодателя |
С 01.01.2018 года Исключаются пределы по компенсационным выплатам за работу в пути (не доход физ. лица). Аналогичная норма в законе «О введении». |
Статья 319. Годовой доход физического лица |
Статья 319. Годовой доход физического лица 39-1) сумма вознаграждения, полученная в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 14 статьи 22 настоящего Кодекса;»; |
С 01.01.2023 года Не является доходом физ. лица (освобождается от ИПН), вознаграждение, выплаченное за сообщение о фактах невыдачи чека, отказа в приеме банковской карты, в случае подтверждения такого факта. Аналогичная норма в законе о введении. |
Статья 347. Налоговый вычет по добровольным пенсионным взносам 2. Подтверждающими документами для применения налогового вычета по добровольным пенсионным взносам являются: договор о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов; документ, подтверждающий уплату добровольных пенсионных взносов. |
Статья 347. Налоговый вычет по добровольным пенсионным взносам 2. Подтверждающим документом для применения налогового вычета по добровольным пенсионным взносам является документ, подтверждающий уплату добровольных пенсионных взносов. |
С 01.01.2023 года Корректируется перечень подтверждающих документов для применения вычета по добровольным пенсионным взносам. Больше не требуется договор о пенсионном обеспечении (так как с мая 2021 года пенсионный счет для учета добровольных пенсионных взносов открывается без заключения договора о пенсионном обеспечении). Аналогичная норма вносится в закон о введении |
Какие типы предприятий можно зарегистрировать в Казахстане?
Правительство Республики Казахстан предусматривает регистрацию таких субъектов бизнеса:
-
ТОО (LLP). Наиболее распространенный тип юридического лица, которое функционирует на территории РК. Данный предприниматель несет ограниченную ответственность за ведение бизнеса. В таком случае руководители и владельцы компании не ставят под удар собственные средства в случае, если фирму настигнет банкротство. В такой компании должен быть минимум один управляющий, а количество акционеров не ограничено.
-
АО. При регистрации акционерного общества, необходимо предоставить данные минимум об одном руководителе резиденте Казахстана (физическое лицо) и об одном акционере, гражданство которого не имеет значения. Минимальный капитал такой компании в Казахстане должен составлять 483 000 долларов. Акционерное общество обязуется регулярно (раз в год) предоставлять финансовую отчетность за прошедший период.
-
ТДО. Товарищества с дополнительной ответственностью функционируют также, как и ТОО, однако в случае возникновения финансовых проблем внутри компании или банкротства покрывают ущерб средствами из собственных вкладов, а если этих денег недостаточно, вынуждены отдавать личное ценное имущество. Поскольку размер уставного капитала формируется в основном за счет средств вкладчиков, учредители ТДО обязаны вернуть инвесторам деньги в случае признания компании не прибыльной.
-
ИП. Самая простая форма малого предпринимательства, которую можно зарегистрировать в Казахстане. Индивидуальными предпринимателями являются частные лица, которые ведут бизнес по производству или реализации товаров. Деятельность ИП является официальным трудовым стажем, что положительно влияет на рост пенсионных накоплений и стажа работы. Для индивидуальных предпринимателей действует фиксированный режим налогообложения в размере 12% до общей суммы дохода. Регистрация ИП возможна только для коренных жителей Казахстана, которые имеют гражданство и постоянную регистрацию на территории РК. Если иностранец хочет открыть бизнес на основе ИП, обязательным условием является получение гражданства. Также при открытии ИП предприниматель должен учитывать, что он несет полную ответственность за ведение бизнеса и в случае потери капитала компании обязан компенсировать причиненный ущерб из личных средств.
-
Дочернее представительство. На территории Казахстана предприниматели вправе открывать дочерние компании, которые полностью контролируются большой корпорацией. Независимо от того, что дочерняя организация контролируется главным управляющим предприятия, она функционирует отдельно, имеет собственный бюджет и самостоятельно уплачивает налоги. Оформлять дочерние компании выгодно владельцам крупных организаций, поскольку таким образом они могут рассчитывать на сниженную ставку налогообложения.
-
Филиал. Данная форма ведения бизнеса подходит для иностранных инвесторов, которые хотят открыть представительство своей компании в Казахстане. Филиал должен быть официально зарегистрирован на территории РК, иметь собственный офис и уполномоченных представителей. Однако, юридическими и финансовыми делами филиала управляет руководитель главного офиса.
Этапы регистрации ТОО в Казахстане
Если предприниматель решил открыть собственный бизнес типа ТОО в Казахстане (товарищество с ограниченной ответственностью), он должен пройти обязательную процедуру регистрации, которая состоит из нескольких шагов. Чтобы зарегистрировать ТОО в Республике Казахстан владельцу компании необходимо:
-
Обратиться в специализированное управление, которое занимается регистрацией компаний (ЦОН).
