Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административное расследование что это, как проводится и в каких случаях?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В определении должностного лица или постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования обязательно указываются дата и место их составления, должность, фамилия и инициалы лица, их составившего либо вынесшего, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ст. КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Должностное лицо, вынесшее определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования обязано Вам, законному представителю юридического лица, т.е. лицу, в отношении которого оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъяснить их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в самом определении.
Вам обязательно выдадут под расписку копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования либо в течение суток вышлют по почте заказным письмом. Копию вправе получить и потерпевший.
Кто инициирует и проводит административное расследование?
Принять решение и возбудить дело о совершенных административных нарушениях, а также провести соответствующее расследование может уполномоченное должностное лицо (п. 4 статьи 28.7 КоАП РФ). При осуществлении этих действий составляется протокол об выявленных нарушениях. Далее дело передается в прокуратуру.
Итак, если разделить полномочия ответственных лиц, то распределение их действий выглядит следующим образом:
Уполномоченное должностное лицо вправе выявлять правонарушение, инициировать и проводить предварительное расследование, составлять протокол о произведенных действиях и их результатах (п. 2 статьи 28.7 КоАП РФ).
После того, как был доказан факт совершения административного нарушения, прокурор, согласно п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», немедленно издает постановление о выявленном правонарушении и возбуждает о нем дело (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).
Порядок проведения расследования
Согласно установленному порядку КоАП, расследование необходимо проводить в месте выявления или совершения правонарушения административного типа. Задачи производства по подобным делам определяют необходимость привлечения виновного лица к ответственности с соблюдением принципов полноты, объективности и справедливости.
Расследование правонарушения административного характера необходимо проводить тщательно, с исследованием всех обстоятельств и места его совершения. После произведения всех необходимых действий потерпевшие и правонарушители вправе знакомиться с собранными в процессе глубокой проверки материалами, давать пояснения и объяснения по делу, представлять материалы для изучения со своей стороны.
Статьи об административной ответственности конкретных граждан
Административная ответственность для некоторых граждан, выполняющих конкретные функциональные обязанности, а также для иностранных граждан и лиц без гражданства оговорена в отдельных статьях КоАП РФ.
Законодательный документ | Название документа |
---|---|
Статья 2.4 | «Административная ответственность, предусмотренная для должностных лиц» |
Статья 2.5 | «Административная ответственность для военнослужащих лиц, граждан, находящихся на военных сборах, а также лиц, имеющих воинские звания» |
Статья 2.6 | «Административная ответственность для граждан, имеющих иностранное гражданство, без гражданства, а также для иностранных юридических лиц» |
Статья 2.10 | «Административная ответственность юридических лиц» |
Малозначительность правонарушения
Гражданин, совершивший правонарушение, которое признано малозначительным судом или лицом, уполномоченным решать вопрос о его виновности или невиновности, освобождается от ответственности.
Важно! Существует достаточно много действий, которые некоторые граждане не относят к административным правонарушениям. Однако нужно помнить, что причинение вреда благоустроенной территории путем кражи или порчи муниципального имущества, зафиксированное на камеру, неизбежно повлечет за собой административное наказание.
В этом случае наказание ограничивается устным замечанием (статья 2.9.).
Административное расследование: понятие, процедура проведения
Административное расследование — это совокупность действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно пп. «а» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.
2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
ПРОЦЕДУРА АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Момент оформления указанного определения или постановления на основании ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ признается моментом возбуждения дела об административном правонарушении. Составление иных документов, например, в форме протокола об административном правонарушении на данном этапе административного расследования действующим законодательством не предусмотрено.
По этой причине нельзя согласиться с мнением В.Д. Сорокина, считающего, что «проведению административного расследования обязательно должен предшествовать протокол об административном правонарушении» . По мнению указанного автора, «составление протокола об административном правонарушении — это всегда первичное процессуальное действие, являющееся необходимым юридическим основанием для проведения всех последующих процессуальных действий, из которых складывается процедура производства по делу об административном правонарушении».
Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. С. 517, 518.
Отметим, что и формулировка нормы ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ не вводит условие обязательного составления протокола в момент выявления административного правонарушения. В ней говорится лишь о необходимости обязательного составления протокола по каждому выявленному факту противоправного деяния, по которому возбуждено дело об административном правонарушении. Протокол не составляется только при возбуждении дел об административных правонарушениях прокурором (ст. 28.4 КоАП) или при назначении административного наказания без составления протокола за незначительные нарушения (ст. 28.6 КоАП).
Административное расследование дорожно-транспортного происшествия может потребовать проведения ряда экспертиз. Инициатором осуществления могут стать участники происшествия или лица, входящие в состав группы, занимающейся выяснением обстоятельств произошедшего. Оплату берёт на себя участник дела, направляющий ходатайство о проведении экспертизы. Также он может указать в документе, что денежные средства должна будет внести та сторона, которая проиграет дело и будет признана виновной. Экспертиза, назначаемая по инициативе группы, занимающейся расследованием произошедшего, оплачивается в равных частях. В последующем лицо, которое будет признано невиновным, может в судебном порядке истребовать затраченные денежные средства.
