Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Миграционная политика на муниципальном уровне». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Миграционные процессы в России подвергаются как отрицательным, так и положительным факторам развития. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. Не смотря на большое количество отрицательных факторов, так же имеются и положительные, например такие, как развитие рыночных отношений, развитие трудовой деятельности в отдаленных районах государства.
Миграционная ситуация в РФ и ее регулирование государством
Российская Федерация всегда имел интерес у большинства иностранных граждан, она привлекала свое большой территорией и разновидностью трудовой деятельности. Исходя из этого, трудовая миграция пользуется особым интересом в РФ. Но для того, что бы в стране не возник экономический кризис, все трудовые отношения с мигрантами регулируются законами РФ. Так, например, с помощью миграционных квот, государство регулирует численность рабочих, которым могут предоставить место в организации или предприятии.
Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых — первоочередная задача и цель любого государства.
Миграционные и эмиграционные процессы в современной России
Ухудшение демографической ситуации в стране, еще во многом стихийный характер миграционных процессов, особенно в первой половине 90-х годов, обусловили необходимость осуществления в Российской Федерации целенаправленной и долгосрочной миграционной политики, подкрепление ее соответствующей законодательной базой.
Механизмы реализации Федеральной миграционной программы на период 2002—2005 гг. включают: совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ4; совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов; дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест и др.
Дореволюционные миграции.
Россия – самая крупная страна в мире. В течение веков освоение ее огромных пространств сопровождалось движением населения из центральных европейских регионов к окраинам. Начиная с 16-го века, двигаясь на юг, осваивали задонские и заволжские степи. Восточный путь — через Урал в Сибирь и в 17в вышли к Тихому океану. Главной причиной, выталкивавшей людей из центральных районов, стала нехватка земель, в том числе и у получивших волю крестьян(1861г). Одна часть — за Урал, другая – в южные степные губернии. Массовые миграции в города и фабричные поселки на заработки ( на период посевной или уборочной возвращались в деревню, но постепенно стали оставаться в городе навсегда).
Миграции советского времени.
Усиление миграции в конце 20-х г, когда советская власть взяла курс на развитие промышленности. «Раскулачивание» деревни, крестьяне во избежание репрессий уезжали в города и на крупные стройки.
Тотальной депортации в годы войны в СССР были подвергнуты семь народов: немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары. После смерти Сталина началось постепенное возвращение депортированных народов на прежние земли.
ВОВ: эвакуация с запада в восточные и южные районы (многие после окончания войны не вернулись домой, остались жить на новых местах). Существовал в годы войны и западный миграционный поток – военнопленные, а также гражданские лица, вывезенные немецкими оккупантами на работы в Германии( часть вернулись, остальные погибли или стали «невозвращенцами»). После ВОВ — миграции сельских жителей в города и на новостройки Сибири и Дальнего востока. Постепенно в районах Европейской России жителей становилось все меньше. И во второй половине 70-х годов новое направление миграции – с окраин в центр.
Современные миграции в России.
В конце 20 века территория страны — две зоны: принимающую и отдающую население, причем + и минус поменялись местами. Весь Север (за исключением Тюменской области), ранее интенсивно притягивающий население (высокой заработной платой и льготами), теперь столь же интенсивно его теряет. Переход на рыночные отношения, отмена северных льгот, отсутствие финансирования многих предприятий обнажили острые проблемы Севера, в первую очередь низкую эффективность его хозяйства и перенаселенность.
Миграция: основные понятия
Любое перемещение человека (или группы людей) из одного места проживания в другое называют миграцией. Эти движения происходят с мотивацией «от» (когда «не совсем хорошо на Родине») или с мотивацией «до» (когда «очень хорошо где-то»). Это так называемые выталкивающие и притягивающие факторы.
Основу миграционных потоков составляют переезды на короткие расстояния: из села в город или из одного региона в другой. Кстати, один из законов Э.Г. Равенштейна, одного из первых теоретиков миграции, гласит, что прирост в больших городах обеспечивается не столько естественной рождаемостью, сколько приезжими.
Исторически сложилось, что основные миграционные потоки формируются за счет развивающихся стран; именно разница между оплатой труда, условиями жизни и личными перспективами в «своей» (страна-донор) и «не своей» (страна-рецептор) местности побуждает людей перебираться в новые места.