-
Написать заявление по установленной форме (Приложение 1 или Приложение 2 для ТОО).
-
Предоставить полный пакет обязательных документов для регистрации ТОО.
-
Предоставить квитанцию об уплате госпошлины.
-
Подать заявление на рассмотрение в ЦОН.
После рассмотрения письменного заявление сотрудник предоставит заявителю справку о государственной регистрации предпринимателя. В случае отказа, сотрудник ЦОН обязан предоставить полный мотивированный ответ, в котором будут прописаны все причины отказа в оформлении юридического лица.
Если предприниматель получил отказ по причине недостаточного количества обязательных документов или несоблюдения установленных правовых норм, он может исправить ошибки, допущенные при написании заявления и подать заявку на регистрацию компании в Казахстане повторно. В таком случае человеку необходимо еще раз уплатить государственную пошлину.
Можно ли зарегистрировать предприятие в Казахстане удаленно?
Правительство Казахстана разработала специальную программу по дистанционной регистрации компании с ограниченной ответственностью (ТОО), если ее владельцем является нерезидент РК. В таком случае предпринимателю нужно пройти следующую процедуру:
-
Перейти на официальный сайт правительства Казахстана и зарегистрировать личный кабинет. Для этого нужно указать основные данные о компании и ее учредителях.
-
Выбрать раздел «Заказать услугу онлайн» на правительственном ресурсе.
-
Перейти к регистрации юридического лица.
-
Заполнить электронную форму заявления, где указать следующие данные:
-
название компании;
-
юридический адрес компании и представительства в Казахстане;
-
информацию о владельце предприятия;
-
данные об уполномоченных лицах.
-
Подписать учредительный договор онлайн с помощью электронной подписи. Если компания зарегистрирована на нескольких учредителей, каждый из них должен подписать цифровой документ. Получить ЭЦП можно в мобильном приложении банка, клиентом которого является предприниматель.
-
Оплатить государственный сбор, указав реквизиты банковского счета. При дистанционной регистрации компании в Казахстане уплата пошлиной проводится онлайн.
-
Отправить заявку на рассмотрение. Средний срок рассмотрения заявки — 3 дня, однако, в отдельных случаях сотрудники государственной службы рассматривают анкету предпринимателя в течение двух недель.
Узнать о решении по заявке предприниматель может в личном кабинете на сайте правительства egov.kz.
В случае одобрительного решения предприниматель получит электронное уведомление о том, что компания внесена в государственный реестр. Если решение отрицательное, сотрудник, который обрабатывал заявку должен описать все причины отказа (неправильно заполненная заявка, неверные сведения о предпринимателе и т.д.).
Почему стоит купить это готовое решение:
- Экономия времени при решении проблемы. Схема действий позволяет сэкономить самый ценный ресурс – время. В зависимости от сложности задачи можете сэкономить от нескольких часов до нескольких месяцев
- Экономия денег. Не совершаете банальных ошибок, которые могут привести к потере денег
- Схема действий очень сжатая и компактная, только нужная и основная информация, как и что делать по шагам, без теории и рассуждений.
- Схема действий соответствует текущему законодательству РК
- Схема действий составлена специалистом в области защиты гражданских прав, который разбирается в вопросе и знает куда идти и что делать
- Схема действий опробована и проверена опытным путем
- Схема действий постоянно обновляется и дополняется
- Позволяет быстро собрать нужный пакет документов для выполнения задачи. Где, какие документы и как их заполнять прилагается к схеме выполнения
- Позволяет быстро найти нужных людей или компанию для выполнения задачи
- Прилагаются телефоны специалистов и компаний, куда можно обратиться на каждом шаге
- Схема действий составлена исключительно для Казахстана, а не скопирована из России или других стран и учитывает специфику и законы РК
- Каждая схема действий составляется и проверяется вручную, а не копируется из публичных источников интернета или блогов
- Схема представлена в наглядном и удобном виде. Прилагаются необходимые списки материалов и документов, а также обучающие видео
Открыла ТОО легко, а закрыть не могу
Отсюда, прежде всего, ТОО нужно определиться, какие Стандарты бухгалтерского учета оно будут применять при формировании Учетной политики.
ТОО, чтобы выбрать, какой стандарт применить в учете, должны сравнить основные учетные аспекты МСФО и НСФО.
Между МСФО и НСФО существует множество различий.
НСФО – один национальный продукт, а МСФО – 45 документов, разработанных международным советом МСФО.
С начала 2015 года на территории РК действует закон, упрощающий закрытие индивидуального предпринимательства. Благодаря этому осуществить данную задачу стало гораздо проще, чем ранее. Закрытие ИП по облегченной версии позволяет обойти камеральный контроль.
Теперь процедура осуществляется двумя способами:
- ликвидацией;
- приостановлением деятельности.
Первый способ подойдет тем, кто не планирует возвращаться к предпринимательству. Второй создан для желающих временно отойти от дел. Временное прекращение деятельности выдается периодом на год и более. Но период не должен превышать 5 лет. Операция проводится срочно и быстро. Новые условия описаны в статье 41-1 Налогового кодекса. Новое законодательство предполагает, что камеральный контроль, существовавший согласно статье 586, больше не является обязательным.
Для закрытия малого бизнеса необходимо осуществить ряд действий, благодаря которым она будет произведена в согласии с действующими правилами. Комплекс действий обуславливает порядок ликвидации. Бизнесменам требуется:
- составление и подача обращения в Налоговый Комитет, в котором была получена регистрация;
- сдача ликвидационной налоговой отчетности;
- снятие с учета контрольно-кассовой машины (производится владельцами кассовых аппаратов).
Дальнейшие движения осуществляются только после того, как обращение будет рассмотрено соответствующим органом. Следующий шаг предполагает сообщение о закрытии через средства массовой информации.
В сообщении должны быть указаны:
- статус индивидуального предпринимателя разместившего сообщение;
- инициалы (полностью);
- серия свидетельства о регистрации;
- номер свидетельства;
- дата, от которой была произведена регистрация;
- сообщение о закрытии.
После выполнения необходимых действий налогоплательщик будет снят с учета лиц, которые числятся в списке ИП. Официальное снятие с учета производится когда:
- будет осуществлена уплата пошлин и обязательных платежей в казну;
- патент перестанет быть действительным;
- после истечения времени временного прекращения ИП, не будет произведено его продление или возобновление (чаще всего под это условие попадают бездействие).
О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью
3. При нежелании участников приобрести долю, выкупленную товариществом с ограниченной ответственностью у выбывшего участника, доля погашается с соответствующим уменьшением уставного капитала и перерасчетом долей в уставном капитале участников товарищества.
3. Вкладом в уставный капитал товарищества с ограниченной ответственностью могут быть деньги, ценные бумаги, вещи, имущественные права, в том числе право землепользования и право на результаты интеллектуальной деятельности и иное имущество (за исключением специальных финансовых компаний, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации, исламских специальных финансовых компаний, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, платежных организаций, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о платежах и платежных системах, уставный капитал которых формируется исключительно деньгами, а также случаев, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан).
4. Если в течение года со дня, когда общим собранием участников последнего из участвующих в реорганизации товариществ с ограниченной ответственностью было принято решение о реорганизации, заявление о государственной регистрации не будет подано либо не будут представлены необходимые доказательства (пункт 3 настоящей статьи), реорганизация считается несостоявшейся.
Решение общего собрания участников товарищества с ограниченной ответственностью, принятое с нарушением порядка проведения общего собрания и принятия решений, установленного настоящим Законом, уставом товарищества или правилами и иными документами, регулирующими внутреннюю деятельность товарищества, равно как и решение общего собрания, противоречащее закону либо уставу товарищества, в том числе решение, нарушающее права участника товарищества, может быть признано судом недействительным полностью или частично по заявлению участника товарищества, не принимавшего участия в голосовании или голосовавшего против оспариваемого решения. Такое заявление может быть подано в течение шести месяцев со дня, когда участник товарищества узнал или должен был узнать о состоявшемся решении, а если он участвовал в общем собрании, принявшем решение, то в течение шести месяцев со дня принятия этого решения общим собранием.
3. Физические и юридические лица, являющиеся аффилиированными лицами товарищества с ограниченной ответственностью, обязаны представлять товариществу с ограниченной ответственностью в течение десяти календарных дней со дня возникновения аффилиированности сведения о своих аффилиированных лицах.
Формы регистрация бизнеса
Перед регистрацией бизнеса в Казахстане сначала надо определить форму юридического лица. Самые распространенные варианты для иностранцев:
- Товарищество с ограниченной ответственностью – может заниматься разными формами хозяйственной деятельности. ТОО могут учредить как физические, так и юридические лица.
- Представительство – лишь представляет интересы материнской компании, но со своими проектами без согласования со штаб-квартирой работать не может.
- Филиал – может осуществлять ту же деятельность, что и материнская компания, а также иметь собственный доход. При этом филиал не является отдельным юридическим лицом, и главная организация несет полную финансовую и юридическую ответственность за его деятельность.