Цена экспертизы зависит от срочности и сложности произошедшего. Стоимость начинается от 5000 руб и может превышать 25000 руб. Экспертиза может быть выполнена бесплатно, если задействованы государственные специалисты. Однако обычно они очень сильно загружены. Поэтому лицо заранее должно быть готово к тому, что ему придется оплачивать проведение экспертизы.
Результат административного расследования
Итогом административного расследования будет подготовка процессуальных документов, согласно которым виновное лицо подлежит привлечению к административному наказанию или освобождается от ответственности.
При подтверждении фактов и обстоятельств совершенного правонарушения, составляется протокол, который направляется на рассмотрение административного дела с целью вынесения административного наказания.
Если же, в ходе расследования не будет доказана причастность лица в совершенном правонарушении или недостаточная доказательственная база, то должностное лицо должно вынести решение в виде постановления. Постановление будет свидетельствовать о прекращении данного дела.
Правовая база нашего государства предусматривает определенный срок проведения административного расследования. Всем участникам такого расследования следует учитывать этот срок. Также важно ознакомиться с основаниями для проведения расследования. Законодательство регулирует порядок производства по расследованию правонарушения в рамках административного процесса, устанавливает прочие правовые аспекты данного вопроса.
Если было зафиксировано административное правонарушение, составляют соответствующий протокол. В особо сложных ситуациях возникает необходимость расследовать определенные обстоятельства правонарушения. В актуальном законодательстве нет конкретного понятия административного расследования (аббревиатура АР). Такая процедура редко используется в рамках административного производства.
Чтобы знать все нюансы производства, рекомендуется детально изучить Кодекс об административных правонарушениях (сокращенно КоАП) и соответствующие федеральные законы. Если возникают трудности в толковании правовых норм, можно обратиться за консультацией к компетентному юристу. Указанные специалисты всегда помогут найти правильный путь выхода из сложившейся ситуации.
Прокурор является одним из ключевых субъектов, участвующих в административном расследовании․ Согласно Федеральному закону ″О прокуратуре Российской Федерации″, прокурору предоставлено право возбуждать дела об административных правонарушениях и проводить их расследование․
Прокуроры являются представителями государства и обладают особыми полномочиями в области надзора за соблюдением законности и правопорядка․ В рамках административного расследования прокуроры осуществляют следующие функции⁚
- Контроль за законностью проведения расследования⁚ Прокуроры следят за соблюдением процессуальных правил и норм при проведении административного расследования․ Они проверяют законность действий должностных лиц, проводящих расследование, и принимают меры по устранению нарушений․
- Участие в судебном процессе⁚ Прокуроры представляют интересы государства в суде и выступают в качестве обвинителей по делам об административных правонарушениях․ Они представляют доказательства, аргументируют обвинение и принимают участие в рассмотрении дела․
- Надзор за исполнением решений⁚ Прокуроры осуществляют контроль за исполнением решений, принятых по результатам административного расследования․ Они проверяют соблюдение административной ответственности, назначенной виновным лицам, и принимают меры по восстановлению нарушенных прав и интересов․
Истребование сведений и документов
Процедура проведения истребования сведений и документов включает следующие этапы:
1 | Уведомление нарушителя | Орган расследования должен уведомить нарушителя о необходимости предоставления указанных сведений и документов. |
2 | Получение объяснений | Нарушитель должен предоставить объяснения и доказательства по требуемым сведениям и документам. |
3 | Истребование документов | В случае непредоставления нарушителем необходимых документов, орган расследования вправе истребовать их у третьих лиц. |
4 | Проведение мероприятий | Для получения сведений и документов, орган расследования может проводить следующие мероприятия: допросы свидетелей, проверка записей и баз данных, осмотр места нарушения и т.д. |
Порядок проведения административного расследования
Административное расследование проводится в случае нарушения административного законодательства и предусматривает определенную процедуру. В ходе расследования могут быть собраны различные сведения, которые помогут установить обстоятельства нарушения, обозначить лицо, совершившее нарушение, а также принять меры по восстановлению законности.
Первым этапом проведения административного расследования является получение информации о нарушении и сбор сведений. Для этого исследуются имеющиеся факты, документы и источники информации, которые могут помочь в выявлении нарушения.
Далее проводится изъятие необходимых документов и товара для доказательств их использования в дальнейшем расследовании. Истраебование проводится по решению уполномоченного на то лица и может включать в себя обыск, осмотр или иные действия для получения доказательств.
Понятие расследования предполагает проведение различных мероприятий для получения дополнительных сведений и объяснений от лиц, участвующих в деле. Такими мероприятиями могут быть допросы, проверки свидетелей и экспертов, конфискация документов и другие действия, необходимые для полного раскрытия обстоятельств нарушения.
Процедура проведения административного расследования может быть многократной и продолжаться до полного установления фактов нарушения и вынесения решения о наложении административного наказания на нарушителя. Важно отметить, что проведение административного расследования должно быть осуществлено уполномоченным на то органом или должностным лицом, в соответствии с законодательством.
Таким образом, порядок проведения административного расследования включает получение сведений, изъятие необходимых документов и товара, проведение мероприятий для получения дополнительных сведений и объяснений, установление фактов нарушения и вынесение решения о наложении административного наказания.
Как проводится административное расследование?
Согласно установленным правилам, административное расследование производится там, где было совершено или обнаружено правонарушение (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ). По решению руководителя организации или его заместителя административное расследование, которое было инициировано должностным лицом, имеющим полномочия на составление протоколов, может быть передано другому должностному лицу с возложением на него полномочий в полном объеме (ФЗ №118-ФЗ от 20.08.2004 и №133-ФЗ от 29.06.2009 года).
Важно! В процессе ведения дела лица, причастные к правонарушению, могут быть вызваны в орган, занимающийся расследованием, с помощью повестки, чаще всего пересылаемой по почте.
Статья 29.7. КОАП РФ:
1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;
9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.
2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Как проводится административное расследование?
Ответственность за правонарушение, совершенное несовершеннолетним гражданином наступает в шестнадцатилетнем возрасте, а наказание за него зависит от тяжести и вреда, нанесенного потерпевшему лицу.
Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
В целях обеспечения своевременного рассмотрения дела административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. По общему правилу административное расследование должно быть закончено не позднее месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Административное расследование — это один возможных путей производства по делу об административном правонарушении. В том случае, когда при выявлении нарушения невозможно сразу установить лицо, совершившее правонарушение, все обстоятельства совершенного правонарушения, произвести оценку информации о совершенном правонарушении — проводится административное расследование.
Умышленным правонарушением считается сознательно совершенное гражданином действие или же его бездействие, в результате которого наступили негативные последствия.
Административным правонарушением признается ненормальное поведение человека в обществе, которое является социальным и юридическим противопоставлением существующим нормам.
Статья 2.2. дает информацию о форме вины гражданина.
Результат административного расследования
Итогом административного расследования будет подготовка процессуальных документов, согласно которым виновное лицо подлежит привлечению к административному наказанию или освобождается от ответственности.
При подтверждении фактов и обстоятельств совершенного правонарушения, составляется протокол, который направляется на рассмотрение административного дела с целью вынесения административного наказания.
Если же, в ходе расследования не будет доказана причастность лица в совершенном правонарушении или недостаточная доказательственная база, то должностное лицо должно вынести решение в виде постановления. Постановление будет свидетельствовать о прекращении данного дела.
Статья 28.7. Административное расследование
2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.
3.1. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
4. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
Кто инициирует и проводит административное расследование?
Принять решение и возбудить дело о совершенных административных нарушениях, а также провести соответствующее расследование может уполномоченное должностное лицо (п. 4 статьи 28.7 КоАП РФ). При осуществлении этих действий составляется протокол об выявленных нарушениях. Далее дело передается в прокуратуру.
Итак, если разделить полномочия ответственных лиц, то распределение их действий выглядит следующим образом:
Уполномоченное должностное лицо вправе выявлять правонарушение, инициировать и проводить предварительное расследование, составлять протокол о произведенных действиях и их результатах (п. 2 статьи 28.7 КоАП РФ).
После того, как был доказан факт совершения административного нарушения, прокурор, согласно п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», немедленно издает постановление о выявленном правонарушении и возбуждает о нем дело (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).
Все должно быть четко
В четвертой части седьмого пункта 28-й статьи можно увидеть требования о проведении расследования именно там, где нарушение норм было обнаружено либо произошло. Здесь же четко установлен срок расследования административного дела – он составляет месяц с момента, когда начался процесс. Возможно начало следствия по причине написанного неким лицом ходатайства. Этот человек, соответственно, отвечает за ведение дела. Вышестоящая должность, получив такое ходатайство, может принять решение о его удовлетворении. Это несколько увеличивает сроки, выделенные на исследование случая. Обычно запрещено продление более чем на месячный период.
Любопытны положения четвертой части 24-й статьи того же сборника нормативных актов. Этот блок документа посвящен тем, кто принимает участие в делопроизводстве в силу нарушения прав по КОАП. Указана возможность письменного оформления ходатайства, которое затем в обязательном порядке рассматривают судья, некоторое должностное лицо либо инстанция, занимающаяся процессом. Ответственный человек, в чьем ведении делопроизводство, обязан или удовлетворить ходатайство, или оформить по нему отказ. При втором варианте решение должно выноситься в виде определения. При положительном ответе продлевается время для разбирательств по случаю. Возможно продление срока административного расследования по КОАП, если есть нужда в выяснении дополнительных обстоятельств. Обе указанные причины допускают увеличение продолжительности изучения дела на период до месячного, но не более.