Процесс въезда в страну называют иммиграцией, когда же граждане покидают пределы государства, они эмигрируют.
Количество нелегальных мигрантов, прибывших в страны ЕС в 2022 году, было максимальным со времен миграционного кризиса 2015-2016 годов, и в 2023 ожидается сохранение миграционного давления.
В 2022 году был зафиксирован 327131 случай нелегального пересечения границ ЕС, что на 64% больше, чем в 2021 и в 1,6 раз больше, чем в 2020. Однако данная цифра существенно ниже показателей 2015-2016 годов, когда вследствие военных действий на Ближнем Востоке и в северной Африке в ЕС прибыло более 1,8 млн нелегальных мигрантов.
Также максимального, со времен миграционного кризиса 2015-2016 годов, значения достигло и количество прошений на предоставление убежища 923991 (+46% по сравнению с 2021 годом). Более четверти всех заявлений поступило от прибывших из Сирии и Афганистана. Далее идут Венесуэла (6%), Турция (5%), Колумбия (5%), Пакистан (4%), Бангладеш (3%), Украина (3%).
История населения России
Год | Население | Прирост населения |
---|---|---|
1951 | 103 557 863 | N/A % |
1952 | 105 140 435 | 1.53 % |
1953 | 106 854 432 | 1.63 % |
1954 | 108 639 342 | 1.67 % |
1955 | 110 453 377 | 1.67 % |
1956 | 112 259 732 | 1.64 % |
1957 | 114 041 287 | 1.59 % |
1958 | 115 775 108 | 1.52 % |
1959 | 117 455 928 | 1.45 % |
1960 | 119 078 147 | 1.38 % |
1961 | 120 644 095 | 1.32 % |
1962 | 122 137 033 | 1.24 % |
1963 | 123 539 790 | 1.15 % |
1964 | 124 823 957 | 1.04 % |
1965 | 125 971 775 | 0.92 % |
1966 | 126 964 220 | 0.79 % |
1967 | 127 805 460 | 0.66 % |
1968 | 128 525 434 | 0.56 % |
1969 | 129 181 268 | 0.51 % |
1970 | 129 825 751 | 0.50 % |
1971 | 130 492 490 | 0.51 % |
1972 | 131 187 116 | 0.53 % |
1973 | 131 910 707 | 0.55 % |
1974 | 132 657 103 | 0.57 % |
1975 | 133 421 734 | 0.58 % |
1976 | 134 202 704 | 0.59 % |
1977 | 135 008 138 | 0.60 % |
1978 | 135 840 058 | 0.62 % |
1979 | 136 703 220 | 0.64 % |
1980 | 137 598 762 | 0.66 % |
1981 | 138 527 362 | 0.67 % |
1982 | 139 478 186 | 0.69 % |
1983 | 140 449 232 | 0.70 % |
1984 | 141 439 868 | 0.71 % |
1985 | 142 452 072 | 0.72 % |
1986 | 143 480 584 | 0.72 % |
1987 | 144 518 381 | 0.72 % |
1988 | 145 525 863 | 0.70 % |
1989 | 146 442 199 | 0.63 % |
1990 | 147 200 488 | 0.52 % |
1991 | 147 765 480 | 0.38 % |
1992 | 148 132 826 | 0.25 % |
1993 | 148 321 512 | 0.13 % |
1994 | 148 361 414 | 0.03 % |
1995 | 148 287 956 | -0.05 % |
1996 | 148 123 597 | -0.11 % |
1997 | 147 874 241 | -0.17 % |
1998 | 147 543 798 | -0.22 % |
1999 | 147 136 436 | -0.28 % |
2000 | 146 659 006 | -0.32 % |
2001 | 146 115 448 | -0.37 % |
2002 | 145 520 689 | -0.41 % |
2003 | 144 910 806 | -0.42 % |
2004 | 144 344 314 | -0.39 % |
2005 | 143 874 708 | -0.33 % |
2006 | 143 536 587 | -0.24 % |
2007 | 143 334 169 | -0.14 % |
2008 | 143 257 438 | -0.05 % |
2009 | 143 288 155 | 0.02 % |
2010 | 143 403 715 | 0.08 % |
2011 | 143 592 070 | 0.13 % |
2012 | 143 849 252 | 0.18 % |
2013 | 144 161 035 | 0.22 % |
2014 | 144 496 541 | 0.23 % |
2015 | 144 826 264 | 0.23 % |
2016 | 145 131 010 | 0.21 % |
2017 | 145 403 779 | 0.19 % |
2018 | 145 632 901 | 0.16 % |
2019 | 145 803 715 | 0.12 % |
2020 | 145 903 530 | 0.07 % |
2021 | 145 963 350 | 0.04 % |
2022 | 146 023 195 | 0.04 % |
Таблица 6. Страны с самыми высокими абсолютными темпами роста населения
№№о | Государство | Рост численности, % в год | Рост численности, человек в год |
1 | Бурунди | 3.69 | 314351 |
2 | Объединённые Арабские Эмираты | 3.69 | 173688 |
3 | Нигер | 3.68 | 584789 |
4 | Кувейт | 3.55 | 108311 |
5 | Конго, Демократическая республика | 3.21 | 2177247 |
6 | Эфиопия | 3.21 | 2708919 |
7 | Оман | 3.14 | 91217 |
8 | Буркина Фасо | 3.10 | 504897 |
9 | Сан-Томе и Принсипи | 3.09 | 5099 |
10 | Бенин | 2.98 | 274518 |
11 | Сомали | 2.82 | 263924 |
12 | Йемен | 2.79 | 676742 |
13 | Коморы | 2.77 | 19141 |
14 | Руанда | 2.76 | 283645 |
15 | Конго, республика | 2.75 | 103373 |
16 | Малави | 2.75 | 431530 |
17 | Того | 2.75 | 186450 |
18 | Сенегал | 2.71 | 348533 |
19 | Кения | 2.69 | 1066558 |
20 | Уганда | 2.69 | 909112 |
21 | Либерия | 2.67 | 97856 |
22 | Мадагаскар | 2.66 | 535884 |
23 | Гамбия | 2.59 | 45351 |
24 | Мали | 2.59 | 385781 |
25 | Афганистан | 2.58 | 751219 |
26 | Эритрея | 2.58 | 134779 |
27 | Гвинея | 2.57 | 265327 |
28 | Ирак | 2.51 | 789822 |
29 | Мавритания | 2.40 | 80784 |
30 | Соломоновы Острова | 2.39 | 12810 |
Абсолютный прирост населения – это численное изменение населения в том или ином году по сравнению с предыдущим. Высчитывается как разница двух значений – от данного периода отнимают предыдущий год. Полученная сумма и будет показателем абсолютного прироста населения.
Рейтинг миграции в регионах Российской Федерации
- На десятом месте Омская область – коэффициент миграции составляет 6,66 единиц на одну тысячу человек.
- Девятое место занимает Ямало-Ненецкий автономный округ. Сложные погодные условия и низкие температуры не способствуют приросту населения. Как правило, работают в этом регионе вахтовым методом и после окончания вахты уезжают в регионы с более благоприятным климатом. Показатель миграции равен 6,66.
- Восьмое место – Забайкальский край. Дальневосточный округ длительное время лидирует по оттоку населения, его показатель равен 6,95.
- Седьмое место занимает Северная Осетия – Алания. Как и весь север страны лидирует по оттоку населения. Показатель миграции равен 7,19.
- На шестом месте Курганская область. Высокая смертность и отток населения составляют показатель миграции равный 7,88.
- Пятое место. Камчатский край. Регион входит в пятерку самых покидаемых субъектов Российской Федерации. Показатель миграции равен 8,75.
- Четвертое место. Республика Коми. Один из лидеров по оттоку граждан. Коэффициент миграции в настоящее время составляет 10,52 единиц.
- Третье место. Еврейская автономная область. Занимает нижнюю позицию в тройке лидеров по миграции. Показатель, равный 10,99 может привести к дальнейшему объединению ЕАО с одним из ближайших субъектов в случае своего увеличения.
- Второе место –Республика Калмыкия. Серебряный призер по оттоку населения. Уровень миграции в этом регионе составляет 11,50.
