Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внешнее управление как процедура банкротства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).
Контроль за выполнением плана внешнего управления
Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.
О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ. Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.
Вопрос 13 Назначение внешнего управляющего.Основания для освобождения и отстранения ву. Внешний управляющий и его полномочия
Собрание кредиторов утверждает
кандидатуру внешнего управляющего
(ст.71
Закона о банкротстве).
Кандидатура может быть предложена
собранию любым из конкурсных кредиторов,
налоговым или иным уполномоченным
органом, должником или собственником
имущества должника.
Если собранием
кредиторов не представлено ни одной
кандидатуры внешнего управляющего,
арбитражный суд назначает внешнего
управляющего по предложению иных лиц,
участвующих в деле о банкротстве, или
из числа лиц, зарегистрированных в
арбитражном суде в качестве арбитражных
управляющих.
В качестве кандидатуры внешнего
управляющего может рассматриваться
лицо, осуществлявшее полномочия
временного управляющего.
Обязанности арбитражного управляющего
- принимать меры по защите имущества должника;
- анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;
- вести реестр требований кредиторов;
- в случае выявления признаков административных правонарушений или преступлений сообщать о них в соответствующие органы;
- предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;
- разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
- выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства;
В качестве финансового управляющего может выступать гражданин Российской Федерации, состоящий в одной из СРО (саморегулируемой организации АУ). Для этого необходимо соответствовать следующим требованиям, согласно ст. 20 Закона № 127-ФЗ:
- Наличие высшего образования
- Стаж работы на должности руководителя
- Стажировка в качестве помощника АУ
- Пройденное обучение и сданный экзамен на должность АУ
- Отсутствие наказания в виде дисквалификации при совершении административного проступка и запрет на ведение определенной деятельности
- Отсутствие судимости
- Наличие договора социального страхования
- Внесение в СРО членских взносов
Отчет арбитражного управляющего
Арбитражный управляющий составляет следующие отчеты (заключения):
- отчет временного управляющего;
- отчет внешнего управляющего;
- отчеты конкурсного управляющего — о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства;
- заключения административного управляющего — о ходе и результатах выполнения плана финансового оздоровления, о соблюдении графика погашения задолженности, об удовлетворении требований кредиторов в соответствии со статьями 87 и 88 Закона о банкротстве.
Подробнее о функциях арбитражного управляющего
Процедуры банкротства направлены на достижение конкретной цели:
- наблюдение – на анализ платежеспособности и определения возможности восстановления финансово-хозяйственных процессов;
- финансовое оздоровление – на санацию предприятия, реструктуризацию задолженности, частичное исполнение требований кредиторов;
- внешнее управление – на восстановление платежеспособности предприятия;
- конкурсное производство – на реализацию активов должника, погашение долгов перед кредиторами и последующую ликвидацию предприятия.
Действия арбитражного управляющего подчинены этим частным задачам:
- Временный АУ инициирует аудит финансово-хозяйственной деятельности должника, исследует и намечает пути восстановления его платежеспособности.
- Административный АУ выполняет контролирующую функцию. Следит за тем, выполняется ли план финансового оздоровления, исполняются ли требования кредиторов, не имеет ли место нарушение графика платежей и т.д.
- Внешний АУ берет на себя все обязанности отстраненных от работы руководящих должностей и фактически управляет должником. Он составляет план внешнего управления и контролирует его исполнение, ведет отчетность, формирует реестр требований кредиторов, осуществляет управление имуществом, принимает меры по взысканию дебиторской задолженности.
- Конкурсный АУ инициирует формирование конкурсной массы – активов предприятия, которые будут реализованы и пойдут на погашение долгов кредиторов. Также он проводит инвентаризацию имущества. Привлекает независимого оценщика для определения рыночной стоимости активов. Разыскивает имущество, проверяет сделки на законность, ведет реестр кредиторов. Распоряжается расчетным счетом предприятия-банкрота.
Виды арбитражных управляющих в банкротстве и порядок их действий
Порядок введения процедур, применяемых при банкротстве и полномочия управляющих в этих процедурах подробно описаны в Законе о банкротстве. Основное отличие процедур и полномочий управляющего сводятся к различной степени контроля над действиями должника. Временный управляющий – это должность арбитражного управляющего в процедуре банкротства наблюдение.
Соответственно в процедуре финансовое оздоровление – это административный управляющий, внешний управляющий при внешнем управлении, и конкурсный при конкурсном производстве.
Итак, арбитражный и конкурсный управляющий, временный, внешний и административный управляющий — в чем разница? Рассмотрим процедуры банкротства и деятельность арбитражного управляющего подробнее.
Расходы и вознаграждение арбитражного управляющего при банкротстве
Деятельность арбитражного управляющего по банкротству физических лиц (или юридических) схожа с предпринимательской — он сам покрывает часть расходов из получаемого вознаграждения. Все расходы можно поделить на 3 категории:
Вознаграждение арбитражного управляющего фиксированное и зависит от его вида:
- временный управляющий — 30 000 руб.;
- внешний — 45 000 руб.;
- административный — 15 000 руб.;
- конкурсный — 30 000 руб.;
- финансовый — 25 000 руб.
Дополнительно арбитражный управляющий получает процент от суммы, вырученной от продажи имущества должника. Сумма процентов вознаграждения также различна:
- у временного управляющего — 0,5-4%, но не более 60 000 рублей;
- у внешнего — 3-8%;
- у административного — 0,001-4%;
- у конкурсного — 3-7%;
- у финансового — 7%.
Подробнее о расчете этих процентов — в ст. 20.6 127-ФЗ.
Чтобы хорошо зарабатывать, эти специалисты ведут одновременно десятки дел по банкротству физических и юридических лиц, зарабатывая таким образом в среднем около 250 000 рублей в месяц. Назвать точный доход арбитражных управляющих невозможно — эти данные не разглашаются.
Обязанности внешнего управляющего
- Арбитражный управляющий обязан после изучения хозяйственной деятельности и инвентаризации предоставить план по восстановлению финансовой стабильности организации. Она направляется в арбитражный суд и совету кредиторов. Отчет о реализации всех этапов плана должен быть представлен не реже, чем раз в три месяца, или по требованию совета кредиторов.
- В плане подробно указываются этапы и сроки их реализации. Все сроки должны укладываться в период внешнего управления — 18 месяцев. Этапы проекта подтверждаются расчетами доходов и расходов. План должен быть одобрен советом инвесторов или отправлен на доработку.
- Если план был признан неудовлетворительным или не отвечающим интересам инвесторов, это может стать поводом для отстранения внешнего управляющего и назначения нового.
Важно: внешний управляющий должен выявлять признаки фиктивного банкротства и сообщать об этом в суд.
Обязанности внешнего управляющего в ст. 99 Закона РФ «О несостоятельности»:
- Составление плана по преодолению финансовой несостоятельности предприятия.
- Ведение реестра кредиторов и их требований.
- Проводить инвентаризацию активов, отслеживать движимое и недвижимое имущество.
- Вести статистический, финансовый или иной учет.
- Обращаться в суд с иском об отмене неправомерных договоров.
- Вводить дополнительные меры по сохранению активов организации.
- Изучать все договоры и документы по хозяйственной деятельности компании.
- Вести отчеты по всем видам деятельности.
- Регулярно отчитываться перед комитетом кредиторов по принятым мерам и их эффективности.
- Установить всех кредиторов организации и уведомить их о введении внешнего управления.
- Сокращать долг перед кредиторами.
К концу срока внешнего управления, назначенного арбитражным судом, управляющий должен представить итоговый отчет. В нем указываются финансовые и хозяйственные результаты организации за весь период управления, включая возможность погашения долгов организации перед кредиторами.
Назначения внешнего управляющего
Назначать специалиста для проведения внешнего руководства на предприятии может только судья. Решение принимается в соответствии с предложениями заимодателей, уполномоченного органа или других заинтересованных лиц, которые инициировали банкротство. В своём обращении заявитель указывает наименование организации и реквизиты кандидата на должность управляющего. В судебном решении указываются не только данные назначенного специалиста, но также сумма и источник его вознаграждения.
Если суд по каким-либо причинам не утвердил управляющего, рассмотрение дела приостанавливается до принятия решения о назначении специалиста. Период, в течение которого судья должен принять решение, составляет не более 15 дней. За это время инициаторы процесса должны предложить судье подходящего кандидата.
Ознакомление и анализ отчетности
Конкурсный управляющий на основании требований арбитража должен сразу отправлять требуемые сведения, которые касаются проводимой процедуры, включая отчеты о проведённой работе. Есть закон, который это устанавливает (п.3 ст. 143 Закона о банкротстве). Отчётность в конце проводимой процедуры регламентируется пунктом 1 статьи 147 того же самого закона. Сразу же, в течение одного месяца со времени получения отчета назначенного ответственного лица, суд тщательно рассматривает документы и выносит итоговое определение об окончании конкурсного производства. Об этом также должны быть сразу же оповещены все имеющиеся кредиторы. В итоге процедура банкротства компании на этом завершается. Текущая же предоставляемая документация проверяется на эффективность предпринимаемых действий.
Ответственность внешнего управляющего
Внешний управляющий при банкротстве организации несет ответственность за выполнение своих полномочий и обязанностей в соответствии с законом и решением арбитражного суда о назначении на должность.
В рамках своей деятельности внешний управляющий должен принимать меры по восстановлению баланса задолженности должника и кредиторов, проводить процедуры по взысканию долгов, реализации имущества и выплате вознаграждения за свою деятельность.
В ходе производства по банкротству организации внешний управляющий должен строго соблюдать план проведения мероприятий, предусмотренный законом и решением арбитражного суда. Он также обязан предоставлять отчеты о своей деятельности и использовании имущества предприятия в интересах кредиторов и банкрота.
Внешний управляющий несет ответственность за невыполнение своих обязательств, предусмотренных договором конкурсного управляющего и законом о банкротстве. Если в результате его действий возникли убытки для кредиторов или банкрота, то внешний управляющий должен возместить их.
В случае нарушения внешним управляющим требований закона и решения арбитражного суда о банкротстве, он может быть подвергнут штрафу или дисквалификации от занятия данной должности.
Также внешний управляющий обязан соблюдать конфиденциальность информации, касающейся дела о банкротстве, и не использовать ее в своих личных или иных интересах, а также не допускать разглашения данной информации третьим лицам без разрешения суда.
В целом, ответственность внешнего управляющего при банкротстве организации предусмотрена законодательством и направлена на обеспечение защиты интересов кредиторов и банкрота. Бездействие и некомпетентность внешнего управляющего могут привести к усугублению ситуации, а его профессионализм и ответственность — к успешному восстановлению деятельности банкрота и выполнению его обязательств перед кредиторами.
Обязанности конкурсного управляющего при банкротстве
Банкротство компаний по причине некомпетентного управления ими – не такое уж редкое явление. Если на этапе наблюдения суд обнаруживает, что причиной несостоятельности явился именно этот фактор, он назначает административного, а затем и внешнего управляющего из числа менеджеров, более грамотных и опытных, нежели прежнее руководство компании.
Специалист по банкротству на протяжении установленного законом срока пытается вывести компанию из глубокого кризиса, восстановить ее нормальное функционирование, а с ней и платежеспособность. Удается это сделать не всегда.
Конкурсный управляющий вступает в игру, когда становится ясно — «спасение утопающего» невозможно. Его цель – максимально выгодно продать имущество, которое осталось. Сформировать конкурсную массу, которая позволила бы расплатиться с как можно большим количеством лиц, внесенных в реестр кредиторов. Естественно, ему тоже необходимо экономическое либо юридическое высшее образование, как и менеджеру по банкротству. Более того, без образования и сдачи квалификационного экзамена он не сможет стать членом СРО. Но задачи перед конкурсным управляющим стоят совсем другие, требующие иных знаний и навыков, чем у временного управляющего.
Как ЕФРСБ помогает в выборе финуправа?
На данный момент данный ресурс предлагает самую точную и актуальную информацию обо всех финансовых управляющих России. Если, например, выбранный вами специалист покинул СРО, информации об этом на сайте арбитражного суда может не быть. На сайте ЕФРСБ напротив его фамилии обязательно будет пометка – «не состоит в СРО». Есть на сайте и список дисквалифицированных управляющих. Важно, чтобы фамилии «вашего» в нем не было.
Если же все в порядке, вы найдете на сайте профессиональную карточку финуправа, в которой содержится его полный послужной список. Услуги управляющего, который успешно провел несколько десятков дел о банкротстве, не имел отводов/самоотводов в их процессе, будут стоить весьма дорого. Так что рекомендуется искать не «звезду», а просто крепкого профессионала, на счету которого несколько успешных дел. Особое внимание обращайте на самоотводы – вам не нужен специалист, который «кинет» вас в ходе процесса, если ему покажется, что что-то пошло не так, как он планировал.
Регламент работы в рамках последней стадии банкротства
Он весьма строг:
- После назначения у конкурсного управляющего есть всего 10 дней на то, чтобы не вызывая неудовольствия суда и кредиторов, опубликовать сведения о начале новой стадии банкротства на ЕФРСБ и в газете «КоммерсантЪ».
- Затем – девяносто дней на то, чтобы сформировать конкурсную массу. То есть, произвести полную инвентаризацию имущества банкрота. Оспорить сомнительные сделки и вернуть имущество, реализованное по ним в «общий котел». Составить подробный список каждого лота торгов с указанием цены каждого.
- После этого ему следует вновь опубликовать новые сведения о ходе этапа на федеральном ресурсе ЕФРСБ и составить отчет для кредиторов
- Затем следует организация торгов. А за ней – новый отчет для собрания кредиторов.