Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международный механизм защиты прав детей и охраны детства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Экономические, социальные и культурные права призваны обеспечить защиту людей как полноценных личностей на основе концепции, гарантирующей человеку возможность одновременного пользования правами, свободами и благами социальной справедливости. В мире, где по данным Программы Организации Объединенных Наций в области развития (ПРООН), «пятая часть населения развивающихся стран ложится спать с чувством голода, четвертая часть не имеет возможности удовлетворить даже такую первоочередную потребность, как потребность в очищенной питьевой воде, а третья часть живет на грани выживания в условиях такой ужасающей нищеты, которую невозможно описать словами. Хотя с момента создания Организации Объединенных Наций было немало сделано для облегчения положения населения планеты, до сих пор свыше 1 млрд. людей живет в условиях крайней нищеты, не имеют жилья, страдают от голода и недоедания, безработицы, неграмотности и хронических заболеваний. Более 1,5 млрд. людей лишены возможности пить очищенную питьевую воду и пользоваться системами водоснабжения и канализации; около 500 млн. детей не могут получить даже начальное образование, а более 1 млрд. людей не умеют читать и писать.
Комитет является несудебным контрольным органом, которому поручено наблюдение за надлежащим осуществлением Конвенции. В силу этого он обладает юрисдикцией, обязательной для всех государств, подписавших Конвенцию (ст. 44).
- Конвенцию о правах ребенка подписало 193 государства. Каждое из них обязано представить Комитету первоначальный доклад через два года после ее вступления в силу, затем каждые пять лет представляется периодический доклад. В докладах государств содержится отчет о применении Конвенции во внутригосударственном правопорядке и о возможных трудностях в его осуществлении.
- Рабочая группа Комитета собирается за два или три месяца до начала сессии и начинает изучение докладов для определения проблем, требующих углубленного обсуждения в ходе официальной сессии Комитета. На этом этапе наиболее активными являются НПО, т. к. их часто приглашают для участия в работе этой группы. Кроме того, это единственный этап в изучении докладов, когда им разрешается взять слово.
- Процедура изучения Комитетом докладов является открытой и включает устный и письменный этап.
- Комитет может запросить у государств дополнительную информацию. Зачастую им направляется перечень вопросов, на которые они должны дать письменные ответы.
- Один из часто поднимаемых Комитетом вопросов касается определения понятия ребенка во внутригосударственном праве. Этот пункт является важным для понимания возраста, с которого ребенок начинает нести уголовную ответственность, и доступных ему средств правовой защиты.
19 декабря 2011 года Организация Объединенных Наций приняла Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся процедуры представления сообщений. Протокол был открыт для подписания государствами 28 февраля 2012 года. На апрель 2013 года Протокол подписали 35 государств, а четыре государства ратифицировали. В соответствии с положениями статьи 19(1) Протокол вступает в силу через три месяца после сдачи на хранение десятой ратификационной грамоты или десятого документа о присоединении. Когда Протокол вступит в силу, отдельные лица или группы лиц, находящиеся под юрисдикцией государств-участников, смогут представлять сообщения Комитету по правам ребенка (ст.5) при условии, что сообщение не является анонимным и что были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты (за исключением случаев, когда процесс рассмотрения неоправданно затягивается).
Как уберечь права несовершеннолетних
Закон о защите прав несовершеннолетних прописывает не только права этой категории граждан, но и указывает на способы защиты от посягательства на них. Сюда относится введение социальных программ для поддержки детей и ужесточение мер воздействия на нарушителей.
Задачи комитета:
- помощь юному гражданину, оказавшемуся в трудной ситуации;
- привлечение к ответственности виновных;
- выявление, учет и помощь детям без родителей, детям в сложной ситуации;
- социальное обеспечение и гарантии хороших жизненных условий для детей — сирот;
- обеспечение права на жизнь в семье;
- рассмотрение обращений о нарушениях прав.
Как обратиться в комитет: пошаговая инструкция
Обратиться к омбудсмену может любое лицо, гражданин РФ. Причем составить обращения вправе как взрослый человек, так и несовершеннолетний гражданин. Заявления составляются любыми лицами, которые обнаружили или подозревают факт нарушения прав ребенка. Это могут быть:
- учителя;
- соседи;
- знакомые семьи;
- представители организаций (детский сад, школа);
- должностные лица;
- врачи и многие другие.
Регламент предусматривает, что в первый раз заявитель должен обращаться в правоохранительные органы или непосредственно к представителям местной Администрации. Если же заявление осталось без ответа или гражданин не согласен с решением, он может обжаловать его любыми законными способами:
- Через вышестоящую инстанцию.
