Гибдд и гаи — в чем разница и как правильно называется

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гибдд и гаи — в чем разница и как правильно называется». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Эпоха переименований стала актуальна в 1998 году, когда 15 июня президент подписал Указ № 711, смысл которого заключается в смене названия ГАИ в ГИБДД. Основная причина изменений была озвучена как стремление создания положительного имиджа организации в глазах простых граждан ввиду формирования на тот период плохой репутации сотрудников ГАИ. Инициаторы также считали, что новое название точнее отражает функциональность подразделения.

Дорога, дорога… Гаишник победил гиббона

3 июля Президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ, согласно которому Государственной инспекции дорожного движения (ГИБДД) возвращается старое название — ГАИ, сообщает пресс-служба МВД России. Теперь подразделения МВД, отвечающие за безопасность дорожного движения, официально будут именоваться Государственной автомобильной инспекцией. При этом статус инспекции сохраняется.

Еще в конце декабря 2001 года В. В. Путин, отвечая в прямом телеэфире на вопрос о его отношении к ГАИ и проблемам, связанным с этой структурой, заметил: «Нет такой организации. Есть ГИБДД. Трудно выговаривать и непонятно, зачем переименовали. До сих пор непонятно». Через несколько месяцев после этого, в середине апреля, Министр внутренних дел РФ Борис Грызлов предупредил журналистов, что в ближайшее время автолюбители «вспомнят о ГАИ». Возвращение старого наименования стало подарком работникам автоинспекции: 66 лет назад в этот день, 3 июля, Совет народных комиссаров СССР утвердил положение о «Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции Народного комиссариата внутренних дел».

Название ГИБДД продержалось немногим более четырех лет: Государственная автомобильная инспекция МВД России была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения 15 июня 1998 г.

В августе 1998 года Главное управление ГИБДД обратилось в Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН с просьбой «рассмотреть возможность представления Главному управлению ГИБДД предложений по словесному обозначению Государственной инспекции», поскольку, по мнению работников инспекции, «сокращенное название Государственной инспекции — ГИБДД — неблагозвучно».

Сотрудники Института — Ю. Н. Караулов, В. В. Лопатин, Ю. А. Сафонова — подготовили заключение, в котором, в частности, приводились ассоциативные ряды, связанные со словом ГАИ и ГИБДД.

«Сегодня слово ГАИ включено во многие толковые словари русского языка. Например, в самом полном и авторитетном „Словаре современного русского литературного языка“ в 20-ти тт.: „ГАИ, нескл., ж. Сокр. Государственная автомобильная инспекция — орган, призванный обеспечивать безопасность дорожного движения“ (Т. 2 (Г). М., 1992, стр. 20). Важно, что в этом словаре дается не только грамматическая характеристика слова и его расшифровка, но и указываются функции органа. Такое указание позволяет утверждать, что для носителя русского языка слово ГАИ прочно связано со смыслом „безопасность дорожного движения: ее осуществление“, а не только с автомобильной инспекцией, как можно было бы предположить, исходя из базового словосочетания Государственная автомобильная инспекция.

Ассоциативный ряд, связанный со словом ГАИ, также подтверждает устойчивое положение этого слова в лексической системе русского языка. К тому же для носителей русского языка ассоциации, связанные со словом ГАИ, достаточно частотны, в большинстве своем нейтральны, что свидетельствует о том, что слово ГАИ прочно вошло в систему русского языка.

„Русский ассоциативный словарь“, материалы которого позволяют прогнозировать сознание русских, которые в ближайшие 30 лет будут определять духовную, языковую и материальную жизнь нашего общества (так как в основе этого словаря — материал эксперимента, где испытуемыми являлись студенты 1-3 курсов вузов в возрасте 17-25 лет), представляет следующую информацию об ассоциациях, связанных со словом ГАИ.

Слово ГАИ предъявлялось испытуемым как стимул, то есть как слово, на которое должны были отреагировать участники эксперимента. Результаты таковы: среди 105 полученных ответов (реакций) были следующие (цифра после слова указывает на количество повторяющихся реакций, если цифра не указаны, то частотность ответа равна 1):

„ГАИ: милиция 18; пост 16; менты 6; мент 6; милиционер на дороге, штраф 3; автомобиль ВАИ, машина, мусор, патруль 2; аварии, автоинспекция, будка, воры, ГАУ, городской автомобильный институт, гос. автоинспекция, ГРУ, дорога, жезл, инспектор, инспекция, машина ГАИ, милицейская машина, Москвы, мошенник, мужчина, мусора, на выезде из города, на повороте, нашего города, не люблю, обезьянник, обман, опять, охраняет, патрульная машина, поймало, порядок, свисток, синий, сирена, служба, трубка, ублюдки, УВД, уроды, форма, фуражка, черт!, черти“ (Русский ассоциативный словарь. Кн. 3. Ч. 5. М., 1998, стр. 41).

Из приведенной статьи очевидно, что отношение к ГАИ — нейтральное, так как наиболее частотны ответы милиция и пост, а не оценочные.

Таким образом, слово ГАИ как слово, прочно вошедшее в словарный состав русского языка:

1) максимально похоже на обыкновенные (неабберивиатурные) слова;

2) удобопроизносимо;

3) в целом не имеет нежелательных ассоциаций;

4) давно известно носителям русского языка;

5) является базой для образования новых слов.

