Категории по гражданской обороне организаций на территории РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категории по гражданской обороне организаций на территории РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Уполномоченный орган самостоятельно оценивает статус предприятия, после чему ему присваивается или не присваивается категория объекта по гражданской обороне, сама компания в этом процессе участия не принимает. По факту вынесения решения в компанию в течение месяца с момента принятия решения направляют уведомление о вхождении лица в классификацию по ГО.

Как определить статус по ГО

Если такого уведомления компания не получала, это значит, что в настоящий момент в классификацию она не входит.

Если у компании возникла необходимость проверить статус, легкого способа, как узнать категорию организации по ГО и ЧС, не существует: список категоризированных лиц не публикуется, т. к. содержит охраняемую законом тайну, а документы, на основании которых производится категоризация, имеют ограниченный доступ.

МЧС в письме №11-15-1811 от 29.05.2020 разъясняет, как определить категорию по гражданской обороне организации: для этого необходимо обратиться в отдел мобилизационной подготовки администрации субъекта РФ по месту нахождения компании. Обращение составляется в свободной форме, ответ придет в течение месяца.

Приказ МЧС РФ от 28.11.2016 № 632

  • Приложение к Приказу МЧС России
  • от 28 ноября 2016 года № 632
  • Показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне
№ п/п Виды экономической деятельности Наименование организации по видам экономической деятельности Значение показателей
организации особой важности организации первой категории организации второй категории
основные показатели Дополнительные показатели организаций основные показатели Дополнительные показатели организаций основные показатели Дополнительные показатели организаций
объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд и военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) объем выпускаемой продукции (работ, услуг) дня государственных нужд в военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1. СЕЛЬСКОЕ И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА сельскохозяйственные организации, охотничьи и лесные хозяйства свыше 0,5 / 0,2 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
2. РЫБОЛОВСТВО рыболовецкие организации свыше 10 тыс. т от 5 до 10 тыс. т
3. ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ организации топливно-энергетического комплекса а) свыше 1 млн. т угля б) свыше 5 млн. т нефти в) свыше 20 млрд. куб. м газа г) свыше 6 млн. т породы (полезных ископаемых) свыше 0,5 / 0,34 а) от 0,5 до 1 млн. т угля б) от 1 до 5 млн. т нефти в) от 10 до 20 млрд. куб. м газа г) от 3 до 6 млн. т породы (полезных ископаемых) от 0,2 до 0,5 / от 0,13 до 0,34
организации по добыче полезных ископаемых, кроме организаций топливно-энергетического комплекса свыше 6 млн. т от 3 до 6 млн. т
организации по добыче драгоценных металлов (камней) свыше 20 т золота и (или) 25 т серебра, также драгоценных камней в количестве, равном денежному эквиваленту серебра от 10 до 20 т золота н (или) от 20 до 25 т серебра, также драгоценных камней в количестве, равном денежному эквиваленту серебра
организации по сжижению регазификации природного газа для транспортирования переработка свыше 10,0 млрд. куб. м газа свыше 0,5 / 0,2 переработка от 3,0 до 10,0 млрд. куб. м газа от 0,3 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации по извлечению гелия и сероводорода свыше 2,0 млрд. куб. м от 1,0 до 2,0 млрд. куб. м
4. ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА организации по производству пищевых продуктов, включая напитки а) свыше 5 тыс. т пищевых продуктов б) свыше 10 млн. литров напитков а) от 3 до 5 тыс. т пищевых продуктов б) от 5 до 10 млн. литров напитков
организации по обработке древесины и производству изделий из дерева свыше 0,5 / 0,2 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности свыше 3,5/0,5 от 0,5 до 3,5 / от 0,2 до 0,5 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации по производству кокса и нефтепродуктов свыше 10 млн. т продукции от 5 до 10 млн. т продукции до 5 млн. т продукции
организации химического производства свыше 2,5/1,6 от 0,5 до 2,5 / от 0,34 до 1,6 от 0,2 до 0,5 / от 0,13 до 0,34
организации металлургического производства и производства готовых металлических изделий свыше 5,0/2,0 свыше 100 тыс. т от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 от 15 до 100 ты с. т ОТ 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации по производству машин и оборудования свыше 5,0/2,0 от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования свыше 5,0/2,0 от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации по производству транспортных средств и оборудования свыше 5,0/2,0 от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ, ГАЗОМ И ПАРОМ организации по производству электроэнергии (ГРЭС, ТЭЦ, ТЭС, ГЭС, АЭС) а) свыше 1,2 млрд. кВт-ч в год б) свыше 500 тыс. куб. м воды в сутки свыше 5,0/2,0
  1. а) установленной мощностью свыше 1200 МВт
  2. б) напор воды 100 м п более
  3. в) наличие ядерного реактора
а) от 0,6 до 1,2 млрд. кВт-ч в год б) переработка свыше 10 млрд. куб. м газа в) хранение свыше 2,5 млрд. куб. м газа. г) перекачка свыше 100 млрд. куб. м газа д) от 200 до 500 тыс. куб. м воды в сутки от 0,5 до 5,0 / от 0,34 до 2,0 а) установленной мощностью от 600 до 1200 МВт б) напор воды от 50 до 100 м а) от 0,3 до 0,6 млрд. кВт-ч в год б) переработка от 5 до 10 млрд. куб. м газа в) хранение от 2 до 2,5 млрд. куб. м газа г) перекачка от 50 до 100 млрд. куб. м газа д) от 50 до 200 тыс. куб. м воды в сутки от 0,2 до 0,5/от 0,13 до 0,34 а) установленной мощностью от 300 до 600 МВт
организации по производству, распределению пара и горячен воды (тепловой энергии) установленной тепловой мощностью свыше 3000 Гкал/ч установленной тепловой мощностью от 2000 до 3000 Гкал/ч установленной тепловой мощностью от 500 до 2000 Гкал/ч
организации по реализации электроэнергии (сбытовые компании) объем реализации электроэнергии свыше 20 000 млн. кВт ч свыше 1,0 сбытовая компания является гарантирующим поставщиком электроэнергии объем реализации электроэнергии от 10 000 до 20 000 мл и. кВт-ч от 0,2 до 1,0 сбытовая компания является гарантирующим поставщиком электроэнергии
6. СТРОИТЕЛЬСТВО строительные организации свыше 0,5 / 0,2 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
7. ТРАНСПОРТ, СВЯЗЬ И ХРАНЕНИЕ организации транспорта и связи свыше 5,0 / 2,0 от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
железнодорожные станции внеклассные 1 класса 2 класса
организации трубопроводного транспорта а) транспортирование по трубопроводам нефтепродуктов (конденсат газовый и газоконденсатная смесь) свыше 300,0 тыс. куб. м б) транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки свыше 100,0 млрд. куб. м а) транспортирование по трубопроводам нефтепродуктов (конденсат газовый и газоконденсатная смесь) от 100,0 до 300,0 тыс. куб. м б) транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки от 50,0 до 100,0 млрд. куб. м
организации по транспортировке нефти и нефтепродуктов свыше 0,5/0,3 площадные объекты с резервуарным парком нефти и нефтепродуктов свыше 500 тыс. т от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,3 площадные объекты с резервуарным парком нефти и нефтепродуктов свыше 500 тыс. т
организации складского хозяйства и вспомогательной транспортной деятельности а) хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки свыше 300,0 тыс. куб. м б) хранение и складирование газа н продуктов его переработки свыше 2,5 млрд. куб. м свыше 0,4/0,2 а) храпение и складирование нефти и продуктов ее переработки от 100,0 до 300,0 тыс. куб. м б) хранение и складирование газа и продуктов его переработки от 2,0 до 2,5 млрд. куб. м от 0,2 до 0,4 / от 0,1 до 0,2
организации топливно-энергетического комплекса а) транспортирование по трубопроводам газа свыше 100 млрд. куб. м б) транспортирование по трубопроводам продуктов переработки газа свыше 300 тыс. куб. м а) транспортирование по трубопроводам газа от 50 до 100 млрд. куб. м б) транспортирование по трубопроводам продуктов переработки газа от 100 до 300 тыс. куб. м
8. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ финансовые организации уставный капитал свыше 50 млрд. руб. уставный капитал от 30 до 50 млрд. руб. уставный капитал от 20 до 30 млрд. руб.
9. ОБРАЗОВАНИЕ образовательные организации свыше 0,5 / 0,2 выпускников свыше 1,5 тыс. чел. в год от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 выпускников от 0,2 до 1,5 тыс. чел. в год
10. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ организации со стационаром круглосуточного пребывания свыше 2,0 / 1,0 свыше 1000 штатных коек* от 1 до 2 / от 0,5 до 1 от 500 до 1000 штатных коек*
организации осуществляющие подготовку (переподготовку) медицинских и фармацевтических специалистов свыше 2,0 / 1,0 выпускников свыше 1,5 тыс. чел. в год от 1,0 до 2,0 / от 0,5 до 1,0 выпускников от 0,5 до 1,5 тыс. чел. в год
Читайте также:  Процедура получения ВНЖ в Израиле

Гражданская оборона и защита от ЧС

Согласно требованиям законодательства РФ в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС), любое юридическое лицо, особенно хозяйствующие субъекты, обязаны выполнять мероприятия по планированию действий работников, по подготовке к эвакуации персонала и предупреждению чрезвычайных ситуаций или на случай военных действий (мероприятия по ГО и ЧС).

Для человека не имеющего опыта в области ГО и ЧС, неожиданное задание руководства по срочному решению вопроса в области ГО и ЧС, может стать не простым испытанием. Так как подобные случаи не редки, мы составили для вас перечень основных задач при разработке документов по ГО и ЧС в организации.

Мероприятия по ГО и ЧС, которые следует в итоге выполнить и которые проверяются органами государственного надзора, могут отличаться для каждого отдельно взятого юридического лица. На объем требований по ГО и ЧС со стороны государства влияют следующие факторы:

Если периодичность подтверждения, отнесения организации к категории по гражданской обороне не реже 1 раза в 5 лет, то как быть руководителю организации, если:

  • организация была отнесена к категории по ГО в 2017 году;
  • органы исполнительной власти не направляли руководителю организации уведомлений о включении в соответствующий перечень организаций (документ под грифом «секретно»), отнесенных к категории по ГО;
  • на момент проведения проверки организации по направлению ГО и ЧС в ноябре 2022 представителем МЧС России сведения о присвоении категории отсутствовали, и прошло уже более 5 лет;
  • выдано предписание МЧС по устранению нарушений, относящихся к категорированной организации по ГО?

Документы общего характера

Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841, которым утверждено Положение о подготовке населения в области гражданской обороны, организация, независимо от организационно-правовой формы должна проводить вводный инструктаж по гражданской обороне с работниками, которые приняты впервые. В связи с этим, руководитель организации путем издания приказа должен назначить лицо, ответственное за проведение вводного инструктажа (как правило это лицо обученное), утвердить программу и завести журнал.

Кроме этого, начиная с 01.01.2021 г., Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485, которым также утверждено Положение о подготовке граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обязывает также руководителя организации обеспечить подготовку своих работников, путем проведения инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях. Инструктаж должен проводиться в течение первого месяца работы с даты приема на работу, далее не реже 1 раза в год. Также работодатель обеспечивает участие в учениях и тренировках. В связи с этим, руководитель организации определяет ответственное лицо и утверждает программу приказом, а также заводит соответствующий журнал.

Перечень документов общего характера Регламентирующий
НПА РФ
Для проведения вводного инструктажа необходимы:

— Приказ;

— Программа;

— журнал.

Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 N 841

«Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны»

Для проведения ежегодного инструктажа, который введен с 01.01.2021 г., необходимы:

— Приказ;

— Программа;

— журнал.

Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Письмо МЧС России от 27.10.2020 N ИВ-11-85 «О примерном Порядке реализации инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях».

Классификация по гражданской обороне

В соответствии с правилами правительства РФ (постановление правительства 804 от 16.08.2016), законодатель определил категории предприятий по ГО и ЧС, которые подразделяются на 3 группы:

  • особой важности;
  • первая категория;
  • вторая категория.

Для определения категории объектов по ГО используют следующие критерии:

  • показатели роли в экономике и обороне государства и региона;
  • наличие мобилизационного заказа (задания);
  • степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
  • местоположение предприятия;
  • наличие уникальных историко-культурных объектов.

То есть категории по ГО устанавливаются для организаций, которые имеют большое значение для экономики, обороне, находятся на стратегически важной территории, имеют на балансе культурные ценности, обеспечены мобилизационными запасами или заданиями либо есть риск возникновения на них ЧС в военное или мирное время.

Ранжирование предприятий по гражданской обороне производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые утверждают специальный перечень. Такой перечень нигде не публикуется, но о включении в него организация извещается в течение месяца.

Показатели категорирования устанавливает и согласовывает с заинтересованными госорганами, корпорациями и компаниями МЧС РФ. Статус присваивается по наивысшему показателю компании и ее обособленных подразделений независимо от месторасположения. Перечень организаций уточняется по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет (п. 10 постановления № 804).

Обязанности категорированных МЧС юрлиц

От статуса предприятия зависит работа многих служб и систем. Организации с категорией по ГО создают и поддерживают в готовности:

  • нештатные формирования для выполнения мероприятий по ГО (приказ МЧС № 701 от 18.12.2014);
  • внештатные аварийно-спасательные формирования — организации с ОПО I, II и III классов, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (приказ МЧС России № 999 от 23.12.2005);
  • локальные системы оповещения — организации с ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (постановление правительства РФ № 178 от 01.03.1993 и методические рекомендации МЧС № б/н от 24.12.2002);
  • запасы продовольственных, материально-технических, медицинских и иных средств (постановление правительства № 379 от 27.04.2000).

Такие организации имеют специальный штат работников:

Численность работающих Количество освобожденных работников ГО, человек
До 500 человек 1
От 501 до 2000 человек 2-3
От 2001 до 5000 3-4
Свыше 5001 5-6

В письме МЧС России от 21.07.2017 № 11-1-2246 разъясняется, кем может выполняться работа по гражданской обороне в организациях, не отнесенных к категориям по ГО: допускается выполнение работы по ГО одним из сотрудников организации по совместительству или ее руководителем на основании приказа по организации. В то же время с 13.12.2020 вступил в силу приказ Минтруда от 27.10.2020 № 748н , которым утвержден новый профессиональный стандарт для специалистов по ГО. Работники с этого момента должны соответствовать ему. В документе приведены требования к образованию: курсы подготовки среднего звена для специалистов со средним профессиональным профильным образованием и дополнительно к ним программы повышения квалификации для специалистов со средним профессиональным непрофильным образованием, к знаниям и умениям. Содержится конкретный перечень трудовых функций: ведение плановых документов, проведение информационной и обучающей работы, курсов, инструктажей, выполнение мероприятий по ГО и защите от ЧС в организациях, разработка решений.

Читайте также:  Повышение пенсии и ЕДВ по инвалидности в 2023 году

Приведены возможные наименования должностей: специалист по ГО, по защите в чрезвычайных ситуациях, по гражданской защите, по ГО и защите в ЧС, начальник отдела ГО и ЧС и т. д. В документе обозначена основная цель работы — подготовка работников и активов предприятия, производственных фондов к ситуации военного времени и ЧС, защита от опасностей таких форс-мажорных обстоятельств. Эти требования обязательны для работников на предприятиях с присвоенной категорией.

Все юридические лица, государственные и коммерческие, обязаны:

Это требование ст. 9 ФЗ № 28 от 12.02.1998. Цель такой готовности:

Действующее законодательство о гражданской обороне (система защиты населения и материальных активов на случай войны или природных, техногенных катастроф) предусматривает отнесение предприятий, имеющих мобилизационные объекты (заданий и запасов, необходимых на случай ЧС и представляющих опасность возникновения на них ЧС), к категориям ГО И ЧС в зависимости от степени их экономического и оборонного значения.

Все субъекты экономической деятельности, независимо от принадлежности к категории по ГО организаций, обязаны:

В соответствии с законом 28-ФЗ от 12.02.1998 и подзаконными актами, организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, — это юридические лица, которые в силу специфики своей деятельности и экономических показателей имеют особые обязательства по отношению к обороне. Они выполняют мероприятия по ГО за собственный счет и силами работающих.

Приказ МЧС РФ от 28.11.2016 № 632

  • Приложение к Приказу МЧС России
  • от 28 ноября 2016 года № 632
  • Показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне
№ п/п Виды экономической деятельности Наименование организации по видам экономической деятельности Значение показателей
организации особой важности организации первой категории организации второй категории
основные показатели Дополнительные показатели организаций основные показатели Дополнительные показатели организаций основные показатели Дополнительные показатели организаций
объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд и военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) объем выпускаемой продукции (работ, услуг) дня государственных нужд в военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1. СЕЛЬСКОЕ И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА сельскохозяйственные организации, охотничьи и лесные хозяйства свыше 0,5 / 0,2 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
2. РЫБОЛОВСТВО рыболовецкие организации свыше 10 тыс. т от 5 до 10 тыс. т
3. ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ организации топливно-энергетического комплекса а) свыше 1 млн. т угля б) свыше 5 млн. т нефти в) свыше 20 млрд. куб. м газа г) свыше 6 млн. т породы (полезных ископаемых) свыше 0,5 / 0,34 а) от 0,5 до 1 млн. т угля б) от 1 до 5 млн. т нефти в) от 10 до 20 млрд. куб. м газа г) от 3 до 6 млн. т породы (полезных ископаемых) от 0,2 до 0,5 / от 0,13 до 0,34
организации по добыче полезных ископаемых, кроме организаций топливно-энергетического комплекса свыше 6 млн. т от 3 до 6 млн. т
организации по добыче драгоценных металлов (камней) свыше 20 т золота и (или) 25 т серебра, также драгоценных камней в количестве, равном денежному эквиваленту серебра от 10 до 20 т золота н (или) от 20 до 25 т серебра, также драгоценных камней в количестве, равном денежному эквиваленту серебра
организации по сжижению регазификации природного газа для транспортирования переработка свыше 10,0 млрд. куб. м газа свыше 0,5 / 0,2 переработка от 3,0 до 10,0 млрд. куб. м газа от 0,3 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации по извлечению гелия и сероводорода свыше 2,0 млрд. куб. м от 1,0 до 2,0 млрд. куб. м
4. ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА организации по производству пищевых продуктов, включая напитки а) свыше 5 тыс. т пищевых продуктов б) свыше 10 млн. литров напитков а) от 3 до 5 тыс. т пищевых продуктов б) от 5 до 10 млн. литров напитков
организации по обработке древесины и производству изделий из дерева свыше 0,5 / 0,2 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности свыше 3,5/0,5 от 0,5 до 3,5 / от 0,2 до 0,5 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации по производству кокса и нефтепродуктов свыше 10 млн. т продукции от 5 до 10 млн. т продукции до 5 млн. т продукции
организации химического производства свыше 2,5/1,6 от 0,5 до 2,5 / от 0,34 до 1,6 от 0,2 до 0,5 / от 0,13 до 0,34
организации металлургического производства и производства готовых металлических изделий свыше 5,0/2,0 свыше 100 тыс. т от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 от 15 до 100 ты с. т ОТ 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации по производству машин и оборудования свыше 5,0/2,0 от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования свыше 5,0/2,0 от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации по производству транспортных средств и оборудования свыше 5,0/2,0 от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ, ГАЗОМ И ПАРОМ организации по производству электроэнергии (ГРЭС, ТЭЦ, ТЭС, ГЭС, АЭС) а) свыше 1,2 млрд. кВт-ч в год б) свыше 500 тыс. куб. м воды в сутки свыше 5,0/2,0
  1. а) установленной мощностью свыше 1200 МВт
  2. б) напор воды 100 м п более
  3. в) наличие ядерного реактора
а) от 0,6 до 1,2 млрд. кВт-ч в год б) переработка свыше 10 млрд. куб. м газа в) хранение свыше 2,5 млрд. куб. м газа. г) перекачка свыше 100 млрд. куб. м газа д) от 200 до 500 тыс. куб. м воды в сутки от 0,5 до 5,0 / от 0,34 до 2,0 а) установленной мощностью от 600 до 1200 МВт б) напор воды от 50 до 100 м а) от 0,3 до 0,6 млрд. кВт-ч в год б) переработка от 5 до 10 млрд. куб. м газа в) хранение от 2 до 2,5 млрд. куб. м газа г) перекачка от 50 до 100 млрд. куб. м газа д) от 50 до 200 тыс. куб. м воды в сутки от 0,2 до 0,5/от 0,13 до 0,34 а) установленной мощностью от 300 до 600 МВт
организации по производству, распределению пара и горячен воды (тепловой энергии) установленной тепловой мощностью свыше 3000 Гкал/ч установленной тепловой мощностью от 2000 до 3000 Гкал/ч установленной тепловой мощностью от 500 до 2000 Гкал/ч
организации по реализации электроэнергии (сбытовые компании) объем реализации электроэнергии свыше 20 000 млн. кВт ч свыше 1,0 сбытовая компания является гарантирующим поставщиком электроэнергии объем реализации электроэнергии от 10 000 до 20 000 мл и. кВт-ч от 0,2 до 1,0 сбытовая компания является гарантирующим поставщиком электроэнергии
6. СТРОИТЕЛЬСТВО строительные организации свыше 0,5 / 0,2 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
7. ТРАНСПОРТ, СВЯЗЬ И ХРАНЕНИЕ организации транспорта и связи свыше 5,0 / 2,0 от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
железнодорожные станции внеклассные 1 класса 2 класса
организации трубопроводного транспорта а) транспортирование по трубопроводам нефтепродуктов (конденсат газовый и газоконденсатная смесь) свыше 300,0 тыс. куб. м б) транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки свыше 100,0 млрд. куб. м а) транспортирование по трубопроводам нефтепродуктов (конденсат газовый и газоконденсатная смесь) от 100,0 до 300,0 тыс. куб. м б) транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки от 50,0 до 100,0 млрд. куб. м
организации по транспортировке нефти и нефтепродуктов свыше 0,5/0,3 площадные объекты с резервуарным парком нефти и нефтепродуктов свыше 500 тыс. т от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,3 площадные объекты с резервуарным парком нефти и нефтепродуктов свыше 500 тыс. т
организации складского хозяйства и вспомогательной транспортной деятельности а) хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки свыше 300,0 тыс. куб. м б) хранение и складирование газа н продуктов его переработки свыше 2,5 млрд. куб. м свыше 0,4/0,2 а) храпение и складирование нефти и продуктов ее переработки от 100,0 до 300,0 тыс. куб. м б) хранение и складирование газа и продуктов его переработки от 2,0 до 2,5 млрд. куб. м от 0,2 до 0,4 / от 0,1 до 0,2
организации топливно-энергетического комплекса а) транспортирование по трубопроводам газа свыше 100 млрд. куб. м б) транспортирование по трубопроводам продуктов переработки газа свыше 300 тыс. куб. м а) транспортирование по трубопроводам газа от 50 до 100 млрд. куб. м б) транспортирование по трубопроводам продуктов переработки газа от 100 до 300 тыс. куб. м
8. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ финансовые организации уставный капитал свыше 50 млрд. руб. уставный капитал от 30 до 50 млрд. руб. уставный капитал от 20 до 30 млрд. руб.
9. ОБРАЗОВАНИЕ образовательные организации свыше 0,5 / 0,2 выпускников свыше 1,5 тыс. чел. в год от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 выпускников от 0,2 до 1,5 тыс. чел. в год
10. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ организации со стационаром круглосуточного пребывания свыше 2,0 / 1,0 свыше 1000 штатных коек* от 1 до 2 / от 0,5 до 1 от 500 до 1000 штатных коек*
организации осуществляющие подготовку (переподготовку) медицинских и фармацевтических специалистов свыше 2,0 / 1,0 выпускников свыше 1,5 тыс. чел. в год от 1,0 до 2,0 / от 0,5 до 1,0 выпускников от 0,5 до 1,5 тыс. чел. в год
Читайте также:  Штрафы за нарушения в ЕГАИС для ИП и ООО

Категорирование по гражданской обороне

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Главная / Энциклопедия / Термин, определение и понятие

Категорирование по гражданской обороне – это классификация территорий (по группам) и организаций (по категориям) в зависимости от их оборонной, экономической и административно-политической значимости для безопасности и обороны страны.

Категорирование включает отнесение территорий к группам по гражданской обороне и категорирование объектов по гражданской обороне.

Осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объёме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территории в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне. К особой группе территории по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

  • численность населения превышает 1 млн. человек;
  • численность населения составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
  • более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

  • численность населения составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек;
  • численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
  • более 30 процентов населения либо территории городов попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения и катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

  • численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек;
  • численность населения составляет от 50 тыс. до 250 тыс. человек и на ней расположены одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
  • менее 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований. Организации относятся к организациям особой важности, к первой или второй категории по гражданской обороне в зависимости от экономического и оборонного значения.

Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне являются:

  • численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время;
  • объём выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том II (К–О); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2007.

Последние поправки в законах по ГО и ЧС для организаций

4 ноября 2022 года вышел новый закон N 417-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О гражданской обороне» и статьи 1 и 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который вступает в силу с 04.05.2023.

Статья 1, содержащая в основном разные определения, дополняется расшифровкой смысла двух словосочетаний:

— «системы оповещения населения»;

— «оповещение населения»

Далее текст дополнен абзацами о том, что технические системы оповещения нужно реконструировать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию. То же относится к другим объектам гражданской обороны, например, к защитным сооружениям.

Из части 8 ст.1 исключены слова «а также при ведении военных действий или вследствие этих действий», приведены дополнения фраз, выглядящих ранее неоконченными.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Что такое гражданская оборона?

Гражданская оборона — это система мер по защите людей и материальных ценностей в случае военных конфликтов, стихийных бедствий или техногенных катастроф.

Руководитель организации, независимо от её сферы деятельности, обязан обеспечить и организовать обучение по гражданской обороне (далее ГО) всех сотрудников.

Необходимость проведения обучения по гражданской обороне предписывают следующие нормативно-правовые документы:

  1. ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.98г. № 28-ФЗ.
  2. ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94г. № 68-ФЗ.
  3. Постановление Правительства РФ от 26.11.2007г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации».
  4. Постановление Правительства РФ от 19.09.98г. № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по ГО».
  5. Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны»

Порядок и форму обучения сотрудников организации по гражданской обороне, а также ответственных лиц руководитель устанавливает приказом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *