Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Иностранный гражданин приобретает статус постоянно проживающего в РФ после получения вида на жительство (абз. 12 п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
В данном материале рассмотрим ряд прав и обязанностей, которые возникают у иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ.
1. Права постоянно проживающих в РФ иностранных граждан
Статус постоянно проживающего на территории РФ иностранного гражданина дает такому лицу, в частности, следующие права (абз. 8 п. 1 ст. 2, пп. 1 п. 4, п. п. 4.2, 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ; ст. 24 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ; п. 1 ст. 3, пп. 5 п. 1 ст. 11 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; ст. 10 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ):
1) на свободный въезд на территорию РФ и выезд из РФ;
2) медицинскую помощь в рамках ОМС;
3) пенсию на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);
4) осуществление трудовой деятельности на территории РФ без разрешения на работу или патента. Кроме того, в отличие от временно проживающих или временно пребывающих в РФ иностранных граждан, постоянно проживающие в РФ иностранные граждане свободны в выборе места работы в РФ вне привязки к какому-либо определенному субъекту РФ или профессии.
Вместе с тем иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, ограничены, в частности, в следующих правах (п. 3 ст. 15, п. 4 ст. 39.4 ЗК РФ; п. 1 ст. 11, ст. 12, п. 1 ст. 14, ст. 15 Закона N 115-ФЗ; ст. 3 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; п. 1 ст. 11 Закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ; п. 2 ст. 23 Закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ; п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 N 754):
1) не вправе избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы госвласти, участвовать в выборной кампании при проведении выборов Президента РФ, в референдуме РФ и субъектов РФ (в отдельных случаях вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме);
2) не вправе быть членами политической партии на территории РФ;
3) не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на отдельных территориях в РФ. Земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения могут обладать только на праве аренды. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются им в собственность исключительно за плату;
4) не вправе находиться на государственной гражданской службе, если иное не предусмотрено международными договорами;
5) не вправе находиться на муниципальной службе;
6) не вправе замещать определенные должности и осуществлять деятельность, допуск к которым для иностранных граждан ограничен;
7) не вправе проходить военную службу (альтернативную гражданскую службу) по призыву. Однако допускается военная служба по контракту;
8) обязаны иметь специальное разрешение для посещения отдельных территорий, организаций и объектов на территории РФ (это касается, в частности, пограничной зоны, территорий ЗАТО и закрытых военных городков).

Правовой статус иностранных граждан

Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

В зависимости от основания нахождения на территории РФ иностранных граждан можно разделить на следующие категории (абз. 10, 11, 12 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):

  • временно пребывающие в РФ (иностранные лица, прибывшие на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание);
  • временно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие разрешение на временное проживание);
    • постоянно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие вид на жительство).

    Для указанных выше категорий иностранных граждан срок законного нахождения на территории РФ определяется следующим образом (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):

    1) по общему правилу для временно пребывающих в РФ иностранных граждан срок пребывания (п. п. 1, 3 ст. 5, п. 1 ст. 5.1 Закона N 115-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 N 1744):

    • определяется сроком действия выданной визы;
    • · не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке. В отношении отдельных категорий иностранных граждан указанный срок может быть увеличен до 180 суток или сокращен;
    • · определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;

    2) для временно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания ограничен сроком действия разрешения на временное проживание, который составляет три года (п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 6.1 Закона N 115-ФЗ);

    3) для постоянно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания определяется видом на жительство, который выдается иностранному гражданину, как правило, на пять лет. По общему правилу по окончании срока действия вид на жительство может быть продлен неоднократно еще на пять лет (п. п. 3, 3.1 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

    Иностранные граждане пользуются правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

    В частности, иностранные граждане имеют право (ст. ст. 17, 19 Конституции РФ):

    1) на жизнь, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);

    2) на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ);

    3) свободно передвигаться по территории РФ. Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Также в установленных случаях может быть установлено ограничение на свободу передвижения территорией субъекта РФ, в который осуществлен въезд (ст. 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; п. 1.1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ);

    4) на свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ);

    5) на доступ к культурным ценностям, а также на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ);

    6) на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ);

    7) заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ);

    8) на политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63 Конституции РФ);

    9) участвовать в трудовых отношениях (ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; ст. 13 Закона N 115-ФЗ);

    10) иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, а также иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ч. 2, 4 ст. 35 Конституции РФ; п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ).

    Иностранные граждане также несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

    Находящиеся в РФ иностранные граждане обязаны, в частности:

    • соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ);
    • при въезде в РФ заполнить миграционную карту, а при выезде из РФ — сдать миграционную карту должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу РФ (п. 3 ст. 30 Закона N 115-ФЗ);
      • соблюдать правила миграционного учета (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9);
      • выехать из РФ по истечении или после сокращения срока, установленного для законного нахождения на территории РФ, при аннулировании разрешения на временное проживание или вида на жительство, а также в иных предусмотренных законодательством случаях (п. 2 ст. 5, п. 11 ст. 13.2, п. п. 1, 2 ст. 31 Закона N 115-ФЗ);
      • в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин — шести месяцев) по истечении очередного года со дня получения разрешения на временное проживание в РФ подать уведомление о подтверждении своего проживания в РФ с приложением документа, подтверждающего размер и источник дохода за указанный год (п. 9 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).

      Иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).

      Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).

      К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

      Что относится к ПРАВАМ иностранных граждан в России:

      • Личные права (естественные права человека) — право на жизнь, на личную неприкосновенность, личную и семейную тайну.
      • Право на участие в семейных отношениях — на вступление в брак, право на усыновление российских детей.
      • Права на получение образования, права на занятие научной деятельностью, права на доступ к объектам культурного наследия.
      • Право частной собственности. Иностранные граждане могут иметь на праве собственности движимое, недвижимое имущество в виде домов и квартир, могут дарить и завещать свое имущество.
      • Право заниматься предпринимательской деятельностью и иной, не запрещенной законом деятельностью на территории РФ.
      • Право на оказание медицинской помощи.
      • Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Здесь есть некоторые запреты. Так, иностранные граждане не могут быть судьями, государственными гражданскими служащими, муниципальными служащими, сотрудниками правоохранительных органов, не могут заниматься в РФ частной детективной или охранной деятельностью. Не могут быть призваны на военную службу, однако поступление на военную службу все же возможно на контрактной основе.
      • Иностранные граждане не обладают избирательным правом, то есть лишены права избирать и быть избранными в органы государственной власти. Также не имеют политического права на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование.
      • Права пользования природными и охотничьими ресурсами и объектами животного мира, например, право иностранного гражданина быть охотником.
      • Право на получение в РФ статуса беженца, политического убежища.

      Виды правового режима иностранцев

      Имеется три вида правового режима иностранцев:

      • национальный – выражает собой уравновешивание статуса иностранцев в разных областях отношений с гражданами местопребывания;
      • специальный – включает в себя обеспечение иностранным гражданам конкретных прав и определяет обязанности. Таким образом, граждане членов СНГ имеют многочисленные права в Российской Федерации, которые даны им посредством соглашения Российской Федерации с республиками в составе СССР;
      • режим наибольшего благоприятствования – определяется обеспечением иностранцам конкретных прав и обязанностей в той или иной сфере, которые даются гражданам любого третьего государства и пребывающих в этой стране с более привилегированным положением. Такой режим определяется непосредственно на основе обоюдности и согласно договоренности между этими государствами.

