Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды ответственности за нарушение гостайны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Режим секретности является постоянным, общегосударственным. Его требования обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами власти, местного самоуправления, предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами России, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства о государственной тайне.
Сведения, подлежащие защите
Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:
- военная;
- экономика, наука и техника;
- внешняя политика и экономика;
- разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.
В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
Второй комментарий к Ст. 284 УК РФ
1. Непосредственным объектом преступления является обороноспособность и экономическая безопасность государства.
2. Объективная сторона преступления характеризуется:
а) действием либо бездействием (нарушение установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну);
б) последствием (утрата последних и наступление тяжких последствий);
в) причинной связью между указанными действиями (бездействием) и последствиями.
Документ, содержащий государственную тайну, — официальный или неофициальный носитель информации о такой тайне (документы официального характера — справки, отчеты и т.п., черновые записи, данные, занесенные на магнитную ленту, фотои кинопленку и т.п.). Предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, являются различные изделия, образцы, модели и материалы, например, отдельные экземпляры или модели техники, приборов, вооружения.
Преступление окончено с момента утраты соответствующих документов, которая, в свою очередь, повлекла наступление тяжких последствий.
Утрата — это выход документов, содержащих государственную тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, из владения лица, имеющего допуск к государственной тайне. Уничтожение документов или предметов, составляющих государственную тайну, утраты не образуют, так как это исключает возможность ознакомления с ними посторонних лиц.
Понятие наступления тяжких последствий понимается так же, как в ч. 2 ст. 283 УК РФ.
3. Субъектом преступления может быть только лицо, имеющее допуск к государственной тайне.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью (равным образом в виде легкомыслия или небрежности).
Как защитить коммерческую тайну?
Защита коммерческой тайны — головная боль многих предпринимателей. В современном мире неотъемлемым условием успешного бизнеса является защита коммерческой тайны. Ведь раскрытие конфиденциальной информации может привести к разорению компании. Важно знать, как правильно защитить коммерческую тайну.
ВНИМАНИЕ: наш бизнес адвокат Екатеринбурга и Свердловской области разъяснит Вам, как защитить коммерческую тайну, а также привлечь к ответственности виновных лиц: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!
Прежде чем внедрять средства защиты, следует понять какая информация конфиденциальна и на каких носителях она хранится (например, бумажный или электронный). Определившись с этим вопросам, надо вводить на предприятии режим коммерческой тайны.
В-первую очередь надо разработать внутренние нормативные акты компании.
К ним относятся приказ о мерах защиты коммерческой тайны, положение о тайне, назначение ответственных лиц, определение перечня охраняемых объектов, соглашение о неразглашении коммерческой тайны с имеющимися сотрудниками.
В договорах с новыми работниками и контрагентами прописывается порядок регулирования отношений по охране информации и мера ответственности при нарушении.
Также необходимо ознакомить под роспись работников, которые имеют доступ к информации. Под роспись надо ознакомить и всех работников о режиме коммерческой тайны и со всеми документами.
На документы наносится пометка «Конфиденциально». В компании должны быть созданы все условия для охраны информации.
Надо обеспечить надлежащее хранение документов (например, сейф, специальные шкафы), ограничить доступ к электронным ресурсам.
ПОЛЕЗНО: читайте подробнее про юридическую защиту ноу-хау по ссылке
Что считается государственной тайной
Речь идет о сведениях, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Если разглашение данных угрожает безопасности другой страны, то они не являются государственной тайной для РФ. Заботиться о своих секретах – это задача отдельно взятого государства.
РФ защищает информацию в таких областях:
- Внешнеполитическая. Речь идет о данных проведения международных переговоров, разглашение которых способно нанести ущерб безопасности государства.
- Военной. Под грифом «секретно» оказываются данные о планируемых военных операциях, новых видах оружия и т. д.
- Экономическая. Не подлежит разглашению информация о платежном балансе РФ на период войны. Также к государственной тайне относятся сведения о расходах на разработку вооружений.