- Через суд.
- Через прокуратуру.
- Через Уполномоченного по правам ребенка и др.
Обращение на имя детского омбудсмена составляется в произвольной форме. Оно должно содержать:
- ФИО, контактные данные отправителя.
- Суть претензии.
- Дату, подпись.
К претензии можно приложить документы, видеозаписи, фото и другие материалы, которые связаны с инцидентом. Однако заявитель не обязан обосновывать свою позицию
– достаточно просто сообщить о факте нарушения прав ребенка. Также гражданину желательно прописать, какие именно меры он уже принял для защиты прав детей, куда обращался, какие ответы получил (приложить копии соответствующих документов).
Подать жалобу можно всеми доступными способами:
- Лично на приеме у Уполномоченного (информацию о приемных днях/часах нужно уточнять на сайте).
- По обычной или электронной почте.
- С помощью онлайн-обращения, в чате или на форуме (если такая возможность есть на сайте).
По регламенту Уполномоченный должен ответить на заявление в течение 30 календарных дней, в некоторых случаях срок увеличивается в связи с необходимостью проведения дополнительных проверок. Омбудсмен обязан организовать проверки всех описанных фактов. При необходимости для этого привлекаются должностные лица, правоохранительные органы, представители органов опеки и другие лица. По результату заявителю предоставляется ответ, который при необходимости можно обжаловать в судебном порядке.
Защищают различные организации, в том числе наделенные специальными полномочиями комитеты по . Такие органы выполняют разнообразные функции, направленные на организацию и поддержание мероприятий по защите прав детей.
В России такое учреждение существует, более того, в каждом регионе есть специальные отделы, которые занимаются работой с населением. Одной из основных задач такой организации является оказание помощи нуждающемуся ребенку и привлечение к ответственности людей, совершивших преступные деяния в отношении несовершеннолетнего.
Защита прав детей осуществляется органами попечительства и опеки, а также правоохранительными инстанциями. К последним следует относить прокуратуру и ОВД. Защита прав детей прокурором осуществляется следующими способами:
- Предъявлением иска о лишении матери и (либо) отца родительских прав или их ограничении, а также отмене усыновления.
- Непосредственным участием в судебном процессе по делам о защите прав детей.
- Внесением предостережений о недопустимости нарушения свобод малолетнего и представлений об их устранении.
- Предъявлением в орган попечительства и опеки, суд заявлений с требованием о восстановлении или признании оспоренного или ущемленного права ребенка.
- Опротестованием актов административных органов, которые выполняют задачи по сохранению свобод малолетнего.
Кто такой уполномоченный по правам ребенка?
В рамках работы комитета была учреждена специальная должность – . Увы, деятельность уполномоченного не зафиксирована на федеральном уровне, и контроль по данному вопросу возлагается исключительно на региональные законодательные акты. Более того, в отдельных краях и областях страны ответственное лицо работает на общественных началах или в качестве сотрудника исполнительного органа власти.
Наибольшую независимость такая структура приобретает в том случае, когда действует как отдельный орган, призванный со стороны оценивать степень госучастия в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан. В отдельных случаях наблюдается «поглощение» данной структуры такими учреждениями, как трудовая инспекция или органы соцзащиты. Такой вариант недопустим, поскольку не позволяет исполнять УППР свои обязанности в полном объеме.
Перед представителем по правам ребенка ставятся такие задачи, как:
- обеспечение защиты прав малышей и содействие по их восстановлению;
- организация мероприятий, направленных на обеспечение правовой информированности детей и взрослых;
- направление запросов в разные организации и предприятия;
- получение необходимых материалов и информации на любом уровне;
- беспрепятственное посещение любых организаций и проведение необходимых проверок;
- привлечение экспертов и направление в исполнительные органы власти заявлений от лица ребенка о нарушении его прав.
Приоритетные направления
В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов. В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций. Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.
В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами. Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции. В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
u0412 2003 u0433u043eu0434u0443 u043eu043au043eu043du0447u0438u043bu0430 u041fu0435u043du0437u0435u043du0441u043au0438u0439 u0433u043eu0441u0443u0434u0430u0440u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0439 u043fu0435u0434u0430u0433u043eu0433u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0443u043du0438u0432u0435u0440u0441u0438u0442u0435u0442 u043fu043e u0441u043fu0435u0446u0438u0430u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 «u041fu0435u0434u0430u0433u043eu0433-u043fu0441u0438u0445u043eu043bu043eu0433».