- На первом месте по миграции населения Магаданская область. Массовый отток населения составляет сальдо миграции в 14,57 единиц.
- ↑ 1,01,11,2 Компоненты изменения численности населения Российской Федерации (Росстат)
Количество мигрантов в россии 2021 статистика
Согласно предварительным данным, которые предоставила Федеральная служба государственной статистики , на 1 января 2021 года численность населения РФ составила 146,8 млн человек.
В прошлом (2021-м) году количество жителей сократилось на 93,5 тыс. человек. Среди причин – уменьшение числа прибывших в РФ граждан и рост числа уехавших из страны.
По сравнению с 2021-м, в 2021 году миграционный прирост в России снизился на 41,1%.
По статистике, россияне уезжают работать в другие регионы не из-за того, что мало платят, а из-за того, что не платят вообще: в родном регионе трудно найти работу.
Размер зарплаты в регионе никак не связан с числом выезжающих трудовых мигрантов. Но при этом чем выше среднее время поиска работы, тем больше людей отправляются на заработки в другие регионы.
Если дома можно хоть куда-то устроиться, человек, скорее всего, никуда не поедет.
Ранее на то, что в России в начале 2021 года резко увеличился миграционный прирост населения, обратили внимание сотрудники лаборатории исследований демографии, миграции и рынка труда ИНСАП РАНХиГС. Такие наблюдения эксперты сделали на основании данных Росстата.
Большая часть из временно зарегистрированных в России получили регистрацию на срок от девяти до 12 месяцев, поэтому к концу 2021 — началу 2021 года можно ожидать роста числа тех, кто Россию покинет, указывает ведомство. А за январь—май 2021 года ситуация с числом мигрантов по сравнению с прошлым годом осталась без изменений, добавили в ведомстве.
Германия и Саудовская Аравия принимают второе и третье места по количеству мигрантов (по 13 млн в каждой стране), за ними следуют Российская Федерация (12 млн), Великобритания (10 млн), Объединенные Арабские Эмираты (9 млн), Франция, Канада и Австралия (около 8 млн в каждой стране) и Италия (6 млн).
Москва, 18 сентября — «Вести.Экономика». Увеличение числа международных мигрантов в мире продолжает опережать рост населения мира и выросло до 272 млн человек, продолжая тенденцию к росту во всех регионах мира, сообщается в докладе ООН.
Миграционная ситуация в РФ и ее регулирование государством
Миграционные процессы в России подвергаются как отрицательным, так и положительным факторам развития. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. Не смотря на большое количество отрицательных факторов, так же имеются и положительные, например такие, как развитие рыночных отношений, развитие трудовой деятельности в отдаленных районах государства.
Российская Федерация всегда имел интерес у большинства иностранных граждан, она привлекала свое большой территорией и разновидностью трудовой деятельности. Исходя из этого, трудовая миграция пользуется особым интересом в РФ. Но для того, что бы в стране не возник экономический кризис, все трудовые отношения с мигрантами регулируются законами РФ. Так, например, с помощью миграционных квот, государство регулирует численность рабочих, которым могут предоставить место в организации или предприятии.
Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых — первоочередная задача и цель любого государства.
Кремль опубликовал текст концепции миграционной политики России
31 октября Президент России Владимир Путин подписал Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы». Об этом глава государства сообщил на VI Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом.
Выступая перед делегатами форума, объединившего более 700 российских соотечественников из других стран, В.
Путин подчеркнул принадлежность участников съезда «огромному Русскому миру, который никогда не строился исключительно и только по этническому, национальному или религиозному признаку», а «собирал и объединял всех, кто духовно связан с Россией, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителями русского языка, культуры, русской истории».
Президент отметил, что в настоящее время решаются судьбоносные для всей планеты вопросы.
«Ситуация в мире непростая. Увеличиваются напряженность и непредсказуемость. Подрываются основы международного права, рушатся многолетние договоренности между государствами. В ход идут и русофобия, к сожалению, другие формы крайнего, агрессивного национализма.
На Украине, что греха таить, в странах Балтии, в ряде других государств переписывается история, ведется борьба с памятниками, с русским языком. Людей запугивают и просто терроризируют. Естественное для каждого человека стремление сохранить свои национальные корни объявляется преступлением, сепаратизмом. Право на свободу слова, на сбережение своих традиций грубо попирается.