- Оперативно-розыскная, разведывательная, контрразведывательная. Речь идет об информации, связанной с борьбой с терроризмом, охраной государственных границ, организации правительственной связи и т. д.
Далеко не вся информация из вышеперечисленных областей является секретной. Чтобы данные считались государственной тайной, необходимо соблюсти определенные условия. Например, существует перечень сведений, которые не подлежат разглашению. Также на государственном уровне определены организации, способные засекретить те или иные данные. Этот список является исчерпывающим, а потому та компания, которая в нем не указана, не может требовать от своих сотрудников неразглашения каких-либо сведений, угрожая им уголовной ответственностью.
В первую очередь право засекречивать сведения могут силовые ведомства, к которым относятся:
- Минобороны;
- МВД;
- ФСО;
- МЧС;
- ФСБ;
- Аппарат Президента РФ;
- Минюст.
Особенности получения доступа к гостайне
Многие граждане считают, что для работы с засекреченными материалами достаточно устроиться в любое силовое ведомство. Однако это не так. Например, полицейский кинолог может проработать 30 лет в правоохранительных органах, но так и не увидеть ни одного секретного документа.
Иногда допуск можно получить автоматически, при назначении на определенную должность. При этом гражданин может даже не проходить никаких дополнительных проверок. Подобное возможно при получении таких должностей:
- Судей. Доступ к засекреченной информации дается на период исполнения должностным лицом определенных полномочий.
- Депутатов Госдумы.
- Членов Совета Федерации.
- Адвокатов. В данном случае допуск дается лишь тем лицам, которые ведут дела, непосредственно связанные с государственной тайной. Адвокат получает возможность изучить материалы конкретного дела. Иные данные остаются для него недоступными.
Для вышеперечисленных лиц не предусматривается специальная процедура допуска. Например, перед тем как предоставить адвокату засекреченные данные, его предупреждают о неразглашении гостайны и берут расписку. В случае нарушения режима секретности, должностное лицо будет привлечено к ответственности.
Сложнее получить допуск к секретным материалам обычному гражданину. Ему придется пройти через ряд проверок.
Кому получить допуск не удастся
В допуске к государственной тайне могут отказать. Чаще всего это происходит в таких случаях:
- Претендента на получение допуска признали недееспособным по решению суда. Также не сможет работать с гостайной лицо с ограниченной дееспособностью.
- У человека имеется неснятая или непогашенная судимость за умышленное преступление или за совершенное по неосторожности преступление против государственной власти.
- Гражданин обвиняется или был осужден по уголовному делу о совершении любого умышленного преступления или непредумышленного преступления против госвласти.
- Претендент имеет медицинские противопоказания для работы с государственной тайной.
- В отношении гражданина было возбуждено уголовное дело, которое прекратили по нереабилитирующим основаниям. Например, стороны примирились или истек срок исковой давности.
- Претендент или его ближайшие родственники постоянно проживают на территории другого государства или занимаются оформлением документов для выезда за пределы РФ.
- В ходе проверки были выявлены действия оформляемого лица, представляющие угрозу безопасности РФ.
- Гражданин уклонялся от проведения проверки, сообщив заведомо ложные анкетные данные.
Обязанность хранить тайну
Законодательное определение ряда правонарушений, совершаемых военнослужащими, обусловлено особенностями порядка прохождения ими военной службы.
По всей видимости, данное положение должно отражаться и на конструкции составов преступлений, посягающих на сохранность государственной и военной тайны совершаемых военнослужащими во время прохождения ими военной службы. Такие преступления должны признаваться воинскими преступлениями, и соответственно должны быть законодательно закреплены.
В настоящий момент, за разглашение и утрату документов или предметов содержащих государственную тайну военнослужащие несут уголовную ответственность по ст. ст. 283 и 284 УК РФ на общих основаниях.
Аналогичные деяния, совершаемые ими в отношении военной тайны (военных сведений конфиденциального характера не подлежащих оглашению), в настоящий момент остаются безнаказанными.
Разглашение государственной или военной тайны это
предание огласке сведений, составляющих государственную или военную тайну, лицом, которому они были доверены или которому они известны в связи со службой или работой, в результате чего эти сведения стали достоянием посторонних лиц.
Разглашение государственной или военной тайны представляет большую общественную опасность и рассматривается как тяжкое преступление. Разглашение государственной тайны является иным государственным преступлением, ответственность за которое предусмотрена в ст. 75 УК РСФСР. Ответственность за разглашение военной тайны предусмотрена и ст. 259 УК РСФСР, как за воинское преступление. Для состава разглашения государственной или военной тайны необходимо наличие в деянии субъекта двух моментов: нарушения правил хранения государственной или военной тайны и предания ее огласке (разглашения).
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — преступления, объединенные в разделе Х УК.
Какова ответственность
Наказание для преступника, обвиненного в разглашении государственной тайны, будет заключаться в наложении ареста на срок от четырех месяцев до полугода или лишение свободы до 4 лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.
В случае, если преступление привело к тяжким для государства последствиям, преступнику грозит тюремное заключение от 3 до 7 лет с изъятием права на занимаемую должность сроком до трех лет.
Соответственно, в случае вынесения приговора по данной статье, преступник фактически оказывается отрезанным от возможности продолжать карьеру в области, предполагающей предоставление сотрудникам конфиденциальной информации, содержащей секретные сведения о государстве.
Какие сведения нельзя засекретить
Обязательный признак объективной стороны разглашения — государственная тайна становится достоянием посторонних лиц. «Постороннее лицо — это лицо, либо не имеющее доступа или допуска к государственной тайне, либо имеющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным».
В Указе Президента №188 от 06/03/97, утверждающем перечень конфиденциальных сведений, служебная тайна определяется как «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти» в соответствии с ГК РФ и федеральным законодательством.
Служебная информация в целом оказалась при этом недостаточно законодательно обеспечена, несмотря на то что используется в работе, для исполнения служебных обязанностей представителями:
- органов государственного управления;
- органов муниципального управления;
- государственных предприятий;
- государственных учреждений.
Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.
Секретные записи производятся только в специальных рабочих тетрадях, по окончании командировки все секретные материалы сдаются в подразделение по защите гостайны, которое при необходимости пересылает их в Первый отдел Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Ответственность за нарушение гостайны
Автор Владимир в 10.11.2017 . Опубликовано О лицензировании ФСБ
Сегодня ответственность в области защиты государственной тайны охраняется на различных уровнях: уголовном, административном, гражданско-правовом и дисциплинарном.
Гражданско-правовая ответственность в плане защиты гостайны предполагает возмещение материального и морального вреда. На практике трудно себе представить, что государство морально страдает от разглашения гостайны. Доказать материальный вред от нарушения законодательство о государственной тайне также проблематично. Поэтому такая ответственность за гостайну существует лишь формально.
Дисциплинарная ответственность за нарушение режима гостайны теоретически предусматривает выговор, лишение денежной премии или увольнение. На практике в случае разглашения государственной тайны сотрудник компании либо привлекается к уголовной ответственности с назначением реального наказания, либо компания или должностное лицо привлекается к незначительной адм. ответственности. В любом из этих случаев фирма избавляется от сомнительного сотрудника, проходит дополнительную проверку ФСБ и, возможно, лишается лицензии на гостайну.
Поэтому в современных правовых реалиях внимания заслуживают два первых вида: уголовная ответственность за государственную тайну и административная ответственность в плане защиты гостайны.
Ответственность за нарушение законодательства о государственной и коммерческой тайне
Нарушение режима государственной, служебной или коммерческой тайны, требований к соблюдению конфиденциальности такого рода сведений влечет для виновного потенциальную возможность понести соответствующее степени и тяжести его деяния наказание. Законодательно установлено, что нарушение требований действующего законодательства по защите государственной, служебной или коммерческой тайны влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом установленные государством санкции определяются соответствующим отраслевым кодексом:
1) Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ст. 283 «Разглашение государственной тайны» и ст. 284 «Утрата документов, содержащих государственную тайну», в которых предусматривается уголовная ответственность за разглашение государственной тайны или нарушение правил обращения с документами ее, содержащими в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы на срок до семи лет. Кроме того, в ст. 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» предусматривается уголовная ответственность за указанные в ней деяния в виде штрафа или лишения свободы на срок до двух лет (при наличии тяжких последствий – до десяти лет);
2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в ст. 13.11–13.14 устанавливает административную ответственность в виде штрафа: за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах; за нарушение правил защиты информации установленных соответствующей лицензией; за использование несертифицированных средств защиты информации; за деятельность в сфере защиты информации без соответствующего разрешения (лицензии); за разглашение информации с ограниченным допуском;
3) должностные лица и иные виновные работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами несут дисциплинарную ответственность за невыполнение планов и мероприятий по защите государственной, служебной и коммерческой тайны с учетом их трудовой функции или служебного положения. Так, они могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрений. За совершение проступка работодатель имеет право применить к ним дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по основаниям, предусмотренным пп. «в» п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ «Разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей» или п. 12 «Прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне». Как и другие меры дисциплинарного взыскания, увольнение применяется к работнику в порядке, установленном ст. 193 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с правилами, установленными вышеуказанной статьей, работодатель до применения дисциплинарного взыскания в форме увольнения должен потребовать от работника объяснения в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. При этом отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания в форме увольнения.
Мера дисциплинарного взыскания в форме увольнения работника применяется не позднее одного месяца со дня установления факта разглашения государственной, служебной или коммерческой тайны работником, за исключением времени его болезни и пребывания в отпуске. Важным обстоятельством является и то, что дисциплинарное взыскание в форме увольнения не может быть применено к работнику позднее шести месяцев со дня совершения им проступка, в том числе проступка, выразившегося в разглашении государственной, служебной или коммерческой тайны.
Следует также отметить, что в соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ применение мер дисциплинарной ответственности за нарушение права на охраняемую тайну в форме ее разглашения может предусматриваться уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников, а следовательно, и в отношении должностных лиц федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну юридических лиц и граждан-предпринимателей и ставших им известными в связи с исполнением служебных обязанностей.
Другим видом ответственности работников за нарушение права на коммерческую тайну является материальная ответственность, предусматривающая обязанность работника возместить в пределах, установленных законом, имущественный ущерб предприятию, нанесенный виновным противоправным поведением.
Необходимой предпосылкой привлечения работника к дисциплинарной и материальной ответственности является своевременное возложение на него обязательства о неразглашении охраняемой тайны работодателя;
4) в настоящее время гражданско-правовая ответственность, в связи с переходом к рынку резко повысила свою роль и влияние. Как и в иных случаях, в отношении рассматриваемого института эта гражданская ответственность предстает в форме признания совершенной сделки недействительной по основаниям, указанным в ст. 166 и 168 Гражданского кодекса РФ, а также в форме возмещения причиненного вреда.
Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
Причиненные ущерб либо убытки не возмещаются, если разглашение информации, составляющей государственную, служебную или коммерческую тайну, явилось следствием непреодолимой силы, крайней необходимости или неисполнения обладателем информации обязанности по обеспечению режима государственной, служебной или коммерческой тайны.
Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут перед обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.
Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с законом быть привлечено к ответственности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Что такое «государственная тайна»?
2. Что такое «коммерческая тайна»?
3. Перечислите виды и меры юридической ответственности, применяемые к нарушителям законодательства о государственной и коммерческой тайне.
Особенности рассмотрения дел, связанных с разглашением государственной тайны
Адвокаты и юристы по юридическим услугам для юридических лиц — Лидеры рейтингов » Аналитика » Полезные статьи и обзоры судебной практики » Правовая защита информации » Особенности рассмотрения дел, связанных с разглашением государственной тайны Государственная тайна представляет собой установленные государством сведения, разглашение которых посторонним лицам может привести к снижению общей обороноспособности страны либо нанести серьезный ущерб безопасности, экономики и т. д.
Для обеспечения постоянного сохранения государственной тайны, законодательством РФ был введен особый административно-правовой порядок — режим секретности.
Степень важности сведений, которые относятся к государственной тайне, может быть весьма различной. Информация, считающаяся государственной тайной, может быть размещена на различных источниках, например, бумага, компьютерные файлы, жесткий диск компьютера, карты памяти и т. д.
Официальным носителем данной информации признается гражданин, который владеет ей на всех правомерных основаниях. Доступ новых лиц к государственной тайне оформляется путем создания специального допуска, после проведения всех необходимых проверок компетентными органами.
Наиболее распространенными делами в данной области, являются судебные споры о разглашении работниками государственной тайны предприятия, на котором они официально осуществляют свою профессиональную деятельность. Разрешение таких споров подведомственно арбитражным судам.
Рассмотрим подобный спор из существующей судебной практики. Руководитель Открытого акционерного общества обратился в арбитражный суд с целью взыскания со своего сотрудника определенной денежной суммы, равной размеру убытков, которые работодатель понес вследствие разглашения данным сотрудником государственной тайны.
Истец разъяснил о своей уверенности в отношении вины именно этого сотрудника, так как доказательствами данного факта служат показания свидетелей — также работников данного предприятия, которые подтверждают, что произошло разглашение конфиденциальной информации.
В результате разглашения информации, являющейся государственной тайной, Открытое акционерное общество понесло определенные денежные убытки из-за срыва сделки, который стал результатом неправомерных действий со стороны ответчика.
Ответчик, в свою очередь, заявил о том, что ни о каком наличии информации, считающейся государственной тайной, ему, при поступлении на службу, сказано не было и никакие соответствующие документы он не подписывал, следовательно, все требования истца в его адрес необходимо признать абсолютно необоснованными.
Истец пояснил, что ответчик осуществляет свою трудовую деятельность на его предприятии в течение двух месяцев. За это время ему просто не успели представить соответствующую документацию для согласования с ним и подписания. Однако это не освобождает его от ответственности за разглашение государственной тайны, так как он был предупрежден о данном факте в устной форме.
Внимательно рассмотрев материалы дела, суд счел требования истца необоснованными. Свое решение он мотивировал тем, что истцом не было представлено абсолютно никаких доказательств, которые подтвердили бы факт разглашения ответчиком конфиденциальной информации.
Помимо этого, в данном деле не имеется одного из главных документов — служебного соглашения о неразглашении государственной тайны с подписью ответчика. Только на основании данной бумаги можно было бы считать требования истца обоснованными.
Соответственно, в данном случае, ни о каком денежном возмещении речи быть не может. Даже показания свидетелей здесь не будут иметь правовой значимости, потому что изначально не был доказан факт принятия на себя обязательств по неразглашению указанной информации со стороны ответчика.
Какая информация не относится к служебной тайне
Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.
Очевидно, что не вся информация от государственных или муниципальных структур, является тайной.
К служебной тайне не могут быть отнесены перечисленные сведения:
- Законодательные акты, содержащие информацию о правовом статусе органов власти, организаций, структур, объединений, касающиеся прав и свобод граждан.
- Функции и порядок работы органа власти и его местоположение.
- Порядок рассмотрения заявлений физлиц и юрлиц во властные структуры.
- Информация о разного рода ЧП, в том числе природного характера, сведения, необходимые для безопасности населения, объектов производства.
- Сведения о бюджете государства и его муниципальных образований, иные экономические сведения, в которых заинтересовано население.
- Открытые архивы и документы, необходимые для осуществления прав граждан, согласно действующему законодательству.