u0412 u0441u0444u0435u0440u0435 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du044bu0445 u043fu0440u043eu0435u043au0442u043eu0432 u0438 u0431u043bu0430u0433u043eu0442u0432u043eu0440u0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 u043du0430u0447u0438u043du0430u043bu0430 u0440u0430u0431u043eu0442u0430u0442u044c u0432 u043au0430u0447u0435u0441u0442u0432u0435 u0432u043eu043bu043eu043du0442u0435u0440u0430 u0432 u043fu0435u043du0437u0435u043du0441u043au043eu0439 u0434u0435u0442u0441u043au043eu0439 u043eu0431u043bu0430u0441u0442u043du043eu0439 u0431u043eu043bu044cu043du0438u0446u0435, u0432 u0434u043eu043cu0435 u043cu0430u043bu044eu0442u043au0438.
u0412 2015 u0433u043eu0434u0443 u0410u043du043du0430 u041au0443u0437u043du0435u0446u043eu0432u0430 u0441u0442u0430u043bu0430 u0438u0441u043fu043eu043bu043du0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu043c u0434u0438u0440u0435u043au0442u043eu0440u043eu043c u0432u0441u0435u0440u043eu0441u0441u0438u0439u0441u043au043eu0439 u0410u0441u0441u043eu0446u0438u0430u0446u0438u0438 u043eu0440u0433u0430u043du0438u0437u0430u0446u0438u0439 u043fu043e u0437u0430u0449u0438u0442u0435 u0441u0435u043cu044cu0438. u0410u0441u0441u043eu0446u0438u0430u0446u0438u044f u043au043eu043eu0440u0434u0438u043du0438u0440u0443u0435u0442 u0443u0441u0438u043bu0438u044f u041du041au041e u0434u043bu044f u043fu0440u043eu0434u0432u0438u0436u0435u043du0438u044f u043du0430u0438u0431u043eu043bu0435u0435 u044du0444u0444u0435u043au0442u0438u0432u043du044bu0445 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du044bu0445 u043fu0440u043eu0433u0440u0430u043cu043c u0432 u0438u043du0442u0435u0440u0435u0441u0430u0445 u0441u0435u043cu044cu0438.
9 u0441u0435u043du0442u044fu0431u0440u044f 2016 u0433u043eu0434u0430 u043du0430u0437u043du0430u0447u0435u043du0430 u0423u043fu043eu043bu043du043eu043cu043eu0447u0435u043du043du044bu043c u043fu0440u0438 u041fu0440u0435u0437u0438u0434u0435u043du0442u0435 u0420u0424 u043fu043e u043fu0440u0430u0432u0430u043c u0440u0435u0431u0435u043du043au0430, u0430 u0442u0430u043au0436u0435 u0432u043au043bu044eu0447u0435u043du0430 u0432 u0441u043eu0441u0442u0430u0432 u0440u0430u0431u043eu0447u0435u0439 u0433u0440u0443u043fu043fu044b u043fu0440u0438 u041fu0440u0435u0437u0438u0434u0435u043du0442u0435 u0420u0424 u043fu043e u0432u044bu0440u0430u0431u043eu0442u043au0435 u043fu0440u0435u0434u043bu043eu0436u0435u043du0438u0439 u043e u0434u043eu043fu043eu043bu043du0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu043c u0440u0435u0433u0443u043bu0438u0440u043eu0432u0430u043du0438u0438 u0434u0435u044fu0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du043e u043eu0440u0438u0435u043du0442u0438u0440u043eu0432u0430u043du043du044bu0445 u041du041au041e.
Федеральное законодательство и подзаконные акты Российской Федерации в развитии Конвенции
- 1993 год Комитет ООН по правам ребенка на своих 62, 63 и 64 заседаниях, состоявшихся 21 и 22 января 1993 года, рассмотрел представленный в соответствии со статьей 44 Первоначальный доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка и принял соответствующие замечания.
- 1993 год — Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 848 от 23 августа 1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей».
- 1993 год — Правительство Российской Федерации Постановлением № 1977 от 23 октября 1993 года утвердило Положение «О Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации».
- 1993 год — Правительством Российской Федерации создана Комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации (просуществовала до 2004 года, с 2006 года созданы Правительственная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также Правительственная Комиссия по правам ребёнка в Российской Федерации).
- 1994 год — Президент Российской Федерации Указом № 1696 от 18 августа 1994 года утвердил Президентскую программу «Дети России».
- 1995 год — Президент Российской Федерации подписал Указ № 942 от 14 сентября 1995 года «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)».
- 1995 год — Принят Семейный кодекс Российской Федерации.
- 1995 год — Принят Федеральный закон от 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».
- 1997 год — Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. № 1207 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998—2000 годы» утверждены федеральные целевые программы по улучшению положения детей в Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации «О президентской программе «Дети России» от 15 января 1998 г. № 29 указанные программы объединены в программу «Дети России», которой присвоен статус президентской.
- 1998 год — Утверждён Второй периодический доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка и приложение к нему.
- 1998 год — Государственная Дума Российской Федерации, а Президент Российской Федерации утвердил Федеральный закон от 4 июля 1998 года № 98-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
- 2000 год — Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 г. утверждены 10 федеральных целевых программ по улучшению положения детей на 2001—2002 гг (в связи с окончанием срока действия Президентской программы «Дети России).
- 2002 год — Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 732 утверждена федеральная целевая программа «Дети России на 2003—2006 годы».
- 2002 год — Утверждён Третий периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка (1998—2002 гг.).
- 2004 год — Федеральным законом № ФЗ-122 от 22 августа 2004 года внесены поправки в закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в части, разгранчиения полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации.
- 2004 год — Федеральным законом № ФЗ-190 от 21 декабря 1994 года внесены поправки в закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в части, касающейся прав ребёнка в России на отдых и оздоровление.
- 2006 год — Утверждены Указами Президента Российской Федерации и соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации механизмы реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье».
- 2006 год — Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 года № 272 утверждена Правительственная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
- 2006 год — Совместным приказом Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минкультуры России от 28 июня 2006 года № 506/168/294 создана Межведомственная комиссия по вопросам семьи и детей.
- 2007 год — Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 Г. № 172 утверждена федеральная целевая программа «Дети России на 2007—2010 годы».
- 2007 год — Поручением Президента Российской Федерации в июне 2007 года Правительству поручено разработать новую федеральную целевую программу, направленную на предупреждение правонарушений среди детей и молодёжи, включающую мероприятия спортивной, культурной направленности.
Важную роль в решении проблем детей на международном уровне играет ЮНИСЕФ (UNICEF) – Детский фонд ООН.
За последнее десятилетие XX века в результате войн и гражданских беспорядков около 1 млн. детей стали сиротами или были оторваны от родителей, 12 млн. остались без крова и около 10 млн. были травмированы психологически. ЮНИСЕФ помогает детям и женщинам, пострадавшим от войн, гражданских беспорядков и стихийных бедствий, поставляя продовольствие, лекарства и чистую воду в зоны чрезвычайных ситуаций. Для решения особых проблем, возникающих в связи с военными действиями, ЮНИСЕФ организует оказание помощи детям по обеим сторонам конфликта. ЮНИСЕФ выступил инициатором и пропагандирует концепцию «дети как зона мира» для обеспечения лучшей их защиты.
Свою деятельность ЮНИСЕФ строит на принципах сотрудничества. Сотрудничества с властью, общественными организациями, другими международными фондами и организациями.
В развитых странах программы ЮНИСЕФ направлены на разъяснение обществу и правительствам проблем развития детей в развивающихся странах. Ведется сбор средств для осуществления программ помощи, в которых активно участвуют добровольцы.
ЮНИСЕФ привлекает звезд кино, шоу-бизнеса и спорта к участию в своих проектах. Один из наиболее известных послов доброй воли ЮНИСЕФ была покойная Одри Хепберн.
Конвенция о правах ребенка
В договорных документах о правах человека содержится определение ребенка как любого человека в возрасте до 18 лет. В 2005 году ЮНИСЕФ оценил общее количество детей в мире в 2,2 миллиарда человек. В Европе дети составляют, вероятно, десятую часть населения – около 200 миллионов.
Ребенок должен знать, что он чудо, что с начала мира не было и до конца мира не будет другого ребенка, такого же, как он.
Пабло Касальс
Дети – это люди, то есть у них точно такие же права человека, как и у взрослых. Однако дети были признаны как особо нуждающиеся в уходе и помощи, и поэтому у них есть и их «собственный» правозащитный договор – Конвенция о правах ребенка (КПР). КПР была принята Организацией Объединенных Наций в 1989 году и вступила в силу 2 сентября 1990 года. КПР распространяется на всех детей в возрасте до 18 лет в тех странах, которые ее приняли – а почти все страны мира уже это сделали. Эту Конвенцию не ратифицировали только Соединенные Штаты Америки и Сомали.
Комитет по защите прав ребенка
Каждый ребенок наделен рядом прав, начиная с самого рождения. Его родители должны обеспечивать их соблюдение. Но это не только обязанность взрослых.
На официальном уровне определены инстанции, в обязанность которых входит обеспечение прав каждого малыша. Таковыми являются Комитет по защите прав ребенка, а также отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Каждая из указанных организаций в рамках своей компетенции может и должна выполнять необходимые действия в интересах несовершеннолетних.
Лица, которые владеют информацией по фактам нарушений, могут направить сведения в Комитет или отдел. Чтобы обратиться в указанные инстанции, заинтересованному лицу потребуется собрать подтверждающие документы и оформить заявление в письменном виде.
Важно!
В качестве инициатора может выступать как юридическое, так и физическое лицо.
Варианты решений по жалобам
У омбудсмена есть право принять жалобу к рассмотрению или отказать в этом. Если он отказывается рассматривать обращение от граждан, то в обязанности входит письменное обоснование отказа и его обоснование нормативными актами.
Относительно принятия жалоб к рассмотрению, у УППР есть следующие возможности:
- рассмотрение жалобы в качестве высшей инстанции. Например, заявитель ранее уже обращался в уполномоченные органы, его заявление рассматривали, но результат его не удовлетворял. Существует срок давности – год с момента, когда были нарушены права дитя или уполномоченные органы узнали об этом;
- перенаправить жалобу в те институты, которые специализируются на решении проблем, выступающих в роли предмета заявления;
- уполномоченный лично изучает обращение, принимает решение перенаправить его на рассмотрение в компетентные органы, контролирует исход дела.
Если омбудсмен не принимает жалобу к рассмотрению, он оповещает об этом заявителя в 10-дневный срок с момента регистрации входящего документа. Если принимает, то тот орган, чья работа будет проверяться, оповещается об этом.
Контроль за реализацией Конвенции: рекомендации Комитета ООН по правам ребенка
Сама Конвенция не содержит прямого упоминания об уполномоченном, однако в ней говорится о необходимости создания специальных механизмов обеспечения прав ребенка и принятии законодательных и административных мер для его защиты. Иными словами, Конвенция предусматривает принятие законов, нормативных правовых актов, создание соответствующих институтов для осуществления эффективной защиты ребенка и заботы о нем.
Контрольным механизмом Конвенции является Комитет по правам ребенка ООН, созданный в соответствии со ст. 43 Конвенции в 1991 г. Каждые пять лет, а сразу после вступления в силу Конвенции — в течение первых двух лет государства-участники через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций представляют доклады «о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав». Итогом рассмотрения каждого доклада являются заключительные замечания, в которых Комитет формулирует рекомендации по дальнейшей реализации Конвенции о правах ребенка на территории государства-докладчика. Заключительные замечания подлежат широкому распространению и обсуждению на территории государств.
За 15 минувших лет Российская Федерация представила Комитету ООН по правам ребенка три периодических доклада «О реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка». В итоге обсуждения докладов выносились в числе прочих рекомендации по введению в России института уполномоченного по правам ребенка.
«Когда все вокруг довольны омбудсменом, это плохо»
По словам Бунимовича, самое трудное было не прописать какие-то нормы в законе, а убедить власть и людей в том, что это вообще нужно, когда есть прокуратура, суды, следственные органы и общественные организации. «Какая-то логика в этом есть, потому что правозащита и правоохрана по идее должны быть синонимами, — говорит эксперт. — Проблема в том, что в нашей стране они антонимы. И официальные структуры привыкли защищать государство от человека, а не наоборот. Я не могу сказать, что за прошедшие десять лет институт уполномоченного по правам ребенка заслужил огромный авторитет, но, по крайней мере, сама по себе эта идея уложилась в головах людей. И даже то, что многие, в том числе журналисты, в каких-то резонансных ситуациях часто возмущаются: “Где был уполномоченный по правам ребенка?”— уже важно. Это означает, что институт омбудсмена востребован, нужен».
Каковы правовые основы работы родительского комитета?
Юридически родительский комитет — это либо простое объединение объединение граждан, либо общественное объединение без образования юридического лица. Основание для объединения — Статья 30 Конституции. А разница в статусах следующая:
- Статус “простое объединение граждан” не регулируется статьями закона, то есть, не имеет ни прав, ни обязанностей.
- Статус “общественное объединение без образования юридического лица” определяется статьей 5 Закона № 82-ФЗ. Общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
То есть в школе имеется спущенное сверху типовое Положение о родительском комитете и этот самых комитет требуют создать и выполнять обязательства:
провести общее собрание и провести выборы;
- разработать устав — по факту дают типовой, который прислали сверху, но на собрании его надо утвердить;
- выбрать председателя и секретаря;
- выбрать не менее 3 членов комитета;
- писать протоколы собраний.