Для некоторых наших соотечественников по политическим мотивам устанавливаются запреты на профессии», – напомнил Президент РФ.
Вслед за этим Владимир Путин сделал ключевое заявление: «Мы будем решительно защищать ваши права и интересы, использовать для этого все имеющиеся двусторонние и международные механизмы… Рассчитываем, прежде всего, на ваше участие в продвижении проектов сотрудничества с Россией.
Однако, скажем прямо, обстоятельства могут складываться по-разному. Поэтому будем рады и тем, кто захочет приехать к нам на временной основе, и тем, кто примет решение о получении гражданства и о постоянном жительстве в России.
А тем, кого беззаконно преследуют, кому угрожает опасность, будем делать все, для того чтобы обеспечить их защиту и предоставить убежище».
Глава государства также заявил, что Россия будет решительно защищать права и интересы соотечественников за рубежом в условиях роста напряженности в мире. «Ситуация в мире не простая: увеличивается напряженность и непредсказуемость, подрываются основы международного права, рушатся многолетние договоренности между государствами, в ход идут и русофобия, к сожалению, и другие формы крайнего, агрессивного национализма», — отметил президент.
«Мы будем решительно защищать ваши права и интересы, использовать для этого все имеющиеся двусторонние и международные механизмы, продолжим оказывать содействие Фонду поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом», — заверил Путин.
Путин напомнил о том, в каких регионах и каким образом нарушаются права соотечественников. «На Украине, что греха таить, мы знаем об этом, в странах Балтии, в ряде других государств переписывается история, ведется борьба с памятниками, с русским языком, — сказал он. — Людей запугивают и просто терроризируют, естественное для каждого человека стремление сохранить свои национальные корни объявляется преступлением, сепаратизмом, право на свободу слова, на сбережение своих традиций грубо попирается». «Для некоторых наших соотечественников по политическим мотивам устанавливаются запреты на профессии. Последствия такого жесткого давления многие ощущают на себе», — добавил он.
Глава государства не оставил без внимания роль Фонда поддержки и защиты прав соотечественников. По его данным, при участии организации в двадцати странах создано 26 центров правовой помощи, оказана грантовая поддержка 200 проектов, проведено более 50 мероприятий, включая курсы по подготовке молодых правозащитников. Квалифицированную юридическую помощь получили более 70 тыс. человек, в том числе и в таких горячих как Сирия, Йемен, Ливия.
Срок постановки на миграционный учет в 2023 году
Иностранные граждане, которые прибыли на территорию РФ обязаны официально информировать органы МВД о мест фактического нахождения. А так же в течение семи календарных дней пройти регистрацию. Исключения касаются лишь граждан стран-республик бывшего СССР:
- Украина, Белоруссия – без официальной регистрации 90 календарных дней;
С 2020 года для граждан Украины этот период возможно будет сокращен до 7 дней (в силу политической ситуации).
- Узбекистан, Молдова или Азербайджан – 7 суток;
- Таджикистан – 15 суток;
- Казахстан, Киргизия, Армения – 30 суток;
Регистрация иностранца действует в течение 90 календарных дней. После истечения этого срока иностранный подданный обязан покинуть территорию России. Продление регистрации возможно в следующих случаях:
- наличие трудового договора либо патента;
- прохождение обучения;
- подача документов на регистрацию на временное проживание.
Вход на стройку — только по факту знания русского языка
Опыт Котельников и юга Москвы говорит о том, что неконтролируемая миграция представляет потенциальную опасность конфликта культур. Опыт Калужской области — что влиять на ситуацию можно и нужно, не запрещая процесс, а жестко его контролируя и направляя. Осталось только придумать правила этой игры.
Меры по усилению и систематизации контроля предложил тот же губернатор Калуги Владислав Шапша. Нужно открыть региональным властям базы данных МВД, сейчас закрытые, для оперативного анализа ситуации на местах. Нужно на законодательном уровне закрепить за субъектами федерации право утверждать перечень образовательных организаций, которые имеют право выдавать сертификаты о знании русского языка, истории и основ законодательства. Сегодня организации, которым даны эти права, открывают филиалы, которые никто не контролирует, и выдают сертификаты за деньги — уже есть уголовные дела.
Чтобы прекратить бесконтрольный въезд семей трудовых мигрантов, нужно внести изменения в Закон о гражданстве РФ и установить период для его получения (только) близкими родственниками иностранного гражданина, уже получившего гражданство. Необходима также упрощенная процедура лишения гражданства, если суд признал сертификат не соответствующим действительности или брак — фиктивным. Сегодня это два суда: сначала суд по признанию документов фиктивными и только потом суд по лишению гражданства. Год уходит, чтобы два раза подтвердить одно и то же.
Одновременно с этими контролирующими мерами социологи рекомендуют на федеральном уровне определить, для чего и, следовательно, какие группы мигрантов нужны стране. Сегодня такого понимания нет. В мире есть разные подходы к миграции, организованной и контролируемой самим государством. Некоторые государства проводят сегрегационную политику: например, в Сингапуре мигрантов селят отдельно, в изолированных районах на окраинах городов, за оградой, чтобы они не смешивались с местным населением, и под строгим контролем полиции. Но в демократических странах эту практику назвали «возвратом к апартеиду» и не приветствуют. Правда, практика свободной миграции, или «политика открытых дверей», в Европе и США в 2015‒2016 годах привела, по крайней мере Европу, к серьезному миграционному кризису.
И есть селективный метод организации миграции — когда государство четко понимает, для каких целей ему нужны мигранты и исходя из этого устанавливает правила въезда и получения гражданства. Простой пример — «строительное лобби», выразитель интересов которого вице-премьер РФ Марат Хуснуллин еще два года назад заявил, что только на стройки нужно привлечь порядка пяти миллионов трудовых мигрантов. Но удачный опыт экономической миграции существует.
«Многие страны, считающие миграцию экономически целесообразной, например арабские, именно исходя из этого выстраивают свою миграционную политику. Мигрантам там предоставляется жилье, страхование и медицинское обслуживание. Но запрещено по контракту привозить жен и детей — у него годовой контракт с одним месячным отпуском. Два года отработал, контракт закончился — работодатель покупает билет и сам сажает его в самолет обратно, — говорит Виктория Леденева. — Если лоббисты последние два года говорят, что встали стройки, нужно срочно завозить рабочих, тогда необходимо исследование: в какие регионы, какие специальности и в каком количестве нужны. Но этих подсчетов системно не ведется. И если это временные трудовые ресурсы, то ответственность за их приезд и возвращение обратно должен нести работодатель.
Существующая практика оргнабора рабочих застройщиками в странах исхода — это прекрасная основа для построения системы центров адаптации и интеграции, где перед въездом в страну мигранты несколько месяцев изучают язык и основы истории, культуры и законодательства РФ. Вопрос обсуждается уже полгода, но никак не могут решить, где такие центры строить — здесь или в странах исхода, строить их отдельно или в рамках существующих структур. В 2010 году ФМС уже пыталась сделать это, построили два центра — в Оренбурге и Тамбове. Туда привозили мигрантов, селили в общежития и обучали на курсах один-два месяца. Но идея провалилась: мигранты не хотели терять два месяца, им нужно было поскорее начать работать. Центры закрыли из-за низкой заполняемости. Главная проблема — мотивировать мигрантов послаблениями (ниже налоги, помощь в получении документов) либо жестко закрепить в законодательстве путь в Россию — или через центр, или никак.
Экономический аргумент привел глава СПЧ Валерий Фадеев: «Специалисты по строительству из Санкт-Петербургского университета подсчитали, что производительность труда в жилищном строительстве России в четыре раз ниже, чем в США, и в три раза ниже, чем во Франции. Может, что-то сделать с производительностью труда? Лучше работать, больше платить — зато понадобится меньше рабочих рук. Тогда наши соотечественники будут охотнее идти на стройки — деньги останутся в стране, а не уйдут переводами в Среднюю Азию. Нужно понять: мы организуем приток трудовых ресурсов или массовое переселение народов?»
Существует и другая точки зрения на то, зачем России мигранты. По некоторым оценкам, при сохранении нынешнего уровня рождаемости, чтобы удержать численность населения на уровне 146 млн человек необходимо привлекать в страну от 400 тыс. мигрантов в год на протяжении 80 лет.
Если одним из приоритетов миграционной политики государство избирает решение демографических проблем, то основной акцент делается на иностранных студентов и адаптацию в обществе уже приехавших с семьями детей. В этом случае нужна глубокая интеграция мигрантов с привлечением самих местных жителей: помогать им обустраиваться, обживаться и налаживать социальные связи. Во всех странах молодежь — это самый ценный ресурс: экономический, социальный, демографический. Практика показывает, что развиваются те страны, которые делают ставку на иностранных студентов, — таким путем идут США, где их 15% от общего числа мигрантов. У нас менее 5%.
Не все понимают, зачем все это нужно, рассматривая мигрантов лишь как неквалифицированную рабочую силу: «приехали, отработали на стройках и пусть уезжают обратно». Но тенденция обратная: поработав здесь, чтобы прокормить семью там, люди стремятся получить гражданство и перевезти сюда семью и родственников. Поэтому и нужно выполнять гуманитарную миссию — помогать мигрантам включаться в общество. Но только тем, кто может и хочет принести конкретную пользу новой родине.
Результаты проверки миграционной службы
По результатам проверки сотрудники миграционной службы в Москве и области готовят акт, в котором указываются:
- дата, время и место составления акта проверки;
- наименование органа государственного контроля (надзора);
- дата и номер распоряжения о проведении проверки;
- фамилии, имена, отчества и должности сотрудников, проводивших проверку;
- объект проверки;
- дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях миграционного законодательства Российской Федерации, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки физического лица, руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя;
- подписи сотрудников, проводивших проверку.
Продление миграционной карты
Продление миграционной карты может быть обусловлено разными ситуациями. Например, если работодателем планируется пролонгация трудового договора, необходимо будет и продление МК.
Продлить данный документ можно достаточно просто. Для этого нужно будет лишь выехать из РФ и повторно в нее въехать. Причем, если ставить целью получение новой карты с новым сроком, то уехать из страны и вернуться можно в течение одного дня.
Если в день выезда миграционная карта просрочена, то на иностранца будет наложен штраф размером до 5000 рублей.
Продление миграционной карты в обычном режиме оформляется в отделах ГУВМ. Осуществляется оно на основании заявки и письменного обоснования, которое предполагает указание важных причин, являющихся основанием для дальнейшего проживания на территории страны.
Население России данные на 2023 год
Численность населения России в городах, селах и других пунктах проживания, определяется посредством проведения переписи. Именно это мероприятие можно назвать основным источником получения статистических данных о структуре населения, о том, как она распределяется в границах государства. Перепись определяет социально-экономические характеристики населения, национальность, языковый состав, уровень образования. Последняя перепись населения проводилась с 15.10 по 14.11.2021 года. На труднодоступных территориях перепись длилась с 01.10.2020 года до 20.12.2021 года.
На данный момент Росстат предоставил только предварительные данные проведенной переписи. По этой информации численность населения в Российской Федерации составляет 147 миллионов человек.
Национальный состав населения России
Национальный состав населения России, согласно последней переписи населения, распределён примерно следующим образом:
- русские — 116 488 289 (79.80%) человек,
- татары — 5 590 854 (3.83%) человека,
- украинцы — 2 963 299 (2.03%) человек,
- башкиры — 1 678 716 (1.15%) человек,
- чуваши — 1 649 521 (1.13%) человек,
- чеченцы — 1 372 168 (0.94%) человек,
- армяне — 1 138 607 (0.78%) человек,
- аварцы — 817 462 (0.56%) человека,
- мордва — 846 657 (0.58%) человек,
- казахи — 656 889 (0.45%) человек,
- азербайджанцы — 627 694 (0.43%) человека,
- даргинцы — 510 914 (0.35%) человек,
- удмурты — 642 291 (0.44%) человек,
- марийцы — 613 096 (0.42%) человек,
- осетины — 525 511 (0.36%) человек,
- белорусы — 817 462 (0.56%) человека,
- другие национальности (менее 0,5% каждая) — 9 035 871 (6.19%).