Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и защита государственной и коммерческой тайны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.
Какая информация не относится к служебной тайне
Очевидно, что не вся информация от государственных или муниципальных структур, является тайной.
К служебной тайне не могут быть отнесены перечисленные сведения:
- Законодательные акты, содержащие информацию о правовом статусе органов власти, организаций, структур, объединений, касающиеся прав и свобод граждан.
- Функции и порядок работы органа власти и его местоположение.
- Порядок рассмотрения заявлений физлиц и юрлиц во властные структуры.
- Информация о разного рода ЧП, в том числе природного характера, сведения, необходимые для безопасности населения, объектов производства.
- Сведения о бюджете государства и его муниципальных образований, иные экономические сведения, в которых заинтересовано население.
- Открытые архивы и документы, необходимые для осуществления прав граждан, согласно действующему законодательству.
Коммерческая тайна-что это?
ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ определено, что коммерческой тайной называют режим конфиденциальности информации. Его разрешено применять только к определенным категориям сведений. Кроме того, законодательство содержит перечень данных, которые ни в коем случае не могут быть помещены под режим конфиденциальности (ст. 5 закона № 98-ФЗ).
Информация, относящаяся к коммерческой тайне, несет в себе коммерческую ценность, т. е. с ее помощью обладатель может получить коммерческую выгоду.
В юридической доктрине нет однозначного мнения по поводу соотношения данных понятий и субъектного состава обладателей доступа к информации (например, является ли служебной тайной коммерчески ценная информация, доверенная работнику в связи с исполнением им должностных обязанностей, или к такой тайне применимо только определение «коммерческая»).
Понятие государственной тайны
Сегодня мир насчитывает больше 250 стран. Практически все процессы, которые касаются глобализации, напрямую высвечивают все больше общих базовых интересов. Последние присущие каждому государству и создают определенные тесные связи между ними.
Стоит заметить, что абсолютно каждая страна вместе с общими интересами, обладает и своими индивидуальными. Информация, которая отражает подобные интересы, иногда носит строго принципиальный характер.
Также, они, в обязательном порядке, должны быть сохранены в тайне. Именно поэтому, имеют место нормы права, которые направлены на определенное ограничение права использовать информацию. Последняя, как правило, должна носит характер государственной тайны.
Законодательство Российской Федерации регламентирует моменты, имеющие прямую связь с государственной и коммерческой тайной и базируются на Конституции РФ. Самым основным считается Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне».
В первую очередь, нужно определить, что же собой представляет государственная тайна. Опираясь на вышеуказанный Закон, государственной тайной считаются сведения, которые пребывают про протекцией государства, в сфере его деятельности военного, внешнеполитического, экономического, разведывательного, контрразведывательного и оперативно-розыскного характера.
Распространение подобной информации способно нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Как правило, допуск к самой государственной тайне предоставляется вовсе не всем. Подобное право имеют лишь те граждане, либо организации которым это необходимо по роду деятельности. Стоит заметить, что делается это посредством определенной процедуры.
Базовые выводы темы о государственной и коммерческой тайне
Ниже приведены пункты, которые, в обязательном порядке должны быть учтены при разборе вопроса о тайне.
Государственная тайна являет собой сведения, которые пребывают под протекцией государства в области его деятельности военного, внешнеполитического, экономического, разведывательного, контрразведывательного и оперативно-розыскного характера, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Лицо, которое не является должностным, либо граждане, которые допущены или ранее допускались к государственной тайне, могут быть ограничены следующими моментами:
- запрет на выезд за границу;
- распространение внешних сведений, которые представляют собой государственную тайну;
- абсолютная неприкосновенность частной жизни лица при проведении мероприятий проверочного характера.
Должностные лица и граждане,которые являются виновными в грубом нарушении закона о государственной тайне, несут ответственность дисциплинарного, административного, гражданско-правового или уголовного характера в соответствии с действующим законодательством.
Понятия и различия коммерческой, профессиональной и служебной тайны
Ввиду исключения из официальных документов понятия служебной тайны, ее основные параметры стали параллельными с понятием коммерческой тайны. Коммерческая тайна регламентируется Федеральным законодательством, а точнее актом №98. Это понятие включает в себя любую информацию, полученную в процессе хозяйственной деятельности компании и не подлежащую разглашению ввиду своей ценности.
К различиям коммерческой и служебной тайны можно причислить:
- коммерческая тайна — понятие, присущее как частным, так и государственным компаниям, а служебная — прерогатива исключительно госслужб и муниципальных структур;
- к последствиям разглашения коммерческой тайны относятся утеря ценных сведений и причинение финансового ущерба, а обнародование служебной тайны является нарушением прав граждан или государственных структур;
- коммерческой тайне присуща материальная ценность информации, а служебная фактической ценности не имеет.
Еще одной родственной категорией информации является профессиональная тайна. Она также охраняется и регламентируется на законодательном уровне. К данной категории относятся:
- нотариальная и адвокатская тайна;
- тайна переписки и телефонных разговоров;
- тайна исповеди и психологической беседы;
- врачебная тайна;
- прочие информационные данные, полученные сотрудником в процессе выполнения непосредственных профессиональных обязанностей, обнародование которых может причинить ущерб различной степени.
Таким образом, профессиональная и служебная тайна имеют ряд общих свойств, так как сведения получены сотрудниками в процессе осуществления непосредственной трудовой деятельности. Часто такие сведения могут являться одновременно служебной и профессиональной тайной.
- Коммерческая тайна тесно связана с
различными видами профессиональной и
служебной тайн. - Налоговая тайнане подлежит
разглашению налоговыми органами,
органами внутренних дел, органами
государственных внебюджетных фондов
и таможенными органами, их должностными
лицами и привлекаемыми специалистами,
экспертами, за исключением случаев,
предусмотренных федеральным законом24. - Налоговую тайну составляют любые
полученные налоговым органом, органами
внутренних дел, органом государственного
внебюджетного фонда и таможенным органом
сведения о налогоплательщике, за
исключением следующих сведений:
- разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
- об идентификационном номере налогоплательщика;
- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
- предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
Таким образом, информация, составляющая
коммерческую тайну налогоплательщика,
которую налогоплательщик предоставил
налоговым и иным указанным выше органам
на основании законодательства, также
не подлежит разглашению этими органами
и составляет их служебную тайну.
Сведения, составляющие
налоговую тайну, имеют специальный
режим хранения и доступа. Они могут
разглашаться только в случаях, прямо
указанных в федеральном законе.
К
разглашению налоговой тайны относится,
в частности, использование или передача
другому лицу производственной или
коммерческой тайны налогоплательщика,
ставшей известной должностному лицу
налогового органа, органа внутренних
дел, органа государственного внебюджетного
фонда или таможенного органа, привлеченному
специалисту или эксперту при исполнении
ими своих обязанностей.
Понятие и правовой режим информации, секретов производства, служебной и коммерческой тайны
Информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Секрет производства (ноу-хау, информация, составляющая коммерческую тайну) — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Вопрос №1. Понятие «информация». Виды информации.
Согласно федеральному закону № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», регламентирующему осуществление прав на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также применение информационных технологий и обеспечение защиты информации:
информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
Согласно статье 5, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» «Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа)».
Общедоступная информация, говоря простым языком, та информация, которую нельзя скрывать от общества. Примером может служить информация:
– сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях, и процессах, экологическая, гидрометеорологическая , гидрогеологическая, демографическая , санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасной жизнедеятельности населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов
– нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,
– информация о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления,
– нормативные акты, устанавливающие правовой статус организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления.
– документы накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов. Так же в эту категорию можно отнести правовое положение и полномочия
Информацией ограниченного доступа является информация представляющая ценность для ее владельца, доступ к которой ограничивается на законном основании. В свою очередь информация ограниченного доступа подразделяется на информацию составляющую государственную тайну и информацию, соблюдение конфиденциальности которой установлено федеральным законом (конфиденциальная информация).
Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне» опубликован в ст. 5 Закона РФ 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». Существует три степени секретности такой информации:
Перечень сведений подлежащих засекречиванию МВД РФ изложен в приказе МВД № 480 дсп от 26.06.2013 «Об утверждении перечней сведений подлежащих засекречиванию МВД РФ».
Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6.03.97 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».
Как доказать нарушение работником режима коммерческой тайны
Выше указывалось, что, привлекая работника к ответственности за разглашение коммерческой тайны, работодатель должен представить суду ряд доказательств:
1. Доказательство того, что разглашенная информация согласно действующему законодательству является коммерческой тайной.
В законе № 98-ФЗ указано, что коммерческой тайной является любая информация, имеющая коммерческую ценность. Она неизвестна третьим лицам, и свободного доступа к ней нет.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 закона № 98-ФЗ в организации должен быть разработан перечень информации, составляющей коммерческую тайну. Этот список закрепляется в локальном акте: положении, инструкции, перечне. В трудовом договоре и обязательстве о неразглашении коммерческой тайны, подписываемом работником, отдельным пунктом делается отсылка к данному акту.
Чем отличаются государственная и служебная тайна
Понятие государственной тайны определено в ст. 2 закона РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-I. Это защищаемая государством информация, распространение которой может нанести ущерб безопасности страны.
Список сведений, которые являются такой тайной, перечисляется в ст. 5 вышеуказанного закона.
Государственная тайна имеет ряд отличительных особенностей:
- перечень сведений, относящихся к гостайне, исчерпывающий;
- в защиту гостайны разработана целая система законодательства;
- для контроля за обеспечением защиты гостайны созданы специальные органы;
- меры по защите гостайны финансируются из бюджета;
- имеются несколько степеней секретности;
- за работу со сведениями, относящимися к гостайне, работникам устанавливаются дополнительные социальные гарантии.
В общем-то, информация, являющаяся государственной тайной, может стать служебной тайной. Для ее получения должностным лицам необходимо оформить допуск в порядке, установленном постановлением Правительства РФ «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» от 06.02.2010 № 63.
Какие сведения составляют служебную тайну?
30 ноября 2017 0 Рейтинг Поделиться Служебная тайна — категория, вызывающая множество вопросов, поскольку практически не имеет точного определения.
Тем не менее законодательство содержит нормы, устанавливающие ответственность за ее разглашение и распространение. Как определить информацию, относящуюся к служебной тайне, и каковы последствия ее нарушения, изложено в настоящей статье. До 01.01.2008 понятие служебной тайны было отражено в ч. 1 ст. 139 Гражданского кодекса РФ и означало информацию, имеющую как действительную, так и потенциальную ценность, находящуюся в ограниченном доступе и требующую сохранения конфиденциальности.
Сегодня относительно точное определение служебной тайны присутствует в п.
3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188: сведения, составляющие служебную информацию, доступ к которой ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральным законодательством.
Более узко понятие «служебная тайна» нигде не раскрывается. Однако множество законов, а также подзаконных и ведомственных нормативно-правовых актов содержат нормы о недопустимости ее распространения.
Например, ст. 17 закона «О кредитных историях» от 30.12.2004 № 218-ФЗ запрещает должностным лицам Банка России подвергать огласке или каким-либо иным образом распространять сведения, составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и служебную тайну. Исходя из существующих в действующем законодательстве формулировок, косвенно определяющих понятие служебной тайны, составляющие ее сведения не имеют коммерческой ценности, не удовлетворяют частным интересам и охраняются государственными органами. Таким образом, служебная тайна — самостоятельный вид защищенной законом информации, доступной ограниченному кругу лиц в силу исполнения ими своих должностных функций в государственных или муниципальных органах.
Правовое регулирование коммерческой и служебной тайны
Служебная тайна приобретает свой статус сразу после получения конфиденциальной информации должностными лицами в результате их действий. Порядок обращения со служебной тайной, в т. ч. с документами, содержащими какую-либо конфиденциальную информацию, регламентирован положением «О порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти…», утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233.
Что касается коммерческой тайны, то порядок введения или прекращения этого режима определен законом № 98-ФЗ.
Так, в ст. 10 закона № 98-ФЗ перечисляются меры, которые должен принять собственник секретной информации, чтобы ввести упомянутый режим.
Итак, законодательно предусмотрен порядок получения, применения и сохранения коммерческой и служебной тайны, за нарушение которого обладатель конфиденциальной информации или лицо, разгласившее тайну, несут ответственность.
Чем грозит распространение информации
Разглашение служебной тайны может повлечь за собой негативные последствия для лица, допустившего это. Ответственность может быть двух видов: административной и уголовной.
Административная ответственность может наступать за распространение данных о финансовой ситуации и положении юридических лиц, что может приводить к снижению активов и ухудшении общего материального состояния. Также к админответственности могут привлекаться организаторы публичных торгов (за распространение соответствующих сведений).
Согласно КоАП РФ, виновникам могут выписываться штрафы в размере от 30 до 50 тысяч рублей. Также нарушителей могут лишить права на занятие определенных руководящих должностей в течение одного-двух лет.