В результате широкого функционирования слова ГАИ, обусловленного важной общественной и социальной значимостью самой структуры ГАИ, это слово прочно связывается со смыслом „безопасность дорожного движения“.

В отличие от аббревиатуры ГАИ, аббревиатура ГИБДД обладает существенными недостатками:

1) она громоздка, труднопроизносима и в силу этого не похожа на обычное слово (неаббревиатурное);

2) образование производных от этой аббревиатуры затруднено;

3) эта аббревиатура не отражает изменение функций органа, который раньше именовался ГАИ, — как показывают толковые словари, смысл „безопасность дорожного движения“ уже заключался в слове ГАИ;

4) она вызывает нежелательные ассоциации — например со словами гибель, гиббон, биде (последние буквы).

Последний (4) недостаток особенно неприятен, так как может повлечь за собой непредсказуемые последствия в результате языковой игры, построенной на дешифровке аббревиатур. Такой прием очень распространен в современных средствах массовой информации (ср.: БД — Белый Дом — биде; Ж. — Жириновский). Таким образом, непредсказуемое вовлечение аббревиатуры ГИБДД в процесс языковой игры может повлечь формирование стойких нежелательных ассоциаций, а это, в свою очередь, не может позитивно отразиться на формировании общественного отношения к ГИБДД и, соответственно, не может „работать“ на укрепление авторитета этого органа».

Какие функции выполняет ДПС?

ДПС является структурным подразделением ГИБДД. Однако, в некоторых ситуациях, ограничивающихся разговорами и отсутствием документальной фиксации, оба названия подразумевают одну структуру. С юридической точки зрения понятия не равнозначны. Основные принципы деятельности ДПС заключаются в уважении прав человека, в соблюдении закона и учета элементов гуманизма. Сотрудники структуры являются открытыми и публичными личностями. Их работа основана на общественном доверии и связана с поддержкой граждан. Работники патрульной службы стремятся обеспечить безопасное и бесперебойное движение транспортных средств, а также предупреждают преступления и правонарушения в сфере дорожного движения. Для реализации должностных обязанностей они осуществляют деятельность в соответствии с регламентированным порядком действий, определяющим функции ДПС:

  • Контроль соблюдения ПДД;
  • Регулировка дорожного движения;
  • Помощь гражданам в реализации своих прав и интересов;
  • Производство дел по административным правонарушениям;
  • Осуществление мероприятий по сопровождению транспорта;
  • Реализация неотложных действия на месте ДТП;
  • Принятие мер реагирования, ориентированных на сокращение числа аварий и пострадавших в них водителей, пассажиров и пешеходов;
  • Информирование населения о сложившейся дорожной обстановке, о наиболее распространенных причинах аварий, а также принимаемых мерах по их предупреждению;
  • Работы по розыску угнанных и похищенных автомобилей;
  • Розыск лиц, которые являются участниками аварии и имеют непосредственное к ней отношение, но скрывшиеся с места происшествия;
  • Контроль внешнего состояния дороги;
  • Надзор за проведением мероприятий, ориентированных на восстановление поверхности дороги.

Сотрудники ДПС вправе принимать участие вместе с представителями федеральных органов в проведении профилактических мероприятий, целью которых является обеспечение безопасности дорожного движения. В пределах зон ответственности, ограниченной постами и маршрутами патрулирования, специалисты могут контролировать соблюдения норм поведения. Правовыми актами определено, что основным субъектом, уполномоченным осуществлять контрольно-надзорную деятельность в сфере соблюдения ПДД, является структурное подразделение ДПС Госавтоинспекции МВД.

Использование достижений науки и техники в работе полиции

На мой взгляд, эта статья достаточно интересная, поэтому привожу её текст целиком:

Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем1. Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.
2. Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.

3. Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

4. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.

Внимание здесь стоит обратить на второй пункт, который предлагает полиции применять электронные формы приема и регистрации документов. Возможно Вы слышали, что в настоящее время можно, например, записаться на технический осмотр через специальный портал государственных услуг, чтобы не стоять в очередях. Скорее всего, в будущем через интернет можно будет осуществлять и другие операции с ГИБДД, и это будет достаточно удобно.

В третьем пункте говорится о возможности использования полицией технических средств фото- и видеофикции, которые достаточно хорошо известны водителям.

Законодательное регулирование и историческая сводка

Эпоха переименований стала актуальна в 1998 году, когда 15 июня президент подписал Указ № 711, смысл которого заключается в смене названия ГАИ в ГИБДД. Основная причина изменений была озвучена как стремление создания положительного имиджа организации в глазах простых граждан ввиду формирования на тот период плохой репутации сотрудников ГАИ. Инициаторы также считали, что новое название точнее отражает функциональность подразделения.

Читайте также:  Продажа квартиры с прописанным несовершеннолетним ребенком

С названием структуры не были изменены функциональные обязанности служащих, которые остались работать на своих местах. Поэтому сотрудники нового подразделения страдали теми же пороками.