      Права иностранных граждан на обучение в высших учебных заведениях

      1. Граждане других стран и лица без гражданства имеют право на обучение.
      2. Прием в учебное заведение осуществляется на основании международных договоров, действующих между Россией и другими странами.
      3. Прием в учебные заведения осуществляется по системе квот и не должен превышать 7000 человек ежегодно по всей России.
      4. Поступление осуществляется согласно правилам того вуза, куда поступает иностранец.
      5. Лица, являющиеся гражданами стран СНГ, вправе претендовать на бюджетные места в российских вузах.
      6. Иностранец должен подтвердить знание русского языка на достаточном уровне при поступлении в вузы.
      7. Иностранные документы об образовании должны проходить на территории Российской Федерации процедуру нострификации (подтверждения). Нострификация бывает академическая (позволяет продолжать образование в вузах России) и профессиональная (позволяет работать на территории России по своей специальности).

      Обязанность регистрации по месту жительства в Российской Федерации

      В течение семи рабочих дней со дня получения вида на жительство иностранный гражданин должен подать заявление о регистрации по месту жительства в территориальный орган МВД России по месту нахождения выбранного им жилища. как его место жительства на территории Российской Федерации.

      МВД России регистрирует иностранного гражданина по месту жительства в Российской Федерации, а также проставляет отметку о его регистрации в виде на жительство (пп. 1, 2 ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 16). Закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ, пункт 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9, пункт 49 пункта 11 Положения, утвержденного постановлением Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699).

      При подаче заявления иностранный гражданин представляет следующие документы (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона N 109-ФЗ; п. 5 п. 1 ст. 19 Закона N 115-ФЗ; п. 12 Федерального закона). Правила):

      • Документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
      • Карта резидента;
      • Документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (представление их обязательно, если содержащаяся в них информация не находится в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления);
      • Квитанция об оплате государственной пошлины.

      Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ?

      • Въезд возможен после получения визового разрешения.
      • Предыдущий пункт не касается граждан тех стран, с которыми заключен договор свободного посещения.
      • Из Казахстана, Беларуси, Украины, и Киргизии въезд в РФ осуществляется по внутренним паспортам.
      • В январе 2015 года был введен упрощенный порядок учета граждан Украины, въезжающих на территорию РФ.
      • При въезде в страну иностранец заполняет карту мигранта, в которой указывает цель визита и предполагаемые даты выезда.
      • После прибытия иностранного гражданина на территорию России, он должен пройти регистрацию. Большая часть иноземцев обязана осуществить эту процедуру в течение трех суток. Но некоторые страны имеют привилегии. Например, таджики могут проходить регистрацию до 15 суток, казахи – до 30 суток. Для белорусов границы практически нет, и они даже не заполняют миграционные карты. Они имеют большие привилегии по сравнению с жителями других государств.
      • Специалисты высокой квалификации – имеют особые льготы при оформлении вида на жительство. Этот статус дается при условии заработка не менее 2 млн р. в год (для ученых или учителей/преподавателей 1 млн. руб. в год).
      • Граждане с дипломатическим иммунитетом – сотрудники диппредставительств на территории России. Они могут не подчиняться законам РФ. Это касается:
      1. Налоговых вопросов. Их работа в посольствах не подвергается налогам или сборам.
      2. Дипломатическая почта, имущество, транспорт или жилье неприкосновенно.
      3. Освобождение дипломатического багажа от таможенного досмотра и пошлин.
      • Лица, со статусом беженца, проходят упрощенную процедуру оформления документов, имеют право работать на законных условиях, бесплатно лечиться и получать пенсионные выплаты.
      Вид деятельности Процент от общего количества
      2017 год 2021год 2021 год
      Овощеводство 15 50 50
      Розничная торговля (алкоголь, пиво) 15
      Розничная торговля (табачные изделия) 15
      Розничная торговля (лекарственные препараты)
      Торговля на рынках 40 30
      Торговля за пределами рынков, магазинов или ларьков 15 15
      Сухопутный пассажирский транспорт 15 15 28
      Грузовой транспорт 35 30 28
      Спортивные виды деятельности и прочее 25 25 25

      Права иностранных граждан и лиц без гражданства

      Въездные и выездные части миграционных карт (талоны «А» и «В») заполняются лично владельцами документов, дающих право на въезд и пребывание на территории РФ, разборчиво, без помарок и исправлений чернильной или шариковой авторучкой с чернилами (пастой) черного, синего или фиолетового цвета. В случае если иностранный гражданин не владеет русским языком, допускается заполнение им сведений о себе буквами латинского алфавита в соответствии с данными, указанными в паспорте или ином документе, удостоверяющем его личность.

      При въезде на территорию страны для временного пребывания иностранец или лицо без гражданства заполняет миграционную карту, которая является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в Российской Федерации.

      Вместе с тем иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, ограничены, в частности, в следующих правах (п. 3 ст. 15, п. 4 ст. 39.4 ЗК РФ; п. 1 ст. 11, ст. 12, п. 1 ст. 14, ст. 15 Закона N 115-ФЗ; ст. 3 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; п. 1 ст. 11 Закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ; п. 2 ст. 23 Закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ; п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 N 754):

      Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять территориальный орган МВД России по месту получения вида на жительство о том, что он продолжает проживать в РФ. Подать уведомление иностранный гражданин может лично или по почте при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, а также вида на жительство. Также уведомление можно направить в форме электронного документа через Интернет, в том числе через Портал государственных услуг (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

      • Совершеннолетний возраст;
      • Подтвержденные знания русского языка;
      • Срок трудового договора ограничен периодом действия документа, позволяющему иностранцу проживать в РФ;
      • Работать разрешается только в регионе, где было выдано разрешение (за некоторыми исключениями).

      Иностранцы могут устраиваться на работу в компании или к частным лицам, самостоятельно выбирать себе специализацию, подписывать трудовые контракты. Работодатель, нанимающий иностранца обязан получить соответствующее разрешение, кроме исключительных ситуаций.

      Вторая группа – это нарушения иностранными гражданами или лицами без гражданства режима пребывания в РФ. Они выражаются в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, а равно в несоблюдении правил транзитного проезда через террито­рию РФ. Эти правонарушения влекут наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

      Прежде всего, все граждане Российской Федерации, а значит, и иностранцы обязаны соблюдать нашу Конституцию и законы. Воз­можно, какие-то российские правовые нормы могут не понравиться иностранному гражданину, лицу без гражданства. Но это ничего не меняет. Они должны следовать требованиям соответствующих норм. Иначе говоря, иностранцы должны быть в России законопослушны­ми людьми, как и граждане РФ.

      Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ?

      КАКОВЫ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАНЦА, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩЕГО В РФ?

      Примечание.В отдельных случаях установленные ограничения не распространяются на иностранных граждан, имеющих одновременно гражданство РФ, если иностранное гражданство не прекращено по независящим от них причинам при условии, что они добровольно оформили письменный отказ от имеющегося у них иностранного гражданства и передали имеющиеся у них основные документы иностранного государства, удостоверяющие личность, в МВД России (п. 1.1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ).

      2. Обязанности постоянно проживающих в РФ иностранных граждан
      Иностранные граждане несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
      Помимо этого, статус постоянно проживающих в РФ иностранных граждан предполагает наличие у них дополнительных обязанностей, к которым, в частности, относится регистрация по месту жительства и уведомление территориального органа МВД о подтверждении проживания в РФ.

      2.1. Обязанность зарегистрироваться по месту жительства в РФ
      В течение семи рабочих дней с даты получения вида на жительство иностранный гражданин должен подать заявление о регистрации по месту жительства в территориальный орган МВД России по месту нахождения жилого помещения, которое он избрал в качестве своего места жительства на территории РФ.
      МВД России регистрирует иностранного гражданина по месту жительства в РФ, а также проставляет отметку о его регистрации в виде на жительство (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 16 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).
      При подаче заявления иностранный гражданин предъявляет следующие документы (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона N 109-ФЗ; пп. 5 п. 1 ст. 19 Закона N 115-ФЗ; п. 12 Правил):
      – документ, удостоверяющий его личность и признаваемый РФ в этом качестве;
      – вид на жительство;
      – документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (их предъявление требуется, если сведения, в них содержащиеся, не находятся в распоряжении государственных органов либо органов местного самоуправления);
      – квитанцию об уплате госпошлины.

      2.2. Обязанность ежегодно уведомлять о проживании в РФ
      Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять территориальный орган МВД России по месту получения вида на жительство о том, что он продолжает проживать в РФ. Подать уведомление иностранный гражданин может лично или по почте при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, а также вида на жительство. Также уведомление можно направить в форме электронного документа через Интернет, в том числе через Портал государственных услуг (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).
      В указанное уведомление вносятся следующие сведения о постоянно проживающем в РФ иностранном гражданине:
      1) имя, включающее фамилию, собственно имя, отчество (последнее – при наличии);
      2) место проживания;
      3) место (места) работы и продолжительность осуществления трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения вида на жительство;
      4) период нахождения за пределами РФ в течение очередного года со дня получения вида на жительство (с указанием государств выезда);
      5) размер и источники дохода за очередной год со дня получения вида на жительство.

      Права постоянно проживающих в РФ иностранных граждан

      Итак, статус постоянно проживающего на территории РФ иностранного гражданина предоставляет ему следующие права:

      • право свободного въезда на территорию РФ и выезда с этой территории;
      • право на получение медицинской помощи в рамках ОМС;
      • право на назначение и на получение пенсии на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);
      • право на осуществление трудовой деятельности на территории РФ без разрешения на работу или патента. Кроме того, в отличие от временно проживающих или временно пребывающих в РФ иностранных граждан, постоянно проживающие в РФ иностранные граждане свободны в выборе места работы в РФ вне привязки к какому-либо определенному субъекту РФ или профессии.

      Права постоянно проживающих в РФ иностранных граждан

      Итак, статус постоянно проживающего на территории РФ иностранного гражданина предоставляет ему следующие права:

      • право свободного въезда на территорию РФ и выезда с этой территории;
      • право на получение медицинской помощи в рамках ОМС;
      • право на назначение и на получение пенсии на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);
      • право на осуществление трудовой деятельности на территории РФ без разрешения на работу или патента. Кроме того, в отличие от временно проживающих или временно пребывающих в РФ иностранных граждан, постоянно проживающие в РФ иностранные граждане свободны в выборе места работы в РФ вне привязки к какому-либо определенному субъекту РФ или профессии.

      Основы законодательства Российской Федерации

      (справочник к комплексному экзамену)

      Темы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Сроки

      Конституционные обязанности иностранных граждан:

      — соблюдать законы РФ;
      — уважать Конституцию Российской Федерации;
      — не нарушать права других лиц;
      — платить законно установленные налоги и сборы;
      — обязанность родителей заботиться о своих детях, воспитывать их, обеспечивать получение детьми основного общего образования;
      — обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях;
      — сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

      — беречь памятники истории и культуры.

      ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

      Гражданско-правовая ответственность в РФ: за гражданские правонарушения. Регулируется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ).

      Дисциплинарная ответственность в РФ (дисциплинарный проступок; замечание, выговор, увольнение). Регулируется Трудовым кодексом РФ (ТК РФ).

      Административная ответственность иностранных граждан в РФ (административное правонарушение; предупреждение, административный штраф, административное выдворение). Регулируется Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). Формы принудительного возвращения иностранного гражданина в государство его гражданства: депортация, административное выдворение, реадмиссия.

      Уголовная ответственность иностранных граждан в РФ (штраф, обязательные работы, лишение свободы). Регулируется Уголовным кодексом РФ (УК РФ), Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ).

      Кодекс об административных правонарушениях РФ (Административный кодекс: № 195-ФЗ от 30.12.

      2001) – это защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. (Ст. 1.2)

      Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. (ст. 1.4.1)

      По общему правилу иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства РФ, может привлекаться к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

      Статья 1.5. Презумпция невиновности
      1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
      2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

      Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

      1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

      Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

      1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

      Статья 3.2. Виды административных наказаний

      1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

      Основные виды наказания:

      1) предупреждение;
      2) административный штраф;
      3) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида);
      4) административный арест;
      5) дисквалификация;
      6) административное приостановление деятельности;
      7) обязательные работы.

      Дополнительные виды наказания:

      1) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
      2) лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида;
      3) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
      4) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. 3. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

      Статья 3.4. Предупреждение

      1. Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
      2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

      Статья 3.5. Административный штраф

      1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях.
      2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения – менее пятисот рублей.
      5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

      1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее – принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
      2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.
      6. Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В соответствии со статьей 26. Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусматриваются следующие основания для запрета въезда на территорию государства иностранным гражданам и лицам без гражданства:

      1. На границе иностранный гражданин нарушил таможенные правила, санитарные нормы;
      2. Использовал подложные документы, сообщил заведомо ложные сведения о себе, о цели своего пребывания в России;
      3. Имеет неснятую или непогашенную судимость на территории Российской Федерации или за ее пределами;
      4. Два и более раза в течение трех лет привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации;
      5. Во время пребывания в России иностранный гражданин уклонился от уплаты налога или штрафа, либо не возместил расходы, связанные с выдворением или с депортацией, — до осуществления соответствующих выплат в полном объеме;
      6. Во время предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин находился в Российской Федерации вследствие передачи иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;
      7. Не выехал из Российской Федерации до истечения тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания (за исключением обстоятельств, связанных с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника, проживающего в РФ) — в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.
      • Если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в России сокращен, он должен покинуть страну в течение 3 дней.
      • По общему правилу административное выдворение иностранного гражданина из Российской Федерации осуществляется
        — за счет иностранного гражданина,
        — за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является данный иностранный гражданин, если иностранный гражданин был принят на работу с нарушением установленного порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации.
      • Если установление приглашающей стороны невозможно, расходы, необходимые для осуществления депортации или административного выдворения, осуществляются за счет средств федерального бюджета РФ.

      Права, обязанности и ответственность иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации

      Рассмотренные выше нормативно-правовые акты, регламентирующие пребывание и жительство иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, определяют правовой статус этой категории лиц, их права и обязанности.

      Они имеют право, например, временно проживать в РФ при соблюдении условий, указанных в законе; свободно передвигаться в пределах РФ; на основании документов, выданных в соответствии с Законом об иностранцах 2002; выбирать место пребывания и жительства; работать в Российской Федерации на основании трудового договора и т.д.

      В то же время, иностранные граждане и лица без граж­данства несут обязанности наравне с гражданами Российской Феде­рации, т.е. у тех и у других одинаковые обязанности.

      Прежде всего, все граждане Российской Федерации, а значит, и иностранцы обязаны соблюдать нашу Конституцию и законы.

      Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства

      • Право работать у частных лиц по найму, заключать контракты. При этом работодатель должен получить разрешение, кроме случаев, когда на работу устраиваются люди со статусом временного жителя или с видом на жительство, специалисты, беженцы, дипломаты или участники государственных программ.
      • По системе квот (таблица 2), в некоторых регионах РФ брать на работу иностранцев запрещено.
      • С 2018 года иностранные граждане не имеют законного права устраиваться на работу в сферу торговли и медицины (например, работать медсестрой или тем более врачом).

      Требования для трудоустройства иностранцев:

      • Возраст не менее 18 лет.
      • Экзамен на достаточное владение русским языком.
      • Документ, разрешающий трудовую деятельность не должен по срокам превышать сроки документа, который дает право проживания в РФ.
      • Устраиваться на работу допустимо только в области или крае, где получено разрешение.
      • Работодатель должен постоянно извещать ГУВМ при приеме или увольнении иностранного гражданина. В ином случае он платит штраф от 7 000 до 1 млн. р.

      При выдаче квоты на работу учитываются:

      • Наличие разрешения на въезд.
      • Актуальность профессии.
      • Наличие родственников в России.
      • Знание русского языка и присутствие недвижимого имущества в РФ.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *