Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится для бизнеса после объединения ФСС и ПФР». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основная причина ввода единого тарифа по страховым взносам – объединение двух государственных внебюджетных фондов: ПФР и ФСС. В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ, изменения вступят в силу с 1 января 2023 г. Обновленное название будет звучать так: Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Какова величина единого тарифа страховых взносов?
Согласно п. 3 ст. 425 НК РФ единый размер страховых взносов устанавливается в отношении взносов на:
-
обязательное пенсионное страхование;
-
обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ);
-
обязательное медицинское страхование.
С 2023 г. единый тариф страховых взносов составляет 30% в пределах установленной единой предельной величины расчетной базы и 15,1% сверх нее.
Другие единые тарифы страховых взносов установлены для прокуроров, судей и сотрудников Следственного комитета РФ:
В отношении кого применяются |
Единый тариф страховых взносов |
Примечание |
Основание |
|
В пределах расчетной базы | Сверх расчетной базы | |||
Прокуроры |
2,9% |
5,1% |
Отсутствуют взносы на обязательное пенсионное страхование |
п. 4 ст. 425 НК РФ |
Сотрудники Следственного комитета РФ |
||||
Судья федеральных судов |
||||
Мировые судьи |
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
Общий тариф страховых взносов
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ в 2023 году подавляющее большинство организаций и ИП перейдет на уплату страховых взносов по единому тарифу. Единый тариф объединит страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, а также страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пп. «б» п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 239-ФЗ).
Величина общего тарифа страховых взносов с 1 января 2023 года составит (п. 3 ст. 425 НК РФ):
- 30% – в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
- 15,1% – свыше предельной величины.
Льготный тариф страховых взносов
Первая льготная группа плательщиков страховых взносов является самой многочисленной. Входящие в эту группу организации и ИП смогут на бессрочной основе (за рядом исключений) уплачивать страховые взносы по единому льготному тарифу 7,6%. Причем данный тариф будет установлен для взносов, уплачиваемых в пределах единой предельной величины базы для их исчисления. Свыше единой предельной величины тариф взносов для организаций и ИП, входящих в данную группу, составит 0%.
В число организаций и ИП, уплачивающих страховые взносы по единому льготному тарифу 7,6%, с 2023 года войдут (п. 2.2 ст. 427 НК РФ):
- российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (IT-компании);
- российские организации, которые включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности;
- российские организации, осуществляющие производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции;
- организации и ИП, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития;
- организации и ИП, получившие статус участника свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе;
- организации и ИП, получившие статус резидента свободного порта Владивосток;
- организации, включенные в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области;
- НКО, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);
- благотворительные организации, применяющие УСН;
- организации, зарегистрированные на территории Курильских островов;
- студенческие отряды, включенные в реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.
Что изменится в кадровом делопроизводстве
Работодатели будут включать в сведения о трудовой деятельности работника информацию о заключении и расторжении гражданско-правовых договоров (п. 3 ст. 1 Закона № 240-ФЗ от 14.07.2022).
Также меняются правила приема на работу иностранцев. С 2023 года полис ДМС при трудоустройстве кадровик может требовать только от временно пребывающего высококвалифицированного специалиста (п. 7 ст. 1 Закона № 240-ФЗ от 14.07.2022).
Соответственно иностранных работников без статуса ВКС уже нельзя будет отстранить от работы, а через месяц уволить, если у них истек срок действия договора добровольного медицинского страхования. Эти сотрудники будут входить в систему ОМС.
В чем суть реформы внебюджетных фондов
С 1 января 2023 года все функции двух фондов: ФСС и ПФР возьмет на себя Единый социальный фонд России.
Сейчас плательщики взносов взаимодействуют с тремя ведомствами:
-
Налоговая служба. В ФНС уплачиваются страховые отчисления на пенсионное, медицинское и страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ). Сюда же необходимо представлять единый расчет по этим взносам.
-
Пенсионный фонд. Занимается вопросами начисления пенсии по старости, инвалидности, также в ПФР работодатели обязаны представлять формы персонифицированного учета по каждому работнику.
-
Социальное страхование. Выплачивает часть больничных и все социальные пособия. В ФСС перечисляются взносы на травматизм за работников и представляется отчетность по ним.
После слияния ПФР и ФСС взносы будут перечисляться одним платежом, отчитываться по ним предстоит в налоговую и Единый соцфонд. Это же ведомство будет отвечать за назначение страховых выплат — как пенсионных, так и социальных.
Что изменится для бизнеса:
-
Работодатели за работников и ИП за себя смогут платить взносы одной суммой по единому тарифу. После получения платежа казначейство самостоятельно будет разносить необходимые суммы по разным бюджетным направлениям.
-
Изменится состав и сроки отправки отчетности для работодателей. Действующие отчеты по взносам и персонифицированному учету объединят, останется только две формы.
-
Разрозненные территориальные отделения пенсионного и социального фонда будут работать в режиме одного окна. То есть сдать отчетность, получить консультацию, провести сверку по всем видам взносов можно будет в офисе Единого социального фонда. Возможно, из-за слияния некоторые действующие отделения ПФР и ФСС будут закрыты.
-
Базы по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию тоже объединяются. Кроме того, планируется внедрение единого сайта нового ведомства.
Один фонд – единая база для расчетов.
С начала будущего года предусмотрено введение единой предельной облагаемой базы по страховым взносам, а также – единой тарификации.
Что характерно, в число лиц, подлежащих обязательному страхованию, будут включены новые категории:
- граждане, работающие и получающие вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, будут включены в базу обязательного страхования;
- студенты, обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (только в очной форме) и получающие вознаграждение за деятельность в студенческом отряде по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, будут включены в базу обязательного пенсионного страхования;
- граждане иностранных государств (и лица без гражданства), временно проживающие в России, осуществляющие высококвалифицированную трудовую деятельность, будут включены в базу обязательного медицинского страхования.
- С 2023 года вместо Пенсионного фонда и Фонда социального страхования начинает работать Социальный фонд России. Единый СФР будет осуществлять те же самые функции, которые выполняли ПФР и ФСС, то есть речь идет о реорганизации структуры.
- Организация и деятельность нового фонда регулируется законом от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ. Вместо отделений ПФР и ФСС будут организованы единые клиентские службы для обслуживания граждан и бизнеса.
- Устанавливается единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов, в 2023 году она составит 1 917 000 рублей.
- Все виды взносов, кроме платежей по профзаболеваниям и травматизму, будут платить по единому тарифу: 30% до достижения предельной базы и 15,1% после ее достижения.
- Работодатели из категории МСП продолжат платить взносы за работников, как и раньше: 30% в пределах МРОТ и 15% с остальной суммы. Минимальная зарплата на январь 2023 года составит 16 242 рублей.
- Отменяются прежние отчетные формы по работникам (СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, ДСВ-3, СЗВ-М, 4-ФСС). Вместо них вводятся новые отчеты: ЕФС-1 и Персонифицированные сведения о физических лицах.
- Страховые взносы за работников по единому тарифу будут платить в другие сроки: 28-ое число следующего месяца (вместо 15-го числа). Сроки перечисления взносов ИП за себя, а также платежей на страхование от травматизма и профессиональных заболеваний, не изменились.
- Новые сроки по уплате взносов и сдаче отчетности за работников есть в календаре бухгалтера.
Как внести средства в рамках программы софинансирования?
Не смотря на то, что присоединиться к программе финансирования уже невозможно, если не подано заявление, пополнение пенсий в 2018 году продолжается.
Пособие в рамках госпрограммы увеличивают те, кто подавал заявления до 31.12.2014.
Для подтверждения заявки участники должны были внести минимальный платеж до 31.01.2015 года.
Перевод дополнительных средств на накопительный пенсионный счет осуществляется одноразово или равными платежами в течение всего года. Минимальный размер добровольного взноса – 2000 руб., максимальный платеж ничем не ограничен.
Денежные средства перечисляются участником программы любым их трех способов:
- самостоятельно через банковское отделение;
- удаленно через сайт Пенсионного фонда с формированием платежного документа;
- через организацию-работодателя.
О перечислении денежных средств необходимо сообщать в ПФ после произведения оплаты до 20-х чисел. Для этого надо передать банковские квитанции или другие платежные документы в отделение.
Для граждан, пришедших в программу до 31.01.2015, предложенный государством порядок перечисления, индексирования сбережений сохранится в течение 10 лет со дня подачи заявления и внесения первого платежа. Создание накопительных долей продолжится через ПФР или НПФ. На индексацию пенсионных сбережений не могут рассчитывать граждане, направившие заявления после 31 января 2015 года. Но они имеют право отчислять платежи для увеличения накопительной пенсии.
Кто может вступить в программу финансирования пенсии
Госпрограмма софинансирования накопительных пенсионных сбережений граждан остановлена. Сегодня удвоение сбережений происходит только на счетах людей, успевших подать заявление до 5 ноября 2014 года. Данная мера господдержки была оптимальным вариантом для граждан, рожденных до 1967 года, так как они не имели накопительной части пенсии. Для более молодых пенсионеров программа не выгодна.
Подать заявление на включение в госпрограмму софинансирования пенсионных накоплений могут:
- граждане, имеющие право на страховое пенсионное обеспечение;
- люди в возрасте от 55/60 лет, которые официально трудоустроены, но еще не получают социальных пособий и пенсии;
- нетрудоустроенные пенсионеры.
Если граждане одновременно работают и получают пенсию, то они не имеют права вступать в госпрограмму. Люди, которые не успели направить заявление до 31 января 2015 года, могут принять участие в госпрограмме и увеличивать накопительную часть. Но государство не будет индексировать сбережения новых участников.
«Для работодателей упростится процедура уплаты страховых взносов»
Что изменится для работодателей – предприятий и организаций в 2023 году?
От объединения фондов мы ожидаем снижения административной нагрузки на работодателей в связи с упрощением процедуры уплаты страховых взносов. Это в первую очередь введение единого тарифа. Если сейчас работодатели формируют отдельные расчеты и платежи по каждому виду социального страхования и предоставляют отчетность как в ПФР, так и в ФСС, то теперь работодателям достаточно будет сформировать один расчет и направить один платеж. А далее в установленной пропорции федеральное казначейство самостоятельно распределит платеж по разным видам страхования, чтобы работодатели не тратили на это усилий и времени. С той же целью экономии времени и упрощения документооборота работодателей вводится единая форма отчетности. Безусловно, это снизит риск бухгалтерских ошибок и, следовательно, штрафов. Кроме перечисленного появится одна общая дата представления информации о работниках, что сделает порядок отчетности проще. Также будет отменена ежемесячная отчетность в ПФР о застрахованных лицах (по форме СЗВ-М), вместо нее работодатели будут передавать в налоговые органы данные о заработке сотрудников.
Каков будет размер единого тарифа страховых взносов для работодателя?
Тариф страховых взносов для основной категории плательщиков, как и сейчас, составит 30% в пределах базы и 15,1% сверх базы. Действующие льготные категории плательщиков будут объединены в несколько групп со следующими тарифами страховых взносов: 15% с выплат выше минимального размера оплаты труда – для малого и среднего бизнеса, резидентов Сколково.
Тариф в 7,6% будет действовать для ИТ-компаний, НКО, благотворительных фондов, организаций-мультипликаторов, резидентов особых экономических зон и территорий опережающего развития, а также организаций, уплачивающих взносы за деятельность студентов-очников высших учебных заведений в студенческих отрядах. Тариф в ноль процентов будет действовать для экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения».
В результате этих изменений существенную поддержку получат НКО и благотворительные фонды, для них тариф уплаты страховых взносов снизится с 20% до 7,6%. Таким образом, все действующие льготные режимы не только сохранятся, но и расширятся, а отдельные льготные категории получат дополнительные преимущества в результате оптимизации тарифов страховых взносов.
С 2023 года будет установлен единый тариф по страховым взносам, уплачиваемым в ИФНС (Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ). Напомним, что в ИФНС уплачиваются взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ с выплат работникам.
По общему правилу единый тариф, в который войдут все налоги с зарплаты в 2023 году, будет установлен в следующих размерах:
- 30% – для взносов, исчисляемых в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
- 15,1% – для взносов, исчисляемых свыше установленной единой предельной величины базы.
Как видим, базовый тариф в пределах лимита не меняется. Сейчас работодатели тоже в общем случае платят взносы суммарно по тарифу 30%, но этот налог состоит из 3-х частей:
Назначение взноса | Отчисление в процентах |
на ОПС | 22% |
на ОМС | 5,1% |
на ВНиМ | 2,9% |
Почему необходимо внедрять ОПВР?
Обязательные пенсионные взносы работодателя, безусловно, вводятся в целях повышения благосостояния казахстанцев, будущих пенсионеров. В особенности, это актуально для граждан, которые не имеют солидарного стажа (до 1998 года), либо чей стаж в солидарной системе незначителен.
Сегодня, как всем известно, в пенсионном обеспечении участвуют только сами работники и государство. Исключение составляют работники вредных производств, таковых чуть более 400 тысяч человек, за которых работодатели уплачивают 5-процентные профессиональные пенсионные взносы.
Следует учесть, что солидарная часть пенсии ежегодно уменьшается. Разрыв между размерами пенсий новых и действующих получателей только за последние пять лет увеличился с 13 до 30 процентов, что влияет на уровень замещения дохода пенсионными выплатами. При этом 10 процентов взносов самого работника недостаточно для обеспечения адекватного размера пенсии. Международный опыт это подтверждает. К примеру, в странах ОЭСР средняя ставка взносов составляет порядка 18 процентов, в Сингапуре — 37 процентов (20 процентов из которых уплачиваются работодателем), в Российской Федерации ставка для работодателя составляет 22 процента, в Республике Беларусь 28 процентов и ещё 1 процент уплачивается работником.
Введение ОПВР, наряду с другими мерами по развитию пенсионной системы, позволит обеспечить достойную пенсию, адекватную трудовому стажу получателей.
Введение ОПВР позволит сохранить адекватный уровень пенсионных накоплений казахстанцев при достижении пенсионного возраста (коэффициент замещения дохода после выхода на пенсию), соответствующий международным стандартам.
При этом нагрузка на работодателя останется на приемлемом уровне, в том числе за счет предусмотренных в рамках Налогового кодекса послаблений в части отнесения суммы, уплаченных ОПВР на вычет до налогообложения.