В 2001 году на правительственном уровне была произведена оценка работы структуры, в ходе которой определили бессмысленность ее переименования, а также отметили негативные позиции, выраженные в трудности выговаривания и непонимания функциональности. 2 июля 2002 года был издан Указ № 679 о внесение корректировок к Указу № 711. После его подписания автоинспекция приобрела двоякое название. Каждый стал ее называть, как ему нравиться. Наименования ГАИ и ГИБДД стали актуальными и равноценными. Переименования структур происходили и позднее. В 2004 году Главное управление ГИБДД, являющееся одним из аппаратов МВД, осуществляющим контроль над автоинспекторами, стало называться ДОБДД. Департамент стал руководящим органом над региональными ГИБДД. В 2009 году в рамках реформы он был переименован в ГУОБДД.

Изначально структура имела название ГАИ. После ее переименования она могла называться только ГИБДД. Однако виду законодательных изменений оба названия Госавтоинспекции получили право на юридический статус. Законом разрешено использование наименования структуры ГАИ или ГИБДД. Составитель документации вправе самостоятельно осуществить выбор идентификации организации при оформлении официальных бумаг.

ГИБДД или ГАИ — как правильно?

Эпоха переименований стала актуальна в 1998 году, когда 15 июня президент подписал Указ № 711, смысл которого заключается в смене названия ГАИ в ГИБДД. Основная причина изменений была озвучена как стремление создания положительного имиджа организации в глазах простых граждан ввиду формирования на тот период плохой репутации сотрудников ГАИ. Инициаторы также считали, что новое название точнее отражает функциональность подразделения.

С названием структуры не были изменены функциональные обязанности служащих, которые остались работать на своих местах. Поэтому сотрудники нового подразделения страдали теми же пороками.

В 2001 году на правительственном уровне была произведена оценка работы структуры, в ходе которой определили бессмысленность ее переименования, а также отметили негативные позиции, выраженные в трудности выговаривания и непонимания функциональности. 2 июля 2002 года был издан Указ № 679 о внесение корректировок к Указу № 711. После его подписания автоинспекция приобрела двоякое название. Каждый стал ее называть, как ему нравиться. Наименования ГАИ и ГИБДД стали актуальными и равноценными. Переименования структур происходили и позднее. В 2004 году Главное управление ГИБДД, являющееся одним из аппаратов МВД, осуществляющим контроль над автоинспекторами, стало называться ДОБДД. Департамент стал руководящим органом над региональными ГИБДД. В 2009 году в рамках реформы он был переименован в ГУОБДД.

Изначально структура имела название ГАИ. После ее переименования она могла называться только ГИБДД. Однако виду законодательных изменений оба названия Госавтоинспекции получили право на юридический статус. Законом разрешено использование наименования структуры ГАИ или ГИБДД. Составитель документации вправе самостоятельно осуществить выбор идентификации организации при оформлении официальных бумаг.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

  • организует экзамены и выдает водительские удостоверения;
  • регистрирует автомобильные транспортные средства, осуществляет контролирует их техническое состояние;
  • организует регулирование дорожного движения, в том числе фиксирует правонарушения;
  • занимается пропагандой безопасности на дорогах, профилактикой дорожно-транспортных происшествий;
  • разыскивает угнанные транспортные средства;
  • охраняет общественный порядок, оказывает помощь участникам дорожного движения и т. д.

До появления автомобилей на улицах городов в начале XX века функции регулировщиков в Российской империи выполняли дворники. В октябре 1918 г. Наркомат внутренних дел (НКВД) и Наркомат юстиции выпустили совместную инструкцию «Об организации рабоче-крестьянской милиции», согласно которой за безопасность на дорогах, в том числе регулирование движения, начали отвечать милиционеры. При этом на протяжении 1920-х — начала 1930-х гг. многие из функций современного ГИБДД, в том числе регистрация транспорта, организация движения и др. находились в ведении подразделений Наркомата путей сообщения, в том числе Центрального управления местного сообщения (ЦУМТ) и образованного из него в 1928 г. Центрального управления дорог и транспорта (ЦУДОТРАНС). 29 сентября 1935 г. последний был передан в ведение НКВД. 3 июля 1936 г. Совет народных комиссаров СССР своим постановлением утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР».

В чем разница между ГАИ и ГИБДД?

Эпоха переименований стала актуальна в 1998 году, когда 15 июня президент подписал Указ № 711, смысл которого заключается в смене названия ГАИ в ГИБДД. Основная причина изменений была озвучена как стремление создания положительного имиджа организации в глазах простых граждан ввиду формирования на тот период плохой репутации сотрудников ГАИ. Инициаторы также считали, что новое название точнее отражает функциональность подразделения.

С названием структуры не были изменены функциональные обязанности служащих, которые остались работать на своих местах. Поэтому сотрудники нового подразделения страдали теми же пороками.

В 2001 году на правительственном уровне была произведена оценка работы структуры, в ходе которой определили бессмысленность ее переименования, а также отметили негативные позиции, выраженные в трудности выговаривания и непонимания функциональности. 2 июля 2002 года был издан Указ № 679 о внесение корректировок к Указу № 711. После его подписания автоинспекция приобрела двоякое название. Каждый стал ее называть, как ему нравиться. Наименования ГАИ и ГИБДД стали актуальными и равноценными. Переименования структур происходили и позднее. В 2004 году Главное управление ГИБДД, являющееся одним из аппаратов МВД, осуществляющим контроль над автоинспекторами, стало называться ДОБДД. Департамент стал руководящим органом над региональными ГИБДД. В 2009 году в рамках реформы он был переименован в ГУОБДД.

Изначально структура имела название ГАИ. После ее переименования она могла называться только ГИБДД. Однако виду законодательных изменений оба названия Госавтоинспекции получили право на юридический статус. Законом разрешено использование наименования структуры ГАИ или ГИБДД. Составитель документации вправе самостоятельно осуществить выбор идентификации организации при оформлении официальных бумаг.

В чем разница между тремя этими названиями? Или эти аббревиатуры относятся к одному и тому же подразделению?

ГАИ – это государственная автомобильная инспекция, созданная в 1934 году решением Совнаркома СССР. До этого регулированием движения на дорогах занималась другая служба – ОРУД, то есть отдел регулирования уличного движения.

Основные функции, которые были возложены на ГАИ до войны: разработка норм эксплуатации транспорта, учет транспорта, борьба с аварийностью, «воспитание водителей» и подобные.

В военные годы ГАИ занималась мобилизацией автотранспорта, а многие служащие – были призваны на фронт в общих рядах. В послевоенные годы ГАИ сохранила свои прежние функции, но теперь ее работа была систематизирована по отделам: были созданы специальные подразделения, которые отвечали за безопасность на дорогах, за экзаменацию кандидатов в водители, за техосмотр и другие.

ГИБДД – это структура новой России, она создана в 1998 году, и, по сути, ничем не отличается от существовавшей ранее – ГАИ. Если расшифровать аббревиатуру, то это не что иное, как государственная инспекция безопасности дорожного движения.

Иными словами – ГИБДД сменила ГАИ, но многие автомобилисты по привычке называют структуру именно так, а ее работников – «гаишниками».

В полицейской терминологии обычному человеку разобраться бывает непросто. В органах внутренних дел нет подразделения, название которого не включало бы сложную аббревиатуру. Очень много вопросов у граждан возникает по поводу того, как правильно именовать стражей порядка, следящих за безопасностью дорожного движения. Почему в обиходе применяются сразу три термина: ГИБДД, ГАИ и ДПС? Может, это три разных структурных единицы ведомства?

Государственная автомобильная инспекция первоначально была учреждена в 1936 году прошлого столетия в СССР. До этого момента за обстановкой на дорогах страны следило подразделение милиции, носившее название ОРУД (отдел регулирования уличного движения). Несмотря на создание новой службы, этот отдел продолжал существовать еще почти 15 лет – до его упразднения в 50-х годах. Через несколько лет после появления ГАИ были сведены в единый документ существовавшие до этого в разрозненном виде правила дорожного движения.

В 1998 году Указом президента страны № 711 подразделение было переименовано. Тогда ГАИ получила название «ГИБДД» (Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ). Законодатели посчитали, что эта аббревиатура более четко отражает назначение службы. Также предполагалось, что данная мера поможет смягчить негативное отношение, сформировавшееся у водителей за долгие годы существования ГАИ.

Прошло некоторое время и оказалось, что новое название в повседневной жизни «не прижилось». В разговорной речи автомобилисты по-прежнему продолжали пользоваться старым. А самих сотрудников службы, как и раньше, именовали «гаишниками». Президент России принял решение об устранении возникших противоречий на законодательном уровне. В 2002 году он подписал Указ № 679 о внесении изменений в действующую нормативную базу. В результате аббревиатуры «ГИБДД» и «ГАИ» признали тождественными. В настоящее время допускается именовать ведомство «Госавтоинспекцией».

В чем разница между ГИБДД и ДПС, и у кого больше полномочий

Государственная инспекция безопасности дорожного движения, является отдельным структурным подразделением МВД РФ. Его функциональность заключается в проведение ряда мероприятий, в том числе и организационного типа, ориентированных на обеспечение безопасности дорожного движения. Для реализации поставленной задачи уполномоченные специалисты предлагают методы формирования и реализации направлений государственной политики и правовому регулированию. С целью распределения обязательств подразделение состоит из нескольких структур, каждое из которых специализируется в конкретном направлении.

Решение о создании государственной автомобильной инспекции было вынесено Совнаркомом СССР в 1934 году. Изначально целью создания структуры была борьба с хищением автомобильного транспорта, а также с его неправильным использованием. Задачей сотрудников ГАИ стало предупреждение аварийности, контроль обучения и подготовки шоферов, а также разработка правовых норм относительно эксплуатации машин и их учета. До создания структуры, ее функции были в компетентности милицейского отдела регулирования движения. В 40-ых годах уполномоченные сотрудники ГАИ провели систематизацию ПДД, был разработан и внедрен единый образец прав на вождение авто и утверждены правила проведения его учета и технического осмотра.

Читайте также:  Заполнение отчета 4-ФСС за 4-й квартал 2022 года

В обязанности ГАИ входила организация дорожного движения, контроль обстановки на улицах и соответствие состояния дорожного покрытия регламентированным параметрам. В 1998 году структура был переименована в ГИБДД, что, по мнению инициаторов, точнее отображало суть ее функционирования. Однако, новое имя не прижилось, и в 2002 году Указ Президента сделал равнозначными названия ГАИ и ГИБДД.

Каждый автомобилист РФ хорошо знаком с аббревиатурой ГИБДД расшифровка которой также известна любому, кто водит автомобиль.

Что касается этого органа, то он является одним из подразделений МВД, и в его обязанности входит не только обеспечение безопасности и порядка во время дорожного движения, но и контроль над тем, чтобы любые участники движения, включая и пешеходов, соблюдали установленные законом правила.

Также данный орган осуществляет некоторые разрешительные функции – допускает автосредства к эксплуатации, проводит регистрирующие и перерегистрирующие мероприятия, выдаёт и меняет госномера для авто, и, кроме того, проверяет знания потенциальных автомобилистов, устраивая специальный экзамен.

Итак, знакомому с ГИБДД расшифровка аббревиатуры известна – полное название звучит как Государственная инспекция дорожного движения, а ГАИ расшифровывается как Госавтоинспекция.

Контроль деятельности этой организации осуществляет ГУ ОБДД – Госуправление, обеспечивающее безопасность дорожного движения. Каждый регион имеет местные подразделения Госавтоинспекции, которые и осуществляют местный региональный контроль, а также выдают требуемые разрешения.

Стоит отметить, что структура этого органа ещё более сложная — в неё входит ряд различных служб и управлений, помогающих ей в работе.

На гаи справка расшифровка аббревиатуры

Этот отдел имеет права на проведение экзаменационных испытаний, выдаёт водителям удостоверения, проводит медкомиссии, решает проблемы и вопросы по регистрации автосредства, а также ставит или снимает с учёта ТС и т.д.
Кроме того, организация выдаёт номера для авто, а также ПТС или СТС, разрешает вопросы по утилизации.Расшифровка госоргана ДИоД – этот орган – Дорожная инспекция и организация движения.

ДИоД осуществляет контроль над тем, чтобы соблюдались правила по технормам и стандартам – например, контролирует эксплуатацию и ремонтные работы дорожных полотен, а также различных дорожных сооружений и переездов железнодорожных путей.

Эта же служба помогает согласовывать маршруты автотранспорта, занимающегося пассажирской перевозкой, определяют направления для перевозки опасных и негабаритных грузов.Кроме этих, основных подразделений, существуют также отделы гостехосмотра, розыска авто, регистрации

Какие функции выполняет

ДПС является структурным подразделением ГИБДД. Однако, в некоторых ситуациях, ограничивающихся разговорами и отсутствием документальной фиксации, оба названия подразумевают одну структуру. С юридической точки зрения понятия не равнозначны. Основные принципы деятельности ДПС заключаются в уважении прав человека, в соблюдении закона и учета элементов гуманизма. Сотрудники структуры являются открытыми и публичными личностями. Их работа основана на общественном доверии и связана с поддержкой граждан. Работники патрульной службы стремятся обеспечить безопасное и бесперебойное движение транспортных средств, а также предупреждают преступления и правонарушения в сфере дорожного движения. Для реализации должностных обязанностей они осуществляют деятельность в соответствии с регламентированным порядком действий, определяющим функции ДПС:

  • Контроль соблюдения ПДД;
  • Регулировка дорожного движения;
  • Помощь гражданам в реализации своих прав и интересов;
  • Производство дел по административным правонарушениям;
  • Осуществление мероприятий по сопровождению транспорта;
  • Реализация неотложных действия на месте ДТП;
  • Принятие мер реагирования, ориентированных на сокращение числа аварий и пострадавших в них водителей, пассажиров и пешеходов;
  • Информирование населения о сложившейся дорожной обстановке, о наиболее распространенных причинах аварий, а также принимаемых мерах по их предупреждению;
  • Работы по розыску угнанных и похищенных автомобилей;
  • Розыск лиц, которые являются участниками аварии и имеют непосредственное к ней отношение, но скрывшиеся с места происшествия;
  • Контроль внешнего состояния дороги;
  • Надзор за проведением мероприятий, ориентированных на восстановление поверхности дороги.

Сотрудники ДПС вправе принимать участие вместе с представителями федеральных органов в проведении профилактических мероприятий, целью которых является обеспечение безопасности дорожного движения. В пределах зон ответственности, ограниченной постами и маршрутами патрулирования, специалисты могут контролировать соблюдения норм поведения. Правовыми актами определено, что основным субъектом, уполномоченным осуществлять контрольно-надзорную деятельность в сфере соблюдения ПДД, является структурное подразделение ДПС Госавтоинспекции МВД.

Законодательное регулирование и историческая сводка

Эпоха переименований стала актуальна в 1998 году, когда 15 июня президент подписал Указ № 711, смысл которого заключается в смене названия ГАИ в ГИБДД. Основная причина изменений была озвучена как стремление создания положительного имиджа организации в глазах простых граждан ввиду формирования на тот период плохой репутации сотрудников ГАИ. Инициаторы также считали, что новое название точнее отражает функциональность подразделения.

С названием структуры не были изменены функциональные обязанности служащих, которые остались работать на своих местах. Поэтому сотрудники нового подразделения страдали теми же пороками.

В 2001 году на правительственном уровне была произведена оценка работы структуры, в ходе которой определили бессмысленность ее переименования, а также отметили негативные позиции, выраженные в трудности выговаривания и непонимания функциональности. 2 июля 2002 года был издан Указ № 679 о внесение корректировок к Указу № 711.

После его подписания автоинспекция приобрела двоякое название. Каждый стал ее называть, как ему нравиться. Наименования ГАИ и ГИБДД стали актуальными и равноценными. Переименования структур происходили и позднее. В 2004 году Главное управление ГИБДД, являющееся одним из аппаратов МВД, осуществляющим контроль над автоинспекторами, стало называться ДОБДД. Департамент стал руководящим органом над региональными ГИБДД. В 2009 году в рамках реформы он был переименован в ГУОБДД.

Государственная автомобильная инспекция первоначально была учреждена в 1936 году прошлого столетия в СССР. До этого момента за обстановкой на дорогах страны следило подразделение милиции, носившее название ОРУД (отдел регулирования уличного движения). Несмотря на создание новой службы, этот отдел продолжал существовать еще почти 15 лет – до его упразднения в 50-х годах. Через несколько лет после появления ГАИ были сведены в единый документ существовавшие до этого в разрозненном виде правила дорожного движения.

В 1998 году Указом президента страны № 711 подразделение было переименовано. Тогда ГАИ получила название «ГИБДД» (Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ). Законодатели посчитали, что эта аббревиатура более четко отражает назначение службы. Также предполагалось, что данная мера поможет смягчить негативное отношение, сформировавшееся у водителей за долгие годы существования ГАИ.

Спустя некоторое время, оказалось, что новое название в повседневной жизни «не прижилось». В разговорной речи автомобилисты по-прежнему продолжали пользоваться старым. А самих сотрудников службы, как и раньше, именовали «гаишниками». Президент России принял решение об устранении возникших противоречий на законодательном уровне. В 2002 году он подписал Указ № 679 о внесении изменений в действующую нормативную базу. В результате аббревиатуры «ГИБДД» и «ГАИ» признали тождественными. В настоящее время допускается именовать ведомство «Госавтоинспекцией».

История ОРУД-ГАИ-ГИБДД

Ежегодно 3 июля сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России отмечают свой профессиональный праздник.

Официально датой образования Государственной автомобильной инспекции считается 3 июля 1936 года. В этот день Совет народных комиссаров (СНК) СССР специальным постановлением утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) НКВД СССР.

Время до

Еще Петр I в 1719 году создал полицейские органы, контролирующие соблюдение в Санкт-Петербурге установленных правил движения. А в 1809 году в России была создана транспортная полиция в составе 10 окружных транспортных полицейских команд, которые обеспечивали безопасность движения на реках и дорогах, сопровождали грузы, предотвращали хищения, следили за исправностью дорог и безопасностью движения по ним гужевого и пешего казенного транспорта. В городах транспортная полиция занималась наведением порядка среди пешеходов.

10 ноября 1917 года, на третий день своего существования, Совет Народных Комиссаров (СНК) издал постановление «О рабочей милиции». Но поскольку в столь короткий срок ни распустить старую полицию, ни организовать новую милицию не удалось, их функции были возложены на «друзей общественного порядка» – дружинников революционной охраны, действовавших в соответствии с Инструкцией о несении патрульно-постовой службы, предписывавшей «охранять безопасность и порядок передвижения по улицам, а именно: запрещать непомерно быструю езду; ограждать днем рогатками, а ночью цветными фонарями ямы, обвалы и прочие препятствия для движения; принимать меры к уборке упавших столбов, фонарей, поврежденных экипажей, павших животных и прочее».

Спустя почти год, 12.10.1918 года, в постановлении Народных комиссаров по внутренним делам и юстиции «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской милиции» были определены основные задачи этого ведомства. В соответствии с этим документом милиция должна была осуществлять контроль за порядком движения транспорта на улицах и дорогах.

Например, предусматривалось, что «милиционер поддерживает на улицах своего поста свободное и безопасное движение, для чего он обязан:

а) не допускать езды на лошадях и велосипедах по тротуарам;

б) наблюдать, чтобы маляры с ушатами, ведрами и другими красильными принадлежностями. и др. категории рабочих с ручными тележками и санками по тротуарам не ходили, а следовали по дорогам, подчиняясь общему порядку движения на улице;

в) не дозволять играть на улице перед домами в мячи, бабки и тому подобные игры, пускать бумажные змеи, носить непокрытые зеркала, чтобы не пугать лошадей, загромождать тротуары бочками, тарными ящиками, дровами, а разносчики и торговцы не загораживали своими лотками свободный проезд по мосту и проход по тротуару;

г) если для нагрузки или выгрузки товаров положены поперек тротуара так называемые спуски, то наблюдать, чтобы эта работа не задерживала движение на улице;

д) наблюдать, чтобы ломовые извозчики с кладью следовали по правой стороне улицы в один ряд. »

Всего 16 функциональных обязанностей по обеспечению безопасности движения.

Дефицит магистральных дорог и мизерное количество автомобилей концентрировали транспорт в крупных городах. Именно поэтому 10.06.1920 года СНК принял Декрет «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (Правила)». В них была сделана первая попытка определить круг лиц, ответственных за нарушение правил автодвижения.

В это время на улицах Москвы появились первые регулировщики – со свистками.

Читайте также:  Приёмная семья — понятие, как оформить, обязанности родителей

Между тем количество автомобильного и гужевого транспорта продолжало расти, а с середины 1920-х годов начиналась автомобилизация страны. На Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (ЦУДОРТРАНС) легли обязанности по обеспечению безопасности автодорожного движения, контролю технического состояния автомобилей, их эксплуатации и подготовки водителей.

Регулирование движения стало одной из основных обязанностей постовых милиционеров. Для этого специальным приказом по Милиции Республики от 29.11.1922 года на «вооружение» сотрудников патрульно-постовой службы ставится жезл регулировщика длиной 11 вершков (около 50 см) красного цвета с желтой ручкой. Он носился постовым на ремне спереди, с левой стороны в специальном кожаном чехле. По сути, это был первый специальный «инструмент», отличающий сотрудника милиции, занимающегося регулированием уличного движения, от всех его коллег.

Только на первый взгляд кажется, что работать жезлом легко и просто. На самом деле в руках хорошего регулировщика он значит не меньше, чем дирижерская палочка у дирижера в большом оркестре. На красивую работу регулировщиков, на изысканность их движений и своеобразный шик в обращении с жезлом приходили смотреть гости и жители столицы.

29 ноября 1925 года Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление «О признании имеющей силу для Союза ССР международной конвенции относительно передвижения автомобилей» (заключена в 1909 году). Это стало первым опытом приобщения нашей страны к правилам и нормам эксплуатации автотранспорта и безопасности дорожного движения, установленным мировым сообществом.

30 декабря 1925 года Моссоветом создается отдел регулирования уличным движением (ОРУД) – к этому подтолкнул рост числа дорожно-транспортных происшествий.

20 марта 1932 года принято Постановление СНК РСФСР «О централизации учета аварийности и происшествий на местном транспорте в органах рабоче-крестьянской милиции». С этого момента начался статистический учет ДТП и их последствий. Одновременно это создало предпосылки для создания впоследствии ГАИ.

3 июля 1936 года СНК СССР своим решением утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР.

ГАИ – это слово знают все

Новая структура основное внимание уделяла контролю качества подготовки водительского состава, проверке технического состояния автомобилей. Была утверждена система обязательных периодических технических осмотров автотранспорта.

НКВД СССР утвердил типовые правила движения по улицам и дорогам, которые стали основой для разработки правил дорожного движения в каждом регионе страны.

К 1941 году автомобильный парк страны вырос и составил 806,9 тыс. автомобилей.

20 июля 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об объединении Народного комиссариата государственной безопасности СССР и Народного комиссариата внутренних дел СССР в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР.

Обязанности милиции значительно расширились. Государственная автомобильная инспекция все усилия направила на мобилизацию автомобильного транспорта, тракторов, мотоциклов для нужд Красной Армии. Инспектора ГАИ осматривали и проверяли техническое состояние автомобилей, подлежащих отправлению на фронт. Уже к 1 октября 1941 года в Красную Армию направляется 40% от числа автомобилей народного хозяйства.

Пять военных лет – одна из самых ярких страниц истории ГАИ. Все силы ее сотрудников были брошены на достижение одной цели – победы.

В послевоенные годы из армии в народное хозяйство поступило большое количество автомобилей и мотоциклов. Малочисленный штат ГАИ и ОРУДов не мог эффективно противостоять росту числа ДТП. В этой связи на уровне правительства страны и МВД СССР предпринимаются эффективные меры по совершенствованию структуры ГАИ, укреплению ее кадрами и внедрению в практику ее работы новых научных достижений.

Усиливается взаимодействие ГАИ с населением, развивается институт дружинников. На вооружение инспекторов ГАИ поступает новая техника, специальное вооружение, внедряются новые формы и методы работы, особое внимание уделяется работе с детьми и подростками.

Развал СССР в какой-то степени приостановил развитие ГАИ. Именно на 1992 год пришелся пик числа зарегистрированных краж транспортных средств. Изменившиеся условия потребовали изменений в деятельности ГАИ, приведения ее функций и задач в соответствие с новыми политическими и экономическими условиями. В этой связи Постановлением Правительства РФ от 28.05.1992 года было утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции МВД России.

Каким органом осуществляется контроль соблюдения ПДД?

Расшифровка ГАИ и ГИБДД показывает, что оба названия идентичны, а структуры, которые они идентифицируют, имеют схожую функциональность. Государственная Инспекция по Безопасности Дорожного Движения и Государственная Автомобильная Инспекция являются одним и тем же органом, входящим в ведомство МВД. ГАИ больше известна гражданам, рожденным в СССР. Известны несколько временных периодов, в которые структура называлась по-разному:

После переименования ГАИ в ГИБДД, функциональность службы и обязанности специалистов не были изменены. Новое наименование не прижилось ввиду громоздкости и непонятности. В 2002 году, гражданам было возвращено прежнее имя, и при этом разрешено использование оба наименования, за счет официального признания их равноценными. На сегодняшний день, название ГИБДД актуально на региональном и местном уровнях, где уполномоченный орган включен в состав министерств и ведомств, и при этом подчинен федеральному Департаменту безопасности дорожного движения.

Сокращение ГИБДД в 2020 году

Будет такое сокращение или нет — пока сказать невозможно. Хотя и понятно, что в данный момент сокращать ГИБДД некуда. Работающих “на земле” сотрудников и без этого не хватает. А передача бумажных и регистрационных функций сторонним организациям пока идёт не так быстро, чтобы освободить от этой работы кабинетных сотрудников.

Последнее на сегодня сокращение ГИБДД провели в сентябре 2019 года. Хотя сокращение это было условным — некомплект ГИБДД на 1 сентября составлял 5265 человек, и 2000 вакансий просто упразднили.

На сегодня ГИБДД — это часть МВД. И сокращения в дорожной инспекции стоит рассматривать в контексте возможного сокращения МВД в целом. В то же самое время численность МВД может оставаться неизменной, а отдельные подразделения при этом — сокращаться. Именно так произошло в сентябре, когда две тысячи вакансий ГИБДД в регионах сократили ради увеличения численности миграционных отделов.

В 1998 году, после переименования ГАИ, возникло новое наименование – ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения) . Ведомство занимается контролем за соблюдением ПДД, обеспечением порядка на дорогах, регистрационными действиями. Однако, предположительно, в силу привычки, а также из-за сложной аббревиатуры, название ГИБДД в народе «не прижилось».

Инспекторов по-прежнему называли и называют «гаишниками», а саму организацию, нередко, – ГАИ. Даже сами инспектора в разговорной речи, бывает, употребляют обозначение «ГАИ». Поэтому позднее, в 2002 году на законодательном уровне было установлено, что наименование «ГИБДД» и «ГАИ» — идентичны, а само ведомство допустимо называть «Госавтоинспекцией». Это наименование используется и на официальном сайте.

ДПС (Дорожно-патрульная служба) . Само ГИБДД, как орган, обеспечивающий регулирование отношений в области дорожного движения, имеет несколько подразделений. Одно из них как раз и есть ДПС. Это подразделение непосредственно осуществляет регулирование движения на дорогах, проверку автотранспорта, контроль за соблюдением ПДД, пресечением нарушений и задержанием правонарушителей.

Сотрудники ДПС имеют табельное оружие и имеют право его применять в предусмотренных законом случаях.

Таким образом, ГАИ, ГИБДД, ДПС в общем смысле обозначают одно ведомство.

Законодательное регулирование и историческая сводка

С названием структуры не были изменены функциональные обязанности служащих, которые остались работать на своих местах. Поэтому сотрудники нового подразделения страдали теми же пороками.

В 2001 году на правительственном уровне была произведена оценка работы структуры, в ходе которой определили бессмысленность ее переименования, а также отметили негативные позиции, выраженные в трудности выговаривания и непонимания функциональности. 2 июля 2002 года был издан Указ № 679 о внесение корректировок к Указу № 711. После его подписания автоинспекция приобрела двоякое название. Каждый стал ее называть, как ему нравиться. Наименования ГАИ и ГИБДД стали актуальными и равноценными. Переименования структур происходили и позднее. В 2004 году Главное управление ГИБДД, являющееся одним из аппаратов МВД, осуществляющим контроль над автоинспекторами, стало называться ДОБДД. Департамент стал руководящим органом над региональными ГИБДД. В 2009 году в рамках реформы он был переименован в ГУОБДД.

Изначально структура имела название ГАИ. После ее переименования она могла называться только ГИБДД. Однако виду законодательных изменений оба названия Госавтоинспекции получили право на юридический статус. Законом разрешено использование наименования структуры ГАИ или ГИБДД. Составитель документации вправе самостоятельно осуществить выбор идентификации организации при оформлении официальных бумаг.

Какие функции выполняет

ДПС является структурным подразделением ГИБДД. Однако, в некоторых ситуациях, ограничивающихся разговорами и отсутствием документальной фиксации, оба названия подразумевают одну структуру. С юридической точки зрения понятия не равнозначны. Основные принципы деятельности ДПС заключаются в уважении прав человека, в соблюдении закона и учета элементов гуманизма. Сотрудники структуры являются открытыми и публичными личностями. Их работа основана на общественном доверии и связана с поддержкой граждан. Работники патрульной службы стремятся обеспечить безопасное и бесперебойное движение транспортных средств, а также предупреждают преступления и правонарушения в сфере дорожного движения. Для реализации должностных обязанностей они осуществляют деятельность в соответствии с регламентированным порядком действий, определяющим функции ДПС:

  • Контроль соблюдения ПДД;
  • Регулировка дорожного движения;
  • Помощь гражданам в реализации своих прав и интересов;
  • Производство дел по административным правонарушениям;
  • Осуществление мероприятий по сопровождению транспорта;
  • Реализация неотложных действия на месте ДТП;
  • Принятие мер реагирования, ориентированных на сокращение числа аварий и пострадавших в них водителей, пассажиров и пешеходов;
  • Информирование населения о сложившейся дорожной обстановке, о наиболее распространенных причинах аварий, а также принимаемых мерах по их предупреждению;
  • Работы по розыску угнанных и похищенных автомобилей;
  • Розыск лиц, которые являются участниками аварии и имеют непосредственное к ней отношение, но скрывшиеся с места происшествия;
  • Контроль внешнего состояния дороги;
  • Надзор за проведением мероприятий, ориентированных на восстановление поверхности дороги.

Сотрудники ДПС вправе принимать участие вместе с представителями федеральных органов в проведении профилактических мероприятий, целью которых является обеспечение безопасности дорожного движения. В пределах зон ответственности, ограниченной постами и маршрутами патрулирования, специалисты могут контролировать соблюдения норм поведения. Правовыми актами определено, что основным субъектом, уполномоченным осуществлять контрольно-надзорную деятельность в сфере соблюдения ПДД, является структурное подразделение ДПС Госавтоинспекции МВД.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *